Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Вейделевская средняя школа Вейделевского района белгородской области Разработка классного часа

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2016-03-30

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 21.5.2024

Автор: Бут Наталья Александровна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «Вейделевская средняя школа»

Вейделевского района белгородской области

Разработка классного часа  к юбилею Д.С.Лихачёва

Цель: познакомить  с  жизнью  учёного, с его  вкладом  в  развитие  литературы, с  его  произведениями, призванными  воспитывать  подрастающее  поколение ( «Письма о добром и прекрасном»); расширять  кругозор  учащихся, воспитывать  нравственность, духовность, человеколюбие.

Оборудование: презентация к уроку.

                                        Ход  мероприятия.

1. Вступительное  слово  учителя.

 

   Дмитрий Сергеевич Лихачёв – известный  советский  учёный, академик и просто замечательный  человек – внёс  большой  вклад  в  развитие  науки и  сыграл  важную  роль  в  воспитании  подрастающего  поколения. Сегодня  мы  постараемся  понять, каким  человеком  был  Дмитрий Сергеевич.

2. Сообщения  учащихся, сопровождающиеся  слайдами.

 Ведущий 1.

Д.С. Лихачев, потомственный петербуржец, выросший в ладной семье, имевший возможность еще в дореволюционные годы, в детском возрасте, познакомиться не только с близким прибалтийским побережьем, но и с Черным морем в Крыму, и с верхней и средней Волгой, изначально ощущал действенную творческую взаимосвязь природы и общественной жизни. К этому добавились впечатления от экскурсии пятнадцатилетним школьником по Русскому Северу. Впоследствии в «Воспоминаниях», изданных в 1995 году, Д.С. Лихачев отмечал их большое значение для развития его личности и интересов: «Школьная экскурсия сыграла огромную роль в формировании моих представлений о России, о фольклоре, о деревянной архитектуре, о красоте русской северной природы. Путешествовать нужно по родной стране как можно раньше и как можно чаще. Школьные экскурсии устанавливают и добрые отношения с учителями, вспоминаются потом всю жизнь»1. Эти первичные впечатления через десятилетия будут научно обоснованы в понятии «экология культуры», широко воспринятом ныне не только в научной среде.

Ведущий 2.

Определению юношеских пристрастий способствовало и раннее приобщение к книге и к книжному делу: семья переехала в казенную квартиру при типографии нынешнего Печатного двора. «Запах свежеотпечатанной книги для меня и сейчас — лучший из ароматов, способный поднять настроение»2, — вспоминал знаменитый академик в канун своего девяностолетия. В распоряжении семьи оказалось и временно оставленное на сохранение уникальное собрание одного библиофила с редкими и отечественными и зарубежными старинными, иллюминованными изданиями, рукописными раритетами и автографами. Юноша — по его словам — «рылся и рылся в ней, читал, смотрел, любовался изданиями и рукописями...»1. Не тогда ли укрепилось» его  сознании представление о единстве нашего книжного наследия - рукописного и печатного? Именно академик Д.С Лихачев стал уже в послевоенные годы одним из инициаторов научных конференций и изданий, посвященных изучению в едином русле проблематики истории и рукописной и печатной книги и системы их описания.

Ведущий 3.

Незаурядные способности пытливого студента проявились в многообразии его уже, по существу, исследовательских занятий в Ленинградском университете, куда он поступил, не достигнув еще семнадцати лет. Это был, по словам Лихачева-мемуариста, «наиболее важный и в то же время наиболее трудный период в формировании научных интересов»2. Он увлекался многим — логикой и психологией, языкознанием и теорией литературоведения, историей литературы зарубежной и отечественной, начиная с

                                                                  

Древней Руси, и даже установлением по архивным данным авторства произведений

Некрасова. В 1928 году Д.С. Лихачев написал не одну, а две дипломные работы — о Шекспире в России на рубеже XVIII и XIX веков и о повестях о патриархе Никоне. Уже в студенческие годы начинающий исследователь и педагог заинтересованно воспринимал и предмет изучения, и систему и манеру преподавания, и способы распространения научных знаний.

