Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Мировоззрение это способ духовной ориентации человека в окружающей действительности определенный взгл

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2015-12-26

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 21.5.2024

1. Мировоззрение— это способ духовной ориентации человека в окружающей действительности, определенный взгляд на мир. Как сложное духовное явление оно включает в себя убеждения, идеалы, цели, мотивы поведения, принципы познания. Структуру мировоззрения составляют три компонента: мироощущение, мировосприятие и миропонимание. Мироощущение — эмоционально-психологическая сторона мировоззрения, связанная со способностью человека переживать мир и формировать конкретное отношение к нему; она включает в себя чувства, переживания, эмоции. Мировосприятие — чувственно-познавательная сторона мировоззрения - либо слепая вера, либо разумное обоснование принимаемых постулатов, ориентиром являются либо общественно-значимые, либо  личные интересы и устремления. Миропонимание — познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения, связанная со способностью человека осмысливать мир; ее компоненты — представления, взгляды, оценки, мысли. Мировоззрение —активный духовный фактор освоения и изменения человеком окружающего мира. Понятие «мировоззрение» шире понятия «философия». Оно формируется не только философией, но и другими научными дисциплинами, а также различными формами общественного сознания — политического, религиозного и др. Однако философия интегрально объединяет и обобщает все мировоззренческие установки, формирующиеся в сознании человека из различных источников. Историческими формами мировоззрения являются мифологическое, религиозное и философское.  Мифологическое мировоззрение  — первая форма мировоззрения, возникшая на этапе становления общества. Его целью было сплотить первобытных людей в общности и обособить их от других общностей. Для людей, принимающих ту или иную мифологию, мифы — не выдумка и не сказка, а действительная жизнь. Например боги, Гера — богиня брака и супружеской жизни, Артемида — покровительница охоты, Афина — покровительница наук. Мир в мифе представлен как арена борьбы добра и зла. Религиозное мировоззрение — более позднее духовное образование. Оно возникает, когда человек начинает осознавать себя в качестве  самостоятельной индивидуальности. В религии происходит сознательный выход личности из ограниченного мира с целью спасения в вечности. Мир в религии удваивается: наряду со здешним бытием выделяется бытие сакральное, сверхъестественное, как прообраз и цель деятельности человека. Религия утверждается в мировоззрении через веру, суть которой — в свободном избрании человеком мира «вещей невидимых».

Философское мировоззрение возникло из потребности рационального объяснения мира. Является исторически первой формой теоретического мышления. Философия появляется тогда, когда личность окончательно осознает свое своеобразие и четко противопоставляет себя обществу и общепринятым верованиям. Философия считает непозволительным принимать какое — либо принципиальное утверждение без предварительной его проверки человеческим разумом. Философское мировоззрение является наиболее общим, оно касается отношения человека к миру и включает не только содержательный, но и ценностный компонент. Кроме указанных, существуют также другие формы мировоззрения, такие как научное, художественное, обыденное и др.

2. Миф — самая древняя форма общественного познания. Главная функция мифа — объяснять миропорядок и регулировать сложившиеся общественные отношения. При всем разнообразии мифов в них выявлялись общие воззрения на мир: миф представлялся в виде бесформенного хаоса, столкновения случайностей и действия демонических сил. В мифе слиты воедино мысль и действие, объект и субъект, нравы и поэзия, знания и верования. Философияформировалась на основе противоречия между мифологическим мировоззрением и зачатками научного знания, требовавшими для своего объяснения не очередных мифов, а обращения к природным, причинным связям. Осмысление принципиально новой ориентации субъектов познания вело к возникновению в структуре мировоззрения познавательных субъект — объектных отношений, а рост естественно — научных знаний о природе приводил к вызреванию всеобщих научных идей о мире, постепенно вытеснявших мифологическую картину мира. Со временем основной вопрос мировоззрения обрел научную форму, а новое по содержанию мировоззрение оказалось относительно самостоятельным, отъединенным от мифологического и религиозного.

