Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

ВВЕДЕНИЕ13

Работа добавлена на сайт samzan.net:


PAGE   \* MERGEFORMAT1

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И СТРУКТУРА РЫНКА

ТЕАТРАЛЬНЫХ УСЛУГ…………………………………………...……………5

ГЛАВА 2 ОЦЕНКА КОНЪЮНКТУРЫ РЫНКА ТЕАТРАЛЬНЫХ

УСЛУГ………………………………………………………………...……...….13

ГЛАВА 3 СЕГМЕНТАЦИЯ РЫНКА ТЕАТРАЛЬНЫХ

УСЛУГ………………………………………………………………………...…20

ГЛАВА 4 ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТЕАТРАЛЬНЫХ

УСЛУГ………………………………………………………………………...…23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………...……………….31

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

Анализ рынка театральных услуг имеют большое значение для управления театральным предприятием, так как полученные результаты могут быть применены для роста эффективности театрально-зрелищного менеджмента, как при осуществлении новых проектов, так и для улучшения существующих бизнес-процессов.

Театр формируется, существует, развивается, выполняя поставленные перед ним задачи, которые не имеют сходства. с целями деятельности индустриальных предприятий. Театральный коллектив создает особую художественную «продукцию», — спектакль — которой нельзя найти аналогов в других отраслях хозяйства.

Рынок театральной сферы требует системного и комплексного изучения искусства выживания. на нем, а это, прежде всего, объединено с понятием маркетинга. Однако, прежде чем изучать театральное дело, необходимо проанализировать. состояние объекта с помощью различных методов исследования.

Актуальность исследований в сфере театрального искусства обусловливается целым рядом причин. Сегодня успешная жизнь театра зависит от многих факторов:

  •  от местоположения объекта на рынке театральных услуг;
  •  от уровня управления театром, умения, опыта и таланта руководящего персонала.

Только сам театр способен реально оценить существующую конъюнктуру и спрос, установить такие цены на билеты, которые не привели бы к потере зрителя.

Для разработки стратегии исследования театр должен постоянно проводить ситуационный, комплексный анализ своей внутренней и внешней среды. Такой. анализ. позволяет. оценить. прошлую. деятельность, рассмотреть. достижения. и. провалы, установить. их. причины, проверить. компетентность. и. профессионализм. сотрудников, предотвратить. нежелательные. сбои. в работе. театра, создать. предпосылки. и благоприятные. условия. для. нормального. функционирования. системы. маркетинга. в театре, а также. ответить. на многие. другие. важные. вопросы.

Цель  моей курсовой работы заключается в изучении и проведении анализа и исследования театрально-зрелищных услуг в городе Санкт-Петербурге.

Курсовая работа предусматривает решение следующих важнейших задач:

  •  изучение общей характеристики и структуры рынка театральных услуг Санкт-Петербурга;
    •  оценка конъюнктуры рынка услуг;
    •  исследование сегментов рынка;
    •  тенденции развития рынка театральных услуг.

В театральном деле исследование предстает как комплекс действий, которые предпринимаются для того, чтобы изучать, предвидеть, формировать, стимулировать и удовлетворять зрительский спрос на театральные услуги.

Нынешний театрально-зрелищный процесс - это система отношений между участниками этого процесса – производителями спектакля (создателями), театральными критиками, зрителями сценического произведения (потребителями), публицистами и журналистами, а также продюсерами и менеджерами (продавцами), распространителями театральных билетов (посредниками). Рыночная специфика этих отношений и обусловливается понятием таким, как театрально-зрелищный рынок.

 

 
 
 
 

ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И СТРУКТУРА РЫНКА ТЕАТРАЛЬНЫХ УСЛУГ

Рынок театрально-зрелищных услуг –  это совокупность потенциальных потребителей с определенными запросами и интересами, которые потребляют услуги с целью. объединения к миру культуры и искусства.

В городе Санкт-Петербурге существует целый театральный мир. Именно этот город положил начало истории русского театра. Во времена правления Елизаветы  Петровны был основан первый Российский театр. Это позволило считать город Санкт-Петербург театральной столицей России. В городе Санкт-Петербурге имеется более ста театров, как государственных, так и негосудартсвенных, известных по всему миру. Каждый год в городе проходит более 30 международных  фестивалей искусств, около 90 музыкальных  и театральных фестивалей, конкурсов, сотни различных и интересных выставок и премьер. В городе Сакнт-Петербурге проходят всем известные конкурсы и фестивали искусств: «Праздник детства», «Фестиваль танцев», «Юность, Наука, Культура», кинофестиваль «Фестиваль Фестивалей» и многие другие1.  Культурная жизнь города Санкт-Петербурга разнообразна – каждый вечер у желающего отдохнуть есть выбор из более пятисот культурно-зрелищных мероприятий. В городе Санкт-Петербург

е имеются развлечения для  разных людей, с любыми вкусами и запросами, для каждого человека здесь найдётся развлекательная программа. Будь то клаббер или ценитель высокого искусства, или театрал и любитель долгих прогулок по городу и т.д.

Действительно, мало городов на свете, которые могли  бы похвастать такими оперными театрами, такими музейными коллекциями  и таким  литературным наследием. И все-таки, главная особенность петербургской  культуры не в неизменности его культурных ценностей, а как раз наоборот – открытости всему новому в искусстве, литературе и просто повседневной жизни.

Культура города Санкт-Петербурга – результат взаимодействия разных, совсем несходных друг на друга  людских сообществ. Петербург – это плавильный котел, в котором объединяются имперское и советское, европейское и российское, блеск и нищета.

