Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
ПОЛИТИКА
Борис кАгАрлицкий ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИЕ
СЮЖЕТЫ В РУССКОЙ ПОЛИТИКЕ
С некоторых пор ссылки на латиноамериканский опыт стали в нашей прессе едва ли не привычным делом. Да что там пресса, на Латинскую Америку ссылаются даже в повседневных разговорах. Не то, чтобы мы стали лучше знать этот далекий континент, а просто непредсказуемая и неустойчивая жизнь заставляет нас искать параллели и оправдания в чужом опыте. Со времен советской цензуры мы привыкли мыслить аналогиями. Нашел подходящую значит доказал свой тезис.
Демократизация
В конце 80-х, когда слово «перестройка» еще было в моде, на страницах газет замелькали статьи, где сравнивались процессы демократизации в Латинской Америке и России. Все было ясно и просто: в разных уголках мира торжествуют ценности свободного общества. Нам, конечно, непросто, но и латиноамериканцам нелегко. А вот, видите, какие успехи!
Сравнивая «демократические процессы» в разных странах, публицисты призывали извлечь уроки из латиноамериканского опыта. Однако если всякое сравнение хромает, то данное сравнение спотыкалось на обе ноги. При серьезном сопоставлении латиноамериканского и российского опыта 80 90-х бросаются в глаза не совпадения, а наоборот, разительные контрасты. В странах Латинской Америки происходило восстановление конституционного порядка, ранее подорванного военными переворотами. У нас этот термин, как известно, тоже оказался в ходу, но позже и в совершенно ином, зловещем смысле. В Латинской Америке он имел смысл весьма прямой: даже если где-то писались новые конституции, речь шла о возрождении вполне традиционных для этих стран институтов. Да, демократические институты никогда здесь не были сильны и развиты, как в Европе, но они играли важную роль в национальной истории. Их восстановление воспринималось народным сознанием как нечто органичное, долгожданное и понятное.
Порядки, характерные для демократии и гражданского общества до середины 6070-х годов, не были полностью уничтожены военными режимами. Некоторые демократические институты, несмотря ни на что, выжили в противостоянии с диктатурами. В постсоветском пространстве, напротив, значительная часть новых демократических институтов и структур была не чем иным, как обретшими новое бытие институтами и структурами авторитарной системы (это относится не только к судебно-правовой системе, средствам массовой информации, творческим союзам и профсоюзам, но и к политическим партиям, которые вне зависимости от своей идеологии все в той или иной мере были продуктами распада КПСС).
Демократию у нас предполагалось не «восстанавливать», а строить точно так же, как раньше строили «социализм», «коммунизм», создавали «нового человека». «Классический» авторитаризм латиноамериканского
КАГАРЛИЦКИЙ Борис Юльевич старший научный сотрудник Института сравнительной поли-тологии РАН, кандидат политических наук.
ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИЕ СЮЖЕТЫ В РУССКОЙ ПОЛИТИКЕ 39
образца контролировал общество, но не пронизывал всех сторон жизни. Советское общество тоже не было тем однородным монолитом, каким изображали его идеологи КПСС или антикоммунистические теоретики. Но «посттоталитарный» авторитаризм брежневской эры, позволявший людям достаточно свободно жить «вне политики», не мог создать собственной демократической традиции.
Естественно, что в обществе, где низы лишены самостоятельных организаций, отчуждены от политики и привыкли к подчинению властям, демократизация оказывается не более чем побочным продуктом верхушечных разногласий или разборок, от которых «простым гражданам» становится только хуже. Неудивительно, что эта демократия, неожиданно свалившаяся нам на голову, в скором времени стала восприниматься значительной частью народа как очередное бедствие. Неожиданно оказалось, что уровень политической культуры полуграмотного жителя бразильских фавел мог быть на порядок выше, чем у нашего интеллигента с двумя высшими образованиями (несмотря на полный курс истории партии и марксистско-ленинской философии).
