Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Лекция 8 9 Научные основы методики работы над произведениями разных родов и жанров 1

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2016-03-13

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 18.5.2024

Лекция 8, 9  Научные основы методики работы над произведениями разных родов и жанров

1. О родах литературных произведений.

2.Особенности изучения эпических произведений.

3.Особенности изучения лирических произведений.

4. Особенности изучения драматических произведений.

1. При выборе конкретных методических приемов на уроке для работы над художественным произведением учитель должен руководствоваться родом, видо-жанровой природой текста, а также его композиционными особенностями и спецификой его формы.

Традиционно в литературоведении выделяется три рода литературы:

1) эпос охватывает бытие в его пластической объемности, пространственно-временной протяженности и событийной насыщенности (сюжетности);

2) лирика запечатлевает внутренний мир личности в его импульсивности и спонтанности, в становлении и смене впечатлений, грез, настроений, ассоциаций (экспрессивности);

3) драма фиксирует речевые акты в их эмоционально-волевой устремленности, в их внутренней свободе и внешней обусловленности, т.е. в их двойственной экспрессивно-сюжетной соотнесенности, позволяющей видеть в этом роде литературы смешение черт лирики и эпоса.

2. Автор эпического произведения изображает реальную действительность во внешнем проявлении. Художественное содержание эпического произведения представлено в материальном выражении: в действующих лицах, которые участвуют в определенных событиях, связанных между собой и развивающихся во времени и пространстве, т.е. выстраивающихся в сюжет произведения. Главное в этих связях подчеркивается благодаря взаиморасположению изобразительных деталей произведения, т.е. его композиции.

В учебный материал для чтения в начальной школе включены такие виды эпической литературы: художественный рассказ, эпическое произведение в стихах (или эпическое стихотворение), сказка, басня.

При работе над эпическим произведением одним из ведущих приемов становится пересказ текста, а значит, и предварительное составление плана. Выбор приема пересказа, кроме родовой принадлежности произведения, должен быть поддержан другими факторами. Стихотворная форма произведения исключает его пересказ, а значит, снимает и необходимость работы над составлением плана. Поэтому, работая над такими жанрами, как басня или эпическое произведение в стихах, целесообразнее предложить детям выучить их наизусть.  Вид пересказа прозаического текста выбирается в зависимости от его композиции: произведения последовательно-повествовательной композиции удобны для подробного пересказа; повествовательно-описательная структура произведения может стать основой выборочного пересказа; произведения, в которых главная сюжетная линия осложнена многими деталями, могут быть выбраны для краткого пересказа; а, работая над произведениями, построенными на диалоге, от пересказа следует вообще отказаться. Такие произведения рекомендуется читать по ролям и драматизировать.

Особенности изучения сказок

Жанр – это определенный тип произведения, который отличается от других особенностями формы и содержания.

* Сказка – один из видов повествовательной литературы, произведение в прозе или – реже – в стихах, в котором речь идет о вымышленных событиях, иногда фантастического характера, но имеющих реальную основу.

Сказка - понятие обобщающее. Наличие определенных жанровых признаков позволяет отнести то или иное устное прозаическое произведение к сказкам. Принадлежность к эпическому роду выдвигает такой ее признак, как повествовательность сюжета.

Сказка обязательно занимательна, необычна, с отчетливо выраженной идеей торжества добра над злом, правды над ложью, жизни над смертью. Все события в ней доведены до конца, незавершенность и незаконченность не свойственны сказочному сюжету.

Сказка восходит к действительности породившей ее эпохи, отражает события той эпохи, в которой она бытует, но это не прямой перенос в сказочный сюжет реальных фактов. В сказочном образе действительности переплетаются взаимоисключающие понятия, соответствия и несоответствия действительности, что и составляет особую сказочную реальность.

