Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
РЕЛИГИОЗНОСТЬ - ДЕМОКРАТИЧНОСТЬ -АВТОРИТАРНОСТЬ
Л.М.Воронцова, С.Б.Филатов полис 1993 №3
Несмотря на мирный характер происходящих в России перемен, в сознании общества присутствует страх возвращения тоталитарного прошлого, развязывания гражданской войны, прихода к власти национал-фашистов. Насколько такие опасения обоснованы? И непосредственно связанный с этим вопрос каким образом на политическое развитие нашей страны влияет (и может повлиять) "религиозное возрождение", растущее идеологическое влияние православия, других конфессий?
Мы попытаемся ответить на эти вопросы, используя результаты социологического исследования "Мировоззрение населения России после перестройки: религиозность, политические, культурные и моральные установки". Оно было осуществлено по заданию Аналитического центра РАН при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований.
Опрос проводился в пятнадцати больших и малых городах Российской Федерации, а также Казахстана среди русскоязычного населения (Москва, Псков, Печоры, Гдов, Уфа, Камышин, Ставрополь, Омск, Ялуторовск, Шацк; Алма-Ата, Уральск, Актюбинск, Чикмент, Павлодар) в мае 1992 г.* Объем выборки 2250 чел. Методика опроса стандартная. В некоторых случаях мы будем привлекать данные исследований "Религия, политика, культура", проведенных в 1990 и 1991 г. (в них участвовал также Л.Г.Бызов).
Итак, каков же уровень восприятия респондентами ценностей демократии?
Учитывая полное пренебрежение коммунистических структур к этим ценностям, можно было бы предположить, что они не смогли еще пустить глубоких корней в народном сознании. Однако это не так. Некоторые основополагающие принципы и идеи демократии укоренились гораздо глубже,
ВОРОНЦОВА Людмила Михайловна, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Сергиев-Посадского музея; ФИЛАТОВ Сергей Борисович, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института США и Канады РАН.
* У читателя может возникнуть вопрос, не устарели ли наши данные? Материалы опросов, проводившихся другими социологическими центрами по данной проблематике, свидетельствуют: по крайней мере до весны 1993 г. описываемые нами тенденции сохранялись. См., например (1).
чем можно было ожидать, хотя общая картина, как мы увидим, достаточно противоречива.
Отношение опрошенных к демократическим ценностям можно суммировать так (в порядке убывания): принцип свободы совести, равенства всех религий поддерживают 74 %; права человека в целом 72; свободу слова 68; выступают за примат права 59; за приоритет демократии над порядком" 31; принципиально поддерживают парламентаризм30 %. Нетрудно увидеть, что за основные свободы выступает громадное большинство. В то же время принципы и механизмы демократии, обеспечивающие защиту данных ценностей,привлекают значительно меньшее число людей. Ситуация в результате парадоксальна: предпочтение порядка демократии, при одновременно всеобщей поддержке прав человека . Свободы должны быть соблюдены идея почти для всех бесспорная. Но то.что для этого нужны примат права, правовое государство, пока слабо осознано. Следование праву, а несиюминутной целесообразности еще многим кажется "беспорядком", "расточительством". Таким образом, слабость, хрупкость сегодняшних демократических порядков обусловлена не отрицанием базовых ценностей свободного общества, а недостаточной политической культурой граждан, "непродуманностью" самих этих порядков.
Другой важнейший показатель демократических потенций российского общества отсутствие широкой социальной базы тоталитарных или авторитарных идеологий. В нашем конкретном случае речь может идти о двух вариантах леворадикальном ("красном'О и праворадикальном ("коричневом") .
Об отношении различных возрастных групп к первому варианту дает представление таблица 1 (в %).
