Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

атомного века и в свою очередь повлияли на специфику ее развития

Работа добавлена на сайт samzan.net:


ОТ АВТОРА

Музыкальное искусство XX века сложно и многообразно. Культурные процессы в обществе в социальной, политической, научно-технической и, безусловно, художественной сферах нашли свое отражение в музыке «атомного века» и в свою очередь повлияли на специфику ее развития. В этом столетии музыка академической композиторской школы европейской традиции играет в жизни общества не столь существенную роль, как прежде, уступив первое место жанрам и стилям так называемой популярной, или «массовой», музыки. К данной сфере прежде всего относятся джаз, мюзикл, рок-музыка, рок-опера.

Развитие вышеназванного музыкального направления (другое его название — музыка сферы «третьего пласта»3) противоречиво, но системно и многопланово. Именно данное направление отражает «дух эпохи», ему свойствен свой круг средств выразительности, система жанров, формы творчества, темы и образы его — идеи, мечтания, ошибки и победы человека XX века.

Поскольку сам тип культуры XX столетия соединяет не только стили академической музыки, фольклора, но и музыку сферы «третьего пласта», а ее роль значительна и в интеграционных процессах между направлениями и культурами, европейскими и неевропейскими, все это, безусловно, вызывает необходимость в серьезном и системном изучении ее специфики.

В данном учебном пособии мы поставили себе задачу систематизации в хронологическом порядке развития популярных направлений и жанров музыки XX века, рассмотрение специфических черт мюзикла,рок-музыки, рок-оперы в их своеобразии и взаимосвязи друг с другом и общими процессами развития художественной культуры XX столетия4. Кроме того, зарубежная и отечественная популярная музыка изучаются параллельно и в хронологическом порядке, что позволяет выявить общее и различия в динамике их развития.

В научной литературе основательно изученными оказались весьма существенные вопросы, позволяющие констатировать наличие теоретической базы, необходимой для осуществления замысла данного учебного пособия.

Таковы философские труды и исследования по вопросам развития культуры, современного искусства, определенные в работах М. А. Ариарского, А. С. Запесоцкого, С. Н. Иконниковой, М. С. Кагана, С. Т. Махлиной, Н. Л. Саитдиновой, Э. В. Соколова, Т. Е. Шехтер и многих других; научные изыскания по вопросам музыкального искусства, развития современной популярной музыки, искусства джаза, джазовой импровизации, мюзикла, рок- музыки искусствоведов, педагогов, музыкантов М. Г. Аранов- ского, Е. Е. Барбана, А. Н. Баташева, И. М. Бриля, А. Бурлака, А. С. Запесоцкого, Д. Коллиера, В. Д. Конен, А. Козлова, С. Т. Махлиной, А. В. Медведева, В. В. Молзинского, Л. С. Сысоевой, А. Троицкого, В. Б. Фейертага, Ю. А. Чугунова и др.

По нашему мнению, выделение курса «История музыки популярных направлений и жанров XX века» как самостоятельного раздела в рамках дисциплины «История музыки» на современном этапе гуманитарного образования оправдано с точки зрения логики развития музыкально-исторического процесса и целесообразно методически.

Учебное пособие состоит из двух частей, включающих разделы, построенные по принципу: история, теория, практика.

В части I, в разделах 1-4, рассматриваются: время возникновения, факторы, способствовавшие появлению того или иного популярного направления или жанра XX века, специфика их ключевых стилей и жанровых истоков с приведением имен значимых исполнителей, принципов взаимосвязи с другими явлениями музыкальной культуры, судьба их на современном этапе.

В части II раздел 5 посвящен проблемам изучения элементов популярной музыки XX века в рамках современного образования. Раздел 6 освещает вопросы: современная популярная музыка и предпринимательская деятельность.

У чебное пособие дополнено приложением, включающим планы семинаров, темы контрольных работ, а также тесты по «Истории музыки популярных направлений и жанров XX века», содержит список литературы.

Выражаю глубокую признательность за профессиональную и личностную поддержку в моей научной и творческой работе, || частности в подготовке данного учебного пособия, выдающимся профессионалам и замечательным людям: С. Т. Махлиной и Г. I . Шехтер, В. В. Молзинскому, а также А. С. Красногородцеву и Г. В. Красногородцевой, А. Г. Кириллову и В. Г. Воронецкому, мог и дорогой семье за понимание и помощь в научно-педагогической и творческой деятельности.