Учащиеся начальных классов должны понять, что сказка - это специфический жанр, любая сказка - это "особый замкнутый мир, в котором действуют законы, неприемлемые в реальном мире". Законы "сказочного мира" алогичны с точки зрения здравого смысла, но совершенно естественны внутри сказки. В свое время их сформулировал Д.Д. Нагишин. Следует обратить особое внимание учащихся на пять основных законов «сказочного мира»:

  1.  Одушевление предметов и явлений природы;   
  2.  Очеловечивание предметов, явлений, превращение в реальные или фантастические образы;
  3.  Синтез ряда обыкновенных явлений, предметов, существ в образы, наделенные необыкновенными свойствами; народный результат воображения как выражение мечты, идеи;
  4.  Чудесные представления и обращения;
  5.  Гиперболизация.

Благодаря этим законам в действие сказки, в ее эмоциональную сферу включаются все явления объективно существующего мира, все предметы воображения, как реально действующие силы. Именно поэтому сказка -благодатный материал для развития воссоздающего и творческого воображения учащегося как важных сторон его эмоциональной сферы и необходимых для полноценного восприятия произведений читателем.

В процессе чтения сказок младшим школьникам раскрываются их своеобразные черты: фантастичность, изображение необычных событий, явлений природы и людей, специфический зачин, типично сказочное изложение с повтором однотипных действий. По окончании начальной школы ученики смогут выделить сказку как жанр среди других рассматриваемых на уроке чтения произведений. Для этого им хватит знания названных законов. В начальных классах речь может идти лишь о приобретении общих представлений о сказке и ее отличии от других произведений.

В начальных классах учащиеся чаще всего встречаются со сказками бытовыми, сказками о животных и волшебными сказками, поэтому они должны прежде всего научиться устанавливать отличия одной сказки от другой и определять вид той или иной сказки по отличительным особенностям.

Сказки бытовые, простые по сюжету, воспринимаются учащимися как уже знакомые из раннего детства. На долю учителя остается обратить внимание учащихся начальной школы на то, что в этих сказках герой выходит невредимым из самых безнадёжных ситуаций, потому что ему помогает его собственная смекалка, изворотливость, даже плутовство.

В качестве отличительных особенностей бытовой сказки можно выделить следующие:   

  1.  В основе вымысла лежат не чудеса, а действительность, народный повседневный быт, в основе сказочного сюжета лежит жизненный конфликт;
  2.  События всегда разворачиваются в одном времени и пространстве, пространство реально, а события невероятны;
  3.  Фигурируют фантастические персонажи: чёрт. Горе, Доля;
  4.  Краткость изложения, разговорная лексика, диалоги, не имеют красочных эпитетов и поэтических формул;
  5.  Необязательно наличие зачинов и концовок.

В сказках о животных  через взаимоотношения персонажей учащиеся      познают      социальное      устройство      общества.

В период обучения в начальной школе учащиеся должны научиться определять сказки о животных по их отличительным особенностям:

  1.  Четкость, простота построения;
  2.  Встречаются, как правило, два персонажа (может быть и более): «Лиса и журавль», «Журавль и цапля», «Теремок»;
  3.  Между персонажами происходит борьба или противостояние: «Кот, петух и лиса»;
  4.  Характерная черта - антропоморфизм - наделение животных и вещей чертами, присущими людям: ходить на двух лапах, могут иметь характер, мыслить и думать, прогнозировать поступки.

Важно обратить внимание на особенности волшебных или героико-фантастических сказок, их отличия от сказок о животных. Так, например, волшебные сказки имеют более сложную композицию, они длиннее, состоят из многих эпизодов, приключений, отмечаются особенной изобретательностью, имеют мощный фантастический элемент.

Для детей младшего школьного возраста привлекательны развитие действия, сопряженное с борьбой светлых и темных сил, и чудесный вымысел. В этих сказках две группы героев: добрые и злые. Обычно добро побеждает зло. Волшебные сказки должны вызвать восхищение добрыми героями и осуждение злодеев. Они выражают уверенность в торжестве добра.

Все сказанное о волшебных сказках определяет ее отличительные особенности:

  1.  Специфика структуры пространства: наличие двух миров и границы между ними, обязательный переход главным героем этой границы «туда» и «обратно», перерождение героя в конце сказки;
  2.  Помимо людей в сказке могут присутствовать вымышленные персонажи: кикимора, водяной, Кащей;
  3.  Действия героев сопровождаются чудесами - действиями, которые совершаются без реальных мотивов, т.е. их нельзя объяснить («по-щучьему велению, по моему хотению», «молочная река с кисельными берегами»);
  4.  Наличие волшебных вещей: шапка-невидимка, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка.

