Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

2012 г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Эстетика

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2016-03-30

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 18.5.2024

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

К.А. Магомедов___________

"___" _____________ 2012 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Эстетика

Направление подготовки

031300 Журналистика

Профиль подготовки бакалавра

Выпускающая кафедра

теории, истории и практики журналистики

Кафедра – разработчик рабочей программы

общественных наук

Семестры изучения

Семестр

Трудо-емкость, час.

Лекций,

час.

Практич. занятий,

час.

СРС, час.

Форма промежуточного контроля

(экзамен/зачет)

3

3

72

20

8

44

Зачет

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 031300 Журналистика.

Программу составили:

Протасова Н.В., к.ф.н., доцент.

Программа одобрена на заседании кафедры общественных наук.

Заведующий кафедрой: ______________ Каменецкая Е.В., к.и.н., профессор.

Программа согласована с выпускающей кафедрой (факультетом).

Заведующий кафедрой теории, истории и практики журналистики: _____________Агафонова С.Г., к.пед.н., доцент.

Декан факультета журналистики: _____________Фархатова И.Ф., к.ф.н., профессор.

Москва

2012


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Разделы рабочей программы

  1.  Цели освоения дисциплины.
  2.  Место дисциплины в структуре основных образовательных программ высшего профессионального образования (ООП ВПО).
  3.  Структура и содержание дисциплины.
  4.  Формы контроля освоения дисциплины.
  5.  Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.
  6.  Материально-техническое обеспечение дисциплины.

Приложения к рабочей программе дисциплины

  1.  Вопросы к зачету.
  2.  Темы практических занятий (семинаров).
  3.  Примерные темы рефератов.
  4.  Примерные темы презентаций.
  5.  Тестовые задания для итогового контроля.

  1.  ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель изучения дисциплины «Эстетика» – получение представлений:

о проблематике человеческой субъективности в ее чувственно-оценочном отношении к миру;

философском осмыслении личностного и всечеловеческого опыта культурного творчества;

прошлых и современных эстетических концепциях;

– способах философского осмысления явлений культуры как продукта эстетической практики в ее истории и современности;

– законах и закономерностях возникновения, развития и функционирования общетеоретических представлений в искусстве;

– принципах формирования эстетической культуры и сознания личности;

– шедеврах художественного творчества и их влиянии на эстетическое сознание общества;

– гармонии человека с Универсумом;

– основных подходах к изучению сферы эстетического, искусства как формы бытия духовного поля и художественно-эстетического воспитания;

– навыков использования и применения полученных эстетических знаний как в профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни в рамках современного социума.

Задачи изучения дисциплины «Эстетика»:

– формирование у студентов представления об объекте и предмете эстетической науки, сущности эстетической деятельности в общественной и профессиональной сферах;

– освоение эстетических категорий и основных этапов развития эстетической мысли;

– понимание эстетики как философии и морфологии искусства;

– понимание целей, задач и содержания эстетического и художественного воспитания;

– выработка навыков по определению специфических черт эстетического сознания и отношения к окружающей действительности;

– выявление условий формирования эстетической и художественной культуры как для отдельной личности, так и для общества в целом.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

  •  историю возникновения, развития и смены эстетических идеалов, стилей разных эпох;
  •  наиболее значимые произведения художественной культуры, аккумулирующие мировой эстетический опыт для развития современного человека;
  •  специфику эстетического отношения к действительности, включая вопросы эстетического сознания, его влияния на профессиональную деятельность;
  •  место и роль искусства в жизни человека и общества, принципы, функции и морфологию искусства для использования в сфере профессиональной деятельности;

уметь:

  •  использовать полученные знания в практической деятельности;
  •  отличать эстетические ценности от других их видов;
  •  оценивать различные предметы и явления с точки зрения прекрасного;
  •  анализировать эстетические аспекты профессиональной деятельности;
  •  направлять развитие и саморазвитие личности;

владеть:

  •  опытом художественно-эстетического восприятия;
  •  лексикой классического и современного искусства, его современными технологиями;
  •  навыками использования эстетических и художественных знаний для позитивного эстетического воздействия на других людей.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Эстетика»:

  •  готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия, руководствоваться ими в профессиональной деятельности (ОК-1);
  •  владение культурой мышления, способность к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
  •  понимание значения гуманистических ценностей для сохранения и развития цивилизации; готовность принять нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе, готовность руководствоваться ими в своей профессиональной деятельности (ОК-5);
  •  способность основываться на базовых знаниях в области общегуманитарных наук в процессе формирования своего мировоззрения, понимать проблемы взаимоотношений общества и человека, взаимосвязь свободы и ответственности, значение нравственного и ценностного выбора, умение использовать гуманитарные знания в своей социальной и профессиональной деятельности (ОК-13);
  •  способность использовать знания в области социальных наук для понимания принципов функционирования современного общества, социальных, политических механизмов и регуляторов общественных процессов и отношений, способность анализировать социально значимые проблемы и процессы, умение использовать полученные знания в контексте своей социальной и профессиональной деятельности (ОК-14).

