У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Новосибирский государственный педагогический университет УТВЕРЖДЕНО Ученым советом факультета кул

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 28.12.2024

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Новосибирский государственный педагогический университет»

УТВЕРЖДЕНО

Ученым советом факультета культуры и дополнительного образования

________________   О. В. Капустина

(подпись) (И.О.Ф. председателя)

«_____» ______________ 2011 г.

Обсуждено на заседании кафедры

Народной художественной культуры и музыкального образования

Протокол №____ от «___» ________ 2011  г.

Лесовиченко А.М.

Программа дисциплины

ПД  Б.3.10                Народно-сценический танец

(код по УП)                                      (наименование дисциплины)

Трудоемкость 324 часа, 9 ЗЕ

Направление подготовки 071500.62       Народная художественная культура

Профиль                                    Теория и история народной художественной культуры

Степень выпускника                бакалавр  

Форма обучения                       очная

  Составитель:

Попкова Ирина Игоревна,

Студентка 3 курса, ФКиДО,

направления ТИиНХК.

Новосибирск 2013год

1. Цель освоения дисциплины – освоение истории становления народного танца от его истоков до наших дней, подготовка студента к танцевальной деятельности в области народной художественной культуры.

Изучение дисциплины способствует подготовке студента к решению следующих задач профессиональной деятельности (в соответствии с ФГОС направления):

  •  в области педагогической деятельности: раскрыть роль народно-сценического танца как важной составляющей праздничной и будничной жизни русского народа; использовать разновидности народного танца в этнокультурном образовании различных групп населения, в учебно-методических материалах;

- в области художественно-творческой деятельности: руководить художественно-творческой деятельностью  коллективов народного художественного творчества используя разновидности народного танцевального искусства; сформировать умения и навыки ведения народных праздников, театрализованных представлений, шествий, обрядов;

в области методической деятельности: уметь собирать, обобщать и анализировать эмпирическую информацию о разновидностях народно0сценического танца; разрабатывать сценарные планы постановки действий, использовать жанры народного танца в научно-методическом обеспечении деятельности коллективов народного художественного творчества;

в области организационно-управленческой деятельности: включать танцевальную проблематику в организацию и содержание массово-просветительской работы учреждений культуры и образования; принимать участие в целевых программах сохранения и развития русской культуры;  

в области культурно-просветительной деятельности: развивать национально-культурные отношения на материале народно-сценического танца; содействовать активному распространению в обществе информации о русской культуре через танцевальную деятельность для повышения культурного уровня различных групп населения. Сотрудничать со СМИ в их деятельности по пропаганде духовно-нравственных ценностей и идеалов русской культуры; принимать участие в деятельности российских и зарубежных  учреждений культуры, учебных заведений, общественных организаций и движений по пропаганде культурного наследия России; принимать участие в формировании общего мирового научного, образовательного и культурно-информационного пространства, трансляции и сохранения в нем культурного наследия России.

2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина относится к базовой части цикла профессиональных дисциплин профиля «Теория и история народной художественной культуры» учебного плана.

Преподавание дисциплины базируется на знаниях и умениях, полученных при изучении дисциплин: история, педагогика, народные игры, мифология, устное народное творчество, этнография, регионоведение и др.

Дисциплина изучается параллельно с такими курсами, как: культурология, психология, арт-терапия, педагогика народного художественного творчества, мировая художественная культура, русская словесность, история русской культуры, фольклорный театр, народное песенное творчество и др.

Освоение дисциплины необходимо как предшествующее при изучении следующих курсов: организация и руководство народным художественным творчеством, художественная культура народов России, методика преподавания теории и истории НХК, народный костюм, народная игрушка, детский фольклор и др.

3. Требования к результатам освоения дисциплины

Занятия направлены на пробуждение активной роли студента в учебном процессе, которая должна сводиться непросто к получению систематизированной информации, а к творческой активности.

В результате освоения дисциплины студент должен

знать:

  •  разновидности и жанровую классификацию народно-сценического танца;
  •  происхождение, историческую эволюцию народного танца, его связь с другими формами культуры и с жизнью определённой этнической общности;
  •  особенности художественно – образного содержания и выразительные средства народного танца;
  •  процессы передачи и сохранения движений и образов персонажей народного танца;

уметь:

  •  заниматься сбором данных о происхождении и эволюции разновидностей народного танца, о процессах их трансформации в определённые периоды в различных странах;
  •  исследовать возможности использования жанров народного танца в современном образовательном и культурном пространстве;
  •  анализировать предпочтения детей в отношении некоторых видов народного танца;

владеть:

  •  основами народного танцевального искусства;
  •  методикой разработки и постановки сценического действа;
  •  навыками описания подготовки и проведения театрализованных номеров и смотров.

