Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

а философская концепция в основе которой лежит понимание Бога как абсолютного совершенного наивысшего

Работа добавлена на сайт samzan.net:


9. Теоцентризм (греч. Theos — Бог + лат. Centrum — центр круга) — философская концепция, в основе которой лежит понимание Бога как абсолютного, совершенного, наивысшегобытия, источника всей жизни и любого блага. При этом основой нравственности служит почитание и служение Богу, а подражание и уподобление Ему считается высшей целью человеческой жизни.

В основе средневекового человекознания лежали религиозные (теоцентристские) о своей сути установки о том, что Бог — начало всего сущего. Он создал мир, человека, определил нормы человеческого поведения. Первые люди (Адам и Ева), однако, согрешили перед Богом, нарушили его запрет, захотели стать наравне с ним, чтобы самим определять, что есть добро и зло. Философия Средневековья и Возрождения.Философия средних веков на западе являлось христианской, она проходит в своём развитии ряд этапов: апологетика – сочинение, защищающее основы христианства. Патристика – совокупность учений отцов церкви II-XVII веков, Аврелий Августин – создал первое систематическое христианское учение. В I веке появляется Гностицизм – учение не только о вере в Бога, но и пути (Пьер Абиляр). Схоластика – учение, которое преподавалось сначала в школах, а с XII века в университетах. Схоластика – основное философское направление церкви в IX-XV века, её цель упорядочивание христианской догматики, её главный вопрос соотношение знаний и веры. Два направления: реализм и номинализм. Фома Аквинский – придумал пять доказательств бытия Бога. Мистика – это способность человека вступать в личное общение с Богом и святыми. Вера – глубокое, искреннее убеждение справедливости какого-то положения и концепции.
В эпоху Возрождения формируется понятие личности. Николай Кузанский продолжает развивать идеи Фомы Аквинского. Антиклерекализм – критическое отношение к церкви. Никколо Макиавелли рассуждает о сущности политической власти, чтобы управлять государством нужно сочетать качества льва и лисицы, политика пряника и кнута. Мишель де Монтейн, жизнь – вот моё занятие и моё искусство. Томас Мор – утопизм. Утопия – место, которого нет. Пантеизм – учение признающее слияние Бога с природой. Коперник и Галилей.

10. Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в XIV — XVII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер.

Гуманизм (от лат. humanitas — человечность) — мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности. Антропоцентризм (от греч. άνθροπος — человек и лат. centrum — центр) — философское учение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий. Антропоцентризм предписывает противопоставлять феномен человека всем прочим феноменам жизни и Вселенной вообще. Лежит в основе потребительского отношения к природе, оправдания уничтожения и эксплуатации других форм жизни.  

11. Философия Нового времени — период развития философии в западной Европе в XVIIXVIII веках, характеризующийся становлениемкапитализма, бурным развитием науки и техники, формированием экспериментально-математического мировоззрения. Этот период иногда называют эпохой научной революции. Иногда в философию Нового времени включают также, полностью или частично, философию XIX века. Френсис Бэкон, говорит о необходимости реформ науки и считает, что она должна основываться на опыте и экспиременте. Опыт – основа познания. Эмпиризм – познание основанное на чувственных способностях человека. Рене Декарт, при познании необходимо опираться на сомнение, строится на рациональности. Рационализм – познание при помощи мышления. Его учение – дуализм, признавал 2 субстанции ( мышление и протяженность ). Томас Гоббс. Философия – это учение о мире. Мир – совокупность тел, находящихся в движении во времени и пространстве. Тела бывают двух видов: естественные и искусственные. 
Бенедикт Спиноза – он считал, что в мире одна субстанция – это бог, равный природе. Учение Спинозы – монизм и пантеизм ( короче бог – есть начало и он везде ) Дени Дидро – сторонник материализма. Природа, как материя вечна и неуничтожима. Природе присуще бесконечное множество элементов, элементарная частица – молекула. Энергетический материализм ( динамизм ).

12. Эпоха Просвещения. В историю XVIII в. вошел как эпоха Просвещения. Его родиной стала Анг лия, затем Франция, Германия и Россия. Для этой эпохи характерен девиз: все должно предстать перед судом разума! Обретающее широкий размах развитие науки, становящейся достоянием широких кругов мыслящих людей,–вот духовная атмосфера этого времени. Такого рода умонастроения возникали уже в конце XVII в. Философы Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Р. Декарт, Дж. Локк–родоначальники просветительских идей. Исходные идеи эпохи Просвещения–культ науки(а следовательно, Разума) и прогресс человечества. 1688–Славная революция в Англии–1789–начало Французской революции. Просвещение зародилось в Англии, и было идеологической подготовкой французской революции. В Англии разработаны проблемы личности(«теория разумного эгоизма»: интересы человека не могут идти вразрез с интересами общества, иначе–с обществом что–то не так). Индивидуализм в крайнем проявлении опасен, поэтому были разработаны правила поведения человека в обществе(уважение общественного мнения, вежливость, невмешательство в личную жизнь других). Английское Просвещение развивалось под сенью англиканской церкви.Во Франции Просвещение появилось в пику католической церкви. Этому предшествовала волна религиозных войн. Франция была абсолютной монархией, идеологическое господство церкви было подавляющим. Подготовили почву для Просвещения Пьер Бейль и Жан Мелье. Жан-Жак Руссо (1712–1778)–происходил из низкого сословия. «Науки способствуют порче общественных нравов». Науки развивают цивилизацию, которой нет без государства, а государство–это частная собственность, основная причина безнравственности. Р.–автор теории общественного договора(часть людей следит за соблюдением порядка(государство), за это все остальные их содержат). Источник неравенства–частная собственность. Неравенство усугубляется государством(одни властвуют, другие подчиняются). Тирания–высшая степень неравенства(диктатор обманывает и народ, и государство). Материали́зм (от лат. materialis —вещественный) философское мировоззрение, в соответствии с которым материя (объективная реальность) является онтологически первичным началом (причиной, условием, ограничением), а идеальное (понятия, воля, дух и тому подобное) — вторичным (результатом, следствием). Материализм признает существование единственной субстанции — материи; все сущности образованы материей, а явления (в том числе сознание) — являются процессами взаимодействия материальных сущностей. Французский материализм — философское направление во Франции XVIIXVIII века, вдохновленное возрожденным эпикуреизмом. Кризис Средневековья породил интерес к античной мысли, в том числе к философии эпикуреизма.  Французские материалисты.(Гассенди, Гельвеций, Гольбах, Дидро, Кондорсе, Ламетри, Кабанис, Нежон), вслед за итальянскими неоэпикурейцами (Лоренцо Валла), в основу своей философии ставили этику удовольствия как антитезу средневековой этики долга. Благодаря этому они получили имя либертинов или вольнодумцев. Отрицание Бога для них было не таким принципиальным моментом, как критика церкви. Их материализм иногда причудливо мог сочетаться с деизмом. Мотивом добра признавался разумный эгоизм. Разумный эгоизм был также философской основой мысли французских экономистов-физиократов. Крайнего выражения французский материализм нашел во взглядах де Сада. Английский материализм — яркое и значительное явление в западноевропейской философии нового времени. В лице своих выдающихся представителей Джона Толанда(1670 — 1722), Антони Коллинза (1676 — 1729), Давида Гартли (1704 — 1757), Джозефа Пристли (1733 — 1804) он сыграл важную роль в развитии философской мысли в Англии, оказал большое влияние на развитие философии в других странах. Вместе с тем история английского материализма XVIII столетия принадлежит к наименее разработанным разделам историко-философской науки, что объясняется рядом причин. Главная из них — искажение и замалчивание истории материализма буржуазными историками философии. Сошлемся на две известные работ ы: «Историю новой философии» В. Виндельбанда, получившую широкое распространение в конце прошлого и начале нынешнего века, и «Историю западной философии» Б. Рассела, весьма популярную в настоящее время. Виндельбанд, претендующий на объективное изложение истории философии «в ее связи с общей культурой и отдельными науками», не оставляет без внимания английских материалистов XVIII в. Он упоминает Толанда и Коллинза, Гартли и Пристли, но извращает материалистическую сущность их учения. Толанда он изображает «наихарактернейшим представителем.