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Дисциплина «Эстетика» относится к циклу гуманитарных, социальных, экономических дисциплин (вариативной части).

Содержание дисциплины является логическим продолжением содержания таких дисциплин, как «Философия», «Мировая художественная культура», «Культурология», «Психология», и помогает освоению дисциплин социально-гуманитарного цикла.

Необходимыми условиями для освоения дисциплины являются: знание основных этапов развития эстетических учений и концепций, их общих черт и отличий друг от друга; умение применять полученные знания в профессиональной деятельности; возможность осознать значимость духовной материи в жизни каждого человека, существенной частью которой является искусство; ориентироваться в организации современной среды обитания, которая основывается на фундаментальных эстетических принципах; владение навыками классификации позитивных и негативных аспектов воздействия художественного творчества на эстетический вкус личности и общества; конкретизирование гуманитарных знаний студентов применительно к анализу исповедуемых в древности и существующих в настоящее время понятий эстетики; практическое использование эстетического опыта в целях повышения эффективности и результативности профессиональной деятельности.

  1.  СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 семестр, 2 зачетные единицы, 72 часа. Из них: лекции – 20 ч., практические занятия – 8 ч., самостоятельная работа – 44 ч.

№ раздела

Наименование

раздела дисциплины

Виды учебной нагрузки и их трудоемкость, часы

Лекции

Практические занятия

СРС

Всего часов

1

Раздел I. Эстетика как философская наука

8

2

10

20

2

Раздел II. Эстетическая культура личности

6

2

20

28

3

Раздел III. Эстетика в системе культуры

6

4

14

24

ИТОГО:

20

8

44

72

3.1. Содержание (дидактика) дисциплины

Раздел I. Эстетика как философская наука.

Тема 1.1. Предмет эстетики, ее место в философии наук.

Тема 1.2. Основные этапы истории эстетической мысли.

Тема 1.3. Эстетика Нового времени. Становление науки.

Тема 1.4. Эстетическая мысль ХIХ–ХХ вв.

Раздел II. Эстетическая культура личности.

Тема 2.1. Эстетическое сознание.

Тема 2.2. Эстетическое суждение. Вкус.

Тема 2.3. Аксиологические категории эстетики.

Раздел III. Эстетика в системе культуры.

Тема 3.1. Культура как эстетическое творчество.

Тема 3.2. Эстетика как философия искусства.

Тема 3.3. Личность художника.

Тема 3.4. Жизнь произведения искусства в культуре.

Тема 3.5. Эстетическая практика и ее современные виды.

3.2. Лекции

Номер раздела дисциплины

№ п/п

Объем, часов

Тема лекции

1

1

2

Предмет эстетики, ее место в философии наук

1

2

2

Основные этапы истории эстетической мысли

1

3

2

Эстетика Нового времени. Становление науки

1

4

2

Эстетическая мысль ХIХ–ХХ вв.

2

5

2

Эстетическое сознание

2

6

2

Эстетическое суждение. Вкус

2

7

2

Аксиологические категории эстетики

3

8

2

Культура как эстетическое творчество

3

9

2

Эстетика как философия искусства

3

10

2

Эстетика как философия искусства

3

11

2

Жизнь произведения искусства в культуре

Итого:

20

3.3. Практические (семинарские) занятия

Номер раздела дисциплины

№ п/п

Объемчасов

Тема практического занятия

1

1

2

Основные этапы истории эстетической мысли

2

2

2

Аксиологические категории эстетики

3

3

2

Культура как эстетическое творчество

3

4

2

Личность художника

Итого:

8

3.4. Интерактивные занятия

Лекции: «Культура как эстетическое творчество», «Личность художника».

Практические: «Жизнь произведения искусства в культуре», «Эстетическая практика и ее современные виды».

