янrdquo; как фундамент картины мира
Работа добавлена на сайт samzan.net:
Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Предоплата всего
от 25%
Подписываем
договор
Вопросы к экзамену по курсу “Культурология”
для студентов 4 курса татарского отделения ОДО.
- Понятие культуры. Ее сущность и функции. Культура как “вторая природа”. Развитие представлений о культуре (от античности до века Просвещения).
- Общая характеристика древнеегипетской культуры. Картина мира и ее отражение в мифологии Древнего Египта.
- Культура Древнего Китая. Модель “инь-ян” как фундамент картины мира. Особенности культуры Древнего Китая (рациональность и приверженность традиции). Периодизация.
- Учение Конфуция как этика, возведенная в ранг ритуала. Сущность, цели и система понятий конфуцианства.
- Даосизм как философско-религиозное учение. Лао-Цзы о месте человека в мироздании. Понятия Дао и увэй.
- Культура Древней Индии: общая характеристика картины мира. Понятия сансары и закона кармы.
- Буддизм. Легенды о Будде и сущность его учения. Понятие нирваны. Культовые памятники буддизма.
- Культура Древней Греции. Основополагающие принципы культуры и искусства. Особенности мифологии и религии.
- Архитектура Древней Греции. Ордерная система. Типы храмов.
- Скульптура Древней Греции и направление ее эволюции. “Каноны” Поликлета и Лисиппа.
- Древнегреческая вазопись. Типы и предназначение сосудов, стили вазописи, характер изображений.
- Понятие эллинизма и культура эллинистического мира. Взаимодействие культур восточного и западного типа. Александрия как центр эллинистической культуры.
- Культура Древнего Рима. Основополагающие принципы культуры и искусства. Черты сходства и различия греческой и римской культурных моделей.
- Архитектура и градостроительство Древнего Рима. Специфические типы сооружений. Колизей и Пантеон как архитектурные шедевры.
- Древнеримская скульптура. Принципы и этапы развития портретного искусства. Живопись. Фаюмский портрет.
- Культура европейского Средневековья. Периодизация. Роль христианского учения в формировании картины мира и системы ценностей средневекового человека. Влияние христианства и церкви на жизнь и культуру Средневековья.
- Культура и искусство Средневековья. Основные принципы. Принцип выразительности как основополагающий принцип средневекового искусства.
- Архитектура европейского Средневековья. Романский и готический стили архитектуры. Основные характеристики.
- Эпоха Возрождения. Периодизация. Понятие ренессансного гуманизма. Восприятие античной и средневековой культуры. Христианство и церковь в эпоху Возрождения. Противоречия эпохи.
- Художественная культура Ренессанса. Эстетика и основные принципы искусства. Взаимоотношения искусства и науки.
- Возрождение в Италии. Джотто как крупнейшая фигура Предвозрождения. Традиции и новаторство в живописи Джотто.
- Леонардо да Винчи как универсальный гений Ренессанса. Научные интересы Леонардо. Открытия Леонардо в сфере живописи.
- Место Рафаэля Санти в искусстве итальянского Возрождения. Гуманистический идеал в живописи Рафаэля.
- Микеланджело Буонарротти и закат итальянского Ренессанса. Наследие Микеланджело в области живописи, скульптуры и архитектуры.
- Европейская культура XVII в. Естественнонаучные открытия Нового времени и изменение картины мира. Кризис ренессансного антропоцентризма. Основные характеристики культуры XVII в.
- Европейское барокко. Предпосылки возникновения, философская основа и принципы эстетики барокко. Барокко в живописи, архитектуре и скульптуре. Л. Бернини, П. П. Рубенс.
- Классицизм и его роль в европейской культуре XVII в. Истоки, философская и идеологическая основа классицизма. Рационализм Р. Декарта и его влияние на эстетические принципы классицизма.
- Принципы классицизма в архитектуре и садово-парковом искусстве. Живопись классицизма и использование достижений ренессансной традиции. Н. Пуссен.
- Театр французского классицизма XVII в. Задачи, основные правила и принципы эстетики.
- Европейская культура XVIII в. Проблема необходимости пересмотра ряда традиционных представлений о XVIII в. Мыслители XVIII в. о разуме, свободе, религии, утопии. Понятие Просвещения.
- Рококо как тип мироощущения и культуры XVIII века. Представление о человеке. Эстетика рококо.
- Первый опыт осмысления истории: концепция циклического развития обществ Дж. Вико.
- Проблема противоречия между культурой и цивилизацией в философской мысли XVIII в. Деятельность Ж. Ж. Руссо. Понятие “естественного” человека.
- Немецкая гуманистическая мысль XVIII в. Концепция культуры И. Г. Гердера.
- Торжество рационализма: теория культуры Г. Ф. Гегеля. Понятие Мирового Духа и смысл истории человечества.
- Место И.В. Гете в европейской культуре. Философское и общекультурное значение «Фауста».
- Европейская культура периода романтизма. Принципы и категории романтической эстетики. Понятие универсума. Романтическая концепция личности.
- Особенности эстетики реализма XIX в. Тенденция к сближению научного и художественного мышления (принципы всеобщности, детерминизма, эволюции) как обоснование эстетической модели реализма.
- Достижения критического реализма в европейской литературе (О. де Бальзак). Понятие типического характера и типических обстоятельств.
- Понятие классического типа культуры и его характеристики.
- Истоки и эстетика импрессионизма. Переосмысление принципов классической традиции живописи. Тематика живописи О. Ренуара и К. Моне.
- Понятие неклассического типа культуры. Смена на рубеже XIX-XX вв. культурной парадигмы. Декаданс как общекультурное явление конца XIX в. Синдром “конца века” и мироощущение декаданса.
- Ф. Ницше и осознание кризиса западной культуры. Ницше о рационализме и христианстве. Смысл тезисов Ф. Ницше “усталость культуры” и “смерть богов”. Понятие нигилизма.
- Концепция культуры О. Шпенглера. Понятие культур“организмов” и их типы. “Душа” культуры. Понятие “фаустовской души” и перспективы западной культуры. Понятие цивилизации и ее симптомы.
- Культурологическая мысль ХХ в. и концепция К. Ясперса. Понятие “осевого времени” и его хронологические границы. Усложнение духовного опыта человека, зарождение абстрактного мышления и становление личности как важнейшие характеристики “осевой эпохи”.
- Специфика художественной культуры ХХ в. Модернизм как одно из ведущих художественных направлений ХХ в. Модернизм и его отношение к классической культурной традиции. Эстетические принципы модернизма. Художественные течения в рамках модернизма.