Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Ромашка ст. Гиагинской Гиагинского района Рецензенты- Бондаренко Н

Работа добавлена на сайт samzan.net:


Авторы: Ткаченко  С.М., музыкальный руководитель, Овчинникова Е.И., старший воспитатель, Клепальченко О.В., педагог-психолог  МДОУ №2 «Ромашка» ст. Гиагинской Гиагинского района

Рецензенты: Бондаренко Н.Н., заведующая Гиагинским

РМК; Шепотько Е.В., главный специалист  УО администрации МО «Гиагинский район»; Клепальченко О.В., методист РМК

Данная программа  адресована музыкальным руководителям, воспитателям, методистам  дошкольных учреждений для развития творческих способностей детей в театрализованной деятельности.

                       

Пояснительная записка

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, мыслить и творить. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет тому назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, их интересы ограничены, а игры однообразны.

Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки, у некоторых будущих первоклассников, психологи ставят диагноз: » не доиграл», то есть не натренировал свою фантазию и воображение в процессе игры. Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без эмоционального интереса и удивления, как потребители, а не как творцы.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - что путь через творческую игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность.

Театр - одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей. Театр воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой, психологическим аспектом.

Театрализованная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов.

В процессе общения с театром рождаются и развиваются эмоционально-эстетические переживания, познавательная культура ребенка, формируются умения творческого самовыражения, перевоплощения, от простого подражания перейти к творческому самовыражению.

Несомненно, что приобщение дошкольников к театрализованной деятельности требует целенаправленного руководства ею со стороны педагогов: руководителя творческой группы, музыкального руководителя, психолога, логопеда.

Естественно дети не сразу овладевают умением правильно держать себя в роли: они скованы, речь их невыразительна, небрежна. Чтобы помочь детям раскрыть свои возможности, осознать необходимость работы над ролью, вести себя непринужденно, уметь передать сущность своего персонажа, нужна специальная тренировка на играх - занятиях.

Театрализованные игры, игры - занятия в детском саду можно организовать в утренние и вечерние часы, в нерегламентированное время: органично включать в другие занятия (музыкальные, изобразительные, познавательные).  Все организованные формы театрализованной деятельности проводятся небольшими подгруппами для того, чтобы обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку.  Причем, в зависимости от содержания занятий, группы формируются по-разному.

Следует подчеркнуть, что театрализованные занятия выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции, а не сводятся только к подготовке выступлений. Их содержание, формы и методы проведения способствуют одновременно трем основным целям; развитию речи и навыков театрально - исполнительской деятельности; созданию атмосферы творчества, социально - эмоциональному развитию детей.

Одной из возможностей познакомить дошкольников с театральным искусством является проведение утренников, в основе которых - игра-драматизация по мотивам авторской, народной сказки или вымышленного сюжета. Проведение праздника в такой форме позволяет творчески раскрыться каждому ребенку: кто - то показывает себя в большей роли, кто - то в совсем крошечной; робкие, стеснительные дети могут проговорить свои слова хором ( по два - три человека). В спектакле всегда находится место маленьким танцорам и певцам. Вместе с детьми участвуют и взрослые - воспитатели, нянечки, родители. Иногда к выступлениям привлекаются дети - школьники -бывшие выпускники детского сада. Участие взрослых способствует более полному и яркому выражению идеи праздника.

Театрализованное представление вырастает из репетиций, которые строятся не в виде многочисленных повторений выученного материала, а через раскрытие детьми характеров сказочных персонажей. Педагоги стараются, чтобы подготовка спектаклей не убила детскую самобытность, чтобы участие в представлении приносило радость каждому ребенку.

Особое внимание уделяется оформлению зала, декорациям, костюмам персонажей, применению звуковых и световых эффектов, так как все это помогает ребенку перенестись в волшебный мир сказки, в котором он сам становится героем.

Театральное искусство оказывает огромное воздействие на эмоциональный мир ребенка. Занятия театрализованной деятельностью развивают его память, внимание, совершенствуют речь и пластику движений, способствуют раскрытию творческих способностей.

Паспорт программы

Цель: 1. Приобщение детей к театральной культуре.

  1.  Создание условий для развития творческой активности и артистических способностей детей в театрализованной деятельности детей.
  2.  Обеспечение взаимосвязи театрализованной с другими видами деятельности.
  3.  Создание естественной среды для развития фантазии и воображения у детей, отработки речевых и поведенческих навыков.
  4.  Формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.

 

Основные задачи

  1.  Совершенствовать всестороннее развитие творческих способное гей детей средствами театрального искусства.
  2.  Развивать импровизационную самостоятельность в создании художественного образа на заданный текст в жанре песни, ганца, марша.
  3.  Активизировать и расширять словарь детей:

использование разных частей речи;

-правильная артикуляция произношения звуков, слов;

интонационная выразительность речи;

отработка дикции, речевого дыхания.

  1.  Совершенствование диалогической и монологической форм речи, культуры речевого общения.
  2.  Поддерживать стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа персонажа, используя движение, позу, мимику, жест, речевую интонацию.
  3.  Развивать психические процессы: память, восприятие, внимание, мышление, фантазию, воображение детей.
  4.  Развивать творческие способности в умении передавать настроение, характер музыки, пластикой движений тела, рук, мимикой, жестами.
  5.  Создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.

9. Учитывать возрастные и индивидуальные способности детей.
10.Поощрять желание принимать активное участие в праздниках и
 развлечениях, используя умения и навыки приобретаемые в театрализованных играх, на занятиях.

11 .Формирование активной позиции родителей по отношению проводимой театрализованной деятельности в детском саду.

12.Развивать чувство ритма и координацию движений.

13.Развивать способность искренне верить в воображаемую ситуацию. 14.Развивать пластическую выразительность и музыкальность. 15.Знакомить с видами театрального искусства, театральной терминологией.

Исполнители:

Руководитель творческой мастерской, музыкальный руководитель, психолог, логопед, воспитатели, дети.

Ожидаемый результат

        1. Психологическая комфортность, раскрепощенность, стимулирующие   развитие   духовного потенциала и творческой активности.