Все опросы 19871992 гг., в том числе и те, в которых мы принимали участие, свидетельствовали о бурном, обвальном крушении коммунистической идеологии и о росте массового антикоммунизма. После августа 1991 г. неприязнь к этой идеологии, ее символам и политическим институтам становится всеобщим явлением, а привержен-
* Любопытно, что в середине 70х годов в Испании наблюдалась сходная ситуация: почти каждый второй ее житель считал оптимальным для страны режим либеральной демократии, но при этом четыре человека из каждых пяти полагали, что самое главное сохранить закон и порядок (2).
ность старым ценностям сравнительно редким "диссидентством".
Таблица 1
N§O3pacr |
16- 17 |
18-го |
21-25 |
26-30 |
31-40 |
41-50 |
51-60 |
Оы ше 60 |
Все ГО |
Комму-н и с т ы по боль-ш о м у счету правы. Хорошо, если бы они вернулись к власти |
3 |
5 |
6 |
3 |
6 |
7 |
10 |
10 |
7 |
Отношение к словам |
|||||||||
оделим |
|||||||||
положительное отрицательное |
11 48 |
9 47 |
10 47 |
8 56 |
19 36 |
20 36 |
22 33 |
22 30 |
|
марксизм: |
|||||||||
положительное отрицательное |
7 44 |
4 56 |
7 54 |
3 59 |
7 46 |
7 45 |
8 41 |
10 36 |
|
Следует вернуться к государственной плановой гкода-мике |
6 |
7 |
5 |
5 |
8 |
7 |
11 |
13 |
8 |
Готов голосовать на следующих выборах за коммунистов |
1 |
2 |
1 |
2 |
3 |
4 |
9 |
10 |
5 |
Практически по всем показателям и во всех группах опрошенных сторонников коммунистических ценностей насчитывалось в прошлом году 510% (немного лучшим было только отношение к понятию "социализм" 1520%). Убежденные антикоммунисты составили более трети населения. 36% респондентов (в Москве 42%) считали, что "бывшим партработникам нельзя доверять важных государственных постов". Причем сильнее всего антикомсму-низм развит среди молодежи и жителей крупных городов.
Второй возможный вариант антидемократической эволюции (или революции) праворадикальныйв перспективе еще более проблематичен. Политические представления, замешанные на идеях великодержавного русского шовинизма, вряд ли можно отнести к разряду очень популярных. Хотя в последнее время в обществе явно нарастает тоска по "сильной власти" и "порядку", это чувство не является националистически окрашенным. Получающие все более широкое распространение реставрационные настроения имеют скорее оттенок романтической ностальгии по "былому российскому величию", нежели определенно выраженную политическую направленность. Идея самодержавной власти, выдви-
гаемая представителями некоторых праворадикальных движений, находит отклих лишь у незначительной части населения.
Показательно, что само понятие "самодержавие" вызывает положительные эмоции лишь у 9 % населения, а у 44 % отрицательные (47 % при этом затрудняются ответить, т.е. люди об этом и не думают). Примерно так же относятся опрошенные к идее восстановления монархии: 10% "за", 41 "против", 17 "безразлично", 32% "затрудняются ответить".
Еще менее популярен выдвигаемый правыми радикалами лозунг "Россия для русских". Как показывали опросы 1991 1992 гг., общее состояние национальной терпимости в РФ характеризуется сравнительно высоким уровнем толерантности ее населения ко всем народам. Более того, этот уровень имел тенденцию роста (см. табл. 2).
Таблица 2 *
1991 г. |
1992 г. |
|
русские |
__ |
83:1 |
немцы |
53:4 |
66:3 |
евреи |
44:8 |
56:8 |
казахи |
|
54:5 |
башкиры |
__ |
48:5 |
туркмены |
35:11 |
47:5 |
армяне |
40:17 |
47:17 |
азербайджанцы |
36:17 |
35:26 |
Соотношение положительных и отрица-тельных оценок, в %.
