У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Формулировка проблемы Проблема ~ вопрос который интересует автора исходного текста и вызывает его разду

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 26.12.2024

1) Формулировка проблемы

Проблема – вопрос, который интересует автора исходного текста и вызывает его раздумья и размышления.

Довольно часто в тексте рассматривается сразу несколько проблем. Какую из них выбрать для комментария и положить в основу сочинения? Рекомендуется сосредоточиться на проблеме, которая

         находится в центре внимания автора, а не упоминается вскользь, т.е. является главной, а не второстепенной;

         даёт выпускнику большой простор для выражения собственных мыслей, т.е. соответствовать его читательскому и жизненному опыту (ученик твёрдо знает, какие аргументы приведёт в доказательство своей точки зрения).

Сформулировать проблему можно двумя способами:

Способы формулировки проблемы

Примеры

1. В виде вопроса (проблема и есть вопрос, над которым рассуждает автор текста и который требует решения).

    Как найти пути взаимопонимания между людьми разных возрастных поколений и мировоззренческих позиций? Этой сложной проблеме посвящён текст писателя NN.

2. Сочетанием словапроблема с именем существительным, употреблённым в родительном падеже:проблема чего?

    Автор данного текста рассматривает проблему (чего?) отцов и детей.

    Автор данного текста привлекает внимание читателей к проблеме (чего?) роли книги в жизни человека.

    В тексте писателя NNподнимается проблема (чего?) одиночества.

Речевые клише, используемые при формулировке проблемы:

         В своём тексте публицист (писатель) NNрассматривает (поднимает, выдвигает на всеобщее обсуждение, затрагивает, обращает внимание читателей на) проблему (чего?).

         Текст публициста (писателя) NN заставил меня задуматься над проблемой (чего?).

         Сложная, важная, серьёзная, актуальная, злободневная, острая проблема.

Примечание.

Сочинение можно начать, задав 2-3 вопроса по содержанию исходного текста с последующей формулировкой проблемы, выбранной пишущим. Переход от серии вопросов к формулировке проблемы можно осуществить, используя следующие фразы: Эти и другие вопросы затрагиваются в тексте писателя NN. Однако наиболее детально автор рассматривает проблему (чего?)…

Пример возможного начала сочинения-рассуждения:

Что такое война? Как военные действия и связанные с ними человеческие трагедии влияют на душевное состояние людей, на их способность чувствовать, сострадать? Как долго люди хранят память о прошедших трагических событиях? Эти и другие вопросы ставит в своём тексте писатель Л. Андреев. Однако наиболее детально автор рассматривает проблему отношения человека к войне.

Избегайте типичных ошибок, которые нередко допускаются при формулировке проблемы:

   помните о том, что термины «проблема» и«тема» не являются синонимами. Поэтому нельзя, подразумевая проблему, писать вместо этого слово «тема», иначе эксперты при проверке вашего сочинения подобное неразличение терминов квалифицируют как фактическую ошибку в фоновом материале и снимут один балл по критерию К12.

Так начинать работу нельзя: «Автор данного текста затрагивает актуальную проблему. Это теманравственного выбора человека в той или иной жизненной ситуации, особенно если она связана с риском для собственной жизни».

   Нужно учитывать, что в тексте может быть затронуто несколько проблем, при этом достаточно выявить только одну и работать с ней, а не формулировать все проблемы и в дальнейшем комментировать каждую из них.

Проблематика текстов ЕГЭ по русскому языку

Каждый год ФИПИ включает в состав КИМов по русскому языку новые тексты. Они разнообразны по своему содержанию, однако поднятые в них проблемы нередко повторяются. Ниже мы приводим некоторый их перечень, чтобы сориентировать вас в этом вопросе.

Типичные проблемы текстов, предлагаемых для анализа в сочинении-рассуждении на ЕГЭ, можно сгруппировать в несколько блоков.

1. Взаимоотношения отцов и детей.

    Проблема нахождения путей взаимопонимания между людьми разных возрастных поколений (Что влияет на взаимоотношения отцов и детей, на возникновение различий в их мировосприятии? Как научиться представителям разных поколений уважать взгляды друг друга?)

