Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

на тему- Перцепция как компонент общения Выполнила- студентка 1 курса очной формы

Работа добавлена на сайт samzan.net:



ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

фЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТвЕННОЕ бюджетное ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Санкт-Петербургский государственный университет» (СПБГУ)

Факультет психологии

РЕФЕРАТ

на тему: Перцепция как компонент общения

Выполнила:

студентка 1 курса

очной формы обучения

Стешова Мария Анатольевна

___________(подпись)

Санкт-Петербург

2012

ВВЕДЕНИЕ

В процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса. Большое значение для взаимопонимания имеет тот факт, как воспринимается партнер по общению. Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения.

Весьма часто восприятие человека человеком обозначают как «социальная перцепция». Это понятие в данном случае употреблено не слишком точно. Термин «социальная перцепция» впервые был введен Дж. Брунером в 1947 г. Вначале под социальной перцепцией понималась социальная детерминация перцептивных процессов. Позже исследователи придали понятию несколько иной смысл: социальной перцепцией стали называть процесс восприятия социальных объектов. Именно в этом употреблении термин закрепился в социально-психологической литературе. Поэтому восприятие человека человеком относится к области социальной перцепции, но не исчерпывает ее.

Если представить себе процессы социальной перцепции в полном объеме, то получается весьма сложная и разветвленная схема. Она включает в себя различные варианты не только объекта, но и субъекта восприятия. Когда субъектом восприятия выступает индивид, то он может воспринимать другого индивида, принадлежащего к «своей» группе, другого индивида, принадлежащего к «чужой» группе, свою собственную группу, «чужую» группу. Когда в качестве субъекта восприятия интерпретируется не только отдельный индивид, но и группа, к составленному перечню процессов социальной перцепции следует еще добавить восприятие группой своего собственного члена, восприятие группой представителя другой группы, восприятие группой самой себя и восприятие группой в целом другой группы.

Для того чтобы более точно обозначить, о чем идет речь в интересующем нас плане, целесообразно говорить не о социальной перцепции вообще, а о межличностной перцепции, или межличностном восприятии (восприятии человека человеком).

Кроме этого, возникает необходимость и еще в одном комментарии. Восприятие социальных объектов обладает такими многочисленными специфическими чертами, что само употребление слова «восприятие» кажется здесь не совсем точным. Во всяком случае ряд феноменов, имеющих место при формировании представления о другом человеке, не укладывается в традиционное описание перцептивного процесса, как он дается в общей психологии. Это более широкое понимание термина обусловлено специфическими чертами восприятия другого человека, к которым относится восприятие не только физических характеристик объекта, но и поведенческих его характеристик, формирование представления о его намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках и т.д. В содержание этого же понятия включается и формирование представления о тех отношениях, которые связывают субъект и объект восприятия.


Что мы видим в другом человеке

Формирование представления о другом человеке всегда начинается с отражения и оценки его физического облика, манеры держаться, с анализа той информации, которую дает внешний облик человека. Эта информация становится фундаментом складывающегося образа другого человека.

Информация, которую люди получают при восприятии облика другого человека, не всегда осознается ими и зависит от многих факторов. Воспринятые элементы физического облика, внешности или выразительного поведения выступают многозначными социальными сигналами, проясняющими национальность человека, его возраст и опыт, чувства в данный момент, его уровень культуры и эстетических вкусов и т. п.

Любой человек воспринимается нами в единстве внешних данных (физический облик, конституциональные особенности плюс все то, что человек делает со своей внешностью в соответствии с модой, требованиями общества, вкусами, представлением о самом себе) и экспрессивного поведения, проявляющегося в действии.

Социальной перцепции присущи возрастные особенности. Известно, в частности, что дети младшего школьного возраста могут вычленить во внешнем облике своего ровесника только самые общие элементы (рост, волосы, цвет глаз). Внимание фиксируется на одежде (преобладает простое перечисление); совершенно отсутствуют характеристики мимических особенностей ровесника, его говора и речи, походки. За исключением родинок и веснушек, дети не находят примечательных характерных деталей. Очевидно, что в этом возрасте социальная перцепция сформирована недостаточно, поступающая информация слабо осознается, не выражена в четких понятиях.

Гораздо большее значение физическому облику другого человека придает подросток. В его представлении анатомические особенности, черты лица, особенности телосложения больше характеризуют человека, чем его одежда или прическа. Однако, в отличие от взрослого, подросток недооценивает экспрессивные черты (мимику, жестикуляцию, речь), лишь в очень небольшом объеме включает их в портретную характеристику оцениваемого человека. Чаще всего фиксируются волосы, рост, глаза, лицо. В этих элементах не все признаки выделяются одинаково часто; наиболее значимыми оказываются цвет волос, цвет глаз, рост. Из всех признаков лица  наиболее часто отмечаются цвет и форма.