Популярная музыка

Развитие музыкальной культуры в XX веке обусловлено целым рядом аспектов социально-политического, духовно-эстетического, научно-технического характера, которые привели к появлению в музыке новых направлений, стилей, жанров, призванных отразить многообразие и специфику жизни общества и человека этого столетия.

Возникновение и динамика развития таких направлений, как джаз и рок или жанров мюзикла, рок-оперы, доминирование на рубеже XX—XIX веков в звуковой культуре общества так Называемой поп-музыки обусловлено особенностями развития художественной культуры XX века в целом.

Появление терминов «массовая музыка», «популярная музыка», к которым относятся вышеназванные направления и жанры, связано, прежде всего, с активным развитием урбанистической культуры, ориентированной на массовую аудиторию и опирающуюся, соответственно, на специфику психологии масс5.

В последние десятилетия активное изучение проблем современной культуры привело к пониманию необходимости дифференциации музыкальных понятий и терминов, особенно касающихся направлений и жанров, общепризнанно популярных6, то есть известных многим. Исследования пришли к выводу, что  понятие «популярная музыка» - достаточно обобщенно, поскольку к нему можно отнести не только современную эстрадную музыку, джаз, рок, но и произведения классических композиторов, народные песни («Калинка-Малинка» — рус. н. п., Soli mio — итал. н. п. и т. п.), музыку академических композиторов («К Элизе» JI. Бетховена, «Хабанера» из оперы «Кармен» Ж. Бизе, «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского и др.), джаз (Hello, Dolly, Mack the Knife и пр.), рок (Yesterday, Help и др.), эстрадные песни (My way, Memory, I just called to say I love you и т. д.).

В 1980-х годах была создана Международная ассоциация по изучению популярной музыки (IASPM). Было признано, что по- I |улярная музыка составляет до 80 % объема всей звучащей музыки и ее слушанию среднестатистический человек уделяет 25 % всего времени активной жизни»4. Исследователи приводят следующие критерии оценки популярной музыки: масштабы охвата аудитории слушателей; гетерогенность и гомогенность в составе аудитории; бизнес-реализация продукции; стандартизация, иедолговременность, простота эстетического объекта, опора на малые музыкальные формы, танцевальный ритм и т. п.

Кроме того, популярная музыка рассматривается и как товар, имеющий общедоступное потребительское значение, так как раз- илскает и украшает формы общинной досуговой деятельности (щучащие произведения классических композиторов во время, например, презентаций и тому подобных мероприятий, не говоря уже о джазе и поп-музыке).

Суммируя вышеизложенное, хотелось бы отметить, что к понятию «популярная музыка» применяется и оценочный (каче- I таенно-количественный), и художественно-эстетический, сти- иитический критерий, что приводит к путанице в определении н понимании специфики явлений.

Таким образом, возникает необходимость в разделении поня- | ий: популярной музыки — по оценочному критерию («термин “популярная музыка” в том виде, в котором он существует, имеет чисто оценочный смысл»7), а поп-музыки — по художественностилистическому8.

Понятие «поп-музыка», в отличие от масштабного по охвату понятия «популярная музыка», обозначает более узкое направление музыкальной культуры, сформировавшееся в рамках так называемой музыки сферы «третьего пласта». Характерной особенностью поп-музыки является ее направленность на развлекательность. Ее основные жанры — песня с краткой, легко запоминающейся мелодией и танец с таким же простым танцевальным ритмом и характерной стилистикой исполнения9 (эстрадной). Лучшие образцы данного направления относятся к понятию «популярная музыка», например What a wonderful world, Goodbye my love, goodbye и тому подобные, а к малохудожественным образцам этого направления, кичу10, относят произведения, определяемые как «попса».

В рамках исследования вопросов истории развития популярной музыки в XX веке представляется целесообразным ориентироваться на следующие критерии: общепризнанное отнесение направления или жанра к категории популярного, то есть массово известного и масштабно востребованного аудиторией именно в XX веке. Это, прежде всего, направления джаз и рок- музыка, а также жанры мюзикл, рок-опера.

Изучение этих явлений современной музыкальной культуры невозможно, по нашему мнению, без рассмотрения характерных особенностей развития художественной культуры в XX веке, нашедших отражение в них.