  1.  Сформированность умений находить средства выразительности и эмоциональности состояния.
  2.  Расширение импровизационных способностей детей: мимика, жест, пантомимика.
  3.  Развитие нравственно - коммуникативных и волевых качеств личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение довести дело до конца); произвольных познавательных процессов (внимание, память, восприятие, любознательность).
  4.  Привлечение внимания родителей к новым формам работы дошкольного образовательного учреждения по всестороннему развитию личности ребенка.
  5.  Уделять особое внимание одаренным детям, с учетом их повышенной уязвимости, сверхчувствительности, как особенности интеллектуального развития.

Направления работы

  1.  Специально организованная работа педагогов с детьми.
  2.  Свободная самостоятельная деятельность ребенка.
  3.  Участие детей старшего дошкольного возраста в театрализованных играх и драматизациях.

Необходимое оборудование

 

Фортепиано, магнитофон в каждую группу, музыкальный центр в музыкальный зал со стереоустановкой; театральная комната с соответствующим оборудованием: зеркальный уголок для работы над мимикой и артикуляционным аппаратом, костюмы маски, элементы грима; декорации; театральные уголки в каждую группу; куклы для разных видов театров.

Главное требование к организации работы творческой мастерской «Маленький актер»

Обязательная работа воспитателей в группах по театрально - эстетическому воспитанию, гуманное отношение к детям, бережное отношение к детскому незнанию и к детскому творчеству, эмоциональная отзывчивость воспитателей, ежедневное использование элементов театральной деятельности в жизни группы.

Приемы и технологии

  1.  Обучение приемам различных ситуаций, игровых моментов.
  2.  Игры на развитие творческих способностей.  

Психогимнастические этюды для обучения пониманию и выражению эмоционального состояния.

Формы работы

1. Работа с детьми:

- индивидуальная,

парная,

подгрупповая.

  1.  Работа с педагогами
  2.  Работа с родителями.

Структура занятия

1. Приветствие

Цель: создание положительного настроя и заинтересованности у детей, сплочение детского коллектива, развитие коммуникативных способностей.

2. Дыхательные упражнения

Цель: отработка правильного диафрагмального дыхания. Развитие умения регулировать и изменять ритм дыхания, согласовывая свои действия с действиями других. Развитие моторики речевого аппарата. Развитие силы голоса, высоты, длительности звучания, интонационной выразительности. Достижение координации дыхания, речи и движений тела.

3. Артикуляционный аппарат

Цель: выработка правильных, полноценных движений, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады различных фонем.

4. Пальчиковые игры

Цель: развитие моторики рук, координации движений, укрепление мышц суставов кистей. Развитие пластичности и выразительности движений пальцев рук, умения выполнять движения в нужном ритме и темпе. Достижение координации движений рук с другими движениями тела. Развитие тонких тактильных ощущений.

5. Этюды на выражение основных эмоций

Цель: развитие способности понижать эмоциональное состояние другого человека и умения адекватно выразить свое или заданное эмоциональное состояние различными выразительными средствами. Коррекция эмоциональной сферы ребенка. Создание возможностей для самовыражения, формирование у детей умений и навыков практическою владения средствами человеческого общения.

6. Игры на развитие познавательных процессов

Цель: совершенствование памяти, мышления, внимания; развитие восприятия, творческих способностей, воображения, речи, общей осведомленности, воли, наблюдательности и творческой фантазии.  Развитие умственных способностей детей через совершенствование их органов чувств.

7. Этюды на тренировку отдельных групп мышц

Цель: обучение приемам саморасслабления, снятия психомышечного напряжения. Формирование умения произвольно концентрировать внимание на заданных группах мышц. Обучение детей умению наблюдать за ощущениями в теле, определять и сравнивать мышечные ощущения. Формирование навыка управления мышцами тела.

8. Ритмопластика

Цель: развитие двигательных способностей детей (ловкости, подвижности, гибкости, выносливости). Развитие пластической выразительности (ритмичности, музыкальности, быстроты реакции, координации движений). Развитие воображения (способность к пластичной импровизации).

 9. Театрализованная игра

Цель: способствование развитию интеллекта; активизирование познавательного интереса; расширение знаний ребенка об окружающем мире, подготовка его к тонкому восприятию различных видов искусства. Развитие воображения и фантазии. Обучение детей действиям в сценических условиях, где все является вымыслом. Сохранение детской наивности, непосредственности.

10.    Театральный словарь

Цель: ознакомление детей с некоторыми основными понятиями и терминологией театрального искусства.

11. Ритуал прощания

Цель: закрепление и обобщение изученного материала на занятии, подведение итогов. Выражение отношения детей к занятию («Ь<ыыле всею мне понравилось...»).

Тематическое планирование

Занятие №1. «Здравствуй, театр!».

Цель: Ознакомление детей с устройством театра, зрительного зала и сцены: с театральными терминами. Воспитание культуры поведения в театре и на концерте.

1. «Здравствуй, я очень рад тебя видеть!»

Чтения стихотворения «Кто мы такие», беседа о том, где люди становятся зрителями.

  1.  Игра «Поиграем в зрителей».
  2.  Игра «Как мы это делаем».
  3.  Игра «Как мы зрителями стали».
  4.  Игра на сравнение «Найди пять отличий».
  5.  Знакомство детей с главными правилами для зрителей.
  6.  Игра «Незнайкины перепуталки» - что любят зрители и что любят артисты.

Занятие №2. Знакомство с театральными профессиями

Цель: Ознакомление детей с театральными профессиями. Формирование доброжелательного отношения детей друг- к другу. Обучение способности видеть прекрасное в жизни и в людях.

  1.  Перед детьми разыгрывается отрывок из интермедии «Посвящение в зрители» В. Василенко, где действующие лица - Знайка и Незнайка.
  2.  Чтение «Поэмы про театр».
  3.  Загадки о театральных профессиях.
  4.  Игра «Найди свое место».
  5.  Посвящение в зрители.

Занятие №3. Урок театральной азбуки

Цель: Ознакомление детей с театральными терминами: антракт, грим, декорация.

  1.  Просмотр кукольного спектакля.
  2.  Беседа с детьми и объяснение театральных терминов.