В целом ответы отражают прозападную ориентацию городского населения: немцы "любимцы", евреи объект симпатий чуть меньших. Подавляющему большинству населения не свойственны антисемитские настроения. Несколько меньше оно толерант-но к казахам, башкирам, туркменам, с которыми, как известно, нет серьезных конфликтов. Тревожное исключение кавказские народы, открытую неприязнь к которым высказывает около четверти населения, причем эта неприязнь растет. По-видимому, здесь сказываются как антимафиозные рефлексы, так и неприятие кровавых межнациональных конфликтов на Кавказе.
При распространившихся настроениях апатии и политическом нигилизме (более половины населения 56 % не верят в партии) уровень симпатий и к правым, и к левым радикалам невысок. Демократические настроения в массовом сознании в целом преобладают, антидиктаторская и антикоммунистическая направленность общества очевидна. Поскольку в течение длительного времени коммунистическая идеология навязывалась в качестве государственной, ее эрозия и разрушение не могли не привести к росту антиэтатистских настроений. По данным опроса 1992 г., представления о гражданском долге как о служении Великой Советской Родине, делу социализма и т.д. быстро и бесповоротно девальвировались. На смену им пришли
I эгоистическое безразличие и безответст-йнность. Но не только они. Уже можно ви-> первые ростки новой социальной мора-I. Поразительно, но без навязчивой офици-ьной пропаганды стихийно складывается I новое понимание долга и ответственности человека. Вот мнения респондентов о том, в чем же заключаются эти долг и ответственность (табл. 3, в %).
Таблица 3
сударства и одновременно • дугцее.
■ проект на бу-
Таблица4
Чвзраст |
16- 17 |
8-20 |
21-25 |
26-30 |
31- 40 |
41-50 |
51-60 |
Свы ше 60 |
Во> го |
Человек живет для себя и своей семьи и никому ничего не обязан |
24 |
28 |
33 |
37 |
32 |
29 |
19 |
15 |
29 |
Человек должен служить высшей справедливости, Богу |
22 |
14 |
14 |
13 |
10 |
13 |
13 |
13 |
13 |
Человек должен служить обществу людям |
26 |
20 |
21 |
18 |
21 |
21 |
31 |
22 |
22 |
Человек должен служить Родине народу, своей стране |
12 |
17 |
17 |
16 |
22 |
24 |
33 |
38 |
25 |
Затруд-н я ю с ь ответить |
16 |
21 |
16 |
17 |
14 |
13 |
4 |
12 |
14 |
Примечательно, что среди профессиональных групп наименьший "эгоизм" демонстрируют школьники, студенты, представители интеллигенции врачи, учителя, работники культуры, инженеры (исключение составляют ученые).
Антиэтатизм особенно четко прослеживается в отношений к таким проблемам, как борьба с бедностью и воинская служба. Об этом свидетельствует оценка респондентами суждений, приведенных в табл.4 и 5 (в %).
В данных табл. 4 поражает широко рас-~~-яространившееся неверие в возможность государства бороться с бедностью. Только один из каждых четырех респондентов считает, что государство способно ее победить, а около 10% вообще не видят никакой роли для государства в решении этой задачи, считая, что взаимопомощь и благотворительность единственные эффективные средства. Скептическое отношение к роли государства в первую очередь свойственно людям молодым. Это особенно знаменательно, поскольку до настоящего времени в стране не было сколько-нибудь успешных широких мероприятий по взаимопомощи и благотворительности. Надежда на частные благотворительные акции скорее результат полного разочарования в возможностях го-
Хрбрпзаяше |
Не- 1ОЛ- ное среднее |
Среднее |
Сред, пец. |
Высшее |
Уч. 1 степень |
Все- 0 |
Каждый человек сам ответственен за свое положение. Государство и общество тут ни при чем |
16 |
20 |
19 |
19 |
22 |
19 |
Государство обязано бороться с бедностью, конкретные люди помочь в этой борьбе ничем не могут |
21 |
17 |
20 |
27 |
22 |
22 |
С бедностью должно бороться не только государство, все люди ответственны за оеды ближнего |
27 |
35 |
34 |
30 |
47 |
32 |
Государство не способно побороть бедность. Благотворительность взаимопомощь людей вот средства борьбы с бедностью |
12 |
11 |
9 |
9 |
6 |
10 |
Затрудняюсь ответить |
25 |
18 |
18 |
14 |
3 |
17 |
Чем люди моложе, тем чаще они осознают личный долг помогать бедным, но в то же время не считают своим гражданским долгом службу в армии. Лишь каждый третий юноша рассматривает эту службу как дело "долга и чести"; более 10% убежденные пацифисты.