Таким образом, философия— это форма общественного сознания, связанная с постижением сущности социального и природного бытия, мира в целом, места человека в этом мире, отношения человека к миру и смысла человеческой жизни.

История развития философии свидетельствует о неразрывной связи философии и науки. Философия — мать науки. Первые естествоиспытатели были одновременно и философами. Философия, как и наука, опирается на теоретические методы исследования. По мере накопления эмпирического материала и совершенствования методов научного исследования происходила дифференциация освоения действительности. От философии начинают отделяться самостоятельные отрасли знания: математика, физика, биология и др. Философия утратила функцию быть единственной формой теоретического освоения действительности, но в то же время обнаружилась специфика философии как формы универсального теоретического познания. Для философии как науки характерны следующие критерии: объективность, т. е. научное знание связано с раскрытием природных объектов, взятых «самих по себе»;

рациональность и доказательность; эссенциалистная направленность, т. е. нацеленность на воспроиз-ведение сущности, закономерностей объекта; особая организация, системность знания;проверяемость. И в настоящее время идет ни на миг непрекращающийся обмен идеями между философией и наукой. В этой связи особую значимость приобрели такие пограничные между философией и наукой области знания как философские вопросы физики, математики, биологии, политики, социологии и многих других. Философии присущи также черты, указывающие на ее сходство с искусством. Искусство — это образное освоение действительности, направленное на постижение эстетического в самой действительности. Философские произведения носят, как и в искусстве, личностный характер, они выражают переживания философа, его отношение к действительности. Как и в искусстве, результаты философствования также тесно связаны с индивидуальностью. Однако в философии в целом эмоциональный заряд меньше, чем в искусстве, но по сравнению с естественными науками все же

3,4. Философия возникла на социальном переломе, обусловленном переходом от варварства к цивилизации, когда произошло общественное разделение труда, утвердилась моногамная семья. Существует две концепции генезиса философии: мифогенная и гносеогенная. Согласно мифогенной, философия возникла из мифологии путем внутреннего развития последней за счет изменения одной лишь формы: личностно-образная форма заменяется безлично-понятийной. Согласно гносеогенной, философия возникает как простое обобщение знаний. Данные концепции признают три источника философии: мифологическое мировоззрение, научное знание и обыденное знание. Философия возникает как разрешение противоречия между мифологической картиной мира, построенной по законам воображения и новым знанием — мышлением.

На протяжении всей своей истории философия рассматривает и решает следующие проблемы:

объект и предмет философии (объектом философии является мир как единое целое; предметом философии являются законы, свойства и формы бытия, действующие во всех областях материального и духовного мира). Философы всегда стремились осмыслить, что представляет собой мир, в котором мы живем. Эта тема конкретизируется в вопросах: есть ли неизменное первоначало мира или он пребывает в вечном становлении? Конечен мир или бесконечен, един или множественен?

первоосновы мира (проблема материальной и духовной, идеальной первоосновы мира). Создан ли мир Богом или он существует от века? Как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому этому миру? Такого рода вопросы касаются разных сторон отношения человека к миру. Обычно выделяются две из них: 1) что первично: мышление или бытие? 2) познаваем ли мир? При всем многообразии и противоречивости идей можно выделить два противоположных решения этого вопроса. Материалисты исходят из первичности бытия, материи. Они обосновывают вечность и несотворенность природы, независимость ее существования от сознания. А сам человек предстает как часть и продукт природы, особая форма бытия материи. Мышление человека вторично, оно обусловлено материей и взаимодействует с ней. Идеалисты, напротив, считают первичным дух, сознание. Те из них, кто полагает, что сознание существует до и вне природы, независимо от нее, называются объективными идеалистами (Платон, Гегель). В их представлении природа и сам человек творятся неким безличным духом Субъективные идеалисты ((Беркли, Юм и др.) не допускают какой бы то ни было реальности вне и независимо от нашего сознания.

3) развитие мира (проблема формирования методов познания мира).