Особенности развития художественной культуры в XX веке и музыка

Как известно, искусство — и музыка как один из его видов — в особой художест ве!»юй форме отображает жизнь общества и человека. Рубеж XIX-XX веков отмечен изменениями в духовно- эстетических воззрениях человека этого времени, отражающих переход от романтизма уходящего столетия с его воспеванием возвышенной любви, самоотверженной дружбы, необычного героя —личности, наделенной благородными чувствами и необычными способностями (например граф Монте-Кристо) к реализму9. «Героем нового времени» на рубеже XIX--XX веков становится «маленький человек», обычный, среднестатистический, ничем не выдающийся, со своими слабостями и надеждами, перед угрозами эпохи — революциями и мировыми войнами. Этот образ был, например, гениально воплощен Ч. Чаплином в киноискусстве.

Уже в музыке начала столетия появляются также «герои времени» наступающей эпохи, например в опере А. Берга «Воццек» (1917-1921), где предаются любовь, дружба, надежды10; чувственно-эротическое восприятие любви представлено в опере- есриа11 Р. Штрауса «Саламандра» (1905); ни одного положи-

it- юго героя (!) в опере «Золотой петушок» Н. А. Римского- Корсакова12 (1907). Исследователи отмечают13, что тенденцией начала столетия становится стремление к преземлённости, , «телесности» в музыке, которая с течением времени будет усиливаться.

Значительным фактором развития художественной культуры в XX веке является диалог Востока и Запада11, нашедший своеобразное преломление и в музыке.

Процесс взаимовлияния европейского и внеевропейского музыкального мышления начал осуществляться еще в предыдущем столетии. Можно отметить, что собственно началом этого процесса стало, по нашему мнению, формирование национальных композиторских школ в Европе. Отказ от общего музыкального языка, господствующего до этого времени в творчестве итальянских, немецких, французских, английских и других европейских композиторов, был сродни отказу в свое время от латыни в религиозном служении в ряде стран12. Дифференциация на национальные композиторские школы (венгерскую, русскую, польскую, немецкую, испанскую, чешскую и т. д.) в Европе тем не менее обозначила и целый ряд объединяющих черт, характерных именно для европейского музыкального мышления.

Исследования выявили, что мелодия в европейской музыке выполняет роль «носительницы мысли». Европеец, как показывают философские труды европейских мыслителей (Канта, Гегеля, Декарта, Вольтера и др.), стремится познать мир умом, интеллектом, разумом. Мелодия в европейской музыке — квинтэссенция мысли, она очень разработанна и играет главенствующую роль в иерархии музыкального мышления13. Гармония и тембр подобны «фундаменту» (по функции), на котором покоится «здание» мелодии, а ритм — организующее звено, поскольку основное средство выразительности музыки — звук, организованный по высоте и во времени11, то есть без ритма музыки нет.

Иное соотношение этих составляющих музыкального мышления — ритма, гармонии, тембра, мелодии — представлено во внеевропейских культурах. Причина, на наш взгляд, — кардинальное отличие в принципе миропознания европейцев и неев- ропейцев, находящее свое отражение в том числе и в музыке.

Внеевропейские мыслители14 указывают, что мир невозможно познать только умом, существуют явления, выходящие за возможности человеческого разума, которые можно только почувствовать, ощутить, эмоционально отреагировать, наконец, познать интуитивно.

Своеобразным проводником чувств и эмоций в человеке является движение его мышц, биение сердца, пластика, стиль ходьбы и тому подобное, то есть ритм человеческого организма. Музыкальный ритм спроецировал ритм человеческого тела и окружающего мира еще на заре истории общества и появления искусств через соприкосновение с танцем, речью, звукоподражание и т. п. Ритм во внеевропейской музыке — на первом месте, так как отражает, прежде всего, эмоции и подсознательные, ин туитивные реакции человеческого существа. Это подтверждают и исследования15. Отмечено, что музыкальный ритм воздействует на человеческий организм, на определенные химические реакции в нем, вызывая радость, грусть и т. п. Внеевропейские культовые служители часто используют только музыкальный ритм в исполнении ударных инструментов для воздействия на племя в культовых обрядах16, так как известно, что долгое слушание-участие монотонно повторяющегося, особенно пунктирного ритма, способно ввести человека в состояние транса без применения химических средств.