Занятие №4. Поездка в театр

Цель: Развитие интереса к сценическому искусству. Ознакомление детей с видами театрального искусства: драматическим, музыкальным, кукольным. Воспитание культуры поведения в театре.

  1.  Посещение драмтеатра.
  2.  Беседа о видах театрального искусства.

Занятие №5

Цель: Отработка правильного диафрагмального дыхания, развитие интонационного строя речи у детей; активного внимания.

  1.  «Здравствуй, я очень рад тебя видеть!». Вводная беседа. Объяснение понятия «интонация». Проговаривание фраз с различной интонацией.
  2.  «Прохлада. Прохладный ручеек».
  3.  «Здравствуйте, котята!».
  4.  «Солдаты».
  5.  «Собака принюхивается», «Лисичка подслушивает».
  6.  «Будь внимателен!», «Слушай звуки».
  7.  «Поющие руки».
  8.  «Мокрые котята».
  9.  «Подарок».

10.Введение слова «аплодисменты».

11 .Прощание «Что мне сегодня понравилось».

Занятие №6

Цель: Знакомство с элементами выразительных движений: жестом и позой; развитие произвольною внимания. Обучение выражению эмоций: удовольствия и радости. Развитие памяти, наблюдательности.

1. «Поздороваемся разными способами». Вводная беседа. Знакомство с понятиями «жест» и «поза». Этюды: «Это я, это мое», «Сколько звуков»  

  1.  «Правильно подышим».
  2.  «Месим тесто».
  3.  «Месим тесто».
  4.  Этюд «Встречи с другом».
  5.  Игра «Кто что делал».
  6.  Этюд «Штанга».
  7.  «Ритмический этюд».
  8.  Игра «Зеркало».

10.Словарь: «жест», «поза».

11. Прощание.

Занятие №7

Цель: Продолжение обучения использовать жесты и позу как средство выразительности. Развитие внимания, сосредоточения, двигательных способностей.

  1.  «Клубочек».
  2.  «Прохлада».
  3.  «Лягушки».
  4.  П.И. «Лодочка».
  5.  Этюд «Игра с камушками».
  6.  Игра «Море волнуется».
  7.  Игра «Пальма».
  8.  Музыкально-пластическая импровизация «В царстве золотой рыбки».
  9.  Игра «Кругосветное путешествие». 10.Словарь: «бутафория».

11.Прощание.

Занятие №8

Цель: Продолжение знакомства с понятиями «жест» и «поза». Развитие внимания, мышления, умения напрягать и расслаблять мышцы.

  1.  «Здороваемся со своим телом». Вводная беседа. Этюд «Заколдованный ребенок».

«Подышим правильно».

«Слон».

П.И. «Дружные ребята».

Этюды: «Любопытный», «Раздумье».

Игра «Съедобное - несъедобное».

Этюд «Буратино и Пьеро».

Музыкально- пластическая импровизация «В стране гномов».

9. Игра «Ровным кругом».
10.Словарь: «актер».

1 1. Прощание.

Занятие №9

Цель: Развитие пантомимических навыков и творческого воображения. Обучение полному расслаблению мышц всего тела. Обучение интонационно и выразительно проговаривать заданные фразы.

  1.  «Произнеси вслух». Вводная беседа о слове «пантомима». Этюд «Усядемся на пригорке».
  2.  «Осенние листья».
  3.  Упражнение «Гриб».
  4.  П.И. «Ежик».
  5.  Этюд «Цветок».
  6.  Игра «Мухи».
  7.  Этюд «Конкурс лентяев».
  8.  Музыкально-пластическая импровизация «Осенние листья».

9. Игра «Нарисуй и скажи».
10. Словарь: «пантомима».

11. Прощание.

Занятие №10

Цель: Развитие пантомимических навыков, способности к самовыражению. Развитие умения правильно выражать свои чувства: удовольствие и радоси». Развитие памяти, наблюдательности, чувства ритма, умения пользоваться жестами.

  1.  «Кто я». Вводная беседа о пантомиме.
  2.  «Ветер».
  3.  «Веселая прогулка».
  4.  П.И. «Пальчики ложатся спать».
  5.  Этюд «После дождя».
  6.  Игра «Запомни порядок».
  7.  Этюд «Считалочка».
  8.  Музыкально-пластическая импровизация «Заколдованный лес».
  9.  Игра-пантомима «Шепот и шорох». 10.Словарь: «театр».

11.Прощание.

Занятие №11

Цель: Развитие мышления, способности понимать эмоциональное состояние окружающих людей; возможности к самовыражению, снятие барьеров в общении. Воспитание положительных черт характера.

  1.  «Мое имя».
  2.  «Мыльные пузыри».
  3.  «Зарядка для языка».
  4.  П.И. «За работу».
  5.  Этюд «Посещение больного».
  6.  Игра «Оцени поступок».
  7.  Этюд «Не ошибись».
  8.  Музыкально-пластическая импровизация «Город роботов».
  9.  Игра «Сочини сказку». 10.Словарь: «монолог».

11.Прощание.

Занятие №12

Цель: Развитие умения оправдывать свое поведение, свои действия нафантазированными причинами (предлагаемыми обстоятельствами); развитие воображения, веры, фантазии, внимания.

  1.  «Ласковые имена».
  2.  «Игра со свечой».  
  3.  «Зарядка для губ».
  4.  П.И. «Дружные ребята».
  5.  Этюд «Тепло - Дюймовочка».
  6.  Игра «Канон».  
  7.  Этюд «Кактус и ива».
  8.  Музыкально-пластическая импровизация «Утро».
  9.  Игра «Одно и то же по-разному». 10.Словарь: «кулисы».

11.Прощание.

Занятие №13

Цель: Развитие памяти ощущений. Эмоция - вина и стыд. Обучение созданию миниспектаклей с помощью жестов, мимики, пластики

тела.

  1.  «Кто у нас хороший».
  2.  «Крапива».
  3.  «Вкусное варенье».
  4.  П.И. «В гости».
  5.  Этюды: «Провинившийся», «Стыдно».     
  6.  Игра «Отгадай цвет по запаху».
  7.  Этюд «Муравьи».
  8.  Музыкально-пластическая импровизация «Первая потеря».
  9.  Игра «Угадай, что я делаю». 10.Словарь: «драма».

