Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Варианты понимания способов получения знания- 1

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 27.11.2024

ВОПРОС № 25

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИОЛОГИИ

НАУКИ И ЗНАНИЯ

Знание как своеобразный мир идеальных сущностей, позволяющий человеку ориентироваться в окружающей действительности, выявлять и фиксировать ее закономерности, было выделено из всей совокупности человеческого опыта еще в глубокой древности. При этом представления о природе знания менялись в истории постоянно и временами довольно радикально.

Варианты понимания способов получения знания:

1. Античность:  познание – это воспоминание (анамнесис Платона).

2. Средние века: познание – это результат божественного откровения. Августин реформирует Платона в двух моментах: 1) он понимает Идеи как мысли Бога; 2) он отвергает теорию воспоминания, вернее, трансформирует в теорию "иллюминации", или "прозрения", "озарения", "просветления": Бог наделяет души знаниями путем освещения (иллюминации). Эту теорию позже назвали иллюминизмом. В соответствии с ней разум так же непосредственно видит истину, как глаза видят вещи. Разумное познание имеет интуитивный характер, разум постигает истину непосредственно, без понимания. У Августина освещение было понято как сверхъестественный факт, как проявление любви Бога.

3. Раннее Возрождение: если человек создан по образу и подобию божию, то он в состоянии познать мир, повторяя все действия, которые отец небесный совершил при его (мира) сотворении. То есть – желаешь познать мир – преобразуй, переделывай его. Тем самым из познавательного процесса исключалась не его божественная природа, а откровение как единственный и не поддающийся анализу ее источник, а в самом знании на первое место выходила его рациональность, объяснимость и т. п.

4. Новое время и Век Просвещенияэмпиризм и сенсуализм. Произошел существенный сдвиг в понимании знания, в том его содержании, которое стало вкладываться в это понятие. Если спектр познавательных видов деятельности (наука, искусство, литература, прямой опыт и др.) остался по прежнему широк, то идеалом знания в философии и обыденной жизни стало научное знание, все остальные формы рассматриваются как нечто промежуточное, еще не достигшее научной стройности и строгости. Наука стала символом рациональности современного общества, происходило оправдание и усиление научного знания как авторитета в общественной жизни и компаса, указывающего, как всегда, единственно верный путь к дальнейшему прогрессу. Типический пример выражения такой символической ценности — это позитивизм Конта и его последователей.

ПРЕДСТАВИТЕЛИ СОЦИОЛОГИИ ЗНАНИЯ И НАУКИ

СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ

Социология знания - лежащие на стыке социологии и философии исследования социальной природы и социальной детерминации различных форм знания, механизмов его порождения, распространения и функционирования в обществе. Для современной социологии знания  характерно расширительное (по сравнению с эпистемологическим) толкование термина «знание»: к знанию в ней относится все, что считается таковым  в обществе.

****

Э. Дюркгейм (1858-1917)

Его книга «Элементарные формы религиозной жизни» (1912 г.) вроде бы не обсуждает идеал научного знания как таковой. Она направлена на анализ целого ряда положений, характеризующих массовое восприятие тех или иных систем знания и превращающих их в символ веры. Дюркгейм поставил перед собой цель, опираясь на этот материал, проанализировать социальные корни и социальные функции религии. Дюркгейм отвергает определения религии через веру в бога (так как существуют религии без бога), через веру в сверхъестественное (последнее предполагает противоположную веру - в естественное, - возникающую сравнительно недавно вместе с позитивной наукой) и т. п. Он исходит из того, что отличительной чертой религиозных верований всегда является деление мира на две резко противоположные сферы: священное и светское. Круг священных объектов не может быть определен заранее; любая вещь может стать священной, как необычная, так и самая заурядная. Дюркгейм определяет религию как «связную систему верований и обрядов, относящихся к священным, то есть отделенным, запретным вещам; верований и обрядов, объединяющих в одну моральную общину, называемую церковью, всех, кто является их сторонниками». 

Главный компонент религии, по Дюркгейму, - не ее догматическая часть, а практическая религиозная деятельность, выражающаяся в коллективном отправлении обрядов. Религиозные обряды выполняют важнейшую социальную задачу - служат поддержанию и укреплению социальной солидарности общества, а на индивидуальном уровне укрепляют веру человека в свои силы.

Лишая понятие религии его главного компонента - веры в сверхъестественное, в бога, отстаивая расширительное толкование религии как системы верований и обрядов, касающихся любого социально значимого объекта, Дюркгейм по существу отождествлял религию с абстрактной идеологией, имеющей вневременный, вечный характер, идентично проявляющийся в любом типе общества.

Идеология действительно выполняет интегрирующую, мобилизующую, регулирующую и организующую роль в обществе, а на уровне индивида способствует возникновению чувства уверенности, социального благополучия. Без идеологии невозможно никакое общество, и в этом смысле она будет существовать всегда, ориентируя и организуя социальное поведение людей.

Развитие религии как идеологии дает два следствия:

1. Обособление морали. Мораль рассматривалась Дюркгеймом как система объективных правил поведения, отличительным признаком которых была их императивность, принудительность, которой отдельный индивид не мог не подчиниться. В качестве главного признака морали назывался долг, следование которому делает человека моральным. В дальнейшем интерес Дюркгейма привлек добровольный аспект морали, такие ее признаки, как желательность, притягательность и личная заинтересованность в моральных ценностях - объективных, общественных по своей природе благах.

В любом случае Дюркгейм утверждал социальную сущность морали и подчеркивал ее «священный характер», поскольку мораль, как и религия, имеет своим источником и объектом общество, превосходящее индивида по своей силе и авторитету.

2. Обособление науки. Согласно Дюркгейму, существует преемственность между первыми религиозными формулировками абстрактного мышления и тем очень сложным абстрактным мышлением, которое представляют знания более позднего времени в форме различных классификационных систем, мыслительных структур, метафорических размышлений и даже науки.

Религия занимается переводом идеальных сущностей (идей человека, природы и общества) на  язык, который по своей природе не отличается от того, который принят в науке. Оба пытаются связать вещи друг с другом, классифицировать и систематизировать их.  Правда, наука окружает себя мерами предосторожности, чтобы «избежать поспешных выводов и предубеждений» и отмести в сторону страсти, предрассудки и все субъективные влияния. Но этих методологических улучшений недостаточно, чтобы отделить ее от религии. С этой точки зрения обе добиваются одной цели; научное мышление — всего лишь более совершенная форма религиозного мышления. Поэтому вполне естественно, что второе постепенно отступает, по мере того как первое все лучше подходит для этого занятия.

****

Макс Шелер (1874-1928)

Философ М. Шелер видел в социологии знания инструмент, который нужно применить, чтобы разрешить в немецкой Веймарской республике идеологические конфликты посредством объяснения политикам ограниченности различных идеологий. В своей основе эта вполне утопическая идея М. Шелера коренится в философской перспективе, в поиске вечного и истинного знания.

Сам релятивизм социологии знания М.Шелер рассматривает как средство, как некий первичный материал. При своем исходном несовершенстве этот материал дает возможность аналитику сохранить контакт с эмпирическим миром разобщенных идеологий и борющихся политиков. Проявления этого несовершенного мира и следует подвергнуть критическому анализу с целью добраться до вечного, абсолютного и неподвластного социальным факторам: до мира истины, лежащего вне радиуса действия эмпирических исследований.

Центр тяжести Макс Шелер располагает в определении того, что он называет «относительно естественной картиной мира», которая является способом, каким индивид воспринимает мир вокруг себя. Хотя для отдельного человека этот способ кажется совершенно естественным и должным, на самом деле знания, необходимые человеку для осмысленного восприятия окружающего его мира, соотносятся с тем положением, которое человек занимает в обществе. Таким образом, имеются разнообразные картины мира, например, философская, культурная и юридическая. Ход мысли М. Шелера таков: правящая элита должна суметь выработать перспективу, интегрирующую эти разные картины мира, и тем самым достичь истины. Тогда можно будет заново возвести стабильное и хорошо интегрированное общество и устранить социальное беспокойство послевоенного общества. Та элита, которую имел в виду М. Шелер, состояла из старой аристократии. Таким образом, при всей критической заостренности концепция М. Шелера была глубоко консервативна. Его идеалы дышали ностальгией по временам благополучного капитализма и классической немецкой философии первой половины XIX века.

****

Карл Мангейм (1893-1947)

Основной же фигурой в немецкой социологии знания по праву признан Карл Мангейм, труды которого по социологии знания собраны прежде всего в книге «Идеология и утопия», вышедшей в 1929 г. на немецком языке и в 1936 г. — на английском (в конце жизни К. Мангейм жил в изгнании).

***

1. Отношение к марксизму. Мангейм в значительной мере принимал идеологическую доктрину марксизма («Бытие определяет сознание») в качестве отправной точки развития социологии знания, однако толковал ее расширительно. Марксизм утверждал, что формы знания, господствующие в конкретном обществе на определенном этапе его развития, детерминированы экономическими условиями и классовой структурой этого общества. Мангейм полагал, что связь между знанием и идеологией носит более гибкий характер, чем это постулируется марксистами. И проявляется это прежде всего в том, что формы знания могут детерминироваться принадлежностью не только классу, но и к другим социальным группам. В частности, представляется очевидным, что существует определенная связь между поколением и разделяемыми им научными убеждениями, а также между научной школой как социальным образованием и теми убеждениями, которые разделяют их члены. Наконец, выдвижение нового знания, предлагающего альтернативную точку зрения на тот или иной объект исследования, может быть продиктовано соображениями конкуренции и стремлением приобрести авторитет и вес в данной сфере исследований.