Перечень формируемых компетенций:

- быть готовым к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

- стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);

- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК- 8);  

- способен реализовывать актуальные задачи воспитания различных групп населения, развития духовно-нравственной культуры общества и национально-культурных отношений на материале и средствами народной художественной культуры (ПК-1);

- способен сотрудничать со СМИ в их деятельности по пропаганде духовно-нравственных ценностей и идеалов традиционной отечественной культуры, национально-культурных традиций народов России (ПК-23);

- способен принимать участие в формировании общего мирового научного, образовательного и культурно-информационного пространства, трансляции и сохранения в нем культурного наследия народов России, достижений в различных видах народного художественного творчества (ПК-27).

4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины  составляет 9 зачётных единиц, 324 часа.

Дисциплина изучается во 2-5 семестрах.

4.1 Структура дисциплины

п/п

Раздел дисциплины (изучаемые темы)

Виды и формы учебной работы

Формы текущего, промежуточного, итогового контроля с указанием кодов проверяемых компетенций

Лекции (ч.)

ПЗ (ч.)

ЛЗ (ч.)

СР (ч.)

Введение. Фольклорный театр как часть нематериального культурного наследия и как учебная дисциплина 

1

4*

10*

Выполнение практического задания* (ОК-3;, ОК-6; ОК-8)

«сократический диалог»* (ОК-3; ОК- 8; ПК-27)

I. Истоки русского фольклорного театра.

I. 1

Национальное своеобразие  фольклорного театра.

1

6*

10*

Аннотация и краткий конспект работ А.Ф. Некрыловой, Н.И. Савушкиной (ОК-3; ОК-8;); викторина* (ОК-6)

I. 2

Празднества, обряды и их роль в становлении фольклорного театра

1

10*

10*

Инсценировка* (ОК-3; ОК-8;)

I. 3

Хоровод и русская песня как составные части народных театрализованных представлений

10*

14*

Подготовка мини-лекции с презентацией* (ОК- 8; ПК-1; ПК-27)

I. 4

Народные игрища как простейшая форма народного театра

10*

14*

Решение задач на импровизацию* (ОК- 8; ПК-1; ПК-23; ПК-27), тест* (ОК-6);

II. История становления фольклорного театра

II. 1

Особенности развития русских народных представлений в VIII-IX вв.

1

6*

10*

Проверка конспектов (ОК-6; ПК-1); подготовка слайдовых презентаций* ( Ок-6, ОК-8, ПК-27)

II. 2

Скоморохи на Руси Вольнолюбивый характер искусства скоморохов

1

6*

10*

Инсценировка* (ОК-6); творческое задание: подбор материалов по теме* (ОК-8; ПК-1; ПК-23)

II. 3

Отношение церкви и власти к искусству скоморохов

1

4*

10*

Подготовка сообщений* (ОК- 8; ПК-23; ПК-27)

II. 4

Массовые зрелища в Петровскую и послепетровскую эпоху.

1

4*

10*

Контрольная работа по разделу (ПК-23); практическая работа* (ОК-3; ОК-6)

III. Разновидности фольклорного театра

III.1

Кукольный театр в России. Театр Петрушки. Вертеп.

1

16*

14*

Тематическая подборка жанров фольклорного театра*  (ОК-3; ОК- 8; ПК-1; ПК-23;); решение  ситуационных задач* (ОК-3, ОК-6)

III.2

Расцвет устной народной драмы (ХVI  - ХVII века)

1

16*

12*

Устный опрос (ПК-1; ПК-27)

III.3

Рождение городского фольклора и «площадного» театра. Ярмарочные зрелища.  Раек, балаган.

1

16*

12*

Анализ социокультурной ситуации* (ОК-6; ОК-8; ПК-1; ПК-23;); обзор материалов в периодических изданиях (ОК- 8;  ПК-23;); конференция* (ОК-6; ОК- 8; ПК-1; ПК-23; ПК-27)

Итого:

10

 106

136

В т. ч. в интерактивной форме

106*

136*

Примечание. Отметить звёздочкой (*) виды и формы учебной работы, на которых реализуются интерактивные формы обучения.

