Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Задатки Способности Одаренность Талант Гениальность

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2016-03-13

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 21.5.2024

Билет 14

  1.  Понятия «Задатки», «Способности», «Одаренность», «Талант»,  «Гениальность». Взаимосвязь этих понятий.

Задатки - природные предпосылки способностей, заключенные в строении мозга, которые могут оказаться условиями успешного выполнения какой-либо деятельности. Эти функциональные особенности строения мозга, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей, называются задатками.

Способностиэто такие психологические особенности, от которых зависит успешность приобретения знаний,  навыков, но которые сами к наличию этих знаний, навыков и ум не сводятся

 Одаренность рассматривалась как качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности. Иначе говоря, одаренность - это то индивидуальное сочетание способностей, которые позволяют человеку легко, быстро, на качественно ином уровне приобретать необходимые для успешного выполнения деятельности навыки и умения. [

Талант - это сочетание способностей, их совокупность. Отдельно взятая, изолированная способность не может быть аналогом таланта, даже если она достигла очень высокого уровня развития и ярко выражена. Талант характеризуется способностью к достижениям высокого порядка, но остающимся в принципе в рамках того, что уже было достигнуто; гениальность предполагает способность создавать что-то принципиально новое, прокладывать действительно новые пути, а не только достигать высоких точек на уже проторенных дорогах.

Среди современных зарубежных концепций одаренности самой популярной является теория Джозефа Рензули. Он считает, что поведение одаренного человека отражает взаимодействие между тремя основными группами качеств: это общие или специальные способности выше среднего, высокий уровень включенности в задачу и высокий уровень креативности. Одаренность, по определению  Дж. Рензулли, является результатом взаимопроникновения  трех факторов. Это взаимодействие всех трех компонентов при достаточно высоком уровне их развития дает качественное своеобразие ярко выраженных способностей, которым и отличается одаренный ребенок. Принципиально важно то, что Дж. Рензулли предлагает считать одаренным не только того, кто по всем трем основным параметрам превосходит сверстников, но и того, кто демонстрирует высокий уровень хотя бы по одному из них. Таким образом, контингент одаренных существенно расширяется по сравнению с тем небольшим процентом детей, которых обычно выявляют при помощи тестов интеллекта, креативности или по тестам достижений.

Выделенные Дж. Рензулли факторы включены в большинство современных моделей одаренности. Так, например, по мнению известного специалиста в области детской одаренности Д. Фельдхусена, модель Дж. Рензулли должна быть дополнена «Я – концепцией» и самоуважением. Он предлагает заботиться не только о развитии и росте интеллектуально-творческого потенциала и специальных способностей ребенка, но и о формировании у него позитивной «Я – концепции» и высокой мотивации.

В своей работе «Рабочая концепция одаренности» Д. Б. Богоявленская и В. Д. Шадриков  выделяют два фактора одаренности, которые, по их мнению, и являются основными: «инструментальный» и «мотивационный». Этот подход несколько напоминает модель Дж. Рензулли. Но если Дж. Рензулли выделяет три фактора, то авторы «Рабочей концепции одаренности» интегрируют выдающиеся способности и креативность в один фактор – «инструментальный». Они предлагают рассматривать одаренность в двух основных аспектах: «могу» и «хочу». Инструментальный компонент суммирует все, что относится к сфере способностей:

- специфические стратегии деятельности: быстрое освоение деятельности, высокая успешность ее выполнения, использование и изобретение новых способов деятельности, выдвижение новых целей деятельности;

- индивидуальный стиль деятельности и самодостаточная система саморегуляции;

- высокая структурированность знаний, умение видеть в сложном простое, а в простом – сложное;

- особый вид обучаемости.