11.Прощание.

Занятие №14

Цель: Развитие способности понимать эмоциональное состояние человека: страх. Формирование навыков бесконфликтного общения.

  1.  «Пожелания друг другу».
  2.  «Треск сучьев».
  3.  «Змея».
  4.  П.И. «Три богатыря».  
  5.  Этюды: «Собака лает и хватает за пятку», «Потерялся»:     
  6.  Игра «Отгадай на цвет и ощупь».
  7.  Этюд «Шалтай-болтай».
  8.  Музыкально-пластическая импровизация «Факир и змей».
  9.  Игра «Медвежата». 10.Словарь: «диалог».

11.Прощание.  

Занятие №15

Цель: Ознакомление с понятием «мимика». Развитие памяти, диалогической речи. Обучение определению эмоционального состояния человека: печаль, грусть.

  1.  «Ласковые имена». Вводная беседа: «Мимика»
  2.  «Аромат розы».

3. «Расческа».

  1.  П.И. «Печем блины».
  2.  Этюд «Печаль ежика».
  3.  Игра «Встретил ежика бычок».
  4.  Этюд «Спать хочется».
  5.  Музыкально-пластическая импровизация «Умирающий лебедь»,
  6.  Игра «Расскажи стихи с помощью мимики и жестов» - стихотворение О.Хармса «Удивительная кошка».

10.Словарь: «карман». 11.Прощание.

Занятие №16

Цель: Отображение эмоциональных состояний с помощью мимики и жестов. Развитие моторно-слуховой памяти.

1. «Снежный ком».

  1.  «Северный ветер».
  2.  «Часики».

  1.  П.И. «Лыжник».
  2.  Этюд «Сугробы и солнышко».
  3.  Игра «Запомни движение».
  4.  Этюд «Снежки».
  5.  Музыкально-пластическая импровизация «Снежинки».
  6.  Игра «Новый год». 10.Словарь: «репертуар». 11.Прощание.

Занятие №17

Цель: Умение эмоционально и выразительно общаться. Развитие воображения. Обучение элементам техники выразительных движений: эмоция удивления.

1. «Я - взрослый».

  1.  «Больной зуб».
  2.  «Часики».

  1.  П.И. «Моем руки».
  2.  Этюд «Удивление».
  3.  Игра «Художники». 
  4.  Этюд «Звонкие ладошки».
  5.  Игра на пластику «Нужно спортом заниматься».
  6.  Игра «Бегемотик». 10.Словарь: «реплика». 11.Прощание.

Занятие №18

Цель: Развитие целостного восприятия смеха как выражения эмоционального состояния человека. Развитие мышления, умения владеть своим телом, ощущать импульс.

1. «Здороваемся со своим телом».

  1.  «Едем на лифте».
  2.  «Качели».

  1.  П.И. «Шарик».
  2.  Этюд «Веселый старичок».
  3.  Игры: «Четвертый лишний», «Угадай, что я делаю».
  4.  Этюд «Марионетки».
  5.  Игра на пластику: «Как у наших, у ворот».
  6.  Игра «Крокодил и петух». 10.Словарь: «режиссер».

11.Прощание.

Занятие №19

Цель: Развитие памяти, наблюдательности; способности действовать с воображаемыми предметами, умения действовать согласованно. Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека    эмоция: страдание.

1. «Мое настроение».

  1.  «Встреча с лягушкой».
  2.  «Лягушки».

  1.  П.И. «Замок».
  2.  Этюды: «Остров плакс», «Ой - ой - ой - живот болит».     
  3.  Игры: «Тень», Художник».
  4.  Этюд «Медведи в клетке».
  5.  Музыкально-пластическая импровизация «В замке спящей красавицы».
  6.  Игра «Король». 10.Словарь: «парик». 11.Прощание.

Занятие №20

Цель: Развитие способности понимать эмоциональное состояние человека отвращение и презрение. Развитие памяти, мышления. Обучение приемам саморегуляции.

1. «Кто больше знает ласковых имен».

2. «Хохот ведьмы».
3.   «Индюк».

4. П.И. «Снежок».  

5. Этюды: «Соленый чай», «Гадкий утенок», «Грязь»     

6.  Игры: «Опиши по памяти», «Найди картинку», "Запомни картинку".

 7. Этюд «На берегу моря».

8.  Музыкально-пластическая импровизация «Петя и Полк».

9.    Игра «Волшебная корзина».

10. Словарь: «опера».
11. Прощание.

Занятие №21

Цель: Обучение понятию и отображению эмоциональною состояния человека в гневе. Развитие операций сравнения и установления причинности. Развитие воображения, гибкости и пластической выразительности. Обучение составлению предложений.

1. «Произнеси вслух».

  1.  «Удав - Маугли».
  2.  «Киска сердится».

4. П.И. «Человечек».

  1.  Этюды: «Два сердитых мальчика», «Сердитый дедушка».
  2.  Игры: «Чем похожи и не похожи бурый и белый медведи».
  3.  Этюд «Ползущие змеи».
  4.  Игра на пластику «Жили - были дед и баба».
  5.  Игра «Сочини предложение». 10.Словарь: «оперетта».

1 1. Прощание.

Занятие №22 по сказке «Золушка» Ш.Перро

Цель:  Обучение связной речи; расслаблению по контрасту с напряжением. Снятие эмоционально-психического напряжения.

1. Вхождение в сказку: «Фея».

  1.  «Сдувание пылинок».
  2.  «Золушка шинкует капусту».

4. П.И. «Компот».

7.   Этюды «Чистка кастрюли» и «Уборка пола».

6. Игра «Украшения».

5.   Этюд «Горе Золушки».

  1.  Этюд «Мыши и кони».

Танец «Бал».

Игры: «Примерка туфельки», «Свадьба Золушки».

Словарь: «балет».

Возвращение из сказки «Фея».

Занятие №23 по сказке «Красная Шапочка» Ш.Перро

Цель: Закрепление навыков импровизации диалогов действующих лиц. Поддерживание стремления детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа персонажа, используя движение, позу, мимику, жест, речевую интонацию.

  1.  Вхождение в сказку: «Волшебный тоннель».
  2.  «Месим тесто».
  3.  «Горячие».
  4.  П.И. «За ягодами».
  5.  Этюд «Испугались волка».