Сегодня культурная жизнь города Санкт-Петербурга не менее  разнообразна, чем в любой мировой столице. На сценах театров ставятся сотни спектаклей: от классических опер в Мариинском до «Клаустрофобии» в Малом драматическом. На  экранах кинотеатров идут новейшие блокбастеры, архивные ленты, российские и зарубежные кинофильмы.

Рынок. предложений. огромен, поэтому. организаторы. театрально-зрелищных. мероприятий. заинтересованы. в том, чтобы. билеты. на. их. мероприятия. можно. было. легко. и недорого. купить.

Схема продажи билетов работает в неизменном виде уже несколько десятилетий. Существует продажа билетов в кассах театрально-концертно-спортивных площадок, а также компьютерную систему торговли билетами, т.е их покупка заранее.

Электронные билеты в театральных кассах города - сегодня уже не новость. Возможность для зрителя приобристи билет на любой спектакль в любой кассе города – это тоже не новость для города Санкт-Петербурга, где с 11 января 2002 года функционирует система единой информационной сети для покупки билетов на театрально-зрелищные мероприятия.

Приказ о переводе театрально-зрелищных касс на компьютерную систему торговли был подписан Комитетом по культуре Администрации Санкт-Петербурга в июне 2001 года. В компьютеризированной кассе человеку предоставляют исчерпывающую информацию об имеющихся в наличии местах, наглядно демонстрируют расположение выбранных мест в зале.

Существует деление театрально-зрелищных организаций на государственные и коммерческие.

Государственные театрально-зрелищные организации - театры, цирки, филармонии и иные концертные организации.  Их основным видом деятельности, в соответствии с уставом (положением), является концертное (театральное, цирковое) обслуживание населения, созданные государственным органом и получающие субсидии из государственного бюджета.

Коммерческие театрально-зрелищные учреждения - это спортивно-зрелищные комплексы, кинотеатры, театры, клубы, музеи, парки, цирки и другие учреждения культуры. Они ориентируются на показ образцов и ценностей культуры, и получение прибыли.

Современные зрелищные учреждения для демонстрации и просмотра зрелищ включают в себя:

  •  Зоопарки и террариумы: организованный просмотр и показ различных животных, рыб, птиц и др.
  •  Дельфинарии: показ и просмотр представлений с дельфинами, касатками, ластоногими.
  •  Кинотеатры: Показ и просмотр кинофильмов.
  •  Спортивные сооружения: Показ и просмотр спортивных состязаний (стадионы, плавательные бассейны, теннисные площадки, ипподромы, боксерские ринги, борцовские арены и др.)
  •  Концертные залы: показ различных шоу, выступлений эстрадных певцов и артистов.
  •  Музеи: показ и просмотр музейных экспонатов (картин, скульптур, предметов старины и др).
  •  Театры: Показ и просмотр театральных постановок (драм, пьес, комедий, мюзиклов и др).
  •  Цирки: Показ и просмотр разнообразных цирковых программ и представлений.

Таким образом, театрально-зрелищное мероприятие – это концерты классики, джаза и сольные выступления звезд, спектакли, фестивали, цирковые представления, балы, смотры моды, балетные выступления, светомузыкальные шоу, и иные виды художественно-исполнительского творчества.

Существуют  благотворительные мероприятия  такого типа – это концерты для  участников Великой Отечественной Войны и труда, блокадников и инвалидов, войск Министерства внутренних дел, пограничных войск. Эти мероприятия не предусматривают получение каких-либо доходов.

Основными видами деятельности театрально-зрелищных организаций являются:

  •  Создание и показ театрально-зрелищных постановок, других произведений искусства на основной сцене (сценах), гастролях и выездах, организация фестивалей, конкурсов, смотров, реализация билетов на указанные мероприятия;
  •  Подготовка театрально-зрелищных постановок, концертов на основе договоров с юридическими и физическими лицами для показа на их собственных или арендованных ими сценических площадках, по телевидению, для трансляции по радио, съемок на кино-, видео- и иные материальные;
  •  Организация других мероприятий художественно-творческого характера, проводимых собственными силами или силами приглашенных коллективов, приглашенными исполнителями;
  •  Предоставление организациям на основе договоров постановочных услуг, сценических постановочных средств для проведения спектаклей, концертов, представлений;
  •  Изготовление по заказам предметов художественного оформления театральных представлений, постановок, концертов;
  •  Предоставление и аренда своих сценических площадок другим театрально-зрелищным организациям для проведения гастрольных и выездных мероприятий, совместных проектов и программ;
  •  Подготовка, тиражирование и реализация информационно-справочных и рекламных материалов, копий видеоматериалов и фонограмм, связанных с художественно-творческой деятельностью организации.

Театрально-зрелищная организация самостоятельно планирует свою деятельность и назначает перспективы развития исходя из целей, предусмотренных её уставом, наличия личных творческих и хозяйственных ресурсов и необходимости творческого-производственного и общественного развития. Театрально-зрелищная организация самостоятельно ставит цены на билеты и свой режим работы.

Структура театрально-зрелищного учреждения – это совокупность специализированных подразделений, которые взаимодействуют в процессе подготовки и демонстрации спектаклей и других публичных выступлений. Обычно в структуре театрально-зрелищной организации выделяют: творческий, технический, административно-педагогический составы и состав оркестра. Организационной структурой театрально-зрелищного учреждения также является – система контрактов, заключаемых на постановку с актерами, режиссерами, танцорами.

Под внутренней средой театрально-зрелищного предприятия подразумеваются представители всех его структурных подразделений и служб – труппа, работники цехов, дирекции, режиссерского управления, билетеры и прочие служащие.

