Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
О модельном мышлении
механизм и стимулы научного творчества, творчество А. В. Чаянова
mechanism and incentives of scientific creation, A.V.Chayanov's creation
Всем известны имена Д. И. Менделеева, В. И. Вернадского, Н. И. Вавилова, А. В. Чаянова, В. А. Обручева и др., творческая деятельность которых отличается некоторыми общими чертами, ставящими этих ученых и мыслителей вне ряда других. Наиболее характерные из них:
способность получать крупные научные результаты, используя в анализе и синтезе научных обобщений методы интуиции, обычно применяемые при недостатке информации;
чрезвычайная широта научных поисков и огромность научных достижений;
непрерывный поиск истины в постоянно расширяющемся ареале научных проблем и дисциплин.
Попробуем найти механизм мышления и стимулы, побуждающие ученых, обладающих такими свойствами, к научному творчеству. С этой целью рассмотрим человеческое мышление с позиции теории информации.
Наше сознание устроено таким образом, что оно, воспринимая проявления окружающего мира и собственного организма через органы чувств в виде некоторых сигналов о тех или иных изменениях, возникающих в нем, сопоставляет их с имеющимися в сознании моделями, описывающими объекты внешнего мира и собственного организма и связи между ними. Из всех сигналов-сообщений, действующих на органы чувств, сознанием воспринимаются только такие, которые находят отклик в этих моделях. Такие сообщения именуются информацией. Сообщения же, не находящие отклика в моделях, сознанием не воспринимаются. Они называются данными и существуют объективно, как бы сами по себе. Информация же категория субъективная. Она конкретна относительно некой модели, содержащейся в сознании конкретного человека, и существует только в момент ее восприятия. Будучи воспринята, инфор-
мация перестает существовать и превращается в часть модели или в ее связь.
Хранящиеся в сознании человека модели содержат характеристики окружающей среды, например: вода - жидкая, она утоляет жажду, разжижает некоторые вещества; хлеб - съедобен, свеж или черств, белый или черный; автомобиль передвигается, может перевозить тебя с места на место, едет быстро или медленно, может быть опасен; воздухом дышат, он может быть свежий и загрязненный, холодный или теплый и др. В них также хранятся характеристики самоощущения: жарко, холодно, тяжело, больно и т. п. Ими описываются динамические качества объектов. Существуют связи между характеристиками объектов и между объектами. Это одна сторона сознания.
Другая сторона содержит реакции человека на те или иные явления, нашедшие отражения в моделях сознания. По мере развития человека, обретения им ощущения самого себя и своего места в окружающей среде набор моделей растет, они усложняются. Мы говорим, что человек набирается знаний и опыта.
Процесс развития человека зависит от многих факторов и среди них - его способность поддерживать функционирование имеющихся у него моделей, расширять, усложнять их (получение образования, его качество и обретение опыта).
Постоянное обращение к хранящимся в сознании моделям 36
иногда выявляет их неадекватность реальности) проблемы в отражении действительности, неточность в описании элементов окружающего мира. Заполняя эти проблемы, достраивая модели и связи между элементами моделей и моделями в целом, человек может снова обнаружить пробелы в связях между элементами вновь введенных и старых моделей и между моделями, и это снова потребует достижения адекватности и т.д. По существу, накопление знаний состоит в устранении выявляемых пробелов. У ученых этот процесс является сутью их деятельности.
Сам по себе процесс устранения пробелов в знаниях сродни цепной реакции. Действительно, возникшее в результате научного поиска некоторое знание о новых моделях или их элементах или о новых связях между ними и анализ этих новшеств, приводит ученого к необходимости выявления новых пробелов в своих знаниях, а их устранение -опять к выявлению новых и так далее. При этом чаще всего появление одного нового элемента какой-нибудь модели или новой сбязи выявляет нескольких новых связей и новых элементов.
Крупный ученый очень быстро находит решения стоящих перед ним задач. Создается впечатление, что его мозги устроены иначе, чем у простых людей, он понимает гораздо больше и воспринимает какое-то явление перспективнее нас. И действительно, набор моделей и связей меж-
ду ними в его сознании значительно шире, многие данные, не встречающие отклика в моделях, хранящихся в нашем мыслительном аппарате, для него являются информацией, которая анализируется, оценивается и позволяет сделать заключение, решающее какую-либо задачу значительно быстрее и эффективнее нас с вами. Проблемы закрываются быстрее, но и быстрее появляются новые. Что же стимулирует сознание ученого на такую работу?