4.2 Содержание разделов дисциплины

Введение. Фольклорный театр как часть нематериального культурного наследия и как учебная дисциплина 

Русские народные праздники и обряды и их роль в становлении фольклорного театра.

Необходимость изучения истории фольклорного театра как составной части народной художественной культуры.

Знакомство с литературой по истории фольклорного театра. Анализ литературных источников.

Выявление основных этапов становления и развития фольклорного театра. Осознание необходимости возрождения народной художественной культуры и этнографического театра.

Осознание места и роли фольклорного театра в системе народной культуры, его значения в воспитании подрастающего поколения, в эмоциональной разрядке, в распространении тех или иных идей и моральных представлений, характерных для конкретной эпохи.

0сознание взаимосвязи театрального действа с народным хореографическим искусством, народным костюмом, символикой и т.д. Фольклорный театр как синтез основных видов народного искусства.

Осознание тесной связи спектаклей фольклорного театра с конкретной исторической эпохой, её моральными ценностями, историческими событиями и т.д.

Ознакомление с методами сбора и анализа эмпирического материала.

I. Истоки русского фольклорного театра

          I.1 Национальное своеобразие фольклорного театра.

Связь с мифологией и языческими верованиями древних славян, с трудовой деятельностью славянских племён, с верой в магическую силу изображения и т.п. Национальное своеобразие русского театра.

Тесная связь со зрителем, вовлечение каждого участника в театральное действо - одна из отличительных черт русского фольклорного театра. Ряженье в соответствии с русскими национальными традициями. Изустная передача основных театрализованных сюжетов, импровизация на заданные сюжеты, тесная связь с важнейшими событиями в жизни народа, актуальность и злободневность уличных спектаклей.

I.2 Истоки русского фольклорного театра. Празднества, обряды, игрища и их роль  в становлении фольклорного театра

Истоки русского театра и народное творчество. Обычай рядиться в животных во время праздничных гуляний. Древние обряды и попытки наших предков влиять на силы природы о помощью условно-символических действий. Магическая роль этих действий.

Основные элементы фольклорного театра, проявляющиеся в народных обрядах: ряженье, диалог, драматическое действие, пение, танец и т.п.

Русская свадьба и её театрализованные действия: сватовство, сговор, девичник и т.д. Драматические и комические элементы свадьбы.

 I.3 Хоровод и русская песня как составные части народных                             театрализованных представлений

Простейшие народные игрища как зрелища, в которых каждый зритель мог, по желанию, включиться в театрализованное действо - петь, танцевать, декламировать и т.п.

Комический характер этих представлений. Отсутствие литературных текстов. Импровизация на определённые сюжеты.

Роль русской песни в начале и завершении театрализованных представлений, создании необходимого эмоционального настроя, в раскрытии психологии персонажей. Русская пляска - неотъемлемая часть народных зрелищ, которая всегда была неразрывно связана с песней. Сочетание песен и плясок как одно из выразительных средств народного театра.

Связь народной пляски с языческими обрядами. Состязание, удальство соревнующихся партнеров как характерная черта, отличающая русскую пляску. Слитность, плавность движений народного танца как символ круговорота в природе, солнцеворота, круговорота жизни. Круг и его символическое значение.

Хоровод и его особенности, разновидности хороводов: круговой, двухлинейный, однолинейный. Взаимосвязь хореографического, хорового и драматического начал.

Постепенное разделение в среде участников народных представлений. Солисты-запевалы (корифеи) и актеры (лицедеи). Корифеи и лицедеи как родоначальники первых скоморохов.

I.4 Народные игрища как простейшая форма народного театра

Рождение народных игрищ и представлений, основанных на последовательности трудовых операций («А мы просо сеяли», «Ленок и др.). Связь подобных игр с народной педагогикой, с подготовкой подрастающего поколения к трудовой жизни.

Игры – драматизации, сюжетные игры, ролевые игры. Связь подобных игр с драматическим искусством, импровизацией, активным включением зрителей и т.п.

II. История становления фольклорного театра

II.1 Особенности развития русских народных представлений в VIII – IХ вв.

