Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Категория наклонения
«Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они… выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего» (А.А. Потебня)
Как известно, наклонение глагола выражает отношение действия к действительности: глаголы в изъявительном наклонении обозначают реальные действия, а в повелительном и условном возможные, желательные или необходимые.
Эти значения наклонения использованы автором текста. Например, действительность, окружающая героя, описана с помощью глаголов в форме изъявительного наклонения: «шумел дождь», «скрипели половицы», «сидел у окна» (предложения 1-6) .
Скучной обыденности Г.Андреев противопоставляет мир мечты. Так, желания героя показаны с помощью глаголов в форме условного наклонения: «Забросить бы всё эти бессмысленные бумаги и отправиться в путешествие» (предложение 18). Завершает текст предложение с глаголом в повелительном наклонении: «Помните о главном, о том, что ни в коем случае нельзя забывать!» (предложение 37). Этот призыв также ведет читателя в идеальный мир, где нет бессмысленной скуки.
Таким образом, с помощью различных форм наклонения глагола автор противопоставляет окружающий мир внутреннему миру своего героя.
Формы наклонения глагола передают различное отношение действия к действительности. В этом можно убедиться, анализируя текст Г. Андреева. В начале текста автор использует глаголы в форме изъявительного наклонения, чтобы показать действия, которые происходят на самом деле: «прошелся по комнате», «открыл окно», «шумел дождь» и т.д.
В последнем абзаце появляются глаголы в условном (предложение 18) и повелительном наклонении: «Помните о главном, о том, что ни в коем случае нельзя забывать!». Эти действия не совершены, но изображены автором как желательные и очень важные.
Таким образом, А.А.Потебня прав: повелительное и условное наклонения схожи в том, что выражают не действительные, а существующие только в мысли говорящего события.
Тематика сочинений С2
Язык художественной литературы. Средства речевой выразительности
Аргументы
Подсказки при выборе языковых явлений для аргументации, прежде всего лексических, могут содержаться в тестовых заданиях А2, А3 и В1.
Способы оформления: указать номера предложений ИЛИ использовать цитирование.
Речевые клише для анализа цитаты
Речевые клише для аргументации
Научный стиль
Лексика:
Синтаксис:
Морфология:
Публицистический стиль
Лингвистическое сочинение в публицистическом стиле это рассуждение, цель которого - не только информировать читателей о лингвистической проблеме, заявленной в тезисе, но и убедить их в справедливости этого тезиса.
Лексика и фразеология
«Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла» (К.А. Федин)
«Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения» (К. Г. Паустовский)
«Самое удивительное в том, что писатель-мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях, чувствах» (И.Н. Горелов)
«Фразеологизмы неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства» (учебник русск. яз.)
Языковые явления для теоретической интерпретации тезиса
Языковые явления (Лексические) |
теоретическая интерпретация тезиса |
многозначность |
Лексикой называют, прежде всего, словарный состав языка. Слова могут иметь сразу несколько значений. Такое явление называется многозначностью. Её пример можно наблюдать в предложении «Устал с дороги» (№23): слово «дорога» здесь выступает в одном из нескольких своих значений - «путешествие, путь». В многозначном слове выделяются первичное значение слова и производные от него значения. Новые значения возникают у слова в результате переноса наименования с одного объекта действительности на другие. Многозначные слова делают речь образной, помогают увидеть оттенки смысла.
|
лексика с точки зрения стилистической окраски
|
1. Средство речевой характеристики героя: «Сымай одёжу-то сушить будем», - проворчал старик. 2. Средство выражения авторской оценки: Где-то рядом верещала гармошка и нестройные голоса горланили песню. РАЗГОВОРНАЯ И ПРОСТОРЕЧНАЯ ЛЕКСИКА
КНИЖНЫЕ СЛОВА
|
слова одной тематической группы |
Слова одной тематической группы (художник, мастер, галерея, картины, полотна) погружают читателя в мир искусства, художественного творчества. |
|
Функции синонимов
Использование синонимов («поверхностный, примитивный, банальный подход») служит средством создания градации и выражает отрицательное отношение автора к людям, не умеющим ценить произведения искусства.
