Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Всякая философия духовная квинтэссенция своей эпохи К

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 25.11.2024

Культура XIX  и XX веков и её отражение в Западной философской мысли.

«Всякая философия - духовная квинтэссенция своей эпохи» - К. Маркс.

      Образ эпохи схватывается совокупной мыслью (которой и выступает

философия) в форме основополагающих принципов и идей.

      Философия XX века включает в себя огромное многообразие направлений,

течений, школ и концепций. В ней представлены течения, как продолжающие

традиции классической философии (неогегельянство, неокантианство,

неотомизм) так и совершенно новые течения.

      Противоборство и взаимодействие разнообразных философских учений

составляет богатое содержание духовной мысли XX века.

      Одной из стержневых проблем, вокруг которой происходит развитие

философской мысли в XX веке является отношение к классической философии.

      Особенностями классической философии XIX века является:

   -вера (культ) в разум (под которым понималась не только мыслительная

      деятельность человека, но и внутренняя разумность природы, истории)

   -вера в рациональное познание, в науку и прогресс

   -вера в человека и его неограниченные возможности («Знание - сила»).

   -убеждение в том, что в человеке всё может быть познано, признаны и

      познаны общечеловеческие идеалы и принципы.

      А идейные течения (агностицизм, мистицизм, скептицизм) противостоящие

рационализму в целом «не делали погоды».

      С середины 19 века в обществе происходят социально- политические

изменения, связанные с переходом капитализма в его новую фазу

«империализм».

      Особенно остро эти изменения происходят в первой половине XX века:

1) Наука:

XX век ознаменовался огромным ростом влияния науки и её роли во всех сферах

 человеческой жизни.

Специальная и общая теория относительности А. Эйнштейна перевернула

ньютоновские представления о пространстве, времени и движении.

Создана квантовая механика и ядерная физика

В биологии выяснен механизм наследственности

Усиливается связь науки и техники:

        -создаются летательные аппараты, автомобили, создается кино.

        -радиосвязь и телевидение связало весь земной шар

        -в начале 40-х создано ядерное оружие

        -развивается ракетостроение, начинается освоение космоса

Огромные шаги сделаны в области медицины (пиницилин и антибиотики победили

многие болезни). Возросли уровень и жизнь человека.

      Этими научно- техническими изменениями характеризуется научно-

технический прогресс нашего столетия, подготовивший условия для научно-

технической революции, начавшейся в последние десятилетия 20 века.

2) Общество:

   6. Мировые кризисы и непрекращающиеся войны за передел мира вылились в 2-

      е мировые войны с применением новейших видов вооружения (химическое,

      ядерное)

   7. Внутренние социальные противоречия в отдельных странах привели к ряду

      революций (Россия, Германия, Китай и др.), что привело к их внешнему

      выражению: советский социализм противостоял миру капитализма.

   8. В некоторых странах сформировался наиболее реакционный политический

      режим - фашизм, приведший человечество ко 2-ой мировой войне, после

      которой всё человечество разделилось на два лагеря: мир социализма и

      мир капитализма.

      Все эти изменения не могли не найти своего отражения в философских

концепциях. Всё определеннее сказывается потребность в новых неклассических

типах философствования.

И, прежде всего это новое проявляется в отношении к рационализму:

     1) Культ разума стал критически оцениваться уже Шопенгауэром и Ницше,

        которые в основание жизни ставили не разум, а волю.

     2) В концепциях Бергсона рациональному познанию противопоставлялась

        интуиция, как способ постижения мира.

     3) Полностью отбрасывает разум эмпириокритицизм, сводя понятия (плод

        разума) к комплексам ощущений.

     4) Прагматизм объявляет истинным любое положение (пусть неразумное),

        которое полезно для человека в данной ситуации и представляет для

        него ценность.

      Т.о. на место рационального (пусть даже в виде Абсолютной Идеи

Гегеля) познания, ставились абсолютно неразумные элементы человеческой

психики (воля, инстинкт, интуиция, эмоции, ощущения).

      Т.о. связь философии 19 века с философией 20 века носила двойственный

характер:

        -с одной стороны - стремление придать новую жизнь классике

        -с другой - создание новых течений, критикующих классическую

          философию.

                      Марксистская философия.

      Рубежом между немецкой классической философией, как бы подводившей

итог 2,5 - тысячелетнего развития философской мысли, явился марксизм.

