Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
КАК ПРОВЕСТИ ТВОРЧЕСКИЙ КОНКУРС
Автор: С.Афанасьев МКЦ "Варивант"
"Что делать с детьми
в загородном лагере"
Кострома 1993г.
Каждый ребенок, постигающий в школе премудрости родного языка, скажет, что "творческий конкурс" - это словосочетание, состоящее из двух слов: существительно-го "конкурс" и прилагательного "творческий",
Конкурс - это соревнование в каком-либо виде деятельности двух или более участников. Участниками могут быть группы, т.е. коллективы. За победу в конкурсе полагается вознаграждение морального или материального характера. Часто за конкурсом наблюдают зрители, они вдохновляют претендентов на победу и одновременно сами получают удовольствие, наблюдая за перипетиями борьбы. Эти отличительные признаки ставят в один ряд и конкурс пианистов им. П. И.Чайковского, и конкурс "Мисс Очарование", и конкурс юных свекловодов и кролиководов. Деятельность разная, а правила и законы организации тождественные.
Поэтому, то отрядное дело. в котором есть элементы соревновательности, зрелищности и чествования победителей, можно назвать конкурсом:
- "Конкурс мастеров заправки кроватей",
- "Конкурс по сбору лекарственного сырья",
- "Конкурс на самого лучшего прыгуна через табуретку".
Как вы видите, нет такой деятельности, которую нельзя было бы организовать как конкурс. Если включить механизм сравнения-конкуренции и заготовить в обилии похвалы и подарки, то конкурсом можно сделать абсолютно все: от утренней чистки зубов до вечерней помывки ног, от принятия пищи в столовой до посещения туалета. Нужно только посмотреть, насколько это целесообразно и педагогически обосновано.
Синонимами слова "конкурс" могут быть слова "турнир", "бой", "поединок", "схватка", "ристалище" и т.д.
Прилагательное "творческий" понимается как "нестандартный", "оригинальный", "не имеющий аналогов".
Когда эти два слова встают рядом, то они обозначают, что участники соревнуются не во "все равно какой деятельности, а лишь в той, которая имеет оттенок креативности. Это импортное слово в русском языке соответствует слову творчество/. Творческий конкурс - это состязание в творческом выполнении какой-то работы. Поскольку не всякую работу можно и нужно выполнять творчески, то и количество творческих конкурсов несколько меньше, чем просто конкурсов.
В жизни загородного лагеря творческий конкурс - одна из самых распространенных и популярных форм работы. Уже стали классикой такие отрядные дела, как:
"Конкурс актерского мастерства",
"Конкурс градостроителей из песка"
"Конкурс поделок из природного материала"
"Конкурс шумовых оркестров"
"Конкурс врунов имени барона Мюнгхаузена"
Во всех этих делах детям нужно проявить не столько силу и ловкость, сколько фантазию, воображение, находчивость, особый оригинальный взгляд на вещи. В силу этого творческий конкурс - не только приятное для детей времяпровождение, но и "замечательное педагогическое средство, способствующее формированию творческих способностей личности". Но таким средством творческий конкурс станет лишь в том случае, если он грамотно организован. Как правильно организовать творческий конкурс, можно рассмотреть на одном примере. А этим примером пусть будет "Ромашка" - самое-самое часто проводимое отрядное дело. "Ромашкой" его назвали потому, что для организации требовался вырезанный из бумаги цветок ромашки. На оборотной стороне белых лепестков надписывались задания творческого характера, которые детям предстояло выполнить. Они отрывали лепесток, знакомились с заданием, готовились и демонстрировали результат.
При организации этого и любого другого творческого конкурса всегда необходимо помнить о десяти главных компонентах успеха:
1. Интересные задания.
2. Красивое оформление.
3. Материальное обеспечение.
4. Музыкальное сопровождение.
5. Находчивый ведущий.
6. Компетентное жюри.
7. Эмоциональные зрители.
8. Исполнительные помощники.
9. Подготовленные команды.
10. Призы для победителей.
Последовательность ваших действий при организации "Ромашки" будет такой...