13. Немецкий идеализм или Неме́цкая класси́ческая филосо́фия — этап развития немецкой философии XVIIIXIX веков, представленный учениями Канта, Фихте, Шеллинга иГегеля[1].В советской философской литературе понятие немецкая классическая философия включало также философское учение Л. Фейербаха. Имануил Кант. По Канту «не природа предписывает законы человеку, а наоборот, человек есть законодатель природы». Вводит понятие антиномии, то есть противоречие. 4 антиномии. Когда человек не позволяет об себя вытирать ноги – это и есть нравственность. Считал, что существование Бога не доказуемо.
Г. Гегель. Придумал три закона диалектики. Качество – внутренняя характеристика, аколичество внешняя.
Людвиг Фейербах. Бог – это совокупность совершенств человека. Чувственность – то, что управляет миром. Любовь – решающая сила прогресса. По Фейербаху, основой нового общества должна стать новая религия, основанная на любви людей.

14. Природа - основа всего сущего, учил Фейербах. Особенность философии Фейербаха состоит в том, что это антропологический материализм. Критикуя гегелевскую философию за пренебрежение живым человеком, за игнорирование чувств как источника познания, Фейербах за исходный пункт своего учения принимает живого человека. В этом и состоит, по мысли Фейербаха, его антропологический подход к философии. Фейербах отвергает идеалистическое учение о первичности мышления по отношению к бытию. Он доказывает, что сознание человека является особым свойством мозга, что оно в конечном счете вторично по отношению к материи.Однако антропологизм Фейербаха имел и свою отрицательную сторону. Она состояла в том, что человек понимался им преимущественно как физиологическое, биологическое, а не как общественное существо. Между тем реальный человек не может рассматриваться вне общества, вне общественных отношений. Поэтому, как только Фейербах подходит к вопросам общественной жизни, обнаруживается идеализм в его понимании общества. В понимании же природы он был последовательным материалистом.Фейербах, признавая познаваемость мира, резко критиковал агностицизм. Исходным в процессе познания он считал ощущение, дающее человеку, по его мнению, все необходимые сведения об окружающем мире. Сильной стороной материализма Фейербаха было то, что он решительно подчеркивал связи идеализма с религией, обнаружил их гносеологические корни, выступал с резкой критикой религии. Однако Фейербах отверг учение о диалектике. В этом заключался один из крупных недостатков в его воззрениях.

15.Предпосылки возникновения марксизма и марксистской философии.

Возникновению марксизма и марксистской философии способствовали: 1.предшествующая материалистическая философия (Демокрита, Эпикура, английских материалистов XVII в. – Бэкона, Гоббса и Локка, французских просветителей XVIII в., и особенно атеистическо-материалистическая философия Людвига Фейербаха середины XIXв.);2.бурный рост открытий в науке и технике (открытие законов сохранения материи и энергии, эволюционная теория Ч. Дарвина, открытие клеточного строения живых организмов, изобретение проволочного телеграфа, паровоза, парохода, автомобиля, фотографии, многочисленные открытия в сфере производства, механизация труда);3.крушение идеалов Великой французской революции (свобода, равенство, братство, идеи французского Просвещения), их невозможность воплощения в реальной жизни;нарастание социально-классовых противоречий и конфликтов (революция 1848 – 1849 гг., реакция, войны, Парижская коммуна 1871 г.);4.кризис традиционных буржуазных ценностей (превращение буржуазии из революционной в консервативную силу, кризис буржуазного брака и нравственности). Карл Маркс: бытие определяет сознание. Закон соответсвия – уровень развития производственных отношений всегда соответствует уровню развития производственных сил.Общественно-экономическая формация. Антогонизм – не примиримое противоречие. Коммунизм – это не цель и не идеал, а такое состояние общества в котором условие развитие каждого является условием развития всех. Отчуждение труда – это отчуждение человека от продуктов его деятельности.

16. Маркси́зм  философское, политическое и экономическое учение и движение, основанное Карлом Марксом в середине XIX века. Существуют различные интерпретации учения Маркса, связанные с различными политическими партиями и движениями в общественной мысли и политической практике. Политический марксизм является одним из вариантов социализма наряду с левым анархизмом (см. Социальный анархизм), христианским социализмом и не принимающей марксизма частью демократического социализма/социал-демократии. Карл Маркс: бытие определяет сознание. Закон соответсвия – уровень развития производственных отношений всегда соответствует уровню развития производственных сил.
Общественно-экономическая формация.
Антогонизм – не примиримое противоречие. Коммунизм – это не цель и не идеал, а такое состояние общества в котором условие развитие каждого является условием развития всех. Отчуждение труда – это отчуждение человека от продуктов его деятельности.

17. Особенности 1. На смену безраздельно господствовавшему долгое время философскому рационализму стало приходить иррациональное восприятие действительности. В результате к концу XX столетия рационалистический подход к миру был значительно потеснен многообразными направлениями иррационализма и интуитивизма.2. XX век принес человечеству не только огромные успехи в науке и технологиях, но и целую вереницу революций, две мировые войны, крушение колониальной системы, формирование социалистической системы и ее распад, возникновение глобальных проблем, ставящих под вопрос бытие всего человечества.3.Наука может быть использована для массового уничтожения людей и их культуры. Социально-экономические потрясения буржуазного общества в XX в.; появление массового общества, революция в естествознании, развитие средств массовой информации, мощное развитие науки и техники, компьютеризация общества - все это нашло отражение в философии, способствовало изменению мировоззрения. Из отличительных черт философии ХХ века наиболее важными являются следующие: идеальный мир, создаваемый  философией ХХ века, является результатом деятельности различных народов, принадлежащих к разным культурам. Это придает ему разнохарактерность, многосторонность. Таким образом духовная культура и философия XX в. характеризуется мозаичностью, наличием самых различных философских течений и школ.

18. Позитивизм. Возник как учение ставящее вопрос о взаимоотношениях науки и метафизики. Приходит к выводу, что каждая наука уже содержит в себе философию. Большое значение отдаётся логике и предпринимается попытка создания единой доказательной базы для всех наук. Неопозитивизм. Предпринимает некую попытку дальнейшего отстаивания позиции науки и не признании философии. Неопозитивизм всё более облекается в форму логического позитивизма и в дальнейшем развивается как аналитическая философия. Постпозитивизм. Философия науки. Томас Кун, понятие парадигмы. Импре Локатос выдвигает концепцию фальцификационизма и развития научного знания. Развитие науки – это смена парадигмы. Феерабент Пауль предложил теорию эпистамиологического анархизма.

19. Философия существования. Страх – прапереживание, свойственное всем людям. Способы существования: страх, свобода выбора, судьба, общество. Понимание человека В экзистенциализме, согласно Р. Мэю, человек воспринимается всегда в процессе становления, в потенциальном переживании кризиса,[7] который свойственен Западной культуре, в которой он переживает тревогу, отчаяние, отчуждение от самого себя и конфликты[8].Человек является способным мыслить и осознавать своё бытие, а следовательно, рассматривается в экзистенциализме как ответственный за своё существование. Человек должен осознавать себя и быть ответственным за себя, если он хочет стать самим собой. Значение страха для экзистенциальной философии На первый взгляд, страх не имеет какого-либо глубокого философского значения, но именно экзистенциалисты, подробно разобравшись в нем, пришли к выводу, что страх — это что-то значительно глубже, чем простое переживание, вызванное внешними раздражителями. Прежде всего, экзистенциалисты разделяют понятия страха и боязни. Боязнь всегда предполагает наличие какой-либо определённой угрозы. Боятся, например, людей, обстоятельств, условий, явлений и т. д. То есть источник боязни всегда определён. Иначе страх. Какой-либо предмет, который возбуждает страх, отсутствует. Человек не может даже сказать, что его страшит. Именно в этой неопределённости и проявляется основное свойство страха. Это чувство возникает без какой-либо видимой и определённой причины. Из-за этого человек и не способен оказать сопротивление, так как неизвестно, откуда страх наступает. Тогда кажется, что он подходит со всех сторон и от него не скрыться, потому что даже не знаешь, от чего бежать.