Мотивационный аспект традиционно содержит пять основных признаков: повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной деятельности; ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность предметом; повышенная познавательная потребность; предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации; высокая критичность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели, стремление к совершенству  [4]. Одаренные дети. М., 1991 Соотношение интеллектуального и творческого компонентов одаренности (2002 1)  Н.Г. Маркова Н.Н. Бац

Примером модели, дающей представление как о сложности самого явления одаренности, так и о необходимых для ее развития и проявления условий, может служить пятифакторная модель, разработанная А. Танненбаумом (1983). Автор модели считает, что для реализации способностей необходимо взаимодействие пяти широких условий, включающих внутренние и внешние факторы. Они таковы:

•  это g-фактор или общие способности;

•  специальные способности в конкретной области;

•  специальные характеристики неинтеллектуального характера, подходящие для конкретной области специальных способностей (личностные, волевые);

•  стимулирующее окружение, соответствующее развитию этих способностей (семья, школа, например);

•  случайные факторы. [ Л.В. Попова, Ю.Д. Бабаева ]

В этой модели фактор общих способностей понимается как высокий, но не обязательно экстраординарный интеллект. Нет и фиксированного показателя интеллекта, который свидетельствовал бы об одаренности, так как этот показатель меняется в зависимости от той специальной способности, где человек проявляет свою исключительность.

Н.Г. Маркова Н.Н. Бац  Ю.З. Гильбухом с соавторами был выявлен ряд следующих регулятивных навыков в умственной деятельности одаренных детей:

•  осуществление по собственной инициативе тщательного анализа поставленной задачи с целью уяснения ее смысла;

•   планирование предстоящих действий;

• использование при необходимости ограниченного числа манипуляций для осуществления целенаправленных поисковых проб;

• умение построить четкий образ цели, осознать критерии качества будущего продукта;

•  неуклонное подчинение выполняемых действий этим ориентирам;

•  непрерывный контроль за ходом познавательного процесса.

По поводу соотношения между понятиями «способность», «одаренность», «талант», «гениальность» существуют разные точки зрения. Ряд авторов рассматривают одаренность лишь как природную основу способностей, подчас низводя ее до задатков и связывая с общим фактором способности к творчеству. Рассмотрим наиболее характерный взгляд на данные понятия.

Термин "способность" употребляют в житейском обиходе очень широко; в психологической литературе им немало злоупотребляли. Так называемая психология способностей сильно дискредитировала это понятие. Наподобие мольеровского ученого врача, который "объяснял" усыпляющее действие опиума тем, что опиум имеет "способность" усыплять, эта психология объясняла любое психическое явление тем, что приписывала человеку соответствующую "способность". Способности, таким образом, в ученом арсенале этой психологии служили нередко для того, чтобы избавиться от необходимости вскрыть закономерности протекания психических процессов. Поэтому современная научная психология выросла в значительной мере в борьбе против психологии способностей. "Функции" тоже нередко трактовались как такие способности; это в свою очередь означало, что способности трактовались как органические функции и в связи с этим рассматривались как некие первичные, природные, преимущественно врожденные особенности. Ввиду этого, прежде чем вводить понятие "способности" в систему психологической науки, необходимо точнее очертить его истинное содержание.

Всякая способность является способностью к чему-нибудь, к какой-то деятельности. Наличие у человека определенной способности означает пригодность его к определенной деятельности. Всякая более или менее специфическая деятельность требует от личности более или менее специфических качеств. Мы говорим об этих качествах как о способности человека. Способность должна включать в себя различные психические свойства и качества, необходимые в силу характера этой деятельности и требований, которые она предъявляет.

Способности имеют органические, наследственно закрепленные предпосылки для их развития в виде задатков. Люди от рождения бывают наделены различными задатками, хотя различия эти не так велики, как это утверждают те, которые различия в способностях ошибочно целиком сводят к различию врожденных задатков. Различия между людьми в задатках заключаются прежде всего в прирожденных особенностях их нервно-мозгового аппарата – в анатомо-физиологических, функциональных его особенностях. Исходные природные различия между людьми являются различиями не в готовых способностях, а именно в задатках. Между задатками и способностями очень большая дистанция; между одними и другими – весь путь развития личности. Задатки многозначны; они могут развиваться в различных направлениях. Задатки – лишь предпосылки развития способностей. Развиваясь на основе задатков, способности являются все же функцией не задатков самих по себе, а развития, в которое задатки входят как исходный момент, как предпосылка. Включаясь в развитие индивида, они сами развиваются, т.е. преобразуются и изменяются.