Антигосударственнеческие установки способствуют складыванию у большинства населения (58%) убеждения, что "служение Отечеству" достойное уважения, но вовсе не обязательное занятие. Лишь 14% настроены на обязательное выполнение гражданского долга, и ровно столько же людей желали бы полностью уклониться от участия в общественной жизни.
Таков общий моральнополитический и идеологический контекст, который определяет многие черты "религиозного возрождения" в России. Развернем вопрос, поставленный в начале статьи: как оценить этот процесс с точки зрения перспектив демократии? каково в наших конкретно-исторических условиях соотношение векторов: религиозность демократичность авторитарность?
143
Таблица 5
\topacr |
16- 17 |
18-го |
21-25 |
26-30 |
31- 40 |
41-50 |
51-60 |
Оы ше 60 |
Bffi-ro |
Служба в армии дело долга и чести каждого настоящего мужчины |
30 |
32 |
36 |
32 |
42 |
40 |
59 |
63 |
42 |
Служба в армии неприятная необходимость, которой следует подчиниться |
23 |
15 |
13 |
24 |
18 |
21 |
19 |
16 |
19 |
Службы в армии следует по возможности избегать |
16 |
23 |
14 |
14 |
16 |
11 |
6 |
1 |
13 |
Армия и оружие зло, с которым следует активно бороться |
15 |
14 |
12 |
10 |
6 |
10 |
6 |
4 |
9 |
Затрудняюсь ответить |
16 |
16 |
24 |
20 |
18 |
17 |
11 |
16 |
18 |
Отметим прежде всего, что начавшийся в годы перестройки рост религиозности продолжается и сегодня. По данным опросов, вплоть до 1988 г. в Москве число верующих колебалось вокруг 10%, в других городах РФ 515%. В 1990 г. доля верующих достигла в столице 27 % (в целом по выборке 29 %), а число атеистов сократилось с 20 до 8% (в целом с 16 до 8%). Затем наметилась стагнация процесса обращения к вере. Однако последующий период, развеявший надежды на скорое и легкое решение социальноэкономических проблем, охарактеризовался новым подъемом религиозности. К 1992 г. число верующих в Москве выросло в полтора раза с 27 до 41 % (по всей выборке с 29 до 40 %). Увеличилось число людей, считающих, что религия занимает важное место в их жизни: в Москве с 30 до 44%, в целом с 28 до 41 %. В 1992 г. почти в полтора раза меньше, чем в 1990 г., стало людей, для которых религия не имеет значения: в Москве соответственно 27 и 12%, в целом 25 и 14%. Заметно изменился возрастной состав верующих и атеистов. В исследованиях 19901991 гг. отмечалось, что религиозность молодежи приближается к религиозности стариков. В настоящее время уровень религиозности 1617-летних и лиц старше 60 лет сравнялся (среди тех и других 45 % верующих). Итак, ныне религиозность стала массовой, охватила молодежь и другие социально активные слои населения.
Обращение к вере само по себе может как способствовать, так и препятствовать укреплению демократии, прав человека и ценностей плюралистического общества. Как известно, христианство основа демократического порядка в США, во многих других странах Европы и Америки. Но в первой половине XX в. и фашистские, кор-поративистские режимы опирались на верующих, во многих случаях пользовались поддержкой и покровительством церковной иерархии.