Ведущий 4.

На становление творческого облика Дмитрия Сергеевича, в котором направленность и способы выражения исследовательских интересов неотделимы от нравственных исканий и характерных черт его обаятельной личности, несомненно повлияли трагические обстоятельства, отодвинувшие на несколько лет начало его уже непрерывного и отмеченного все более значительными достижениями пути интенсивно работающего ученого-гуманитария.

Д.С. Лихачев по фальсифицированному обвинению в участии в контрреволюционной деятельности группы интеллигентов аспирантского возраста был арестован и содер-

жался в 1928-1932 годах сначала в тюрьме, а затем в Соловецком лагере особого назначения, причем с 1931 года на строительстве Беломорско-Балтийского канала.        

«Пребывание на Соловках — утверждает Д.С. Лихачев в «Воспоминаниях» — было для меня всю жизнь самым значительным периодом жизни»1. И, как теперь выясняется, не только в познании людей (самые высоконравственные из них и в нечеловеческих условиях оставались самими собой и по образу мысли и по культуре поведения) и их отношения к культуре и ее памятникам, но и в определении направленности научных интересов. Монастырь с его «богатырскими стенами» и особыми природными условиями; так умело использованными еще в 15 - 17 веках монахами-насельниками, напоминал о мире неземном и, даже утратив многие памятники письменности и материальной культуры, перестав быть «хранителем древнерусских музыкальных традиций», оставался «своего рода музеем... и грандиозным ансамблем памятников древнерусского зодчества, обладающего огромной силой эстетического воздействия»2.

Ведущий 5.

К постоянной собственно научной работе Д.С. Лихачев смог приступить лишь в 1938 году, став научным сотрудником Пушкинского Дома. В 1941 году он защитил свою первую диссертацию о новгородских летописных сводах XII века. Постепенно Д.С. Лихачев приобрел авторитет всемирно признанного главы ученых, исследующих памятники древнерусской литературы и взаимосвязи литературы, искусства и общественно-политической мысли в допетровской России, — он становится членом многих зарубежных академий и почетным доктором многих университетов.

Список печатных трудов академика (не раз издававшийся и отдельными книжками в серии «Материалы к биобиблиографии ученых СССР» — последний раз в 1989 году) очень . велик. Преобладают в нем книги и статьи о литературе Древней Руси. Монографии посвящены возникновению русской литературы, поэтике древнерусской литературы, древнерусским летописям, «Слову о полку Игореве», литературе времени Андрея Рублева, национальному самосознанию Древней Руси, культуре времени образования централизованного государства, проблемам «Человек в литературе Древней Руси». Некоторые статьи объединены в книге «Великое наследие; Классические произведения Древней Руси». Многие из этих произведений Д.С. Лихачев сам подготовил к печати, сопроводив научными статьями и комментариями, и перевел на современный язык.

Ведущий 6.

Круг исследовательских интересов Д.С. Лихачева не ограничивался историей культуры до XVIII века. Он — автор и огромной хронологической протяженности книги «Русское искусство от древности до авангарда», книг «Поэзия садов» {о семантике садово-парковых стилей), «Литература—реальность—литература» (преимущественно о литературе XIX века), работ о Карамзине, Пушкине, Гоголе, Достоевском, Л.Толстом, Лескове, Андрее Белом, Пастернаке и других классиках литературы нового времени, о мемуарах знаменитых художников XX века.

Ведущий 7.

Д.С. Лихачев — инициатор создания «Словаря книжников и книжности Древней Руси XI-XVII веков», многих сборников статей, изданий сочинений классических произведений литературы, недоступных читателю в советские годы (от «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина до романа «Петербург» Андрея Белого). Он существенно расширил репертуар изданий академической серии «Литературные памятники», редколлегию которой возглавлял долгое время. Ученый направлял работу многих научных конференций и семинаров — международных, всесоюзных, всероссийских, региональных, к участию в которых (также  как и в возглавляемых им серийных изданиях) настойчиво привлекал авторов со всех концов нашей страны и из-за рубежа, особенно молодежь. Д.С. Лихачев был убежденным проводником мысли, что грядущий XXI станет веком гуманитарным, а Россия — страна великой гуманитарной и гуманистической культуры.

