Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Долбенко Елизавета, ИСГО, ДИС-1, 3 курс
Тема 3. Эволюция социологических представлений о роли средств МК
Одно из важных положений авторов состоит в том, что система массового производства товаров, услуг и идей «адекватна» существующей социально-экономической системе в целом, с ее преданностью технологическому рационализму. В отдельной главе своей работы «Культуриндустрия. Просвещение как обман масс» они приходят к выводу, что значительную роль в этой связи в современном обществе начинает играть индустрия культуры, а в теории коммуникации данное понятие (индустрия культуры) становиться центральным. Философы Франкфуртской школа фиксируют новый феномен в развитии социума: в начале - середине XX века быстрыми темпами начинает развиваться индустрия потребления и развлечений. В связи с этим обстоятельством культурные формы начинают приобретать новое качество. В условиях развития современного капитализма законы рынка становятся определяющими для всех сфер жизнедеятельности общества, в том числе и для сферы культуры. При таких обстоятельствах материалы культуры приобретают форму товара, созданного для продажи и получения прибыли. В своей книге немецкие ученые открыто декларируют, что «кино и радио уже не требуют выдавать себя за искусство. Та истина, что они являются ничем иным, как бизнесом, используется ими в качестве идеологии, долженствующей лигитимировать тот хлам, который они умышленно производят. Они сами себя называют индустриями, и публикуемые цифры доходов их генеральных директоров устраняют всякое сомнение в общественной необходимости подобного рода готовых продуктов».78 Ценность таких культурных продуктов, по мнению немецких авторов, определяется уже не художественными достоинствами, а логикой товарного производства и обмена, поэтому неотъемлемыми чертами культурной продукции становятся стандартизация, массовость, стереотипность, а сама культуриндустрия становится феноменом «стандартизации и серийного производства». Основной доминирующей сущностью массового производства культурных продуктов является повторение, то есть не создание и открытие духовных и нравственных истин, чем призвано заниматься и занимается высокое искусство, а воспроизводство и массовое тиражирование уже открытых истин. Авторы делают вывод о том, что культурные ценности как таковые, с одной стороны, и деятельность средств массовой коммуникации - с другой, являются «нестыкующимися» друг с другом явлениями.
Следующее важное положение концепции индустрии культуры заключается во взаимоотношениях средств массовой коммуникации и аудитории. По мнению Т. Адорно массовое производство культурных форм предполагает унификацию (единообразие) индивидуальных особенностей. Такой взгляд позволяет ему рассматривать аудиторию как некоторую однородную массу. Технологии массовой коммуникации таковы, что их результатом зачастую является изоляция людей друг от друга. Очевидным, по мнению данного автора, становится и то обстоятельство, что средства массовой коммуникации способствуют ослаблению активности межличностного общения, чувств социальной и моральной солидарности между людьми. В этом плане показательным является его замечание относительно термина «массмедиа», высказанное им в одной из более поздних работ. Он считает, что данный термин искажает истинную суть медиа (или средств массовой коммуникации). По его мнению, изначальный смысл термина состоял в том, что массы являлись некоторым субъектом, на удовлетворение потребностей которого и направлена деятельность медиа. В реальных же условиях массы становятся лишь объектом. Они получают не то, что хотят, а то, что им предлагается. Отчасти в этом и состоит смысл использования термина «индустрия культуры».
. Модель Теодора Ньюкомба3 (часто именуемая А В .^-моделью) рассматривает отношения между участниками и объектом коммуникации и описывает влияние этих отношений на характер и результат коммуникативного взаимодействия.
Модель Ньюкомба отвечает на следующие вопросы:
Что побуждает субъектов к вступлению в коммуникацию?
Каким образом влияют на коммуникацию отношения между субъектами?
Каковыми могут быть все возможные психологические эффекты коммуникации между двумя субъектами?
В качестве рабочей модели Ньюкомб предложил ситуацию элементарного коммуникативного взаимодействия, в которой два субъекта (А и В) вступают в коммуникацию по поводу некоего внешнего по отношению к ним объекта^. При этом любой вариант сложного взаимодействия может быть сведен к совокупности элементарных взаимодействий. В качестве А и В могут выступать социальные субъекты любых типов индивиды, социальные группы, социальные организации, массовые общности. Простейшая ситуация наблюдается в случае межличностной коммуникации.
Автор модели предполагает, что в элементарной коммуникативной ситуации во взаимодействие должны вступить по крайней мере два индивида и его предметом будет выступать некоторый общий объект или тема. Главной задачей коммуникации будет обеспечение взаимодействующих субъектов одновременной ориентацией относительно предмета коммуникации, а также ориентацией друг относительно друга. Именно потребность в ориентации как одна из ведущих психологических потребностей человека побуждает его к вступлению в коммуникацию. Под ориентацией в данном контексте понимается эмоциональная оценка, опирающаяся на когнитивную осведомленность об объекте. Когнитивная осведомленность представляет собой освоенную субъектом информацию об объекте.
