Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Тема:
«Покров Пресвятой Богородицы»
План:
Введение.
1.Из истории создания праздника Покрова.
2.Покров Пресвятой Богородицы, от бед хранящий.
3.Храмы Покрова в честь Богородицы.
4. Поверья и приметы на Покров.
5. Заключение.
Список используемой литературы.
Распахнулись синие дали
Для любви, для тепла, для добра.
Целый год мы все вместе ждали,
Праздник светлого Покрова.
Введение
Современные православные праздники имеют огромное значение, как для Русской церкви, так и для всех православных христиан. Они посвящены воспоминаниям о различных событиях из жизни Иисуса Христа и его учеников, Божией Матери, а также памяти мучеников и святых угодников, вся жизнь которых была великим примером самоотверженного служения Богу.
14 октября - Покров Пресвятой Богородицы. День Покрова. Это великий праздник, один из самых чтимых в русском народе.
Я живу в селе Хортица Александровского района. На территории Администрации нашего сельсовета есть с. Шар, где престольным праздником является праздник Покрова Пресвятой Богородицы.
Прошлое - это бесконечная даль, и чем больше мы в нее вглядываемся, тем лучше видим, как глубоко в века уходят корни человеческой истории. Но бывают события, которые объединяют все столетия, все народы, и тогда время, безжалостно, на первый взгляд, отмеривающее земной человеческий путь, словно бы перестает существовать. К таким событиям принадлежит чудо Покрова. Оно произошло очень давно - историки до сих пор спорят, когда именно это случилось. Но так ли это важно, если то, что произошло темной ночью во Влахернском храме Константинополя, вообще не имеет времени.
Древний Царь град поражал современников своими храмами и дворцами, ипподромами и базарами, могучими каменными стенами. Людям начала третьего тысячелетия он не показался бы особенно большим - всего несколько сот жителей, даже внутри городских стен - нивы, огороды, виноградники, мирно пасущиеся стада… Но тогда это был один из крупнейших городов обитаемого мира - столица огромной Византийской империи, царь городов и город царей.
Владения Второго Рима простирались от Дуная на севере до Тигра и Ефрата на юге, от Кавказских гор на востоке до Адриатики на западе. Византия постоянно воевала, то приобретая новые земли, то обороняя от врагов собственные. Жители империи называли себя ромеями («римлянами»),и Константинополь был для них Новым Римом, где жили представители разных народов: греки, сирийцы, скифы, славяне. Всех их объединяла православная вера, сохраненная в чистоте с апостольских времен и закрепленная деяниями Вселенских Соборов.
В 10 веке по этим улицам Константинополя бродил Христа ради юродивый Андрей. Сохранились свидетельства о его недюжинном уме и красоте телесной. Родом славянин, он прекрасно изучил греческий язык, прочел немало книг. И тогда Господь призвал его на тяжкий подвиг юродства. Ходил Андрей по городу в ветхом рубище, сказываясь безумным, а по ночам подолгу молился в цареградских храмах.
В Константинополе было много церквей, а одной из самых почитаемых слыла Влахернская, стоящая на берегу залива Золотой Рог. Здесь хранился золотой ковчег, украшенный драгоценными камнями, а в нем - риза Пресвятой Богородицы, Ее головное покрывало и часть пояса. Построил храм император Лев Великий по обретении этих святынь в 458 году специально для их хранения.
И совершалось здесь чудо: «был некогда в Константинополе в одной из церквей образ Святой Девы, перед которым висел покров, закрывающий его. Но в каждую пятницу на вечерне этот покров безо всякого содействия, сам собою и Божественным чудом, как бы подымался к небу, так что все могли это ясно и вполне видеть, а в субботу покров нисходил на прежнее место и оставался там до следующей пятницы». Предполагают, что этот образ Богоматери был мозаичным и находился в главном алтаре Влахернского храма. Еще в 511 году было установлено, и с тех пор еженедельно совершалось перед ним особое ночное бдение с песнопениями. Во времена Андрея юродивого Византия переживала трудный период своей истории. Огромное войско сарацин вторглось в пределы империи. И тогда православные собрались во Влахернский храм на ночное бдение. Тьма окутывала храм, только шум волн залива нарушал благоговейную тишину, все молились: «Пресвятая Госпожа наша Богородица, спаси нас!» Вместе со всеми горожанами молились Андрей юродивый и верный ученик его Епифаний, ставший впоследствии шестьдесят седьмым по счету патриархом Константинопольским…
И вдруг, словно не стало кровли храма, все озарилось дивным светом, и увидел Андрей Царицу Небесную, шествующую от царских врат. Ее окружали святые пророки, апостолы, Ангелы, славящие Пречистую хвалебными именами. А рядом с Богородицей, поддерживая Ее, шли: Иоанн Креститель и Иоанн Богослов.