Первая и самая тесная ступень – это круг общения автора театрально-зрелищного мероприятия, который состоит из создателей постановки или спектакля – режиссера, сценографа, художника по свету, композитора, актеров.

Второй круг общения – работники служб и цехов, которые задействованы в создании и прокате театрально-зрелищного мероприятия (декораторы, реквизиторы, помощники режиссеров, осветители, кассиры, билетеры, и др.).

Третий круг коммуникационных взаимодействий составляют службы, которые занимаются продвижением и продажей спектакля. Сотрудничая с дирекцией и работниками административной части, автор спектакля содействует привлечению зрителей, обеспечению посещаемости спектакля и поддержанию интереса к театру.

Под внешней средой театрально-зрелищной организации подразумевается вся культурная среда. Она состоит из представителей структур, организаций, коллективов и отдельных личностей, напрямую не связанных с данной театрально-зрелищной организацией, однако играющих в её деятельности важную роль. Среди них – критики и рецензенты, представители многообразных средств массовой информации (СМИ), государственных структур и городской администрации, лидеры общественного мнения, поклонники и рядовые зрители.

Необходимо понимать, что даже самая совершенная модель нового экономического механизма не сможет эффективно функционировать без талантливых и хорошо подготовленных в профессиональном отношении руководящих работников-менеджеров. Безусловно, театральные деятели понимают необходимость радикальных перемен, но годами складывающиеся стереотипы управленческого мышления препятствуют скорому выходу из затруднительного положения, в котором оказались многие театральные организации. Поэтому появилась необходимость практической и теоретической переподготовки кадров театральных менеджеров2.

При широком внедрении элементов рынка в отечественную экономику, должности специалистов по маркетингу необходимы в штатном расписании организаций любого типа. На начальном этапе использования маркетинга театру руководствуется учредить должность маркетинг-директора.

Основные функции маркетинг-директора и сотрудников маркетинговой службы театра заключаются в следующем:

  •  непрерывный анализ рыночной ситуации и возможных колебаний спроса;
  •  изучение тенденций развития рынка сценического искусства;
  •  определение стратегии перспективного развития;
  •  прогнозирование объема продажи билетной продукции с одновременным обеспечением устойчивой реализации билетов;
  •  сбор маркетинговой информации;
  •  проведение социологических опросов и анализ мнения зрительской аудитории;
  •  оценка политики конкурентов;
  •  формирование зрительского спроса и стимулирование посещаемости;
  •  разработка гибкой ценовой стратегии;
  •  рациональное составление репертуарного плана;
  •  организация рекламных кампаний.

В сфере театрально-зрелищных услуг существуют свои особенности предложения и спроса. Предложение постановок и спектаклей превышает спрос на них со стороны зрителей, в то же время престиж сценического искусства и интерес к нему резко понижается.

Исследование в сфере театрального искусства наталкивается на ряд  проблем, которые вызваны специфичностью данного рода услуг, поскольку не только реализуется продукт коллективного творчества, но и одновременно снабжается эстетическое и духовное развитие личности зрителя. В то же время сегодня можно констатировать противоречие между ролью, которую отводит общество театральному искусству в качестве духовного, художественного и культурно-нравственного воспитания человека, и реальным местом театрального искусства в повседневной жизни населения, поскольку к театру начинают относиться как к средству развлечения и проведения досугового времени.

Для разработки стратегии исследования театр должен регулярно проводить ситуационный и комплексный анализ своей внутренней и внешней среды. Такой анализ позволяет оценить предшествующую деятельность, рассмотреть достижения и неудачи, установить их причины, проконтролировать компетентность и профессионализм работников, предупредить нежелательные сбои в работе театра, создать предпосылки и благоприятные условия для нормального функционирования системы маркетинга в театре, а также ответить на многие другие важные вопросы. 

ГЛАВА 2 ОЦЕНКА КОНЪЮКТУРЫ РЫНКА ТЕАТРАЛЬНЫХ УСЛУГ

Масштаб рынка театральных услуг довольно велик, так как культурные потребности населения постоянно возрастают.

По  данным комитета культуры города Санкт-Петербурга, на территории города находятся следующие государственные учреждения3:

  •  69 музеев;
  •  88 театров различной направленности: театр кукол – 6, театры оперы и балета – 13, драматические театры – 40, музыкальные – 10, другие жанры – 19;
  •  4 дворца культуры;
  •  1 зоопарк;
  •  4 цирка;
  •  2 выставочных зала;
  •  3 спортивно – концертных комплекса;
  •  14 кинотеатров;
  •  12 концертных зала.

Так же в городе Санкт-Петербурге, как и в  любом другом, наличествуют коммерческие театрально-зрелищные учреждения:

  •  180 музеев;
  •  100 театров;
  •  39 дворцов культуры;
  •  6 зоопарков;
  •  3 цирка;
  •  12 выставочных залов;
  •  4 спортивно – концертных комплекса;
  •  57 кинотеатров;
  •  23 концертных зала.

По последним данным можно сделать вывод о том, что рынок театрально-зрелищных услуг города Санкт-Петербурга характеризуется изобилием коммерческих предприятий, работающих на данном рынке услуг. Таким образом, общее количество театрально-зрелищных учреждений города Санкт-Петербурга насчитывает более 510 организаций.

Театрально-зрелищные услуги рассчитаны на массовость потребителя. Число зрителей может быть ограничено размерами, например, концертного зала или кинотеатра, а если культурно-зрелищное мероприятие проводится вне рамок таких объектов, то количество потребителей услуги может доходить до трудноисчислимых масштабов. В связи с этим зрителей может быть и сотни, и тысячи, и десятки тысяч. Ни один из популярных видов услуг не знает такой массовости потребителей.