Ситуация в нынешнем российском православии, в церкви и "церковной общественности" РПЦ, казалось бы, мало обнадеживает. В отличие от католицизма и протестантизма православная теология до сих пор не имеет развернутого религиозного обоснования ценностей современной демократии и прав человека. Обозначившиеся еще в начале XX в. попытки выработать такие обоснования были безжалостно прерваны коммунистическим режимом. Мало для кого секрет, что среди духовенства РПЦ распространены антидемократические настроения, не преодолены дух национальной И религиозной нетерпимости, неприязнь к католикам, протестантам, иудаистам. Официально же ее иерархия стоит как бы "над схваткой" сил демократии и авторитаризма. Логика эволюции массового религиозного сознания, в теории, должна была бы нести антидемократический заряд: ведь возвращение христианства, православия это реставрация. Действительно, среди верующих более сильны "маятниковые" реставрационные настроения: 12% относятся к самодержавию положительно (в населении в целом 9%), больше сторонников восстановления монархии 13% (в населении в целом 10%). Верующие наиболее убежденные антикоммунисты: 40% из их числа считают, что "необходим общественный суд над КПСС", что "бывшим партработникам нельзя доверять ответственных постов в государстве" (в населении в целом так полагают 36%). 2% верующих готовы голосовать за коммунистов на следующих выборах (5% среди всего населения). 44% верующих отрицательно относятся к слову "социализм" (41% среди всего населения) . Но, строго говоря, антикоммунизм и монархизм не являются антиподами демократии, прав человека, политического либерализма, хотя в реставрационной логике не может не присутствовать авторитаризм. Это подтверждают и данные нашего исследования. Верующие чаще считают, что следует установить порядок, твердую власть, даже если для этого придется ограничить демократию 46% (в населении в целом 43%). 10% верующих полагают, что следует вернуться к плановой экономике (во всем населении таких 8 %). По целому ряду других вопросов оо отношении к свободе слова, отделению церкви от государства, примате права верующие на несколько процентов авторитарнее населения в целом. 8% верующих отрицательно относятся к
I понятию "права человека" (среди населе-I кия в целом таких 6 %).
Итак, верующие настроены более авторитарно. Это можно объяснить и самой логикой реставрационного процесса, и идеологией Московской патриархии, и воззрениями духовенства РПЦ. Но важно отметить и другое: авторитаризм очень слабо выражен. Разрыв по любому параметру составляет всего-то один-два процента, максимум пять процентов. Нет и намека на какое-то жесткое разделение общества на авторитаристов-верующих и демократов-неверующих. По большинству критериев в нем (как среди верующих, так" и в обществе в целом) преобладают демократические, свободолюбивые, а в экономической областипроры-ночные настроения.
Почему же авторитарный потенциал нынешней российской религиозности столь мал, несмотря на исторические предпосылки? Одно из объяснений этого традиционный политический конформизм верующих. Так, Б.Ельцин пользуется именно у них наибольшей популярностью, ибо срабатывает архетип "царя-батюшки". Существующая власть от Бога, и всякая оппозиция, тем более оппозиция непримиримая, инстинктивно вызывает у носителей российского религиозного сознания негативную реакцию. Среди них меньше не только сторонников компартии, но и "Памяти".
Однако одним конформизмом особенности политических взглядов верующих объяснить нельзя. Несмотря на авторитарный крен они не являются генераторами антисемитизма и национальной нетерпимости вообще. К евреям и немцам среди верующих столько же относящихся положительно (57% и 66%) и отрицательно (8% и 3%), как и в населении в целом. Что же касается кавказских и среднеазиатских народов, то верующие значительно толерантнее к ним, чем остальная часть населения.
Как показывают оценки верующими суждений, содержащихся в табл. 6 (в %), современную религиозность отличает при всем традиционном конформизме глубинный антиэтатизм. Верующие чаще других не разделяют вывод о том, что "государство обязано бороться с бедностью, а конкретные люди в этой борьбе ничем помочь не могут" (с этим утверждением согласны 19% верующих и 22% в среднем по выборке). И совсем уж неожиданные данные: среди верующих значительно больше пацифистов (12% верующих и 9% в целом по выборке считают, что "армия и оружие зло, с которым следует активно бороться").