В Латинской Америке тоже быстро наступило разочарование. И все же общество было вполне способно принять участие в создании новых институтов власти. Конечно, демократизация и там не была исключительно завоеванием «низов». Скорее речь шла о переменах в политике «верхов» в сочетании с давлением «низов». Консенсус никто не искал: он возник стихийно. Именно потому демократические процессы оказались в большинстве стран континента, по крайней мере в 80-е и в начале 90-х, столь гладкими, мирными и откровенно основанными на компромиссе.
Здесь, на первый взгляд, напрашивается параллель с Советским Союзом эпохи М. Горбачева. У нас ведь тоже все, от крайних диссидентов до офицеров КГБ сходились на общем: «Так жить нельзя». Но это лишь на первый взгляд. Организованность масс, их самосознание и способность влиять на окончательный результат процесса в собственных интересах оказались на просторах бывшего СССР исключительно низки. А перемены были некой привлекательной абстракцией. Их хотели так сильно именно потому, что никто толком не знал, чего хочет. Элиты, которые первыми разобрались в собственных интересах, оказались в выигрыше. Фактически вся политическая борьба свелась к противоборству верхушечных группировок, время от времени пытавшихся привлечь массы для решения своих задач. А поскольку к «низам» всегда обращалась слабейшая из фракций, в любых разборках элит массам, в конечном счете, отводилась роль жертв.
Качественно иным был и наш тип политической культуры, не говоря уже об идеологии интеллигенции, привыкшей, даже находясь в оппозиции, искать диалога с властью. Ни одна массовая общественная группа в 8090-х не смогла выработать собственной идеологии и видения перемен, альтернативной тому, что предлагали те или иные круги номенклатуры. Потому-то «социализм с человеческим лицом» поразительно легко можно было поменять на «свободный капитализм», лозунг «Вся власть Советам» на «сильную исполнительную власть» и «десоветизацию». И все это не теряя управления процессом. Большинство населения покорно шло в фарватере верхов, поскольку привыкло подчиняться любой власти. Если начальство требует демократизации, с ней приходится смириться, как с любой иной напастью.
Либеральные социологи с восторгом сообщали о смене ориентиров. Стоило провозгласить свободу, как подавляющее большинство населения стало называть ее в качестве высшей ценности. На самом деле это свидетельствовало не об освобождении личности, а наоборот, о тотальном конформизме и внушаемости людей. А следовательно, о невозможности гражданского общества. Что касается Латинской Америки, то многолетний опыт жизни в услови-
Б. КАГАРЛИЦКИИ 40
ях однопартийной системы, которой подчинены суд, профсоюзы, государственные учреждения и деловая жизнь, помимо Кубы можно найти лишь в Мексике. Даже в Никарагуа при сандинистах сохранялись элементы как революционной стихийности, так и традиционной «буржуазной демократии». Кстати, из всех стран континента именно Куба и Мексика в наименьшей степени были затронуты демократическими процессами. Почему мексиканская «салинаст-ройка» (затеянная президентом Салинасом) в отличие от горбачевской перестройки окончилась успешно для ее инициаторов? Да именно благодаря постоянной готовности прибегать к методам из традиционного для режима арсенала: фальсификация выборов, патернализм, управление кадрами. А правительство Кубы, проанализировав уроки СССР, после колебаний 19891993 годов однозначно выбрало «китайский сценарий» модернизации, сочетающий рыночные реформы с жестким авторитаризмом. Результат сказался довольно скоро: в 1994 году экономика острова впервые с момента распада СССР начала расти (1,4 процента по данным британской «Financial Times») и в отличие от российской стала привлекать значительные иностранные инвестиции.
Наше общество вряд ли могло чему-то научиться на опыте Латинской Америки. Зато похоже, что по крайней мере некоторые латиноамериканские элиты сумели учесть печальный опыт СССР.
Экономические реформы
Когда тема «демократизации» уступила в устах политиков и публицистов место теме «рыночных реформ», у нас вновь вспомнили про теплые страны. В телепередачах стали навязчиво напоминать, что в 80-х «пылающий континент» превратился в приватизирующийся, а чилийский генерал Пиночет не только истребил большую часть оппозиционных активистов, но и стал пионером свободного рынка в регионе.