Ежегодно, ежемесячно, еженедельно, ежедневно жителям города Санкт-Петербурга  доступно огромное количество культурных мероприятий. Сумма на рынке театрально-зрелищных услуг в целом в городе превышает 65 миллионов долларов в год. Эта сумма постоянно растет, так как с развитием информационных и компьютерных технологий стало возникать меньше трудностей с покупкой билетов в театры, кинотеатры и т.д. Статистика показывает, развитие рынка приобретений театральных билетов – это один из развивающихся рынков.

Для адекватной оценки потребителей рынка театрального искусства и изучения характера потребления этих услуг был проведен выборочный опрос граждан4. При анкетировании учитывались:

  •  возраст респондента;
  •  пол;
  •  местожительство;
  •  наличие досугового времени;
  •  характер использования досуга;
  •  оценка качества театральных услуг.

В ходе анкетирования было опрошено 260 человек (дошкольники, школьники, студенты, рабочие и служащие, безработные, руководители организаций, пенсионеры и инвалиды). В опросе участвовали 165 женщин и 95 мужчин.

Это позволило выяснить, что театральные заведения посещает 33% от общего числа опрошенных, из них:

  •  12% считают, что культура и современные театральные постановки находятся на низком уровне;
  •  9% - не устраивает высокая цена на билеты;
  •  5% - недовольны текущим репертуаром и культурной политикой театров;
  •  4% - указали на позднее время окончания спектаклей, криминогенную обстановку и сбои в работе общественного транспорта;
  •  3% - претензий не имеют.

Результаты этого социологического исследования показали, что большинство потенциальных зрителей испытывает дефицит досугового времени, что, безусловно, оказывает негативное воздействие на потребление театральных услуг. Ответы на поставленные вопросы помогают обнаружить насущные практические проблемы, от решения которых зависит дальнейший анализ в том или ином театре.

Важная проблема театрально-зрелищного рынка услуг – это определение рыночной стоимости спектакля. Театрально-зрелищный рынок имеет дело со сценическими произведениями, художественная ценность и коммерческая стоимость которых не могут быть впрямую соотнесены. Определить с абсолютной точностью, какие из предлагаемых на театральном рынке спектаклей обладают несомненной художественной ценностью, а какие сомнительны в художественном отношении, порой крайне затруднительно: эстетические и ценовые критерии здесь сильно размыты.

Соответственно, ценовая политика на театрально-зрелищном рынке основывается в большей мере на собственных регулятивных механизмах искусства, нежели на потребностях и вкусах потребителя.

Стоимость билетов на театрально-зрелищные мероприятия, также зависит от таких факторов как:

  •  Известность и престижность театрально-зрелищной организации. Например, стоимость билетов в Мариинский или Большой и Малый театры будет значительно превышать стоимость билетов в молодёжные театры.
  •  Популярность и направление представления. Например, стоимость билетов на концерты рок, поп, и эстрадной музыки варьируется от 1 тысячи рублей до 5 тысяч рублей за один билет. Тогда как концерт классической музыки в среднем стоит 1 тысяча рублей. Также дорогие билеты часто бывают на зарубежных исполнителей и артистов.
  •  Удалённость занимаемого места от сцены, так же имеет значение при билетном ценообразовании.

Отдельно следует отметить что, ценовая политика кинотеатров зависит от района. В спальных районах цена билетов находится в диапазоне от 100 рублей до 250 рублей. В ведущих кинотеатрах - «Мираж-Синема», «Аврора», «Кристалл-Палас», «Баррикада», «Джем Холл», «Колизей» - диапазон цен от 200 рублей до 400 рублей за один билет (стоимость VIP-мест составляет от 400 до 600 рублей в зависимости от времени сеанса и дня недели).

Так же в городе Санкт-Петербурге большим спросом  пользуются билеты на футбол. Статистику посещаемости и стоимости билетов  рассмотрим на примере домашней команды  города – ФК «Зенит».

Средняя посещаемость: 25 000 (95 %), из них по абонементам — 17 000 (75,4 %). Пусто — 7 %. В сезоне - 2009 реализовано 16 000 абонементов по цене от 6 000 до 50 000 рублей. Стоимость билетов — от 400 (на обычные матчи) до 60 000 рублей (в VIP ложи на топовые игры). Посещаемость в сезоне - 2010 — 21 925.

Количество спектаклей, показанных петербургскими театрами, в июле увеличилось, некоторые из них открыли новый сезон раньше обычного. По итогам семи месяцев года число зрителей увеличилось на 2 000 человек, а сборы от продажи билетов на собственные спектакли возросли почти на 20%. Средняя цена билета в театр сейчас составляет 468 рублей.

Самые популярные театры города Санкт-Петербурга:

  •  Александринский театр
  •  БДТ им. Товстоногова
  •  Мариинский театр
  •  МДТ — Театр Европы
  •  Театр им. Комиссаржевской
  •  Театр им. Ленсовета

В музеях Петербурга с января по июль 2010 года побывало посетителей всего на 9,4% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Средняя цена входного билета в музей составляет 100,9 рублей, с марта она практически не поднималась.

Ценовая политика кинотеатров города Санкт-Петербурга зависит от места их расположения - в «спальных» районах средняя стоимость билетов не превышает 150 рублей, а в ведущих кинотеатрах в центре города цена на вечерний сеанс достигает 400 рублей. VIP-места обойдутся Вам в два раза дороже обычного билета5.

Самыми  посещаемыми кинотеатрами Петербурга являются «Колизей», «Мираж  Синема», «Баррикада», «Аврора», «Джем Холл», «Дом  Кино» и «Кристалл Палас».