Контекстные синонимы
Например: Морские суда, покинутые своими командами, иногда годами блуждают по океанам, пока их не поглотит пучина. Не раз эти бродяги океанов становились источниками морских легенд. · их подбор делает речь яркой, художественной; · они позволяют увидеть и охарактеризовать внутренний мир рассказчика или героя; их действия, состояния;
· помогают увидеть новые лексические оттенки слова. |
|
Антонимы слова, относящиеся к одной части речи, но противоположные по значению: добро-зло. Контекстные (или контекстуальные) антонимы это слова, которые в языке не противопоставлены по значению и являются антонимами только в тексте: Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, Лёд и пламень не столь различны меж собой... (А. Пушкин) Антонимы, в том числе контекстные, позволяют:
дать более полную характеристику какого-либо явления; выразить предельное различие между вещами, явлениями, качествами; выразить авторскую оценку обозначаемого. Используя антонимы, автор показывает вмешательство человека в жизнь природы: тихому шелесту травы противопоставлен оглушительный лязг машин, а живым деревьям мертвые пни. С помощью антонимов А. Приставкин подчёркивает, что проблема, о которой он пишет, касается каждого из нас: «об этом должны помнить и дети, и взрослые». |
|
|
|
С помощью оценочной лексики («Иван ни в ком не терпел лжи, лицемерия и фальши») автор характеризует героя как честного, открытого человека. |
лексика с точки зрения активного и пассивного запаса (историзмы, архаизмы и др.); |
Сей отрок отнюдь не блистал талантами и часто огорчал родителей двойками.
|
|
Творческий труд никогда не укладывался в прокрустово ложе отчётов и предписаний.
Человек он из тех, о которых говорят «звёзд с неба не хватает» или «пороху не выдумает». Ярко, эмоционально описывают · особенности душевного состояния, поведения человека; · его поступки, действия, помогают легче их представить; · отношение человека к окружающему миру; · позволяют индивидуализировать речь героев; · помогают сделать язык насыщенным, колоритным. Фразеологизмы, как и слова, называют предметы, признаки, действия, помогая понять смысл высказывания. Н-р, в предложении «Книги ждут собеседника, который придёт отделить плевелы от зёрен» используется фразеологизм, который обозначает «отделять вредное от полезного, плохое от хорошего». |
лексика с точки зрения сферы употребления (профессионализмы, жаргонизмы, диалектизмы); |
Профессионализмы
служат для
ДИАЛЕКТИЗМЫ
|
Лексика с точки зрения происхождения |
|
Морфемы (корень, приставка, суффикс) |
Лексика и грамматика
«В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения» (Л.В. Успенский)
«Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение» (Л.В. Успенский)
«Я понял, что человек может знать великое множество слов, может совершенно правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении. Всему этому учит нас грамматика» (М.В. Исаковский)
«Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика как они думают» (Г.В. Степанов)
Синтаксические явления для теоретической интерпретации тезиса
Синтаксические явления |
теоретическая интерпретация тезиса |
словосочетания с разными видами связи |
|
предложения по цели высказывания |
Восклицательное предложение Может содержать
Вопросительные предложения Вопросительными называются предложения, в которых выражается стремление говорящего узнать что-либо или удостовериться в чем-либо. Они информируют о том, что хочет узнать говорящий. Это могут быть сведения
Вопросительные предложения используются для обмена информацией в диалоге. 1. Формулируют проблему, над которой размышляет автор: Как изменить отношение человека к природе? 2. Образуют вопросно-ответные единства, позволяющие автору привлечь читателя к совместному размышлению: В чём высшее наслаждение жизнью? По-моему, в творческом труде, чем-то приближающемся к искусству. |
Уточняющие члены предложения |
|
обособленные члены предложения |
ОБОСОБЛЕННЫЕ СОГЛАСОВАННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ Помогают
ОБОСОБЛЕННЫЕ НЕСОГЛАСОВАННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ Помогают автору многогранно представить предмет или лицо;
Обособленные приложения могут · образно характеризовать лицо или предмет;
· обозначать характерные внутренние и внешние свойства и качества героя; · обозначать характерные свойства и качества предмета; · точнее обозначать предмет или лицо через переименование.