Эти признаки для воспринимающего являются опорными при построении образа физического склада, внешнего вида другого человека. Подавляющее большинство описаний, будь то характеристики литературных героев или конкретных людей, начинается с характеристики этих элементов и их признаков.

К 13-14 годам объем и адекватность оцениваемых признаков значительно увеличиваются; процесс изменений в социальной перцепции идет особенно интенсивно. Разница в возрасте всего лишь в год – 14 и 15 лет – характеризуется ощутимыми количественными изменениями. Интенсивность развития социальной перцепции в этом возрасте объясняется не только созреванием всех психических функций, развитием интеллекта, накоплением жизненного опыта взаимодействия, ростом самосознания, но и усвоением социальных норм, ролей, ценностей, эталонов и стереотипов, социальных установок. Чем больше человек осознает себя личностью, тем больше он начинает присматриваться к людям и их взаимоотношениям.

Тяга к взрослым людям особенно сильна в подростковом и юношеском возрасте, когда человек находится в процессе бурного физического развития и духовного созревания, нуждается в том, чтобы взрослые помогли ему разобраться в нем самом, обогатили бы его нравственные, этические, эстетические представления, – одним словом, не только дали бы толчок к самовоспитанию и совершенствованию, но и направили бы этот процесс. Результатом этого глубокого и закономерного интереса к взрослым людям и становится большая глубина и острота восприятия их подростком.

Как и для чего человек использует свои знания

С возрастом фиксирование черт облика другого человека перестает быть самоцелью. Черты физического облика чаще используются как элементы, необходимые для построения целостного образа воспринимаемого человека, информативная ценность которого тем выше, чем более непосредственно он может быть использован в регулировании собственного поведения по отношению к этому человеку.

Дальнейшее развитие процесса социальной перцепции проявляется главным образом в изменении субъективной значимости различных групп отражаемых признаков для построения образа. Для взрослого человека в ряде случаев более важным, чем некоторые анатомические черты и внешность, оказывается выразительное поведение, другого. Чем старше ребенок, тем чаще он будет использовать наблюдаемые элементы физического облика человека для определения его профессиональной, расовой, национальной принадлежности и элементов экспрессии для суждений о темпераменте, характере, профессии.

Формируемый образ другого человека имеет не только познавательную, информативную ценность, но и сознательно используется для регуляции взаимоотношений и взаимодействий. Все большее значение придается динамическим, экспрессивным проявлениям человека, динамике действия, поведения, что находит отражение в увеличении частоты фиксирования эмоционально-динамических признаков. Причем сами эти признаки выступают сигналами определенных эмоциональных состояний человека, привычных и типичных для него форм поведения, которые могут говорить не только о наличном состоянии, но и о намерениях, то есть выполняют специально регулятивную функцию в условиях взаимодействия и взаимного общения.

Как у ребенка, так и у взрослого человека объективно воспринимаемые черты физического облика другого человека могут в значительной степени трансформироваться, искажаться под влиянием сложившейся самооценки, уровня его притязаний, характера взаимоотношений с воспринимаемым человеком. Поэтому индивидуальные различия в восприятии группой взрослых одного и того же человека намного больше, чем при тех же условиях у подростков.

Образ непосредственно воспринимаемого человека в сознании взрослого формируется как гармоничное целое, в котором элементы физического облика выступают как многозначные и социально осмысленные компоненты индивидуальности, имеющие глубокий личностный подтекст.

Итак, можно сделать вывод, что для взрослого человека физический облик воспринимаемого им человека всегда несет в себе социально-сигнальный смысл и значение, то есть сознательно рассматривается как средство информации, важное для понимания, контакта и взаимодействия.

Механизмы взаимопонимания в процессе общения

О взаимопонимании людьми друг друга можно говорить в различных смыслах, имея в виду совпадение, сходство или просто созвучие их взглядов на мир, их ценностных ориентации, понимание индивидуальных особенностей друг друга, понимание или даже угадывание мотивов поведения и возможности вести себя так или иначе в какой-то конкретной ситуации, взаимопонимание как принятие исполняемых по отношению друг к другу ролей, взаимопонимание как взаимное принятие самооценки своих возможностей и способностей и т. д. Есть основания предполагать, что и этим не исчерпывается все многообразие смысловых значений, характеризующих сам термин взаимопонимания. Если исходить из этимологического значения самого понятия взаимопонимания, то можно утверждать, что взаимопонимание — это такой случай понимания одного человека другим, когда оно носит взаимный, обоюдный характер.

 Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, постольку он воспринимается и другим человеком — партнером по общению — также как личность. Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания. Связь эта двоякая: с одной стороны, богатство представлений о самом себе определяет и богатство представлений о другом человеке, с другой стороны, чем более полно раскрывается другой человек, тем более полным становится и представление о самом себе. В ходе познания другого человека одновременно осуществляется несколько процессов: и эмоциональная оценка этого другого, и попытка понять строй его поступков, и основанная на этом стратегия изменения его поведения, и построение стратегии своего собственного поведения. Однако в эти процессы включены как минимум два человека, и каждый из них является активным субъектом. Следовательно, сопоставление себя с другим осуществляется как бы с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя другому. Все это приводит к тому, что анализ осознания себя через другого включает две стороны: идентификацию и рефлексию.

