Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
ЛЕКЦИЯ 21.
КУЛЬТУРА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ XIX ВЕКА.
1. Тенденции развития русской культуры в XIX веке.
2. Наука и образование.
3. Русская литература.
4. Театр и музыка.
5. Живопись и скульптура.
6. Архитектура.
1. Тенденции развития русской культуры в XIX веке.
XIX в. стал для культуры России периодом ее небывалого подъема. Отечественная война1812 г., всколыхнув всю жизнь российского общества, ускорила складывание национального самосознания. Она, с одной стороны, в очередной раз сблизила Россию с Западом, а с другой ускорила формирование русской культуры как одной из европейских культур, тесно связанной с западноевропейскими течениями общественной мысли и художественной культуры, и оказывающей на нее собственное влияние.
Развитие экономики и культуры проходило в России на протяжении всего XIX в. в условиях сохранения самодержавия (неограниченной монархии). Императору принадлежала вся полнота законодательной и исполнительной власти.
2. Наука и образование.
Основой культурного взлета России XIX в. стали значительные ее успехи в деле развития образования. К началу века просвещение в стране заметно отставало от уровня западных стран. Неграмотными были в подавляющем большинстве не только низшие сословия крестьяне и мещане, но и высшие сословия купцы и даже многие дворяне. Потребность в образованных и знающих людях остро чувствовалась на всех уровнях управления государством и обществом.
Поэтому уже в начале века правительство Александра I приняло решение о создании единой системы образования, включающей в себя четыре ступени: церковно-приходские одноклассные школы для низших слоев, уездные двухклассные училища для горожан, купцов, мещан; губернские четырехклассные гимназии для дворян; университеты и другие высшие учебные заведения.
После реформы 1861 г., отменившей крепостное право, развитие системы образования ускорилось. В пореформенное время грамотность России повысилась с 7 до 22% населения. К концу века насчитывалось 63 высших учебных заведения, включая 10 университетов. Обшее число студентов составляло 30 тыс. С 1819г. развивается женское образование, а в 1870-е гг. берет начало высшее женское образование. В 1869 г. в Москве открылись Лубянские высшие женские курсы, в 1870 г. Аларчинские курсы в Петербурге. Наибольшую известность приобрели Бестужевские женские курсы в Петербурге. Однако становление женского образования шло не без трудностей. Поэтому в 1870-е гг. в Цюрихском университете девушки из России составляли 80% всех иностранных студенток.
Успехи в области образования и просвещения способствовали дальнейшему прогрессу российской науки, которая переживает настоящий расцвет. При этом складывается одна необычная, но характерная для России традиция: успешно развиваться, не имея для этого необходимых и достаточных условий, и оставаться не востребованной обществом. В XIX в. Россия дала миру целую плеяду великих ученых. Перечень одних только величайших открытий и достижений выглядит весьма внушительно.
В области математики они связаны, прежде всего, с именами Н.И. Лобачевского, А.А. Маркова и др. Первый создал неевклидову геометрию, совершившую переворот в представлениях о природе пространства, в основе которого более двух тысяч лет лежало учение Евклида. Второй разработал так называемые цепи Маркова, положившие начало новому направлению в теории вероятностей.
В астрономии мировое признание получили труды В.Я. Струве, который произвел первое определение звездного параллакса (смешения), установил наличие поглощения света в межзвездном пространстве. Достижения астрономии были во многом связаны с основанием Пулковской обсерватории, ставшей одной из лучших в мире.
Русские ученые внесли огромный вклад в развитие физики, особенно в изучение электричества. В.В. Петров открыл электрическую дугу, нашедшую широкое практическое применение. Э.Х. Ленц сформулировал правило (впоследствии названное его именем), определяющее направление индукционного тока; экспериментально обосновал закон Джоуля-Ленца. Б.С. Якоби изобрел электродвигатель, создал гальванопластику, вместе с ПЛ. Шиллингом изобрел электротелеграф и сконструировал первый телеграфный записывающий аппарат, действовавший на линии Петербург Царское село. Русским ученым принадлежит большая заслуга в создании теории электролиза, в разработке электронной, атомной и квантовой физики.
Прогресс химии также многим обязан русским ученым. Д.М. Менделеев установил Периодический закон химических элементов, ставший величайшим достижением мировой науки. Н.Н. Зинин открыл метод получения ароматических аминов, впервые синтезировал хинин и анилин. A.M. Бутлеров создал новую теорию химического строения вещества, заложив основы современной органической химии, открыл реакцию полимеризации.