  1.  Самостоятельная работа студента

Раздел дисциплины

№ п/п

Вид СРС

Трудоемкость

часов

1

1

Подготовка к практическому занятию по теме «Основные этапы истории эстетической мысли (Приложение 2.2). Подготовка реферата (Приложение 3) и презентации по теме (Приложение 4). Работа с фрагментами первоисточников (Приложение 5)

4

1

2

Подготовка реферата по теме «Эстетика Нового времени. Становление науки» (Приложение 3) и презентации по теме (Приложение 4)

4

1

3

Подготовка к практическому занятию по теме «Эстетическая мысль ХIХ–ХХ вв.» (Приложение 2). Подготовка реферата (Приложение 3) и презентации по теме (Приложение 4)

4

2

4

Самостоятельная работа над темой «Эстетическое сознание» с использованием дополнительной литературы (Приложение 5). Подготовка реферата (Приложение 3)

4

2

5

Самостоятельная работа над темой «Эстетическое сознание» с использованием дополнительной литературы (Приложение 5). Подготовка реферата (Приложение 3) и презентации по теме (Приложение 4)

4

2

6

Подготовка к практическому занятию по теме «Аксиологические категории эстетики» (Приложение 2). Подготовка реферата (Приложение 3) и презентации по теме (Приложение 4)

4

3

7

Подготовка к практическому занятию по теме «Культура как эстетическое творчество» с использованием дополнительной литературы (Приложение 5). Подготовка реферата (Приложение 3) и презентации по теме (Приложение 4)

4

3

8

Самостоятельная работа над темой «Эстетика как философия искусства» с использованием дополнительной литературы (Приложение 5). Подготовка реферата (Приложение 3) и презентации по теме (Приложение 4)

4

3

9

Подготовка к практическому занятию по теме «Личность художника» с использованием дополнительной литературы (Приложение 5). Подготовка реферата (Приложение 3) и презентации по теме (Приложение 4)

4

3

10

Самостоятельная работа над темой «Эстетическая практика и ее современные виды» с использованием дополнительной литературы (Приложение 5). Подготовка реферата (Приложение 3) и презентации по теме (Приложение 4)

4

1–3

11

Подготовка к тестированию по всему материалу

4

Итого:

44

3.5. Домашние задания

1. Самостоятельная работа по подготовке к тестированию (разделы 1–3).

2. Подготовка презентаций по темам семинаров (Приложение 4) – 1–2 в течение семестра.

3. Подготовка реферата (Приложение 3) – 1 в течение семестра.

3.6. Рефераты

Темы в Приложении 3.

  1.  ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль освоения дисциплины проводится в соответствии с Положением о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов ИГУМО и ИТ.

Текущие аттестации студентов проводятся в дискретные временные интервалы лектором и преподавателем, ведущим практические занятия по дисциплине, в следующих формах:

  •  тестирование;
  •  оценки за работу на практических занятиях (семинарах).

Рубежные аттестации студентов проводятся на 6-й, 11-й и 16-й неделях семестра в форме тестирования.

Итоговый контроль по результатам изучения дисциплины проходит в форме устного зачета и включает ответы на вопросы, составленные в соответствии с программой дисциплины.

  1.  УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература:

1. Борев Ю. Эстетика: Учебник. М.: АСТ; Астрель; Русь – Олимп, 2005.

2. Бычков В.В. Эстетика: Учебник. М.: КноРус, 2012.

3. Гуревич П.С. Эстетика: Учебни. М.: КноРус, 2011.

4. Кривцун О.А. Эстетика: Учебник / 2-е изд., доп. М.: Аспект Пресс, 2001.

5. Лебедев В.Ю., Прилуцкий А.М. Эстетика: Учебник. М.: Юрайт, 2012.

6. Радугин А.А. Эстетика: Учебник. М.: Центр, 2000.

7. Яковлев Е.Г. Эстетика: Учебник. М.: КноРус, 2010.

Дополнительная литература:

  1.  Брожик В. Эстетика на каждый день / Пер. со словац. С.Д. Баранниковой. М.: Знание, 1990.
  2.  Брюнель-Лобришон Ж. Повседневная жизнь во времена трубадуров XIIXIII вв. / Пер. с фр. // Новая юность. 2001. № 3(48). С. 115–146.
  3.  Бурдье П. Исторический генезис чистой эстетики / Пер. с фр. // Новое литературное обозрение. 2003. № 2(60). С. 17–29.
  4.  Бурдье П. Поле литературы / Пер. с фр. // Новое литературное обозрение. 2000. № 5. С. 22–87.
  5.  Буржуазная эстетика сегодня / Сост. И.С. Куликова; 2-е изд., доп. и перераб. М.: Знание, 1975.
  6.  Буров А.И. Эстетическая сущность искусства / Ин-т истории искусств АН СССР. М.: Искусство, 1956.
  7.  Бычков В.В., Маньковская Н.Б. Виртуальная реальность в пространстве эстетического опыта // Вопросы философии. 2006. № 11. С. 47–59.
  8.  Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. Киев, 1991.
  9.  Бычков В.В. Эстетика: Учеб. для гуманит. направлений и спец. вузов России / 2-е изд., перераб. и доп. М.: Гардарики, 2006.
  10.  Валери П. Об искусстве / 2-е изд. М.: Искусство, 1993.
  11.  Ванслов В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства. М.: Сов. художник, 1966.
  12.  Ванслов В.В. Что такое искусство. М.: Изобраз. искусство, 1988.
  13.  Ванслов В.В. Эстетика романтизма. М.: Искусство, 1966.
  14.  Власов В.Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства: В 8 т. Т. 4. СПб.: ЛИТА, 2001.
  15.  Гадамер Х.-Г. Игра искусства // Вопросы философии. 2006. № 8. С. 164–168.
  16.  Галинская И.Л. Психология художественного творчества // Культурология. 2003. № 4(27). С. 18–27.
  17.  Гегель Г. Эстетика: В 4 т. / Под ред. М. Лифшица. Т. 4. Фрагменты из философских произведений. Статьи. Письма. М.: Искусство, 1973.