Переход от родового строя к феодальному. Образование древнерусского государства. Дальнейшее развитие русской народной культуры, народных представлений. Игрища как простейшая форма фольклорного театра.

Рождение театрализованных действ, рассказывающих о победах русских князей.

Игра-представление как простейшая форма фольклорного театра («Игумен»), выражающая определенную идею, определенное отношение русского народа к происходящим событиям.

Гибкая форма представлений фольклорного театра. Возможность включиться зрителям в театрализованное действо - отличительные черты театрализованных представлений.

II.2 Скоморохи на Руси. Вольнолюбивый характер искусства скоморохов

Скоморохи - первые носители профессионального искусства театра. "Потешники" как хранители старинных обрядов. Первые упоминания о скоморохах в "Повести временных лет” и в Лаврентьевской летописи. (1068 г.). Скоморохи оседлые и прохожие (бродячие), скоморохи-одиночки, скоморохи-кукольники, скоморохи с медведем и т.д.

Роль бродячих скоморохов в распространении по стране народного искусства. Озорные песни, "небывальщины", сатирические сценки и т.п. - основной репертуар скоморохов.

Радостное восприятие земной жизни в искусстве скоморохов.

Появление в их репертуаре героических былин. Интермедии на разнообразные бытовые темы как форма изображения жизни простого народа.

Широкое использование приема небылиц. Наиболее известные "небывальщины" - пародийное изображение мужика и барина, мужика и церковнослужителя, хитрого старика, который притворяется глухим, но все слышит и т.п.

Народные драмы "Лодка", "Комедия", "Неудавшаяся женитьба Алеши" и др.

Зрелищное действо "Вавило и скоморохи". Скоморохи с медведем. Почтительное отношение к этому зверю с языческих времен. Медведь как прародитель, символ здоровья, силы, плодородия, благополучия. "Медвежья комедия".

Отсутствие театральных зданий, сложных декораций – отличительная черта скоморошьих выступлений.

Гибкая форма представлений фольклорного театра, возможность зрителей включаться в театрализованное действо, отсутствие четкого разделения на исполнителей и зрителей.

Представления скоморохов как радостное восприятие жизни, как игра. Веселость, озорство, насмешливое отношение к жизни, к человеческим слабостям, порокам – отличительные черты скоморошьих представлений. Образы – маски простаков, за которыми скрывается ум, лукавство, как способ сказать правду, спорить с богачами как с властителями мира, Отношение властей и церкви к скоморохам как к людям, нарушающим общественный порядок.

Скоморошество - явление культуры, тесно связанное с народом и его творчеством. Скоморохи как первые профессиональные актеры, основоположники народного театра.

Историк И. Забелин о выступлениях скоморохов, гусельников, домрачей, органистов, шутов и т.д.

Утверждение свободолюбия. Сочувственное отношение к простому труженику, насмешливое отношение к знатным и богатым господам – отличительная черта скоморошьих представлений.

II.3 Отношение церкви и власти к искусству скоморохов.

Отношение церкви и власти к скоморохам как к людям, нарушающим общественный порядок. Несовместимость жизнеутверждающего  и радостного шутовского творчества с христианской идеологией, утверждающей покорность, смирение, подчинение обстоятельствам и т.л.

Представления скоморохов как радостное восприятие жизни, как игра. Веселость, озорство, насмешливое отношение к превратностям судьбы, к человеческим слабостям и порокам – отличительные черты скоморошьих представлений.

Основные образы – маски простаков, за которыми скрывается ум, лукавство, как способ сказать правду и спорить с властителями мира.

Несовместимость скоморошьих представлений со смиренным образом жизни.

II.4 Массовые зрелища в Петровскую и послепетровскую эпоху.

Реформы Петра 1,  их влияние на  некоторую демократизацию жизни, становление городской культуры, появление новых разнообразных театральных форм. Массовые зрелища, праздничные шествия, фейерверки, ассамблеи, маскарады.

Появление в репертуаре школьных театров спектаклей, в содержании которых отражалась деятельность Петра 1 в сочетании с религиозными сюжетами. Использование театрализованных представлений для распространения идей преобразования  борьбы со старыми традиционными формами быта.

III. Разновидности фольклорного театра

III.1 Кукольный театр в России. Театр Петрушки. Вертеп.