Публицистика всячески подчеркивала параллели между монетарист-скими экспериментами в Латинской Америке и России. С невиданным размахом развернулась очередная кампания по пропаганде «передового опыта». Ссылка на чужой, действительный или мнимый, успех явно должна была заменить серьезное обоснование собственных действий.
Фундаментальные различия между латиноамериканским и русским монетаризмом совершенно не интересовали публицистов. А зря. В Латинской Америке речь шла об очень длительном процессе и затяжной борьбе. Неолиберальные модели начали внедряться здесь еще военными диктатурами 70-х, потом наступил кризис, подорвавший авторитарную власть и способствовавший восстановлению конституционного правления. Лишь во второй половине 80-х неолиберальные модели смогли вернуться. На сей раз уже в рамках демократии. Почему? Да как раз из-за краха Советского Союза и полной деморализации левого движения. Стало очевидным, что в Латинской Америке нет внутренней (или внешней) силы, способной использовать социальную катастрофу для прихода к власти. Следовательно, элиты могли позволить себе и роскошь сочетания реформ с демократией. Правда, лишь до известного момента. Восстание в мексиканском штате Чьяпас, как и активизация партизан из движения Тупак Амару в Перу, показывают, что терпение людей небеспредельно. Если демократические механизмы, профсоюзы и «официальная» оппозиция не могут помочь, люди начинают искать свой выход. Одни в параллельной экономике, наркоторговле (ставшей крупнейшей отраслью, дающей работу миллионам людей), другие в вооруженном сопротивлении.
У нас разочарование в демократии не привело пока к вспышкам насилия «снизу» именно потому, что большинством населения ни демократия, ни гражданское общество никогда и не воспринимались как структуры, через
ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИЕ СЮЖЕТЫ В РУССКОЙ ПОЛИТИКЕ 41
которые можно что-то исправить или решить. Русский человек ищет собственное решение, сговариваясь с начальством или обманывая его. А это привело к абсолютно пассивному, совершенно бессознательному и бестолковому, но абсолютно всенародному саботажу реформ. Именно тот факт, что три четверти «саботажников» поддерживают «реформаторское» правительство или даже являются его министрами, лишь усугубляет положение. Западные эксперты, почувствовав неладное, стали делать ставку на «молодых» деятелей. Но эти последние отличаются от старшего поколения не более глубоким пониманием сути неолиберальных теорий, а лишь большей хватательной агрессивностью и очевидным невежеством. А потому являются еще более опасными «саботажниками», чем старые чиновники, помнящие гиппократов принцип «не навреди».
В Латинской Америке неолиберальные реформы проводились в условиях «реального капитализма». Столетиями существовала национальная буржуазия со своими традициями, институтами, капиталами. Привычным делом было и весомое присутствие иностранного капитала. Таким образом, речь шла не о «строительстве» или «реставрации» капитализма, а о корректировке экономической политики в рамках периферийного капиталистического развития.
Различия в исходной ситуации предопределили и разные результаты. В Латинской Америке неолиберальные реформы привели к определенной модернизации общества, повышению технологического уровня производства и созданию новых рынков на фоне возрастающего социального неравенства и усиливающейся внешней зависимости. Но и нищета для большей части трудящихсядело здесь привычное. Неолиберальный курс резко обострил эти проблемы, но не был их причиной. У нас же резкий рост социального неравенства происходил не только в условиях общества, привыкшего к совершенно иным нормам, но и при гораздо более высоком уровне образованности и трудовой квалификации. Даже в беднейших странах Латинской Америки трудно представить себе инженера или врача, работающего за 40 долларов в месяц. Социальное неравенство приняло у нас не только крайние, но и экономически иррациональные (даже с точки зрения капитализма) формы. В обществе с традиционно сильным стремлением к справедливости разрыв между богатыми и бедными сразу достиг не виданных в мировой практике масштабов. Если в Латинской Америке неолиберальные реформы позволили сохранить и даже улучшить свое положение части квалифицированных работников, интеллигенции и средних слоев, то в России именно эти группы населения следует отнести к числу наиболее пострадавших.