Философские тексты:

1. Аристотель. Поэтика. Л., 1927.

2. Алатон. Диалоги. М., 1986.

3. Буало Н. Поэтическое искусство. М., 1957.

4. Вольтер. Эстетика. М., 1974.

5. Дидро Д. Парадокс об актере. Салоны (любые издания).

6. Лессинг Г.Э. Лаокоон, или о границах живописи и поэзии. М., 1957.

7. Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании (любое издание).

8. Хатчесон Ф., Юм Д., Смит А., Эстетика. М., 1979.

9. Толстой Л. Что такое искусство? М., 1985.

10. Кант И. Критика способности суждения // Кант И. Соч.: В 6 т. Т. 5. М., 1966.

11. Белинский В.Г. Идея искусства. М., 1986.

12. Гегель. Эстетика: В 4 т. Т. 2. М., 1970.

Видеоматериалы:

1. Всемирная история живописи. Документальный сериал. 1–10-я серии (ВВС).

2. Цивилизация с точки зрения лорда Кеннета Кларка. Документальный фильм (ВВС).

3. Мировое искусство (ВВС).

4. Художественная культура Древнего Египта.

5. Художественная культура Древней Индии.

6. Один час в Третьяковской галерее. Живая память поколений.

7. DVD «Всемирная история живописи». BBC (Великобритания), 1996.

Приложение 1

Вопросы к зачету

1. Эстетика как наука и ее взаимодействие с основными областями гуманитарного знания.

2. «Эстетическое» как метакатегория эстетики.

3. Систематизация основных эстетических категорий («прекрасное», «безобразное», «возвышенное», «низменное», «трагическое», «комическое»).

4. Феномен античного мифа.

5. Структура и специфика эстетического сознания (эстетическое чувство, эстетическая оценка, эстетический вкус, эстетический идеал, эстетические взгляды). Проблема эстетического идеала.

6. Человек как субъект и объект эстетического восприятия. Проблема гармоничного человека с позиций единства его духовного и физического начал.

7. Эстетика Античности.

8. Вклад античных философов в опыт эстетического освоения мира. «Поэтика» Аристотеля и «Диалоги» Платона, труды Горация, Лукреция и др. Своеобразие эстетического восприятия мира в Античности.

9. Эстетика Средневековья.

10. Эстетические представления в эпоху Средних веков (Боэций, Фома Аквинский, Августин). Эстетика иконописи, риторики и храмостроительства.

11. Искусство в христианской культуре.

12. Эстетика эпохи Возрождения (идеи пантеизма, маньеризма, гуманизма). Влияние творчества Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля на эстетическую практику Возрождения и Нового времени.

13. Эстетика Просвещения (Руссо, Дидро и др.).

14. Немецкая классическая эстетика (Кант, Гегель, Фихте и др.).

15. Эстетика романтизма (Гете, Шиллер и др.).

16. Основные тенденции и направления развития западноевропейской эстетики XIXXX вв. (марксизм, фрейдизм, символизм, позитивизм, экзистенциализм, этнографическая эстетика, феноменология, неотомизм и др.).

17. Неклассическая эстетика как проявление постмодернизма и постпостмодернизма в культуре ХХ и ХХI вв.

18. Развитие эстетических идей в России.

19. Основные направления авангарда.

20. Модернизм в искусстве.

21. Постмодернизм в искусстве.

22. Паракатегории нонклассики.

23. Искусство как результат активно-творческой деятельности человека (эстетического субъекта). Виды и принципы морфологии искусства.

24. Понятие «произведение искусства» в эстетике. Диалектика содержания и формы в произведении искусства.

25. Понятие и проблема художественного образа. Соотношение материального и идеального в художественном образе.