20. Неотомизм  философия современной католической церкви — основывается на учении Фомы Аквинского и имеет традиционную, объективно-идеалистическую ориентацию. В числе его признанных представителей — Ж. Маритен, Р. Верно, Э. Жильсон (Франция),И. Бохеньский (Германия), Й. ван Стенберген (Голландия). Католические философы подчеркивают, что они стремятся быть верными учению церкви и следовать католической традиции. Бог обусловливает единство мира. С точки зрения неотомизма, «быть» — значит быть Богом или быть сотворенным Богом, и, так как Бог — духовная субстанция, единство мира состоит в его духовности. Человек как единственное существо, обладающее душой, занимает в мире особое, привилегированное положение. Единство мира дается человеку как откровение. Задача человека состоит в том, чтобы правильно пользоваться данной ему свободой, развивать в себе божественное начало и видеть смысл своего бытия в Боге. Любовь к Богу соединяет людей с принципом бытия и потому обладает абсолютным первенством, но очень важной является также любовь как форма единения всего сущего, в том числе людей в Боге. Нетомизм выдвигает новый тип межчеловеческой связи — солидаризм, основанный на любви к ближнему, которая вдохновляется любовью к Богу. По словам Ж. Маритена, «вера в человека спасается через веру в Бога», отвечая злом за зло, человек демонстрирует тем самым свою гордыню, полагая, что он сам может творить справедливость, тогда как это лишь в божественной власти.

21. Первая характерная особенность русской философской мысли вытекает из проблемы духовного наследия. Западноевропейская философия почти с самого начала базировалась на достижениях античной мысли, была ее непосредственной преемницей. В сущности, западноевропейская мысль не начинала, а творчески продолжала и развивала то, что было наработано древнегреческими и древнеримскими мыслителями. Этому способствовал и общий язык образованных слоев - латынь. Вторая особенность русской философии, во многом обусловленная первой, заключается в том, что она почти всегда развивалась в недрах религии. В принципе такая связь присуща философии по существу. "Философия, - писал Гегель, - изучает те же предметы, что и религия... Обе занимаются областью конечного, природой и человеческим духом, и их отношением друг к другу и к Богу как их истине" [1]. Религиозная и философская формы общественного сознания зародились приблизительно одновременно. Элементы религиозного и философского свойства присутствуют в умах не только далеких предшественников современных философов, но и многих нынешних. Однако в русской философии эта связь с религиозным воззрением особенная. В ней мы видим тесный и глубокий внутренний синтез религии и философии, а в некотором смысле отсутствие безрелигиозной философии вообще. "Русская мысль, - справедливо писал В.В. Зеньковский, - всегда (и навсегда) осталась связанной со своей религиозной стихией, со своей религиозной почвой; здесь был и остался главный корень своеобразия, но и разных осложнений в развитии русской философской мысли". Третья особенность: русская философия характеризуется антропоцентризмом и социальной направленностью. Ее глубокий и существенный религиозный интерес постоянно сопровождается темой человека, его судеб и путей, цели и смысле его жизни.

22. В основе истории и духовного развития русского народа лежало христианское православие. Поэтому философия приобретает религиозный характер, что проявляется в русской философии в целом и ее религиозно-идеалистическом направлении в частности. Важнейшие философско-мировоззренческие проблемы по поводу понимания и толкования духовного и материального, веры и разума, смысла жизни, свободы, человека, смерти и бессмертия и другие были в поле зрения как философии, так и религии. Основные направления русской философии XIX в.Русская философия XIX в. включала в себя ряд направлений: декабристское; монархическое; западническое и славянофильское;революционно-демократическое;атеистическое;теологическое; философию космизма. Основные направления русской философии ХХ в.Русская (и советская) философия ХХ в. представлена, главным образом: философией марксизма-ленинизма; философией космизма;естественно-научной философией; философией «русского зарубежья».

23. Бытие – философская категория, которая фиксирует существующее и взаимосвязь предметов и явлений (людей, состояний, идей, мира в целом). Оно представлено в нескольких формах. 1)Бытие вещей и процессов. В свою очередь также может быть представлено в двух формах: а) бытие вещей и состояний природы, которые большинство людей воспринимают как объективную реальность, которая существовала до них и от них не зависит. Это взгляд с позиции материализма. б) Идеалистическая позиция. Бытие второй природы, цивилизации. Это бытие двойственно, т. к. с одной стороны, они сделаны из тела природы, а с другой - в них вложена сознание и душа человека. 2) Бытие человека. а) бытие человека в мире вещей (человек рассматривается как часть природы, как вещь); б) специфическое человеческое бытие (человек не как тело, а как индивидуум). 3)Бытие духовного, идеального.

24. Материя – объективная реальность, данная нам в ощущениях.
Свойство материи: системность, движение, пространство, время. Уровни материи: живая, неживая и общество. В философском понятии материи можно выделить 3 аспекта: 1.        логический — материя как философская категория; 2.        онтологический — (онтология — учение о бытии; бытие — единство объективной и субъективной реальности) — материя как объективная реальность; 3.        гносеологический — (гносеология — теория познания) — материю можно познать через копирование, фотографирование, отображение; 4.        заключительная формулировка: материя может существовать независимо от наших ощущений.

25. Движение основной способ существования материи. Его свойства: объективность, всеобщность, абсолютность, относительность, несотворимость, неуничтожимость. Типы движения: количественное (сохраняет качества предмета) и качественное (развитие, не сохраняет качества предмета). Формы движения: механическое, физическое, химическое, биологическое, социальное. Все формы движения материи между собой взаимосвязаны. Особенности взаимосвязи: 1. движение не исчезает бесследно, а наблюдается переход одной формы материи в другую; 2. высшие включают в себя низшие формы, но в «снятом» виде (как побочные явления). Каждая форма имеет свой носитель движения, о чем говорит, что высшие формы не сводятся к низшим, а низшие — к высшим, т.к. одно включает другое. Простые формы движения материи могут характеризоваться как сложные только в том случае, если их рассматривать в сложных полях (гравитационные, ядерные и т.д.).

26. Пространство и время являются основными формами существования материи. Время – это форма координации изменяющихся объектов и их расстояний. Свойства времени – длительность, одномерность, необратимость, однородность. Пространство – форма бытия материи, выражающая протяженность, составляющая их строение из элементов и частей. Свойства пространства – протяженность, однородность, трёхмерность. Материя – общее у пространства и времени. Есть 2 точки зрения на отношения пространства и времени: субстанциональная (существуют независимо) и релятивистская (взаимосвязаны).

27. . Диалектика – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, внутренний источник которых усматривается в единстве и борьбе противоположностей, теория и метод познания и преобразования действительности. Окружающий нас мир, предметы, явления неповторимы, своеобразны и индивидуальны. Каждое явление, предмет характеризуется через понятия, которые обладают как общими, так и единичными свойствами. Особенности свойств  предметов отражают категории: единичное и общее. Единичное - черты, признаки, присущие только одному предмету и отсутствующие у других предметов. Общее - это то, что присуще не только данному предмету, но и другим предметам. Единичное и общее взаимосвязаны между собой и связь выражается категорией особенного. Особенное - это такие общие черты, свойственные индивидуальному предмету, которые отличают его от некоторых других предметов.

28. Причина и следствие – категории, отображающие одну из форм всеобщей связи и взаимодействия явлений. Под причиной понимается явление, действие которого вызывает, определяет, изменяет, производит или влечёт за собой другое явление; последнее называют следствием. Кондициональная причина – приводит общую причину в активное состояние. Реализаторская – повод. Причинно-следственные связи разнообразны: главные и неглавные, существенные и несущественные, внешние и внутренние, общие и ближайшие и т. д. Причинно-следственные связи необходимо отличать от связей вообще. Под условием понимаются те явления, которые хотя и не вызывают данного явления, но делают возможным процесс его возникновения и оказывают определенное влияние на темпы, скорость, масштабы этого процесса. Существуют различные подходы к причинно-следственной связи:1)телеологический - это когда понятие причины пытаются подменить понятием цели. 2)религиозный, который стремится отрицать причинно-следственную связь и на место естественных причин поставить божественные, мистические силы. 3)материалистический, признающий существование причинно-следственных связей между явлениями.

29. Необходимость – то, что обязательно произойдёт, из основы явления. Случайность – может быть, а может и не быть. Вероятность – количественная мера случайности, характеризует её пределы, в которых существует случайность. Диалектическая взаимосвязь между необходимостью и случайностью по-разному проявляется на разных структурных уровнях материи, в природе, в обществе. Необходимость и случайность взаимосвязаны между собой. Всякая необходимость пробивает себе дорогу через массу случайностей. Случайность всегда, так или иначе, связана с необходимостью, служит формой ее проявления. А необходимость имеет своим дополнением случайность. Связь необходимости и случайности проявляется в том, что одно и тоже событие случайное в одном отношении выступает как необходимое, в другом.