***

2. Социальная сущность знания проявляется в его идеологическом характере. Идеология – это совокупность верований, идеалов, религиозных и культурных знаний. В своем анализе понятия идеологии К. Мангейм вводит основополагающее структурное различение социологического типа. Он разделяет частную (частичную) и тотальную идеологию.

1. Частичная идеология (извращенная) соотносится с индивидом или группой (политической партией, к примеру) и оперирует на психологическом уровне. Таким типом идеологии пользуется человек в случаях, когда, например, ставятся под вопрос аргументы социальной группы, расходящейся во мнении с другими. Частичная — это более или менее сознательное извращение человеком или социальной группой каких-либо представлений с целью соблюсти собственные интересы. К. Мангейм полагает, что такие извращения могут растянуться по всей длине шкалы — от лжи и недосмотра до подстановки, от намеренных попыток введения в заблуждение до самообмана.

2. Тотальная же идеология (общекультурная), напротив, всегда надындивидуальна, соотносима с идеологией исторической эпохи или мыслительной структурой крупной социальной общности (народа) в определенный период, то есть она покоится на культурной и исторической базе и должна анализироваться в связи с представлениями, выражаемыми на этом уровне. Тотальная идеология — это картина мира, связанная специфическим историческим и социальным контекстом.

***

3. Как в тотальной идеологии «вырастает» объективное знание?

Во-первых, Мангейм указывает на интеллектуалов как на социальную группу, которая отличается от остальных, занимая особое положение в истории и имея к ней особое отношение. Разошедшиеся интересы различных социальных групп (что обусловлено их различным положением в историческом и социальном контексте) определяют их отношение к формализованному знанию и его содержанию. К. Мангейм полагает, что истинно интегрирующую перспективу можно выработать только основываясь частью на понимании и сохранении культурного мира прошлой истории, частью на таком положении в современном обществе, которое позволяет глубоко осознать его динамику, базируясь на «относительно бесклассовом» и не слишком фиксированном социальном существовании. Те, кто занимают такое положение — это «свободно парящие интеллектуалы», как выражается К. Мангейм. Однако эту группу оказалось крайне трудно, в большинстве случаев просто невозможно эмпирически ограничить и выделить. В нее в разных условиях попадали ученые и политики, школьные учителя и военная элита, партийные идеологи и люди искусства, словом, представители практически всех общественных слоев.

Во-вторых, содержание естественно-научного и математического/ логического знания исключается из познавательно-социологического анализа, поскольку оно неподвластно социальным интересам. Обосновывал эту точку зрения Мангейм тем, что эти науки используют точные методы. По этой причине социологическое объяснение оказывается действительным и справедливым лишь применительно к общественным и гуманитарным наукам.

СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ

Социология науки — наиболее развитый раздел внутри социологии знания, изучающий науку как социальный институт. При более детальном рассмотрении объект социологии науки включает:

1) взаимодействие науки с обществом;

2) внутреннюю структуру социального института науки;

3)обусловленность характерных для науки познавательных форм социальными и культурными условиями.

****

Роберт Мертон

Формирование социологии науки как самостоятельной области знания, обладающей всеми присущими такой области атрибутами, совершенно справедливо связывается с творчеством одного из крупнейших социологов XX века Роберта Кинга Мертона. Его принято считать основоположником «институциональной» социологии науки, так как наука для него исключительно социальный институт.

1. Цель науки, с точки зрения социолога, Р. Мертон формулирует максимально определенно в традициях британской эмпирической философии: «Постоянный рост массива удостоверенного научного знания». В этой формулировке он оставляет за скобками все вопросы истинности, объективности научного знания, то есть все философские проблемы и сюжеты. «Удостоверенное», то есть признанное в этом качестве научным сообществом на сегодняшний день. Если завтра в связи с прогрессом науки представления о научном знании изменятся, для его «удостоверения» и оценки сообщество будет использовать другие критерии и оценки. Эти изменения, как и юридические законы, имеют обратную силу только в пользу «подсудимого». Никто не будет судить его за ошибки, которые он сделал вместе с сообществом. Однако если в его ранней работе обнаружится вовремя не оцененная идея или данные, его приоритет будет обеспечен.

2. В соответствии с таким пониманием общей цели сообщества интерпретируется и представление об индивидуальном вкладе (вкладах) каждого участника. Признанием вознаграждается не просто квант нового знания (идея, теория, гипотеза, наблюдение или формула), но прежде всего вклад в общее дело, что помогает всему сообществу продвинуться к общей цели. В этой связи новое знание получает статус вклада (а автор — приоритет) только после того, как его автор доведет свой результат до всех участников по стандартным для сообщества информационным каналам. В условиях острой конкуренции, когда над одной проблемой во всем мире работают иногда сотни исследователей, такое понимание вклада — единственный способ хотя бы несколько смягчить остроту борьбы за приоритет и придать ей цивилизованные формы. В основе идеи вклада лежит представление о «решенной проблеме», принципиальная инновация, укоренившаяся в европейском естествознании со времен британской эмпирической школы. Результат, удостоверенный редколлегией и опубликованный в дисциплинарном журнале, признается событием, «закрывающим» исследуемую проблему на данный момент. Этот результат входит в дисциплинарное знание. Его можно обсуждать и опровергать, но им нельзя пренебрегать — это свидетельство некомпетентности. Таким образом, вкладом в дисциплинарное знание (основным мерилом заслуг ученого перед сообществом) является либо перевод в разряд решенных какой-либо новой проблемы, либо опровержение или корректировка решения проблемы, которая уже была известна. Непосредственным проявлением статуса ученого является степень цитируемости его работ. Именно она указывает на то, что идеи ученого находят отклик у его коллег, а значимость его достижений является общепризнанной.

3. Пожалуй, наибольшую, местами до сих пор не прекратившуюся дискуссию, вызвали сформулированные Р. Мертоном императивы научного этоса, обеспечивающие нормативную составляющую научного сообщества. Он считал, что наука как социальная структура опирается в своем функционировании на четыре ценностных императива – универсализм, коллективизм, бескорыстность и организованный скептицизм.

4. На более поздних этапах своего творчества Мертон разрабатывал идею амбивалентности норм, которым подчиняется конкретное поведение ученого. В частности, он пришел к выводу, что деятельность ученого реализуется в нескольких социальных ролях, которые ему приходится совмещать. И действительно, ученый может выступать в роли исследователя, эксперта, преподавателя и администратора; эти роли неравноценны, поскольку важнейшей среди них является роль исследователя. Остальные роли, впрочем, также важны. Другой важный источник амбивалентности — это существование «контрпринципов», противоположных тем, которые были сформулированы выше. В частности, в ситуации, когда под вопрос ставится первенство в открытии, ученые могут отказываться от принципа коллективизма и начинать действовать в соответствии с индивидуалистическими соображениями. То же касается и оценок научных результатов: ученые далеко не всегда беспристрастны в оценке того, что было сделано их коллегами.

Так, ученый должен:

■   как можно быстрее передавать свои научные результаты коллегам, но он не должен торопиться с публикациями;

■  быть восприимчивым к новым идеям, но не поддаваться интеллектуальной «моде»;

■  стремиться добывать такое знание, которое получит высокую оценку коллег, но при этом работать, не обращая внимания на оценки других;

■  защищать новые идеи, но не поддерживать опрометчивые заключения;

■   прилагать максимальные усилия, чтобы знать относящиеся к его области работы, но при этом помнить, что эрудиция иногда тормозит творчество;

■  быть крайне тщательным в формулировках и деталях, но не быть педантом, ибо это идет в ущерб содержанию;

■  всегда помнить, что знание универсально, но не забывать, что всякое научное открытие делает честь нации, представителем которой оно совершено;

■   воспитывать новое поколение ученых, но не отдавать преподаванию слишком много внимания и времени; учиться у крупного мастера и подражать ему, но не походить на него.

****

Майкл Малкей

1. Критика Мангейма. М. Малкей высказал мнение, что противопоставление естественных и общественных наук с точки зрения того, насколько они детерминированы социальными структурами, не совсем справедливо. Источником этого заблуждения Малкей считал то, что Мангейм в своих рассуждениях опирался на позитивистскую концепцию науки. В последнем научное знание объявляется автономным, независимым от социальной среды, поскольку в его основе лежит совокупность надежно установленных фактических данных. Философия науки постпозитивизма пересматривает неопозитивистскую модель знания, прежде всего в понимании «теоретической нагруженности» научного наблюдения и эмпирических фактов и связи теоретических интерпретаций с нормами и идеалами науки, принятыми в определенных научных сообществах. В частности, Малкей ссылается на мнение такого крупного представителя постпозитивизма, как Т. Кун. Кун в своей известной работе «Структура научных революций», в частности, утверждал, что любое исследование, основывающееся якобы исключительно на эмпирических данных, в действительности обусловлено теориями, нормами и ценностями, которые имеются у ученых. На самом деле научное знание создается не отдельными учеными, находящимися «один на один» с объектом своего исследования, а научными сообществами. Научные сообщества могут иметь различные границы. Самым крупным является сообщество всех ученых; на более низком уровне могут выделяться национальные сообщества ученых, сообщества, объединяющие специалистов в какой-либо области, научные школы и т. д. К научным сообществам примыкают такие «эпистемические» (ненаучные) сообщества, как объединения астрологов, парапсихологов, алхимиков. Данные научные сообщества характеризуются тем, что в них существуют определенные убеждения, которые разделяются всеми их членами; Мертон это явление называл «этосом науки».