26. Общая характеристика основных стилей искусства (романский, готический, барокко, классический, романтический, ампир, рококо, ретро, модерн) с позиций эстетического своеобразия восприятия мира в разные культурные эпохи.

27. Эстетические основания авангардного искусства первой половины ХХ в.

28. Эстетические основания художественного неоавангарда второй половины ХХ в.

29. Эстетика музыки.

30. Эстетика архитектуры.

31. Эстетика изобразительных видов искусства (живопись, графика, скульптура).

32. Эстетика литературы.

33. Эстетика театра. «Парадокс об актере» Дидро как первый опыт создания театральной системы.

34. Эстетические основания взаимодействия различных видов искусства. Интегрированные виды современного искусства (кино, эстрада, цирк, видеоклип, бальные и спортивные танцы, компьютерные технологии в искусстве и др.).

35. Эстетическое воспитание и его значение в развитии русской культуры на современном этапе.

36. Эстетика парадокса.

37. Аксиологические категории эстетики.

38. Прекрасное в природе, человеке, искусстве.

39. Безобразное в истории эстетики.

40. Возвышенное в имплицитной и эксплицитной эстетике.

41. Трагическое и комическое.

42. Ирония и пародия как выражение комического.

43. Эстетическое отношение, его специфика.

44. Эстетическое сознание и его структура.

45. Основные сферы эстетического отношения.

46. Эстетическая сущность искусства.

47. Виды искусства и их природа.

48. Природа художественного образа.

49. Художественный метод, направление, течение, стиль в искусстве.

50. Массовое и элитарное искусство.

51. Художественный вкус и его природа.

52. Специфика кинематографического искусства.

53. Эстетическая культура личности.

54. Художественная культура.

Приложение 2

Темы практических занятий (семинаров)

Тема 1.2. Основные этапы истории эстетической мысли.

  1.  Формы эстетического в первобытной культуре: миф, ритуал, обряд.
  2.  Эстетический образ мира в философских концепциях Древнего мира.
  3.  Мифо-эстетические представления о природе, богах и людях: Египет, Иудея, Ассирия, Вавилон, Индия, Китай, античный мир.
  4.  Эстетические идеи в ранней, зрелой, высокой классике; эллинизм. Философско-эстетические идеи пифагорейцев, Сократа, Аристотеля, Платона, Плотина.
  5.  Средневековая эстетика Запада и Востока. Эстетический образ мира в эпоху Средневековья. Основные концепции: Аврелий Августин, Боэций; схоластическая традиция: Франциск Ассизский, Фома Аквинский.
  6.  Эстетика христианского богослужения. Византийская эстетика и культура Древней Руси.
  7.  Истоки византийской эстетики и ее основные категории: свет, слово, образ, символ. Иконоборческие споры и канон. Византийский канон в русской редакции.
  8.  Ренессансный образ мира и основные эстетические концепции эпохи: Данте Алигьери, Петрарка, Боккаччо, Ж.-Б. Альберти, Леонардо да Винчи, Микеланджело.

Тема 2.3. Аксиологические категории эстетики.

  1.  Кpасота категоpия смыслосодержащей фоpмы, ее pитмо-пластической завершенности. Виды кpасоты в пpиpоде, животном и pастительном миpе; кpасота человеческая внешняя и внутpенняя; кpасота вещей и художественных созданий; кpасота как идея; функции красоты.
  2.  Гаpмония как состояние, момент диалектического единства пpотивоположного; виды гаpмонии в пpиpоде, социуме, человеческой душе и искусстве. Поиск унивеpсальной фоpмулы гаpмонии в истории культуры («золотое сечение»).
  3.  Пpекpасное эстетический обpаз совеpшенства, кpасоты и гаpмонии в единстве формы и содержания. Гуманистический смысл пpекpасного. Пpекpасное в пpиpоде и искусстве. Безобpазное диалектическая антитеза пpекpасному.
  4.  Эстетика безобpазного в совpеменной культуpе и искусстве.
  5.  Возвышенное (величественное, героическое, колоссальное) и низменное (недостойное, падшее) как духовное пеpеживание количественных отношений меры человеческой и меры объекта.
  6.  Тpагическое как онтология жизни и смерти. Катаpсическая функция трагического. Комическое как эстетическое «снятие» пpотивоpечий идеалов и реальности.
  7.  Виды комического: смешное, забавное, юмоpистическое, сатиpическое, гpотескное, фаpсовое. Катаpсическая функция комического; чувство юмора как ценность.
  8.  Эстетическая культура личности как способность чувственного постижения, понимания, эстетического творчества.

Тема 3.1. Культура как эстетическое творчество.