30. Существуют самые разнообразные изменения с предметами, но для того, чтобы эти изменения возникли должны существовать реальные предпосылки. Момент, предшествующий возникновению предмета, отражается категорией возможность. Другой момент процесса развития, когда возможность появления какого-либо предмета осуществляется - это есть действительность. Действительность - то, что существует как наличное бытие в данный момент времени. Различают абстрактные или формальные и реальные возможности. Превращение возможности в действительность могут произойти в результате случайного стечения обстоятельств - абстрактная возможность. Если условие для превращения возможности в действительность вытекает из внутренней природы существующего предмета, то такая возможность называется реальной. Следует отличать абстрактную возможность от реальной возможности и невозможности.

31. Любое явление обладает как содержанием, так и формой. Содержание - это совокупность элементов, составляющих данный предмет и свойственные ему функции. Форма - это связи, существующие между элементами содержания, та организация предмета, благодаря которой он выступает, как единое целое и может выполнять свои функции. Содержание и форма взаимосвязаны между собой, но они не всегда в одинаковой степени зависят друг от друга.1)Определяющая роль во взаимоотношениях содержания и формы принадлежит содержанию. Форма возникает и складывается под влиянием содержания.2)Форма по отношению к содержанию не всегда автоматически меняется вслед за изменением содержания. Некоторое время содержание остается в старой форме. Отставание формы от содержания может быть связано с некоторыми причинами влияния содержания. 3) Форма может обладать относительной самостоятельностью, т.е. она влияет на содержание. Противоречие, существующее между содержанием и формой, может носить двоякий характер: 1. если форма соответствует содержанию, то она создает условия для его развития.2. если форма не соответствует содержанию, то содержание не может развиваться в полной мере, т.к. ему мешает старая форма. Разрешение противоречия необходимо и это приводит к тому, что предмет меняется качественно.

32. Сущность и явление – категории, отражающее всеобщие формы предметного мира и его познание человеком. Сущность – это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия; явление – то или иное обнаружение (выражение) предмета, внешние формы его существования. Между сущностью и явлением имеется, таким образом, несоответствие, противоречие. Цель науки, научного познания и заключается в том, чтобы за внешними формами проявления вещей вскрыть их сущность. «Если бы форма проявления и сущность вещей непосредственно совпадали, то всякая наука была бы излишня». Марксистский анализ, указывает И. В. Сталин, делает «строгое различие между содержанием экономического процесса и его формой, между глубинными процессами развития и поверхностными явлениями. Маркс, исследуя внутренние законы, сущность экономики буржуазного общества, показал, что за обманчивой видимостью «равенства» капиталиста и рабочего скрывается нещадная эксплуатация пролетариата буржуазией, открыл прибавочную стоимость как источник обогащения капиталистов.

33. Любой предмет и явление обладают как количеством, так и качеством. Качество — 2. свойство предмета - такие черты и особенности предмета, которые характеризуют его способность взаимодействовать с другими предметами. 2.структура предмета, которая связана со свойствами предмета (структура предмета - то из чего состоит предмет, из каких элементов). 3. функции предмета, т.е. то, для чего предмет предназначен.  4. место предмета в определенном процессе, т.е. является он исходным пунктом или его результатом, находится он в развитом или неразвитом состоянии. Степенью той или иной качественной определенности является количество (металлы проводят ток по-разному). Любое явление обладает как количественными, так и качественными показателями. Связь их проявляется в том, что количественные изменения не приводят к качественным до определенного момента, которым является мера. Мера - переход от одного качественного состояния к другому или единство количества и качества. Сущ. и обратная зависимость: качественные изменения приводят к количественным. И в том и в другом случае предмет меняет свое состояние, т.к. происходит нарушение меры и совершается скачок. Скачок— перерыв постепенного накопления количественных изменений в развитии, момент перехода от старого качественного состояния к новому в результате накопления незначительных и скрытых количественных изменений. Закономерность скачкообразных переходов от одного качественного состояния к другому отрицают метафизики, считающие, что развитие якобы всегда бывает только эволюционным, количественным, без переходов количественных изменений в качественные, без скачков. Развитие природы и общества опровергает этот метафизический взгляд. На деле всякий переход от одного качества к другому означает скачок, совершается посредством скачка состоянии. Степенью той или иной качественной определенности является количество (металлы проводят ток по-разному). Любое явление обладает как количественными, так и качественными показателями. Связь их проявляется в том, что количественные изменения не приводят к качественным до определенного момента, которым является мера. Сущность закона. Проявляется в том, что количественные изменения по достижению определенного момента приводят к качественным, а качественные изменения приводят к определенным количественным изменениям. Данный закон показывает механизм развития предмета.

34.Диалектическое отрицание - один предмет отрицает другой, но при этом сохраняется и удерживается все, что было рациональное, что содержалось в предшествующем развитии. Развитие - такое изменение предмета, когда последующая стадия процесса не просто включает в себя в преобразованном виде какие-то стороны, элементы предшествующих стадий, а имеет возможность сохранить положительное содержание данных стадий. Диалектическое отрицание не только отрицает старое, но и сохраняет и удерживает все то положительное, что содержалось в предыдущем развитии. Диалектическое отрицание абсолютно и относительно. Оно абсолютно в том смысле, что всякое развитие осуществляется в форме отрицания, но оно и относительно, ибо не предполагает абсолютного уничтожения, а сохраняет и удерживает все то положительное, что было в предыдущем развитии. Диалектическое отрицание выражает преемственность в развитии между старым и новым в предметах, процессах. Суть закона. Умение сближать, делать тождественными противоположности, видеть их единство, связь, переходы черта диалектического мышления. Единство противоположностей проявляется в том, что их нельзя резко обособить: они взаимосвязаны настолько, что взаимопроникают друг в друга, образуют множества сочетаний, переходов.

35. .Диалектическое отрицание - один предмет отрицает другой, но при этом сохраняется и удерживается все, что было рациональное, что содержалось в предшествующем развитии. Развитие - такое изменение предмета, когда последующая стадия процесса не просто включает в себя в преобразованном виде какие-то стороны, элементы предшествующих стадий, а имеет возможность сохранить положительное содержание данных стадий. Диалектическое отрицание не только отрицает старое, но и сохраняет и удерживает все то положительное, что содержалось в предыдущем развитии. Диалектическое отрицание абсолютно и относительно. Оно абсолютно в том смысле, что всякое развитие осуществляется в форме отрицания, но оно и относительно, ибо не предполагает абсолютного уничтожения, а сохраняет и удерживает все то положительное, что было в предыдущем развитии. Диалектическое отрицание выражает преемственность в развитии между старым и новым в предметах, процессах. Отрицание — такая связь старого и нового в процессе развития, когда новое возникает на базе старого под влиянием свойственных ему внутренних противоречий, преодолевает его и при этом сохраняет в той или иной степени, некоторые положительные черты, присущие старому. Сущность закона. Закон отрицания отрицания показывает связь старого и нового в процессе развития, которая состоит в том, что новое качество отбрасывает старое и вместе с тем включает в себя, в преобразованном виде, некоторые черты, стороны старого. Данный закон носит противоречивый характер, показывает направленность развития предмета (явления).

36. Две версии происхождения человека : 1. Божественное: мужчину слепил бог из глины, а женщину вырастил за несколько минут из его ребра. 
2. Космическое: парочка взрослых людей вылупилась из большого белого яйца, упавшего с созвездия Сириуса. Антропогенез — часть биологической эволюции, которая привела к появлению человека разумного (лат. Homo sapiens), отделившегося от прочих гоминид, человекообразных обезьяни плацентарных млекопитающих, процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи. Изучением антропогенеза занимается множество наук, в частности антропология, палеоантропология, генетика, лингвистика.

Предпосылки антропогенеза: Труд как фактор эволюции человека. Освобождение руки от функции опоры, по мнению Ф. Энгельса, было необходимым условием ее дальнейшего совершенствования. Рука стала совершенно особым органом, который мог действовать на расстоянии с помощью различных предметов. Кроме этого рука стала использоваться для изготовления орудий труда. Данное умение приобреталось в течение длительного времени. Общественный образ жизни как фактор эволюции. Трудность выживания предков гоминид в сложных условиях борьбы за существование при переходе к наземному образу жизни усугублялась низкой плодовитостью. Противостоять хищникам проще было группе, чем отдельным индивидам. Недостатки естественных органов предки человека восполняли искусственными орудиями. Таким образом, труд уже при возникновении был общественным.