Ведущий 8.

Д.С. Лихачев признавал особенно важным обращение к широким читателям, даже совсем юным. Он — блистательный популяризатор научных знаний, умеющий писать доступно. Ученый стремился поднять читателя до вершин научного познания, приобщить его к лаборатории научного мышления, к научному сотворчеству. Труды Д.С. Лихачева и обогащают, и воспитывают ум. Некоторые книги — собрания эссе и афоризмов — обращены прежде всего к молодежи школьного еще возраста. Это книги «Земля родная», «Заметки о русском», особенно «Письма о добром». Но они оказываются привлекательными и полезными для взрослых не менее, чем книги последних лет— «Очерки по философии художественного творчества», «Без доказательств», «Книга беспокойств» и другие. Эти книги, как и многочисленные публичные выступления мудрого и доброго старейшины нашей культуры в журналах, газетах, по телевидению и радио, объединяли в интересе к затронутым проблемам очень многих, и, конечно же, и учащих и учащихся.

Ведущий 9.

Свою книгу-завещание «Письма о добром» Д.С. Лихачев завершает рассуждением: «В жизни ценнее всего доброта, и при этом доброта умная, целенаправленная»'. В предисловии к одному из зарубежных изданий этого сочинения он писал, что «добрый человек внутренне красив, живет в согласии с самим собой, с обществом, с природой»2. Так прожил свою долгую, почти 93-летнюю, жизнь и сам Дмитрий Сергеевич.

Слово  учителя.

На  сегодняшнем  занятии  мы  с  вами  познакомимся  с  некоторыми  письмами  из  книги  Д.С.Лихачёва, побеседуем  о  вашем  отношении  к  проблемам, поднятым  автором  статей.

В  своих  письмах, адресованных  молодому  поколению, Дмитрий  Сергеевич  рассказывает  о  Родине, патриотизме, о  величайших  духовных  ценностях  человечества, о  красоте окружающего  мира, о  нравственном  и  эстетическом  воспитании  молодёжи. Всего  в   книге  собраны  46  писем. Вот  некоторые  из  них  (слайд)

Письмо второе. Молодость - вся жизнь.

Когда я учился в школе, а потом в университете, мне казалось, что моя взрослая жизнь будет в какой-то совершенно иной обстановке, как бы в ином мире, и меня будут окружать совсем другие люди. От настоящего не останется ничего. А на самом деле оказалось все иначе.

Мои сверстники остались со мной. Не все, конечно, многих унесла смерть. И все же друзья молодости оказались самыми верными, всегдашними. Круг знакомых возрос необычайно, но настоящие друзья — старые.

Подлинные друзья приобретаются в молодости. Молодость — это время сближений. Об этом следует помнить и друзей беречь: настоящая дружба очень помогает и в горе и в радости. Ведь в радости тоже нужна помощь, чтобы ощутить счастье до глубины души, ощутить и поделиться им. Неразделенная радость - не радость,  Человека портит счастье, если он переживает его один. Когда же наступит пора несчастий, пора утрат, опять-таки нельзя быть одному. Горе человеку, если он один.

Поэтому берегите молодость до глубокой старости. Цените все хорошее, что приобрели в молодые годы, не растрачивайте богатств молодости. Ничто из приобретенного в молодости не проходит бесследно. Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. Навыки в труде — тоже. Привык к работе — работа вечно будет доставлять радость. А это очень важно для человеческого счастья: нет несчастнее человека ленивого, вечно избегающего труда, усилий... Хорошие навыки молодости облегчат жизнь, дурные — усложнят ее и затруднят.

И ещё. Есть русская пословица: «Береги честь смолоду». В памяти остаются все поступки, совершённые в молодости. Хорошие будут радовать, дурные не давать спать.

Письмо третье. Самое большое.

А в чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро — это прежде всего счастье всех людей." Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком.

Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека.

Надо быть патриотом, а не националистом. Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом — любовь к своей стране, во втором — ненависть ко всем другим.