  1.  Понятие «эстетический образ мира» как основание для исторической типологии культуры.
  2.  Основные параметры: пространственно-временные представления; образы природы и социума в их отношениях к человеку; представления о сущностных силах и способностях человека, его целях и возможностях в отношениях к миру, Другому, самому себе.
  3.  Эстетические способы восприятия-понимания и созидания-обновления культурных форм, их «кодирование» и репродуцирование.
  4.  Эстетическая культура общества: формы социального поведения, общения, быта, политико-экономических и производственных отношений, массовых зpелищ и пpаздников, инфоpмационного поля культуpы и художественной жизни; речевая культура.
  5.  Роль ценностных установок, представлений о должном и необходимом (идеалов) и их эстетический смысл. «Культурный герой» и его имидж (от фараонов до президентов).
  6.  Понятие «эстетическая культуpа общества» и его проявления в сферах быта, общественной практике, искусстве. Мода как социокультурное и эстетическое явление: «капризы моды» и их знаковый смысл; вкус и мода.

Тема 3.3. Личность художника.

  1.  Проблема художественной одаренности: «дарование» как комплекс врожденных и приобретенных качеств: острота и неортодоксальность эмоциональных реакций; способность к сопереживанию.
  2.  Образное мышление и ассоциативно-образная память; потребность к воплощению образа-замысла в материале искусства; трудолюбие и стремление к совершенству формы.
  3.  Вдохновение, интуиция, воображение. Процессы конструирования образа по законам эстетического мироотношения.
  4.  Талант как реализованная одаренность.
  5.  Основные этапы социокультурной самореализации таланта: семья и овладение родной культурой.
  6.  Ученичество и освоение пространства мирового культурного опыта.
  7.  Самостоятельное творчество как ответ на требования эпохи.
  8.  Гениальность как интуиция «вечного».
  9.  Типы личности художника в зависимости от ценностных творческих установок: «пророк», «учитель», «гражданин», «защитник», «зеркало», «бунтарь», «отверженный» и т.д. Художник и время; художник и толпа.

Приложение 3

Примерные темы рефератов

  1.  Категории эстетики и их роль в художественном творчестве.
    1.  Прекрасное и безобразное в искусстве.
    2.  Сущность трагического и его основные формы.
    3.  Античные мыслители о сущности «прекрасного».
    4.  Платон и Аристотель об искусстве.
    5.  Эстетические представления Средневековья.
    6.  Эстетика и художественная практика эпохи Возрождения.
    7.  Эстетические воззрения И. Канта.
    8.  Неклассическая эстетика (теории искусства А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, С. Кьеркегора).
    9.  Размышления об искусстве в эпоху Просвещения.
    10.  Гегель об искусстве.
    11.  Л.Н. Толстой об искусстве.
    12.  Комическое в музыке и литературе.
    13.  Художественный образ и его сущность.
    14.  Воспитание и формирование эстетической и художественной культуры личности.
    15.  «Чувственное» и рациональное в эстетическом познании.
    16.  Личность художника: эстетические и психологические измерения.
    17.  Психология искусства (взгляд на природу художественного искусства у З. Фрейда и К. Юнга).
    18.  Эстетические теории XX в. о природе художественного творчества и судьбе искусства.
    19.  Искусство и ценностные формы сознания (мораль и искусство, религия и искусство).
    20.  Искусство и игра (первичные формы художественной деятельности – праздник, мода, шоу, спорт и т.д.).
    21.  Мировоззрение и творчество художника.
    22.  Взаимосвязь содержания и формы в творчестве М. Шагала.
    23.  Кино как вид искусства (театр, балет, цирк и т.д.).
    24.  Музыка и духовная культура.
    25.  Роман и симфония: общее и особенное.
    26.  Джаз как явление культуры.
    27.  Феномен рок-музыки в современной культуре.
    28.  Ф.М. Достоевский и музыка.
    29.  Эжен Делакруа и Фредерик Шопен.
    30.  Этюд в живописи и музыке.
    31.  Элегия в музыке и поэзии.
    32.  Гений и злодейство: две вещи несовместимые?
    33.  Комедия как жанр драматургии.
    34.  Импрессионизм в живописи и музыке.
    35.  Традиции и новаторство в искусстве.
    36.  Музыкальная эстетика ХХ века.
    37.  Массовое искусство и его эстетические принципы.
    38.  Театральная эстетика ХХ века.
    39.  Эстетика экзистенциализма.
    40.  Эстетические особенности русской культуры.
    41.  Любовь и творчество.
    42.  Природа эстетических потребностей человека.
    43.  Эстетика русского символизма.
    44.  Психология художественного восприятия.
    45.  Эстетика моды.