|
вводные слова и предложения |
По выражаемому ими значению вводные слова и сочетания подразделяются на несколько разрядов. 2. Эмоциональную оценку сообщаемого дают вводные слова и словосочетания, выражающие чувства говорящего (радость, удовольствие, сожаление, удивление, негодование и т.п.) 1. Показывают последовательность изложения мыслей: во-первых, во-вторых, наконец и др. 2. Выражают оценку достоверности изображаемого: наверное, по-видимому, должно быть, разумеется, конечно и др. 3. Выражают авторское отношение к изображаемому: к счастью, к несчастью, к сожалению и т.п. Авторская оценка выражена не только с помощью лексики. Например, в предложении 13 (К сожалению, человечество продолжает свою разрушительную деятельность) использована вводная конструкция, показывающая негативное отношение автора к вмешательству человека в жизнь природы. |
обращения |
|
разные типы сложных предложений (сложносочинённые, сложноподчинённые и бессоюзные) |
Могут выражать значения
|
Простые и сложные предложения |
Простые предложения называют какие-либо факты, события, явления, а сложные выражают отношения между этими событиями. Сверкнул луч солнца. Всё вокруг преобразилось. Сверкнул луч солнца, и всё вокруг преобразилось. Когда сверкнул луч солнца, всё вокруг преобразилось. |
Сочинительные союзы в сложносочинённом предложении |
Соединяют части сложносочинённого предложения, выражают значение одновременности событий Обозначают противопоставление противоречащих слов или предложений. Обозначают противопоставление двух одновременных событий (сходно по значению с союзом "между тем"). Обозначают противоречие ожидаемому, должному с точки зрения говорящего. Обозначают присоединение следствия к предполагаемому условию. |
Роль придаточных частей в сложноподчинённых предложениях |
|
Однородные члены предложения |
Однородные члены предложения позволяют подробно, в деталях, описать · внешность, характеры героев, их быт, окружающий мир; · поступки героев; · их действия; · их душевное состояние; · чувства персонажей; · их увлечения; · динамику действий; · последовательность или одновременность действий. 2. Однородные члены могут представлять ряд синонимов, характеризующих одно понятие, явление или признак и использующихся вместе, чтобы полнее обрисовать его. 3. Ряды однородных членов могут служить средством создания контраста. Использованный автором ряд однородных членов (жизнь в окружении автомобилей, компьютеров, самолётов, телевизоров, пейджеров) создаёт образ современного индустриального мира, противопоставленного миру природы |
односоставные предложения |
|
предложения по эмоциональной окраске |
|
прямая речь |
|
косвенная речь |
|
диалог |
|
Функции абзаца |
а) логико-смыслового выделения; б) экспрессивно-эмоционального выделения. |
Синтаксические средства выразительности |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Грамматика как раздел науки о языке изучает грамматический строй русского языка и имеет в своём составе две части:
Роль грамматических явлений
(пример)
Грамматика помогает человеку правильно и ясно излагать собственные мысли. Примером может быть такое грамматическое явление, как сложноподчинённое предложение, между частями которого устанавливаются отношения подчинения. Например, в предложении 22 придаточное изъяснительное объясняет, о чём разговаривали герои, а придаточное обстоятельственное времени говорит о том, когда они разговаривали.
Грамматика учит нас правильно говорить и писать. Она нужна не только для правильного построения слов в речи, но может служить ещё и способом передачи дополнительных смыслов в тексте. Н-р, в предложении «Вдруг справа из кустов что-то белое прыг!» для обозначения действия вместо глагола прошедшего времени используется междометие «прыг». Это придаёт высказыванию экспрессивную окраску: создаётся эффект внезапности и скорости действия.
Грамматические явления это те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения из любых слов, с любым значением.
Грамматика охватывает собою:
Соответственно в грамматике выделяются отдельные области: морфология и синтаксис.
Грамматические явления для теоретической интерпретации тезиса
Грамматические явления |
теоретическая интерпретация тезиса |
Окончания слов |
|
Грамматические связи между: |
|
словами в словосочетании |
|
частями простого предложения |
|
частями сложного предложения |
|
Предлоги |
|
Союзы |
Морфология
«Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они… выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего» (А.А. Потебня)
«Местоименные слова слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений "обесценено"» (А.А. Реформатский)
«Русский язык… богат глаголами и существительными, разнообразен формами, выражающими оттенки чувств и мыслей» (Л.Н. Толстой)
МОРФОЛОГИЯ - учение о грамматических формах слов
Морфема
Лексема и форма слова
Словообразование
Части речи и их грамматические значения (время, вид, лицо, число, падеж...)