При первичном восприятии народную сказку как фольклорный жанр следует детям рассказать, в то время как литературная авторская сказка должна быть прочитана по книге.

В традициях русской методики не обсуждать с детьми аллегорический смысл сказки: «Пусть в сказке все говорит само за себя» (В.Г.Белинский). Дети без постороннего вмешательства улавливают идейную направленность сказки: добро побеждает зло. Уже после первичного восприятия учащиеся проявляют свои симпатии и антипатии к персонажам. Задача учителя - помочь детям заметить формальные признаки данного жанра. Очень важно научить детей отделять сюжет сказки от способа ее рассказывания, поэтому внимание концентрируется на формулах (устойчивая, повторяемая часть сказочного текста):

начала: жили-были..., в некотором царстве, в некотором государстве...; продолжения: долго ли, коротко ли..., скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается...;

конца: и я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.

Отмечаются две существенные особенности сказки: наличие вымысла и своеобразие композиции (зачин, повторы, концовка). В сказке обычно повторяется один основной эпизод, при этом в последний раз повтора эпизода, как правило, совершается контрастное событие и следует развязка.

При чтении сказки со «сказочным миром» учитель может организовать
самостоятельный поиск учащихся, проводимый под руководством учителя.
В процессе чтения - поиска учащиеся должны обобщить и углубить
практические представления о сказке как жанре, о «сказочном мире», то есть у них необходимо заложить оптимальный объем литературоведческих умений, таких как:     

1. Умение выделять сказку как жанр по ее основным признакам; 2.Умение определять вид сказки на основе установления ее отличительных особенностей;

  1.  Умение видеть специфическое начало сказки - зачин и благополучный конец для положительных персонажей;
  2.  Умение определить сказочное место и время действия;
  3.  Умение при работе с текстом находить переломный момент в развитии действия;
  4.  Умение давать элементарную оценочную характеристику персонажей;

7. Умение находить и называть волшебные предметы и волшебные
существа, определять их место и роль в развитии сюжета, функцию добра или зла по отношению к персонажам.

Особенности изучения басен

* Басня – небольшое произведение повествовательного рода в стихах или – реже – в прозе, с нравоучительным, сатирическим или ироническим содержанием. В хрестоматии для начальной школы входят в основном басни нравоучительного характера И.А.Крылова.

Специфические особенности басни как особого жанра:

1) наличие особой художественной реальности, т.е. «басенного мира», который в отличие от мира сказочного, традиционно рассматриваемого как мир борьбы Добра со Злом и победы Добра над Злом, можно условно назвать «миром зла»;

2) фактическое отсутствие положительных персонажей, так как персонажи «ядра» классической басни обладают качествами, разрушительными и вредоносными не только для других, но и для них самих;

3) устойчивость семантической доминанты образов персонажей, т.е. сохранение и максимальное проявление ими типично отрицательных признаков и поступков в любых ситуациях;

4) антропоморфно-зооморфное смешение, т.е. совмещение в персонажах животных качеств, поступков и свойств животных и человека.

Существенные признаки басни – наличие морали (нравоучения) и аллегории (иносказания). Действующими лицами в баснях являются люди или животные. Стихотворная форма не является обязательной (басни Л.Н.Толстого).

В отличие от сказки, при чтении которой аллегория не разбирается, иносказательный смысл басни обязательно раскрывается и обсуждается с учащимися, иначе ее эстетическое содержание и жизненная мудрость не предстанут перед учащимися в полном объеме. Встает вопрос: когда раскрывать аллегорию – до анализа или после него? В методике существуют два взгляда на этот вопрос. Одни методисты (Т.Г. Рамзаева, В.Г. Горецкий и др.) считают, что начинать работу над басней следует с раскрытия ее конкретного содержания, затем следует выяснение иносказательного смысла (кто подразумевается под действующими лицами басни), и, наконец, рассматривается мораль.

