У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

революции 11 марта 1801 года александровская эпоха казалось способствовала проявлению и расцвету разнообр

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 29.12.2024

PAGE   \* MERGEFORMAT 1

ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА

Развитие русского театра первой четверти XIX века протекало на фоне бурного и достаточно пестрого процесса формирования гражданского общества в России. После падения павловского режима, произошедшего в результате последней дворцовой «революции» 11 марта 1801 года, александровская эпоха, казалось, способствовала проявлению и расцвету разнообразных идей и художественных взглядов, предпочтений в жизни и в искусстве. Взамен эстетическому и идеологическому диктату придворного театра, на протяжении XVIII века определявшего художественную направленность сценического искусства, приходит некая в значительной мере саморегулирующаяся система, управляемая не столько волею и эстетическим вкусом императора и придворного круга, сколько борьбой различных художественных партий, кружков и группировок. Театр в сравнении с предшествующим веком становится по преимуществу публичным. Приходит время «просвещенных театралов», которые стремятся активно влиять на творческую политику и практику театра, предлагать и реализовывать свои концепции театра не только как художественной, но и как гражданской общественной институции.

Бурное развитие художественных салонов, кружков и обществ, формирование эстетического опыта в оценке явлений искусства, в частности, становление театральной критики и журналистики способствовало возникновению тех жарких споров и полемик, которые из тесного приятельского круга проникали в театральное закулисье, выходили на сцену, отражались в эстетических статьях и манифестах, а затем претендовали на главенство в зрительской аудитории и в руководстве театральной политикой.

Просвещенный театрал А. Л. Нарышкин (1764—1826), стоявший во главе Дирекции императорских театров с 1799-го по 1819 год, много сделал для того, чтобы подвластная ему сцена обогатилась новшествами театра европейского. Он активно формировал «контекст» российской столичной труппы, приглашая в Петербург первоклассных зарубежных артистов, способствуя развитию традиционно функционирующих в России иностранных трупп (французской, немецкой, итальянской оперы). На российскую сцену все активнее проникали новые репертуарные названия и театральные жанры, получившие развитие в эпоху, последующую за французской революцией. Мелодрама, водевиль, исторические представления с «великолепным спектаклем», волшебные оперы — эти жанры, обращенные уже не к избранной придворной аудитории, но созданные для публики широких городских слоев, составляют неотъемлемую часть репертуарной палитры императорских театров.

Сменивший Нарышкина в 1819 году на посту директора императорских театров князь П. И. Тюфякин (1769—1845) и вступивший в 1821 году в эту должность А. А. Майков (1761—1838) определяли художественную политику российского театра лишь опосредованно.

В начале XIX века на театр активно пытался воздействовать кружок директора Публичной библиотеки, члена Государственного Совета, впоследствии президента Академии художеств, большого знатока и любителя искусств А. П. Оленина, выдвинувший ряд творческих идей, способствующих обновлению возрождающихся классических традиций. Группировавшиеся вокруг Г. Р. Державина члены «Беседы любителей российского слова» (1811—1816), занимавшие достаточно консервативные позиции в эстетическом плане и призывавшие к сохранению классицистских традиций, также были достаточно активны в отношении театральной политики. Весьма влиятельным был кружок знаменитого драматурга и театрального деятеля князя А. А. Шаховского, объединявший людей самых разных эстетических взглядов, в котором циркулировали театральные новости, читались литературные произведения, обсуждалась игра актеров. В развитии театральной эстетики значительную роль сыграла деятельность Н. И. Гне-дича, который одновременно выступал и в роли переводчика, и в роли театрального педагога. Не оставался в стороне от театра и литературный кружок «Арзамас» (1815—1818), группировавшийся вокруг В. А. Жуковского и литераторов романтического направления. Немаловажное значение в поисках путей обновления сцены имели эстетические принципы молодежи, близкой к тайным политическим обществам будущих декабристов. Среди них П. А. Катенин, работавший и как драматург, и как критик, и как наставник артистов, был, пожалуй, самой значительной фигурой.

Уникальность ситуации в российском театре состояла в том, что в обеих столицах — Петербурге и Москве, где законодательно утверждается монополия императорских театров на театральные представления (с 1806 года московская драматическая труппа вошла в состав Дирекции императорских театров), именно императорский театр был призван аккумулировать в себе различные стили и тенденции, воплощающие саму идею театральности в её многообразии и целостности, представляющую квинтэссенцию сценичности.