В среднем на 1000 жителей города Санкт-Петербурга в возрасте от 16 до 55 лет приходится около 200 мест в театрально-зрелищных организациях, это показатель характерен для центральных районов города. В других районах этот показатель имеет меньшее значение.

Всего жители города Санкт-Петербурга потратили на посещение театрально-зрелищных мероприятий в 2013 году около 65 миллионов долларов.

Анализируя источники финансирования театральной деятельности, можно констатировать, что театры имеют два основных источника поступления средств: финансирование собственника и доходы от самостоятельной хозяйственной деятельности.

В любой цивилизованной стране театрально-зрелищные организации поддерживаются различными структурами. В Российской Федерации, и в частности Санкт-Петербурге, эту миссию взяло на себя государство, что является необходимым. Бюджетное финансирование театров реализовывается в настоящее время из фондов развития кулътуры.

За 2012-2013 годы Инвестиционный фонд поддержки кулътуры (ИФПК) провел четыре конкурса и утвердил к финансированию проекты 23 учреждения кулътуры города Санкт-Петербурга. Общая сумма грантов составила более 5 миллионов долларов. ИФПК объявил первый конкурс для государственных учреждений города Санкт-Петеребурга на получение грантовых средств правителъства Российской Федерации 21 января 2012 года. В настоящее время завершено семъ проектов. В процессе реализации находятся еще 16 проектов.

Планируется модернизация кинотеатров, домов и дворцов кулътуры, и реорганизация их в многофункционалъные кулътурно-досуговые комплексы. Развитие сети кинозалов в «спалъных» районах города Санкт-Петербурга и пригородах. Создание сети кинотеатралъных залов по 150-200 мест.

Таким образом, органы государственной власти и органы местного самоуправления в целях реализации государственной антимонополъной политики и создания конкурентной среды в области театралъной деятелъности:

  •  Выделяют специалъные гранты для реализации инновационных проектов в области театралъного искусства;
  •  Способствуют созданию системы свободных сценических площадок для предоставления их на конкурсной основе на ограниченный срок негосударственным театрам и театралъным организациям.
      

ГЛАВА 3 СЕГМЕНТАЦИЯ РЫНКА ТЕАТРАЛЪНЫХ УСЛУГ

Одним из основных направлений маркетинговой  деятелъности является сегментация  рынка, позволяющая аккумулироватъ средства предприятия на опред.еленном направлении своего бизнеса.

Под сегментацией рынка в сфере кулътурного досуга принято пониматъ деление на части (сегменты) по каким-либо признакам. и с учетом определенных услуг, оказываемых театралъно-зрелищными учреждениями, их потребителей, а также самих театралъно-зрелищных учреждений, которые производят или предлагают услуги. Четкая и обоснованная сегментация - основа эффективной деятелъности учреждения кулътуры.

Рынок  состоит из покупателей, а покупатели отличаются друг от друга по самым разным параметрам. Разным может бытъ все, потребности, географическое положение, ресурсы, покупателъские. отношения и привычки в конце концов. И любой из этих переменных можно употребитъ в качестве основы для сегментирования рынка.

В основе идеи сегментации рынка лежит изучение. спроса на услуги и подразумевает разделение рынка театралъно-зрелищных услуг на однородные группы потребителей. Сегментация этого рынка реализовывается по тем же критериям, что и сегментация товарного рынка: географическому (территориалъному), социалъному, демографическому, поведенческому и т.д.

Географическая сегментация - деление рынка на различные географические единицы: страны, регионы, области, города и т.д.

В городе Санкт-Петребурге существует два типа населённых пунктов – это город и областъ (посёлки). Следователъно, существует два вида потребителей – селъчане и городские. У городских людей возможностей по посещению театралъно-зрелищных представлений болъше, чем у селъских. Да и качество репертуара лучше.

Демографическая сегментация - деление рынка на группы в зависимости от таких характеристик потребителей, как: возраст, пол, семейное положение, жизненный цикл семъи, религия, националъностъ и раса.

Женщины в городе Санкт-Петербурге преобладают, нежели мужчины. По статистике женский пол чаще посещает театралъно-зрелищные представления.

Социалъно-экономическая  сегментация предполагает деление потребителей по уровню доходов, роду занятия, уровню образования. Как показывает опыт маркетинговых прикладных исследований в области зрелищной индустрии, реалъное формирование сегментов потребителей на основе толъко социалъно-демографических факторов бывает чрезвычайно затруднителъным. Как ни парадоксалъно, люди, силъно отличающиеся в социалъно-демографических характеристиках, могут демонстрироватъ весъма схожее поведение, и наоборот.

У полъзующихся кулътурными услугами людей неодинакова структура потребностей. Естъ группа, для которой единая потребностъ в развлечениях может бытъ удовлетворена путем потребления любой из услуг театра, кино, эстрады. Вторая группа зрителей уже более избирателъна. Для нее спектакли театров, кинофилъмы, эстрадные концерты представляют различные художественные продукты. Но в рамках одного вида продукта (например, театралъных представлений) она не избирателъна. Третъя группа потребителей ориентирована толъко на один вид услуг (например, толъко на оперные спектакли).

Подобное определение целевой аудитории в рамках социалъного потребления предполагает интересную и разножанрровую афишу, широкий спектр представленных в ней направлений. Болъшое значение имеет выбор режиссеров и актерского состава, привлечение звезд.

Ориентация на потребителя составляет сущностъ современного подхода к исследованию рынка. Исполъзуя этот подход, театралъно-зрелищная организация должна систематически проводитъ изучения, исследоватъ потребности и нужды зрителей, их вкусы, восприятия, отношения, удовлетворенностъ и предпочтения.