Термин «идентификация», буквально обозначающий отождествление себя с другим, выражает установленный эмпирический факт, что одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление себя ему. Это, разумеется, не единственный способ, но в реальных ситуациях взаимодействия люди часто пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место. Существует много экспериментальных исследований процесса идентификации и выяснения его роли в процессе общения. В частности, установлена тесная связь между идентификацией и другим, близким по содержанию явлением — эмпатией.

Описательно эмпатия также определяется как особый способ понимания другого человека. Только здесь имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, а, скорее, стремление эмоционально откликнуться на его проблемы. Эмоциональная ее природа проявляется как раз в том, что ситуация другого человека, партнера по общению, не столько «продумывается», сколько «прочувствуется». Механизм эмпатии в определенных чертах сходен с механизмом идентификации: и там, и здесь присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения. Однако взглянуть на вещи с чьей-то точки зрения не обязательно означает отождествить себя с этим человеком. Если я отождествляю себя с кем-то, это значит, что я строю свое поведение так, как строит его этот «другой». Если же я проявляю к нему эмпатию, я просто принимаю во внимание линию его поведения (отношусь к ней сочувственно), но свою собственную могу строить совсем по-иному.

Процесс понимания друг друга осложняется явлением рефлексии. В  социальной психологии под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает меня.

Важным средством установления взаимопонимания между людьми является речь, которая позволяет осуществлять обмен мыслями для взаимопонимания. Поскольку установление взаимопонимания не является единственной функцией речи, которая служит также средством передачи информации, экспрессии и психологического воздействия, постольку встает вопрос о соотносительной связи и взаимозависимости названных выше функций в структуре общения. Есть основание полагать, что процесс установления взаимопонимания между индивидами является важнейшим параметром социально-психологического общения, которому могут быть подчинены все остальные функции речи. Действительно, коммуникативная функция речи, заключающаяся в передаче сообщения и обмене мыслями, прямо и непосредственно подчинена задачам и целям взаимопонимания. В такой же мере можно говорить и об экспрессивной функции речи, о ее модальности, поскольку последняя служит средством усиления, дополнения или корректировки вербального сообщения. Тон, тембр, ритм, интонация речи нередко говорят общающимся больше, чем содержание тех фраз, которыми они обмениваются. Воздейственная, или побудительная, функция речи также может рассматриваться как дополнительное средство усиления взаимопонимания между общающимися людьми или достижения его там, где оно пока отсутствует. Из сказанного, разумеется, не следует, что экспрессивные и побудительные, равно как и коммуникативные, функции речи не обладают относительной самостоятельностью. Речь, конечно, может служить средством и передачи сообщения, и воздействия, и в тех случаях, когда взаимопонимание между общающимися отсутствует и вряд ли может быть достигнуто.

Содержание и эффекты межличностного восприятия

 Рассмотренные механизмы взаимопонимания позволяют перейти к анализу процесса познания людьми друг друга в целом. Все исследования в этой области можно разделить на два больших класса: 1) изучение содержания межличностной перцепции (характеристики субъекта и объекта восприятия, их свойств и пр.); 2) изучение самого процесса межличностной перцепции (анализ ее механизмов, сопровождающих ее эффектов).

Содержание межличностного восприятия зависит от характеристик как субъекта, так и объекта восприятия потому, что они включены в определенное взаимодействие, имеющее две стороны: оценивание друг друга и изменение каких-то характеристик друг друга благодаря самому факту своего присутствия. В первом случае взаимодействие можно констатировать по тому, что каждый из участников, оценивая другого, стремится построить определенную систему интерпретации его поведения, в частности его причин. Интерпретация поведения другого человека может основываться на знании причин этого поведения, и тогда это задача научной психологии. Но в обыденной жизни люди сплошь и рядом не знают действительных причин поведения другого человека или знают их недостаточно. Тогда, в условиях дефицита информации, они начинают приписывать друг другу как причины поведения, так иногда и сами образцы поведения или какие-то более общие характеристики.

Особая отрасль социальной психологии, получившая название каузальной атрибуции, анализирует именно эти процессы. Исследования каузальной атрибуции направлены на изучение попыток «рядового человека» понять причину и следствие тех событий, свидетелем или участником которых он является. Это включает также интерпретацию своего и чужого поведения, что и выступает составной частью межличностного восприятия. Если на первых порах исследования атрибуции речь шла лишь о приписывании причин поведения другого человека, то позже стали изучаться способы приписывания более широкого класса характеристик: намерений, чувств, качеств личности. Сам феномен приписывания возникает тогда, когда у человека есть дефицит информации о другом человеке: заменить ее и приходится процессом приписывания.

