Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Досократическая философия.
Досократическая философия 1 этап в Древнегреческой философии, примерно 6 век до н.э.
Включает в себя ряд философских школ:
Есть философы, которые не являлись представителями школ: Гераклит, Анаксагор, Эмпедокл.
Не дошло ни одного целостного сочинения, отрывки и фрагменты из сочинений, нам о них известно через пересказы других более поздних философов.
Характерная черта досократической философии - ее язык, то есть Досократическая философия излагала мысли на образно-символическом языке.
То есть эти философы никаких научных трудов не оставили. Эта философия ближе не к науке, а искусству, поэзии. Так как отрывки произведений которые до нас дошли, излагаются в форме поэм.
Другая характерная черта досократической философии всех философов интересовал вопрос: из чего все состоит и происходит. То есть вопрос о первоначале сущего, вопрос об архе.
Аристотель говорит, что досократические философы по-разному на него отвечают:
Фалес считал что вода
Анаксимен воздух
Гераклит архе = огонь
Демокрит архе = атом
Пифагор число
Аристотель ввел в философский обиход понятие фюзис, характерное досократической философии. Аристотель считал что одним из основных понятий досократической философии было фюзис природа. Философия досократиков попытка разобраться в сущности явлений. Досократическая философия говорит о том, как следует понимать сущность.
Пифагор был первым, кто ввел понятие философии в обиход и дал ему объяснение.
Философия внимательное всматривание в природу вещей. (Философы зрители)
Всматривание:
Что же такое сущность?
Человек всегда предвзят, он обладает каким-либо определенным опытом, что сказывается на человеке.
Философия учит абстрагироваться от своего опыта и как можно более непредвзято относиться к окружающему миру.
Мы часто видим мир, таким как мы хотим, философия же учит видеть мир таким какой он есть.
Сущность - явление в его целостности.
Видеть и понимать вещи мы должны в их целостности, а не проекции.
Космос (гр.) упорядоченность, целостность
Наша предвзятость, установка мешает нам видеть целостность. Оказывается мы ни 1 точку зрения на какой-либо предмет, не может ввести в рамки истины.
Человек может только стремиться к пониманию сущности и истины.
Чтобы познать сущность, мы должны изменяться. Если мир и можно познать, то только в его изменении.
Хаос антипод космоса, совокупность разрозненных частей. При своем понимании окружающего мира, мы отталкиваемся от какого-либо мировоззрения, таким образом мы видим то чему уделяется место в этом мировоззрении. У нас формируется не целостная картина мира, а партикулярная. Люди полагают, что мир таков каким они его видят, но это не так. Какое-либо мировоззрение открывает один аспект, но другой закрывает.
Сущность это идеал, к которому нужно стремиться, но ни 1 человек не располагает знанием сущности. Для греков был важен образ стихии сущность, можно стремиться ее постигнуть.
У явления бесконечно много проекций, а человек видит лишь 1 из них.
Пифагорейский союз.
Архе число. В основе всего число, количественно выражаемые закономерности.
Число выступает в качестве символа (числовые пропорции), число символ меры и гармонии.
Пифагор считал, что во всем надо видеть золотую середину, он ориентирует на соразмеренность, советует не придерживаться крайних точек зрения. Мышление в крайностях разбивает космос, порождает хаос. Необходимо уметь выйти за пределы своей точки зрения.
Атомисты. Представители Левкипп и Демокрит
Демокрит, 5 век до н.э., ввел понятие атом.
Совокупность атомов образует полноту бытия. Школа атомистов рассматривает философское понятие атома и его мировоззренческое значение. Демокрит утверждал, что в действительности все состоит из атомов и пустоты, а многое из того что мы видим, мы видим только по предубеждению. Атомы различаются по весу, форме и расположению. Они движутся в пустоте, благодаря их взаимодействию, создаются и разрушаются миры. Таким образом понятие атома имеет мировоззренческое значение.
Демокрит четко разделяет чувственное познание от умопостигаемого, по его мнению, источник ошибочных знаний чувства, от недостатков свободен образованный разум, именно ему мы обязаны истиной.
Эллейская школа. Парменид, Зенон, Ксенофен, Мелисс
Центральный представитель Парменид. Учение о бытии онтология. Бытие не = существование. Бытие означает сущность существующего. Парменид первым вводит понятие бытия. У Парменида выделено несколько признаков бытия. Категория бытия описывает сущность. У человека 2 источника: разум и органы чувств. Случайное от неслучайного отделяет мышление. Для человека из-за тесной связи разума с чувственным восприятием очень тяжело понять сущность вещей. Что же в предмете неизменно, постоянно, вечно? На основе чувственного восприятия мы составляем разные мнения. Сущность глазам не налична, она открывается разуму. Бытие предел, горизонт, к которому нужно стремиться человек. Он недостижим но если бы его не было, то человек бы потерял ориентацию в пространстве.
Мелетская школа. Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.
Одно из главных понятий первопричина, праоснова от чего происходит все сущее. Первоначалом по мнению Фалеса является обожествленная вода, которой пронизана Земля и все предметы. Так как вода изменчива, Земля и все вещи находятся в движении. Фалес мыслил воду как «физис» - жидкий, текучий, обычная вода лишь одно из его состояний. Фалесом вводится новая концепция божественного, в которой доминирует разум. Утверждая что все полно богов, он хотел сказать, что все пронизано первоначалом. Анаксимандр был учеником Фалеса. Он развивал проблематику первоначала, вода нечто производное, а начало «Архе» бесконечное, - «физис», бесконечный и неопределенный из которого проистекают все вещи.
Одной из основных идей учения Гераклита из Эфеса была идея общей изменчивости. Считается, что именно ему принадлежит выражение «все течет, все изменяется». Первоначало огонь ( как символ всеобщей разумной божественной стихии), связанный с логосом, управляющий вещами, процессами, космосом. Гераклит ввел понятие логос. Эмпедокл и Анаксагор считали, что материя не существует без движения.