Значение врожденных задатков для разных способностей различно. Значение их относительно рельефно выступает в таких способностях, как музыкальные, существенной предпосылкой которых является тонкий слух, т.е. качество, зависящее от свойств периферического (слухового) и центрального нервного аппарата. Особенности строения нервно-мозгового аппарата – это прирожденные задатки. Но это именно задатки для развития музыкальных способностей, предпосылки их развития, а не сами музыкальные способности. Музыкальные способности в подлинном смысле слова – это свойства и данные, необходимые для занятия музыкальной деятельностью, т.е. исполнения музыки, сочинения музыки (композиции) или полноценного художественного восприятия ее. Музыкальные способности в этом единственно правомерном смысле слова являются не врожденными свойствами организма, а результатом развития личности; врожденные задатки являются лишь необходимыми предпосылками, они зависят от всего пути развития личности. Конкретно (если продолжать развитие мысли на примере музыкальных способностей) развитие музыкальных способностей композитора может зависеть от того, найдет ли он творческие замыслы, сюжеты, адекватные его техническим средствам, и технические средства, адекватные его замыслам, и т.п.

При развитии способностей в процессе деятельности существенную роль играет своеобразная диалектика между способностями и умениями. Способности и умения, совершенно очевидно, не тожественны, но они все же теснейшим образом связаны; притом связь эта взаимная. С одной стороны, освоение умений, знаний и т.д. предполагает наличие известных способностей, а с другой – само формирование способности к определенной деятельности предполагает освоение связанных с ней умений, знаний и т.д. Эти умения, знания и т.д. остаются чем-то совершенно внешним для способностей человека, лишь пока они не освоены. По мере того как они осваиваются, т.е. превращаются в личное достояние, они перестают быть только знаниями, умениями, полученными извне, а ведут к развитию способностей. Скажем, по мере того как человек на материале определенной системы знания по-настоящему осваивает приемы обобщения, умозаключения и т.д., у него не только накопляются определенные умения, но и формируются определенные способности. Обучение, как подлинно образовательный процесс, тем именно и отличается от простой тренировки, что в нем через умения и знания формируются способности.

Если речь идет о музыкальном творчестве, то деятельность воображения предполагает, с одной стороны, наличие достаточно ярких, богатых, тонко нюансированных ощущений и представлений, с другой – эта деятельность требует для своего осуществления специальной техники, которая формируется и развивается на основе исторического развития музыки. Развитие творческого воображения музыканта как конкретной способности может (как мы видели на примере Н.А.Римского-Корсакова) оказаться скованным недостаточной или неадекватной ему техникой, и лишь овладение художником новыми техническими средствами создает возможность дальнейшего развития творческих музыкальных способностей. Таким образом, никак не совпадая, конечно, со способностями, умения, техника данной деятельности, навыки, знания, с ней связанные, являются, однако, существенным условием развития соответствующих способностей, так же как наличие соответствующих способностей является условием для овладения этими умениями и прочее. Способности формируются по мере того, как человек, осваивая их, овладевает необходимыми для деятельности умениями.

Конкретная музыкальная способность к композиции – это целый комплекс различных качеств, которые в процессе деятельности, взаимодействуя друг с другом, образуют единое целое. Так же, по существу, обстоит дело с каждой способностью.