Согласно Ньюкомбу, понятие ориентации может быть описано в терминах позитивных (+) или негативных (-) аттитюдов. Позитивный аттитюд характеризуется симпатией к объекту и стремлением к взаимодействию с ним, негативный антипатией и избеганием объекта.
Как полагает Ньюкомб, коммуникация в своем элементарном виде возможна в том случае, когда два субъекта А и В испытывают потребность в ориентации и выработке аттитюдов по отношению к внешнему объекту Х и друг относительно друга
Феномен «спирали молчания» известен достаточно давно. Однако своё имя данный феномен получил лишь в 60-гг. 20 века от доктора философии и экономики, профессора Института демоскопии в Алленсбахе Элизабет Ноэль-Нойман, являющейся автором монографии под названием «Общественное мнение. Открытие спирали молчания». Говоря о действии феномена «спирали молчания» Э. Ноэль-Нойман указывает на два внешних выражения его действия на общество: поведение электората известное как «сдвиг последней минуты и «эффект одной упряжки». При этом под первым из них следует понимать ситуацию, когда индивид в последний момент меняет свое мнение в пользу той или иной партии под воздействием общественного мнения, а под вторым ситуацию при которой индивид пытается выдать себя сторонником партии-победителя, даже если на самом деле голосовал иначе.
Главным же основанием для действия «спирали молчания» необходимо назвать феномен общественного мнения, при этом следует более-менее полно определить, что входит в понятие «общественного мнения».
Сама Э. Ноэль-Нойман в своей монографии, ссылаясь на 50 определений общественного мнения, предложенных Гарвудом Чилдсом в 1956 г., указывает на огромную сложность, заключающуюся в нахождении единственно верного с позиции изучаемого феномена определения общественного мнения. Э. Ноэль-Нойман считает, что общественное мнение можно определить как «ценностно окрашенное, в частности имеющее моральную окраску, мнение и способ поведения (“хорошо” или “плохо”, “со вкусом” или “безвкусно”, аналоги во французском языке “умно” или “глупо”), которые если речь идет об устоявшемся, закрепившемся согласии, например догме или обычае, следует демонстрировать прилюдно, если не хочешь оказаться в изоляции, или которые в проходящих, “текущих”, согласно Теннису, состояниях можно прилюдно демонстрировать, не боясь изоляции». Прежде всего, следует заметить, что Э. Ноэль-Нойман тесно связывает понятие «спирали молчания» с понятием «сдвига последней минуты» (по-другому, такой эффект может быть назван «эффектом попутчиков в последнюю минуту»), который следует охарактеризовать как резкую смену индивидами своего решения под давлением общественного мнения непосредственно в ситуации принятия данного решения. Для подтверждения того, что данный феномен действительно работает, Э. Ноэль-Нойман провела ряд демоскопических опросов, один из которых был предложен респондентам в виде теста, названного «железнодорожным тестом». Однако автор теории «спирали молчания» считает, что все же главенствующую роль в данном случае следует отдать страху индивида перед изоляцией. Открытие теории спирали молчания, по мнению Э. Ноэль-Нойман, позволяет получать более достоверные результаты при изучении общественного мнения, опираясь на понимание того, что само по себе общественное мнение базируется на «бессознательном стремлении людей, живущих в некотором сообществе, прийти к общему суждению, к согласию, которое необходимо, чтобы действовать и принимать решения соответственно обстоятельствам».
Роман Якобсон выстраивает модель речевой коммуникации в виде шести функций языка. Между коммуникатором и реципиентом он помещает контекст, сообщение, контакт, код. Эти шесть элементов модели находятся в различных видах связей и отношений с функциями языка. Экспрессивная функция связана с коммуникатором и выражает его отношение к исходящей речи. Одно и то же содержание может иметь множественный интонационно-эмоциональный оттенок. Метаязыковая функция имеет непосредственную связь с кодом. С его помощью можно узнать значение слова через описание его содержания, не зная само слово, например показав предмет. Когнитивная функция сориентирована на контекст и реализуется посредством обращения непосредственно к объекту, о котором сообщается. Конативная функция выражает непосредственное воздействие на сторону, принимающее сообщение, например, используя повелительное наклонение. Фатическая функция реализует цели поддержания контакта, не обращая особого внимания на содержание. Поэтическая (риторическая) функция в большей степени ориентируется на форму, чем на содержание.
Роман Якобсон, считал, что информация становиться сообщением тогда, когда она включена в определенную знаковую систему, которая доступна для адресанта, и в контекст.
Проанализировав функции, выделенные Якобсоном можно сделать вывод, что данная модель относится к двусторонней ассиметричной, так как, например, конативная функция выражает непосредственное воздействие на сторону, принимающее сообщение, например, используя повелительное наклонение. Ею выражается эффект или воздействие, которое оказало сообщение на реципиента.