Большая цель добра начинается с малого — с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает все более широкий круг вопросов.

Это как круги на воде. Но круги на воде, расширяясь, становятся все слабее. Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся все выше, а человек, их центр, мудрее.

Любовь не должна быть безотчетной, она должна быть умной. Это значит, что она должна быть соединена с умением замечать недостатки, бороться с недостатками — как в любимом человеке, так и в окружающих людях. Она должна быть соединена с мудростью, с умением отделять необходимое от пустого и ложного. Она не должна быть слепой. Слепой восторг (его даже не назовешь любовью) может привести к ужасным последствиям. Мать, всем восторгающаяся и поощряющая во всем своего ребенка, может воспитать нравственного урода. Слепой восторг перед Германией («Германия превыше всего» — слова шовинистической немецкой песни) привел к нацизму, слепой восторг перед Италией — к фашизму.

Мудрость — это ум, соединенный с добротой. Ум без доброты — хитрость. Хитрость же постепенно чахнет и непременно рано или поздно оборачивается против самого хитреца. Поэтому хитрость вынуждена скрываться. Мудрость же открыта и надежна. Она не обманывает других, и прежде всего самого мудрого человека. Мудрость приносит мудрецу доброе имя

и прочное счастье, приносит счастье надежное, долголетнее и ту спокойную совесть, которая ценнее всего в старости.

Как выразить то общее, что есть между моими тремя положениями: «Большое в малом», «Молодость — всегда» и «Самое большое»? Его можно выразить одним словом, которое может стать девизом: «Верность». Верность тем большим принципам, которыми должен руководствоваться человек в большом и малом, верность своей безупречной молодости, своей родине в широком и в узком смысле этого понятия, верность семье, друзьям, городу, стране, народу. В конечном счете верность есть верность правде — правде-истине и правде-справедливости.

Письмо четвертое

САМАЯ БОЛЬШАЯ ЦЕННОСТЬ  - ЖИЗНЬ

«Вдох — выдох, выдох!» Я слышу голос инструктора гимнастики: «Чтобы вдохнуть полной грудью, надо хорошенько выдохнуть. Учитесь прежде всего выдыхать, избавляться от «отработанного воздуха».

Жизнь — это прежде всего дыхание. «Душа», «дух»! А умер — прежде всего — «перестал дышать». Так думали исстари. «Дух вон!» — это значит «умер».

«Душно» бывает в доме, «душно» и в нравственной жизни. Хорошенько выдохнуть все мелочные заботы, всю суету будничной жизни, избавиться, стряхнуть все, что стесняет движение мысли, что давит душу, не позволяет человеку принимать жизнь, ее ценности, ее красоту.

Человек всегда должен думать о самом важном для себя и для других, сбрасывая с себя все пустые заботы.

Надо быть открытым к людям, терпимым к людям, искать в них прежде всего лучшее. Умение искать и находить лучшее, просто «хорошее», «заслоненную красоту» обогащает человека духовно.

Заметить красоту в природе, в поселке, городе, улице, не говоря уже в человеке, сквозь все заслоны мелочей — это значит расширить сферу жизни, сферу того жизненного простора, в которой живет человек.

Я долго искал это слово — сфера. Сперва я сказал себе: «Надо расширять границы жизни», — но жизнь не имеет границ! Это не земельный участок, огороженный забором — границами. Расширять пределы жизни — не годится для выражения моей мысли по той же причине. Расширять горизонты жизни — это уже лучше, но все же что-то не то. У Максимилиана Волошина есть хорошо придуманное им слово — «окоем». Это все то, что вмещает глаз, что он может охватить. Но и тут мешает ограниченность нашего бытового знания. Жизнь не может быть сведена к бытовым впечатлениям. Надо уметь чувствовать и даже замечать то, что за пределами нашего восприятия, иметь как бы «предчувствие» открывающегося или могущего нам открыться нового. Самая большая ценность в мире — жизнь: чужая, своя, жизнь животного мира и растений, жизнь культуры, жизнь на всем ее протяжении — и в прошлом, и в настоящем, и в будущем... А жизнь бесконечно глубока. Мы всегда встречаемся с чем-то, чего не замечали раньше, что поражает нас своей красотой, неожиданной мудростью, неповторимостью.

