Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
ФГБОУ ВПО «ОГУ»
ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
КАФЕДРА ТЕХНОЛОГИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Реферат на тему
«Нравственная культура педагога».
Выполнила
Храмова С.Н.,
студентка 32 группы
заочного отделения
специальность 050703 (4 года)
Проверила
канд. пед наук, доцент
Ушачева Ю. В.
Орел-2012
Содержание
Введение
Профессия педагога относится к числу непреходящих профессий. Поэтому уникальная миссия педагога для настоящего и будущего культуры обязывает общество найти новые источники интеллектуального, морального авторитета педагогической профессии, ее социального и экономического положения. Современные изменения в экономической, политической, социальной и культурной сферах, происходящие в стране предъявляют все более высокие требования к педагогу, его интеллектуальному, нравственному, профессиональному совершенствованию, уровню его общей культуры, раскрытию его способностей и дарований.
Формирование профессионально-нравственной культуры педагога рассматривается как процесс, как система отношений и как проявление их в деятельности и представляет собой согласованное взаимодействие, взаимопроникновение профессиональных (целей, знаний, умений, навыков) и нравственных (знаний, чувств, убеждений, поведения) характеристик личности, фиксируемое в ее привычке выверять профессиональную деятельность через призму нравственности.
Проблема собственной мировоззренческой позиции педагога, который призван учить и воспитывать, остаётся актуальной вот уже не одно тысячелетие. Ещё апостол Иаков предупреждал: «...не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению, ибо все мы много согрешаем» (Иак. 3:1-2). В этой связи несомненный интерес представляет рассмотрение взаимосвязи нравственной культуры педагогов и социально-психологической атмосферы общества. Формирование этих качеств связано, в первую очередь, с изменением мотивационно-ценностных ориентаций, отходом от авторитаризма.
Целью работы является исследование вопроса о нравственной культуре педагога.
1. Понятие о нравственной культуре педагога
Нравственная культура это качественная характеристика морального развития и моральной зрелости личности, проявляющаяся на трёх уровнях.
Во-первых, как культура нравственного сознания, выражающаяся в знании моральных требований общества, в способности человека сознательно обосновать цели и средства деятельности.
Но ещё Сократ был поражён тем, что многие люди, знающие что есть добро, делают зло. Поэтому, во-вторых, исключительно важным уровнем, обеспечивающим внутреннее принятие моральных целей и средств, внутреннюю готовность их реализации, есть культура нравственных чувств.
В-третьих, культура поведения, посредством которой реализуются поставленные и принятые нравственные цели, превращаются в активную жизненную позицию [1].
Педагогическая деятельность - важнейший атрибут человеческого бытия. Без неё невозможно развитие общества. Этим определяются важнейшие ценностные характеристики педагогической деятельности. К ним следует отнести:
1) Отношение к детству. Оно проявляется в понимании педагогом сущности и ценности детства, сущности взаимоотношений взрослых и детей, подлинного, гуманного смысла своей профессиональной деятельности. Отсюда вторая ценностная характеристика педагогической деятельности.
2) Гуманистическая культура педагога. Она проявляется в ориентации профессиональной деятельности на общечеловеческие культурные ценности, на диалог с учеником, на творческое, рефлексивное отношение к труду. Гуманистическая культура педагога проявляется в его гуманистической позиции, которая ёмко выражена в принципах педагогической деятельности Ш.А. Амонашвили: любить детей; очеловечить среду, в которой живёт ребёнок, с целью обеспечения ему душевного комфорта и равновесия; прожить в ребёнке своё детство, чтобы познать жизнь ребёнка.
3) Высокие нравственные качества педагога. Они проявляются и в стиле его профессионального поведения, и общении с учениками, и решении педагогических ситуаций [5].
Нравственная культура проявляется в способности личности сознательно и добровольно реализовать требования моральных норм, осуществлять такое целенаправленное поведение, которое характеризуется гармоническим соответствием личных и общественных интересов [1].
Нравственная культура педагога систематический, интегральный результат всего духовного развития его личности. Она характеризуется как уровнем усвоенных моральных ценностей, как и участием педагога в их создании.