Под методом следует понимать основополагающий принцип, определяющий способ подхода к анализу явлений, характер отношения к ним, направленность познавательной и практической деятельности. Основными методологическими принципами философии являются:

– принцип материализма, который требует рассматривать все явления действительности, исходя из признания материального единства мира;

– принцип диалектики, который требует рассматривать все явления с точки зрения их места в системе всеобщих связей, причин, закономерностей возникновения, развития, их влияния на другие явления.

– принцип субъективного отношения к действительности, смысл которого заключается в том, что подход к анализу, оценке явлений, принятие решений осуществляется с позиции субъектов.

– принцип практики, согласно которому вся жизнедеятельность определяется необходимостью преобразовательной деятельности, основу которой составляет материальное производство.

4) познаваемость мира (проблема определения субъекта и объекта познания и раскрытие их сложного диалектического характера). По поводу познаваемости мира большинство философов дают положительный ответ. Различие между ними проявляется в разной трактовке того, каким образом достигается знание: посредством ощущений (сенсуализм), в чувственном опыте (эмпиризм), разумом (рационализм), с помощью интуиции (интуитивизм) и др.

5) человек и его место в мире (изучение человека как мироздания в целом). В современный период жизненно важными являются вопросы осознания места человека в технизированном мире, воздействия

6.Глубокие политические потрясения в VII—III вв. до н. э. — распад древнего единого государства и укрепление отдельных царств, острая борьба между крупными царствами — нашли своё отражение в бурной идеологической борьбе различных философско-политических и этических школ. Период Чжаньго в истории Древнего Китая часто называют «золотым веком китайской философии». Именно в этот период зарождаются понятия и категории, которые затем станут традиционными для всей последующей китайской философии, вплоть до новейшего времени.

В этот период свободно и творчески существовало шесть основных философских школ.[1]:

даосизм: Вселенная является источником гармонии, поэтому всё в мире, от растения до человека, прекрасно в своём естественном состоянии. Лучший правитель — который оставляет людей в покое. Представители: Лао-цзы, Чжуан-цзы, Ян Чжу;

конфуцианство: правитель и его чиновники должны управлять страной по принципам справедливости, честности и любви. Представители: Конфуций, Мэн-цзы, Сюнь-цзы;

моизм. Представители: Мо Ди, ЦиньХуали, Мэн Шэн, ТяньСян-цзы, Фу Дунь.

школа законников («фа-цзя», по-европейски — легизм). Представители: Ли Куй, У Ци, Шан Ян, ХаньФэйцзы; Часто также сюда относят Шэнь Дао.

В большинстве школ преобладала практическая философия, связанная с проблемами житейской мудрости, нравственности, управления. Теоретическая база была наиболее развита в даосизме; в остальных же школах мировоззренческие основания были или слабы, или заимствованы из других школ.

7. Принадлежность к Элейской школе приписывают таким философам, как Парменид, Зенон Элейский и Мелисс. Иногда к ней относят также Ксенофана, учитывая некоторые свидетельства о том, что он был учителем Парменида. В отличие от большинства досократиков, элейцы не занимались вопросами естествознания, но разрабатывали теоретическое учение о бытии (впервые сам термин предложен был именно в Элейской школе), заложив фундамент классической греческой онтологии.

Для Элейской школы был характерен строгий монизм в учении о бытии и рационализм в учении о познании. В центре учения всех трёх элейских философов находилось учение о бытии: Парменид впервые сделал понятие «бытия» предметом анализа в своей философской поэме «О природе».

Есть основание видеть в Пифагоре учредителя мистического союза, научившего своих последователей новым очистительным обрядам. Обряды эти были связаны с учением о переселении душ, которое можно приписывать Пифагору на основании свидетельств Геродота и Ксенофана; оно встречается также у Парменида, Эмпедокла и Пиндара, находившихся под влиянием пифагорейства.

Из запретов более всего стал известен запрет употреблять в пищу бобы, из-за которых, по одному из преданий, погиб и сам Пифагор. Причина этого запрета была неизвестна уже в древности.