2. Идея социального конструирования научного знания. Далее Малкей приходит к выводу, что любые данные получают интерпретацию не на основании достоверных знаний, которые якобы имеются у ученых, а в соответствии с теми возможностями, которые существуют на данном этапе развития общества. Эмпирические данные пронизаны теоретическими и языковыми интерпретациями, они не настолько «тверды» и достоверны, чтобы однозначно определять выводы ученых. Это позволяет последним конструировать различные объяснения реальности, активно используя имеющиеся в обществе языковые, символические, культурные ресурсы. В результате научное знание не обладает каким-либо выделенным эпистемологическим статусом, оно включено в культуру и открыто для различных социальных и даже политических влияний. Таким образом Малкей фактически приходит к отрицанию самостоятельности науки, стирая границы между ней и культурой в целом.

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ СОЦИОЛОГИИ НАУКИ

I 

ПРОЦЕСС ИНСТИТУАЛИЗАЦИИ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Впервые институциональный подход к анализу научной деятельности был применён Р.К. Мертоном. Становление института науки означает её официальное признание как особой сферы общественного разделения труда. Но институционализация с появлением института науки не заканчивается, а происходит постоянно и непрерывно. Поскольку наука продолжает развиваться, разные виды деятельности, закрепляются различные типы социальных отношений, возникают новые научные направления, научные дисциплины, типы организаций. Возникают новые функции и социальные роли, которые должны быть признаны научным сообществом, т. е. институционализированы.

Социальные институты появляются в обществе как крупные непланируемые продукты социальной жизни. Как же это происходит? Люди в социальных группах пытаются реализовать свои потребности сообща и ищут для этого различные способы. В ходе общественной практики они находят некоторые приемлемые образцы, шаблоны поведения, которые постепенно через повторение и оценку превращают в стандартизированные обычаи и привычки. Спустя некоторое время эти шаблоны и образцы поведения поддерживаются общественным мнением, принимаются и узакониваются. На этой основе разрабатывается система поощрительных и наказательных санкций.

Исходя из этого институционализация представляет собой процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности. Институционализация — это замена спонтанного и экспериментального поведения на предсказуемое поведение, которое ожидается, моделируется, регулируется.

Процесс институционализации, т.е. образования социального института, состоит из нескольких последовательных этапов:

1)  возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;

2)  формирование общих целей;

3)  появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;

4)  унификация социальных норм и правил;

5) установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;

6) создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.

Итак, финалом процесса институционализации можно считать создание в соответствии с нормами и правилами четкой статусно - ролевой структуры, социально одобренной большинством участников этого социального процесса. Без институционализации, без социальных институтов ни одно современное общество существовать не может. Именно поэтому беспорядочные ссоры и драки превращаются в высокоформализованные спортивные поединки, любознательность, желание узнать истину — в упорядоченные научные исследования, беспорядочная половая жизнь — в крепкую семью. Институты, таким образом, являются символами порядка и организованности в обществе.

****

Основные этапы развития науки как социального института (см. вопрос № 11):

1. Ювенильный период (Средние века): становление дисциплинарной науки на основе создания университетов. Важно учесть, что здесь науки как социального институт еще нет, так как научные знания развивались в неадекватных им институциональных формах (в рамках религии,  образования, цеха). Так, ученое производство или ремесло облеклось в такие же регулируемые формы, как и любое другое ремесленное производство: общее собрание членов под председательством известного главы, известная дисциплина И известная последовательность градаций в среде членов:

Цех          Университет

ученик          школяр

подмастерье         бакалавр

мастер          магистр

И процесс обучения в чем-то был аналогичен: ученик (школяр), желающий обучаться мастерству, поступая на обучение к мастеру, после двухлетнего ученичества представлялся на испытание, выдержав которое становился бакалавром, т.е. вассалом низшего ранга, что соответствовало званию каноника низшего ранга в церковной иерархии или подмастерья в ремесленных цехах. Итак, в средневековом университете бакалавр был подмастерьем «ученого цеха».

Продолжая учиться, бакалавр уже начинал преподавать. Еще через два года учебы назначалось новое испытание, дающее возможность стать мастером науки — доктором или магистром — и самостоятельно обучать, получив для этого соответствующую лицензию.

Вместе с лицензией вручались знаки докторского достоинства - книга, золотой перстень и берет - известная и в настоящее время четырехугольная «академическая» шапочка (форма одежды в средние века служила индикатором принадлежности к той или иной социальной группе). Первоначально магистр, например, рассматривался лишь как мастер-ремесленник, руководитель мастерской, позже звание магистра становится почетным титулом. Титул доктора стал приравниваться к титулу рыцаря, а науку начали сравнивать с рыцарством.

****

2. Романтический период (Новое время). Романтический – потому что знание – сила (Бэкон), наука станет плодоносной и решит все проблемы. У истоков науки как профессиональной деятельности стоит Френсис Бэкон, утверждавший, что достижения науки ничтожны и что она нуждается в великом обновлении. И чтобы создать новое естествознание, необходимы: правильный метод (индуктивно-экспериментальный), мудрое управление наукой (это задача правителей, которые должны создавать ученые учреждения, библиотеки, приобретать орудия и инструменты, обеспечивать людей науки вознаграждением, освобождающим их от забот и создающим свободное время для творчества) и общее согласие в работе, восполняющее недостаток сил одного человека. Суть нового периода выражает конфликт между наукой и теологией.  В эпоху средневековья именно теология выступала в качестве верховной инстанции, призванной обсуждать и решать коренные мировоззренческие проблемы, такие, как вопрос о строении мироздания и месте в нем человека, о смысле и высших ценностях жизни и т.п.  На долю зарождавшейся науки оставались проблемы более частного и «земного» порядка. В соответствии с концепцией двойственной истины, разработанной в недрах католической схоластики:

—  теология занималась наиболее кардинальными и «возвышенными» вопросами,

—  тогда как знание о вещах мирских, «низменных», непосредственно окружающих человека, не обладало столь высокой значимостью для нее и вызывало существенно меньший интерес. Такое разделение «сфер влияния» оставляло определенные возможности для развития научного знания, хотя всегда сохранялась вероятность того, что наука выйдет за эти рамки.

Как известно, впервые это произошло в связи с созданием гелиоцентрической системы Коперника. Тот факт, что именно она послужила поводом для столь резкого столкновения науки с теологией, не был случайным, поскольку геоцентризм оказался одним из опорных пунктов религиозного учения о мире. Тогда случилось так, что острый конфликт между религией и наукой произошел на почве астрономии, хотя, наверное, он мог произойти и в другой области. Как бы то ни было, коперниковским переворотом наука впервые заявила о своих претензиях на роль силы, предлагающей собственные решения серьезнейших мировоззренческих вопросов.

Занятия наукой, до тех пор казавшиеся (а в какой-то мере и действительно бывшие) чем-то сродни магии, алхимии или астрологии, являвшиеся нередко уделом отшельников-одиночек, вдруг стали вызывать живой общественный интерес. Здесь, конечно, еще не может быть и речи о сколько-нибудь прочном укоренении науки в обыденном сознании широких слоев населения — мы имеем в виду лишь то, что в глазах образованных людей наука начинает выступать как самостоятельная и самоценная сфера деятельности.

А это, в свою очередь, открыло возможность воспринимать занятия наукой как достойное жизненное поприще для человека. Признание за научной деятельностью самоценного характера и стало началом социальной институционализации науки.

Следствие конфликта – появление наряду с университетами академий.

В Новое время уровень преподавания и университетах перестал отвечать запросам тогдашней научной практики. В университетах, конечно, стремились расширять сферу преподавания, уделяя внимание естественным наукам и математике, однако упор делался на получение классического образования — изучение классических языков и канонических текстов, приобретение так называемого книжного знания, что заставило, например Галилео Галилея, заниматься математикой за пределами университета. Желание получить такие познания возникало тогда у многих, поэтому и появилась новая свободная профессия учителя математики, который мог быть и землемером, и строителем фортификационных сооружений, и изобретателем новых инструментов, и чертежником и т.д.

Стремление к опыту реализовывалось в Новое время (XVIXVII вв.) во вновь образующихся социальных структурах — научных обществах и академиях наук, возникавших в виде объединения отдельных ученых для совместного проведения и финансирования научных экспериментов и находившихся под покровительством влиятельных лиц. Таковыми были, например, возникшая в 1560 г. в Неаполе Академия тайн природы, Академия деи Линчеи (рысьеглазых), членом которой был Галилео Галилей, учрежденная в 1603 г.. Академия дель Чименто (эксперимента), основанная во Флоренции в 1657 г.. Лондонское королевское общество (1660 г.), Парижская академия наук (1666 г.), Научное общество в Берлине (1700 г.), Петербургская академия наук (1724 г.).

Вывод:

1. Появляются академии, наука приобретает систематически экспериментальный характер.