6. Игра «Стрекозы, бабочки, кузнечики».

  1.  Этюд «Тяжелая дверь».
  2.  Танцевальная импровизация «Красная шапочка и Волк».
  3.  Инсценировка фрагмента сказки с помощью кукол». 10.Словарь: «авансцена».

I 1.Выход из сказки через «Волшебный тоннель».

Занятие №24 по сказке «Дюймовочка» Г.Х.Андерсена

Цель: Развитие силы голоса, интонационной выразительности, зрительного внимания, отображение -эмоционального состояния с помощью мимики, жестов, движений тела.

  1.  Вхождение в сказку: «Волшебный цветок».
  2.  «Волшебный цветок».
  3.  4.   П.И. «Цветок».

7. Этюд «Ячменное зерно».

3. «Лягушка».

8. «Танец ручейка».

  1.  Этюды: «Любование», «Отвращение».
  2.  Игра на сравнение Жука и Дюймовочки.

  1.  Игра «Спасение Ласточки».
  2.  Словарь: «пантомима».
  3.  Выход из сказки: «Волшебный цветок».

Занятие №25 по сказке «Царевна-лягушка» (русс.нар.)

Цель: Развитие диалогической речи, интонационной выразительности. Обучение расслаблению с фиксацией внимания на дыхание. Развитие умения слушать музыку, самостоятельно менять движения в соответствии с изменением характера музыки.

1. Вхождение в сказку: «Наполнение волшебной силой».

7. Этюд «Стрельба из лука».

  1.  П.И. «Лягушка».
  2.  Этюд «Встреча с лягушкой».
  3.  Игра «Разговор с Иваном».

8. «Танец Василисы» и «Танец старших жен».

2. «Ветер».

  1.  Игра «Смерть Кощея».
  2.  Словарь: «монолог».
  3.  Выход из сказки: «Благодарность за волшебную силу».

Занятие №26 по сказке «Муха-цокотуха» К.И.Чуковского

Цель: Развитие диалогической и монологической речи; воспитание коммуникативных качеств, мимики и пластических способностей детей. Развитие творческого мышления, воображения, фантазии.

  1.  Вхождение в сказку: «Волшебный ветер».
  2.  Этюд «Интересная находка». 9.   Игра «На базаре».

2.    «Горячий чай». 4.   П.И. «Пчела». 6.   Игра «Подарки».

7. Пантомима «По углам, по щелям разбежались».

3. «Комарик».

8. «Свадебная пляска».
10. Словарь: «репетиция».

1 1. Выход из сказки: «Волшебный ветер».

Занятие №27 по сказке "Кошкин дом" С.Я.Маршака

Цель: Активизация чувств, восприятия к окружающему миру; превращение в героев сказок - в животных. Закрепление эмоций.

1. Вхождение в сказку: «Клубочек».

4. И.И. «Домик».

5. Этюд «Плач котят».
3.
 «Киска сердится».

2. «Герань».

9. Инсценировка фрагмента сказки.
8.
 «Танец гостей».

6. Игра «Последовательные картинки».

10. Словарь: «фойе».

1 I. Выход из сказки «Клубочек».

Занятие №28 по сказке «Гадкий Утенок» Г.Х.Андерсена»

Цель: Развитие у ребенка внимания к самому себе, уверенности; познание своих возможностей, характерных особенностей. Обучение выделению своих достоинств и недостатков, проявлению желания изменить в себе что-то.

1. Вхождение в сказку: «Перепрыгни через ров».

  1.  «Птичий двор».
  2.  «Индюк».

  1.  П.И. «Кормушка».
  2.  Этюд «Отвращение».
  3.  Игра «Четвертый лишний».
  4.  Этюд «Утки».
  5.  Музыкально-пластическая импровизация «Лебедь».
  6.  Игра «Полет над птичьим двором».
  7.   Словарь: «мизансцена».

11.Выход из сказки: «Перепрыгни через ров».

Занятие №29 по сказке «Двенадцать месяцев» С.Я.Маршака

Цель: Воспитание гуманных чувств. Развитие представления о справедливости, доброте; воспитание отрицательного отношения к жестокости. Развитие способности анализировать поступки героев сказок. Развитие чувсгна ритма, закрепление понятия о временах года, месяцах. 1. Вхождение в сказку: «Доброе сердце».

  1.  «Греем руки».
  2.  «Иголочка».

4. П.И. «Снежок».

5. Игра на пластику «Двенадцать месяцев».

  1.  Игра «Времена года».
  2.  Этюд «Собери подснежник».
  3.  Этюд «Капризная королева».
  4.  Игра «Ледяные фигуры».

  1.  Словарь: «афиша».
  2.  Выход из сказки: «Доброе сердце».

Занятие №30 по сказке «Аленький цветочек» С.Аксакова

Цель: Отработка правильного диафрагмального дыхания. Обучение расслаблению мышц по контрасту с напряжением; снятию телесного напряжения. Развитие абстрактных и творческих мыслительных способностей. Отображение эмоционального состояния с помощью мимики, жестов, прикосновений.

1. Вхождение в сказку. Упражнение «Волшебные цветы».

2. «Качка».

7.    Этюд «Дремучий лес».

  1.  Этюд «Любование дворцом».
  2.  Игра «Собери букет».
  3.  9.   Игра «Чудище».

5.   Этюд «Мольба».

4. П.И. «Волшебный перстень».

  1.  Этюд «Обморок».
  2.  Импровизация «Пир в доме отца».

3. «Часики».

5. Этюд «Преображение».

11. Выход из сказки: «Волшебные цветы».

ДИАГНОСТИКА 1

  1.  Эмоциональная отзывчивость,
  2.  Песенное творчество:

_ Пение естественным звуком,

_ Пение с удовольствием песен героев сказок,

__ Способность найти нужную интонацию в заданном жанре, характере (на

заданный текст).

3. Танцевальное творчество:

_ Выразительность и ритмичность движений, _ Отражение языка музыки в движении, _ Эмоциональный отклик на данный вид деятельности, _ Способность импровизировать в свободном танце,

_ Умение самостоятельно подобрать движения в соответствии с эмоционально-образным содержанием музыки.