Пифагорейцы были известны в античности также своим

Философы Милетской школы стояли у истоков греческой науки: астрономии, географии, математики, метеорологии, физики. Представления о космогонии, космологии, теологии и физике, прежде в абстрактно-символическом виде распространённые по мифологии и традиции, милетцы перевели в плоскость научного интереса, сформировав группу неотвлечённых образов. Ввели первую научную терминологию, впервые стали писать свои сочинения прозой.

Милетская школа рассматривала мир как живое целое; не делала принципиального различия между живым и мёртвым, психическим и физическим; признавала за неодушевлёнными предметами только меньшую степень одушевлённости (жизни). Сама одушевлённость («душа») рассматривалась как «тонкий» и подвижный вид первовещества.

Геракли́т— древнегреческий философ-досократик. Единственное сочинение — «О природе». Основатель первой исторической или первоначальной формы диалектики.его философская система контрастировала с идеями Демокрита, на что обратили внимание последующие поколения. Гераклит считал, что всё непрерывно меняется.

Основу учения Эмпедокла составляет концепция о четырёх стихиях, которые образуют «корни» вещей. Этими корнями являются огонь, воздух, вода и земля. Они заполняют всё пространство и находятся в постоянном движении, перемещаясь, смешиваясь и разъединяясь. Они неизменны и вечны. Все вещи как бы складываются из этих стихий, «вроде того, как стена сложена из кирпичей и камней».

Эмпедокл отвергает мысль о рождении и смерти вещей. Последние образуются посредством смешения и соединения стихий в определенных пропорциях.

Атоми́зм — натурфилософская и физическая теория, согласно которой чувственно воспринимаемые (материальные) вещи состоят из химически неделимых частиц — атомов. Возникла в древнегреческой философии. Атомизм был создан представителями досократического периода развития древнегреческой философии Левкиппом и его учеником ДемокритомАбдерским. Согласно их учению, существуют только атомы и пустота.

5. Фил др Востока отличается специфическими признаками от европейской Западной философии. Основной отличительной чертой являлось отношение к мифу. Античная философия формировалась как рациональное мышление. Она выступила с критикой мифа, а восточная представляла собой более высокую форму рефлексии, чем мифологическая. Эта опора на мифы и признание предшествующих традиций и сформировала специфику философии Востока. В древней Восточной философии выделяют основные темы: 1) проблема космологического единства; 2) проблема вневременных реальностей, которые лежат за пределами человеческого познания; 3) само избавление человека; 4) поведенческая этика. Речь полна метафорами, поэтическими конструкциями. Философские произведения др Востока представляют собой коллективные памятники, где нет единого автора. Для др Индийской философии характерно религиозно-мистическое мировоззрение, задававшее древним индийцем свои высшие ценности. Самый распр термин эквивалентный слову философия – дармана (видение, обозрение). Существует 9 дарман. 6 – ортодоксальные (Веданта,Миманса,Санкхья,Йога,Вайшешика,Ньяя. 3 – не ортодоксальные чарвака, джайнизм, буддизм.

В отличие от не ортодоксальных школв истории древне-индийской философии существовали и ортодоксальные школы, которые неотрицали авторитета Вед (основной источник знаний), а, напротив, опирались на них. Веданта (завершение Вед) — наиболее влиятельная система, важнейшая философская основа индуизма. Она признает брахмана как абсолютную духовную сущность мира. Отдельные души (атманы) через познание или любовь к богу достигают спасения, соединяясь с богом.