      Создателями диалектического и исторического материализма были:

      -Карл Маркс (1818 - 1883)

      -Фридрих Энгельс (1820 - 1895)

      Учение Марксизма означало конец прежней натурфилософии и определило

новую, более высокую форму материализма.

      Возникнув в 40 - х гг. 19 века, марксизм явился теоретическим

выражением кризиса классического капитализма, отразил политические цели и

интересы поднимающегося пролетариата. (Это политические предпосылки

возникновения марксизма).

Теоретическими источниками марксизма явились:

   -Немецкая классическая философия

   -Английская политическая экономия

   Французский утопический социализм

   Естественно - научными предпосылками явился целый ряд открытий:открытие

        клеточного строения всего живого мира

   -учение Ч. Дарвина о происхождении и развитии животных и растительных

        видов

   -открытие закона сохранения и превращения энергии.

      Анализируя сдвиги в развитии общества, реальный ход исторических

событий, участвуя в революционной борьбе К. Маркс и Ф. Энгельс через

исследование более развитой общественной жизни обретают возможность:как для

научной критики всех предшествующих теорий

      -так и для создания нового, более развитого учения, являющегося

обобщением опыта всей общественно- исторической практики.

                              Иррационализм.

      Иррационализм - это философское учение, отрицающее рационализм. (т.е.

противостояние классической философии)

      Несокрушимой вере ученых в силу человеческого разума и обязательность

общественного прогресса был впервые дан Великой французской революцией

(1789 - 1794 гг.), которая породила террор, гражданскую войну с десятками

тысяч человеческих жертв. Это заставило многих философов задуматься над

действительными возможностями разума и науки и создать свои, критические по

отношению к рационализму, философские системы.

      Критический переход новой философии сыграл положительную роль в

развитии философского знания:

      -давалась критическая оценка рационального познания, определялись его

границы, пределы его возможностей

      -изучалось соотношение мыслительных качеств человека, а также

психологических качеств (воли, эмоции, чувства и т.д.)

      -«духовный мир» рассматривался не в его высших формах, а в понятиях

опыта, практики, в психологических формах

                          Выводы по 1-му вопросу:

   1) Современная западная философия основываясь на  достижениях  философии

      20 века разделилась на два крупных течения:

      -продолжателей традиций рационализма:

        22. неокантианцев, неогегельцев, неотомистов пытавшихся

            модернизировать идеалистический рационализм к современным

            условиям.

        23. марксистов, развивающих рационализм на материалистических

            основах.

      -иррационалистов - отдающих предпочтение в познании мира и человека

      созерцанию и интуиции и принижающих возможностях разума.

   1) В недрах этих течений сложились 3 типа философствования

      (направления):

       -позитивизм

       -экзистенциализм

       -религиозная философия

Эти направления мы рассмотрим во втором вопросе.




1. Международные отношения студентапрактиканта подчеркнуть КазУМО и МЯ им
2. ВВЕДЕНИЕ ldquo;Баньяновое дерево живет пять тысяч лет но оно баньяновое дерево и ничего более
3. Тема 9 ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ 1
4. Тема- Электроснабжение нетяговых потребителей
5. Исследование сорбции дрожжевых клеток на углеродном волокне и разработка технологии сбраживания гидролизного сусла1
6. вариант задачи выбирается по последней цифре номера зачетной книжки Задача 1 Определить выбросы загряз
7. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И РЕФОРМАЦИИ Прекрасной страницей в истории мировой культуры и пе
8. Об установлении исключительных случаев заготовки елей и или деревьев других хвойных пород для новогодних
9. Бухгалтерская отчетность
10. Информационные технологии обработки давлением Методические указания к выполнению практической работ
11. Дальневосточная политика России в 1993-1996 годах
12. знак ~ объект; 2 отношение знаков друг к другу ~ синтактика знак ~ знак ~ внутренние структурные сво
13. медных монет те
14. РЕФЕРАТ Учет инфляции риска и неопределенности при оценке эффективности инвестиционных проектов Учет
15. Дорогой читатель мы будем очень благодарны за все Ваши замечания дополнения и предложения
16. Статья к презентации Детские и юношеские годы А
17. Контрольная работа Задача 1 Здание старой постройки не удовлетворяет современным теплотехнически
18. Знакомство с Windows XP
19. По теме- Бизнес план Работу выполнила Студентка 16 группы Специальность- Лабораторная диагностика
20. Петербургский государственный университет Факультет международных отношений