    Проблема самоотверженной и всепрощающей родительской любви.

    Проблема предательства детьми своих родителей.

2.      Роль детства в становлении личности человека, его нравственных ориентиров.

  Проблема влияния детства на формирование жизненной позиции человека, а также на становление его нравственных ориентиров.

  Проблема роли неравнодушного взрослого человека в формировании личности подростка (Как взрослые могут повлиять на жизнь подростков?).

  Проблема влияния событий детства, детских и юношеских переживаний на формирование характера человека, его дальнейшую судьбу (Какое влияние оказывают на формирование характера человека события, которые произошли в детств?).

3.      Роль классической литературы в духовном развитии современного общества.

  Проблема роли книги в интеллектуальном, духовном, нравственном развитии современного общества.

  Проблема снижения уровня читательской активности в современном обществе (Почему современная молодёжь стала меньше читать? Изменилось ли в обществе отношение к книге? Может ли телевидение стать альтернативой книге?).

  Проблема понимания важности и необходимости изучения литературы в школе (Нужно ли изучать литературу современным школьникам?).

4. Сложность и противоречивость человеческих поступков.

  Проблема предательства, ставшего причиной разрушения дружеских отношений (Возможно ли продолжение дружбы после предательства?).

  Проблема нравственного выбора человека в экстремальной жизненной ситуации.

  Проблема отличия истинного героизма от лжегероизма, связанного с бессмысленным риском собственной жизнью.

5. Человеческое благородство.

  Проблема чести как одного из главных факторов, влияющих на нравственный выбор человека.

  Проблема совести и ответственности человека за свои поступки (К чему может привести халатное, равнодушное отношение человека к своему делу?).

  Проблема человеческого упорства в достижении поставленных целей.

  Проблема человеческого благородства (В чём заключается истинное величие человека?).

6. Честь и человеческое достоинство.

  Проблема утраты моральных ценностей (К чему приводит утрата моральных ценностей?).

  Проблема защиты чести и собственного достоинства.

  Проблема истинных и ложных жизненных ценностей.

7. Отношения человека с другими людьми.

   Проблема преодоления эгоизма в отношениях с другими людьми.

  Проблема самоотдачи в отношениях с человеком, которого считаешь своим другом.

  Проблема истинной дружбы.

  Проблема проявления грубости людей по отношению друг к другу (Как действуют на людей проявления грубости? Можно ли противостоять её проявлению?).

  Проблема отношения к пожилым людям (Что нужно сделать, чтобы пожилой человек почувствовал себя необходимым своим близким и был счастлив?).

  Проблема помощи отчаявшемуся человеку обрести веру в себя.

8. Восприятие человеком окружающего мира.

  Проблема утраты современным человеком способности радоваться жизни из-за мелких бытовых неурядиц.

  Проблема обретения радостного мировосприятия (Почему нужно учиться культуре радости?).

9. Одиночество человека.

  Проблема одиночества человека (Когда и почему человек чувствует себя одиноким? Как можно помочь ему избавиться от этого чувства?).

  Проблема одиночества ребёнка в мире взрослых людей (Почему недопустимо, чтобы ребёнок ощущал себя одиноким?).

  Проблема одинокой старости.

10.    Человек и искусство.

  Проблема неоднозначного восприятия искусства разными людьми (Почему одни люди погружаются в мир, созданный художником, а другие остаются глухи к прекрасному?).

  Проблема назначения подлинного искусства (Какое искусство необходимо обществу?).

  Проблема восприятия музыки человеком.

11.    Отношение человека к миру природы.

  Проблема бездушного, потребительского, безжалостного отношения человека к миру природы.

  Проблема восприимчивости ил невосприимчивости человека к красоте природы.

  Проблема влияния красоты природы на настроение и образ мыслей человека.

  Проблема негативного воздействия научно-технического процесса на взаимоотношения человека и природы (В чём проявляется негативное влияние цивилизации на жизнь человека, его взаимоотношения с природой?).