Ученый-психолог П. Симонов, специализировавшийся на изучении человеческих эмоций, пришел к мысли о том, что эмоции есть реакция человека на недостаток информации. Для обычных людей эта реакция настолько незначительная помеха в жизни, что она никак внешне не проявляется. Однако когда эта помеха начинает угрожать их спокойной жизни или благосостоянию, они стремятся ее устранить. Для ученых же устранение пробелов в моделях составляет существо их профессиональной деятельности. По успешности выполнения этой функции мышления судят о квалификации ученого.
Симоновские эмоции, естественно, действуют на разных людей по-разному. У крупных и честолюбивых ученых (а крупные ученые не могут быть нечестолюбивыми) они стимулируют расширение и интенсификацию научного поиска. При этом ученый зачастую переходит условную границу научной дисциплины, которой он посвящает свои
труды, и углубляется в смежные науки, находя там возможности для закрытия пробелов в своих знаниях. Проследим как происходят эти процессы на примере творчества А. В. Чаянова.
Одним из наиболее значимых научных результатов Чаянова было создание трудопотребитель-ского баланса крестьянской семьи, который представляет собой модель, описывающую соотношение между тягостностью труда крестьянской семьи и тягостностью ее жизни без материальных результатов труда. В этой модели одновременно отражаются экономические, социологические и психологические проблемы, стоящие перед крестьянской трудовой семьей.
Необходимость существования такой модели Чаянов понял уже будучи студентом первого курса института, встретившись с невозможностью объяснить многие явления крестьянской жизни в рамках законов трудовой теории стоимости. Он изучает физиократа Кене, теорию предельной полезности ДжевонсаМенгера, но этого оказывается недостаточно. Тогда его мысли занимают социологические теории, но и это еще не все объясняет. Он изучает работы психологов, и в частности Т. Рибо, глубоко вникает в аппарат математической статистики, используемый при анализе массовых исследований бюджетов крестьянских семей. И вот, вооружившись всеми этими знаниями, воплотив их в свое сознание хорошо организованными 37
моделями, Чаянов создает теорию крестьянского хозяйства, стержнем которой становится модель, названная им «трудопотребитель-ский баланс», которая отвечает всем перечисленным научным направлениям одновременно.
Трудопотребительский баланс решал проблемы организации сельскохозяйственного производства и социальных отношений в трудовой крестьянской семье и объяснял психологические предпосылки принятия крестьянином производственных, организационных и бытовых решений, касающихся жизни и деятельности своей семьи. Такое единство достигалось восприятием разработанной моделью разнообразной информации о всех трех состояниях крестьян: экономическом, социальном и психологическом. Важным новшеством теории Чаянова было отношение к крестьянину как к творцу, все время ищущему наилучшие решения в своей хозяйственной деятельности и в быту. Он установил, что принимая решения по управлению хозяйственной деятельностью, крестьянин осознает ответственность этих решений и крайне редко ошибается.
Действительно, результат производственной деятельности и вкладываемого в него труда в сельском хозяйстве становится реальностью только в конце года, а, например, в обрабатывающей промышленности уже через месяц, а то и раньше. Это обстоятельство породило различный подход к труду и к отношениям 38
между совместно работающими людьми в обрабатывающей промышленности и в крестьянском хозяйстве. На промышленных предприятиях вся производственная и социальная жизнь четко нормирована: существенное разделение труда, строгая технология, регламентирующая каждый элемент переработки исходных продуктов в продукты выпуска, не допускает каких-либо отклонений, что в результате порождает рутинный характер труда. Весь риск, связанный с производством и реализацией продукции, лежит на руководстве промышленного предприятия и остается вне сознания рабочего.
В трудовом же семейном крестьянском хозяйстве риск, весь без остатка, принадлежит трудовой крестьянской семье. В связи с этим ни о каком жестком нормировании хозяйственной жизни и быта не может быть и речи изменяющиеся погодные условия, низкая или слишком высокая всхожесть посевов, выход из строя кого-либо из членов семьи и другие внезапные изменения условий производственной деятельности могут привести к очень тяжелым последствиям для семьи: разорению, голоду или даже к ее гибели. Поэтому крестьянскому хозяйству могут потребоваться оперативные изменения в организации своей хозяйственной деятельности в сторону интенсификации труда никто ведь не может гарантировать успеха к концу года. Именно поэтому во взаимоотношениях между члена-
ми трудовой крестьянской семьи отсутствует такая важнейшая экономическая категория, как заработная плата, а вместе с ней и отношение к труду как к обязанности.