Важнейшими элементами, образующими «ядро» нравственной свободы личности, являются:
1. Осознание требований нравственных норм;
2. Принятие этих требований в качестве внутренней потребности, в качестве системы самообязанностей;
3. Самостоятельный выбор одного из возможных вариантов действия, то есть принятие решения, сделанного не под внешним давлением (правовым или авторитарным), а по внутреннему убеждению;
4. Волевое усилие и самоконтроль за реализацией решения, сопровождающегося эмоциональным удовлетворением достигнутым результатом (намерением);
5. Ответственность за мотивы и последствия действия [1].
Таким образом, для педагога необходима высокая зрелость нравственной культуры, когда глубокие и научно обоснованные знания находятся в единстве с богатством чувств и практическим действием.
2. Нравственная культура педагога как составляющая профессиональной культуры
В истории педагогического образования, начиная от Я.А. Коменского, А. Дистервега и К.Д. Ушинского, большое значение придавалось религиозному образованию учителей. Мировоззрение педагога, по представлению названных ученых, должно основываться на вере, знаниях и добром отношении к ученикам.
Одним из первых в отечественной литературе профессиографическое описание педагога дал В.Н. Татищев. Он выделил следующие важнейшие качества, которыми должны обладать учителя: «приверженные истинному богословию, научены благонравным правилам, не ханжи, лицемеры и суеверцы, жен и детей имеющие, к науке способные, в своей науке довольно ученые, способные к научению других...» Определяющим фактором мировосприятия педагога являлась приверженность «истинному богословию».
В своей программной работе «Вопросы о народных школах» К.Д. Ушинский называет два основных критерия качественной подготовки учителей российских школ - христианское воспитание педагога и университетский уровень его педагогического образования. Для ученого-педагога два названных критерия являются взаимосвязанными. Ушинский подчеркивал, что недоученные учителя становятся потенциально опасными для общества.
Проблема качеств личности учителя нашла свое развитие в трудах В.А.Сухомлинского. “Ни один учитель не может быть универсальным, а потому абстрактным воплощением всех достоинств. В каждом что-то преобладает. Каждый, имея неповторимую живинку, способен ярче, полнее других раскрыть, выявить себя в какой-то сфере духовной жизни. Эта сфера как раз и является тем личным вкладом, который вносит индивидуальность педагога в сложный процесс влияния на подростков”.
Петербургский педагог Е.Н.Ильин пишет: “… настоящий учитель тот, от которого умнеют, облагораживаются, а не тот, у которого чему-то учатся, что-то узнают”.
Большой вклад в изучение закономерностей формирования личности педагога внесли И.И. Зарецкая, А.К.Маркова, Л.М.Митина, Н.Н.Никитина, А.И.Щербаков, и другие [5].
Опираясь на исследования Н.В.Кузьминой, Л.М.Митиной, А.К.Марковой и других, можно выделить шесть ведущих способностей личности к педагогической деятельности:
- коммуникативность, включающая расположение к людям, доброжелательность, общительность.
- профессиональная зоркость, эмпатия, педагогическая интуиция;
- динамизм личности, способность к волевому воздействию и логическому убеждению;
- эмоциональная устойчивость способность владеть собой;
- оптимистический подход к прогнозорованию развития личности
- креативность способность к творчеству [3].
На уровне личностного социально-ролевого проявления одной из слагаемых культуры выступает профессиональная культура, включающая в себя, по утверждению Н.Н. Никитиной, - это многоуровневый комплекс, слагаемыми которого выступают:
1. Система ценностей, определяющая общественную и индивидуальную значимость средств, результатов и последствий профессиональной деятельности;
2. Целеполагание, характеризующее уровень представлений личности о нормах в сфере профессиональной жизнедеятельности;
3. Система средств и методов профессиональной деятельности, включающая в себя научный понятийный аппарат и знание нормативного использования профессиональных технологий и мыслительных операций с целью преобразования проблемных ситуаций;
4. Информационно-операциональные ресурсы профессиональной культуры, наработанные предыдущей практикой;
5. Объекты профессиональной деятельности, состояние которых требует определенных нормативных изменений [4].