2. Происходит легитимация науки, первые академии берутся под защиту королевской власти. Идеально организованный коллектив ученых (ученая коллегия или общество, названное «Домом Соломона») описал Бэкон в «Новой Атлантиде». Среди членов этого сообщества существует разделение труда: одни собирают сведения о различных опытах из книг, другие делают опыты, третьи обрабатывают данные опытов и составляют таблицы, а «истолкователи природы» из наблюдений и опытов выводят общие законы и причины. В «Доме Соломона» проводятся общие собрания всех его членов, обсуждаются рефераты, работы, выведенные законы и принципы, решается, какие открытия и опыты должны быть опубликованы. Для осуществления преемственности в «Доме» обязательно должны быть и молодые ученые. Посещая разные города, государства, ученые должны на основе изучения природы предсказывать неурожаи, бури, эпидемии, землетрясения и давать советы гражданам, как, по возможности, избежать этих бедствий. Идея организованной, коллективной, государственной науки имела большое значение для становления науки не только для эпохи Ф. Бэкона, но и для последующих поколений ученых.

3. Наука отмежевывается от средневековых интеллектуальных традиций: постоянного вращения мысли вокруг догматов Священного Писания, засилья вербализма, отвлеченной схоластической учености. Новая установка рождающейся науки - «вещи вместо слов» берет курс па опытное исследование природы.

4. Происходит размежевание естествознания с философией, естественные науки проникают в университеты.

5. Идеал ученого - энциклопедист.

****

3. Классический период (XVIII - XIX вв.). Классический период развития науки приходится на время зрелого капитализма. В промышленности наблюдается переход к крупному машинному производству, свободная конкуренция достигает апогея, растет пролетариат, обостряются классовые противоречия. Конец этого периода знаменуется установлением промышленных монополий и финансовой олигархии.

****

1. Наука превращается в идеологию.  Наиболее отчетливо это выразилось в представлениях, сложившихся в XVIII столетии, в век Просвещения. В этот период ученые расстаются с романтическими иллюзиями бэконианской идеологии науки. Образ «плодоносной» науки, сослуживший добрую службу на первых порах ее институционализации, стал в какой-то мере тормозом па пути развития теоретического знания. Поэтому ученые в этот период в большей мере пропагандируют образ «светоносной» науки и идею самоценности научной истины. В условиях нарастающей дифференциации науки ученые весьма озабочены поиском консенсуса для поддержания высокого статуса научных исследований. Если прежде господствовал взгляд на научные знания как на то, что доступно только избранным и открывает им путь к благу, то просветители существенно раздвинули рамки социального воздействия науки. Видя в невежестве и суевериях основной источник всех пороков и зол в обществе, они считали распространение научных знаний среди широких слоев населения решающим средством достижения социальной справедливости и разумного общественного устройства.

В начале XIX века, в связи с общим разочарованием в итогах Великой Французской революции, идеи Просвещения стали терять свои позиции. Однако укоренившееся на их основе понимание научного знания как самоценного и общественно значимого блага надолго осталось широко разделяемой предпосылкой, исходя из которой обсуждалась социальная роль науки.

Иначе говоря, расширение объема научного знания представлялось целью, не требующей какого-либо внешнего оправдания. В качестве едва ли не бесспорной ценности выступал и принцип свободы научных исследований. Всякое выступление против этих установок воспринималось как голос обскурантизма.

Нередко дело доходило до абсолютизации культурно-мировоззренческих возможностей науки. Утверждалось, в частности, что только научное, а точнее — только естественнонаучное знание может служить надежным ориентиром в человеческой деятельности. Тем самым принижалась или вообще отрицалась мировоззренческая значимость религии,  философии, искусства. Впоследствии на этой почве возник сциентизм — мировоззренческая позиция, считающая науку высшей формой культуры, своего рода сверхценностью, и третирующая все, что выходит за рамки научной строгости и рациональности.

С течением времени культурно-мировоззренческая роль науки становится все более заметной, и сегодня она весьма и весьма внушительна. Вместе с тем сегодня с предельной ясностью обозначилась и ущербность односторонней ориентации на науку в мировоззренческом плане, необходимость единства науки с другими формами культуры, хотя реальное достижение такого единства — далеко не простая задача. Важно также иметь в виду и то, что в современных условиях

осуществление культурно-мировоззренческой функции — лишь один из каналов воздействия науки на общество.

Поэтому ориентация исключительно на эту функцию ведет к односторонности в понимании их взаимоотношений.

****

2. В этот период, как отмечал Ф. Энгельс, естествознание о целом переходит от фазы собирания, накопления отдельных фактов к созданию фундаментальных теорий, отражающих процессы и связи в неживой и живой природе. Славу этого периода составляет классическая механика, получившая в трудах Эйлера, Лагранжа, Якоби филигранную отделку. Больших успехов достигает математика, Фарадей и Максвелл создают классическую электродинамику, биология увенчивается    теорией Дарвина, закладываются основы экспериментальной физиологии, химия после открытий Лавуазье расстается с последними остатками аристотелеанства.

****

3. На классическом этапе окончательно закрепляется организация науки по дисциплинарному принципу. Вместо одной науки, названной Бэконом естественной философией, возникает множество специальных наук. Если романтический этап — время ученых-энциклопедистов, то XIX в. знаменует приход в науку ученых-специалистов.

****

4. Происходит реформа образования в университетах, возникают политехнические институты. Уже в XVIII в. возникли новые формы организации научной деятельности в области техники — прежде всего инженерные общества и высшие технические школы, а академии наук сконцентрировались на фундаментальных научных проблемах.

****

4. Постклассический период. Следующий ключевой этап социальной институционализации науки приходится на вторую половину XIX — начало XX в. Принципиальное значение здесь имеют три момента:

1) осознание и обществом, и научным сообществом экономической эффективности научных исследований;

2) начавшаяся в этот же период профессионализация научной деятельности. Касаясь процесса профессионализации, американский философ и историк науки Л.Грэхем пишет: «В двадцатом столетии на смену любителям и дилетантам в науке постепенно пришли находящиеся на жалованье профессионалы, и в ходе этого процесса изменился тон научной литературы. Прежде журналы научных обществ часто публиковали умозрительные статьи, в которых вперемежку рассматривались нормативные и фактические вопросы. К концу девятнадцатого столетия такой стиль почти полностью исчез со страниц престижных научных журналов. Членство в научных обществах становится все более ограниченным, часто требуя высшего образования и сопутствующего ему приобщения к этосу исследований. Нормой серьезного профессионального ученого стал трезвый, строго следующий за фактами стиль рассуждения».

3) установка на нормативно-ценностную нейтральность науки.

****

5. Этап «большой науки». Особенности «большой науки»:

1. Огосударствление науки

2. Научная деятельность приобретает массовый характер.

2. Центр тяжести переходит в сферу прикладных исследований и разработок.  Деятельность ученого мотивируется не столько ценностями поиска нового знания, сколько ценностями получения практического эффекта.

4.  Растет специализация научной деятельности (появляются  новые специальности).

5. Наука принимает на себя бремя социальной ответственности.

Характеризуя современную науку, Б.А. Грушин отмечает в ней главное: «…современная наука во множестве ситуаций представляет собой (благодаря масштабности решаемых ею задач, ориентации на скорейшее внедрение результатов исследований в практику и т. п.) совокупность крупных, подчас огромных учреждений, объединяющих сотни и тысячи людей, занятых преимущественно технической, исполнительской деятельностью... Это подлинно массовое производство информации (знаний), осуществляющееся в типично «фабричных», индустриальных формах»

Традиционно, социологи и историки науки выделяют в «большой науке» два основных, уже закончившихся периода:

50-60-е гг.: своеобразный «золотой век» науки. В то время научно-техническая политика стояла в центре внимания общественности и правительства не жалели средств на ее развитие, расширяли сеть научно-исследовательских учреждений, росла численность ученых, совершенствовалась подготовка кадров;

70-80-е гг.: время экономических трудностей, обострения конкуренции  между странами.  Правительства требуют,  чтобы ученые служили прежде всего интересам экономического и промышленного развития, упор делается на технологии.

С начала 90-х гг. (к этому времени численность ученых достигла уже 5 миллионов) наблюдаются структурные изменения в науке и особенно в научной политике. Охарактеризуем некоторые из них.

1. По мнению социолога науки Ж.-Э. Обера, ресурсы, вкладываемые государствами в развитие науки, не растут, а во многих странах их доля в общественных затратах даже сокращается. На приоритетные места выходят другие проблемы: здравоохранение, окружающая среда и просвещение

Вместе с тем в развитых странах увеличивается финансирование научных исследований, проводимых за счет частных средств, что обусловило внимание к экономической эффективности научных проектов и явное преобладание прикладных исследований над фундаментальными. Развивается сеть центров проведения междисциплинарных исследований, центров по передачи технологии, технологических парков. Неповоротливые же традиционные государственные и академические исследовательские структуры не успевают приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам.

2. Усиление частного капитала в современной науке оказало влияние и на интернационализацию научной деятельности. В сотрудничестве с фирмами-конкурентами международные корпорации на своих производствах за рубежом создают научно-исследовательские лаборатории, новые продукты и технологические процессы. Особенно это заметно в химической промышленности, в промышленности по производству ЭВМ, современного конторского оборудования, электронной и фармацевтической промышленности. Так, электронная промышленность Японии с 1987 по 1990 гг. создала 21 научно-исследовательский центр в США, 6 в Европе и 6 в Азии.

3. Наблюдается практика научно-исследовательских заказов частных фирм зарубежным университетам. Японские компании, например, строят новые лабораторные корпуса для проведения фундаментальных исследований вблизи британских университетов («Хитачи» и «Тошиба» рядом с Кембриджем, «Шарп» в научном парке Оксфорда).