По мнению внеевропейского человека, мир разнообразен, как и ощущения, например от печали до грусти (горя, отчаяния и т. п.). Гармония и тембр в музыкальном внеевропейском мышлении играют функцию колористическую, передавая оттенки и краски ощущения мира. Мелодия же во внеевропейских культурах может практически совсем отсутствовать или состоять из двух нот17, что для европейца невозможно.

Надо отметить, что внеевропейские культуры, как и европейские, очень отличаются друг от друга, например китайская от индийской, африканская от латиноамериканской и так далее, но соотношение ключевых факторов музыкального мышления, как и в вышеуказанном европейском, одинаковое для всех внеевропейских культур.

Синтез двух культур дал толчок в развитии музыкальной культуры XX века, способствуя появлению таких ее ярких феноменов, как джаз и рок-музыка, они — пример именно такого рода взаимодействия.

Технологизация, научно-технический прогресс также коснулись и аспектов развития музыкальной культуры в XX столетии по трем направлениям.

Первое — создание нового принципа фиксации звучания музыки — звукозапись, возможность сохранения и трансляции ее на весь мир, в любой самый отдаленный участок планеты, — все это способствовало вовлечению человечества в процесс постоянного слушания музыки, от дома до работы, в маршрутке и т. д. Музыка становится «массовым видом искусства», а также «предметом быта», доступным всем.

Второе — технологизация музыкального процесса — звуза- писывающая, звукотрансформирующая, звукотранслирующая аппаратура, создание электронных инструментов — способствует расширению средств выразительности музыки (новые возможности звука — рок-музыка и т. п.), появлению новых стилей (пространственная музыка), направлений (электронная музыка).

Третье — технологизация музыки создает предпосылки к активному синтезу ее с другими видами искусства (танцем, живописью и тд) и участию в возникновении новых (телевидения, радио, киноискусства, компьютерных программ).

Многостилъе также указывается как характерная черта художественной культуры XX века. В новом столетии многостилье становится характерной чертой для всех направлений музыки XX века. К примеру, история музыкальных направлений джаз и рок — это развитие стилей, появляющихся стремительно, в рамках буквально одного десятилетия (свинг и би-боп и т. д.). Многостилье характерно и для творчества музыкантов разных поколений в XX столетии (JI. Армстронг, Ч. Паркер, Д. Колтрейн и др.).

Существенным фактором, повлиявшим на развитие музыки в XX столетии, является урбанизация культуры, демократизация общественных отношений. Начало века обусловлено масштабным переходом населения из села в город18, чему способствовали и процессы социально-демократического характера, революционные события в европейских государствах и России. Эти события по-своему отразились на особенностях функционирования направлений музыкального искусства в жизни общества. Этот аспект, по нашему мнению, требует более детального рассмотрения в последующих разделах.

Таким образом, развитие музыкальной культуры в XX столе-

ии, в том числе и музыки популярных жанров и направлений, было детерминировано: трансформацией духовных ценностей человека (от романтизма к реализму, абсурду и т. п.); диалогом Иостока и Запада в музыке, который способствовал синтезу европейского и внеевропейского музыкального мышления, усилению шачения ритма и колористической гармонии в произведениях; шехнологизацией, содействовавшей расширению круга средств иi.iразительности музыки, ее массовому распространению по всему миру и новым формам приобщения к ее произведениям; мно- .•остильем, которое является также характерной чертой музыки XX века всех направлений; урбанизацией, демократизацией, приведшими к возникновению понятий массовой и элитарной музыки, изменению доминирования «пластов» внутри музыкального искусства и в общественном сознании.

ИСТОРИЯ И СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ПОПУЛЯРНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ И ЖАНРОВ XX ВЕКА: ДЖАЗ, МЮЗИКЛ, РОК, РОК-ОПЕРА

ип!штшпи1тш1и1яшвшйими)!1мшпяпнязяшшш ичч>и»>"чпти! пшввкига.'". * ягачан гииата

Раздел 1

МУЗЫКА СФЕР Понятие «трех пластов» в музыкальной культуре

Во введении уже затрагивался вопрос об урбанизации и демократизации художественной культуры XX века. Действительно, массовое переселение жителей из села в город в начале XX столетия приводит к активному развитию городской культуры, имеющей свои законы, которые отражают необходимость в «преодолении отчужденности в городской среде», «поиск новых способов коммуникации»19 между разобщенными в огромном городе людьми. В свою очередь эти процессы вызвали к жизни с особой значимостью понятия массовой20 и элитарной21 музыки. Социально-революционные процессы, обусловившие стирание границ между классами, также отразились на развитии направлений музыкального искусства, сказались в доминировании одного «пласта» музыки над другими жизни человека и общества. В музыковедении, как уже упоминалось, сложилось понятие «трех пластов» музыкальной культуры.