37. В философии единого и однозначного определения человека и его природы не существует. В широком смысле, человека можно описать как существо, обладающее волей[5], разумом, высшими чувствами, способностями ккоммуникации[6] и труду[7]. Кант, исходя из понимания природной необходимости и нравственной свободы, разграничиваетантропологию на «физиологическую» и «прагматическую». Первая исследует то, «… что делает из человека природа…», вторая — то, «… что он, как свободно действующее существо, делает или может и должен делать из себя сам».Синтез позиций современной биологии (челове́к — представитель вида Человек разумный) и марксизма («… сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивидууму. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений») приводит к пониманию человека как субъектаисторически-социально-культурной деятельности, представляющим собой единство социальной и биологической природы. Биологическое и социальное в человеке. С проблемой сущности и существования связан и вопрос о соотношении биологического и социального в человеке. По своей сущности, как уже отмечалось, человек есть существо социальное. В то же самое время он есть дитя природы и не может в своем существовании выйти за ее рамки, функционировать безотносительно к своей собственной биологической природе, не может перестать есть, пить, покинуть свою телесную оболочку и т.д. Биологическое в человеке выражается в генах, в морфофизиологических. электрохимических, нервно-мозговых и других процессах его организма. Социальное и биологическое находятся в человеке в неразрывном единстве, сторонами которого являются личность как его «социальное качество» и организм, который составляет его природную основу.

38. Понятие смысла жизни наличествует в любой развитой мировоззренческой системе, оправдывая и истолковывая свойственные этой системе моральные нормы и ценности, демонстрируя цели, оправдывающие предписываемую ими деятельность.Социальное положение индивидов, групп, классов, их потребности и интересы, стремления и ожидания, принципы и нормы поведения определяют содержание массовых представлений о смысле жизни, которые при каждомобщественном строе имеют специфический характер, хотя и обнаруживают известные моменты повторяемости. Подвергая теоретическому анализу представления массового сознания о смысле жизни, многие философы исходили из признания некой неизменной «человеческой природы», конструируя на этой основе некий идеалчеловека, в достижении которого и усматривался смысл жизни, основное назначение человеческой деятельности. Великие философы — такие, как Сократ, Платон, Декарт, Спиноза, Диоген и многие другие — обладали чёткими представлениями о том, какая жизнь «лучше всего» (а, следовательно, и более всего осмысленна) и, как правило, ассоциировали смысл жизни с понятием блага.

39.Человек - это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы - к человеческому роду. В понятии "человек" утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств. Индивид - это единичный представитель вида "homo sapiens" . Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью). Индивидуальность - это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт). Личность - общежитейский и научный термин, обозначающий: 1.человечность индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности (лицо, в широком смысле слова) или устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. 2. Жизнеспособность человека покоится на воле к жизни и предполагает постоянное личностное усилие. Простейшей, исходной формой этого усилия является подчинение общественным нравственным запретам, зрелой и развитой - работа по определению смысла жизни. Личность социальна по своей сущности и индивидуальна по способу своего существования. Индивидуальность выражает собственный мир индивида, его особый жизненный путь, который по своему содержанию определяется социальными условиями, а по происхождению, структуре и форме носит индивидуальный характер.

40. Философское понятие общества включает в себя два главных признака: 1) общество есть обособившаяся часть природы; 2) будучи связанной с целым, эта часть развивается по своим собственным специфическим законам, не сводимым к законам, которые изучает естествознание. Термин «общество» служит для выражения ряда близких по значению, но все же различных понятий. Например, в России в XIX в. под обществом понимали всякое собрание людей, товарищески связанных какими-либо условиями. «Гражданское общество» — это граждане одного государства, одной местности, а также все невоенное население. Разновидностями «гражданского общества» были «дворянское» и «купеческое общество». Под «крестьянским обществом» разумели «мир», собрание всех домохозяев, кому на «миру» дано право голоса. Говорили об обществе врачей, ученых, портных и т.п. Существовало и «высшее общество», «свет» — сливки дворянского сословия или, выражаясь современным языком, правящая элита государства. Наряду с «благородным» было и «низкое», «дурное» общество. Затем возникли понятия, отражавшие развитие буржуазных отношений: акционерные, финансовые и другие общества, основанные на схожести экономических интересов. Важнейшим объективным фактором в развитии общества является природа. Так, древнейшие цивилизации возникли на берегах великих рек (их так и называют – “речные цивилизации”). Однако природный фактор может способствовать и гибели. Ярким примером влияния природного фактора на развитие и гибель цивилизаций является минойская цивилизация, расцвету которой способствовали благоприятнее природные условия, а гибель ускорило извержение вулкана.  Природный фактор дает толчок фактору технологическому - в благоприятных условиях тропиков охота и собирательство удовлетворяют основные потребности человека, однако изменение условий приводит к необходимости поиска новых технологий - способов обеспечения человеческих потребностей. Появляется земледелие, скотоводство, ремесло, торговля. Новые формы обеспечения жизнедеятельности требуют усложнения организации общества, совершенствования культуры. Некоторые учёные связывают появление государств с необходимостью проведения массовых ирригационных работ, например, в долине Нила. Технологический фактор может способствовать быстрому развитию общества, демографическому росту, благодаря которому появляется больше возможностей проявиться факторам субъективным. Основными субъективными факторами развитие общества являются народные массы, социальные группы и исторические личности.

41. Общественно-экономическая формация — это целостная система общественных отношений и явлений, обусловленная способом производства и являющаяся характеристикой качественно определенного типа общества на конкретной ступени его исторического развития. Формационный подход дает возможность обнаружить в обществе его целостную структуру, определить ее основные элементы, основные зависимости между ними, основные механизмы их взаимодействия. На его основе все наблюдаемое в истории множество социальных систем сводится к нескольким основным типам. В состав общественно-экономической формации входят базис, надстройка и другие элементы. В цивилизационной концепции не признаются производственные отношения как главная основа, определяющая качественную специфику общества, в ней используется более широкий круг выделяемых основ общественной жизни. Понятие цивилизации фиксирует более конкретно-эмпирические проявления общественной жизни, ее особенности и взаимосвязи, нежели формация. Использование цивилизационного подхода позволяет понять генезис, характерные черты и тенденции развития различных социально-этнических общностей, не связанных напрямую с формационным делением общества. Он также позволяет рассматривать культуру как чисто социальное явление, во всем ее объеме. В качестве основания цивилизации определяется материальная сфера. В фундаменте цивилизации в целом и каждой из ее ступеней лежит технико-технологический базис, в связи с чем и выделяются три ступени в развитии цивилизации: земледельческая, индустриальная и информационно-компьютерная. Обе концепции — и формационная, и цивилизационная — отражают разные стороны сложного и противоречивого исторического развития общества. Каждая из рассматриваемых концепций общественного развития необходима и важна, но недостаточна сама по себе. Поэтому речь должна идти о взаимном сочетании этих концепций для наиболее полного, многостороннего и глубокого понимания общества.

42. Человек, в отличие от животного, не только пользуется природой и изменяет ее не только в силу своего присутствия в ней. Будучи нe только природным существом, а именно человеческим природным существом, человек приобретает способность перестраивать своим трудом и мыслью естественную среду своего обитания, перестраивая иногда коренным образом по сравнению с тем, что было раньше. Важнейшим результатом такой перестройки является создание искусственной среды обитания, к которой Маркс относил все то, что человек создает своим трудом в процессе материального и духовного производства.

Отсюда встает вопрос: какова роль природной среды в развитии общества? Не является ли природная среда той главной силой, которая определяет физиономию общества, характер общественного строя людей, переход от одного строя к другому? Согласно Марксу, природные условия играют в материальной жизни общества, во-первых, роль естественного богатства средства существования (плодородие почвы, обилие рыбы в водах, дичь, злаковые растения и т.д.), во-вторых, роль естественного богатства средствами труда (энергия воды, ветра, полезные ископаемые и т.д.). Первый вид имеет решающее значение на нижних ступенях общественного развития, второй – на более высоких. Естественно, природная среда оказывает влияние: 1) на размещение промышленности (ландшафт местности, наличие полезных ископаемых, климатические условия, которыми обусловлены физик технические параметры оборудования с уклоном в “северный”? “южный” вариант, наличие вод); 2) на производительность труда. При прочих равных условиях производительность труда выше там, где естественные комплексы более благоприятны для жизни и труда человека, где залежи полезных ископаемых более удобны для разработки, где£ лучше естественные средства сообщения. Рациональное размещение производительных сил всегда было и будет важным фактором развит производства, повышения производительности труда; 3) на характер жилища, одежды, быта и здоровья человека.