4. Массовая миграция научных кадров. Большое влияние на научную политику наиболее развитых стран и международных фондов оказывает сегодня и преобразование систем проведения научных исследований и разработок в странах Восточной Европы и республиках бывшего СССР. Ориентация этих стран на привлечение иностранных финансовых ресурсов в сферу науки, расширение совместных разработок и массовая эмиграция научных кадров позволяют крупным фирмам воспользоваться дополнительным интеллектуальным потенциалом и даже удешевить ряд научных разработок.  

Таким образом, новые тенденции в структуре социального института науки говорят о переживаемых им глубоких изменениях. Это связано с переходом наиболее развитых индустриальных стран к новому информационному обществу и набирающей темпы технологической революцией. Изменяется инфраструктура науки, повышается социальный статус научного труда и производительность труда в науке, увеличивается интеграция и интернационализация научной деятельности.

II. ОБРАЗ УЧЁНОГО

Поддерживая и пропагандируя данный социальный тип в виде обобщенного образа ученого, научное сообщество тем самым выделяет себя в иерархии социальных групп в качестве специфического социального слоя и ограждает от влияния чуждых для мира науки ценностей. Образ ученого олицетворяет собой в иконической форме ту систему ценностей, которую разделяет научное сообщество. Фразы типа: «Этот поступок недостоин настоящего ученого» или «Его жизнь может служить примером выполнения общественного долга подлинным ученым» и т. п. имеют смысл только потому, что в общественном мнении укореняется определенный ценностно ориентированный образ ученого.

Негативный образ ученого. 

1. Ф. Рабле.

2. Сфивт.

3. Мольер: тупость, мания величия, бахвальство, алчность, высокомерие, схоластическое мышление, практическая никчемность.

Позитивный образ ученого. Эту историческую традицию отрицательного отношения к ученым пытался в свое время переломить Ф. Бэкон. По-видимому, он хорошо осознавал укорененность негативного образа ученого в различных общественных кругах. Поэтому, защищая возрождающуюся науку и ученых, великий реформатор выстраивает и новый образ ученого методом его противопоставления старому образу.

Говорят, что ученые корыстолюбивы. Напротив, утверждает Ф. Бэкон, «из всех людей только ученые любят труд только ради него самого». Говорят, что они бездельники. Нет, пылко возражает он, «из всех людей они самые неутомимые». Ученых часто упрекают в том, что они преследуют только свои эгоистические цели. Наоборот, убеждает Ф. Бэкон, занятия наукой «удерживают ум от безделия и стремления к удовольствиям». Ученым высказывают упрек в том, что они ведут уединенный образ жизни, «с трудом приспосабливаются и сходятся с людьми». И на эти упреки Бэкон находит опровержения или извинительные мотивы.

После Ф. Бэкона продолжалась работа по созданию позитивного образа ученого, который бы вызвал общественное доверие и уважение со стороны широких кругов населения. К созданию этого образа приложили руку многие выдающиеся деятели науки. Уже со второй половины XIX в. авторитет ученых окончательно укрепляется в представлении многих слоев населения, укореняется обобщенный образ весьма добропорядочного и общественно полезного служителя храма науки. Возникший социальный стереотип ученого — результат нарастающих успехов пауки и ее усиливающегося влияния на культуру; не в последнюю очередь он обусловлен той искусной пропагандой, которую неизменно вело и ведет научное сообщество.

Объективности ради следует сказать, что пропаганда позитивного образа ученого не является целенаправленной и систематизированной, она обычно сопутствует освещению роли науки и ученых в жизни общества. Рассмотрим те основные каналы, по которым происходит формирование типизированного образа ученого.

Первый канал — это многочисленные книги, посвященные роли науки в жизни общества, природе научного творчества, истории научных открытий. Книги такого рода помимо содержательных характеристик науки всегда затрагивают этическую и социально-психологическую стороны научной деятельности. Поэтому вместе с «исторически-книжным образом науки» (М. Малкей) на горизонте неизбежно появляется и его вечный спутник — стандартный образ ученого. Именно по этому каналу формируется и «книжный образ» ученого, который воспроизводит в своем труде И. Митрофф. Ученому приписываются такие атрибуты, «как стремление обмениваться мнениями, спокойствие, лояльность к истине, объективность, взвешенность суждений и эмоциональный нейтралитет...».

Второй канал — это биографии великих ученых, воспоминания их коллег, многочисленные юбилейные речи, в которых в помпезно восхваляющем тоне оценивается жизненный путь выдающегося юбиляра, это и многочисленные некрологи, публикующиеся в толстых журналах. Образ ученого, формируемый по этому каналу, носит явно приглаженный, беспроблемный, односторонне положительный характер. Подобного рода «пристойно отретушированные биографии» (Г. Селье) отливаются в идеальный тип ученого, место которому не на грешной земле, а на божественных небесах.

Третий канал — это устная традиция распространения легенд и мифов о «великом шефе» его соратниками, последователями, учениками, учениками учеников и т. д. Обстоятельства жизни выдающегося ученого, основавшего школу, институт, лабораторию, нередко идеализируются, обрастают легендами и мифами. Образ основателя школы, научного руководителя, организатора института становится своеобразным «знаменем полка», предметом гордости и подражания. В эволюции образа «шефа» происходит акцептация позитивных качеств и вытеснение   неприглядных, непопулярных черт личности. Иногда последним придается неожиданная аранжировка, меняющая «минус» на «плюс». Например, если шеф был угрюм и неразговорчив, то в устах его правоверных поклонников можно услышать такую фразу: «Шеф не любил тратить время попусту». Если шеф в свою бытность напропалую волочился за молоденькими лаборантками, то через много лет новые покорители науки с восторгом говорили, каким «жизнелюбом» был их учитель. Не случайны поэтому и ответы студентов на вопрос, как они представляют себе типичные качества ученого. Они обрисовали ученых как «высоких интеллектуалов, преданных своему делу... терпеливых и непредубежденных ... не делающих скоропалительных выводов ... способных постоять за свои идеи, когда это необходимо ... «посвященных» людей, которые работают не ради денег или славы или большого самолюбия, а только ради правды, во имя процветания своей страны и всего человечества».

Четвертый канал – специальные социологические исследования. Появляется все большее число работ, в которых личность ученого становится предметом целенаправленного изучения, что свидетельствует о росте критического самосознания научного сообщества. Сознательная рефлексия над образом ученого приводит постепенно к расщеплению универсального стереотипа на множество «реальных» типов ученых. Мир ученых оказывается намного полифоничнее, противоречивее и сложнее, чем его отражение в ходячем классическом образе «выдающегося» ученого.

Можно сказать, что вплоть до современного этапа развития науки преобладал классический образ ученого, формировавшийся в течение длительного времени, и лишь с приходом большой науки этот образ стал постепенно вытесняться современным представлением о «типичном» ученом.

****

КЛАССИЧЕСКИЙ ОБРАЗ УЧЕНОГО

Анализируя различные высказывания о качествах, необходимых для «настоящего» ученого, можно увидеть, что они содержат указания на два класса свойств, настолько тесно связанных между собой, что порой их трудно разделить.

1. Один класс составляют социально-этические свойства, такие, например, как бескорыстие, скромность, великодушие и т. п.

2. В другой класс входят профессиональные свойства, такие как упорство в достижении целей, гибкость ума и т. п.

Рассмотрим типические черты «ходячего» образа ученого, берущего свое начало чуть ли не с первых заповедей Ф. Бэкона.

Первый класс

Первая, наиболее важная черта подлинного ученого — это бескорыстие, научный альтруизм, служение истине ради нее самой. Бескорыстие ученого — это не мученичество героя и не жестокий аскетизм святого, а нормальная жизнь человека, главной целью которого является научное открытие, истина сама по себе. Использование науки в корыстных целях, служение «золотому тельцу», погоня за научной славой, высокими званиями и премиями в ущерб кропотливому и упорному труду всегда явно или тайно осуждались научным миром. Широко известно высказывание К. Маркса: «...человека, стремящегося приспособить науку к такой точке зрения, которая почерпнута не из самой науки... а извне, к такой точке зрения, которая продиктована чуждыми науке, внешними для нее интересами, — такого человека я называю «низким».

С бескорыстием ученого связан целый букет этических качеств, которые как бы оттеняют основные тона и полутона нравственно совершенной личности. К этим качествам относятся беспристрастность и объективность ученого в научном исследовании, самокритичность в оценке собственных научных результатов и научная скромность, неиссякаемое трудолюбие  и  самодисциплина,  научная  честность. Ученый    имеет право на ошибку, но не имеет права на сознательное искажение истины в угоду чьим-либо интересам. С беспристрастностью    близко соотносятся и такие часто упоминаемые черты, как непредубежденность и объективность.  Непредубежденность    означает, что ученый  способен одинаково    беспристрастно относиться как к научным работам своих коллег и оппонентов, так и к собственной работе.

Самокритичность и честность,   по мнению многих, также являются неотъемлемыми    чертами подлинного ученого, ибо вытекают из целей и содержания    научной работы. Ученый не имеет    права искажать факты, он должен быть честным прежде всего    перед самим собой. Факты — упрямая вещь и их необходимо    признавать даже в том случае, если    они опровергают собственную   концепцию ученого. Честность, как характерная  черта    профессиональной деятельности,  обязывает ученого не выдавать    желаемое за действительное, непроверенный результат — за обоснованный    вывод, плохую, неразработанную     гипотезу   —   за   окончательную    теорию. Поэтому по-настоящему    честный ученый всегда самокритичен;   он   готов    в   любой   момент   пересмотреть   свою   точку зрения, если   обнаруживается ее несоответствие действительности.  Безусловно,    ученый обязан учитывать    критические замечания оппонентов в свой адрес, и если он убеждается в их справедливости,   то вносит соответствующие коррективы в свои научные   результаты.