Языковые явления (Части речи) |
теоретическая интерпретация тезиса |
Имя существительное + глагол |
С помощью имен существительных и глаголов автор показывает многообразие мира живой природы. Имена существительные называют разные виды птиц: зяблик, бекас, перепелка, соловей… Глаголы же позволяют нам услышать неповторимый голос каждой птицы: звенеть, свистеть, стонать, заливаться. |
Имя прилагательное |
|
Имя числительное |
|
Местоимение |
|
Глагол |
|
Причастие |
|
Деепричастие |
|
Наречие |
|
Служебные части речи |
|
Междометие |
Синтаксис и пунктуация
«Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются» (М. Е. Салтыков-Щедрин)
«Грамматика позволяет нам связать между собою любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете» (Л.В. Успенский)
«Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль функцию общения? Это синтаксис» (А.А. Реформатский)
«Устная фраза, перенесённая на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса» (Б.В. Шергин)
«Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый "характер"» (С. И. Львова)
«Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста» (Н.С. Валгина)
СИНТАКСИС - учение о грамматических формах словосочетаний и предложений
Подчинение, сочинение,
Предложение
Члены предложения
Порядок слов
Однородные члены
Обращение
Вводные слова
Обособленные члены предложения
Разные типы сложных предложений
Человек и его язык (речь)
«Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных» (И.А. Гончаров)
«Языком человек не только выражает что-либо, он им выражает также и самого себя» (Георг фон Габеленц)
«Вернейший способ узнать человека его умственное развитие, его моральный облик, его характер прислушаться к тому, как он говорит» (Д.С. Лихачёв)
«Язык это то, благодаря чему, с помощью чего мы выражаем себя и вещи» (Поль Рикёр)
Язык и речь
«К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?» (Б.Н. Головин)
«Язык это то, что человек знает. Речь это то, что человек умеет» (А.А. Мирошниченко)
«Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи единицы: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение… И каждая из них занимает своё место в системе, каждая выполняет свою работу» (М.В. Панов)
«Русский язык… обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли» (В.Г. Короленко)
«Некоторые учёные даже предлагают выделять два языка устный и письменный, настолько большие различия существуют между устной и письменной речью» (А.А. Мирошниченко)
Язык |
Речь |
1. Орудие (средство) общения. |
1. Само общение, язык в действии, процесс общения. |
2. Отвлечён от конкретных жизненных ситуаций. |
2. Конкретное применение языка в определённых жизненных ситуациях. |
3. К языку неприменимы нравственные категории правдивости и ложности. |
3. То, что высказано в речи, всегда бывает либо правдиво, либо ложно. |
4. Язык нецеленаправлен. |
4. Речь всегда направлена на достижение цели. |
6. Язык имеет уровневую организацию. |
6. Речь линейна. |
7. Язык потенциален, статичен. |
7. Речь актуальна, динамична. |
8. Язык ограничен определённым набором единиц, инвариантен. |
8. Речь вариативна, её возможности широки, но не беспредельны. |
9. Язык результат коллективного опыта людей, объективен. |
9. Речь индивидуальна, субъективна. |
10. Язык упорядочен. |
10. Речь допускает элементы случайного. |
Язык художественной литературы. Средства речевой выразительности
«Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев» (литературная энциклопедия)
«Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань» (М.Н. Кожина)
«Автор идёт от мысли к словам, а читатель от слов к мысли» (Н. Шамфор)
«Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано» (Е.В. Джанджакова)
«Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы» (Г.Я. Солганик)
«Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов» (А.А. Зеленецкий)
«Выразительность это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление» (А.И. Горшков)
Средства выразительности для теоретической интерпретации текста
ОБРАЗЦЫ СОЧИНЕНИЙ
Пример 1
Лев Васильевич Успенский утверждает: «В языке есть...слова. В языке есть... грамматика. Это - те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения». Докажем этот тезис на материале прочитанного текста.
В тексте автор использует обращение. Обращение раскрывает представление о герое, т.е. выполняет оценочную функцию. Например: «Нет, дорогой, позвони мне на работу».
Единицами грамматики являются однородные члены, функция которых перечисление признаков, предметов, с их помощью можно передать одновременность, последовательность действий. В предложении 40 однородные определения позволяют увидеть разные признаки предмета ( «..слишком длинные и слишком короткие звонки»).
Итак, мы доказали, что правильное использование грамматических единиц позволяет автору точно реализовать замысел произведения. (93 слова)
Пример 2
Лев Васильевич Успенский утверждает: «В языке есть...слова. В языке есть... грамматика. Это - те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения». Докажем этот тезис.
В тексте автор использует обращение. Обращение раскрывает представление о герое этого рассказа. Например: « Нет, дорогой, позвони мне на работу».
Единицами грамматики являются однородные члены. В предложении 40 однородные определения позволяют увидеть разные признаки предмета ( «..слишком длинные и слишком короткие звонки»).
Таким образом, нельзя не согласиться с мнением автора. (71 слово)
Пример 3
В системе наклонений глагола в русском языке изъявительное наклонение, обозначающее реальное действие, противопоставлено условному и повелительному, которые обозначают действия, не происходившие в реальной действительности, то есть «идеальные, то есть представляемые существующими только в мыслях говорящего».