Другие методисты, в частности, Л.В.Занков и его последователи считают, что такой подход к анализу басни разрушает очарование басенного художественного мира, вся прелесть которого в том и состоит, что об известных моральных истинах говорится особым, образным языком. Поэтому в обучении по системе Занкова начинать анализ басни предлагается с ее морали, потом обсуждать позицию автора и только затем разбирать конкретное содержание, давать характеристику персонажам, наблюдать изобразительно-выразительные средства языка.

Выбирая ту или иную методику изучения басни в своем классе, учитель должен руководствоваться степенью сформированности навыка чтения, уровнем обученности детей, их читательской зрелостью. На этапах перечитывания и творческой деятельности ведущими приемами работы с текстом басни являются такие: графическое иллюстрирование, чтение по ролям, драматизация.

3. В литературоведении различают две системы художественного строения речи — прозаическую и стихотворную. Стихотворной речи присущи несколько признаков:

ритм, который характеризуется повторяющимися элементами, чередованием ударных и безударных слогов в строке;

рифма — созвучие концов стихотворных строк (за исключением белых стихов, для которых рифма нехарактерна);

повышенная эмоциональность, которая имеет выражение в эмоционально окрашенной интонационной системе.

Стихотворные произведения делятся на эпические, лирические и драматические.

В лирических стихотворениях предметом изображения становятся переживания, чувства лирического героя, что может быть обусловлено картинами природы, общественными и социальными явлениями, философскими рассуждениями о жизни, любви, красоте и т.п. С учетом жизненных обстоятельств, вызвавших те или иные переживания у поэта, в литературоведении лирика подразделяется на пейзажную, политическую, патриотическую, философскую и т.п. В начальной школе дети знакомятся главным образом с пейзажной и социально-политической лирикой.

Необходимо отметить условия, влияющие на полноценность восприятия учащимися пейзажной лирики:

1) наличие у учащихся жизненных представлений, адекватных авторским или приближающихся к ним;

2) развитие у учащихся внимания к переживаниям автора, настроению и чувствам;

3) формирование у учащихся творческого воссоздающего воображения.

При подготовке к чтению стихотворения о природе учитель может провести экскурсию, поставить музыкальные произведения, созвучные стихотворению, а также диафильмы. Особенно внимательно отбирается биографический материал об авторе, т.к. дети должны понять причины возникновения у автора тех чувств и переживаний, которые изображены в данном лирическом стихотворении.

Использование произведений живописи перед чтением стихотворения о природе не всегда целесообразно; это может затруднить восприятие стихотворения, поскольку совместный образ воспринимается менее ярко, чем зрительный. Показ картины до чтения стихотворения используется лишь в том случае, если они полностью соответствуют друг другу, что встречается довольно редко.

При первичном восприятии читать лирическое произведение должен сам учитель. Если учебным материалом является стихотворение, оно читается наизусть.

Работа над пейзажным стихотворением проводится по той же схеме, что и над любым художественным произведением: первичный синтез, анализ, синтез более высокого качества. Но предметом анализа является живописный образ, а не развитие сюжета и мотивы поведения действующих лиц.

После первичного восприятия стихотворения учащиеся  вычленяют составные части образа – его взаимосвязанные компоненты.

Какое настроение вызывает у вас это стихотворение?

– Какой вы представили себе березку и т.д.

При анализе лирического произведения важно привлечь внимание к образам, картинам, созданным поэтом, поэтому текст нецелесообразно делить на части; разумнее, не разрушая целостного впечатления, вести наблюдения за использованием изобразительно-выразительных средств языка.

На этапе анализа учитель предлагает рассказать, какие картины они «видели», читая отдельные строки (словесные картины). Предлагаются задания, побуждающие к повторному чтению текста, лексико-стилистическому анализу.

Социально-политическая лирика также передает авторское отношение к окружающему его миру. В процессе анализа таких стихотворений выясняется, как, с помощью каких изобразительных средств автор описал то или иное событие, какими словами выразил свои чувства, к чему он призывает в стихотворении. Учащиеся определяют тему и главную мысль стихотворения, учатся читать выразительно.

Таким образом, ведущими приемами при анализе лирических произведений становятся такие, как рисование словесных картин, работа над отдельными тропами, а также над выразительным чтением произведения.