В географии в январе 1820 г. русскими мореплавателями было сделано величайшее открытие: экспедиция Ф.Ф. Беллинсгаузена М.П. Лазарева открыла шестую часть света Антарктиду.
Большими достижениями отмечено развитие биологии и медицины. Русские врачи первыми начали использовать обезболивающие средства наркоз. Н.И. Пирогов первым применил эфирный наркоз в военно-полевых условиях, создал атлас «Топографическая анатомия», получивший мировую известность. Н.Ф. Склифосовский начал применять антисептический метод при операциях.
Успешно развивались также общественные науки, ведущей среди которых была история. Основное внимание русские ученые уделяли изучению отечественной истории. Н.М. Карамзин создал двенадцатитомную «Историю государства Российского», которая имела небывалый успех и не раз переиздавалась. Крупным и авторитетным историком был С.М. Соловьев. Ему принадлежит «История России с древнейших времен» в 29 томах, содержащая богатый фактический материал. Заметный вклад в изучение истории отечества внес В.О. Ключевский. Он написал «Курс русской истории», а также работы по истории крепостного права, сословий, финансов.
Значительных достижений добилось языкознание. Здесь особого выделения заслуживает деятельность В.И. Даля, составителя «Толкового словаря живого великорусского языка», над которым он трудился около 50 лет и который сохранил свое значение и в наши дни.
XIX век стал временем становления русской философии как самостоятельной науки. Она критически осваивает достижения западной философской мысли в лице Канта, Гегеля, Шопенгауэра, Гартмана, Ницше и др. В то же время в ней складывается богатый спектр самобытных школ и течений от леворадикальных до религиозно-мистических. Наиболее крупными фигурами были: П.Я. Чаадаев, И.В. Киреевский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, B.C. Соловьев.
То же самое можно сказать о социологии и психологии: они также переживают период активного становления.
3. Русская литература.
Наиболее благоприятным и плодотворным XIX в. оказался для художественной литературы, которая переживала невиданный подъем и расцвет.
Основоположником и центральной фигурой сентиментализма в России был Н.М. Карамзин. В повести «Бедная Лиза» он ярко показал характерные черты данного направления в искусстве: внимание к простому человеку раскрытие его внутреннего мира чувств и переживаний, воспевание «естественной простоты» патриархального уклада жизни. В той или иной мере сентиментализм присутствовал в творчестве многих русских писателей, однако как самостоятельное направление он не получил широкого распространения.
Романтизм имел гораздо большее влияние и распространение. В нем существовало несколько течений. Тема гражданственности, патриотизма и свободы наиболее сильно выражена в произведениях поэтов-декабристов: К.Ф. Рылеева, А.И. Одоевского, В.К. Кюхельбекера. Гражданские и вольнолюбивые мотивы звучат также в творчестве А.А. Дельвига, И.И. Козлова, Н.М. Языкова. Глубины и состояние духовного мира с налетом фантастики и меланхолии составляют содержание произведений В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова. Философская лирика, глубокий психологизм, славянофильские идеи и трепетная любовь к России нашли выражение в творчестве Ф.И. Тютчева и В.Ф. Одоевского.
К началу 1830-х гг. в русской литературе утверждается реализм и становится главным направлением. В его становлении важную роль сыграло творчество А.С. Грибоедова и И.А. Крылова. Однако самыми великими именами русского реализма, всей русской литературы и культуры являются А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой.
А.С. Пушкин стал родоначальником русской словесности, создателем русского литературного языка. Именно в его творчестве русский язык впервые предстает действительно великим, могучим, правдивым и свободным. Его ранние произведения «Руслан и Людмила», «Цыганы», «Кавказский пленник» и др. находятся в русле романтизма. Затем он переходит на позиции реализма. В его творчестве представлены все виды и жанры литературы. В поэзии он выступает как певец свободы. В романе «Евгений Онегин» рисует масштабные картины русской жизни. Трагедия «Борис Годунов» и повесть «Капитанская дочка» посвящены значительным событиям в истории России. А.С. Пушкин был не только великим художником, но и выдающимся историком и мыслителем. В споре с П. Чаадаевым он дает более тонкое, глубокое и убедительное понимание места и роли России в мировой истории. Критически оценивая существующие в России азиатское невежество, дикий произвол и насилие, бесправие народа, он выступает против насильственных способов изменения существующего положения. А.С. Пушкин оказал огромное влияние на все последующее развитие русской литературы, философии и всей культуры.