В Латинской Америке существование национальных капиталистических элит сделало возможной определенную конструктивную корректировку курса, по мере того как противоречия реформ становились все более очевидными. Классический пример финансовая стабилизация 1994 года в Бразилии, которая была достигнута не набором стандартных решений, предлагавшихся Международным валютным фондом, а сочетанием монетарист-ских принципов с собственными нестандартными подходами. В России же собственное творчество на поприще реформ не могло не обярнуться гротескными бюрократическими изобретениями и жульническими выдумками.
Хотя мотив «латиноамериканизации» русского общества стал общим местом в политической публицистике 90-х, каждый автор оценивал ее по-разному. Известный левый журналист А. Баранов называл Россию «банановой республикой, где не растут бананы», «новой Бразилией на севере», где все, как в тропиках (жаль только снег идет). А политолог В. Прибы-ловский даже основал движение «Субтропическая Россия». Латиноамериканские порядки у нас уже введены, осталось изменить климат. Тогда и без зарплаты проживем. Когда Е. Гайдар возглавил «команду реформ», в качестве одного из его
Б. КАГАРЛИЦКИЙ 42
главных достоинств пресса называла близкое знакомство с опытом финансовой стабилизации в Латинской Америке. И в самом деле, Гайдар занимался изучением латиноамериканской политики МВФ и местных неолиберальных реформ. В бытность свою советским обществоведом он постоянно подчеркивал несостоятельность, противоречивость и антинародность этой политики. О том, сколь плачевны будут последствия аналогичного курса в России, он писал уже в 1989 году: «Программа реформы, не предусматривающая упрочения таких ценностей, как равенство условий жизненного старта вне зависимости от имущественного положения, общественное регулирование дифференциации доходов, активное участие трудящихся в управлении производством, просто нежизнеспособна». А стремление решить проблемы страны на основе повсеместного внедрения частной собственности, по его словам, лишь демонстрировало «силу утопических традиций в нашей стране» («Московские новости», 8 октября 1989 года).
Сходство реформ, проведенных в Восточной Европе и Латинской Америке, обусловлено не сходством внутренних процессов, а однотипностью решений, применявшихся МВФ во всех случаях без учета специфики региона. Проиграв «холодную войну», бывший советский блок сдался на милость победителя. Никакой иной экономической идеологии, кроме типовых рецептов МВФ, уже применявшихся в Латинской Америке, просто не было. В свою очередь западные финансовые центры, мало знакомые со спецификой региона (и мало ею интересующиеся), экспортировали готовую модель с тем же упорством и безответственностью, с какой за несколько десятилетий до того действовали в «братских странах» советские международные ведомства. Если политика СССР привела к появлению сходных структур на Кубе, в Чехословакии и Монголии, то политика МВФ действительно вызвала «латино-американизацию» в странах бывшего советского блока. Но очевидно, что дальнейшее развитие неизбежно вызовет отторжение этих моделей точно так же, как отторгнута в большинстве случаев модель советская.
Сопротивление социальной и политической латиноамериканизации становится своеобразным «стержнем» общественно-политической жизни стран бывшего советского блока (как ранее было таковым внутреннее сопротивление принудительной советизации «братских» стран Восточного блока). В массовом сознании этих стран антиамериканизм и антикапитализм рано или поздно займут то самое место, которое раньше занимали антисоветизм и антикоммунизм. И это вполне закономерно в обществе, где капитализм и коммунизм в равной степени насаждались сверху профессиональными бюрократами.
Авторитаризм
Чем меньше общество испытывало восторга по поводу проводимых над ним операций, тем громче и убедительнее звучали голоса о том, что недопустимо ставить исход преобразований в зависимость от результатов выборов и конституционных процедур. Кумиром политиков и публицистов либерально-авторитарного направления стал генерал Пиночет.