Как показывает И.И. Зарецкая, нравственные характеристики педагогической деятельности в общественном сознании связываются:
- с убеждением, что учитель должен быть воплощением и носителем духовной, нравственной культуры;
- с нравственной мотивацией педагогической деятельности; с нравственным характером общения и взаимодействия учителя с учащимися;
- с целостным влиянием учителя на личность ученика, что требует от учителя эмпатии, искусства понимания другого человека; со способностью учителя предвидеть и оценивать нравственные последствия своих действий, решений, поступков, экспериментирования [3].
Таким образом, профессиональное становление педагога неразрывно связано с его нравственным становлением.
3. Компоненты нравственной культуры педагога
Педагогическая мораль - это система нравственных требований, предъявляемых к учителю в его отношении к самому себе, к своей профессии, к обществу, к детям и остальным участникам учебно-воспитательного процесса. Она выступает одним из регуляторов поведения учителя в педагогическом труде. Система требований педагогической морали является выражением профессионального долга учителя, его нравственных обязанностей перед обществом, педагогическим коллективом и перед своим призванием, его нравственной культуры в целом.
Общая норма педагогической морали является широким и содержательным требованием, охватывает наиболее типичные ситуации и представляет наиболее широкое требование в отношении учителя к педагогическому труду. Частная нравственно-педагогическая норма обобщает более узкий круг отношений и фактов поведения педагога я и раскрывает часть содержания и объёма требования, заключённого в той или иной общей форме [1].
Рассмотрим компоненты нравственной культуры педагога.
1. Нравственное сознание педагога.
Нравственным сознанием называется осознание норм своего поведения, характера взаимоотношений в обществе и ценности качеств человеческой личности, что закрепляется во взглядах, представлениях, чувствах и привычках. Нравственные взгляды учителя характеризуются полнотой и устойчивостью. Одним из элементов нравственного сознания учителя является осознание им нравственных ценностей и осмысление того, как осуществляется восприятие этих ценностей его воспитанниками. Основой формирования нравственных взглядов учителя является знание принципов, требований и норм морали и их специфического отражения в педагогической деятельности. Педагогическая этика рассматривает нравственные убеждения как моральные знания, ставшие нормой поведения учителя, его собственной позицией в системе отношений к обществу, своей профессии, труду, коллегам, учащимся и их родителям. Требованиям профессиональной педагогической этики отвечает убеждённость, органически сочетающаяся с подлинной сознательностью, принципиальностью и требовательностью к себе.
В профессиональной педагогической этике нравственные чувства учителя рассматриваются как эмоциональная сторона его духовной деятельности, характеризующая наряду с убеждениями субъективную моральную позицию по отношению к профессиональной деятельности и участникам воспитательного процесса. В группе чувств, регулирующих отношение педагога к свое профессии, выделяются чувства профессионального долга, ответственности; самокритичность, гордость, честь и др. определяют отношение учителя к себе как представителю педагогической профессии; наконец, особую группу составляют чувства, отражающие отношение к участникам педагогического процесса.
2. Нравственные отношения педагога.
В основе нравственных отношений лежат зависимости между предписаниями долженствования и субъективным восприятием этих предписания личностью, между личностными и общественными интересами. Нравственные отношения регулируются моральными принципами, нормами, обычаями, традициями, получившими общественное или групповое признание и усвоенные личностью в процессе её коллективной деятельности.
Особенность нравственных отношений в том, что они имеют ценностно-регулятивный и непосредственно-оценочный характер, то есть в них всё основано на моральной оценке, выполняющей функции регулирования и контроля.
Педагогическая мораль признаёт такие нормы взаимоотношений между воспитателями и воспитуемыми, которые способствуют развитию творческой личности, формированию человека, обладающего чувством собственного достоинства. Важнейшее условие положительного воздействия педагога на воспитуемого - сочетание разумной требовательности и доверия к нему. В системе нравственных отношений в педагогической среде очень важную роль играет взаимодействие учителя с ученическим коллективом, которые должны строиться на основе взаимопонимания и взаимоуважения, уважения учителем положительных традиций коллектива и чувства собственного достоинства каждого воспитанника. Конечно, успех воспитания зависит и от влияния той ближайшей микросреды, в которой живут и воспитываются дети.