  Проблема бездомных животных (Обязан ли человек помогать бездомным животным?).

12.    Бережное отношение человека к языку.

        Проблема экологии языка (Какие изменения происходят в настоящее время в русском языке? Как относятся современные россияне к культуре своей речи? Почему необходимо предпринимать экстренные меры по сохранению и поддержанию чистоты и правильности русской речи?).

13.    Человек и власть, которой он наделён.

        Проблема влияния власти на характер и поступки человека, наделённого ею (Как должны вести себя по отношению к окружающим люди, получившие особые полномочия и привилегии? Почему даже минимальная власть делает некоторых людей жестокими и грубыми?).

14.    Сострадание окружающим.

        Проблема наличия или отсутствия у человека способности к сочувствию (Как влияет на жизнь человека обладание способностью к сочувствию или отсутствие у него такой способности? Нужно ли воспитывать у человека чувство сострадания?).

        Проблема действенного сострадания.

        Проблема сочувствия и активной помощи человеку.

15.    Отношение человека к войне.

        Проблема отношения человека к войне (Почему человеческое сознание не может признать сам факт войны?).

        Проблема душевного состояния человека в условиях войны (Как влияют военные события и связанные с ними человеческие трагедии на душевное состояние людей, на их способность сострадать?).

        Проблема поведения человека на войне (Как война заставляла человека вести себя? Что помогало людям в годы войны вести себя героически? Что привело советских людей к Победе?).

        Проблема героизма и стойкости перед лицом суровых военных испытаний (Что делает обыкновенных людей мужественными и стойкими в годы войны? Почему люди готовы были жертвовать собой в годы войны? Что может быть под силу обыкновенному человеку в экстремальных ситуациях?).

        Проблема проявления гуманизма в тяжёлых военных условиях.

2) Комментарий проблемы

Выделяют два типа комментария : текстуальный и концептуальный.

  1.  Текстуальный комментарий представляет собой объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы.

Следующие синтаксические конструкции при текстуальном комментарии помогут не сбиться на пересказ исходного текста:

Начало комментария

  •  Проблему (чего?) автор раскрывает на примере...
  •  Этот вопрос автор раскрывает, изучая..,
  •  Рассматривая проблему (чего?) на примере..., автор с (иронией, тревогой, возмущением и т.д.) рассказывает о том, что...
  •  Комментируя данную проблему, хочется отметить ее (типичность; новизну; актуальность и т.д.). Проблема актуальна особенно сегодня, потому что...
  •  Комментируя эту проблему, нельзя не отметить (ряд ее интересных аспектов; ее аспекты, которые особенно волнуют автора и т.п.)

Продолжение комментария (подобные синтаксические конструкции используются при текстуальном комментарии)