На основании многочисленных экспериментальных исследований атрибутивных процессов был сделан вывод о том, что они составляют основное содержание межличностного восприятия. Дополнительные знания были получены и о том, что процесс этот определяется особенностями субъекта восприятия: одни люди склонны в большей мере в процессе межличностного восприятия фиксировать физические черты, и тогда «сфера» приписывания значительно сокращается, другие воспринимают преимущественно психологические характеристики окружающих, и в этом случае открывается особый «простор» для приписывания. Выявлена также зависимость приписываемых характеристик от предшествующей оценки объектов восприятия.  Подобного рода исследования пытаются найти ответ на вопрос о роли характеристик воспринимающего в процессе межличностного восприятия. Другой ряд экспериментальных исследований посвящен характеристикам объекта восприятия. Как выясняется, от них также в значительной мере зависит успех или неуспех межличностной перцепции. Индивидуальные психологические особенности различных людей различны, в том числе и в плане большего или меньшего «раскрытия» себя для восприятия другими людьми. На уровне здравого смысла эти различия фиксируются достаточно четко. Однако эти соображения здравого смысла мало чем могут помочь при установлении причин этого явления, а значит, и при построении прогноза успешности межличностного восприятия.

Чтобы обеспечить такое прогнозирование ситуации межличностного восприятия, необходимо принять в расчет и вторую область исследований, которая связана с выделением различных «эффектов», возникающих при восприятии людьми друг друга. Более всего исследованы три таких «эффекта»: эффект ореола («галоэффект»), эффект новизны и первичности, а также эффект (явление) стереотипизации.

Сущность «эффекта ореола» заключается в формировании специфической установки на воспринимаемого через направленное приписывание ему определенных качеств: информация, получаемая о каком-то человеке, категоризируется определенным образом, а именно — накладывается на тот образ, который уже был создан заранее. Этот образ, ранее существовавший, выполняет роль «ореола», мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия. Эффект ореола проявляется при формировании первого впечатления о человеке в том, что общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам и неизвестных качеств воспринимаемого и, наоборот, общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок.

Тесно связаны с этим эффектом и эффекты «первичности» и «новизны». Оба они касаются значимости определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем.

В более широком плане все эти эффекты можно рассмотреть как проявления особого процесса, сопровождающего восприятие человека человеком, а именно процесса стереотипизации. Впервые термин «социальный стереотип» был введен У. Липпманом в 1922 г., и для него в этом термине содержался негативный оттенок, связанный с ложностью и неточностью представлений, которыми оперирует пропаганда. В более же широком смысле слова стереотип — это некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным «сокращением» при взаимодействии с этим явлением. Стереотипы в общении, возникающие, в частности, при познании людьми друг друга, имеют и специфическое происхождение, и специфический смысл. Как правило, стереотип возникает на основе достаточно ограниченного прошлого опыта, в результате стремления строить выводы на базе ограниченной информации.

Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга может привести к двум различным следствиям. С одной стороны к определенному упрощению процесса познания другого человека; в этом случае стереотип не обязательно несет на себе оценочную нагрузку: в восприятии другого человека не происходит «сдвига» в сторону его эмоционального принятия или непринятия. Остается просто упрощенный подход, который, хотя и не способствует точности построения образа другого, заставляет заменить его часто штампом, но тем не менее в каком-то смысле необходим, ибо помогает сокращать процесс познания. Во втором случае стереотипизация приводит к возникновению предубеждения. Если суждение строится на основе прошлого ограниченного опыта, а опыт этот был негативным, всякое новое восприятие представителя той же самой группы окрашивается неприязнью. Возникновение таких предубеждений зафиксировано в многочисленных экспериментальных исследованиях, но естественно, что они особенно отрицательно проявляют себя не в условиях лаборатории, а в условиях реальной жизни, когда могут нанести серьезный вред не только общению людей между собой, но и их взаимоотношениям.

Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что чрезвычайно сложная природа процесса межличностной перцепции заставляет с особой тщательностью исследовать проблему точности восприятия человека человеком.

Точность межличностной перцепции

 Этот вопрос связан с решением более общей теоретико-методологической проблемы: что вообще означает «точность» восприятия социальных объектов. При восприятии физических объектов мы можем проверить точность восприятия, сопоставив его результаты с объективной фиксацией, измерением некоторых качеств и свойств объектов. В случае познания другого человека впечатление, полученное о нем воспринимающим субъектом, не с чем сопоставить, так как отсутствуют методики прямой регистрации многочисленных качеств личности другого человека. Конечно, определенную помощь могут в данном случае оказать различные личностные тесты, но, во-первых, не существует тестов для выявления и измерения всех характеристик человека, а во-вторых, тесты нельзя рассматривать как единственный инструмент исследования личности, поскольку им присущи те или иные ограничения. Ограниченность тестов порождена тем, что в них фиксируется и измеряется то, что задано экспериментатором, а не то, что есть «на самом деле». Аналогичная проблема возникает и в том случае, когда используется метод экспертных оценок.