От лика Богородицы исходил неземной утешный свет. И видели они, как, преклонив колена, молилась Пречистая за христиан со всех концов земли, как, сняв с главы своей, подобно молнии, блиставшее покрывало, распростерла его над молящимися. И стало покрывало столь огромным, что покрыло собою весь православный мир. И пока стояла Пречистая во Влахернском храме, был ясно виден и Ее святой покров, а по отшествии Ее и покров сделался незримым. Было это чудо явлено в воскресенье 14 октября в царствование императора Византии Льва VI Мудрого. Точный год неизвестен и не так уж важен, ибо было это всегда и всегда пребудет - моление Пречистой о грешном роде человеческом. Много свидетельств чудесной защиты Богородицы и покрова Ее знал Константинополь. В ту самую ночь, когда простерла Она свой покров над молящимися во Влахерне, бежали сарацины.
А еще раньше опущенная в воды залива Золотой Рог риза Богородицы спасла город от скифов, чуть позже - от агарян, в 866 году - и от набега русских язычников Аскольда и Дира с дружиной. Случилось так, что праздник Покрова Пресвятой Богородицы православные начали отмечать не в Царьграде, где случилось само это чудо, а на Руси, где среди дремучих лесов и ледяных равнин жили непонятные для византийцев люди, чьи ладьи не раз появлялись в водах Босфора. Со времен Аскольда и Дира они изменились - крестились, приняв Православие, стали украшать свою землю великолепными храмами, писать дивные иконы, славить Пресвятую Богородицу и Предвечного Сына Ее. И чудесное событие, случившееся некогда в Константинополе, стало для них великим праздником.
Со временем именно наша страна, Святая Русь, приняла из дряхлевших рук тысячелетней Византийской империи светоч Православия и понесла сквозь века дальше, назвав свою столицу Москву Третьим Римом. …А теперь перенесемся из знойного, роскошного и богатого Константинополя во Владимиро-Суздальскую землю XII века, в стольный град ее Владимир, где правил великий князь Андрей Боголюбский (1111-1174) - второй сын великого князя Юрия Долгорукого. Втянутый в бесконечную братоубийственную войну за главный на Руси Киевский престол, князь Андрей проявлял чудеса храбрости, не раз жизнь его висела на волоске. Но был он добр душою, мягок сердцем, более иного мечтал о мире в своей стране, о том, чтобы заступничество Пречистой, Ее чудесный покров защищали Русь от внешних врагов и от внутренней розни.
Великий князь Андрей Боголюбский утвердил на Руси праздник Покрова Богородицы в 1160-х годах и тогда же воздвиг в честь него необыкновенный по красоте храм Покрова - в самом сердце своего княжества, в долине у слияния рек Клязьма и Нерль. Это маленькое, изящное здание поставлено на небольшом холме, на приречном лугу, там, где Нерль впадает в Клязьму. Бывало, что во время весеннего разлива вода подступала к самым стенам церкви, и тогда над водной гладью одиноко высился ослепительно сверкающий белизной легкий одноглавый храм, словно свеча, вырастающий над просторами заливных лугов во всей своей ясности и красоте...
Там, где Нерль впадает в Клязьму,
Среди травных покрывал,
Шаль надев из белой бязи,
Встала церковь Покрова.
С.Леонтьев
Словно яркая свеча озарил он все последующее русское зодчество. Призывая на Русь покров Пречистой, великий князь Андрей украсил свой стольный град многими замечательными храмами в честь Богородицы. На краю горы во Владимире - огромный златоглавый Успенский собор.