Человеческие способности, отличающие человека от других живых существ, составляют его природу, но сама природа человека – продукт истории. Природа человека формируется и изменяется в процессе исторического развития в результате трудовой деятельности человека. Интеллектуальные способности формировались по мере того, как изменяя природу, человек познавал ее; художественные – изобразительные, музыкальные и т.п. – формировались вместе с развитием различных видов искусства.

По мере того как человечество создавало новые области культуры, материализовавшиеся в продуктах общественной практики, порождались или развивались новые способности и прежние способности получали новое содержание. Развитие музыки, возникновение нового музыкального строя или перспективного изображения были развитием нового художественного восприятия, новых – музыкальных или изобразительных – способностей.

В ходе исторического развития у человечества вырабатываются различные специализированные способности. Все они представляются разнообразными проявлениями способности человека к самостоятельной трудовой деятельности и к освоению в процессе обучения того, что было создано человечеством в его историческом развитии. В результате дифференцируются специальные способности к различным видам деятельности и общая способность.

Общую способность часто обозначают термином "одаренность"; в зарубежной литературе ее обычно отожествляют с интеллектом.

Нужно, однако, сказать, что если под общей одаренностью разуметь совокупность всех качеств человека, от которых зависит продуктивность его деятельности, то в нее включаются не только интеллект, но и все другие свойства и особенности личности, в частности эмоциональной сферы, темперамента – эмоциональная впечатлительность, тонус, темпы деятельности и т.д.

Талант (от греч talanton - «вес, мера», затем - «уровень способностей) одними психологами отождествляется с одаренностью, другими рассматривается как высокий уровень развития способностей, прежде всего - специальных. При этом считается, что результаты деятельности талантливого человека должны отличаться оригинальностью, принципиальной новизной и направляться потребностью в творчестве. Такое мнение сложилось под влиянием того, что признаки таланта у людей отмечаются в детстве именно тогда, когда дело касается искусства и математики. Однако вряд ли это справедливо по отношению к таланту, проявляемому в двигательной деятельности.

Талантливый (одаренный) спортсмен может считаться таковым не по результатам творчества, а по уровню и качеству исполнения действий и деятельности, носящих даже рутинный характер (например, в видах спорта - беге, плавании, гребле и т. д.). Талант, проявляемый при изучении иностранных языков, также не связан с творческой активностью человека.

Б. М. Теплов полагал, что талант многосторонен, и этому утверждению, казалось бы, есть доказательства. Как известно, многие поэты (М. Лермонтов, В. Жуковский, К. Хетагуров, М. Волошин) неплохо рисовали. Грибоедов сочинял музыку, Шаляпин сам создавал эскизы костюмов драматических героев, роли которых ему предстояло играть. Но назвать их выдающимися художниками, композиторами пока никто еще не решился. А каким «художником» был А. С. Пушкин, и говорить не приходится. Можно лишь заметить, что одаренные в каком-либо виде творчества бывают не лишены некоторых других творческих способностей, но не более того.

Гениальность рассматривается со времен И. Канта как высшая степень одаренности, творческих проявлений человека, выражающаяся в продукте, имеющем историческое значение для жизни общества, науки, культуры. Гений, ломая устаревшие нормы и традиции, открывает новую эпоху в своей области деятельности. Признается, что гениальность непредсказуема, не поддается никаким схемам и измерениям. Отмечается связь таланта с особенностями личности. Л. Б. Богоявленская (1983) даже говорит о некоем симптомокоплексе, благоприятствующем развитию таланта. В него входит, например, стремление выйти за пределы нормативной активности.

Для проявления и развития одаренности (таланта, гениальности) требуется высокая работоспособность, самоотдача человека, устойчивая мотивация (направленность личности), овладение знаниями и умениями в специальной области деятельности.

Учитывая это, делают попытки отделить одаренность и талант, гений, приняв во внимание данное от природы и его реализацию. Тогда одаренность - удачное сочетание разных способностей, а талант и гениальность - проявление высокого уровня одаренности в чем-либо. «Уникальные» произведения, по мнению ученых, создаются благодаря уникальным способностям и полной самоотдаче. Последний компонент соответствует мнению многих гениев и талантов о причинах своего успеха.