Таким образом, нынешняя российская религиозность имеет ряд уникальных, во многом неожиданных особенностей. Казалось бы вопреки исторической логике и идеологии РПЦ авторитаризм верующих не только слабо выражен, но на подспудном морально-мировоззренческом уровне идет его изживание. Для того чтобы понять при-чмгы этого, следует разобраться в характере современной массовой российской религиозности и роли РПЦ в ее формировании.
Таблица 6
Верящие в Бога |
Население в целом |
|
Человек живет для себя и своей семьи и никому ничего не обязан |
23 |
29 |
Человек должен служить высшей справедливости и Богу |
24 |
13 |
Человек должен служить обществу, людям |
21 |
22 |
Человек должен служить Родине, народу |
19 |
23 |
Затрудняюсь ответить |
13 |
14 |
В нашем обществе возвращение к религии происходит в ситуации, когда несколько поколений людей подряд не имели в своем подавляющем большинстве никаких связей с институциональной церковной организацией и официальной религиозной идеологией. Даже посещение в советскую эпоху немногих открытых для богослужения храмов само по себе не включало человека в реальную церковную жизнь, знакомило с религиозным мировоззрением в минимальной степени. В годы перестройки коммунистическая идеология и ее эрзацы рухнули. Духовный вакуум в обществе начинает заполнять религия. Но как, откуда люди черпают религиозную информацию? Представление об этом дает табл. 7 (в %).
Как видим, для подавляющего большинства людей основной источник религиозных взглядов и верований средства массовой информации и художественная литература, и только для 9% непосредственные церковные источники. 21% респондентов черпает знания из религиозных текстов, но и эти люди находятся в социальной среде, где интерпретация таких текстов осуществляется в значительной степени в понятийном контексте светской культуры. Таким образом, нынешняя религиозность не является результатом "свидетельства церкви", но в значительной степени оказывается следствием логики развития светской культуры и идеологии, результатом спонтанных духовных поисков и устремлений-людей. Они сами, желая веры, находят свое место рядом с Церковью.Бурно растет вера и очень слабо воцерковление.
Понятие "православная религиозность" предполагает следование определенным нормам поведения: совершение молитвы, посещение богослужений, соблюдение постов, участие в жизни церковной общины. По опросам последних лет, около 40% людей верят в Бога. В то же время всего лишь 810% опрошенных "ежедневно" или "часто" совершают молитву и 12% "редко". Богослужения посещают раз в неделю или раз в месяц от 2 до 8 % населения, а основная часть "по праздникам" и "раз в год". Причащались за последние год-два 17 % опрошенных и только 7% соблюдали посты. Таким образом, для основной массы веря-
ященники заняли в списке девятое место %) после коммерсантов (12%) и перед еннослужащими (8 %).
Как рост религиозности может повлиять национальные отношения в нашем обще-ве? В городах, где проводился опрос, им [ло охвачено достаточное число предстателей лишь некоторых национальностей: сские и украинцы, белорусы, немцы, ев-и, татары (вне Татарстана), башкиры. Не-торые принципиальные особенности ре-гиозных и культурнополитических ори-таций, однако, могут быть прослежены.
Необходимое основание для националь-й нетерпимости, ксенофобии сущест-вание системы критериев, по которым )жно провести четкое разделение "мы и", "свои чужие". В такую систему ;одят язык, легко отличимые националь-<е культурно-политические ценности, гсткая связь национальности с професси-ильным статусом, массовые этнические >ганизации. Религия, даже для людей без-вличных к вере, играет здесь важнейшую, почевую роль.