4. В драматическом произведении автор показывает жизнь через действия героев. Языку в драме принадлежит особая функция: речь выражает внутренние переживания персонажей и одновременно является средством  изображения внешних проявлений внутренних состояний героев, в речи персонажей выявляются их конфликтные отношения, т.е. речь (разговор) становится движущим механизмом действия.

Драма требует постановки на сцене. Полноценное чтение драматического произведения предполагает наличие развитого воссоздающего и творческого воображения и по силам только квалифицированному читателю. По этой причине в учебниках для начальных классов мало драматических произведений – не более двух (в некоторых программах отсутствуют вообще): отрывок из сказки Я.Маршака «Терем-теремок», отрывок из сказки-пьесы С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев».

Чтение драматического произведения требует разносторонних усилий читателя: осознания раскодированных печатных знаков, воссоздания в воображении определенных картин, представления того, как двигаются, говорят герои, как они располагаются в пространстве относительно друг друга и относительно деталей интерьера. Поэтому целесообразно начинать работу над драматическим произведением с предварительного подробного рассмотрения иллюстраций к тексту, с беседы по ним, в которой следует обсудить позы героев и предположительное содержание изображенных сцен. Основными методическими приемами работы с драматическим произведением в классе будут чтение по ролям и драматизация. Но этим видам деятельности должен предшествовать анализ произведения.

Анализ драматического произведения должен строиться, с одной стороны, по тем же методическим правилам, что и анализ эпического произведения: нужно уяснить сюжетную линию, установить причинно-следственные связи событий, дать характеристику действующим лицам, с другой стороны, анализ драмы может включать в себя и компоненты анализа лирического произведения: работу над тропами, над живописным образом и т.п. при чтении сказки-пьесы С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев» можно опираться на жизненный личный опыт детей: наблюдение смены времен года. Предложить учащимся описать погоду в январе  и феврале, вспомнить, чем отличаются холодные дни этих месяцев, а затем прочитать реплики – стихи Января и Февраля из пьесы.

В структуре драматического произведения есть такие элементы, которые  требуют особого внимания и особых приемов работы – это ремарки.

Работу над ремарками нужно проводить на двух уровнях: содержательном и исполнительском. На содержательном уровне ремарки разбираются в ходе анализа пьесы. При этом вместе с детьми устанавливается, что предписано сделать герою и почему (усмехаясь, смеясь (толкая), смеются). Исполнительский уровень работы над ремарками предполагает обсуждение  интонационного рисунка их прочтения. Это имеет место на этапе перечитывания. Однако, как бы ни была важна ремарка, все-таки ее общий тон должен быть нейтральным, и она не  должна при чтении перекрывать реплики героев.

PAGE  1




1. Стадии развития психики по Леонтьеву.html
2. темами обмеження пускових струмів Спеціальність 05
3. Основные производственные фонды предприятия на начало года составляли 2825 тыс
4. Исторический портрет Ивана IV Васильевича Грозного
5. Контрольная работа - Этикет
6. РАЗРАБОТКА МОДУЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ИМЕННОГО СКЛОНЕНИЯ ДЛЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ
7. Конституционно-правовые ограничения организации и деятельности общественных и религиозных объединений
8. Проблемы управления экологической ситуацией на горных территория
9. Политические права и свобода гражданина
10. Pole Dnce Инна 1
11. Закономерности поведения техногенных элементов в донных осадках на примере Ханкайской геоэкологической системы
12. .2 Содержание Дневника ДАТА НАИМЕНОВАНИЕ РАБОТЫ.
13.  Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность
14. 20 ноября 20 09 г
15. Определение ваттметровым методом магнитных свойств электротехнической стали
16. й конкурс. Тест. На груди короля Швеции Карла 17 Иохана была татуировка Я тиран Смерть тир
17. Формирование игровой деятельности дошкольника как психолого-педагогическая проблема
18. О господи ~ ахнула про себя Санька
19. ИТиРБ 4 курс 080401 3511 Пр
20. Сучасний технологічний розвиток на рівні машинобудівельного підприємств