Докажем это на примере анализируемого текста. Например, в предложении 26 глагол «видел бы» в форме условного наклонения обозначает «нереальное» действие, но возможное при определённых условиях.
Это же можно сказать и о глаголе «пожалели бы» в предложении 13. Кроме того, данная форма условного наклонения употреблена в значении повелительного (= пожалейте .
Таким образом, доказано, что сходство условного и повелительного наклонений глагола существует.
Пример 4
Лев Толстой писал, что «русский язык...богат глаголами и существительными, разнообразен формами, выражающими оттенки чувств и мыслей».
Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту Л.Улицкой.
Например, в предложении 2 глагольный ряд «улыбался, хмурился, подёргивал носом или губами» показывает разнообразие оттенков чувств, испытываемых героем-учителем.
В предложениях 7 и 14, описывая чувства, переживаемые героями-учащимися, их состояние, автор использует глагольные словосочетания «улыбался снисходительно», «сидели одурманенные».
Приведённые примеры убеждают в справедливости высказывания Л.Н. Толстого.
Пример 5
Великий русский писатель М.Е. Салтыков-Щедрин утверждал: «Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются». Аргументируя свой ответ, приведу два примера из прочитанного текста.
Одним из элементов синтаксиса является предложение. Оно может быть как простым, так и сложным. Автор использует сложноподчинённое предложение для того, чтобы раскрыть смысл глагола в главной части (1).
Составляющая часть грамматики - морфология. Использование однородных предложений, выраженных глаголами помогает перечислить последовательность действий героя (21).
Таким образом, я доказал, что синтаксис и грамматика играют важную роль в формировании мысли.
Речевые клише
Путь жизни, длинный, трудный, со многими печалями и страданиями, человек не проходит, а совершает, свершает. Это только кажется: вот дорога, вот судьба, и человек шагает себе по судьбе-дороге, выполняя ежедневные свои задачи и задачки.
Да нет же, всё не так: путь жизни это, конечно, и дорога, простирающаяся не по полю, а во времени, но путь жизни это и дом, и дело, и своего рода строительство, которое нам предстоит свершить к неизвестному сроку.
Представьте себе, пожалуйста, жизнь как строительство, и вы поймёте, что же именно строит каждый из нас, что нам предстоит совершить.
Да самого себя! Каждый из нас строит самого себя, чтобы в самом себе жить. Я каждый день строю дом, который всегда со мной. Дом, из которого не уйдёшь, даже если ты пошёл в гости или на дискотеку. Из него не вырвешься и на другой не обменяешь.
Этим люди и различаются: одни просто бредут по жизненному пути, а другие строят себя, стараясь выстроить жизнь-дом красивее и надёжнее. (С. Соловейчик)
Как отмечает М. Кожина, ____________________________________________________________________________. Эту мысль можно подтвердить на примере текста С.Соловейчика. Автор пишет очень эмоционально и выразительно. Размышляя о человеческой жизни, он использует синонимы (например,__________________), для того чтобы_________________________
Особую роль в тексте играет метафора: _____________________________________. С помощью этого тропа С. Соловейчик хочет подчеркнуть, что_________________
_______________________________________.
Итак, использованные автором языковые средства создают художественные образы произведения и помогают читателю открыть их смысл.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Л.В. Успенского: «Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение».
Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Л.В. Успенского.
(21)Но мужественность свойственна не только отдельным людям; целые народы могут быть мужественными, а могут потерять свой дух, впасть в уныние. (22)Сейчас наша страна переживает трудное время, и мы видим много людей, которые только и знают что хныкать, ныть и причитать, вспоминая прежние, лучшие времена, которые, кстати сказать, вовсе не были лучшими. (23)Тому, кто бьёт на жалость, всегда кажется, что прежде было лучше, а теперь настала ужасная жизнь.
Словарь любого языка это его лексика. Лексика всегда выражает мысли, чувства и настроения говорящего (автора). Человек использует в своей речи слова и фразеологические обороты различной стилистической окраски. Например, С.Соловейчик использует разговорные слова «хныкать, ныть и причитать» (предложение 22), которые дают яркую словесную характеристику тем людям, которые от трудностей впадают в уныние.
Грамматика позволяет увидеть логику рассуждения говорящего или пишущего, ход его мыслей.
Так, однородные члены могут выражать различные отношения между предметами, явлениями или событиями: отношения соединения их, противопоставления или исключения.
Например, ряды однородных членов в предложении 21 позволяют автору путём перечисления выразить мысль о том, что мужественность может быть свойственна не только людям, но и целым народам, и противопоставить мужественность потере духа и унынию.