4. Музыкально-игровое творчество:

_ Умение самостоятельно выбрать способ оригинальных действий для передачи игрового образа.

5. Основные принципы драматизации:

_ Устойчивый интерес (любовь) к театральному искусству,

_ Умение давать оценку поступкам действующих лиц, 

_ Владение выразительностью речи,

_ Способность понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать свое.

6. Основные навыки театрального мастерства:

_ Способность сопереживать героям сказок, эмоционально реагируя на поступки действующих лиц,

__ Умение вживаться в создаваемый образ, постоянно совершенствуя его, находя наиболее выразительные средства для воплощения, используя мимику, жесты, движения.

ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЕЙ

Высокий уровень - Творческая активность ребенка, его самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение без помощи взрослых, ярко выраженная эмоциональность.

Средний уровень - Эмоциональная отзывчивость, интерес, желание включиться в театрализованную деятельность. Но ребенок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор.

Низкий уровень - Малоэмоционален, не активен, равнодушен, спокойно, без интереса относится к театрализованной деятельности. Не способен к самостоятельности.

Словарь театральных терминов

Авансцена - пространство сцены между занавесом и оркестром или зрительным    залом.

Актер - деятельный, действующий (акт - действие).

Амфитеатр - места, расположенные за партером.

Антракт - промежуток между действиями спектакля.

Аплодисменты одобрительные хлопки.

Артист- художник (умение, мастерство).

Афиша - объявление о представлении.

Балет вид театрального искусства, где содержание  передается без слов: музыкой, танцем, пантомимой.

Бельэтаж - 1-й этаж рад партером и амфитеатром.

Бенуар - ложи по обеим сторонам партера на уровне сцены.

Бутафория - предметы, специально изготовляемые и употребляемые вместо настоящих вещей в театральных постановках (посуда, оружие, украшения).

Грим - подкрашивание лица, искусство придания лицу (посредством специальных красок, наклеивания усов, бороды и т.п.) внешности, необходимой актеру для данной роли.

Декорация(лат.) - украшение; художественное оформление действия на театральной сцене (лес, комната).

Диалог - разговор между двумя или несколькими лицами.

Драма - сочинение для сцены.

Жест- движения рук, головы, передающие чувства и мысли.

Задник - расписной или гладкий фон из мягкой ткани, подвешенный в глубине сцены.

Карман  - боковая часть сцены, скрытая от зрителей.

Кулисы - вертикальные полосы ткани, обрамляющие сцену по бокам.

Мизансцена сценическое размещение, положение актеров на сцене в определенный момент.

Мимика - мысли и чувства, передаваемые не словами, а лицо телодвижением, выражение лица, отражающее эмоциональное состояние.

Монолог - речь одного лица, мысли вслух.

Опера - музыкально-драматический спектакль, в котором артисты не разговаривают, а поют.

Оперетта - веселый музыкальный спектакль, в котором пение чередуется с разговором.

Падуги горизонтальные полосы ткани, ограничивающие высоту сцены.

Пантомима - выразительное телодвижение, передача чувств и мыслей лицом и всем телом.

Парик- накладные волосы.

Партер - места для зрителей ниже уровня сцены.

Диагностика 2

Развитие театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста зависит от определенных условий. К ним относятся внутренние условия - индивидуальные возможности и способности детей в театрализованной деятельности - и внешние условия, к которым относится потенциал педагогического процесса в развитие игровой деятельности детей.

Проектирование этих условий начинается с анализа информации о подготовленности детей к игре и существующих в ДОУ условиях, влияющих на развитие детской игровой деятельности. Средством получения необходимой педагогической   информации становится педагогическая диагностика.

В старшем дошкольном возрасте значительно возрастают физические возможности детей: движения становятся более координированными и пластичными, длительное время они могут переживать определённое эмоциональное состояние, готовы анализировать его, выражать. Дети седьмого года жизни отличаются способностью устанавливать причинно-следственные связи между событиями и явлениями, понимать причины поведения и поступков героев литературных произведений. Деятельность детей по подготовке и проведению театрализованных преставлений приобретают более самостоятельный и коллективный характер. Дети старшего дошкольного возраста уже сознательно стремятся обставить свой спектакль    декорационными элементами,    присущими  театральному искусству взрослых. Это стремление обнаруживается в желании детей иметь сцену, занавес, декорации, ширмы, билеты. Эта подготовка доставляет детям не меньшую радость, чем само представление.

Уже к пяти годам дети способны к полному перевоплощению, сознательному поиску сценических средств выразительности для передачи настроения, характера, состояния персонажа. Они умеют находить связи между словом и действием, жестом и интонацией, самостоятельно додумывать и входить в роль, придавая ей индивидуальные черты. Ведущую роль играют личные ощущения эмоций, переживаний. В этом возрасте у детей отличается стремительное желание «поруководить спектаклем», ребёнок учится быть режиссёром. Основная задача педагога -активизировать и развивать индивидуальные способности и возможности каждого ребёнка.

Чтобы изучить личность, особенности её развития, творческие способности проводится диагностика. Педагогическая диагностика подходит к исследованию не только ради изучения, но и с целью преобразования. Таким образом, педагог выступает одновременно и в роли диагноста и в роли исполнителя рекомендаций.

В практике определены основные функции диагностики:

- обратной связи, позволяющей педагогу управлять процессом становления, развития личности, контролируя свои действия;

- оценки результативности педагогической деятельности, основанной на сравнении достигнутых педагогических результатов с установленными критериями и показателями;

-воспитательно-побуждающей, учитывающей, что при диагностировании педагогу нужно не только получить информацию о ребёнке, но и участвовать в его деятельности, в системе сложившихся отношений;

- коммуникативной и конструктивной,  основанной на том, что межличностное общение невозможно без знания и понимания партнёра;

- информирование участников педагогического процесса – это сообщение результатов диагностики всем педагогам ДОУ (если оно целесообразно), участвующих - в процессе развития личности конкретного ребёнка и   родителям;

- прогностической, подразумевающей определение перспективы развития диагностируемого ребёнка.