Главный путь к достижениюистинного знания — соблюдение нравственных норм и медитация, которая означает интенсивное размышление над проблемами Вед.Одним из требований веданты является покорное следование ученика за учителем. Миманса (размышление, исследование ведийского текста о жертвоприношениях). Эта система касается объяснения ритуала Вед. Учение Вед здесь тесно связывается с дхармой — идеей долга, исполнение которого предполагает прежде всего жертвоприношение.Санкхья (число, перечисление) — в ее основании лежит не непосредственно текст Вед, а независимый опыт и размышление.Йога (напряжение, глубокое размышление, созерцание). Философия этой школы направлена на практическое психологическое обучение. Ее теоретическая основа — санкхья, хотя в йоге признается и личный бог. Большое место в этой системе занимает объяснение правил психической тренировки, последовательными ступенями которой являются: самонаблюдение (яма), овладение дыханием при определенных положениях (позах) тела (асана), изоляция чувств от внешних воздействий (пратьяхара), концентрация мысли (дхарана), медитация (дхьяна), состояние отторжения (самадхи).Вайшешика. На раннем этапе развития эта система содержит ярко выраженные материалистические моменты. Согласно ей все вещи постоянно изменяются, но в них имеются и устойчивые элементы — шаровидные атомы.Ньяя (правило, логика) — учение о формах мышления. В этой системе главное состоит в исследовании метафизических проблем при помощи логики.Чарвакаотрицает концепцию брахмана, атмана, сансары и кармы. Основой всего сущего здесь выступает материя в виде четырех первоэлементов: земли, воды, огня и воздуха.Джайнизм. Его основателем считается МахавираВардха-мана (VI в. до н. э.). Он получил также имя Джина, что означает Победитель (имеется в виду победа над круговоротом перерождений). Характерной особенностью философско-этической концепции джайнизма является разработка им правил и норм поведения человека и требование их неукоснительного соблюдения.Буддизм так же, как и джайнизм, возник в VI в. до н. э. Его основатель — индийский принц Сиддхартха Гаутама, получивший  впоследствии имя Будды (пробужденный, просветленный), так как после многих лет отшельничества и аскезы достиг пробуждения, т. е. пришел к пониманию правильного жизненного пути, отвергающего крайности. Характерная особенность этого учения — его этико-практическая направленность, а центральный вопрос, который его интересует, — бытие личности.

8.Сократ(469—399 гг. до н. э.) совершил антропологический переворот в философии, впервые объявивший ее центральной проблемой  — человека как морального существа. Его интересовала природа нравственности, добра и зла, справедливости, любви, т. е. того, что составляло суть души человека. Отныне назначение фил состояло не в познании природы, а в познании человека. Философия, с точки зрения Сократа, и  есть подлинный способ познания добра и зла. Это познание он осуществлял в процессе своих бесед. В них Сократ исходил из фактов частной жизни. Сравнивая отдельные моральные поступки и выделяя в них общие элементы, он анализировал их с целью обнаружения противоречивых моментов предшествующего анализа и, в конечном счете, сводил их к высшему единству на основе вычленения существенных признаков. Таким путем он достигал общего понятия о добре, зле, справедливости, красоте и т. д. Целью критической работы ума, по Сократу, должно быть получение понятия, основанного на строго научном определении предмета. Сократ учил, что философия — любовь к мудрости, к знанию — может рассматриваться как нравственная деятельность только в том случае, если знание само по себе есть добро. Он верил, что если человек знает что именно хорошо, а что плохо, то  никогда не поступит дурно. Он называл три основных человеческих добродетели: умеренность (знание как обуздывать страсть), храбрость (знание как преодолевать опасности) и справедливость (знание как соблюдать божественные и человеческие законы). Особое место в теории познания Сократа занимает его метод в форме диалога, вопросов и ответов. Он был убежден, что именно в споре рождается истина. Такой метод в философии получил название сократической иронии, сам же Сократ называл его в шутку майевтикой, сравнивая с повивальным искусством (его мать была повитухой).