3. Нравственная деятельность педагога.
Нравственная деятельность педагога, как и любая духовная деятельность, обладает относительной самостоятельностью, тесно связана с другими видами деятельности и может реализовываться в различных предметных формах: нравственное просвещение, организация нравственного опыта, нравственное самовоспитание.
В процессе нравственного просвещения педагог проводит ознакомление детей с основными проблемами морали, критериями моральной оценки, раскрывает возможности свободы выбора нравственного поступка и меру ответственности личности за своё поведение и т.д. Процесс нравственного самовоспитания представляет собой не только формирование недостающих привычек, но и ломку ранее сформированных негативных установок.
4. Педагогический такт как важный компонент нравственной культуры учителя.
Переход от нравственного сознания к нравственной практике включает в себя особый элемент нравственного творчества - педагогический такт. Педагогический такт есть форма реализации педагогической морали в деятельности учителя, в которой совпадают мысль и действие. Такт - это нравственное поведение, включающее предвидение всех объективных последствий поступка и субъективного его восприятия; в такте проявляется поиск более лёгкого и менее болезненного пути к цели.
В числе основных составляющих элементов педагогического такта учителя можно назвать уважительное отношение к личности, высокую требовательность, умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему, уравновешенность и самообладание, деловой тон в отношениях, принципиальность без упрямства, внимательность и чуткость по отношению к людям и т.д.
5. Нравственное самовоспитание педагога. Кодекс профессиональной этики педагога.
Среди требований, предъявляемых к педагогической культуре учителя, есть общечеловеческие, которые были выработаны в ходе развития педагогической практики. Но в сфере педагогического труда свои особенности и влияние имеет и моральная регуляция, неотъемлемым элементом которой является нравственное самовоспитание. Ведь многие действия педагога никем не контролируются. Зачастую своим действиям и поступкам он сам даёт оценку, сам же их корректирует. Поэтому моральный "барометр" учителя - его педагогическая совесть - должен быть чувствительным в высокой степени.
Кодекс профессиональной этики педагога определяет совокупность нравственных требований, вытекающих из принципов и норм педагогической морали, и регулирует его поведение и систему отношений в процессе педагогической деятельности. Одной из основ кодекса профессиональной этики учителя является установление основных требований, которые определяют отношение учителя к самому себе, к педагогическому труду, к ученическому и педагогическому коллективам и т.д. [2]
Таким образом, истинный педагог, приобщая детей к знаниям, одновременно передает им свой характер, предстает перед ними, как образец человечности. Для ребенка знания не существуют без учителя, только через любовь к своему педагогу ребенок входит в мир знаний, осваивает моральные ценности общества.
Заключение
Необходимость формирования нравственной культуры личности вызвана тенденциями общественного развития всего человечества и нашей страны, в частности. Высокая общественная значимость деятельности педагога обусловливает высокие требования к его нравственному уровню во взаимосвязи с профессиональной подготовленностью.
Личностная позиция учителя, его отношение к происходящим в обществе и государстве изменениям, его отношение к своей профессии, детям, которых он учит, к своему внутреннему состоянию все эти параметры отражаются не только на качестве учебного процесса, но и, в конечном итоге, на развитии личности детей.
Формирование профессионально-нравственной культуры педагога - это сложно организованный процесс, в котором системообразующим компонентом является личностная включенность в него специалиста. Таким образом, какое бы блестящее образование ни получил педагог ему надо постоянно заниматься самовоспитанием, саморазвитием.
Педагог ХХІ века должен работать над своими нравственно- эстетическими качествами, над своим личностным развитием и имиджем. Чтобы качественно управлять образовательным учреждением и стать современным педагогом, очень важно осознать существенные различия в организации и содержании контроля в современных условиях, повысить мотивацию каждого педагога к личностному развитию как фактору повышения нравственной и профессиональной культуры.
В связи с этим создание концепции и программы профессиональной подготовки педагогов для духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи может быть осуществлено только совместными усилиями педагогов-исследователей, церковно-педагогической общественности и при непосредственной государственной поддержке.
Список использованной литературы