Симпатии к генералу были характерны для значительной части «демократической» интеллигенции даже в лучшие годы перестройки. Чилийский диктатор привлекал интеллигенцию, во-первых, беспощадностью к врагам капитализма, а во-вторых, способностью соединить «рационально дозированные» репрессии с последовательным либерализмом в экономике. На самом деле, разумеется, экономический либерализм в Чили никогда не был столь последовательным, как представляют российские публицисты (когда реформы «зашкаливали», военные, не колеблясь, прибегали к государственному интервенционизму и даже национализациям). Но «светлый образ» чилийского генерала-палача играл важную психологическую, «мобилизую-
ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИЕ СЮЖЕТЫ В РУССКОЙ ПОЛИТИКЕ 43
щук)» роль для людей, ищущих положительного героя. Тот факт, что именно Пиночет из всех латиноамериканских диктаторов был избран советской пропагандой на роль главного злодея, предопределил его пропагандистскую канонизацию в постсоветской России. Слова о канонизации употреблены здесь в совершенно конкретном смысле. Например, С. Федоров говорил, что России нужен «Христос в шинели Пиночета».
Впрочем, латиноамериканская история последних лет породила и другой образ, потрясший интеллектуалов. Им стал перуанский президент А. Фухимори. Пока президент России еще только спорил с Верховным Советом, перуанский лидер уже разогнал парламент и ввел собственную конституцию. Фигура Фухимори, который обошелся без массовых репрессий, выглядела куда привлекательнее для части демократической общественности, вполне готовой к поддержке авторитарных мер, но не отличающейся эстетской кровожадностью поклонников Пиночета. Перуанский опыт самым тщательным образом анализировался ельцинской командой. Но поскольку между Россией и Перу, мягко выражаясь, существует некоторая разница, ликвидация Верховного Совета осенью 1993 года оказалась совсем не таким легким делом, как разгон перуанского Конгресса.
Опыт латиноамериканских диктаторов лишь на первый взгляд может показаться более естественным и органичным для России, чем опыт демократический. На самом деле природа авторитаризма в России тоже иная, нежели в Латинской Америке. Там авторитаризм опирается на сильную традицию личной власти (бонапартизм, каудильизм). Русский авторитаризм жестокий и централизованный, но по отношению к обществу всегда выступал как институционализированный, структурированный. Ни традиции военного режима, ни традиции бонапартистской личной власти в России нет.
Самодержец обосновывал свою власть не личными заслугами, а исторически сложившимися порядками и «божественной волей». Какая бы огромная власть ни концентрировалась в руках московского царя или петербургского императора, личность монарха была менее важна, нежели институт монархии. Даже избрание Михаила Романова на царство Земским собором было институциональным актом, проведенным в соответствии с определенными традициями и правилами. А военные перевороты XVIII века заканчивались тем, что гвардия покорно отправлялась в казармы. Революционный авторитаризм большевиков в годы Гражданской войны опирался на Советы, а затем на партию. В последующие годы власть генеральных секретарей была огромна, но и она была тесно связана с целой системой четко работавших партийно-государственных институтов. Сталинская и брежнев-ская конституции писались не «под вождя», а «под систему».
Режима личной власти у нас почти никогда не было: исключением можно считать провалившихся политиков «Смутного времени» и Гражданской войны. А потому и сейчас система личной власти вызывает не то чтобы сопротивление, а какое-то недоумение. Причем не только у «народа», но и у «начальства». Вместо одного верховного вождя мы получили множество мелких и стыдливых тиранов на каждом уровне управления. И никто из них сам точно не знает, где границы его власти.
И все же в одном наши общества похожи. И Латинская Америка, и Россия находятся в тяжелейшем кризисе. Речь идет не об экономике, а о потере уверенности в самих себе, неопределенности и смутности будущего. Находя спасение в частной жизни, мексиканцы и русские дружно выбирают «мыльные оперы». И чем меньше все это относится к реальной жизни тем лучше. В этом смысле для нас латиноамериканские сериалы подходят даже больше, чем для тех, для кого они первоначально снимались.