Скоморохи-кукловоды и появление кукольного театра. Главный персонаж спектаклей - озорной Петрушка: любимый герой и скоморохов, и зрителей, удалой смельчак и задира, который в любой ситуации сохраняет чувство юмора и оптимизма, всегда обманывающий богачей и представителей власти. Любовь зрителей к Петрушке как выразителю народного протеста.

Популярность кукольного театра в России.

Грубость и наивность сюжетов о Петрушке как проявление примитивного, но мудрого народного творчества, уходящего корнями в народные сказки.

Передвижной характер кукольного театра. Броская игра, лишенная житейского правдоподобия, игра слов, прибаутки, каламбуры – отличительная черта народных представлений

Комедия о Петрушке как памятник устной народной драмы. Вариативность и импровизационность спектаклей о Петрушке.

Рождество – один из любимых праздников русского народа. Обычай колядования, хождения из дома в дом с Вифлиемской звездой и передвижным театром вертеп. Пение рождественских гимнов. Рождество в России и театр вертеп. Рождественские кукольные спектакли на известные евангельские сюжеты о рождении Иисуса Христа, поклонении ему волхвов и о жестоком царе Ироде.

Художественные особенности кукольного театра вертеп. Устройство, технические особенности, освещение, способы перемещения кукольных персонажей.

III.2 Расцвет устной народной драмы  (XVI- XVII вв.)

Народная драма – основа репертуара фольклорного театра.

Устная драма как результат коллективного творчества, сохраненного в народной памяти. Вариативность текстов народных представлений.

Интермедии на разнообразные бытовые темы как форма изображения жизни простого народа. Появление в репертуаре героических былин.

Шарж, гротеск, преобладание комических ролей. Патетическая приподнятость при исполнении героических ролей – характерная черта актерской игры скоморохов.

Народные драмы «Лодка», «Царь Максимиллиан», «Барин», «Деревенский староста» и др.

Сохранение в народной памяти устных драм как произведений коллективного творчества. Импровизация – отличительная черта народной драматургии.

III. Рождение городского фольклора и «площадного» театра. Ярмарочные зрелища.  Раек, балаган.

Городская площадь, бывшая центром общественной и торговой жизни, как место ярких зрелищных представлений.

Театр городских демократических слоев. Отсутствие декораций, динамизм сценического действия, актуальность тематики, импровизационность – отличительные черты городского площадного театра. Сближение представлений площадного ( уличного ) театра со скоморошьими действами. Насмешливое отношение к крепостникам, господам, к знати – отличительная черта уличных представлений.

Социальное расслоение в сфере потребления искусства. Ориентация крестьянского населения на традиционную культуру, городского на новшества, появляющиеся из-за границы ( огненные действа, фейерверки,) Становление городского фольклора, городского романса. Появление крепостных театров.

Раёк как непременная часть праздничных увеселений. Использование лубочных картинок в райке,  создание "потешной панорамы". Три вида воздействия на публику: изображение, слово, игра.

"Потешные панорамы" как, своего рода "устные газеты", отражающие разные события внутри России и за её пределами.

Раёк как непосредственное порождение города, его массовой культуры, как неотъемлемая часть народных гуляний и ярмарочных увеселений, как действенное средство народного просвещения.

Расцвет ярмарочных театральных балаганов. Особенности балагана. Бродячие актеры и их представления: интермедии, клоунада, эксцентрика и т.п. Театральные и цирковые балаганы.

5. Образовательные технологии

На лекционных занятиях используются традиционные технологии, слайдовые презентации; виртуальные путешествия; аудио и видео иллюстрации.

На практических занятиях – компьютерное и бумажное тестирование; проектная деятельность; инсценировки и постановки.

Самостоятельные формы работы: составление портфолио выполняемых практических заданий; просмотр видеофильмов, слайдовых иллюстраций, изучение экспедиционных материалов, информационных источников.

6. Организация самостоятельной работы студентов

- подготовка к коллоквиумам, викторинам, тестам, контрольным работам, конференциям;

- работа с информационными источниками;

- составление сценариев, композиций, постановок;

- разучивание роли, работа над постановкой голоса;

- участие в проектной деятельности (разработка тестов по пройденным темам, подготовка заданий для викторины, слайдовых презентаций, мини-лекций);

- написание рефератов.

Темы рефератов

1. Празднества, обряды и игрища и их роль в становлении народного театра.