43. Чтобы общество успешно развивалось, необходим определенный минимум населения. Рост народонаселения в известной мере облегчает или замедляет исторический процесс. Но рост народонаселения не только не определяет развитие истории, а сам определяется развитием производства, характером общественного строя, условиями жизни. Воспроизводство населения не является чисто биологическим процессом. В решающей степени оно определяется социально-экономическим строем. Изменения в народонаселении, так или иначе отражающие ход социального прогресса, оказывают значительное воздействие на состояние экономики, развитие производительных сил общества, на темпы и пропорции всего экономического развития. В современных условиях учет различного рода демографических процессов становится необходимым для прогнозирования и научно обоснованного планирования динамики народонаселения с целью учета его возможных влияний на развитие общества. Поскольку общество взаимодействует с природой, постольку вопросы демографии представляют собой часть глобальной экологической проблематики. Сегодня демографическая ситуация в мире чрезвычайно многообразна. В современных условиях, когда быстрое возрастание численности народонаселения в развивающихся странах стало реальным фактором, оценка демографических процессов и их социально-экономических последствий приобретает исключительное значение, поскольку складывается диспропорция между бурным ростом численности населения и, следовательно, объемом потребностей, с одной стороны, и достигнутого уровня производства – с другой. Признавая всю серьезность данной проблемы, следует решительно отвергнуть пессимистические выводы некоторых футурологов о неизбежной демографической катастрофе.

44. РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ — роль, выполняемая в истории личностью, которая раньше, лучше, глубже и полнее других осознаёт новые потребности развития общества, необходимость изменения существующих условий и решительнее других борется за это, умеет найти и указать силы, пути и средства для осуществления задач, стоящих перед обществом, народом, классом. В решении вопроса о Р. л. в и. марксизм-ленинизм исходит из того, что главной силой в системе условий материальной жизни общества является способ производства материальных благ. Так как главной силой производственного процесса являются трудящиеся, то отсюда следует, что история общества есть прежде всего история развития производительных сил, история трудящихся масс, а не история отдельных выдающихся личностей, завоевателей, царей, законодателей и полководцев. Не отдельные личности создают общество, а общество и классы, его составляющие, формируют личность, не герои создают народ, а народ создаёт героев и двигает вперёд историю. Марксизм исходит из примата общества, народа, класса над отдельной личностью. Решающее значение народных масс в историческом процессе вытекает из определяющей роли способа производства материальных благ в развитии общества. Материальное производство, как уже говорилось, служит основой общественной жизни, а главную производительную силу составляют трудящиеся, народные массы. Следовательно, народ, трудящиеся являются решающей силой общественного развития, подлинным творцом истории. В чем же конкретно проявляется роль народа как творца истории? Трудящиеся массы творят историю прежде всего своим производительным трудом. Их руками создаются все материальные ценности: города и села, заводы и фабрики, дороги и мосты, станки и машины, одежда и обувь, продукты питания и предметы домашнего обихода, то есть все то, без чего немыслимо существование человечества. Народные массы являются основной двигательной силой технического прогресса. Кропотливо, настойчиво, изо дня в день, из года в год, из века в век, зачастую сами того не сознавая, они развивали, совершенствовали орудия труда, что в конечном счете приводило к коренным техническим переворотам, к изменению производительных сил. А развитие производительных сил влекло за собой изменение способа производства в целом. Так, даже при наличии тяжелейшего гнета в условиях эксплуататорского строя труд простых людей подготовлял материальные предпосылки для прогресса человечества, для перехода к новому общественному строю.

45. Прогресс (от лат. — движение вперед) есть такое направление развития, которое характеризуется переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Заслуга выдвижения идеи и разработки теории общественного прогресса принадлежит философам второй половины XVIII в., а социально-экономической базой для самого возникновения идеи общественного прогресса послужило становление капитализма и вызревание европейских буржуазных революций.Выделим три сферы материальной действительности: неорганическая, органическая, социальная, в каждой из которых проявляется критерии прогресса. Для неорганичесской критерием является степень усложнения структуры системы (например молекулярный относительно атомарного). Процесс применительно к живой природе определяется как такое повышение степени системной организации объекта, которое позволяет новой системе выполнять функции, недоступные старой системе. Говоря об общественном прогрессе - это увеличение в обществе счастья и добра. И криетериями ОП являются: 1) темпы роста производства, производительности труда, ведущие к увеличению свободы человека по отношению к природе; 2) степень свободы работников производства от эксплуатации; 3) уровень демократизации общественной жизни; 4) уровень реальных возможностей для всестороннего развития индивидов; 5) увеличение человеческого счастья и добра.

46.Общество, как и любая живая система, представляет собой открытую систему, которая находится в состоянии непрерывного обмена с окружающей его природной средой, обмена веществом, энергией и информацией. Общество обладает более высокой степенью организации, нежели окружающая его среда. И чтобы сохранить себя как целостность, оно должно постоянно удовлетворять свои потребности, в первую же очередь потребности людей, которые имеют объективный и вместе с тем исторически изменчивый характер. Степень удовлетворения этих потребностей - материальных, социальных, духовных - выступает самым наглядным доказательством эффективного функционирования общества как системы. Если минимального удовлетворения потребностей достигнуть не удается, то общество ждет неминуемый распад и гибель. Это и есть управленческая катастрофа. Иначе говоря, общество не справилось с управлением сложнейшими процессами деятельности людей. Определяющей сферой общества является материально-производственная, экономическая. На основе экономической жизни формируется социальная сфера общества, предполагающая различные социальные группы, исторические общности людей и их отношения. Ведущее значение материального производства связано с тем, что именно труд выделил общество из природы. Труд является вечной и естественной необходимостью человеческого общества, а материальное производство - основой его жизни и развития. Производство можно рассматривать и в более широком плане - как общественное производство, в котором материальное играет ведущую, определяющую роль. Понятием "общественное производство" фиксируется тот факт, что люди производят не только вещи и материальные блага, но и свою социальность: общественные отношения, социальные институты, духовные ценности. Способ производства - представляет собой единство двух сторон - производительных сил и производственных отношений, выражающих два ряда отношений людей: отношения к природе и друг к другу.

47. Духовная жизнь общества – это сфера общественной жизни, определяющая в совокупности с экономической и социально - политической жизнью специфику данного общества во всей его целостности. Она включает в себя все духовные образования, в том числе духовную культуру во всем ее многообразии, формы и уровни общественного сознания, стихийные настроения, привычки и т. д. Общественное сознание (о.с.) – это социально обусловленный не только по механизму своего зарождения и протекания, но и по характеру своего бытия и исторической миссии феномен; оно атрибут общества. О.С. пребывает в системе «человек – деятельность – общение – общество – история – язык – культура». Когда люди в условиях общественной жизни научаются осознавать мир, они научаются вместе с тем и высказывать в процессе коммуникации свои идеи, фиксируя их в языке, выводящем индивидуальное сознание на арену социального бытия. Индивидуальное сознание (и.с.) – это духовный мир личности, отражающий общественное бытие через призму конкретных условий жизни и деятельности данного человека. Это совокупность идей, взглядов, чувств, свойственных конкретному человеку, в которых проявляется его индивидуальность, неповторимость, отличающая его от других людей. И.с. – это духовный мир, который непрерывно развивается, обогащается, изменяется. Взаимосвязь общественного и индивидуального сознания носит взаимный характер. О.С. как бы впитывает, поглощает духовные достижения отдельных людей, а И.с. – несет в себе черты общественного. Несовпадение И.с. с О.с. имеет двойственный характер: оно или опережает О.с., или отстает от него. Но в их взаимодействии ведущим выступает О.с. Оно является предпосылкой возникновения И.с., условием формирования духовного мира человека.