Письмо тридцать первое

КРУГ НРАВСТВЕННОЙ ОСЕДЛОСТИ

Как воспитывать в себе и в других «нравственную оседлость» — привязанность к своей семье, к своему дому, селу, городу, стране?

Я думаю, что это дело не только школы и молодежных организаций, но и семьи.

Привязанность к семье и дому создается не нарочно, не лекциями и наставлениями, а прежде всего той атмосферой, которая царит в семы;. Если в семье есть общие интересы, общие развлечения, общий отдых, то и это очень много. Ну, а если дома изредка рассматривают семейные альбомы, ухаживают за могилами родных, рассказывают о том, как жили их прабабушки и прадедушки, — то это вдвойне много. Почти у каждого жителя города кто-то из предков приехал из далекого или близкого села, и село это тоже должно оставаться родным. Хоть изредка, но в него нужно наезжать всей семьей, всем вместе, заботиться о сохранении в нем памяти прошлого и радоваться успехам настоящего. А если и нет родного села или родных сел, то совместные поездки по стране  запечатлеваются в  памяти гораздо больше, чем индивидуальные. Видеть, слушать, запоминать — и все это с любовью к людям: как это важно! Замечать доброе совсем не так просто. Нельзя ценить людей только за их ум и интеллигентность: цените их за доброту, за их труд, за то, что они представители своего круга — односельчане или соученики, одногорожане или просто в чем-то «свои»,  «особенные».

Круг нравственной оседлости очень широк.

На одном я бы хотел остановиться особенно: на нашем   отношении   к   могилам   и   кладбищам.

Очень часто градостроителей-архитекторов раздражает наличие кладбища в черте города. Они стремятся его уничтожить, превратить в сад, а между тем кладбище — это элемент города, своеобразная и очень ценная часть городской архитектуры.

Могилы делались с любовью. Надгробные памятники воплощали в себе признательность к покойному, стремление увековечить его память. Поэтому они так разнообразны, индивидуальны и всегда по-своему любопытны. Читая забытые имена, иногда разыскивая похороненных здесь известных людей, своих родных или просто знакомых, посетители в какой-то мере учатся «мудрости жизни». Многие кладбища по-своему поэтичны. Поэтому роль одиноких могил или кладбищ в воспитании «нравственной оседлости» очень велика.

Письмо сорок шестое. ПУТЯМИ ДОБРОТЫ

Вот и последнее письмо. Писем могло бы быть и больше, но пора подвести итоги.

Мне жаль прекращать писать. Читатель заметил. как постепенно усложнялись темы писем. Мы шли с читателем, поднимаясь по лестнице. Иначе и быть не могло: зачем тогда и писать, если оставаться на том же уровне, не восходя постепенно по ступеням опыта — опыта нравственного и эстетического. Жизнь требует усложнений.

Возможно, у читателя создалось представление об авторе   писем  как о  высокомерном   человеке, пытающемся учить всех и всему. Это не совсем так. В письмах я не только «учил», но и учился. Я смог учить именно потому, что одновременно учился:  учился у своего опыта, который  пытался обобщить. Многое мне приходило на ум и по мере того, как я писал. Я не только излагал свой опыт — я и осмыслял свой опыт. Мои письма  наставительные,  но,  наставляя,  я  наставлялся сам. Мы поднимались с читателем вместе  по  ступеням  опыта,  не   моего  только опыта, но опыта многих людей. Писать письма мне помогали сами читатели — они со мной беседовали неслышно.

Что же самое главное в жизни? Главное может быть в оттенках у каждого свое собственное, неповторимое. Но все же главное должно быть у каждого человека. Жизнь не должна рассыпаться на мелочи, растворяться в каждодневных заботах.

И еще, самое существенное: главное, каким бы оно ни было индивидуальным у каждого человека, должно быть добрым и значительным.

Человек должен уметь не просто подниматься, но подниматься над самим собой, над своими личными повседневными заботами и думать о смысле своей жизни — оглядывать прошлое и заглядывать в будущее.