Вершиной философской мысли античного мира является философия Платона и Аристотеля.Платон(428—347 гг. до н. э. настоящее имя — Аристокл) Учение Платона представляет собой исторически и логически высокоразвитую форму объективного идеализма, согласно которому мир идей, понятий, мыслей признается в качестве первичного по отношению к миру вещей. Исходя из этого, Платон пытается объяснить мироздание, физический мир и космос. Но поскольку идеи вечны и не объясняют многообразие, причину изменчивости, то он вводит понятие материи, обозначив ее как «хора» в диалоге «Тимей». Хора — это некое пространство, она тождественна самой себе, пластична и способна принимать различные формы, становясь материей. Для придания материи динамичности Платон вводит понятие «мировая душа», наделяя ее атрибутами  движения, одушевленности, сознания и познания. Именно она связывает мир идей и мир вещей, заставляя вещи подражать идеям, а идеи присутствовать в вещах. Мир, таким образом, предстает как всеобъемлющий космос, целостный, завершенный, в котором отведено место и общественной жизни людей и каждому человеческому существу.

Человеческая душа, по Платону, бессмертна. До рождения она пребывала в запредельном мире и наблюдала мир вечных идей, поэтому в земной жизни происходит припоминание о виденном прежде. Теория познания, таким образом, построена на вспоминании, однако руководящим началом при этом выступает разум. Разумное постижение идей обеспечивает человеку добродетельную жизнь. Если же в человеке преобладает яростная, вожделеющая душа, то ему закрыт доступ к человеческому удовлетворению жизнью.

Платон создал утопическую теорию государства. Все свободные граждане у него разделены на три сословия. Власть должна принадлежать философам, охрана установленного порядка — воинам, а производство продуктов и предметов жизненного обеспечения — ремесленникам, земледельцам и купцам. Известно, что Платон трижды пытался реализовать свой политический проект на практике, однако он не увенчался успехом. В результате он пришел к выводу, что найти философа правителя в этом мире практически невозможно. В дальнейшем учение Платона было трансформировано Аристотелем, который внес новые принципы в истолкование мира, человека и государства.

Аристотель (384—322 гг. до н. э.) свои взгляды сконцентрировал вокруг идей Платона. Он попытался преодолеть разрыв между идеей и чувственно-воспринимаемыми вещами, создав учение о форме. Аристотель исходил из того, что каждый предмет есть соединение формы и материи. Главный аргумент Аристотеля состоит в том, что сущность вещи не может находиться вне самой вещи. Он выделил четыре вида причин, благодаря которым вещи существуют: во-первых, это материя, из чего возникают вещи, например, глина для горшка. Во-вторых, форма, которая придает определенность материи и делает вещь именно данной вещью. В-третьих, движущая причина, что оформляет материю, например, движущей причиной ребенка является отец. В-четвертых, целевая причина, то, ради чего происходит изменение, например, здоровье как цель прогулки. Из четырех причин Аристотель большее значение придавал форме.

Великим открытием Аристотеля было осознание отличия общественного бытия от природного и понимания человека как существа общественного. Общественная жизнь получает у него государственное оформление естественно, по природе.

9.Эллинистический период(338 г. до н. э. — 30 г. н. э.). Термин «эллинизм»  ввел немецкий историк И. Г. Дрейзен.

Выделяют три главных философских течения раннего эллинизма: стоицизм, эпикуреизм и скептицизм.

Стоицизм (Зенон Китийский, Клеанф и Христип — ранние, Плутарх, Цицерон, Марк Аврелий — поздние). Стоики считали, что законы бытия не подвластны человеку, человек подвержен  судьбе, от которой не уйдешь, поэтому действительность надо принять такой, какая она есть со всей ее текучестью, изменчивостью и многообразием.

Эпикуреизм (Эпикур, Тит Лукреций Кар). Основной этический принцип эпикурейцев — удовольствие. Для них главным является чувственный мир, это и есть, по их мнению, настоящая реальность. Он необычайно изменчив, множественен, однако есть и предельные формы чувств — чувственные атомы, которые наделяются «свободой волей». Их много, они могут отклоняться в любую сторону. Это подрывает утверждение стоиков о роке, судьбе. Эпикуреец обладает свободной волей, он может уединяться, предаваться собственным наслаждениям, погружаться в самого себя. Он не боится смерти. Жизнь вот главное наслаждение с ее началом и даже концом. Учение, центром которого является удовольствие, получило название гедонизма.