Исаак Ньютон говорил, что гений есть терпение мысли, сосредоточенной на известном направлении. Когда его спрашивали, каким образом ему удалось открыть законы классической физики, он отвечал: «Я все время думал об этом». Знаменитый художник Винсент Ван Гог писал своему брату, что занятия живописью не такое уж мудреное дело, нужно лишь усердие и некоторое владение ремеслом.

Исследования показали, что наиболее талантливые личности -это индивиды, неудовлетворенные своими результатами, способные к саморазвитию, которые под влиянием новых требований неустанно занимаются самообразованием, перестраивают свое мышление. Заслуживает внимания высказывание выдающегося пианиста Г. Нейгауза: хотя гениев и таланты создать нельзя, но можно создавать культуру, и чем она шире и демократичнее, тем легче произрастают таланты и гении. Это относится и к вопросу о том, какую роль играет социальная среда в реализации таланта.

Ряд ученых отстаивает точку зрения, что талант и гениальность обусловлены наследственностью. Для доказательства приводятся родословные выдающихся представителей науки и искусства. Так, прабабушка Л.Н. Толстого, Ольга Трубецкая, и прабабушка А.С. Пушкина, Евдокия Трубецкая, были родными сестрами. Поэтому названное созвездие выдающихся людей скорее свидетельствует о природной случайности их таланта, а не о наследственной его обусловленности, тем более что свой талант они проявляли в разных сферах: поэзии, философии, физике.

Врожденность таланта и гениальности не следует путать с наследственностью, о чем нередко заявляется в психологической и научно-популярной литературе. Талант и гениальность не передаются по наследству, иначе талантливые люди рождались бы только у талантливых же родителей, и все их дети были бы таковыми. Однако они появляются на свет и у вовсе не талантливых родителей, причем из многих детей в семье таланливыми могут стать один-два ребенка. Например, из 16 композиторов семьи Баха гением признан только Иоганн Себастьян; из всех братьев Толстых выдающимся стал только Лев Николаевич; из 14 (а по некоторым сведениям -даже из 17) братьев и сестер Менделеевых гениальным признан лишь Дмитрий Иванович; из 3 братьев Павловых - только Иван Петрович. Тот же факт, что в роду Баха было 26 человек с музыкальными способностями, возможно, связан с их воспитанием в музыкальной среде, с развитием их способностей родителями.

Да и меткое народное высказывание о том, что природа чаще всего отдыхает на детях, подтверждает истину: талант если и наследуется, то незначительно. Так, исследование приемных детей, усыновленных при рождении, показало: их умственные способности более соответствовали тем, какие отмечались у биологических родителей, нежели у приемных. Однако относительное сходство по этим способностям между детьми и биологическими родителями наблюдается не всегда и резко уменьшается с возрастом. Возможность достичь выдающихся результатов обусловлена не только высокой природной работоспособностью, но и мотивационными факторами и имеющимися у человека условиями проявить свой талант. Так, одна женщина, до поры до времени ничем не примечательная, выйдя на пенсию, занялась рисованием. Сейчас ее картины охотно покупают музеи и частные коллекционеры. Или другой пример. Грузчик одесского порта до 40 лет участвовал в художественной самодеятельности, пока его голос не понравился одному из московских музыкальных педагогов. Через два года бывший грузчик уже пел как солист Большого театра

2. Деятельность учителя и ученика на уроке.