«Первый пласт» — фольклор. Его значение в XX веке по сравнению с предыдущими веками минимально, обусловлено спецификой данного музыкального направления. «Социальный заказчик» фольклора — сельский житель. Время формирования этого «пласта» музыкальной культуры — от начала истории человечества. Основные жанры — песня, танец, марш и их модификации. Функция музыки в основном прикладная: она сопровождает календарно-обрядовый цикл жизни на селе (свадебные, похорон- пые, рождественские, посевные песни и т. п.). Для направления характерна авторская анонимность и устное творчество. С развитием урбанистической культуры, что становится особенно заметным к концу XX столетия, сельское население стремительно уменьшается в численности, меняется уклад жизни, фольклор практически исчезает, обретая, правда, своеобразную форму со- хранения. Так, ныне мы стали свидетелями широкого использования фольклора в концертных программах, туристическом бизнесе с целью развлечения, информирования о традициях и обычаях того ли иного народа (например творчество коллекти- нов Н. Бабкиной, «Золотого кольца» и многочисленных народных ансамблей и оркестров в России).

«Второй пласт» — музыка профессиональных композиторов европейской традиции4. Еще в Средние века, первоначально в рамках христианской церкви, позже при поддержке власть имущих ii пассов, развивалось творчество профессиональных композито- ров европейской традиции. Функции музыки данного пласта —

  1. основном духовно-эстетическая, воспитательная, просветительская, увеселительная в меньшей степени. Характерно крупномасштабное музыкальное мышление, сложившаяся система простых п сложных жанров, а также форм творчества — импровизаторской, композиторской, исполнительской. До XX века это было несьма значительное музыкальное направление в общественной
  2.  Конен В. Д. Третий пласт. Новые массовые жанры в музыке XX века. М.,

i<m. с. 31-40.

жизни, но под влиянием различных факторов внешнего (революции, демократизация, воинствующий атеизм) и внутреннего (усложнение музыкального языка, стремление к элитарности) характера уступившее свои позиции музыке сферы «третьего пласта».

«Третий пласт» — музыка городского среднего класса22. Время формирования — Средние века, когда развивался новый городской класс, представленный ремесленниками, торговцами, учителями, студентами и т. п. Функция музыки данного направления, как правило, развлекательная. После целого дня работы вечером требуется отдых. Жанры простые—песня, танец, марш, но они, как правило, увеселяют, а не являются сопровождением работ, обрядов, как в «первом пласте», или высоких духовных исканий, как «во втором пласте», служат средством отдыха. Характерным для музыки «третьего пласта» становится его коммерческая направленность. Уже с эпохи Возрождения появляются первые издательства, печатающие ноты пьес для популярного в то время инструмента — лютни23.

Музыкальные жанры «третьего пласта» формируются как развлекательные, легко воспринимаемые, запоминающиеся, краткие по форме и содержанию. Основой этих жанров, как уже отмечалось, являются песня, танец, марш, которые принимают в разные эпохи различные жанровые вариации — серенада, мадригал, вальс, романс, но сохраняют присущие вышеозначенные качества: развлекательность, запоминаемость, краткость по форме и содержанию во всевремена, в любой стране и культуре.

Носителями и сочинителями первых произведений в сфере музыки «третьего пласта» были странствующие музыканты—труверы, менестрели, трубадуры, скоморохи и другие, причем их сословная принадлежность весьма разнообразна —от крестьян до рыцарей , представителей высшего сословия24. Надо отметить, что с I очением времен менялся и стагус музыканта сферы музыки «тре- I I.OK) пласта» — от рабского, зависимого положения в Средние века до кумира и законодателя музыкальных мод в XX веке. Значение произведений данной сферы музыкального искусства в жизни че- новека также изменялось под воздействием, прежде всего, соци- шп.но-политических и технических аспектов развития общества.