Отсутствие возможности проверить точность восприятия другого человека путем прямого сопоставления с данными объективных методик заставляет искать иные подходы к самому пониманию проблемы и путям ее решения. Один из таких путей — осмысление всей совокупности «помех», стоящих на пути межличностной перцепции. К таким «помехам» могут быть отнесены все рассмотренные нами механизмы, эффекты, возникающие в этом процессе. Однако знание этих механизмов может лишь указать на факт такой неточности, но не помогает в определении меры ее.

То же относится и к другому ряду средств, а именно — к более пристальному изучению перцептивных способностей субъекта восприятия. В этом случае можно установить (и сделать это достаточно точно), каково соотношение характеристик воспринимающего и объекта восприятия. В экспериментах по межличностной перцепции устанавливаются четыре группы факторов: а) переменные, при помощи которых субъект восприятия описывает самого себя; б) ранее знакомых личностей; в) отношения между собой и объектом восприятия, г) ситуационный контекст, в котором осуществляется процесс межличностной перцепции. Соотнеся между собой эти четыре группы факторов, можно по крайней мере определить, в какую сторону свойственно сместиться восприятию в каждом конкретном случае. Важным фактором повышения точности восприятия другого человека является получение от него обратной связи, что помогает откорректировать образ и способствует более точному прогнозу поведения партнера по общению.

Довольно давно в социальной психологии родилась заманчивая идея отыскать средства развития перцептивных способностей различных людей. Целый ряд экспериментов был поставлен для того, чтобы выявить, обладает ли определенной стабильностью способность отдельных индивидов «читать» характеристики других людей. Эти эксперименты не дали однозначного ответа на вопрос. Такие же противоречивые результаты были получены и относительно того, можно ли обучить искусству более точного восприятия другого человека. Несмотря на то что вопрос этот остается дискуссионным, ряд усилий тем не менее предпринимается. Они связаны с использованием для этих целей социально-психологического тренинга. Наряду с тем что тренинг применяется для обучения искусству общения в целом, его специальные приемы ориентированы на повышение перцептивной компетентности, т.е. точности восприятия.

Межличностная аттракция

Особый круг проблем межличностного восприятия возникает в связи с включением в этот процесс специфических эмоциональных регуляторов. Люди не просто воспринимают друг друга, но формируют друг по отношению к другу определенные отношения. На основе сделанных оценок рождается разнообразная гамма чувств — от неприятия того или иного человека до симпатии,  даже любви к нему. Область исследований, связанных с выявлением механизмов образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку, получила название исследования аттракции. Буквально аттракция — привлечение, но специфический оттенок в значении этого слова в русском языке не передает всего содержания понятия «аттракция». Аттракция — это и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, т.е. некоторое качество отношения. Эту многозначность термина особенно важно подчеркнуть и иметь в виду, когда аттракция исследуется не сама по себе, а в контексте третьей, перцептивной, стороны общения. С одной стороны, встает вопрос о том, каков механизм формирования привязанностей, дружеских чувств или, наоборот, неприязни при восприятии другого человека, а с другой — какова роль этого явления (и процесса, и «продукта» его) в структуре общения в целом, в развитии его как определенной системы, включающей в себя и обмен информацией, и взаимодействие, и установление взаимопонимания. Включение аттракции в процесс межличностного восприятия с особой четкостью раскрывает тот факт, что общение всегда есть реализация определенных отношений (как общественных, так и межличностных). Аттракция связана преимущественно с этим вторым типом отношений, реализуемых в общении.

Исследование аттракции в социальной психологии — сравнительно новая область. Ее возникновение связано с ломкой определенных предубеждений. Долгое время считалось, что сфера изучения таких феноменов, как дружба, симпатия, любовь, не может быть областью научного анализа, скорее, это область искусства, литературы и т.д. До сих пор встречается точка зрения, что рассмотрение этих явлений наукой наталкивается на непреодолимые препятствия не только вследствие сложности изучаемых явлений, но и вследствие различных возникающих здесь этических затруднений. Однако логика изучения межличностного восприятия заставила социальную психологию принять и эту проблематику, и в настоящее время насчитывается довольно большое количество экспериментальных работ и теоретических обобщений в этой области.