Ф.М. Достоевскому и Л.Н. Толстому русская литература и культура обязаны своей мировой славой и признанием. В своем творчестве Ф.М. Достоевский бился над тем, что он определил как «тайна человека». Разгадке этой тайны посвящены главные его произведения «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы» и др. В них он рассматривает проблемы смысла жизни, добра и зла, цели и средства достижения, веры и неверия, свободы и ответственности, страсти и долга. Достоевский при этом выходит за рамки литературы и выступает как глубокий философ и мыслитель. Своим творчеством он оказал огромное воздействие на всю современную духовную культуру.
В творчестве Л.Н. Толстого одной из центральных тем является поиск нравственного идеала и смысла жизни. Эта тема проходит практически через все его произведения романы «Анна Каренина», «Воскресение», повесть «Смерть Ивана Ильича» и др. В грандиозной эпопее «Война и мир» Толстой рассматривает истоки победы русского народа в войне 1812 г., которые он усматривает в необычайном подъеме патриотического духа. Толстой является создателем религиозно-философскою учения, основу которого составляет разработка «истинной религии» всеобщей любви, добра и ненасилия. Он оказал огромное влияние на мировую литературу и культуру.
К числу великих русских писателей, получивших мировое признание, относятся также М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, А.П. Чехов.
4. Театр и музыка.
Развитие русского театра середины второй половины XIX столетия неразрывно связано с А.Н. Островским, пьесы которого и по сей день не сходят со сцены Малого театра. На драматургии Островского воспитывались многие талантливые актеры П.М. Садовский, П.А. Стрепетова, А.Е. Мартынов, М.Н. Ермолова. В конце XIX в. в Петербурге возник театр В.Ф. Комиссаржевской.
Конец XIX в. стал свидетелем "театральной революции" К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, создавших в 1898 г. Московский Художественный Театр. Сутью "революции" был отказ от строй манеры игры, ложного пафоса, декламации, условностей постановки. Во МХАТе органично сочетались лучшие традиции русского театра XIX в. и новые идеи, предполагавшие создание актерского ансамбля, повышенные требования к проникновению в психологию персонажей.
В первой половине XIX в. зарождается национальная музыкальная школа. В первые десятилетия XIX в. господствовали романтические тенденции, проявившиеся в творчестве А.Н. Верстовского, использовавшего в своем творчестве исторические сюжеты. Основателем русской музыкальной школы стал М.И. Глинка, создатель основных музыкальных жанров: оперы ("Иван Сусанин", "Руслан и Людмила"), симфоний, романса, активно использовавший в своем творчестве фольклорные мотивы. Новатором в области музыки выступил А.С. Даргомыжский, автор оперы-балета "Торжество Вакха" и создатель речитатива в опере. Его музыка была тесно связана с творчеством композиторов "Могучей кучки" М.П. Мусоргского, М.А. Балакирева, Н.А. Римского-Корсакова, А.П. Бородина, Ц.А. Кюи, стремившихся к воплощению в своих произведениях "жизни, где бы она ни сказалась", активно обращавшихся к историческим сюжетам и фольклорным мотивам. Их творчество утвердило жанр музыкальной драмы. "Борис Годунов" и "Хованщина" Мусоргского, "Князь Игорь" Бородина, "Снегурочка" и "Царская невеста" Римского-Корсакова составляют гордость русского и мирового искусства.
Особое место в русской музыке занимает П.И. Чайковский, воплотивший в своих произведениях внутренний драматизм и внимание к внутреннему миру человека, свойственные русской литературе XIX в., к которой композитор часто обращался (оперы "Евгений Онегин", "Пиковая дама", "Мазепа").
В первой половине XIX в. господствовал классический балет и французские балетмейстеры (А. Блаш, А. Титюс). Вторая половина столетия время рождения классического русского балета. Его вершиной стали постановки балетов П.И. Чайковского ("Лебединое озеро", "Спящая красавица") петербургском балетмейстером М.И. Петипа.
5. Живопись и скульптура.