(' началом эпохи социальных перемен в XX веке, с ростом | ородов, развитием урбанистической культуры, демократизации ‘й общественных отношений именно музыка сферы «третьего п ин та» охватывает все слои населения25, становится доминирующей в жизни общества, так как предназначена и отвечает на его потребности, прежде всего в развлечении и общении, до- 1 тупными для всех музыкальными средствами.

Значение того или иного «пласта» в жизни общества век от века менялось. До начала XX века в европейских странах и России особое значение приобрела музыка сферы «первого» и «второго» пластов, в меньшей степени «третьего пласта». Однако, как видно из истории музыкального искусства, жанры «третьего пласта» достаточно активно развивались в странах, имеющих своеобразное историческое и социально-политическое развитие — Англии и США26. Выдающийся отечественный му- зыковед В. Д. Конен предложила назвать их «центрами» музыки сферы «третьего пласта» до XX века27. Более того, можно конста- шровать, что на протяжении развития современной культуры именно Англия и США «задают тон» специфике развития всей мировой музыкальной культуры XX века. Достаточно вспомнить джаз и рок, которые возникли именно в этих странах.

Какие же причины обусловили столь важную роль в судьбе музыки «третьего пласта» этих государств? Этому способствовали, как уже упоминалось, социально-политические, экономические и духовно-эстетические причины.

Исторические «центры» музыки сферы «третьего пласта»

В XVII столетии в Англии произошла буржуазная революция, изменившая не только социально-экономические отношения в обществе, но и художественные предпочтения. В стране победившего городского среднего класса, буржуазии с этого момента активно развивается и востребована музыка именно сферы «третьего пласта». Она становится также и предметом коммерческих операций.

Музыка «второго пласта» в Англии тоже востребована как ввозной коммерческий товар для избранных (приглашают с концертами К. Глюка, Г. Генделя, Й. Гайдна, В. Моцарта и др.). Национальная же английская композиторская школа, основоположником которой стал Генри Перселл, на долгое время перестает играть какую-либо значительную роль в художественной жизни страны, возрождаются былые традиции только в XX веке.

Основой музыкальных интересов английского общества того времени, как уже отмечалось, становятся жанры «третьего пласта». В рамках данной работы представляется целесообразным осветить следующие жанры:

  1. английская баллада — «однодневная» популярная песенка, лирико-бытового, любовного, юмористического или сатирического содержания;

балладная опера — музыкальной основой этого представления становились популярные балладные песенки того времени, однако под музыку сочинялся текст, подходящий к содержанию представления. Основой либретто становились известные литературные произведения, легенды и тому подобные источники, текст которых изменялся в соответствии с запросами времени и аудитории, насыщаясь юмором, социальной злободневностью и актуальность.

  1.  - мюзикл-холл - — представление, основанное на череде развлекательных номеров — песен, танцев, инструментальных пьес, комических куплетов, пародий, фокусов и т. п. Формирование этого жанра обусловлено коммерческой смекалкой английских предпринимателей, соединивших приятное с коммерчески выгодным. Эти представления игрались в гастрономических заведениях, ресторанах, пабах, тавернах и др. Владельцам было чрезвычайно выгодно организовывать подобные шоу, так как они получали двойную прибыль за представление и за кулинарные изыски. В дальнейшем эта тактика с успехом применялась и в США.

Музыкальная культура США формировалась также под воздействием исторических факторов образования этого государства. Особенностью ее является соединение в музыкальной палитре страны разнообразных культур европейского и неевропейского происхождения. Особое значение сыграли английская и африканская музыкальные культуры, притом что европейская была представлена и французской, и испанской, и другими культурами. Надо отметить, что переселенцы из Англии привезли с собой не только хозяйственные пожитки, но и свои верования, язык, эстетические, духовные взгляды, в том числе и музыкальные. Большинство жанров, бытовавших в Англии с XVII столетия, вросло и в американскую музыкальную культуру (балладная опера, мюзик-холл и т. п.) основой которой, как и в Великобритании, становятся жанры музыки сферы «третьего пласта».