Над главными Золотыми воротами города - храм Положения ризы Богоматери
Всю жизнь боролся великий князь Андрей против розни и разобщенности своей земли. Свято верил, что покров Богородицы защитит Русь «от стрел, летящих во тьме разделения нашего». Пришло время, и развеялась та тьма. Поэтому праздник Покрова и мыслится как праздник всей Русской земли и мира православного: «Богородица всему миру правдивый Покров». «Тебе вся земля дары приносит, яко Царице, Божией Матери», - читается на службе в праздник Покрова. Много чудес совершил покров Богородицы на Русской земле. Тысячами Покровских храмов украсили ее русские люди. Помимо храма на Нерли уже в XII веке существовал Зверин монастырь в честь Покрова Богородицы в Великом Новгороде. Чтимые иконы Покрова имелись во многих городах и селах - в храмах и монастырях.
Вблизи деревень Верхней и Средней Каинкуловых Оренбургского уезда Илецкого благочиннического округа Оренбургской епархии в 1898 году была основана женская община, а с 1904 года обращена в монастырь. В настоящее время здесь располагается село Шар северо-восточнее с. Хортица, между речками Уран и Ток, в Александровском районе Оренбургской области. Вот как описывает эти места в « Епархиальных ведомостях» тех времён священник Мануил Немечек: « трудно себе представить местность более располагающую к подвигам физического труда и молитвы, чем ту живописную местность, в которой раскинулись постройки сестёр, прибегнувших под Покров Божьей Матери.
Благочестивая жена, мещанка города Самары, Прасковья Васильевна Разгуляева, в иннокинях Палладия, потерявшая своего мужи и оставшаяся бездетной вдовою, решила самою себя и всё добро, благоприобретённое ея покойным мужем, посвятить на служение Богу и пожертвовала на устройство женской общины земельный участок в 1069 десятин. Во исполнение своей заветной мечты она прежде всего соорудила небольшой храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы и два жилых помещения для сестёр возникшей общины».
Указом Св.Синода 13 января 1899 года община была утверждена с наименованием Покровской женской общины. Указом Св. Синода 23 июля 1904 года община преобразовалась в монастырь.
Когда в селе есть храм, то у жителей есть вера в будущее. Будет возвращаться в родные места молодежь, приедут новые семьи, которые хотят работать на земле, растить детей.
4.Поверья и приметы на Покров.
Для крестьянина Покров день один из самых важных осенних праздников, связывающийся в народной традиции с завершением сельскохозяйственных работ и началом зимы.
Пограничное положение праздника Покрова между осенью и зимой обозначило его как день, по которому определяли погоду на пердстоящую зиму, так как для крестьян всегда представляло важность, сурова ли будет приближающаяся зима. Соответственно примечали: « Какова погода на Покров такова и зима», « Откуда ветер на Покров, оттуда начнутся соответственно морозы», « если лист с дуба или берёзы на Покров упадёт чисто к лёгкому году, а не чисто к строгой зиме», « отлёт журавлей на Покров на раннюю холодную зиму», « Коли белка до Покрова чиста ( вылиняла), то осень ( зима) будет хороша.
В день Покрова Пресвятой Богородицы православные люди ходят всегда в храм, чтобы в молитве испросить милости и заступления Божией Матери. По христианскому учению Богородица, осеняя людей спасительным Покровом, жалеет, защищает, спасает их.
Покров считался русскими крестьянами также днем перелома в годичном круговороте жизни. С этого дня, по их представлениям, начиналась зима: «С Покрова до обеда осень, а после обеда зимушка-зима», - а вместе с нею новые хозяйственные и семейные заботы. По народным представлениям, ко дню Покрова Богородицы должен быть убран весь урожай с полей и большая часть урожая с огородов, что говорится в поговорках и пословицах: «На Покров последний сбор плодов», «Пречистая мать засевает, а Покров собирает». А свою скотину крестьяне на Покров кормили последними снопами и дальше уже не выгоняли ее на пастбища, а переводили скот на приготовленный зимний корм. Существовало поверье, что в этот день на землю с небес спускается Богородица - «заступница усердная» со святыми угодниками, чтобы проверить, собран ли урожай, опустели ли крестьянские нивы, а также, чтобы помочь больным и немощным людям.
Обычай требовал в этот день приступить к делам, связанным с зимним периодом годового цикла. В этот день все крестьяне перебирались из летних холодных помещений в теплые зимние избы, утепляли их, конопатили стены, углы, завалинки, приговаривая: «Батюшка Покров, покрой нашу избу теплом, хозяина добром». Крестьяне говорили: «Не ухитишь тепло до Покрова - изба будет не такова!» Во всех домах полагалось затопить русскую печь, даже там, где было еще тепло, при этом приговаривали: «Батюшка Покров! Натопи нашу печь без дров». Существующие на Покров мудрые пословицы и приметы служили хорошим результатом на практике: «Покров, натопи избу без дров», «Отлет журавлей до Покрова на раннюю и холодную зиму», «На Покров ветер с востока зима холодная», «На Покров до обеда осень после обеда зима», «Не покрыл Покров землю снегом, не покроет и Рождество».