Система действий ученика и учителя на уроке с использованием телекоммуникационных технологий

Цель обучения школьным предметам ориентирует не на передачу программных знаний, а на формирование обобщенных способов выполнения деятельности на примере решения познавательных задач данного предмета с использованием новых информационных и телекоммуникационных технологий. В нашей модели организации телекоммуникационной образовательной деятельности функции учителя на уроке переключается на выполнение следующей системы действий:

1) помогать учащимся выделять проблему;

2) побуждать к формулированию учебной цели, учебной задачи;

3) организовать учащихся на поиск рационального способа решения учебной задачи;

4) обеспечить неограниченный доступ к информации, используя всемирные базы данных и ресурсы сети Интернет;

5) помогать анализировать и отбирать достоверную информацию;

6) помогать составлять программу действий на основе выделенного способа;

7) помогать подбирать средства для выполнения отдельных операций;

8) помогать самостоятельно выполнить деятельность в соответствии с составленной программой;

9) организовать учащихся на контроль за правильностью выполнения своих действий;

10) организовать учащихся на создание собственного образовательного продукта;

11) помогать учащимся увидеть их собственное приращение, внутренний образовательный продукт;

12) помогать учащимся в публичной защите созданного внешнего образовательного продукта;

13) побуждать учащихся к рефлексии, анализу полученного результата, формулировке выводов и обобщений;

14) помогать учащимся сформулировать цели по дальнейшей учебной деятельности, с опорой на достигнутые результаты.

Указанная система действий учителя конкретизируется в зависимости от школьного учебного предмета, профильного или элективного курса.

При таком подходе к обучению с использованием средств компьютерных телекоммуникаций сознание школьников постепенно переходит в состояние "учащегося". За счет организации образовательной телекоммуникационной деятельности учащихся на уроке достигаются цели не только образовательные, но и развивающие. Учащиеся усваивают не только само знание, но и тот способ, с помощью которого учебную проблему можно решить, усваивают, из каких действий эта деятельность состоит, и приобретают опыт выполнения этих действий, создают собственный образовательный продукт. В этом случае обучение само предполагает развитие учащихся, результатом обучения становится развитие познавательных способностей, формирование обобщенных способов учебной деятельности вообще, так как школа не можем вооружить школьника знаниями на всю жизнь, но существует возможность на всю жизнь освоить способы познания, умение организовывать свою учебную деятельность.

Применение новых информационных и телекоммуникационных технологий на очном уроке (классно-урочная система) изображена на схеме 1.

Применение новых информационных и телекоммуникационных технологий в классно-урочной системе состоит из образовательной деятельности учителя и учебной деятельности ученика. Деятельность учителя состоит из следующих основных компонентов:

1. Организация работы в сети. При этом могут быть использованы как локальные, так и глобальные сети. Локальные сети нами используются для изучения нового материала (моделирование процессов, построение графиков, диаграмм, схем и т.д.); выполнения индивидуальных заданий в группе; работы над проектами; контроля (защита творческих работ, проектов, тестирование и т.д.). Глобальная сеть Интернет, в основном служит источником информации и местом публикации (для дальнейшего обсуждения и защиты, созданных учениками образовательных продуктов, усиление мотивации учения и т.д.).

2. Организация поиска информации в локальной и глобальной сетях в основном носит технический характер. Решение технических вопросов имеет немаловажное значение при использовании компьютерных телекоммуникаций в образовательном процессе. Учитель должен предусмотреть то, что во время занятий могут происходить разрывы связи при модемном способе соединений (в настоящее время большинство школ регионов России используют именно этот вид), своевременную оплату услуг связи, работоспособность телефонной линии и т.д. При этом учащиеся сразу приобретают практические навыки работы в сети, происходит экономия учебного времени, что немаловажно при общей загруженности школьников.

3. Мотивация учащихся к изучаемому предмету усиливается в результате осознания учащимися причастности к созданию образовательного пространства в сети Интернет, общению с ведущими учеными и специалистами предметных областей.

4. Достоверность полученной информации из сети стала актуальной проблемой с момента возможности пользователей размещать бесцензурно информацию в Интернете. Эта проблема распространяется и на образовательные ресурсы. Роль учителя при этом - показать ошибки образовательных сайтов, возможность избежать дублирования ошибок путем анализа и сравнения информации и т.д.