Труд в крестьянской семье крайняя необходимость и вместе с тем острейшая потребность. Очень точно об этом сказано в книге писателя В. Богомолова «Момент истины». О своих героях-крестьянах он говорит: «Они работали с крестьянской жадностью». Такое отношение крестьян к своему труду сохраняется даже тогда, когда все складывается удачно: погодные условия великолепные, всхожесть семян отличная, все члены трудовой крестьянской семьи здоровы и в конце года получены отменные результаты. Тогда значительное количество сельскохозяйственных продуктов и заработков на отхожих промыслах будет достаточным для серьезного продвижения по шкале ценностей, что позволит семье расширить набор потребляемых продуктов и услуг и поднять качество своей жизни в полном соответствии со второй стороной трудопотреби-тельского баланса, которая описывает возможность удовлетворения социальных потребностей крестьянской семьи, включающих не только предметы быта, но и предметы и услуги культурного назначения.
По мнению Чаянова, в процессе развития земледелия и постоянно растущего благосостояния крестьян их культурные запросы
должны выйти на уровень горожан, и культурные ценности, доступные городским жителям, должны в равной мере стать доступными и сельским жителям. Развивая эту мысль, Чаянов должен был тщательно отобрать те культурные ценности, которые могли быть предоставлены крестьянам, и способ их предоставления. Он изучает изобразительное искусство и становится глубоким знатоком живописи и особенно графики, эстампа. Его научные труды в этой области широко используются в качестве серьезных руководств, а собранная им коллекция старой западной гравюры занимает достойное место в Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве. Описывая в знаменитой своей «Утопии» передвижной музей в селе Волоколамского района, он делает это на высокоп-рофессиональном искусствоведческом уровне.
Одним из важнейших инструментов ученого, используемых им при анализе экономического и социального положения крестьян, является бюджетное исследование. Инструментом при проведении бюджетных исследований служит математическая статистика. Неудовлетворенный имеющимися в его время разработками Чаянов создает новую, получая при этом научный результат в области теории вероятностей. Находясь еще на студенческой скамье, Чаянов изучает теорию прикладной психологии. Построенные на ее основе модели и их
39
связи с трудопотребительским балансом он широко использует при исследовании многих сторон производственной деятельности крестьянской семьи и кооперативных объединений крестьян, что в дальнейшем позволило ему создать стройную теорию сельскохозяйственной кооперации и получить другие научные и прикладные результаты, используемые и поныне в качестве практических руководств во многих странах мира.
Большой интерес с точки зрения рассматриваемого здесь вопроса представляют написанные Чаяновым и изданные им несколько литературных произведений, которые нашли благодарный спрос уже теперь, через 70 лет после их написания. Его перу принадлежит драма «Обманщики», поставленная в 20-е годы, и киносценарий фильма «Альбидум 0604», по которому был снят фильм, имевший успех в кинопрокате. Вкус к литературной деятельности проявился еще во время учебы в Московском сельскохозяйственном институте, где этой стороне образования уделялось много внимания. Писали любимые им профессора, и на литературном кружке их произведения обсуждались, что заложило в сознание Чаянова модель литературного творчества, которая успешно «заработала» в более поздние годы.
Его руке принадлежит ряд исторических исследований. Эта ветвь творчества ученого является естественным продолжением 40
его научных поисков и основана на элементах и связях той стороны его творческой модели, которая регламентирует исследование корней изучаемых им вопросов. Любое серьезное научное произведение Чаянова всегда сопровождается историческим поиском. Со временем выработалась четкая модель не только по основной сфере его научной деятельности экономике и организации сельского хозяйства, но и по искусству, что тоже можно считать дальнейшим развитием установившейся специализации в искусствознании. Увлечение историческими поисками привело Чаянова к созданию цикла работ по истории горячо любимого им родного города Москвы. Здесь кроме реконструкции топографии старой Москвы в форме опубликованных им топографических планов города, отнесенных к разным столетиям, имеется запись его вводной лекции по курсу истории Москвы, прочитанной в Московском государственном университете, и ряд краеведческих работ.
Мы коснулись только малой части творческого механизма одного из крупнейших отечественных ученых-энциклопедистов, свойственного всем перечисленным в начале статьи мыслителям, составляющих гордость нашего отечества. Дальнейшее развитие этого исследования позволит найти и другие чрезвычайно интересные и поучительные черты творчества наших выдающихся соотечественников.
ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