Наконец, поиск истины требует неиссякаемого трудолюбия и большой самодисциплины. «Как правило, истинный ученый ведет почти монашескую жизнь, оградившись от мирских забот и полностью посвятив себя работе, — утверждает Г. Селье. — Ему нужна железная самодисциплина, чтобы сконцентрировать все свои способности на сложной работе, эксперименте, теоретической деятельности, требующей продолжительного и безраздельного внимания» .

Второй класс

Сюда относится оригинальность мышления, черта  настолько же типичная, насколько конструктивно и неопределимая.    Г. Селье по этому поводу говорит: «Сила    оригинальной, творческой мысли состоит в способности по-новому   взглянуть на вещи».

Близкими к оригинальности   по   смыслу    оказываются   и   такие   черты,   как воображение и интуиция.   По Селье,    «воображение   — это бессознательная способность    комбинировать факты новыми способами, а интуиция — это    способность переносить нужные воображаемые образы в сознание». Способность мыслить нестандартно,    независимо,  как качество,  необходимое ученому,   подчеркивается   обычно     всеми     исследователями, несмотря на трудность    конструктивного определения и выявления подобных признаков.   По   мнению    Д.  Прайса, например,  «хорошим  ученым    может  быть лишь тот,  кто  ассоциирует со словом    «черный» не слово «белый»,  а  слово «икра».  

Безусловно,  ученый    должен  быть наделен  особым  интеллектом. Но интеллект,    по убеждению большинства    исследователей, —  это не  врожденное  свойство  человека;   во всяком случае  признается,  что его можно    успешно  развивать.   «Подобно    воображению   и  интуиции,     интеллект,   — утверждает    Г.  Селье, —  работает путем    комбинирования фактов, хранящихся в памяти,    но делает он это не с помощью причудливой    игры в потемках бессознательного, а    с помощью логического    анализа при полном свете сознания. Его  основными    инструментами   являются:   логика,   память, способность  к  концентрации    внимания  на  одной  проблеме вместе с ее    логическими следствиями, способность к абстракции, пренебрежение ко всему, что не относится к делу».

Наконец, неизменно   подчеркивается, что ученый должен проявлять энтузиазм и настойчивость в научном    поиске   На пути ученого   могут встречаться разнообразные препятствия, связанные   как  с  реализацией    программы  научного  исследования,  так  и  с  обстоятельствами,    лежащими  вне  науки {частная   жизнь,    взаимоотношения   с  коллегами,   семейные проблемы и т. п.), но подлинный исследователь природы не должен   сворачивать   с  избранного  им   пути,    вдаваться     в панику,   разочаровываться   при   первых   же   ударах   судьбы. Настоящий ученый    неуклонно  следует  своему жизненному избранию — познанию мира,    несмотря на  временные    неудачи и трудности.  

Рассмотренные выше черты идеального ученого легли в основу классического образа, выполнявшего длительное время важную идеологическую функцию «святой иконы». Многие поколения ученых воспитывались в духе поклонения этому непогрешимому идеалу, но уже после окончания второй мировой войны ореол святости ученого начал постепенно тускнеть.

****

ТИПИЧЕСКИЙ ОБРАЗ УЧЕНОГО

Возрастание спроса на науку привело к массовому притоку новых людей в ее ряды. Эти новые люди были уже лишены романтического ореола бескорыстных героев-одиночек,    борцов за  чистый свет истины.  Наука  становилась для них просто престижной профессией, такой же обыденной, лишенной какой бы то ни было святости работой, как и работа банковского служащего, адвоката, инженера и т. п., но только более респектабельной.

Расхождение между мифом о «святом ученом» и реальностью всегда существовало, хотя его долгое время и не замечали. Известно, что канонизированный основатель классической механики Ньютон был очень тщеславен и много времени уделял спорам о своем научном приоритете со сторонниками Декарта, с Бернулли, Лейбницем, Р. Гуком, а для обоснования своей правоты порой прибегал к «бесчестным ухищрениям». Сам великий реформатор науки Ф. Бэкон, воспевший оду бескорыстию и праведности ученых, был уличен во взяточничестве. Что же тогда говорить о современных научных работниках, вовлеченных в пауку возросшим спросом на интеллектуальный товар?

По мысли американского биохимика Д. Унгара, «высокие денежные оклады, обеспеченное положение и социальный престиж привлекли в науку большое число лиц, которые в былые времена избрали бы себе более «земной» род занятий. Увеличение армии научных работников привело к снижению этических стандартов». Обусловлено ли это широкое движение в науку лишь любовью к истине, любознательностью, как это декларируется в стандартном образе ученого? Отнюдь нет.

Беспринципность. На почве суровой реальности неизбежно возникает вопрос, насколько ученые щепетильны в выборе средств обретения высокого авторитета и научной славы. К сожалению, очень  часто    ученые  обнаруживают  острый  дефицит  такой щепетильности. И. Митрофф, опросивший более 40 физиков, обнаружил, что «ученые охотно порочат друг друга, их отзывы о коллегах (если они уверены в анонимности) полны недобрых чувств, брани и мстительной злобы». Поэтому «внутренние рецензии», написанные для издательства, разительно отличаются от опубликованных рецензий тех же авторов на уже изданные книги; «во внутренних рецензиях ученые позволяют себе клеветнические измышления, которые не решились бы опубликовать открыто, зная, что их легко опровергнуть и разоблачить».

Консерватизм. Ученые и сейчас любят подчеркивать свою раскрепощенность мышления и непредубежденность. А как на практике реализуются эти черты? Оказывается, ученые с большим сопротивлением принимают все новое. Биохимик Д. Унгар приводит пример того, как один известный нейробиолог наотрез отказался ознакомиться с экспериментальными данными, которые хотел показать ему талантливый молодой ученый. «Все равно я не поверю вашим результатам», — ответил корифей начинающему ученому. Очень часто маститые жрецы науки, не дав себе труда вникнуть в новые и нестандартные идеи, рубят с плеча: «абсурд», «химера», «вздор». В реальных межличностных отношениях у многих ученых обнаруживается комплекс «зеленого винограда». После личных неудач в решении какой-либо научной проблемы ученые часто отказываются признать сделанные другими исследователями открытия на том основании, что они искренне верят в невозможность разрешения проблемы кем-либо другим, если самим это никак не удалось.

Предвзятость в оценке идей своих соперников, огульная пристрастная критика конкурентов, клановые атаки на противоположное научное направление, подсиживание своих научных коллег — эти явления, увы, стали довольно распространенными в научной среде.

Алчность. Как любят ученые повторять слова о своей нейтральности и беспристрастности в решении научных проблем! Но суровая правда такова, что исследователи часто выступают на стороне той компании, которая способна хорошо оплатить их исследования. Такие данные приводит, например, М. Малкей, рассказывая о дебатах вокруг возможных последствий строительства одной атомной электростанции в США. Группа местных ученых выступила с резким осуждением этого строительства, приведя весомые доводы об угрожающей опасности. Компания,    осуществлявшая субсидирование этого строительства, затратила свыше полутора миллионов долларов на научные исследования возможных последствий от работы атомной станции, пригласив другую группу ученых. Эти «независимые» научные эксперты полностью отвергли выводы местных ученых и оправдали действия компании.

Нужно отметить, что с подобными ситуациями противоположных оценок учеными надежности работы атомных станций приходится все чаще сталкиваться и у нас в стране. В дискуссиях вокруг строительства Крымской, Казанской, Воронежской атомных станций местные ученые приводили аргументы, доказывающие опасность и неэффективность их строительства, а ведомственные ученые непоколебимо отстаивали их полную безопасность и экономическую необходимость. Да и уроки Чернобыльской аварии подтвердили предвзятость ведомственных ученых, проявившуюся на всех этапах развития этой трагедии, начиная от эйфорической оценки безопасности атомного реактора на проектной стадии и кончая принижением и замалчиванием возникших для населения опасностей после взрыва.

Воровство. Большую тревогу    вызывают участившиеся в науке случаи прямого жульничества:    искажения и подтасовки научных данных, плагиат,    получение незаконных субсидий.

В   мифологизированный  идеал   перестают  верить  не только сами ученые, но и широкие слои населения.    Ученые начинают катастрофически   терять доверие общественности. По данным одного из опросов, проведенных    американским журналом, группа,    «враждебная» к ученым, так описала их; «Ученые — это люди, которым свойственна    замкнутость, высокомерие,   узость   интересов,     недостаток   чувства   моральной ответственности».    По мнению этих читателей, в большинстве своем молодых, . ученые «проституировали свою науку    в военных целях  и  часто    слепы к ужасающим  последствиям своей  работы».  Отрицательное  отношение  к  ученым   поддерживается и интеллектуалами антисцнентистского направления. Писатели, художники, журналисты, философы словно сговорились в ожесточенной критике современной науки. Вместе с критикой ее антигуманной направленности усилились нападки па этический облик современных ученых. Показательна в этом плане критика ученых П. Фейерабендом, в которой он явно переступает меру. Для характеристики ученых П. Фейерабснд применяет такие ярлыки, как «духовные фюреры», «интеллектуальный навоз», «человеческие муравьи». Мы видим, что эффект «святой иконы» срабатывает все реже, и наборот, скепсис и сомнение в бескорыстии и альтруизме ученых возрастают.