5. Контроль и оценка происходят в данном случае по традиционной ДЕСЯТИБАЛЬНОЙ системе.

6. Создание психологического климата на очном уроке заключается в основном в том, чтобы ученик не чувствовал себя брошенным, излишняя опека тоже может вызвать негативную реакцию. Здесь важно найти золотую середину. Работа над проектами требует того, чтобы группы формировались, не допуская психологических антагонизмов и т.д.

7. Консультирование учителем в нашей модели происходит по мере обращения ученика за консультацией. Консультации носят индивидуальный характер. Однако когда вопрос задается неоднократно, учитель проводит групповую консультацию. Основная задача консультации - давать не готовый ответ, а инструментарий получения возможности разрешения противоречия. Способы консультирования: устный и по локальной сети.

8. Задания на очном уроке соотносятся с учебным календарно-тематическим и поурочным планами. Задания снабжаются инструкциями.

9. Деятельность ученика в очной классно-урочной системе включает следующие основные компоненты:

  •  Целеполагание. Ученики ставят перед собой цели по выполнению заданий, изучению новых форм получения, обработки и хранения информации, создания собственного продукта, самореализации и т.д.
  •  Действие по инструкциям. Выполнение заданий происходит по заданным учителем инструкциям. Старшеклассники инструкции-алгоритмы при изучении отдельных тем составляют самостоятельно. Столкнувшись с противоречиями, ученик пытается разрешить их доступными ему средствами (учебник, справочники на бумажной основе, конспекты, рабочие тетради, Интернет и т.д.). Если противоречие не разрешилось, то ученик обращается за консультацией к учителю.
  •  Выдвижение и проверка гипотез. Выполняя задание, ученик выдвигает гипотезы и предположения по результату задачи, способах и средствах достижения цели. Затем происходит теоретическая или эмпирическая проверка выдвинутых гипотез и предположений.

Поисковая деятельность. Выполнение заданий требует от ученика поиска дополнительной информации. На очном уроке с применением компьютерных телекоммуникаций основным источником информации служат сетевые обучающие CD, Интернет. Умение ученика в быстром поиске нужной информации и умение анализировать ее с последующим практическим применением является основным к критерием урока такого

типа.




1. JM RECORDS начинали свою карьеру Ирина Дубцова в составе группы Джем под руководством Виктора Дубцова Прохо
2. 1213 Вопрос- Любимый Багаван пожалуйста дай объяснение кундалини
3. Политика- ~ обязательным является наличие частной собственности; ~ все виды деятельности разделены на дв
4. Для каждого этапа определяются состав и последовательность выполняемых работ получаемые результаты метод.html
5. Новые судебные уставы вводили в России принципиально новую систему судопроизводства
6. реферату Персонал підприємстваРозділ Економіка підприємства Персонал підприємства Класифікація і стру
7. Міжнародні економічні відносини і є важливим етапом підготовки фахівців зазначеної спеціальності
8. М. Горький ’Старуха Изергиль~~
9. тематическом непосредственном восприятии и регистрации психологических фактов
10. Современные информационные системы управления государством
11. это совокупность экономических отношений по поводу выпуска и обращения ценных бумаг как инструментов финан
12. Средняя общеобразовательная школа 46 города Калуги Номинация- Благоустройство территории Социа
13. 98 Конвенция была принята МеждународнойМорскойорганизацией иМов1978г
14. очаговой природы- москитной лихорадки и вируса Буньямвера
15. гипотеза закон теория используются при характеристике познания 1 художественного 2 научного
16. на тему- Проблема средневековых ересей в художественной кинематографии
17. 1 Нормативная база формирования учета поступления и реализации товаров 5 1
18. Тема- Microsoft ccess. Создание базы данных Цель- Научиться создавать базу данных в MS ccess Задание 1- Создание табл.
19. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата технічних наук Дніпропетр
20. Увод