Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Структурные разновидности периода
I. Период с расширением.
В таком периоде второе предложение может быть сходно с первым, но расширяется в результате роста, развития, яркой кульминации.
Примеры таких неквадратных периодов: 4т+6т., 8т+10т.
Существует два способа расширения периода:
II. Период с дополнением
Дополнение - это часть, данная после заключительного каданса периода.
Для него характерно многократное повторение каденционного оборота, утверждающего тонику. Если в дополнении даётся первоначальная фраза периода, то такое дополнение называется «дополнением с репризой».
III. Самыми распространёнными периодами являются периоды из двух предложений, но встречаются также периоды, состоящие из одного предложения (период-предложение), из трёх предложений.
IV. Периоды бывают квадратные и неквадратные, при этом неквадратные различаются по двум признакам:
а) Периодическая неквадратность (7+7)., 6+6)
б) Непериодическая неквадратность (5+6).
V. Чаще всего бывают периоды из 8-16 тактов.
Но встречаются периоды из 4 тактов с умеренным темпом и сложным размером. Кроме того, такой период часто повторяется и поэтому на слух не редко воспринимается как «восьмитакт».
Встречаются периоды более 16 тактов: 32, 64 и.т.д. Такие периоды образуются в простых размерах, главным образом они трёхдольные в подвижном темпе, на слух воспринимаются как «шеснадцатитакт».
Встречаются периоды с ещё большим количеством тактов, в которых в рамках формы период даётся не только изложение темы, но и её развитие.
VI. Сложный или Двойной период.
Такой период состоит из двух тематически схожих предложений с разными каденциями, каждое из которых по своему строению является периодом (повторение периода с новой заключительной каденцией).
VII. Период с выписанным повторением.
В таком периоде повторение делается не знаком репризы, а выписывается в нотном тексте.
VIII. Период типа развёртывания.
Встречается в произведениях с полифоническим складом, не делится на предложения, для него характерна единая линия развития, завершающаяся полной совершенной каденцией.