Научное сообщество чрезвычайно обеспокоено падением авторитета ученого в глазах общественного мнения. В этих условиях крупные представители научного мира стремятся заострить обсуждение этических проблем науки. Они выступают против того, чтобы этика была отделена от научной деятельности. В программных заявлениях прогрессивных общественных движений все чаще формулируются необходимые требования к социально-этическому облику современного ученого. Проблема из сферы экзистенциальной (т. е. фактического существования) переносится, таким образом, в сферу «должного». Спектр таких требований содержится в «Рекомендации о статусе научных работников», принятой ЮНЕСКО в 1974 г. Они таковы:

1)  бескорыстие и интеллектуальная честность;

2)  способность   рассматривать   проблему   или   ситуацию в перспективе и с учетом всех ее последствии для    человеческого общества;

3)  умение выделить    гражданские и этические аспекты проблем, связанных с поиском новых знаний,    которые,    на первый   взгляд,   представляются     исключительно     техническими;

4)  бдительность в отношении    вероятных  и  возможных социальных  и  экономических    последствий  деятельности    в области научных исследований и разработок;

5)  готовность общаться с другими не только в научно-технических,    по также и вне этих кругов, что означает готовность  работать  в  группе  и  в  области  смежных   профессий.

Научное сообщество начинает постепенно осознавать, что прежний образ ученого,    сочетавший в некой святой троице героя, мудреца и пророка, нанес даже некоторый вред престижу науки.  Ведь широкая общественность стала  возлагать слитком большие надежды на науку в избавлении мира    от социальных  недугов.   Завышенные  требования    к    ученому, которые  выдвинула  сама   научная  идеология,   обернулись  в конечном счете всеобщим разочарованием в науке и враждебностью   различных   социальных   слоев   к   ученым.      Поэтому деятели  науки  в  последнее время  стремятся     «обмирщить» образ ученого,    вернуть его на грешную землю. Обмирщение образа ученого    направлено на снятие того социального напряжения,   которое     возникает   в   результате   шокирующего разрыва  между  высоким  идеалом  и  «земной»  реальностью. Если ученый    не святой, а простой человек, «как все», то   и требовать от него    слишком многого нельзя. Как и все люди,  ученые  могут    быть добрыми  или  злыми,   героями  или трусами, мудрыми или глупцами,   либералами или консерваторами, эгоистами или  альтруистами;  короче, ничто человеческое   им   не  чуждо.     

По   что  же  тогда   все-таки   отличает ученых от других    людей?  По мнению  многих,  такой отличительной   чертой     является   высокий   профессионализм   люден науки и связанное с ним    стремление к истине. Что   же касается других    человеческих качеств, то они у ученых не лучше и не хуже, чем у других людей, поскольку сама наука — это часть    общества:  каково общество в целом, такова и наука.  

Образ ученого продолжает по-прежнему играть важную роль в идеологии научного сообщества. В этом образе научное сообщество видит своеобразную визитную карточку, позволяющую ему вступить в диалог с обществом. И в то же время этот образ является своеобразным паролем для вхождения молодого поколения в мир науки. Современный образ ученого — это не фактуальное описание того, что есть на самом деле. В своей идеологической функции он выступает как нормативный идеал, на который следует равняться. Образ ученого не экзистенциален, а потенциален, он служит нормативной моделью «должного», которую вряд ли кто-нибудь реализовывал, но к выполнению которой, согласно идеологическому ритуалу, следует стремиться.

Функции идеологической нормы, подобной образу ученого, заключаются в том, чтобы выражать институциональные интересы научного сообщества, обслуживать его внутренние и внешние потребности, а не в том, чтобы жестко регламентировать поведение каждого его конкретного члена.

III. КОММУНИКАЦИЯ В НАУКЕ

Идеи принадлежат конкретным ученым, но научная деятельность как таковая может осуществляться исследователями только в контакте, в общении. Если абстрагироваться от содержания знания и его ценности, то науку можно представить как информационную или коммуникационную систему. Как отмечал Д. Прайс, «коммуникации - фундаментальный элемент социального и технического контекста "большой науки", они обеспечивают взаимодействие участников научной деятельности, обеспечивая каждому оперативную и качественную информацию о состоянии дел в науке. Именно коммуникации и являются основным элементом институционализации данного вида деятельности».

Коммуникации в науке - это совокупность видов и форм профессионального общения учёных, осуществляющегося с помощью широкого спектра устных, письменных, печатных и электронных средств. Состояние научных коммуникаций (широта, протяженность, интенсивность) определяет жизнеспособность научного сообщества, что непосредственно отражается на уровне эффективности научных исследований, является необходимым условием формирования и развития личности ученого, её ценностой и мотивационпой структуры.

Проблемы:

1. Определение видов коммуникации. Коммуникативные связи в научном сообществе делят на формальные и неформальные.

К формальным относятся официальные, регламентированные встречи ученых по какому-либо вопросу: конференции, симпозиумы, предполагающие обязательное издание их материалов; регламентированное взаимодействие в рамках формальных научных организаций. Главный способ формальной научной коммуникации, существующий с основания науки и до нашего времени, - стандартизированные регулярные публикации (книги, научные и реферативные журналы, статья и т. д.). За долгую историю в науке выработались определенные требования к публикациям.

Неформальные классифицируются много сложнее. К ним относятся неформальные межличностные контакты между учеными: беседы; рукописи; устные доклады на семинарах, научных дискуссиях, далее не публикуемые; научные группы; научные школы; «незримые колледжи» и т. д. Не отвергая значения формальных контактов между учеными, социологи считают, что непосредственные контакты в рамках личной научной связи являются массовой первичной и элементарной «клеточкой» научного познания.

Но структура информационного обмена как в том, так и в другом случаях, чаще всего многоступенчата и состоит как минимум из двух уровней: прямого информационного контакта и наличия опосредованных звеньев. Чаще всего непосредственные, неформальные научные контакты осуществляют «ключевые фигуры», обладающие явным информационным преимуществом, - научная элита сообщества данной предметной области. В то же время, имея, как правило, научные школы, «ключевые фигуры» выступают ретрансляторами последних научных достижений для своих сотрудников и аспирантов, более ограниченных в возможностях неформального информационного обмена.

****

2. Циклы коммуникации. Вне зависимости от способов получения информации стремление к интенсивным научным контактам у каждого исследователя варьируется в зависимости от степени разработки им той или иной проблемы, а также от стадии коммуникационного цикла, который, по мнению Д. Прайса, включает в себя стадии концептуализации, документации и популяризации.

1. На стадии концептуализации происходит выбор темы исследования и формирование гипотезы. Ученый нуждается в самой свежей информации о степени изученности и конкретных разработках в избранной им области, происходит активный поиск научных контактов. Затем коммуникативная активность резко снижается; в период интенсивной исследовательской работы лишние контакты отвлекают, а иногда и способствуют утечке информации, ещё не осмысленной учёным.

2. На стадии документации необходимо дать интерпретацию полученных результатов, оформить документально, подтвердить свой приоритет публикациями как среди научного сообщества,

3. так и среди широкой общественности (стадия популяризации).

****

3. Институциализация коммуникации. Особую роль в системе научных коммуникаций играет такая форма контактов, как «незримый колледж». Впервые это понятие в научный оборот ввели Дж. Бернал и Д. Прайс, подразумевающие под ним определенней набор форм коммуникационного поведения различных исследователей, занятых разрешением какой-либо определенной проблемы с соответствующим распределением ролей. «Незримый колледж» чаще всего возникает в зонах исследовательского прорыва, когда успех в разработке какой-либо группы проблем приводит к формированию новой научной специальности. В этом случае «незримый колледж» выступает еще и как форма институционализации научной деятельности.

Н. Маллинз, проследив возникновение и функционирование «незримого колледжа», выделил в этом процессе следующие этапы:

•   Нормальная фаза. Участники будущего сообщества представляют собой несколько небольших групп с близкой проблематикой. Каналы коммуникаций стандартные, ключевыми фигурами являются признанные научные лидеры. Завершается публикацией работы, содержащей примерную программу разработки новой проблематики и прогноз ее перспективности.

•     Фаза формирования и развития коммуникационной сети. Формируется устойчивая система коммуникаций между исследователями, заинтересованными  в разработке данной  проблемы. Взрыв энтузиазма, кооперация между исследовательскими группами, выдвигаются ключевые фигуры уже новой коммуникационной сети, не получившие пока признания всего дисциплинарного сообщества в целом.

•      Фаза   «сплочения   группы».   Сформировавшаяся   группа формулирует и отбирает для остронаправленной разработки небольшое  число  наиболее  важных  проблем.   Контакты   между сплоченной группой и остальным дисциплинарным сообществом резко редуцируются. В это время наступает расцвет деятельности «незримого колледжа».  Его  численность  колеблется  в рамках 100-150 человек. Период существования длится 5-8 лет.

•     Фаза институциализации новой специальности. Достижения «невидимого колледжа» признаются научным сообществом. Возникает новое направление исследований, специальность. Сама группа распадается, её участники становятся лидерами новых группировок.  Специалисты  получают формальные средства коммуникации (журналы, библиографические рубрики,  кафедры, спецкурсы). Деятельность ученых переходит в нормальную стадию.