Если жить только для себя, своими мелкими заботами о собственном благополучии, то от прожитого не останется и следа. Если же жить для других, то другие сберегут то, чему служил, чему отдавал силы.

Заметил ли читатель, что все дурное и мелкое в жизни быстро забывается. Еще людьми владеет досада на дурного и эгоистичного человека, на сделанное им плохое, но самого человека уже не помнят, он стерся в памяти. Люди, ни о ком не заботящиеся, как бы выпадают из памяти.

А люди, служившие другим, служившие по-умному, имевшие в жизни добрую и значительную цель, запоминаются надолго. Помнят их слова, поступки, их облик, их шутки, а иногда чудачества. О них рассказывают. Гораздо реже и, разумеется, с недобрым чувством говорят о злых.

В жизни надо иметь свое служение — служение какому-то делу. Пусть дело это будет маленьким, оно станет большим, если будешь ему верен.

В жизни ценнее всего доброта, и при этом доброта умная, целенаправленная. Умная доброта — самое ценное в человеке, самое к нему располагающее и самое в конечном счете верное по пути к личному счастью.

Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе. Это «неразменный рубль».

Знать это, помнить об этом всегда и следовать путями доброты — очень и очень важно. Поверьте мне!

Заключительное  слово учителя. Подведение  итогов.

 Вот  и  подошло  к  концу  наше  знакомство  с  жизнью  замечательного  учёного, академика Д.С.Лихачёва. Ребята, какие же выводы  вы  сделали для  себя? Чему  научили  вас  письма  Дмитрия  Сергеевича? Давайте  вместе  с  вами  по  прочитанным  письмам  составим    заповеди  для  нашего  класса.

       Заповеди:

1. Подлинные  друзья  приобретаются  в  молодости

2. Добро — это прежде всего счастье всех людей.

3. Самая большая ценность в мире — жизнь: чужая, своя, жизнь животного мира и растений, жизнь культуры, жизнь на всем ее протяжении — и в прошлом, и в настоящем, и в будущем...

4.  Нельзя ценить людей только за их ум и интеллигентность: цените их за доброту, за их труд, за то, что они представители своего круга — односельчане

5. Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе.

Рефлексия

Источники:

  1.  Д.С.Лихачёв. Заветное. М. Издательский, образовательный и культурный центр «Детство. Отрочество. Юность» 2006
  2.  http://www.orthedu.ru/nev/9-06/biografia.htm
  3.  http://www.childlib.ru/dep-resourses/Lihachev-biography.htm




1. братьям нашим меньшим и все больше прихожу в состояние ярости от советов по уходу за животными которые.html
2. этических религиозно мистических
3. Рика География Общая площадь 51 100 км2.html
4. Реферат- Обоснование и порядок прекращения трудовых договоров в РБ.html
5. ПОЛНЫЙ СИГНАЛ ЧЕРНОБЕЛОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ Построить растр при заданных числе строк в кадре и кратност.html
6. Современные системы (режимы) государственного регулирования курсов валют
7. Достоинство государства зависит в конечном счёте от достоинства образующих его личностей Дж
8. Тема 1 Методологические основы планирования
9. конструкции и принципа действия поршневого компрессора
10. Контрольная работа- Організація навчально-виховного процесу та педагогічна думка у другій половині XVIIXVIII століття
11. Тилос что значит
12. Нового и новейшего времени среди которых- Вольтер Руссо Гегель Шопенгауэр Ницше Л
13. Развивающая игротека И
14. ПЛАН ПРЕДПРИЯТИЯ Содержание- Введение Бизнесплан предприятия его место в планировании и управ
15. клеток щитовидной железы 4 Патологическая анатомия МРЩЖ 5 Клинические ф
16. Реферат- Организация документооборота
17. Как Вы относитесь к утверждению Наука доказала что Бога нет
18.  Активная позиция самого исследователя
19. тема [править - править исходный текст] Материал из Википедии свободной энциклопедии Термин информ
20. тема научных знаний которую в последствии назовут медициной