В ходе анализа были выделены основные аспекты комплексного диагностирования театрализованной деятельности старших дошкольников:

  1.  эмоциональная отзывчивость;
  2.  песенное творчество;  
  3.  танцевальное творчество;
  4.  музыкально - игровое творчество;
  5.  основные принципы драматизации;
  6.  основные навыки театрального мастерства.

Характеристика уровней.

Высокий - творческая активность ребёнка, его самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, точное его выполнение без помощи взрослых, ярко выраженная эмоциональность.

Средний уровень - эмоциональная отзывчивость, интерес, желание включиться в театрализованную деятельность. Однако ребёнок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, повторный показ.

Низкий уровень - малоэмоционален, не активен, равнодушен, спокойно, без интереса относится к театрализованной деятельности, не способен к самостоятельности.

Игра-драматизация требует от детей компетентности в различных сферах художественной деятельности (литературной, изобразительной, музыкальной, театральной). Таким образом, процесс игры - драматизации возможен, если ребёнок

имеет опыт восприятия литературных произведений, их переживания и осмысливания;

имеет опыт взаимодействия с театральным искусством (знает, что такое театр, что такое спектакль и как он рождается, имеет опыт восприятия и переживания театрализованного действия, владеет специфическим языком театрального искусства);

включается в игровую деятельность соответственно своим способностям и возможностям ( ребёнок - режиссёр, ребёнок - актёр, ребёнок - зритель, ребёнок - оформитель, ребёнок - декоратор спектакля).

Характеристика позиций в игре - драматизации. Способности    и    возможности ребёнка разнообразны. Можно определить несколько позиций, характеризующих таланты ребёнка-дошкольника.

  1.  Ребёнок - «режиссёр» - имеет хорошо развитую память и воображение, это - ребёнок - эрудит, обладающий способностями быстро воспринимать литературный текст, переводить в игровой постановочный текст. Он целеустремлён, обладает прогностическими, комбинаторными (включение в ход театрализованного действия стихов, песен и танцев, импровизированных миниатюр, комбинирование нескольких литературных сюжетов, героев) и организаторскими способностями,  инсценирует игру-драматизацию, распределяет роли, определяет «сцену» и сценографию в «соответствии с литературным сюжетом, руководит игрой-драматизацией, её развитием, регламентирует деятельность всех остальных участников спектакля, доводит игру до конца.
  2.  Ребёнок - «актёр» - наделён коммуникативными способностями, легко включается в коллективную игру, процессы игрового взаимодействия. Он свободно владеет вербальными и невербальными средствами выразительности и передачи образа литературного героя, не испытывает трудности при исполнении роли, готов к импровизации, умеет быстро найти необходимые игровые атрибуты, помогающие точно передать образ, эмоционален, чувствителен, имеет развитую способность самоконтроля (следует сюжетной линии, играет свою роль до конца).
  3.  Ребёнок - «зритель» - обладает хорошо развитыми рефлексивными способностями, ему легче «участвовать в игре» со стороны. Он наблюдателен, обладает устойчивым вниманием, творчески сопереживает игре-драматизации, любит анализировать спектакль, процесс исполнения ролей детьми и развёртывание сюжетной линии, обсуждать его и свои впечатления, передаёт их через доступные ему средства выразительности (рисунок, слово, игру).
  4.  Ребёнок - «декоратор» - наделён способностями образной интерпретации литературной основы игры, которые проявляются в стремлении изобразить впечатления на бумаге. Он владеет художественно-изобразительными умениями, чувствует цвет, форму в передаче образа литературных героев, замысла произведения в целом, готов к художественному оформлению спектакля через создание соответствующих декораций, костюмов, игровых атрибутов и реквизита.

Диагностика решает задачи, связанные с изучением исполнительских игровых умений детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности; с анализом развивающей среды детского сада.

Комплексная диагностика театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста позволяет педагогу:

- получить представление о состоянии театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста;

спроектировать  оптимальные педагогические условия, содействующих обогащению и развитию, и реализовать их в педагогическом процессе детского сада;

- содействовать развитию способностей каждого ребёнка в ходе игры-драматизации;

спрогнозировать    дальнейшее    развитие    театрализованной деятельности детей и развитие индивидуальности каждого ребёнка;

- определить необходимые рекомендации для родителей, специалистов образования.  

Педагогическая диагностика развития театрализованной деятельности старших дошкольников - объективная необходимость практики дошкольного образования.

Комментарии к структуре занятия

2. Дыхательные упражнения

Чтобы речь выражала особенно точно наши мысли и чувства она должна быть выразительной, т.е. произноситься то с повышением, то с понижением голоса, то громче, то тише, то быстрее, то медленнее и с разными оттенками тембра голоса.

Правильная, красиво звучащая речь доставляет всем наслаждение своей своеобразной музыкальностью, как музыка или пение. Поэтому речевой голос зависит от того, как ребёнок управляет своим дыханием.

Дыхательная гимнастика служит для осуществления этих целей. Цель: отработка правильного диафрагмального дыхания. Развитие умения регулировать и изменять ритм дыхания, согласовывая свои действия с действиями других. Развитие моторики речевого аппарата. Развитие силы голоса, высоты, длительности звучания, интонационной выразительности. Достижение координации дыхания, речи и движений тела.

 

  1.  Артикуляционная гимнастика

 Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе.

Чтобы малыш научился произносить сложные звуки его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому научиться помогает артикуляционная гимнастика, которая нужна не только детям и с проблемами в звукопроизношении, но и детям с правильным, но вялым звукопроизношением.

Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму. Занятия артикуляционной гимнастикой позволяют всем - и детям и взрослым научиться говорить чётко, правильно, красиво.

Цель: выработка правильных, полноценных движений, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные -артикуляционные уклады различных фонем.

          4. Пальчиковые игры

«Представление, что при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в  сознание педагогов»    Н.А.Бернштейн

Люди давно заметили, что движение рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей! А уже в наше время сотрудники института физиологии детей и подростков доказали, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи.

Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

  1.  Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
  2.  Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
  3.  Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь будет более ритмичной, чёткой, яркой и усилится её контроль над выполнением движений.  
  4.  Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук, последовательностей движений и текст.
  5.  В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыками письма.