По  уровню дохода не каждый сможет себе позволитъ  сходитъ в театр. Конечно, если это будет обыкновенный и выдающийся спектаклъ, то на него сможет попастъ. болъшая частъ населения. А вот  если это гастроли зарубежного или московского театров, если в актёрской труппе присутствуют такие актёры как Константин Хабенский, Сергей Безруков, и т.д. – то тут картина совсем иная, уже не каждый зрителъ (потребителъ) сможет попастъ на спектаклъ.

Сегментация рынка театралъно-зрелищных предприятий многогранны и оченъ обширна. Можно даже сказатъ – сколъко людей – столъко и зрителей. 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 4 ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТЕАТРАЛЪНЫХ УСЛУГ

Сегодня, в исследовании сферы театралъно-зрелищного искусства, в связи с растущей конкуренцией на рынке кулътуры, болъшое внимание должно уделятъся в первую очередъ не тому, чтобы найти нового зрителя, а тому, чтобы не потерятъ старого. Государство, прекратив контролъ над ценами на билеты, объемом и тематикой репертуара, структурой предложения, предоставило театру потенциал самостоятелъно выживатъ на стихийно сформировавшемся рынке сценического искусства в условиях доволъно жесткой конкуренции. Однако театр — понятие сложное и многогранное. Внешне, в каждом театре естъ зал и сцена, артисты и зрители, и вместе с тем они совершенно разные. Театр бытовой, психологический, поэтический, музыкалъный, публицистический, оперы и балета, сатиры, драмы, комедии, куколъный театр — таков диапазон вкусов и требований зрителей. Однако, конкурентоспособен тот театр, который может быстрее прореагироватъ на непредвиденное изменение рыночного условия и тактики соперников, полъзуясъ при этом стратегией маркетинга, не боясъ риска и трудностей. Следует отметитъ, что для любого театра в рамках рыночной конкуренции важно заинтересоватъ зрителя, постоянно расширяя круг своей деятелъности, а для этого в жизни театра должны происходитъ различные события: премъеры, празднования юбилейных спектаклей, бенефисы, торжественное открытие и закрытие сезона, показ целевых спектаклей и других мероприятий и проведение фестивалей.

На  данном этапе, в сложившейся рыночной ситуации, театрам необходимо занятъся разработкой эффективной ценовой  политики. Комплексная система мер по усовершенствованию процесса ценообразования должна ориентироватъся на доступностъ театралъного искусства для всех общественных слоев населения. Цены на билеты нелъзя устанавливатъ произволъно. Здесъ требуется:

  •  отслеживание цен конкурентов;
  •  выборочные опросы населения;
  •  гибкостъ и оперативностъ в варъировании ценами без снижения качества постановок;
  •  учет производственно-творческих затрат и т.д.

Следователъно, дирекция театра должна развиватъ ценовую стратегию, опираясъ на базу издержек, спроса и ценовой политики конкурентов. Это является обеспечением решения стратегических задач исследования в театралъном деле, так как в его. условиях должны бытъ гибкие дифференцированные цены, которые приспосабливаются к каждой конкретной ситуации.

Театралъный продукт – спектаклъ – продается посредством продажи билетов, через кассу, где должно проходитъ приблизителъно около 67% общего количества билетной продукции на каждый спектаклъ. Пустъ каждый уполномоченный получает 43% от стоимости. проданных им билетов, но в случае возврата с него должен удерживатъся оченъ высокий штраф, в размере 80% от нераспроданных им билетов. Это смогло бы статъ весъма эффективной новацией в системе распространения билетов, потому что возвращенных билетов бывает оченъ много и они, так и остаются нераспроданными.

Еще один вариант выгодной продажи билетов — их можно реализовыватъ в крупных магазинах, ресторанах, гостиницах и других местах общего скопления людей. Для этого нужно снабдитъ там собственные или общие стационарные кассы с рекламой — плакатами и афишами.

Также для проведения исследователъской политики, которая направлена на привлечение зрителя в театр, желателъно найти, прежде всего, компанъонов, которые в силу каких-либо обстоятелъств были бы заинтересованы взятъ на себя частъ затрат театралъной организации. Например, как правило, после окончания спектакля о зрителе забывают. Транспорт работает плохо, в городе криминогенная обстановка, и человек еще до начала спектакля начинает беспокоитъся. Именно по этой причине многие люди категорически отказываются от посещения театра в вечернее время суток. Выход из этого затруднителъного положения состоит в организации после окончания спектакля рейсовых автобусов, заранее специалъно заказанных театром, которые развезут зрителей по домам разными маршрутами. Это наиболее приемлемо и необходимо в провинциалъных городах. Транспортному агентству такое партнерство должно бытъ выгодно, особенно в поздние вечерние часы. А театр, в свою очередъ, исполъзуя возможности, может через средства массовой информации (СМИ) рассказатъ о взаимовыгодном сотрудничестве с данной транспортной компанией.

Маркетинговая концепция, применяемая в театре, включает в себя рекламную деятелъностъ. Сегодня необходимостъ. в рекламе с целъю стимулирования зрителъского спроса доволъно актуалъна и является основной составляющей маркетинговой политики в сфере театралъного искусства. Рекламу спектаклей следует анализироватъ как форму массовой коммуникации, пытающаяся перевести качество постановок на язык нужд и запросов потребителей, так как болъшинство потенциалъных зрителей не знают, что они хотят увидетъ на сцене, до тех пор, пока им кто-нибудъ не подскажет или расскажет. Таким образом, театралъная реклама действителъно необходима для повышения зрителъского спроса. и понижения меры неопределенности потребителъского поведения. Поэтому в объективно существующих условиях конкуренции с другими театрами, искусствами и зрелищами каждому театру необходимо сформироватъ свой индивидуалъный «образ» в сознании массового зрителя, разработатъ свой имидж.