Скептицизм (Пиррон, Секст Эмпирик). Скептики отвергали позна-ваемость мира. Их теория сводилась к следующему:

мир текуч, у него нет смысла и четкой определенности;

всякое утверждение есть вместе с тем и отрицание; всякое «да» есть вместе с тем и «нет». Воздерживаясь от определенных суждений, скептик остается невозмутимым. Скептицизм по-своему довел до предела философские попытки справиться с трудностями жизни без ее логико-идейного осмысления. Молчание это и своеобразный конец философскому поиску и указание на то, что необходимы новые усилия.

Неоплатонизм(235—284) относится к позднему эллинизму. Его основные положения были разработаны Плотином, жившим в зрелом возрасте в Риме. На него оказали влияние учения Платона и Аристотеля. Плотин довел до крайности платоновское презрение к телесному чувственному миру, к обыденной жизни, сближаясь в этом с христианской религией. Для христианства и платонизма единым является теория о существовании высшего мира, имеющего абсолютный приоритет над низшим. Неоплатонизм — это учение о потусторонности, сверхразумности первоначала всего сущего и о мистическом экстазе как средстве приближения к этому первоначалу. Особенность системы Плотина состоит в том, что он строит свою вселенную не снизу вверх, а, наоборот, сверху вниз. Высшее место в иерархии принадлежит Благу. Единое благо это подлинно первосущее, охват всего в одной точке. Единое благо достигается не рациональным путем, а путем сверхразумного экстаза, в результате такого экстаза субъект уходит от различного рода земных трудностей. Единое существует посредством Мирового Ума, который является первообразом всех вещей. Эманация Ума приводит к Мировой Душе. Она — выражение всего одушевленного, производящая все живые существа. Низшей формой бытия выступает материя. Сама по себе она косна, но обладает способностью принимать различные формы и смысл. Задача человека глубоко продумать и осознать свое место в структурной иерархии бытия. Добро идет сверху от Единого, зло снизу от материи. Человек сможет избежать зла в той мере, в какой ему удастся подняться по лестнице Душа Ум Единое, которой соответствует чувство мысль экстаз.

10. Философская мысль средних веков принадлежит к эпохе феодализма (V—XVвв.). Выдающимися философами средневековья были Августин, Эриуген, АсельмКентерберийский,Роджер Бэкон, Фома Аквинский, Иоанн Дунс Скотт, Уильям Оккам и др. Однако период становления средневековой культуры, нового типа религиозной веры и философского мышления справедливо было бы датировать I—IVвв. н. э. В эти несколько столетий соперничали между собой философские учения стоиков, эпикурийцев, неоплатонистов, которые составили впоследствии основу средневековой теологии и философии.

Мировоззренческой основой философии средневековья явилось возникновение христианской религии, ставшей господствующей и подчинившей себе философию. Для средневекового мышления характерны следующие черты:

1) теоцентризм — утверждение о центральном положении Бога в мироздании. Он един (хотя и представлен в трех лицах), всемогущ и надмирен;

2) креационизм — идея творения мира Богом актом своей воли из ничего. Подлинным бытием обладает только Бог. Он вечен, неизменен, самотождественен, ни от чего не зависит и является источником всего сущего. В отличие от Бога, сотворенный мир не обладает такой самостоятельностью, ибо существует не благодаря себе, а благодаря другому. Отсюда изменчивость, непостоянство всего того, что мы встречаем в мире.

3) человек — раб Божий и венец творения. Человек подчинен Богу, с точки зрения верующих, но это не уничижает, а возвышает его, ибо человек создан по образу и подобию Божию;

4) спасение — вся жизнедеятельность человека должна быть ориентирована на спасение души. Иисус Христос — Спаситель мира. Но каждый человек должен спастись сам, следуя учению Христа, соблюдая его заповеди, что и позволит ему, соединиться, в конечном итоге, с Богом;

5) откровение — для спасения людям нужны знания.