Участники опроса украинцы и бело-гсы не проявили вообще каких-либо 1но выраженных по сравнению с русскими :лигиозных и культурно-политических :обенностей. Поэтому с ними • "все яс-з", их мы в дальнейшем рассматривать не дем. Как же выглядят представители дру-к национальностей? В таблице 9 представ-:ны их ответы (в %) на вопрос о конфес-юнальной самоидентификации ("Считае-:лиВысебя...?").
Таблица 9
Русские |
нем цы |
евреи (в т.ч. иудаис-ты 8%) |
татары |
башкиры |
|
'христиани- юм вообще" |
52 |
24 |
18 |
5 |
4 |
фавослав-1ым Мос-сов с к о й гатриарх- |
11 |
0 |
5 |
5 |
0 |
1равослав- 1ЫМ РОС- :и й с к о й :вободной leDKBH |
8 |
6 |
0 |
0 |
4 |
сатоликом |
1 |
24 |
1 |
0 |
0 |
тротестантом |
1 |
12 |
1 |
0 |
0 |
ларообрвдирм |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
чусульма- WHOM |
0 |
0 |
0 |
67 |
48 |
5уддистом |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
неистом |
7 |
6 |
23 |
12 |
10 |
По существу, мы видим религиозно-ультурное "ядро": русские с их 73% христи-н (из которых 52% "христиане вообще" пецифическое религиозно-культурное са-юназвание лиц, принадлежащих в основ-ом православной культуре); 21% право-лавных, по 1 % старообрядцев, католиков и аптистов). Что касается национальных
меньшинств, то они в значительной степени подвержены влиянию этого ядра.
Среди меньшинств выше доля тех, кто не смог найти себе место на "конфессиональной карте" (у евреев53 %, у башкир 35, у немцев 27 %). Эти люди оторвались от своей этнической конфессиональной традиции, но им сложнее связать себя с какойго другой. И в данной ситуации нынешняя преобладающая русская ментальность быть "христианином вообще" оказывается удобным путем включения в интернациональную религиозную культуру.
Наибольшую степень включенности в русскую культурно-религиозную среду демонстрируют евреи (среди них лишь 8% иудаистов и 26% христиан), немцы и башкиры. Хотя татары менее включены в данную среду (5% христиан, 67% мусульман), но и при таком соотношении они не представляют обособленной монолитной группы.
Рассмотрим далее отношение представителей различных национальностей к конфессиям (табл. 10).
Большинство респондентов предпочитает свою национальную веру. Но у национальных меньшинств довольно высокую оценку получает и православие, что, на наш взгляд, свидетельствует о большей или меньшей их включенности в духовную жизнь окружающего русского этноса. Слабее всего эта включенность у татар. Немцы, евреи и башкиры проявляют существенно разнящуюся по характеру, но достаточно сильную тенденцию к духовной ассимиляции. Немцы не хуже русских относятся к православию (причем даже несколько лучше, чем к своим "национальным" религиям католицизму и протестантизму). Евреи и башкиры (в нашей выборке последние почти исключительно жители Уфы) носители наибольших симпатий к атеизму. По-видимому, это результат того, что секуляризация в их сознании связана с преодолением межрелигиозных конфликтов. Оба эти народа объединяет и высокий процент людей, не испытывающих симпатий к своей "национальной" религии. Евреев, хорошо относящихся к иудаизму, почти столько же, сколько и хорошо относящихся к православию. Равным образом у башкир одинаковые положительные оценки получают православие и мусульманство.
Прямая противоположность евреям (и отчасти башкирам), антиклерикально реагирующим на духовную ассимиляцию, немцы. Они проявляют стихийный экуменизм, позитивно относятся к любой религии, но резко отрицательно к атеизму. Примечательно, что башкиры и татары лучше русских воспринимают католицизм и протестантизм, т.е. конфессиональная терпимость к христианству у них распространяется не только на православных. Этого нельзя сказать о евреях, у которых сильнее выражено русско-российское самосознание.