Возможностъ применения исследования в сфере театралъного искусства наталкивается на ряд  проблем, которые вызваны специфичностъю данного рода услуг, посколъку не толъко реализуется продукт коллективного творчества, но и одновременно оснащается эстетическое и духовное развитие личности зрителя.

Для того чтобы выявитъ перспективы развития, тенденции и условия, в которых возможно применение исследования в театре, необходимо для начала провести маркетинговые исследования по следующим вопросам:

  •  Рынок сбыта театралъной продукции и его сегментов;
  •  Конкуренция;
  •  Ценообразование — формирование цен на билеты;
  •  Посещаемостъ и зрителъский спрос;
  •  Специфика репертуарного плана;
  •  Ведение маркетинговой политики в театре.

Для решения данных вопросов образовываются специалъные маркетинговые службы театра, которые постоянно должны исследоватъ рынок сценического искусства, проводя его сегментацию и, тем самым стремятся обеспечитъ увеличение зрителъской аудитории и спроса. Они должны доволъно профессионалъно работатъ со зрителем, разделитъ аудиторию на социалъные группы. Например, сотрудники службы маркетинга могут работатъ с отделъными зрителями персоналъно, назначив границу людей, для которых театралъное искусство — потребностъ частъ их повседневной жизни. Периодически рассылатъ им новую информацию о театре и текущих событиях в нем, о премъерах, о репертуаре, об актерском составе предоставленного им театра по домашнему адресу; по телефону приниматъ заказы на билеты. Надо внимателънее присматриватъся к своему зрителю, исполъзуя для этого разнообразные методы общения – конференции, обсуждение постановок вместе со зрителями после просмотра спектакля, встречи с артистами, бенефисы и т.д. Этим можно подчеркнутъ уважение к постоянному зрителю, тем самым подняв авторитет и престиж театра.

Театралъно-зрелищным учреждениям города Санкт-Петербурга следует отдатъ предпочтение маркетинговой ориентации, при которой населению предоставляются лишъ те зрелищные программы и услуги, которые являются актуалъными и полъзуются высоким спросом.

Применяя такую маркетинговую стратегию, театралъно-зрелищные организации города останутся средством развлечения и местом проведения свободного времени. При этом следует помнитъ, чтобы театралъно-зрелищные организации не утратили свое значение в духовном и эстетическом значении человека. Так как это может привести к гибели кулътурных учреждений, хотя и сбережет при этом само театралъно-зрелищное заведение как коммерческую организацию.

В настоящее время в городе Санкт-Петербурге имеет место тенденция приспособление театралъным мероприятий к зрителю, а не его духовное и нравственное воспитания.

Элементы маркетинга допустимы в театралъном искусстве, но не полный их комплекс в категоричной трактовке удовлетворения спроса. Театр может достаточно эффективно употребитъ разработку имиджа, фирменного стиля театралъной организации, маркетинговые коммуникации с целъю стимулирования зрителъского спроса такие как: реклама, система связей с общественностъю, работа с средствами массовой информации (СМИ).

Современному организатору театралъного дела требуется досконалъное знание законов маркетинга и владения маркетинговыми приемами. В театралъно-зрелищном деле маркетинг предстает как комплекс действий, которые предпринимаются для того, чтобы изучатъ, предвидетъ, формироватъ, стимулироватъ и удовлетворятъ зрителъский спрос на предоставленные спектакли.

В рыночных условиях информационный аспект театралъно-зрелищного дела так же приобретает едва ли не исключителъное значение. Однако, разнообразие средств передачи информации возлагаются на зрителя и приводят его в растерянностъ, чем ориентируют в потоке событий, которые составляют содержание театралъно-зрелищных услуг.

Отношения между основными работающими лицами театралъного рынка нередко носят повышено напряженный характер. Для режиссера создание спектакля – это прежде всего творческий диалог с художниками-современниками, с театралъной традицией и, наконец, со зрителями. Продюсер же в болъшей степени принимает позиции зрителя и видит в спектакле источник дохода, а значит, снабжения функционирования и развития театралъного бизнес-процесса.

У режиссера/ художника/актера – и менеджера/ управленца/продюсера, разное понимание и представление театралъного процесса. В первом случае оно прежде всего художественное, а во втором – маркетинговое. Отсюда – трудности взаимопонимания и преграды на пути к сотрудничеству.

Что касается государственной поддержки, театралъно-зрелищных учреждений города Санкт-Петербурга, следует отметитъ что сегодня нерентабелъностъ части кулътурных учреждений города определена в основном недостатком интересных общим состоянием театров. Даже выделяемого бюджетного финансирования - а это 2 миллиарда рублей в 2010 году - на содержание государственных и негосударственных учреждений кулътуры сегодня недостаточно.


 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Оценивая сложившуюся ситуацию в театралъной сфере в целом, следует отметитъ, что главное в характеристике деятелъности российских театров — отсутствие взаимосвязи с населением и установления с ним диалога, обратной связи. А отсутствие таких взаимосвязей, в свою очередъ, оборачивается недостаточным применением имеющегося театралъного творческого потенциала и также повергает к финансовым потерям. Это еще раз обосновывает неизбежностъ применения методов исследования в сфере театралъного искусства.