2. Вольнолюбивый характер искусства скоморохов.

3.Петрушка как обобщенный символический образ, непобедимый герой народной комедии.

4. Празднование Рождества в России и кукольный театр вертеп.

5. Ярмарочные зрелища.

6. Библейские сюжеты в репертуаре народного театра.

7. Значение школьного театра в России.

8. Массовые зрелища в эпоху Петра 1

9.  Городской фольклор и "площадной" театр.

10. Преемственность народного и профессионального театра.

11. Раёк или потешная панорама.

12. Раусы – шуточные диалоги балконных зазывал.

13. Образ карусельного деда на ярмарочной площади.

14. Выкрики торговых зазывал.

15. Русский театр марионеток конца XIX века.

16. Медвежья комедия от времён скоморохов до наших дней.

7. Формы контроля

Формами итогового контроля является зачёт (3 семестр) и экзамен (5 семестр).

Перечень вопросов к зачёту / экзамену:

1. Проблема становления и развития фольклорного театра в России.

2. Истоки  народного театра.

3. Связь народных представлений с древнеславянскими мифологией и языческими верованиями.

4. Основные элементы театрального искусства в праздниках, обрядах, игрищах.

5. Хоровод и русская песня как составные части народных театрализованных представлений.

6. Национальное своеобразие  народного театра.

7. Народные игрища как простейшая форма народного театра.

8. Свадебный обряд как игра-представление.

9. Вольнолюбивый характер искусства скоморохов.

10. Кукольный театр в России. Театр Петрушки.

11. Кукольный театр в России. Театр Вертеп.

12. Отношение церкви и власти к искусству скоморохов.

13. Историк И. Забелин о выступлениях скоморохов.

14. Церковные литургические действа.

15. Массовые празднества и зрелища в эпоху Петра 1

16. Рождение городского фольклора и «площадного» театра.

17. Основные жанры ярмарочного гуляния.

18. Становление драматургии в фольклорном театре.

19. Проблемы развития фольклорных театров на современном этапе.

20. Разновидности фольклорного театра.

21. Основные жанры кукольного театра.

22. Основные жанры театра «живого» актёра.

23. Сатирические народные драмы.

24. Героико-романтические народные драмы.

25. Специфика медвежьей комедии.

Критерии оценки «отлично»: студент освоил теоретический материал в полном объёме; владеет профессиональной терминологией, свободно применяет дефиниции в речи, может привести примеры, поясняющие значение специальных терминов; грамотно квалифицирует разновидности фольклорного театра различных эпох и народов; может дифференцировать фольклорный театр по видам, жанрам, функциям, времени происхождения, возрастному предназначению; демонстрирует убедительное знание текстов фольклорного театра, умеет раскрыть образ персонажа.

Критерии оценки «хорошо»: студент освоил теоретический материал в достаточном объеме; владеет профессиональной терминологией, но с некоторым затруднением применяет дефиниции в речи, в большинстве случаев может привести примеры, поясняющие значение специальных терминов; не всегда грамотно квалифицирует разновидности фольклорного театра различных эпох; достаточно свободно дифференцирует фольклорный театр по видам, жанрам, функциям, времени происхождения, возрастному предназначению; демонстрирует определенные знания текстов фольклорного театра, может изобразить персонажа.

Критерии оценки «удовлетворительно»: студент освоил теоретический материал не в полном объеме; недостаточно владеет профессиональной терминологией, применяет дефиниции в речи с затруднением, не всегда может привести примеры, поясняющие значение специальных терминов; допускает ошибки в квалификации разновидностей фольклорного театра различных эпох; допускает ошибки в дифференциации фольклорного театра по видам, жанрам, функциям, времени происхождения, возрастному предназначению; имеет отрывочные знания текстов фольклорного театра, может только описать образ персонажа.

Критерии оценки «неудовлетворительно»: студент не освоил теоретический материал; не владеет профессиональной терминологией, не может привести примеры, поясняющие значение специальных терминов; не может квалифицировать разновидности фольклорного театра различных эпох; затрудняется дифференцировать фольклорный театр по видам, жанрам, функциям, времени происхождения, возрастному предназначению; не знаком с текстами фольклорного театра, не может описать и раскрыть образ персонажа.