Аттракцию можно рассматривать как особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент (Гозман, 1987), когда этот «другой» оценивается преимущественно в категориях, свойственных аффективным оценкам. Эмпирические (в том числе экспериментальные) исследования главным образом и посвящены выяснению тех факторов, которые приводят к появлению положительных эмоциональных отношений между людьми. Изучается, в частности, вопрос о роли сходства характеристик субъекта и объекта восприятия в процессе формирования аттракции, о роли «экологических» характеристик процесса общения (близость партнеров по общению, частота встреч и т.п.). Во многих работах выявлялась связь между аттракцией и особым типом взаимодействия, складывающимся между партнерами, например, в условиях «помогающего» поведения. Если весь процесс межличностной перцепции не может быть рассмотрен вне возникающего при этом определенного отношения, то процесс аттракции есть как раз возникновение положительного эмоционального отношения при восприятии другого человека. Выделены различные уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь. Теоретические интерпретации, которые даются полученным данным, не позволяют говорить о том, что уже создана удовлетворительная теория аттракции. В отечественной социальной психологии исследования аттракции немногочисленны.

Несомненно, интересна попытка рассмотреть явление аттракции в контексте тех методологических установок, которые разработаны здесь для анализа групп. Исследование аттракции в контексте групповой деятельности открывает широкую перспективу для новой интерпретации функций аттракции, в частности функции эмоциональной регуляции межличностных отношений в группе. Такого рода работы лишь начинаются. Но сразу важно обозначить их место в общей логике социальной психологии. Естественное развитие представления о человеческом общении как единстве его трех сторон позволяет

наметить пути изучения аттракции в контексте общения индивидов в группе.

Первое впечатление

Высокий уровень требований, которые предъявляет к общающимся процесс постижения друг друга на основе рационального анализа их взаимоотношений, не каждому по плечу. Не говоря уже о том, что такой анализ требует и немало времени. В условиях же дефицита времени и интенсивного роста информации от общения с другими людьми довольно заманчивым и более привлекательным, чем углубленный интеллектуальный анализ, может показаться руководство личными впечатлениями от встреч с другим человеком.

В условиях дефицита времени люди вынуждены во все большей мере восполнять недостаток сведений и знаний о другом человеке той информацией, которую дает им о нем первое впечатление. Действительно, жизненный опыт позволяет человеку во многом без серьезных ошибок, а нередко и достаточно точно судить о другом человеке даже при первом знакомстве.

Однако при всех своих достоинствах первое впечатление о другом лице далеко не всегда гарантирует надежный результат. Зачастую даже наоборот, результат первого впечатления может полностью разойтись с последующим представлением о человеке.

Дело в том, что восприятие человека человеком строится на основе фиксирования чисто внешних характеристик воспринимаемого (его лицо, одежда, манера вести себя       и т. д.), вместе с тем оно выходит за рамки оценки только внешнего облика человека. Полученный на основе впечатления о внешнем облике воспринимаемого материал призван послужить почвой для того, чтобы воображение и жизненный опыт воспринимающего осуществили реконструкцию и внутреннего мира впервые увиденного человека, предполагающую оценку его характера, духовного потенциала, его отношения к миру и т. д. Оценка и реконструкция внутреннего мира воспринимаемого по его внешности, возможно, не была бы такой уязвимой, если бы она не осуществлялась на весьма субъективной почве жизненного опыта самого воспринимающего.

Направленное формирование первого впечатления

В современной жизни достаточно часто встречаются ситуации, которые требуют умения целенаправленно формировать впечатление о себе. Эти умения могут быть составной частью профессиональных умений, обеспечивающих успешность деятельности. Политик, дипломат, продюсер, агент, рекламирующий товар, сотрудник турфирмы, распространяющий путевки, шоу-группа, совершающая гастрольное турне, – эти и целый ряд других действующих лиц и ситуаций объединяет периодически повторяемое действие – презентация.

Любая презентация включает в себя самопрезентацию, когда в ограниченных условиях времени и пространства необходимо предъявить специально организованную, продуманную, структурированную, краткую информацию о себе таким образом, чтобы достигнуть заранее поставленных целей. Среди этих целей на одном из первых мест стоит желание расположить к себе и сформировать благоприятное впечатление о себе. Мотивация может быть многослойной и разноуровневой, осознанной и неосознанной: от побуждения к контакту и развитию отношений, формированию имиджа до получения сиюминутного практического результата.

Самопрезентация – процесс, разворачивающийся в заранее определенных рамках. Социально-психологические параметры ситуации включают ролевое взаимодействие, подразумевающее определенные правила и ограничения. Содержательные характеристики самопрезентации включают представление о том, что именно, какая информация о себе предъявляется, какие преобразования с ней происходят на основании анализа ответных реакций, насколько успешно осуществляется процесс саморегуляции и самоорганизации, какова доля вербального и невербального компонента на разных стадиях самопредъявления. Важно также учитывать отдаленные последствия самопрезентации в виде корректировки образа «Я» и совершенствования тактики самопредъявления, умения подать себя.

Среди свойств личности и комплексов умений, способствующих успешности самопрезентации в различных ситуациях и обстоятельствах, следует назвать социальный интеллект, эго-компетентность, природное обаяние, способность к мобилизации и переключению, манипулятивные умения; тормозящими факторами являются неспособность к самораскрытию, застенчивость, комплексы и недостаток коммуникативных умений и навыков.