  •  Автор текста обращает внимание читателя на,..
  •  Писатель, ведя повествование от лица..., дает возможность...
  •  Две контрастные картины — и читатель понимает, что...
  •  Ни одна деталь не остается незамеченной автором, и поэтому....
  •  Автор так воссоздает эту историю, что...
  •  Каждая реплика героя(ев) текста позволяет понять, что...
  •  Избранный автором художественный прием... усиливает эмоциональное воздействие рассказа...
  •  В... (диалоге, художественной детали и т.д.) проясняется художественный замысел автора...
  •  Композиционный прием (указать, какой(-ие) ... помогает автору…
  •  Избранный автором художественный прием (указать, какой(-ие) ...помогает глубже понять..., усиливает эмоциональное воздействие текста.
  •  Проникновенность авторской речи объясняется тем, что...
  •  Контраст в тексте воссоздает реальные жизненные конфликты, через которые познается...
  •  Автор объективно показал, почему... ... — все это углубляет восприятие текста.
  •  ... — все это дает возможность автору показать...
  •  Интересен у автора способ раскрытия характера героя...
  •  Хорошее знание психологии позволило писателю...
  •  В читателе писатель предполагает единомышленника, и потому...
  •  Автор за частными судьбами видит..., и поэтому на протяжении всего текста звучит мысль о....
  •  Текст привлекает внимание не только композиционным построением, но и
  •  глубиной авторской мысли
  •  ... ярко выражен внутренний конфликт, благодаря чему внимание читателей приковано к...
  •  Взаимодействие текста и подтекста позволяет. ..
  •  Художественные детали помогают автору подчеркнуть...
  •  Автор почти не дает портретных характеристик, их заменяют....
  •  Композиция текста помогает понять, что...
  •  ... — лишь одна сторона исследуемой проблемы. С другой стороны, автор
  •  обращает внимание читателя на...
  •  Композиционный(ые) прием(-ы) (указать, какой(ие) позволяете ют) понять
  •  узловые места текста...
  •  Автор не делает прямых выводов, а...
  •  Автор убедительно показывает, что.. В этом ему помогает (подтекст; прием
  •  иронии и т.д.).
  •  Писатель стремится к такому изображению, когда читатель получает возможность...
  •  А втор замечает, что...
  •  Художественный прием контраста, удачно примененный здесь писателем,
  •  подчеркивает...
  •  ..., замечает автор, ...
  •  Неслучайно писатель особо подчеркивает. ...
  •  Писатель всем ходом повествования доказывает...
  •  Автор через события рассказа показал (нравственную, философскую, культурную и т.д.) проблему, раскрыл ее сущность.
  •  Автор обосновывает справедливость своих суждений, используя...

Финальная часть

комментария и

переход к формулировке авторской позиции

  •  Таким образом, авторская позиция по исследуемой проблеме очевидна:...
  •  ... — вот авторская позиция по данной проблеме.
  •  Автор считает, что... и т.д.

Пример 1.

Проблему губительного влияния тоталитарного режима на мировосприятие и сознание ребенка автор раскрывает на примере детских рисунков, обнаруженных героем его рассказа.

Композиционные приемы повтора, усиления и противопоставления позволили Шаламову подчеркнуть главное: безыскусные, лишенные детской фантазии рисунки — самое сильное и самое убедительное обвинение сталинскому режиму. Взаимодействие текста и подтекста показало, что ужасный, абсурдный мир стал для ребенка обыденной реальностью. Ему и в голову не приходит, что жизнь может быть солнечной, безоружной. Заборы с колючей проволокой ограничили не только пространство, свободу, но и сознание маленького художника: он лишен эмоций, фантазии, сказки.

Пример 2

Рассматривая проблему великодушия на примере эпизода из жизни своего героя, Астафьев рассказывает о том, как нравственный урок, преподанный пожилым бойцам, помог юному солдату понять простые, но важные жизненные истины. Его персонаж был одержим одной мыслью – успеть съесть как можно больше, не думая о напарнике. Голод подчинил его полностью, превратив в озлобленное, жадное существо. Несобственно-прямая речь, использованная автором, передает чувство героя- рассказчика. Но это лишь одна сторона вышеназванной проблемы. С другой стороны, автор обращает  внимание читателя на поведение пожилого бойца, и прием противопоставления позволяет увидеть мудрое благородство этого солдата. Астафьев подчеркивает, что именно оно привело  рассказчика к осознанию собственно ничтожества, а впоследствии – к переосмыслению жизненной ситуации.

  1.  При концептуальном комментарии учащийся, опираясь на понимание проблемы исходного текста, дает различного рода интерпретации этой проблемы. Вы как бы «пропускаете» проблему текста через свое восприятие и высказываетесь  по ней.

Какие синтаксические «маркеры» можно использовать в нем? В начале и финальной части комментария — те же, что и в текстуальном, а в основной части следующие:

Начало комментария

  •  Проблему (чего?) автор раскрывает на примере...
  •  Этот вопрос автор раскрывает, изучая..,
  •  Рассматривая проблему (чего?) на примере..., автор с (иронией, тревогой, возмущением и т.д.) рассказывает о том, что...
  •  Комментируя данную проблему, хочется отметить ее (типичность; новизну; актуальность и т.д.). Проблема актуальна особенно сегодня, потому что...
  •  Комментируя эту проблему, нельзя не отметить (ряд ее интересных аспектов; ее аспекты, которые особенно волнуют автора и т.п.)