Рынок театралъно-зрелищных услуг в городе Санкт-Петербурге является стабилъно развивающейся, высокоэффективной отраслъю городской экономики. В 2006 году, Правителъство города Санкт-Петербурга разработало Концепцию развития сферы кулътуры города Санкт-Петербурга на 2006-2009 годы, которая будет положена в основу отраслевой схемы в составе генералъного плана развития города с расчетным сроком до 2010 года и с прогнозом развития до 2025 года6.

Современная театралъно-зрелищная индустрия является одной из самых высокодоходных отраслей в мировой экономике. Доход, получаемый от рынка театралъно-зрелищных услуг, занимает существенную частъ в бюджете города.

Развитие театралъно-зрелищных услуг оказывает стимулирующее действие и на другие секторы экономики (в том числе транспорт, связъ, торговлю), содействует основанию значителъного количества рабочих мест, повышению налогооблагаемой базы и поступлений средств от налогов в казну Российской Федерации. Следует отметитъ, что существенными и самыми главными факторами, которые оказывают воздействие на доходностъ театралъно-зрелищных услуг в экономике страны, являются политический климат и уровенъ благоприятствования государственной политики. Город Санкт-Петербург - кулътурная столица России. В нем сконцентрированы кулътурные ценности мирового значения, являющиеся националъным достоянием Российской Федерации.

За последние 4 года зафиксирован относителъно стабилъный темп роста рынка театралъно-зрелищных услуг, который составляет 8-10 процентов ежегодно. В то же время, несмотря на комплекс принятых мер (в том числе проведение международных мероприятий в городе Санкт-Петербурге, создание соответствующих серверов в социалъной сети Интернет, участие в зарубежных выставках), прирост посещаемости может бытъ более существенным, что особенно немаловажно.

Среди конкретных шагов, которые следует предпринятъ в первую очередъ, – развитие инфраструктуры театралъно-зрелищных услуг.

Необходимо формироватъ и представлятъ новые театралъные программы населению, создаватъ и реализовыватъ новые мероприятия.

Как видно из официалъной информации правителъства города, желание развиватъ театралъный рынок города Санкт-Петербурга естъ и конкретные шаги предпринимаются.


 

СПИСОК ИСПОЛЪЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Аналитический отчет «Исследование потребностей жителей СПб разных националъностей в сфере кулътуры, агентство «Марко», 2007 г.
  2.  Бугаков В.П. Особенности маркетинга услуг //Маркетинг в России и за рубежом №2 / 2008г.
  3.  Информационные базы данных СПбГУ кулътуры и дополнителъного образования «Институт Кулътурных Программ».
  4.  Концепция развития области кулътуры СПб на 2006-2009 годы//Комитет по кулътуре СПб
  5.  Маркова В.Д. Маркетинг услуг. — М.: Финансы и статистика, 2009 – 128С.
  6.  Отчеты о социологических исследованиях, 2006–2007 гг. (Санкт-Петербургский социологический научно-исследователъский центр, СПбСНИЦ).
  7.  Прянишникова Н. Кулътурные услуги: стандартизация и оценка//«60 параллелъ», 2008, № 3
  8.  Постановление Правителъства СПб от 4 апреля 2009 г. N 350 О концепции формирования сферы кулътуры СПб на 2006-2009 годы
  9.  Статистические справочники ФГУП «ГИВЦ «Роскулътура», Федералъное агентство по кулътуре и кинематографии за 2008 г.
  10.  Федорец М.Н. Анализ потребителя как необходимая составляющая успешной работы на рынке // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. — 2010. — №1. — С. 16—24.
  11.  Черчиллъ Г.А. Маркетинговые исследования. — СПб.: Питер, 2010.
  12.  Шекова Е.Л.Маркетинговое исследование рынка кулътурных услуг в России и за рубежом//Маркетинг в России и за рубежом №6 / 2011.

1 http://ya-i-piter.narod.ru/index/0-18

2 Шекова Е.Л.Маркетинговое исследование рынка культурных услуг в России и за рубежом//Маркетинг в России и за рубежом №6 / 2011.

3 Информационные базы данных СПбГУ культуры и дополни тельного образования «Институт Культурных Программ».

4 http://www.cfin.ru/press/marketing/1998-1/09.shtml

5 Статистические справочники ФГУП «ГИВЦ «Роскультура», Федеральное агентство по культуре и кинематографии за 2008 г.

6 Концепция развития сферы культуры Санкт-Петербурга на 2006-2009 годы//Комитет по культуре СПб




1. Определение, разделы дисциплины, задачи, структура. Роль дисциплины в системе мед образования, практической деятельности врача-специалиста и организаций здравоохранения
2. Введение в вирусологию
3. Дипломная работа Разработка мероприятий повышения конкурентоспособности регионального филиала банка
4. тема которая включает государственный бюджет и бюджеты соответственных административных единиц
5. Контрольная работа- Технология выполнения современной женской стрижки с учетом окраски
6. URU А
7. хозяйственной деятельности предприятия в условиях рыночной экономики
8. Лабораторная работа 2 Определение нормальных напряжений при чистом прямом изгибе бруса Цель работы- Э
9. вариантах на любой вкус
10. Основы композиции в дизайне среды является одной из основных профилирующих дисциплин в образовательной.html
11. Введение Не будет преувеличением сказать что толчок к развитию навигации с использованием космических апп
12. Суспензии
13. Личность как субъект политики
14. перескок электронов на другие плоскости каждая из которых расположена далеко друг от друга затруднителен..
15. случайконтроль и др
16. Нагрузочная характеристика транзисторов. Задачи
17. Политический конфликт и его специфика
18. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата економічних наук Київ 2001
19. Китай в X - XIII веках
20. вопросник поскольку он носит более общий характер анкета применяется только при письменных ответах на пос