Приложение 4

Примерные темы презентаций

  1.  Искусство как результат активно-творческой деятельности человека.
  2.  Виды и принципы морфологии искусства.
  3.  Диалектика содержания и формы в произведении искусства.
  4.  Понятие и проблема художественного образа.
  5.  Соотношение материального и идеального в художественном образе.
  6.  Основные стили искусства (романский, готический, барокко, классический, романтический, ампир, рококо, ретро, модерн) с позиций эстетического своеобразия восприятия мира в разные культурные эпохи.
  7.  Эстетические основания авангардного искусства первой половины ХХ века.
  8.  Эстетика художественного неоавангарда второй половины ХХ века.
  9.  Эстетика музыки.
  10.  Эстетика архитектуры.
  11.  Эстетика изобразительных видов искусства (живопись, графика, скульптура).
  12.  Эстетика литературы.
  13.  Эстетика театра. «Парадокс об актере» Дидро как первый опыт создания театральной системы.
  14.  Эстетические основания взаимодействия различных видов искусства.
  15.  Интегрированные виды современного искусства (кино, эстрада, цирк, видеоклип, бальные и спортивные танцы, компьютерные технологии в искусстве и др.).
  16.  Эстетические представления Средневековья.
  17.  Эстетика и художественная практика эпохи Возрождения.
  18.  Искусство и игра (первичные формы художественной деятельности – праздник, мода, шоу, спорт и т.д.).
  19.  Проблема эстетического идеала.
  20.  Эстетика романтизма.

Приложение 5

Тестовые задания для итогового контроля

1. Эстетика как гуманитарная наука предполагает особый способ постижения своего предмета через:

а) рационализацию художественного мира;

б) переживание;

в) описание мира с помощью символов.

2. Культура и искусство:

а) синонимичные понятия;

б) различаются своим основным предметом;

в) составляют неразрывное единство, но не тождественны друг другу.

3. Искусство направлено на:

а) изучение сущности вещей;

б) постижение общего и закономерного в вещах;

в) создание художественных образов, вымысел событий.

4. Какие категории не являются эстетическими:

а) красота;

б) симпатия;

в) вкус;

г) возвышенное;

д) трагическое;

е) симметрия.

5. Эстетика – это наука о:

а) законах мышления;

б) правилах поведения;

в) нравственности;

г) искусстве.

6. Обобщенное отражение действительности в форме конкретного индивидуального явления называется:

а) вид искусства;

б) художественное выражение;

в) художественный образ;

г) форма искусства.

7. К каким видам искусства относится балет:

а) сложным;

б) новым;

в) простым;

г) временным.

8. Гедонистическая функция искусства отражает его способность:

а) приносить практическую пользу;

б) познавать действительность;

в) преобразовывать социальную реальность;

г) приносить наслаждение.

 

9. Исследованием сферы прекрасного и искусства занимается:

а) химия;

б) эстетика;

в) биология.

10. Язык как проявление бессознательного рассматривается в творчестве:

а) Платона;

б) Лакана;

в) Аристотеля.

11. С точки зрения экзистенциализма человек задумывается над смыслом жизни в:

а) комических ситуациях;

б) пограничных ситуациях;

в) юмористических ситуациях.

12. В философии Востока по сравнению с философией Запада больше внимания уделяется:

а) телесному миру человека;

б) духовному миру человека;

в) интеллектуальному миру человека.

13. Тема свободы как условия творчества – одна из центральных в работах:

а) Н.В. Гоголя;

б) Н.А. Бердяева;

в) И. Канта.

14. Кто изображен в скульптуре «Лаокоон»:

а) жрец Трои с сыновьями;

б) император Рима с гетерами;

в) гладиатор со львами.

15. Где был построен первый Пантеон:

а) в Македонии;

б) в Византии;

в) в Индии.

16. Что означает термин «мимезис»:

а) прыжки;

б) мимику;

в) танец.

17. Какая из эстетических категорий является центральной:

а) безобразное;

б) возвышенное;

в) прекрасное.

18. К какой из эпох относится архитектурный стиль «готика»:

а) к эпохе эллинизма;

б) к эпохе Средневековья;

в) к эпохе Просвещения.

19. Назовите родину стиля «барокко»:

а) Франция;

б) Россия;

в) Италия.

20. К какому направлению относится стиль «классицизм»:

а) рационалистическому;

б) анархическому;

в) идеалистическому.

21. Кем является А. Баумгартен:

а) скульптором;

б) композитором;

в) философом.

22. В какой из своих научных работ И. Кант утверждает, что с формой человеческой чувствительности имеет дело способность суждения:

а) «Критика способности рассуждения»;

б) «Критика способности обсуждения»;

в) «Критика способности суждения».