Тестовые задания к экзамену

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Список основной литературы

  1.  Антипина, Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.-М., 2003.
  2.  Асеев Б.Н. Русский драматический театр (от его истоков до конца 18 века) М., 1977.
  3.  Блинова Г.П. Фольклорный театр. В кн. Народная художественная культура. Учебник. Под ред. Баклановой Т.И.
  4.  Вечканова, И.Г. Театрализованные игры в реабилитации дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.- СПб.: КАРО, 2006.
  5.  Гусев, В.Е. Русский народный кукольный театр.-Л., 1983.
  6.  Дмитриев Ю.А., Хайченко Г.А. История русского театра. М.,1986.
  7.  Истоки русского театра. М.,1976.
  8.  Зимина, И. Театр и театрализованные игры в детском саду / Дошк.восп., 2005.-№4.
  9.  Маханева, М. Театрализованная деятельность дошкольников / Дошкольное воспитание. – 1999. - №11.
  10.  Народный театр / Сост., вступ. ст., подгот. текстов и коммент. А. Ф. Некрыловой, Н. И. Савушкиной. - М.: Сов. Россия, 1991. - (Б-ка русского фольклора; Т. 10).
  11.  Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец 18 и начало 20 века. Л., 1986.
  12.  Савушкина Н.И. Русский народный театр. М.,1976.
  13.  Симонович-Ефимова, Н.Я. Записки Петрушечника.  М.-Л. Госиздат. 1925г. 240с.
  14.  Сорокина, Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество дети».-М.: АРКТИ, 2004.
  15.  Стрелкова, Л.П. Игры-драматизации / Эмоциональное развитие дошкольника/ Под ред. А.Д. Кошелевой.-М., 1985.
  16.  Фольклор-музыка-театр: Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками. Программно методическое пособие / Под ред. С.И. Мерзляковой.-М.: Владос, 1999.
  17.  Фольклорный театр. 1989
  18.  Фоминцин А. Скоморохи на Руси. СПб., 1989.
  19.  Чурилова, Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников.- М.: Владос, 2001.
  20.  Web-сайт http://www.booth.ru/ - Сайт театра "Бродячий вертеп"
  21.  Web-сайт http://www.folkinfo.ru/ - Фольклорно-информационный портал

Список дополнительной литературы

  1.  Акулова, О.А. Театрализованные игры / Дошкольное воспитание, 2005.-№4.
  2.  Алферов А.Д. Петрушка и его предки. М., 1895.

Берков П.Н.Русская народная драма 17 – 20 веков. М., 1953.