Считалось, что день Покрова Пресвятой Богородицы имеет большое значение для предстоящих браков. С Покрова в русской деревне начинался период осенних свадеб, продолжавшийся до Филиппова дня (14/27 ноября), и посиделок, которые давали молодежи возможность выбрать брачную пару.
В этот день девушки отправлялись в церковь, ставили свечку и во время литургии молились о том, чтобы скорее выйти замуж. В этот же день можно было пойти в лес, встать там на «кресты», т. е. перекресток двух дорог, и крикнуть: «Матушка Покров, землю покрой снежком, а меня, молоду, женишком!»
Девушки отмечали этот день большой трапезой, главным блюдом которой были вареные петухи. После трапезы они ходили по деревне и пели:
Если миленький колечко
Подарит в Покров, любя,
Должно знать мое сердечко,
Полюбилась ему я.
Взрослые женщины, наблюдая за девичьим гуляньем, говорили: «Теперь девки будут женихов ждать».
Связь дня Покрова Богородицы с брачной тематикой объяснялась представлениями о Богородице как покровительнице и защитнице женщин, помогающей выйти замуж, способствующей деторождению, заступнице перед Богом. По мнению ученых, образ христианской Божьей Матери соединился в народном сознаний с древнейшими представлениями о женском божестве - покровительнице домашнего очага, великой помощнице девушек и женщин. Этот обычай появился исходя из того, что в людях со святым покрывалом Пресвятой Богородицы, которым Она молилась за людей, ассоциировалась фата, которой укрывали голову девушки, идущей под венец.
Покров день был связан также и с поминанием «родителей» - предков, хранителей благополучия: домашнего очага, невидимых покровителей семьи. «Родителей» угощали первым блином, испеченным хозяйкой дома. Его укладывали в передний угол на божницу или на полку под божницу. Верили, что предки должны помочь потомкам пережить тяжелую зиму.
5.Заключение
Как правило, праздники и обычаи совпадают с земледельческими природными циклами, и это совсем не случайно. Все мы прекрасно знаем, что крестьянский быт зависел только от природы. Как показывают исследования, традиционные праздники и обряды сохранились до сих пор в среде пожилого, преимущественно сельского, населения, что позволяет сделать выводы о сохранности самобытной культуры русского населения Республики Мордовия. С другой стороны, можно отметить все возрастающий интерес молодежи к традиционной культуре, происходит возрождение православия, которое является духовным стержнем русской и российской культур.
Я очень люблю свое село, которое привольно раскинулось вдоль небольшой речки Ток. Окружённое степями и полями, живет село своей жизнью, своими радостями и печалями.
Жители нашего села очень чтят любые православные праздники. Каждая семья, имея разный материальный достаток, старается к любому празднику накрыть праздничный стол, купить новую одежду. В последние годы праздник Покрова в нашем селе совпадает с Днем пожилых людей. Мы, работники культуры, готовим к этому дню праздничный концерт, на котором читают стихи, поют песни, частушки, играют на гармони.
Список используемой литературы и источников:
1.Баранова О.Г., Зимина Т.А., Мадлевская Е.Л., Островский А.Б., Соснина Н.Н., Холодная В.Г., Шангина И.И., иллюстрированная энциклопедия « Русский праздник» Санкт-петербург « искусство-СПБ» 2001 год.
2.Бусыгин Е. П., Зорин Н. В., Михайличенко Е. В. Общественный и семейный быт русского сельского населения Среднего Поволжья. Изд.: Изд-во Казанского университета, 1973
3.Газета « Оренбургские Епархиальные ведомости» №8(41) июль 2002 год.
4.Забылин М. Русский народ: Его обычаи, предания, обряды и суеверия. Изд.: Эксмо, 2003
5.Сахаров И. П. Сказания русского народа. Изд.: Спб, 1885
6.Терещенко А. А. Быт русского народа. Изд.: Спб, 1848
7.Третьякова О.В., Тверитинова Н.В., « Копилка народных премудростей» М.: Книжный клуб 36.6, 2009. 816с.:ил.