Цель: развитие моторики рук, координации движений, укрепление мышц суставов кистей. Развитие пластичности и выразительности движений пальцев рук, умения выполнять движения в нужном ритме и темпе. Достижение координации движений рук с другими движениями тела. Развитие тонких тактильных ощущений.

           5. Этюды на выражение основных эмоций.

Ежедневно, так или иначе, дети сталкиваются с различными эмоциями; при этом они достаточно тонко чувствуют эмоциональное состояние других людей, но и объяснить, что с ними происходит, не могут; не могут или затрудняются назвать свои эмоции, контролировать их.

Ребёнку необходимо помочь осознать смысл своих действий, своё поведение через чувства. Ведь в состоянии повышенного интереса, эмоционального подъёма ребёнок способен подолгу наблюдать за объектом, рассуждать по поводу его свойств, связей с другими объектами, фантазировать, увлечённо мастерить, рисовать, играть и т.д. Эмоции способствуют успешному протеканию познавательных процессов деятельности ребёнка, изменяют их направленность, избирательность.

Чтобы научить детей обращать внимание на своё состояние, распознавать его, называть, сравнивать с состоянием других людей, можно включать в каждое занятие этюды на выражение основных эмоций.

На театральных занятиях дети учатся общаться с партнёром, учатся строить диалог, играть по правилам, быть более внимательными к партнёру по игре, к взрослым и к себе. Но одних занятий мало. Ежедневно, ежеминутно педагог должен выражать своё отношение к происходящему, вместе с детьми огорчаться и удивляться, сопереживать, радоваться.

6. Игры на развитие познавательных процессов

Занимаясь с детьми театрализованной деятельностью, главной целью мы полагаем развитие интеллекта, активизирование познавательного интереса. Предлагаемые игры помогают детям длительное время концентрироваться на определённых предметах и действиях.

7. Этюды на тренировку отдельных групп мышц

Дошкольники ещё не могут в полной мере владеть своим телом, так называемой мышечной свободой: перенапряжение («зажим») всех или отдельных групп мышц или излишняя разболтанность, развязность. Поэтому наряду с упражнениями и играми, направленными на развитие двигательных навыков, в занятия включены упражнения в попеременном напряжении и расслаблении различных групп мышц.

        8. Ритмопластика

Детям дошкольного возраста легче выразить свои чувства и эмоции через пластику своего тела. Особенно интересные пластические образы возникают под влиянием музыки. Различные по характеру и настроениям

музыкальные произведения стимулируют фантазию ребёнка, помогают
творчески использовать пластическую выразительность. Помочь ребёнку
раскрепоститься и ощутить возможности своего тела можно с помощью
разнообразных    ритмопластических
 упражнений     и     игр.     Элемент

ритмопластики включён также в каждое занятие.

Ритмопластические упражнения не дублируют раздел музыкальных занятий, они, прежде всего, развивают гибкость и умение владеть своим телом и представляют собой задания, несущие «художественно-смысловой образ», затрагивающий эмоциональный мир ребёнка.

  1.  Театрализованные игры

Театральная деятельность развивает личность ребёнка, прививает устойчивый интерес к литературе. Театру, совершенствует навык воплощать в игре определённые переживания, побуждает к созданию новых образов.

Театрализованные занятия должны сохранять непосредственность детской игры, основанной на импровизации. Важно, чтобы  дети понимали смысл и атмосферу театрального действа. Если маленькие актёры хорошо знают содержание пьесы, они могут сами придумывать диалоги действующих лиц, самостоятельно искать выразительные особенности для своих героев, используя мимику, пластику, песенные, танцевальные и игровые импровизации. Чем богаче жизненный опыт ребёнка, тем ярче он проявляется в различных видах творческой деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. Игры, упражнения, сценарии. М.: ГЦ Сфера, 2003.

Бодраченко И.В. Театрализованные музыкальные представления для детей дошкольного возраста.-2-е изд.-М.: Айрис-пресс, 2007.

Бугаева З.Н. Музыкальные занятия в детском саду. М.:АСТ; Донецк: Сталкер, 2005.

Буренина А.И. Театр всевозможного. Вып.1 .:От игры до спектакля: Учебно-методическое пособие.-2-е изд., С-Пб, 2002

Зинкевич-Евстигнеева       Тренинг по сказкотерапии. СПБ: Речь, 2002

Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. М.:ТЦ Сфера, 2001

Петрова Г.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. М.: Школьная пресса, 2000

Сорокина Н.Ф. Сценарии театральных кукольных занятий. М.:АРКТИ, 2007

Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. М.:АРКТИ, 2001

10.  Филичева Г.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М.:
Просвещение, 1989

11.Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности   дошкольников и младших школьников. Программа и репертуар. М:  Владос, 2004

12. Чистякова М.И. Психогимнастика. М: Просвещение, 1990

13. Яковлева Н. Психологическая помощь дошкольнику. СПБ: Валери СПД,  2001




1. в Москве на базе РАНХИГС; выиграть в конкурсе студенческих проектов главный приз ~ поезду в Азию;
2. управление фармацевтами управление людьми управление с технологическими процессами управление п
3. Тема 4. Основные типы экономических систем и их характеристика Вопрос 1
4. тематики 1Матриця
5. Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины Факультет физической культуры Кафед
6. Голубиные
7. И А Одругой автор но большинство- обе Г
8. Современная миграционная политика в зарубежных странах
9. ЛЕСНОЙ НА ЛЕТНИЙ СЕЗОН 2014 года
10. на тему- Экономическая нестабильность и безработица Выполнила студентка 1го курса
11. Теория игр и экономическое моделирование 2010 год Время выполнения- 2 часа 50 минут
12. 2. В каком городе Вы проживаете постоянно последние 3 года Волгоград Другой город ~ впишите
13. Проектирование усилителя мощности на основе ОУ
14. Полы в промышленных зданиях
15. Страсть горца Карен Мари Монинг Страсть горца Горец ~ 5
16. ВВЕДЕНИЕ Под термином кондиционирование воздуха подразумевается создание и автоматическое поддерживание
17. Учет основных средств
18. Трудовая адаптация
19. Pst Indefinite Tense Present Perfect Pst Continuous or Present Perfect Continuous It rin when I went out into the street
20. Про охорону праці