  1.  Григорьев В.М. Народные игры и традиции в России. М., 1994.
  2.  Гусев В.Е. Истоки русского народного театра. Л.,1997.
  3.  Дмитриев Ю. А. На старом московском гулянии. //  Театральный альманах ВТО. Кн. 6, - М., 1947.
  4.  Дмитриев Ю.А, Хайченко Г.А История русского театра, - М., 1986.
  5.  Доронова, Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности / Ребенок в детском саду. – 2001. - №2.
  6.  Ермолаева, М.В. Практическая психология детского творчества.-М., 2001.
  7.  Ершова, А.П. Взаимосвязь процессов обучения и воспитания в театральном образовании / Эстетическое воспитание. Ежегодник РАО.-М., 2002.
  8.  Захарова О.Ю. История русских балов. М.,2000.
  9.  Звучащее слово Древней Руси. Сост. Ю.Н.Малышева. М.,1988.
  10.  Земцовский И.И. Поэзия крестьянских праздников. М.,1970.
  11.  Ивлева Л.М. Ряженые в русской традиционной культуре. СПб., 1994
  12.  Истоки Русского театра. – М., 1976.
  13.  Князева, О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - О. Л. Князева, М. Д. Маханева. - СПб., 1997.
  14.  Козлова, С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.-М.: Академия, 2000.
  15.  Круглый год. Русский земледельческий календарь. (Сост. А.Ф.Некрылова). М.,1989.
  16.  Куцакова, Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка - дошкольника.-М. 2004.
  17.  Куцакова, Л.В., Мерзлякова С.И. Программа «Москвичок»: Художественно эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. – М., 1996.
  18.  Минулина, Н.А. Покровская ярмарка / Музыкальный руководитель: методический журнал, М.: ООО Издат. дом «Воспитание дошкольника», 2006 – С. 16-23. – 0,45 п.л.
  19.  Минулина, Н.А. Православные и крестьянские праздники как основа программы «Развитие детей раннего возраста на основе русской традиционной культуры» и некоторые результаты апробации. / Макарьевские чтения: Материалы Междунар. науч.-практич. конф. – Горно-Алтайск, 2007 – С. 146-153 – 0,45 п.л.
  20.  Народные русские сказки А.Н.Афанасьева. В трех томах. М., 1958.
  21.  Непрерывное этнохудожественное образование: методология, проблемы, технологии: Материалы Всероссийской научно-практической конференции / под ред. И. Ю. Добродеевой. – Шуя : Изд-во Весть ГОУ ВПО ШГПУ, 2005. – 143 с.
  22.  Нестеренко, Л.В. Этнохудожественное образование детей и подростков. Учебное пособие. / Науч. ред. Т.Н. Бакланова. - М.: МГУКИ. 2008 - 209с.
  23.  Образовательные программы дополнительного образования детей: К 70-летию Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества. Вып. 2. - М.: МАКС Пресс, 2006. - С. 121-141
  24.  Овсянникова, Н.А. Как во нашем дому / Учебно-методическое пособие, Новосибирск: Изд-во РИФ Новосибирск, 2006. – 160 с. – 10 п.л.
  25.  Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу / Под ред. Т.С.Комаровой.-Ярославль: Академия развития, 2006.-144с.
  26.  Петрова, Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. – М.: Школьная пресса, 2000.
  27.  Пропп В.Я  Русский героический эпос. М., 1958.
  28.  Равинский Д.А. Русские народные картинки. Т.5, М.,1900.
  29.  Русские народные гулянья по рассказам А.Я.Алексеева-яковлева в записи и обработке Е.Кузнецова. М.,1948
  30.  Снегерев И.М. 0 лубочных картинках русского народа. - М.,1844.
  31.  Солнцева, О. Играем в сюжетные игры / Дошкольное воспитание, 2005.-№4.
  32.  Цехновицер О.В., Еременко И.П. Театр Петрушки. М., 1969.
  33.  Цвынтарный, В.В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем.– СПб, 1998.
  34.  Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста / Под ред. Е.А.Дубровской.- М.: Академия, 2002.
  35.  Web-сайт http://feb-web.ru/ - ФЭБ: Фундаментальная электронная библиотека "Русская литература и фольклор"
  36.  Web-сайт http://folkportal.3dn.ru/ - ФолькПортал
  37.  Web-сайт http://rusfolklor.ru/ - Сайт посвящённый Русскому Фольклору

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для освоения дисциплины необходима учебная аудитория, мебель (столы, стулья), доска, просторная аудитория без мебели, мультимедийное оборудование (проектор, экран, компьютер), видеоаппартура, аудиоаппаратура; компьютерный класс для самостоятельных и практических занятий, аудио и видеофонды с иллюстративным материалом, реквизит для постановки театрализованных действий, костюмы, грим.




1. Электрооборудование автомобиля
2. Понятие мировой политики и международных отношенияй
3. тема ТО и ремонта автомобилей принята в нашей стране 1
4. СевероЗападный государственный медицинский университет имени И
5. Апология сумасшедшего
6. УТВЕРЖДАЮ Директор СК Мастер А.
7. тематике 4 класс рубежный контроль Инструкция для обучающегося Перед тобой задания по математике
8. Финансово-кредитная реформа ЕФ Канкрина
9. Гипотеза сотворенного мира
10. История Дании
11. . Сущность значение и истоки Протокольная форма досудебной Протокольной формы досудебной подготовки ма
12. Семья как социальный институт и объект социальной работы
13. Subjects- some prts of his nlytic posterior show n unusul grsp of the mthemticl method
14. Бахтин Михаил Михайлович1
15. Контрольная работа по дисциплине Основы научных исследований
16. тематические методы и модели исследования операций гр
17. Завдяки розвитку вчення про функцію геному останніми роками виявлені нові спадкові порушення обміну речови
18. Пикчу Это не просто тур это духовное путешествие и исцеление
19. ПОДІЛЬСЬКИЙ ТЕХНОЛОГОЕКОНОМІЧНИЙ КОЛЕДЖ ВІННИЦЬКОГО НАЦІОНАЛЬНОГО АГРАРНОГО УНІВЕРСИТЕТУ
20. ПРОСВЕЩЕНИЕ 1983 ББК 85