48.В структуре общественного сознания обычно выделяют три взаимосвязанных уровня: обыденный, общественную психологию и общественную идеологию, а также формы общественного сознания, к которым относят политическую идеологию, правосознание, мораль (нравственное сознание), искусство (эстетическое сознание), религию, науку и философию. Обыденное сознание возникает в процессе повседневной практики стихийно, как непосредственное отражение внешней («бытовой») стороны жизнедеятельности людей и не нацелено на поиск истины. Теоритическое сознаниеболее высокий уровень Общественного сознания, чем Обыденное сознание. Т. с. раскрывает сущность явлений, их необходимые свойства, закономерные связи и отношения. Т. с. реализуется в форме систем, идей, категорий, законов.Общественная психология — эмоциональное отношение людей к своему общественному бытию, также формируемое стихийно в повседневной жизни людей. Его специфика и закономерности изучаются социальной психологией. Общественная психология включает в себя несистематизированные чувства и представления людей, прежде всего об их эмоциональной жизни, определенных состояниях и некоторых психических особенностях. Она — преобладающее настроение чувств и представлений в данной социальной группе («социально-психологическая атмосфера»), в данной стране, в конкретном обществе. Общественная идеология — концептуально-теоретическое отражение общественного бытия, выраженное в формах мышления (понятиях, суждениях, теориях, концепциях и т.п.). Взятая в целом, она определяется как система политических, правовых, нравственных, эстетических, религиозных и философских взглядов, в которых осознается и оценивается отношение людей к социальной действительности. Формы общественного сознания представляют собой способы духовного освоения действительности. Основные критерии их разграничения: 1.По предмету отражения — наука и философия отражают действительность, но на разных концептуально-методологических уровнях (низшем и высшем). 2.По формам (видам) отражения — наука отражает действительность в виде понятий, гипотез, теорий, законов, а искусство — в виде художественных образов. 3.По выполняемым функциям — искусство выполняет эстетические и воспитательные функции, наука — познавательные, мораль — нравственные и т.п. 4.По общественной роли. Наука — «локомотив» прогресса,
религия удовлетворяет веру в сверхъестественное, искусство—в прекрасное, мораль возводит человека к «ценности
 добра» и т.п.

49. Культура - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики, включая творческую деятельность по их производству, а также способы их применения и передачи. В структуру культуры входят: субстанциональные элементы, которые опредмечиваются в ее ценностях и нормах, и функциональные элементы, которые характеризуют сам процесс культурной деятельности, различные его стороны и аспекты. Роль культуры в жизни общества состоит прежде всего в том, что она выступает средством аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта. Более конкретно эта роль проявляется через выполняемые ею функции. Прежде всего культура выполняет в обществе регулятивную функцию. Разделяемые личностью социальные ценности, выступающие в качестве целей жизни и основных средств их достижения, называются  ценностной ориентацией. В этом случае система социальных ценностей и норм, а шире говоря, культуры, выполняет интегративную функцию, обеспечивая целостность сообщества. И наконец, поскольку в культуре аккумулируется исторический опыт общности, группы, общества, то она воплощает также функцию ретранслятора, передающего этот опыт последующим поколениям.

50. Цивилизация (от лат. civilis — гражданский, государственный) — 1) общефилософское значение — социальная форма движения материи, обеспечивающая её стабильность и способность к саморазвитию путём саморегуляции обмена с окружающей средой (человеческая цивилизация в масштабе космического устройства); 2) историко-философское значение — единство исторического процесса и совокупность материально-технических и духовных достижений человечества в ходе этого процесса (человеческая цивилизация в истории Земли); 3) стадия всемирного исторического процесса, связанная с достижением определённого уровня социальности (стадия саморегуляции и самопроизводства при относительной независимости от природы дифференцированности общественного сознания); 4) локализованное во времени и пространстве общество. Локальные цивилизации являются целостными системами, представляющими собой комплекс экономической, политической, социальной и духовной подсистем и развивающиеся по законам витальных циклов[1].  Типы: 1. Прогрессивный (западный) тип развития цивилизации.2. Тип циклического развития (восточный). Прогрессивный (западный) тип цивилизации 1. Линейное представление о времени. Прошлое - оно прошло, его нельзя изменить, но можно извлечь уроки. Настоящее - человек его активной действующее лицо. Будущее - человек может на него влиять.2. Доминирующий идеал - движение вперед. Оно идет рывками и сопровождается разрушением старой системы ценностей.3. Моноконфессиональность - одна религия.4. Человек - центральное звено общества, господин мира. Утрачены связи с природой, человек влияет на окружающий мир в своих интересах.5. Свобода личности - одно из основных понятий западного общества. Интересы личности на первом плане.6. Развитая частная собственность.7. Высокий престиж предпринимательства. Рынок как способ функционирования экономики, ее регулятор. Высокий престиж труда, его нравственность.8. Наличие горизонтальных связей (культурных, социальных, общественных), независимых от власти, т.е. гражданское общество. Верховенство права над законом. 9. Форма правления - демократия. Тип циклического развития (восточный) 1. Своеобразное представление о времени. Существенная часть мировоззрения - вера в бесконечную цепь смертей и возрождений. Будущее человечеству надо было заслужить праведной жизнью. Подобная теория породила представление о вечном движении всего живого в замкнутом цикле (все когда-то уже было и когда-нибудь повторится вновь). Отсюда берет начало знаменитый фатализм Востока.2. Развитие Востока идет не рывками, а предстает как сплошная линия. Новое здесь не разрушает устои цивилизации, а вписывается в старое и растворяется в нем. Устойчивость - важное свойство восточных цивилизаций.3. Многоконфессиональность. Религии Востока - это прежде всего пути самосовершенствования, а через них и совершенствования окружающего мира.4. Важная особенность восточного общества - связь с природой. Человек Востока не теряет связи со средой обитания. Мир воспринимается им как единое целое, а человек в этом мире не господин, а лишь составная часть.5. На Востоке отсутствует ценимое западной цивилизацией понятие свободы. Восточный человек не свободен, а обязан.Он обязан соблюдать традиции, ритуалы, систему подчинения, причем долгом связаны все - от государя до подданных. Социальные роли строго распределены, общество имеет вертикальную структуру: правитель, бюрократия, общины.6. Государство берет на себя распоряжение собственностью. Частная собственность как самовоспроизводящийся капитал не развита. Сильны интересы общественных групп, общины. Интересы личности подчинены коллективу. Возможна крупная государственная собственность.7. Горизонтальные связи (культурные, идеологические, общественные) не развиты. Существует верховенство закона над правом.8. Основная форма правления - деспотия.

51. Нравственные ценности, это правила поведения в социальной среде, оптимальные для поддержания в ней стабильности и дающие всем равные возможности индивидуального развития. Другими словами, это главные законы общежития. Их нарушение ведет к распаду общества или вырождению. Не путать с правительственными и государственными законами. Нравственные ценности основаны на чувстве человека, а не на разуме, и учат, как жить так, чтобы было всем хорошо и приятно жить рядом.

52. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ - это ценности образного постижения мира в процессе любой деятельности человека (прежде всего в искусстве) на основе законов красоты и совершенства. Эстетические ценности могут выступать в виде природных объектов, самого человека, а также духовные и материальные объекты, созданные человеком в виде произведений искусства. В теории эстетики исследуют такие категориальные пары как прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое и т.д.

53. Религиозные ценности делятся на  высшие ценности - это ценности, посредством которых человек приобщается к Богу и низшие - такие, которые отвращают человека от Бога. Иначе: посредством высших ценностей личность получает возможность трансценденции , выхода за пределы своего частного существования, возвышения над ними, а ориентируясь на низшие, индивид погрязает в обыденности и суете, обрекает себя на духовное прозябание в потаканиях плоти Свобода совести — естественное право человека иметь любые убеждения. Свобода совести — более широкое понятие, чем свобода вероисповедания. . К важнейшим религиозным ценностям следует отнести свободу. В христианстве богоподобие человека проявляется, в частности, в даре свободы. Бог подарил человеку свободу, и только подлинно свободные приходят к подлинному Богу.