147
i
8
w
о и о
a
Таблица 10 *
ргуакий |
немец |
еврей |
татарин |
башкир |
|
Православие (Московская патриархия) |
57:2 |
52:0 |
25:8 |
34:3 |
45:7 |
Православие (Российская свободная церковь) |
47:3 |
46:0 |
20:5 |
33:3 |
45:7 |
Католицизм |
23:5 |
43:3 |
15:10 |
28:3 |
38:10 |
Протестантизм |
18:8 |
30:0 |
18:8 |
26:5 |
31:14 |
Мусульманство |
19:8 |
30:7 |
10:8 |
69.1 |
45:18 |
Иудаизм |
18:7 |
27:3 |
28:5 |
26:5 |
35:17 |
Буддизм |
21:6 |
27:6 |
10:8 |
28:4 |
35:14 |
Атеизм |
18:17 |
21:6 |
25:17 |
24:9 |
31:17 |
* Соотношение положительных и отрицательных оценок; процент безразличных и затруднившихся ответить не приводится.
Наше исследование затрагивало не только религиозность, но и также культурнополитические ориентации опрашиваемых. Главный вывод состоит в том, что представители всех перечисленных народов разделяют со своими русскими соседями и сослуживцами высокую степень ориентированности на ценности русской классической культуры, причем евреи и немцы даже в большей степени, чем сами великорос-148 сы. Национальные меньшинства хотя и име-ют некоторые явные особенности политического сознания (евреи в среднем либеральнее, демократичнее русских, татары по большинству показателей авторитарнее), все же принципиальных различий между этносами нет (когда, скажем, большинство у одних были бы за демократию и рынок, а большинство у других против).
Среди и русских, и немцев, и евреев, и отчасти башкир преобладает аморфное эклектическое сознание переходного типа. Оно является стихийно экуменическим (на основе православной традиции) в религии и стихийно демократическим в политике. В таких условиях носителям религиозного и националистического фанатизма и нетерпимости очень трудно найти себе народную поддержку. В начале века можно было призывать темную массу, люмпенов к
еврейским погромам, потому что евреи "не-православные", потому что они "против на-шего царя", "не уважают наши обычаи" i т.п.; что-то похожее черносотенные агитато ры вещали о немцах во время германскш погромов после августа 1914 г.
Сейчас таким подстрекателям прихо дится намного труднее простое, "черно-белое" разделение на "^воих" и "чужих' невозможно. Особенно это касается антисемитизма, который в нынешней России является проблемой и внутрицерковной. Антисемитские настроения представителей и церковной бюрократии, и "церковной общественности" отражают взгляды очень узкого слоя верующих. Традиционный христианский антисемитизм знал один критерий враждебности к евреям религиозный. Сейчас в качестве такого критерия выдвигаются расовые различия, что свойственно лишь фашизму, но неприемлемо не только для современного демократического, но даже и для средневекового христианского (и православного, и католическое) сознания.
Итак, в современной российской религиозной жизни мы сталкиваемся с парадоксальной ситуацией. Есть клерикальная бюрократия и "церковная общественность", которые с трудом, медленно освобождаются от антидемократического, сервильного, обскурантистского , агрессивно-националистического наследия тоталитаризма. С другой стороны есть массовая стихийная религиозность общества, порывающего сейчас с атеистическим коммунизмом, ищущего веры, Христа, одновременно приверженного основам демократии, правам человека, национальной и религиозной терпимости. Но эта вера еще неразвита, неглубока, непросвещенна, не подкреплена высокой политической культурой.
Беспочвенны, на наш взгляд, надежды правых и левых экстремистов на то, что верующих удастся превратить в "антидемократический таран". Опасность, как кажется, в другом в том, что ультрарадикалы попытаются использовать в своих целях неизбежные споры между "новыми верующими" и "посвященными", втягивая в эти споры государство, вновь навязывать обществу сергианские суррогаты, дискредитировать и извращать демократические ценности и идеалы под прикрытием церковной фразеологии.