В живописи начала XIX столетия традиции классицизма вступают в конфликт с развивающимся романтизмом.
Виднейшим представителем романтизма в русской живописи стал великий художник К.П. Брюллов («Последний день Помпеи», 1833 г.). В картинах К. Брюллова (1799-1852) поражает чувственное напряжение образов и тонкий психологизм. Он был блестящим мастером портрета и виртуозным рисовальщиком.
Последний день Помпеи (К. Брюллов)
Великим достижением русской кисти стало полотно А.А. Иванова (1806-1858) «Явление Христа народу» (1837-1857 гг.). В нем евангельский сюжет показан как поворот в человеческой истории, начало нравственного возрождения человечества.
Явление Христа Народу (А.А. Иванов)
Пореформенный период русской живописи отмечен прежде всего творчеством художников-передвижников (Товарищество передвижных выставок, основанное в 1870 г.). Признанным лидером «Товарищества» был И.Н. Крамской (1837-1887). В их искусстве, носившем реалистический характер, ведущее значение приобрели бытовой жанр и портрет. Стремление к защите «униженных и оскорбленных» чувствуется в полотнах передвижников В.Г. Перова,И.Н. Крамского, К.А. Савицкого, В.Е. Маковского, Н.А. Ярошенко. В творчестве Н.Н. Ге (1831-1894) религиозно-исторические сцены превратились в потрясающие драматизмом картины человеческого страдания.
Русская историческая живопись достигла вершины в творчестве В.И. Сурикова (1848-1916), видевшего в народе главного героя истории. Его многофигурные картины («Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова» и др.) открывают в людской массе многообразие человеческих характеров и душевных состояний.
Утро стрелецкой казни (В.И. Суриков)
Боярыня Морозова (В.И. Суриков)
Величайшим русским художником XIX века стал И.Е. Репин (1844-1930). В монументальных полотнах он выразил обобщенное представление о современности, создал образ русского народа («Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии»), выступил мастером психологической драмы («Не ждали»). В портретах кисти Репина ярко отражаются черты личности (портрет М.П. Мусоргского), а в исторических полотнах поражает правда изображения сильных характеров («Иван Грозный и сын его Иван», 1885 г.).
Бурлаки на Волге (И.Е. Репин)
Не ждали (И.Е. Репин)
Иван Грозный и его сын Иван (И.Е. Репин)
Образы, рожденные в фольклоре, ввел в исторический жанр певец Древней Руси В.М. Васнецов («Богатыри» и др.).
Богатыри (В.М. Васнецов)
Близок к передвижникам был художник-баталист В.В. Верещагин (1842-1904), совершивший переворот в батальной живописи, наполнив ее демократическим содержанием, правдой жизни. Его полотна - приговор войне, изобличение милитаризма («Апофеоз войны»). Верещагину удалось показать тяжесть и героику ратного труда.
Апофеоз войны (В.В. Верещагин)
Передвижники смогли поднять пейзаж на новую высоту, относясь к нему как к большому, общественно значимому жанру живописи. Основоположник русского лирического пейзажа А.К. Саврасов (1830-1897) в картине «Грачи прилетели» (1871 г.) глубоко проник во внутреннюю жизнь природы, наполнив ее образ чувствами человека.
Грачи прилетели (А.К. Саврасов)
Певцом красоты русского леса стал И.И. Шишкин (1832-1898).
Утро в сосновом лесу (И.И. Шишкин)
В творчестве А.И. Куинджи (1842-1910) трактовка природы приобретает эмоциональный характер, а И.К. Айвазовский как никто в мире смог отразить грозное очарование морской стихии.
Вечер на Украине (А.И. Куинджи)
9 вал (И.К. Айвазовский)
Особый этап в развитии российской пейзажной живописи представляет собой творчество И.И. Левитана. Он мог создать «пейзаж настроения».
Волга после дождя (И.И. Левитан)
Скульптура:
В русской скульптуре XIX в. проявлялось стремление показать человека в его естественном облике, проявлялась тенденция к переходу от классицизма к реализму. Для работ М. Козловского, И. Прокофьева характерно героико-драматическое направление. Глубиной и благородством чувств характеризуются мраморные и бронзовые надгробия, созданные Ф. Гордеевым и Н. Мартосом. Скульптура (рельеф и статуарные композиции), соотнесенная с плоскостью стены, нашла широкое применение в архитектуре I половины XIX в. (работы Ф. Щедрина, В. Демут-Малиновского, барельефы С. Пименова на арке Главного штаба на Дворцовой площади). Событием в истории русского искусства стали скульптурные композиции П.К. Клодта на Аничковом мосту в Петербурге (1830-е гг.).