В. Н. Куницыной предложено следующее определение: самопрезентация кратковременный, специфически мотивированный и организованный процесс предъявления информации о себе в вербальном и невербальном поведении.

Успешность самопрезентации предваряет работа над собственным имиджем, которая становится возможной на определенном уровне знаний о себе, эго-компетентности и навыках саморегуляции. Работа над собственным имиджем есть не что иное, как формирование впечатления о себе, имеющее конкретные цели и задачи. Имидж – направленное формирование впечатления о себе, специальным образом организованное и структурированное в контексте «Я», имеющее отсылку к более общей, престижной категории людей. Центральную часть имиджа составляет продуманный внешний облик, который должен сигнализировать о профессионально-ценных свойствах личности и способствовать формированию репутации.

Помимо использования приемов улучшения внешнего облика с помощью косметических средств, используются разнообразные стратегии. Э. Джонс и     Т. Питман в 1982 г. описали некоторые стратегические техники самопрезентации, которые люди используют в повседневной жизни:

- Ишрациация – приукрашивание, самовосхваление, стремление сделать себя привлекательным, особенно для тех, кто имеет высокий статус;

- Самоподдержка – стремление произвести впечатление, описывая свои таланты и выдающиеся познания;

- «Греться в лучах чужой славы» – выстраивание своего образа путем подчеркивания тесной связи с успешными, знаменитыми, выдающимися людьми;

- Уравновешивание успехов и ошибок – создание помех и обоснование оправданий для плохих результатов и неудач.

Невербальное поведение

Невербальная коммуникация – это образ действий, в котором люди осуществляют коммуникацию намеренно или ненамеренно, без слов. Невербальные сигналы включают лицевые экспрессии, тон голоса, телодвижения, прикосновения и взгляд. Невербальная коммуникация используется для того, чтобы кодировать (выражать) эмоции, установки, проявлять свои личностные черты, облегчать и делать более ясной свою речь, а порой и заменять вербальное сообщение. Порой невербальное поведение дает нам больше сведений о человеке, чем слова.

Многие исследования показывают, что люди могут точно декодировать (интерпретировать) тонкие невербальные сигналы. Например, выражение шести основных эмоций (гнев, счастье, удивление, страх, отвращение и печаль) одинаково воспринимается во всем мире. Кроме шести основных эмоций существуют и другие эмоциональные состояния, которые легко читаются на лице, такие как тревога, презрение, замешательство, смущение.

Однако декодирование человеческого лица сложнее, чем кажется на первый взгляд. Во-первых, лицевые экспрессии могут представлять собой смесь эмоций, при этом часть лица выражает одну эмоцию, а часть – другую. Во-вторых, нередко люди пытаются выглядеть менее эмоциональными, чем на самом деле, чтобы никто не узнал, что они чувствуют на самом деле. В-третьих, лицевые экспрессии могут варьироваться в соответствии с определяемыми культурой правилами выражения. Эти правила определяют, что дозволено выражать мимикой, а что – нет.

Существуют и другие каналы невербальной коммуникации. Контакт глаз и взгляд дают нам мощные невербальные сигналы. Использование персонального пространства – еще одна форма невербальной коммуникации. Жесты – тоже прекрасное средство коммуникации. Символы – невербальные жесты, имеющие особое значение, они так же определяются культурой.

В целом женщины лучше понимают и передают эмоции невербальным путем. Единственное исключение состоит в том, что женщины хуже мужчин распознают обман, когда наблюдают за невербальным поведением. Теория социальных ролей объясняет наличие половых различий в социальном поведении общественным разделением труда между представителями разных полов. Это разделение ведет к различиям в гендерно-ролевых ожиданиях, в типичных для каждого пола навыках, что и определяет различие в мужском и женском социальном поведении. Во многих обществах женщины усваивают некоторые навыки, такие как вежливость в социальных взаимодействиях и невнимание ко лжи.

Казуальная атрибуция

Один из способов, помимо расшифровки невербального поведения, заполнить недостающие пробелы в наших знаниях о людях – имплицитная теория личности. Эта теория состоит из наших общих представлений о сочетании разных черт в одном человеке, когда мы группируем вместе различные виды личностных черт.

Все это не является точным индикатором мыслей и чувств человека. Чтобы ответить на вопрос «почему», нужно обобщить полученную информацию и сделать выводы относительного того, какие бывают люди и почему они ведут себя именно так.

Рассмотрим подробнее теорию атрибуции, описывающую, как формируется наше впечатление о людях и каким образом мы строим предположения о причинах поведения других.