23. Архитектура, живопись, литература, музыка – это:

а) стили;

б) виды искусства;

в) течения, направления в искусстве.

24. Эстетика – это наука о:

а) законах мышления;

б) правилах поведения;

в) нравственности;

г) искусстве.

25. Обобщенное отражение действительности в форме конкретного индивидуального явления – это:

а) вид искусства;

б) художественное выражение;

в) художественный образ;

г) форма искусства.

26. Эстетика – это:

а) гуманитарное учение, предметом которого является мораль, центральной проблемой – соотношение Добра и Зла;

б) наука о прекрасном, о природе и закономерностях эстетического освоения действительности, о творчестве по законам красоты.

27. Что составляет эстетическое сознание:

а) чувства;

б) вкусы;

в) взгляды;

г) навыки;

д) идеалы.

28. Кем и когда был введен термин «эстетика»:

а). А. Баумгартеном (XVIII в.);

б). Н. Буало (XVII в.);

в). А. Баумгартеном (XIX в.);

г). Н. Буало (XVIII в.).

29. Что считали древние греки Архаического периода (VIII–VI в. до н.э.) воплощением гармонии и красоты:

а) человека;

б) природу;

В) животных.

30. Назовите первую эстетическую теорию Античности:

а) гармония внешнего и внутреннего;

б) учение о числовой гармонии;

В) учение о золотой середине.

31. Кто из философов Древней Греции отметил необходимость государственного контроля над искусством:

а) Сократ;

б) Аристотель;

в) Платон.

32. Что такое калокагатия?

а) гармония внешнего и внутреннего;

б) подражание;

в) копирование.

33. Кем был введен термин «калокагатия»:

а) Сократом;

б) Аристотелем;

в) Платоном.

34. Кто из философов Древней Греции утверждал, что «прекрасное всегда полезно, но для этого оно должно быть прекрасным»:

а) Сократ;

б) Аристотель;

в) Платон.

35. Назовите три признака, характерных для византийской эстетики:

а) условность;

б) лаконизм;

в) правдивость;

г) каноничность.

36. Назовите два художественных направления искусства Западной Европы XIIXVI вв.:

а) романский;

б) готический;

в) реализм.

37. Как иначе называется эпоха Ренессанса:

а) Просвещения;

б) Возрождения;

в) Античность.

38. В какую эпоху зародилась эстетика раннего гуманизма:

а) Возрождения;

б) Античности;

в) Модернизма.

39. Началом какого художественного направления XVII в. стал «маньеризм»:

а) Ренессанса;

б) барокко;

в) ампира.

40. Как называется трактат Николы Буало о нормах и правилах классицизма:

а) «Поэтическое искусство»;

б) «О божественной пропорции»;

В) «Критика способности суждения».

41. Для какого направления западноевропейской культуры характерны сложные криволинейные формы:

а) барокко;

б) классицизм;

в) романтизм.

«Эстетика». Программа учебной дисциплины для студентов специальности «Журналистика».

Составитель Н.В. Протасова. – М.: РИПО ИГУМО и ИТ, 2013. – 24 с.

PAGE  24




1. Клімактеричні розлади у жінок та їх профілактика.html
2. Социально-психологическое осмысление проблемы манипулирования общественным сознанием
3. Лабораторная работа N 2 ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА N 2 ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ СОЕДИНЕНИЕ ИНДУКТИВНОЙ КА
4. Лекция 2 Интегрирующие и дифференцирующие цепи
5. Понятие юридической деонтологии как науки и учебной дисциплины
6. Современные материальные носители документированной информации
7. Реферат- Правовой статус личност
8. Реферат- Основы построения экономических информационных систем.html
9. Научно-методические основы обоснования перспективного регионального развития
10. Формирование личности в младшем школьном возрасте
11. Министерство Брестское ПЛХО Лесхоз Горош
12. Вексель как средство безналичных расчетов
13. Курсовая работа- учебно-методическое пособие
14. Операции коммерческих банков с безналичными металлами
15. Эволюция человека из обезьяны, точнее как ее не было
16. Вариант 1 Встреча группы на Витебском вокзале в Световом зале на 2м этаже в 14
17. Тема уроку- Їжа та напої Мета уроку- Навчальна- ознайомити учнів з назвами фруктів та овочів vegetbles fruit cucumbe
18. какой мой секрет успеха
19. Улица Времени с элементами театрализации
20. МЕТОДИЧНИЙ ПОСІБНИК для самостійної роботи та практичних занятьз НАВЧАЛЬНОЇ ДИСЦИПЛІНИ ldquo;РЕЛІГІ