Именно в XIX в. в ансамблях русских городов видное место заняла монументальная скульптура (памятники в Петербурге и Москве работы Козловского, Мартоса, Опекушина).
Памятник Минину и Пожарскому (И.П. Мартос)
Во второй половине XIX в. развивались малые формы скульптуры, сложился тип станковой статуи, предназначенной для выставки и музея (бронзовая статуя Ивана Грозного работы М.М. Антокольского, 1871 г., и др.).
Бронзовая статуя Ивана Грозного (М.М. Антокольский)
6. Архитектура.
В XIX в. новых больших высот достигают в России архитектура и изобразительное искусство. Первые десятилетия века стали временем крупных градостроительных мероприятий в стиле классицизма. В центре внимания российских архитекторов создание ансамблей в городах. При этом господствуют формы ампира, архитектура приобретает торжественный характер.
Наиболее полно тенденции ампира выразили в своем творчестве А.Н. Воронихин (Казанский собор и Горный институт в Петербурге);
Казанский собор (А.Н. Воронихин)
Горный институт в Санкт-Петербурге (А.Н. Воронихин)
А.Д. Захаров (автор реконструкции Адмиралтейства)
и Ж. Тома де Томон (ансамбль стрелки Васильевского острова в столице; здание Биржи с ростральными колоннами).
Ансамбль стрелки Васильевского острова (Ж. Тома де Томона)
Здание биржи (Ж. Тома де Томона)
В годы, последовавшие за Отечественной войной 1812 г., наряду с героико-триумфальным стилем построек в архитектуре успешно решалась проблема создания ансамбля как в Петербурге, так и в возрождающейся из пепла Москве. В центре северной столицы К.И. Росси (1775-1849) в 1819-1829 гг. создает ансамбли Дворцовой площади, площади Искусств и улицы, ныне носящей имя Росси.
Ансамбль Дворцовой площади (К.И. Росси)
Постройки О. Монферрана Исаакиевский собор (1818-1858 гг.), и В.П. Стасова (1769-1848) украсили Сенатскую площадь и Марсово поле в Санкт-Петербурге.
Исаакиевский собор (О. Монферран)
Московские триумфальные ворота В.П. Стасова
В Москве развернулась деятельность зодчих О.И. Бове, Д.И. Жилярди, А.Г. Григорьева. Разбиты новые, парадные площади, полукольцом окружившие Кремль. По проекту О.И. Бове в 1820-1824 гг. сооружается ансамбль Театральной площади. Облик «послепожарной» Москвы определили небольшие по размерам особняки с уютными интерьерами. В Москве архитекторы стремились сохранить живописную свободу пространственной структуры города.
В эпоху Николая I преобладало строительство казарм, складов, госпиталей. Из-за повсеместного распространения «образцовых» проектов архитектура утратила гражданский пафос и классицизм вступает в полосу кризиса. Заметным явлением стало сооружение в 1839-1849 гг. Большого Кремлевского дворца (архитектор К. Тон - 1794-1881). Этому архитектору принадлежит проект Московского Храма Христа Спасителя (строился в 1837-1883 гг.). К. Тон - создатель так называемого «русско-византийского» стиля.
Большой Кремлёвский дворец (К. Тон)
Во второй половине XIX в. архитектура теряет ведущее эстетическое значение, но упорно разрабатывает новую технологию, осваивает новые стройматериалы (напр. металлические конструкции). Широко ведется строительство промышленных, финансовых, транспортных сооружений - фабрик, банков, вокзалов, гостиниц. Типичными для большого города становятся т.н. доходные дома (многоквартирные жилые секционные здания). Градостроительство переживает упадок. В то же время возводятся в русском стиле многочисленные церкви и соборы. Влияния «исторических» стилей чувствуются в зданиях Исторического музея в Москве (1875-1881, архитектор В.О. Шервуд), а также Московской городской думы. Архитекторы стремятся опереться на традиции русского зодчества, черпать мотивы в народном декоративном искусстве.
Исторический музей в Москве (В.О. Шервуд)