6) вера — чтобы понять откровение, нужна вера, т. е. желание и готовность принять откровение безоговорочно, без доказательств, в силу высшего авторитета Бога и церкви, которая интерпретирует божественные идеи;

7) любовь — бог есть любовь. Кто не любил, тот не познал Бога. Христос в Нагорной проповеди призывал возлюбить не только ближнего своего как самого себя, и даже врага своего. Полюбить того, кто тебя осуждал, оскорблял, это, значит, увидеть в нем того же Бога, который живет и в тебе. Это и есть истинная любовь.

8) равенство — все люди равны перед Богом. «Нет ни Эллина, ни иудея, ни варвара, ни скифа, ни раба, ни свободного, но все и во всем — Христос»;

9) воздаяние — все в этом мире получают по заслугам. 10) провиденциализм — мир развивается не сам по себе, а согласно промыслу Божию, провидению.

Основными формами развития философской мысли в период раннего средневековья были апологетика и патристика, а позднего — схоластика.

Христианская апологетика (от греч. apologeomai — защищаю)буквально означает защиту христианства. Апологетика имела следующие виды: 1) Греко-язычная (Юстин, Афинагор, Ипполит); 2) Александрийская (Климент, Ориген) Дисциплиной, имевшей абсолютную ценность, для Климента являлась теология, философии он отводил роль служанки теологии, но при этом она оставалась госпожой для других естественных наук. Он первым в истории христианской мысли сформулировал принцип веры и разума, став предшественником Августина, Ансельма Кентерберийского, Фомы Аквинского и других классиков Средневековья. Другой представитель Александрийской школы Эриген стал первым систематизатором мировоззренческих и теологических идей христианства, предприняв  попытку их рационализировать. Он высоко ценил человеческий разум и философию, но еще выше — веру и религию. 3) Латинская апологетика представлена  Тертуллианом, по мнению которого, христианская вера отвечает требованию простоты, содержит в себе истину в готовом виде и потому не нуждается ни в доказательстве, ни в проверке

Патристика (от греч. pater— отец) — учения отцов церкви, вошедшие Святое предание. Этот период охватывает III—VIIIвв.  Основоположники философии Средневековья были в большинстве своем отцами и учителями христианской церкви, среди них — Василий Кессарийский, Григорий Нисский, Дионисий Ареопагит, Иоанн Дамаскин, Максим Исповедник, Августин, Боэций и др.

Переход к патристике связан с началом систематической разработки основополагающих проблем христианского символа веры, обоснованием статуса христианства как государственной религии, борьбы с ересями.

Они исследуют такие понятия, как дух, душа, личность, индивид, грех, добро, зло, страдание, понимание, самосовершенствование и др. Бог признается высшей ценностью, способной придать смысл каждой личности.

Своей жизнью человек должен выявить этот смысл и доказать, что он действительно причастен Богу.

Представителем классической патристики был Августин (354—430) —богослов и мудрец.




1.  Организация обслуживання туристов
2. Тема- Патофізіологія регуляторних систем ендокринної нервової та екстремальних станів На прийом до л
3. Сырт~ы экономикалы~ ~ызмет негіздері о~у ~~ралы осындай білім негіздерін алу~а к~мектеседі
4. Тема бакалаврської роботи Завдання для викона.
5. Ненавижу эту дыру
6. Кантемир
7. Прощай а сердце рвется на куски при одной только мысли о разлуке
8. 1Red the following words Observe the correct pronuncition of the phoneme [f] nd its llophones
9. Демография Китая
10. тема нормативного регулирования бухгалтерского учета
11. Территориальная организация
12. I m sorry to hve tken so much of your time it is so selfish of me
13. Современные образовательные технологии инструмент повышения эффективности образовательного процесса
14. рак нирки Молодий чоловік виглядав дуже розгубленим і нещасним
15. Психосоматика - что это такое
16. Краткая история рекламы
17. Технологія виробництва сільськогосподарської культури та обґрунтування засобів механізації для студ
18. сотням тысяч раз
19. Культура речи
20. а 3