Продолжение комментария (подобные синтаксические конструкции используются при текстуальном комментарии)

  •  На мой взгляд, автор одним из первых привлек внимание читателя к подобным явлениям.
  •  Эмоциональность,  экспрессивность текста достигается употреблением...
  •  По мнению автора, подобные явления все чаще и чаще встречаются в нашей жизни.
  •  Автор дает прямые оценки явлениям и событиям...
  •  Автор обосновывает справедливость своих суждений, используя...
  •  Нетрадиционны и интересны аргументы, используемые автором.
  •  Новизна авторского взгляда на поднятую проблему в том, что...
  •  Для иллюстрации основного тезиса автор использует яркие примеры.
  •  Обосновывая (доказывая) свою точку зрения, автор приводит интересные аргументы.
  •  Автор обосновывает свое мнение, указав причины, которые делают эту проблему актуальной.
  •  Автор считает, что...
  •  Автор утверждает, что...
  •  Автор убежден, что..., и подобная уверенность небезосновательна.
  •  Автору важно убедить читателя в том, что... и т.д

Финальная часть

комментария и

переход к формулировке авторской позиции

  •  Таким образом, авторская позиция по исследуемой проблеме очевидна:...
  •  ... — вот авторская позиция по данной проблеме.
  •  Автор считает, что... и т.д.

Пример 1

В. Шаламов показал опустошающее влияние тоталитарного режима па сознание ребенка, его воображение. Даже воспоминания автора, взрослого человека, прошедшего через многие лишения, ярче детских фантазий хозяина тетрадки, в которой столько правды, несовместимой с понятием «детство».

Ребенок творил, но автор назвал его творчество «грозным», и это единственная оценка, которую дает Шаламов рисункам. В иной они и не нуждаются. Да, нет в них ни ужаса, ни очевидных страданий, нет негатива, но вывод, к которому приходит читатель, страшен: в детских рисунках вообще нет эмоций.

Нет ни волка выше елок, ни Ивана Царевича, нет даже птиц, — только правильные масштабы, только сухая, почти документальная передача реальности. Воображение моленье кого художника ограничено «железными нитями казенного образца».

Пример 2

Великодушие. В каком дефиците сейчас это нравственно качество! Писатель позволяет увидеть, во что может превратиться человек, который следует только собственным эгоистически потребностям. Автор показывает, как низки мысли и переживания рассказчика, одержимого одним чувством –утолить голод. Да, безусловно, это сильное желание, но Астафьев обращает внимание читателя на поведение пожилого бойца: он тоже не менее голоден, однако его действия и поступки позволяют понять и финальные рассуждения повествователя, и авторскую речь.




1. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата технічних наук3
2. Организация коммерческой деятельности в оптовопосреднической структуре
3. Ивану Павловичу Пискову Денису Анатольевичу Узойкину за весомый вклад в подготовку данной книги к из
4. технологического прогресса
5. Статья- Религия восточных славян накануне крещения Руси
6. день жизни у новорожденного берутся несколько капель крови из пятки на бланк особой фильтровальной бумаги
7. Дипломная работа- Ответственность за убийство
8. Тема- Дробление и подготовка сырья к обогащению Автор- студент гр
9. і. До основних загальних принципів належать ті що діють у рамках всієї системи права наприклад принцип з
10. Публичная компания должна иметь как минимум двух директоров
11. 100 В режиме эксплуатации данная АТС не требует постоянного присутствия обслуживающего персонала в автозале
12. Расчет экономической эффективности устройств СЦБ
13. Глобальные проблемы здоровья человечества
14. поле применяется тогда когда надо сопоставить каждой точке пространства некоторую физиче скую характ
15. Основи юридичної психології
16. политическую мысль и философию Беларуси.
17. Накопление и научно-технический прогресс
18. Модуль упругости МПа 200000 55000 Относительное удлинение 25
19. 1С 30.Робота з документами- введення документів пошук раніше створених документів загальні реквіз
20. самой верхушке власти