54. Отражение всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении в ходе взаимодействия особенностей отражаемого объекта или процесса. Основой и признаком отражения являются взаимодействие материальных систем и возникающие в ходе его адекватные внешним изменения (отпечаток, след и т.п.).  Этапы развития отражения: 1/Раздражимость — исходная форма отражения, способность к реакции. Чувствительность — способность к ощущению, являющиеся начальной формой психики животных. Чувствительность подразумевает наличие нервной ткани — «особой материальной структуры, ответственной за отражение»2.Восприятие — не только дифференцированное восприятие свойства и отношения вещей, но и отражение значительного числа существенных в биологическом отношении связей в окружающем мире.3.Сознание — предполагает не только воздействие на субъект извне, но и активное действие самого субъекта, его творческая активность, которая проявляется в избирательности и целенаправленности восприятия, в отвлечении от одних предметов, свойств и отношений и фиксировании других, в превращении чувств, образа в логическую мысль, в оперировании понятийными формами знания.[4] Социальное отражение (сознание) — высшая форма отражения действительности, свойственная общественно развитому человеку и связанная с речью, идеальная сторона целеполагающей трудовой деятельности.

55. Сознание является специфическим свойством человека, его родовым признаком, который выделяет человека из царства животного мира. Животные, даже высоко развитые, не обладают сознанием. Сознание есть свойство социальное, возникает в процессе долгой эволюции и возникновения человека современного типа. К основным функциям сознания относятся следующие: отражательная; порождающая (творческая, или креативная); регулятивно-оценочная; рефлексивная; духовная.

56. Оптимизм (от лат. optimus — «наилучший») — взгляд на жизнь с позитивной точки зрения[1], уверенность в лучшем будущем. Оптимизм утверждает, что мир замечателен, из любой ситуации есть выход, всё получится хорошо, все люди в общем хорошие. Агностици́зм (от др.-греч. ἄγνωστος — непознаваемый, непознанный) — позиция, существующая в философии, теории познания и теологии, полагающая принципиально возможным познание объективной действительности только через субъективный опыт, и невозможным познание любых предельных и абсолютных основ реальности. Также отрицается возможность доказательства или опровержения идей и утверждений, основанных полностью на субъективных посылках. Иногда агностицизм определяется как философское учение, утверждающее принципиальную непознаваемость мира[1]. Скептици́зм (от др.-греч. σκεπτικός — рассматривающий, исследующий) — философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины. Умеренный скептицизм ограничивается познанием фактов, проявляя сдержанность по отношению ко всем гипотезам и теориям. В обыденном смысле скептицизм — психологическое состояние неуверенности, сомнения в чем-либо, заставляющее воздерживаться от высказывания категорических суждений.

57.Диалектика процесса познания связана с началом развития процесса познания. 1 течение: сенсуализм( сенс- чувства)- чувственная ступень познания.2 течение- рациональное познание. Чувственная ступень познания = живому содержанию и включает в себя 3 формы:1.Ощущение- субъективный образ объективного мира.2. Восприятие — как бы надстраивается над ощущением и отражает предмет в целом.(Например: звук мы ощущаем, а мелодию воспринимаем).3. Представление- окончание чувственного познания, воспроизведение ране воспринятых вещей.( в отличие от 2-х других форм человек не связан с предметом).Рациональное познание имеет всеобщее значение и связано с языком( Гегель: мыслить без слов- неразумная идея, не может быть понятий, если они не связаны со словом).Рациональное познание включает в себя 3 формы:1. Понятие- форма мысли, отражающая существенные признаки предмета, процессов, явлений( мы берем основной из множества признаков предмета).2. Суждение- форма мысли, когда что-то утверждается или отрицается у предмета(бывают единичные(один пр.), частные( группа) и общие(все пр.)).3. Умозаключение- образуется на базе суждений, связывает несколько суждений и выводит из них новое.

58. Истина есть процесс бесконечного накопления знаний. В процессе познания человек всё больше и больше преодолевает относительность истины, прибавляя к познанию моменты абсолютного знания. Заблуждения – это суждения, образующие знания из ложных исходных положений. Ложные положения могут выводиться из наблюдений за реальными процессами.

59. Практика — это волевая деятельность идеи, абсолютной идеи, а затем человеческого сознания (Гегель — объективный идеализм). Практика — это психическая деятельность человека, обусловленная разумом, волей, интуицией. Практика в результате практической деятельности, которая воплощается в конкретные материальные вещи, адекватные идеям как критерий истины и абсолютна и относительна. Абсолютна, так как иного критерия в нашем распоряжении нет. Эти идеи и есть истины. Но этот критерий и относителен в силу ограниченности практики в каждый исторический период. Так, практика на протяжении столетий не могла опровергнуть тезис о неделимости атома. Но с развитием практики и познания этот тезис был опровергнут. Противоречивость практики как критерия истины является своеобразным противоядием против догматизма и окостенения мысли.

60. Сущность научного познания заключается в достоверном обобщении фактов, в том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным - общее и на этой основе осуществляет предвидение различных явлений и событий. Критерии научности -- совокупность признаков, специфицирующих научное знание; ряд требований, которым наука должна удовлетворять.1.Истинность. Нельзя отождествлять научность и истинность.2.Проблемность: наука -- попытка решения проблемных ситуаций.3.Обоснованность. Нельзя абсолютизировать обоснованность: не каждое высказывание должно быть доказано; наука опирается на ненаучные предпосылки, которые принимаются без доказательства. 4. Интерсубъективная проверяемость. Научное знание считается обоснованным, если существует принципиальная возможность его проверки всем сообществом.5.Системность: научное знание должно быть логически организовано.6.Прогрессизм: научное знание должно самосовершенствоваться. В науке различают эмпирические и теоретические уровни исследования. Они различаются методами познавательной активности и характером достигаемых результатов. Эмпирическое исследование предполагает выработку программы исследований, организацию наблюдений и экспериментов, описание и обобщение экспериментальных данных, их классификацию, первичное обобщение. Словом для эмпирического познания характерна фактофиксирующая активность. Теоретическое познание - это сущностное познание, осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков. Здесь орудием выступают понятия, категории, законы, гипотезы... Проблема - это вопрос, с которым мы обращаемся к самой природе, к жизни , к практике и теории. Гипотеза – научное допущение или предположение, истинность которого не доказана с абсолютной достоверностью, но является возможной и весьма вероятной. Теория – высшая ступень научного познания, дающая всестороннее отражание предмета в его целостности и развитии. Прогнозирование – определение тенденций и перспектив развития тех или иных процессов на основе анализа данных об их прошлом и нынешнем состоянии. Анализ – это расчленение целостного предмета на составляющие его части с целью их всестороннего изучения.
Синтез – это соединение ранее выделенных частей предмета в единое целое Индукция – логическое умозаключение от частных, единичных случаев к общему выводу, от отдельных фактов к обобщению.
Дедукция – логическое умозаключение от общего к частному, от общих суждений к частным или другим общим выводам.
Метод формализации, основанный на обобщении формы различных по своему содержанию процессов, на абстрагировании их формы от содержания с целью выработки общих приемов оперирования с ней.
Метод математизации, который является конкретизацией предыдущего метода, распространенного на изучение и обобщение количественной стороны, общих связей и структуры изучаемых предметов и процессов; сюда же относятся, в частности, методы статистики и теории вероятности, а также связанные с применением счетно-вычислительных машин.




1. МУА Жалпы фармакология кафедрасы фармацевтика п~ндер курсымен Маманды~- Жалпы медицина 2013 ~ 2014
2. Лекция 910 Операторы Оператор ~ это конструкция языка C которая определяет для компилятора конечный н
3. Монтаж мостового крана
4. управление и менеджмент
5. приходских школах обучались для чтения Библии не для высокоинтеллектуальных текстов высших слоёв общества
6. Лекция 4 Мировая металлургия Металлургия ~ одна из базовых отраслей народного хозяйства несмотря на распр
7. Статья- Химико-аналитические методы исследования состава воды
8. на тему- Мовна культура людини це дзеркало її духовної культури
9. Business Марк Иванов Леви Гениальность на заказ
10. Тема- Земля как фактор производства
11. Летопись родного села М-Александровка
12. Реферат- Параллельные компьютеры и супер-ЭВМ
13. Человек и биосфера как объекты синергетической философии
14. Задача Ознакомиться с теоретическими положениями объясняющими сущность теплового расширения кристал
15. прижала тех кто на неё жалуется потому что несмотря на конкуренцию очень немногие имеют достаточно вол
16. Отметим- к свободным людям
17. Исследование рынка товара
18. тематическое осмысление его результатов зародившееся еще в предыдущую эпоху стали в Новое время могучей ду
19. ЛИЧНОСТЬ И СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ КАК СУБЪЕКТЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА АРИСТОТЕЛЬ
20. Что такое финансы как некоторая категория ' эккие отнния протекающие в ден