Отцом теории атрибуции часто называют Фрица Хайдера. Один из его наиболее значительных выводов состоит в том, что пытаясь объяснить поведение других, мы можем создать в уме одну из двух атрибуций. Внутренняя атрибуция – это умозаключение о том, что человек ведет себя определенным образом благодаря особенностям своих установок, характера или личности. Внешняя атрибуция – это умозаключение о том, что причина поведения человека в определенной ситуации обусловлено самой ситуацией, и большинство людей в этой ситуации поступило бы так же. Еще один вывод Хайдера – мы имеем тенденцию отдавать предпочтение внутренним атрибуциям.

Гарольд Келли создал ковариационную теорию атрибуции. Согласно ей, для того, чтобы сформировать атрибуцию о причинах каких-либо действий человека, мы систематически ищем взаимосвязь между присутствием (или отсутствием) возможных причинных факторов и присутствием (или отсутствием) данных действий. Мы выбираем внутреннюю или внешнюю атрибуцию, пользуясь информацией о сходстве (насколько одинаково люди реагируют на данный стимул), исключительности (насколько данный человек одинаково реагирует на различные стимулы) и постоянстве (насколько одинаковым остается поведение человека по отношению к данному стимулу в разных условиях и в течении некоторого времени).

Формируя атрибуции, люди также используют различные ментальные упрощения, в том числе создают свои схемы и теории относительно личности другого. При этом часто проявляется так называемая фундаментальная ошибка атрибуции – мы стремимся переоценивать обусловленность поступков внутренними, диспозиционными факторами. Мы совершаем эту ошибку, потому что в поведении человека проявляется больше характерных особенностей, заметных при восприятии, по сравнению с условиями окружающей среды, то есть человек обладает перцептивной заметностью.  Двухступенчатый процесс атрибуции показывает, что когда люди анализируют поведение другого, они, как правило, автоматически совершают фундаментальную ошибку атрибуции (первая ступень), затем обдумывают возможные ситуационные объяснения поведения (вторая ступень), корректируя первую. Более отвлекаемые и когнитивно занятые наблюдатели с большей вероятностью останавливаются на первой ступени. Различие между действующим лицом и наблюдателем делает очевидным фундаментальную ошибку атрибуции: мы больше склонны совершать эту ошибку, когда объясняем поведение других людей, нежели собственное.

На атрибуции людей влияют также и их личные потребности. Атрибуции в пользу своего «я» возникают, когда люди приписывают успех себе (создают внутренние атрибуции), а поражение объясняют внешними факторами (создают внешнюю атрибуцию). Это обусловлено стремлением поддержать или повысить самооценку, стратегией самопрезентации.  Защитные атрибуции помогают людям избежать ощущения уязвимости и смертности. Одна из форм защитной атрибуции – нереалистический оптимизм, когда люди верят в то, что хорошее с большей вероятностью произойдет с ними, а не с другими, а плохое – с другими, а не с ними. Еще один из видов -  вера в справедливый мир, когда люди предполагают, что плохое случается с плохими людьми, а хорошее с хорошими.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, социальная перцепция – это то, каким образом мы формируем впечатления о других людях и характеризуем их. Это процесс с активной обратной связью, непременно включающий в себя понимание. Образ человека, формирующийся в процессе восприятия, несет информационную нагрузку и играет регулирующую роль в процессах взаимодействия, помогает выстраивать линию поведения по отношению к воспринимаемому человеку.

Знание структуры этих образов, их объема, компонентов, степени осознанности позволяет представить процесс накопления социального опыта человеком, его способы познания других людей и самого себя. Кроме того, мы постигаем те мерки (социальные категории, эталоны, стереотипы), которыми оперируют люди разного возраста, оценивая людей и прогнозируя их дальнейшее поведение, поступки, мотивы в сложных ситуациях.




1. IМЕТА ЗАВДАННЯ І ЗМІСТОВІ МОДУЛІ ДИСЦИПЛІНИ Мета дисципліни- формування системи знань про процеси що відб
2. З і має на увазі створення якісно нового художнього явища що не зводиться до суми складових його компонен
3. Расчет планетарной коробки переключения передач трактора класса 0,2
4. Упражнения в стиле
5. за того что думаю Вы достаточно занятой человек несёте ответственное служение и насколько мне извесно с Б
6. Хариванша (Hrivns)
7. Биотехнология терминін ~ылым~а бірінші рет енгізген ~алымды ата~ыз- А Э
8. Версии предательства Иуды
9. . Земельні ресурси є основою матеріального і духовного виробництва.
10. Стиль это человек
11. Герой-бунтарь в творчестве Байрона
12. Бессмертнова Наталья Игоревна
13. Социальнопсихологический тренинг конфликты и методы их преодоления
14. Величайшие дворцы Флоренции
15. з курсу ldquo;Основи товарознавства продовольчих товарів.html
16.  ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА
17. Адаптация детей 1,5 - 2 лет к условиям детского сада
18. Тема- Розробка ТП складання та монтажу виробу на ПП Мета- Отримати практичні навички розробки ТП складання в
19. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ Понятие первообразной функции
20.  Заключение сделки