Специфичность американской музыкальной кулыуры, как уже говорилось, в соединении европейского художественного мыгиления и неевропейского (африканского). В результате большинство жанров в США имеет синтезированный характер. Также надо учитывать, что, в отличие от европейской музыкальной теоретической мысли, активно исследующей и анализирующей процессы развития музыки как вида искусства еще с Древней Греции, американская научная общественность долгое время не придавала значения истинно американским жанрам, поэтому они не изучались практически до середины

XX столетия. Первыми исследователями становятся европейцы, увлеченные искусством джаза, блюзом, регтаймом. Именно они открыли для мира подлинно американские музыкальные жанры, среди которых представляются значимыми, как носители специфической музыкальной американской культуры, спиричуэл, блюз, регтайм. Именно эти жанры, по мнению исследователей, предвосхитили появление феноменального музыкального направления XX века — джаза


3

4

5 Популярная музыка и традиции неевропейских культур: пути развития и н шимодействия. М., 1989. С. 4.

6 Popularis (лат.) — общеизвестный.

7 Популярная музыка и традиции неевропейских культур. С. 7.

8 В рамках исследования этого явления правомерно употреблять и выражение «поп-стиль».

9 Средства выразительности поп-музыки вполне можно классифицировать и как поп-стиль, поскольку можно отметить, что он окрашивает практически все музыкальные направления и жанры современности.

10 Махлина С. Т. Язык искусства в контексте культуры. СПб., 1995.

11 Махлина С. Т. Русская философия и художественная культура России / С. Т. Махлина, А. И. Новиков. СПб., 1999. С. 292-293.

12 Например протестантизм в Германии, Франции, Англии.

13 Холопова В. Ритмические новации // Русская музыка в XX веке. М., 1999.

14 Подробнее об этом см.: Томпсон М. Восточная философия. М., 2000. С. 44 (санкхья), 78 (буддизм), 264-268 (даосизм), 272-274 (фэн-шуй) и т. д.

15 Назайкинский Е. В. Указ. соч. М., 1972.

16 Коллиер Д. Становление джаза. М., 1984. С. 17-19.

17 Ярким примером такого рода могут служить индийскиераги, где произведение длится очень долгое время, до десятков минут, при этом мелодия состоит буквально из двух звуков, но зато ритмическая «игра» с ними создает сложнейшее музыкальное полотно — композицию, способную передать самые тонкие нюансы чувств и, более того, воздействовать на настроение слушателя.

18 Художник и публика: сб. науч. ст. Л., 1981. С. 67—77.

19 Хренов Н. Психология города и взаимодействие зрелищ и публики в конце XIX — начале XX века // Художник и публика: сб. науч. ст. JL, 1981. С. 71.

20г Массовая музыка — предназначенная и понятная всем.

21 Элитарная музыка — предназначенная для узкого круга посвященных.

22

23

24

25 

26

27

Раздел 1. МУЗЫКА СФЕРЫ «ТРЕТЬЕГО ПЛАСТА» В КУЛЬТУРЕ XX ВЕКА 1




1. Производственная мощность
2. Язык собак и кошек
3. Бухгалтерская обработка документа поступившего в бухгалтерию организации до записи данных в учетные регис
4. КЛЮКВА ИП Катаранчук Станислав Александрович
5. Троцкистский роман Леонида Леонова
6. Курсовая работа- Банкрутство- метод комплексного фінансового аналізу
7. на тему- НОРМАНДСКОЕ ЗАВОЕВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ФЕОДАЛИЗМА В АНГЛИИ Студентки- Научный руководит
8. Азбука СанктПетербург 2000 г
9. а сокращает располагаемый доход или расходуемый доход домашних хозяйств
10. Контрольная работа АНАЛИТИЧЕСКАЯ ГЕОМЕТРИЯ Задача 2
11. Тема- Unternehmung Цель занятия- Формирование коммуникативной компетенции по теме-
12. История города Прохладного.html
13. Тема курсовой работы- аудит финансовых результатов Номер группы- БУСП2010
14. Фуршет4 1
15. Из истории Москвы XIX века
16. а Средняя группа Приём- индивидуальный контакт с ребёнком и родителями осмотр
17. Лабораторная работа- Производство сока яблочного натурального с мякотью
18. Work to do for tomorrow Wht will you do if your friend sks you for help How mny terms re there in n cdemic yer Wht is there on your desk How mny students
19.  Назначение ТТХ и материальная часть понтонного парка ПМП
20. Знает правила тот кто играет тобой.html