****

4. Вектор развития коммуникации. Все вышеперечисленные способы научных коммуникаций насчитывают по меньшей мере не одно десятилетие. Научное сообщество 90-х гг. XX столетия уже работало в среде, наполненной компьютерами, факсами и прочими средствами ранее недоступных способов контактов. Возникла так называемая теленаука. Этот термин пришел в социологию из НАСА и подразумевает существование географически далеких, однако интенсивно сотрудничающих между собой ученых, электронные журналы и телеконференции.

Теленаука - это новый способ организации «большой науки», когда благодаря новым электронным инфраструктурам, например Internet, вместо увеличения числа журнальных статей или конференций происходит активный рост межличностного взаимодействия, так как усиливается непосредственность общения в рамках безграничного, виртуального киберпространства.

Если вернуться к рассмотрению научной деятельности как коммуникационного цикла, то на стадии концептуализации благодаря телекоммуникациям могут формироваться гораздо более широкие исследовательские группы, гомогенные по своей специализации и более жизнеспособные, чем исследовательские группы, опирающиеся на обычные каналы коммуникации. Так, электронный незримый колледж учёных-специалистов по искусственному интеллекту насчитывает несколько сот человек, но доступ в него возможен только при наличии соответствующего оборудования. На стадии документации телекоммуникации обеспечивают циркуляцию гораздо большего числа документов, чем это было раньше, например электронной почты, электронных бюллетеней, электронных журналов, электронной базы данных. На стадии популяризации взаимодействие ученого с широкой аудиторией осуществляется через тележурналистов, ведущих телепрограмм.

IV. НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И НАУЧНЫЙ КОЛЛЕКТИВ

Даже беглый обзор места научных коммуникаций в науке показывает, что прочные социальные связи в науке складываются лишь в процессе интенсивного общения ученых. Но на этапе, когда стихийное регулирование интеграционных процессов, в силу массовизации научной деятельности, становится невозможным, начинается процесс организационного оформления научной деятельности. Таким образом, институционализация тесно связана с организацией науки: требует такой структуры организации научной деятельности, которая обеспечивала бы выполнение основной функции науки как социального института - производства научного знания.

В процессе исследований социологи выделяют такие основные организационные формы науки, как исследовательская группа, чаще определяемая как научный коллектив, и научная организация. Граница между этими понятиями - в степени организационного оформления социальных связей, иерархичности и внутренней упорядоченности и структурированности. Но часто социологи не проводят между ними жесткой границы.

Исследовательская группа - это первичный коллектив научных и вспомогательных сотрудников различного уровня квалификации, работающих над общей плановой темой под единым научным руководством. В этом смысле исследовательские группы, или научные коллективы, являются базовыми элементами, из множества которых и формируются основные организационные структуры науки, лаборатории, отделы, институты и другие социальные конструкции, большей частью подпадающие под понятие научной организации. Не случайно именно они являются основным объектом эмпирических исследований в рамках социологии.

Научная организация есть устойчивая система совместно работающих индивидов на основе иерархии рангов и разделения труда для осуществления производства научных знаний, включающая в себя организационно-технические, социально-экономические, административно-распределительные (управленческие) отношения.

К настоящему моменту сложились два основных типа научно-исследовательских организаций - административно-ведомственной (традиционной), базирующейся на прямом бюджетном финансировании, и программно-целевой, основанный на специфической форме финансирования - субсидии (гранте), а также их смешанные виды. Какой же из них более оптимальный? Попробуем разобраться.

Для административно-ведомственного типа научной организации характерно следующее:

1. Исследования выполняются одним и тем же штатным составом научного персонала;

2. Бюджетные научные организации располагают собственной материально-технической базой для проведения лабораторных экспериментов;

3. Происходит распределение всех видов наличных ресурсов, включая финансовые (заработная плата и иные формы вознаграждения), условий должностного продвижения и способов повышения квалификации;

4. Характер деятельности работников научных организаций регламентирован различного рода административными предписаниями, актами, распоряжениями, инструкциями.

Но стабильность должностных окладов при объективной трудности измерения результативности научной деятельности привлекает в сферу научного производства лиц, не обладающих соответствующей квалификацией или способностями к научному творчеству. Централизация исследований в организациях увеличивает штат персонала, что в свою очередь приводит к возникновению многоступенчатой иерархической организационно-управленческой структуры научно-исследовательского процесса и вынуждает исследователей связывать возможность своего творческого роста с должностным продвижением, с интересами личной карьеры в организации научных исследований. Ставка делается на отработанные темы, часто слабо увязанные как с реальной практикой, так и с интересами развития науки.

Если в США кризис такого рода организаций проявился ещё в 50-е, то в России он пришелся на 80-е гг., и поиск выхода из кризиса в той и другой стране шел по двум направлениям: ориентировались на средства, заимствованные из арсенала самой бюрократической системы, например изменяли систему учета научного труда, формы оплаты, или, напротив, выводили творческий процесс из-под влияния административно-ведомственной системы управления научными организациями, что и привело к возникновению нового типа научной организации: программно-целевого.

Программно-целевая форма организации научной деятельности базируется на специфической форме финансирования - субсидии, или гранте. Она предполагает следующее:

1. Целевое проектирование исследований и разработок, основанное на временном целевом объединении специалистов различного профиля и специализации для разработки актуальной фундаментальной научной проблемы или конкретной задачи;

2. Наличие независимой вневедомственной экспертизы исследовательских проектов;

3. Комплексно используемую материально-техническую базу;

4. Изменение организационно-управленческих функций, которые в данном типе научной организации включают в себя высококвалифицированную аналитическую и экспертную работу по определению проблематики программных областей, их перспективности для научно-технического прогресса и обеспечения координации труда коллективов - неформальных групп исследователей из различных учреждений.

Одним из видов программно-целевых организаций стали научные фонды (например. Российский фонд фундаментальных исследований, через который распределяется 5-7 % всех средств, выделяемых государством на науку, Международный научный фонд (Фонд Сороса) и 200 зарубежных фондов, выделяющих примерно 50 % всех средств на российскую фундаментальную науку), инновационные научно-технические фирмы, ориентированные, главным образом, на внедренческие задачи, или исследовательские институты, имеющие только руководство, без жесткой организационной структуры и являющиеся держателями паевых взносов корпораций и ведомств, предназначенных для финансирования наиболее перспективных для науки и общества тем.

Такие организации формируются на внештатной основе из высококомпетентных специалистов, заинтересованных в глубокой разработке вопросов, но они затрудняют научное общение между учеными, занятыми различными проектами, практическая направленность конкретной программы или проекта не дает возможности углубляться в фундаментальные проблемы, что отрицательно сказывается на квалификации научного персонала.

Наличие положительных и отрицательных сторон в данных типах организации научной деятельности вызвало попытки вписать в традиционную схему административного управления элементы программно-целевого проектирования. В результате появились смешанные, матричные структуры, в которых жесткая, строго регламентированная вертикальная иерархия сочетается со слабоструктурированной совокупностью статусов, полномочий, влияний, коммуникаций, располагающихся, так сказать, горизонтально (линейно).

Таким образом, существование двух основных типов научной организации влечет за собой и существование двух типов структур управления организациями: высокой и плоской.

Высокая структура   отличается   большим   числом   уровней   управления.

В плоской структуре относительно немного уровней, поэтому у каждого руководителя оказывается больше подчиненных и меньше, чем в высокой структуре, вышестоящих руководителей. В плоских структурах большая ответственность сосредоточена на низших уровнях, что позволяет осуществлять координацию посредством обратной связи с требованиями ситуации, Для динамичных, быстро меняющихся условий децентрализованная система координации и управления является наиболее подходящей.

В целом высокие структуры обеспечивают большую степень защищенности и удовлетворения социальных потребностей, тогда как возможности самореализации творческого потенциала в плоских структурах оцениваются выше. Многоуровневые иерархические организационные структуры оправдывают себя в крупных научных и научно-производственных центрах. В небольших научных организациях приблизиться к плоской структуре позволяет, например, назначение ведущих ученых на высокие должности.

21




1. Курсовая работа- Теория социальной работы
2. История и теория религии Религия как социальное явление
3. Тема 1- Сутність маркетингу та його сучасна концепція
4. immortles futurs
5. Тема Дружбы 20 января И
6. 1796 Вторая половина 18 ~ начало 19 века время формирования в России ldquo;разумно построенного государст
7. Особенности древнеегипетской культуры. Теория локальных цивилизаций О. Шпенглера
8. МСФО 12. 1 Необходимость отражения отложенного налога МСФО 12
9. . СКЛАД АЛГОРИТМІВ ВНУТРІШНЬОГО ПЛАНУВАННЯ Найважливішим фактором що впливає на ефективність обчислюваль
10. рефератов- Гражданское общество как основа правового государства Понятие социального и пра
11. Банковские риски, надзор и аудит
12. Малый бизнес
13. Ставные меда
14. Информационные технологии на уроках китайского языка
15. реферату- Фінансовий механізм зовнішньоекономічної діяльностіРозділ- Міжнародні відносини Фінансовий мех.
16. безлюдных технологий является автоматическая смена инструментов осуществляющаяся устройствами автомати
17. Тема 1- Аудит учредительных документов уставного капитала и учётной политики организации
18.  Формальнаrdquo; автокореляція На форму автою вказує значення статистики ДурбінаВатсона при застосуван
19. задание Список использованной литературы Государственный долг его структура
20. Бета является монополистом на рынке некоторого товара и стремится получить максимальную прибыль