Одной из ведущих идей, которые были выдвинуты временем и преобладали в художественном сознании, оказывается мысль о том, что сценой правит публика, её театральные вкусы и эстетические пристрастия. На страницах журналов появляются мнения о своеобразной «адресности» сценического искусства, о способности тех или иных артистов стать кумирами определенных слоев зрителей, отвечать их социальным и художественным ожиданиям. Важное значение приобретает проблема самого пространства театра, структурирующего определенные отношения сцены и зала. В начале XIX века возникает целый ряд проектов возведения новых и перестройки старых театральных зданий; эти творческие планы заключали в себе идею театра-храма, своеобразного пантеона театрального искусства. Неоклассика и ампир становятся своеобразной эстетической рамой, которая является символом общественной значимости и репрезентативности театрального искусства. В 1801 году в Петербурге, на Невском проспекте, близ Аничкова дворца, архитектором В. Бренной строится здание Театра Казасси, который впоследствии стал известен как Малый деревянный театр, а в 1803 году по проекту Тома де Томона перестраивается старое здание петербургского Большого каменного театра. В Москве, на Арбатской площади, возводится великолепное деревянное здание Нового театра по проекту архитектора К. Росси, которое вызывает восхищение своей гармоничностью. В начале 1810-х годов объявляется первый конкурс на строительство нового каменного театра в самом центре Петербурга, на месте нынешнего Александрийского театра. И наконец в Москве в 1824—1825 годах архитектором О. Бове на нынешней Театральной площади возводится комплекс зданий Малого и Большого театров.

В организационной структуре управления театральным «хозяйством» российских казенных театров постепенно проявляются тенденции, схожие с теми, которые имеют место и в иных театральных столицах Европы. Российский театр в этом отношении постепенно все более активно интегрируется в европейскую театрально-постановочную систему. Европеист А. Л. Нарышкин отправляет нового члена репертуарного комитета князя А.А. Шаховского за границу для изучения опыта подготовки и хода репертуара. И уже в 1803 году проводится существенная реформа театральной системы императорских театров: утверждаются новые «Штаты» казенных театров, существенно реформируется постановочная практика. Происходит инвентаризация театрально-декорационного «парка», упорядочение театрального гардероба и осуществляется первая попытка коллегиального и даже единовластного управления монтировкой и постановкой спектаклей.

Актуальной становится проблема воспроизводства театральных кадров, воспитания сыгранной труппы артистов, объединенных единым пониманием сценических задач, создания труппы, строго выстроенной по системе амплуа и ощущающей единый стиль игры. В этом отношении весьма значимой становится педагогическая деятельность А. А. Шаховского, активно включившегося в процесс подготовки артистов нового поколения.




1. ТЕМА МЕТОДИЧНОЇ ПІДГОТОВКИ ВЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ У ВИЩОМУ НАВЧАЛЬНОМУ ЗАКЛАДІ ЗА ЗАОЧНОЮ ФОРМОЮ НАВЧАННЯ
2. з курсу Історія української культури- Поняття
3. Лекция 3 Составной оператор begin [Операторы] end Замечание
4. Социология 4 семестр дневное отделение История зарубежной социологии Письменно выполните след
5. сернистый ангидрид 2 окись углерода АХОВ с преимущественно удушающим действием- 1 хлор 2 фосген АХОВ вы
6. Родители с самого рождения своего малыша часто мечтают о том чтобы он вырос гармоничной личностью.html
7. Тема 5 Основы теории горения и гашения электрической дуги Коммутация контактных силовых аппаратов мож
8. Тема урока- Ученик и его окружение
9. Тема- 4 Фінансовокредитне забезпечення
10. РЕМОНТ ПРИБОРОВ ДЛЯ СОЗДАНИЯ МИКРОКЛИМАТА
11. і 02 Дезинфекциялаушы ерітінді бар ыдысты ж~не арнайы таза дайындайды
12. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации[1]
13. Психология мировоззрений
14. Криминалистическое значение следов пальцев рук
15. ХЕРСОНСЬКИЙ ДЕРЖАВНИЙ АГРАРНИЙ УНІВЕРСИТЕТ Кафедра технологій переробки та зберігання с
16. Существуют несколько точек зрения на то что является предметом исследования социальной психологии..
17. Цикорий обыкновенный
18. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 2 ТЕМА- Создание многоуровневого списка
19. История Тамани
20. Теоретические основы алгоритмизации процесса обучения младших школьников.html