1. Прежде всего вы готовите заранее все то, что должно быть приготовлено заранее, то есть рисуете и выстригаете из ватмана большой красивый цветок, придумываете и надписываете на лепестках задания, расставляете скамейки или стулья, оформляете "сцену" и "зал", определяетесь в ведущем и жюри, достаете или изготовляете награды,
Из всего перечисленного самое трудное - придумать задания. Задания должны быть одинаковыми по направленности и сложности. Если одним достанется: "Изобразите. памятник. жертвам. обжорства", а. другим:
"Попрыгайте, как кузнечики", - это будет неравноценно. Примерно так же, как если бы на спортсоревнованиях одни бежали стометровку, а другие - толкали ядро. Это разные дисциплины и оцениваться должны каждая по своим критериям. Поэтому задания в "Ромашке" должны быть равноположенные. Если у одних: "Изобразите сценку "Хирург на операции"", то у других: "Изобразите сценку "Вор в чужой квартире"". Если у одних: "Прокрякайте песню "Стюардесса по имени Жанна"", то у других: "Прогавкайте песню "Ах, Леха, Леха..,"". Если типов заданий несколько, то их надо разместить на лепестках разного цвета: на синих - задания на сочинение стихов, на красных - задания на исполнение песен, на белых - танцевальные задания и т.д. Кроме этого, задания изначально должны быть творческими. Если вы напишете на листочке: "Спойте какую-нибудь песню" или: "Прочитайте стихотворение". - это ни капельки не гарантирует творческий характер исполнения. Ребята споют песню "Поручик Голицин" и прочтут фрагмент из поэмы Н.А.Некрасова "Мороз - Красный нос". Ни способности к импровизации, ни склонности к фантазированию при выполнении таких заданий не требуется. Поэтому предлагайте только те задания.. которые. будят. воображение,. раскрепощают полетность мысли.
2. Следующее, что вам надо сделать, - это собрать всех будущих участников конкурса и зрителей, т.е. ваш отряд, и обратиться к ним с речью. Этим вступительным словом вы должны создать у ребят эмоционально положительное отношение к предстоящему делу. Только не начинайте свое обращение словами: "Дорогие ребята, сейчас мы проведем интересное мероприятие". Уж лучше скажите: "А что, народ, давненько мы с вами не веселились". А еще лучше поиграйте в одну из так называемых "Игр с эстрады".
3. А когда по блеску в детских глазах вы поймете, что ребята вдохновились и рвутся в бой, нужно создать микроколлективы, т.е. группы, которые в дальнейшем будут соревноваться между собой. Способов образовать такие группы существует десятки. От выстраивания всех в одну шеренгу и расчета на "первый-второй" или "первый четвертый" до разрезания двух или четырех открыток на час-ти с раздачей этих частей участникам и дальнейшей работой по собиранию фрагментов в целое. Но если в отряде уже существуют стабильные группировки /звенья. экипажи, палаты, фракции/, можно разрешить соревноваться и таким командам, Лучше всего, если участниками будет весь отряд, он же будет потом и коллективным зрителем.
4. Затем команды отрывают лепестки у ромашки /не забывайте: сначала синие, красные будут после выполнения первого задания/, и читают, что вы там им написали. уясняют ваши разъяснения и начинают готовиться. При этом они могут оставаться на месте, а могут убежать в комнату или за корпус - чтобы другие не подглядывали. Время подготовки должно быть коротким - от 5-ти до 20-ти минут, - а сколько именно, вы должны объявить заранее. Ваша задача на этапе подготовки - курсировать от команды к команде, узнавая, как идут дела, морально поддерживая и оказывая в случае крайней необходимости идейную помощь.
5. Как только все будут готовы, начнется кульминация всего дела - показ. Но и здесь не спешите, сперва усадите всех, подогрейте еще одной краткой речью, проведите жеребьевку и представьте жюри, даже если оно будет олицетворено в вашей единственной персоне. И лишь по-сле соблюдения этих "формальностей" начинайте про-смотр. Паузы, которые неизбежно возникают между выступлениями, естественно, заполняете, например, шу-точными комментариями.
6. После выполнения всеми первого задания можно предложить второе /красные лепестки/, потом третье /белые лепестки/. Максимальное количество заданий при организации одной "Ромашки" - пять. Вполне возможно, что у ребят останутся силы и желание продолжить, но помните: сладкого всегда должно чуть-чуть не хватать.
7. А когда все завершится, стихнут смех и аплодисмен-ты, вы, как организатор и ведущий, произнесите еще одну речь. В ней вы выразите слова благодарности всем участ-никам, кого-то отметите особо и этого "кого-то" одарите "скромной наградой", Но итоги можно подвести и по дру-гому: каждая команда определяет внутри себя самого ак-тивного, самого находчивого - эти ребята и будут особо поощрены. А если у вас были зрители, то можно утвердить "приз зрительских симпатий" и вручить его тому, кто до-ставил наблюдателям со стороны больше всего радостных минут, А можно использовать сразу все формы чествования.
8. На заключительном слове и вручении подарков мож-но было бы поставить точку. Но тогда кто будет расстав-лять мебель и убирать оформление? Поэтому ваш творче-ский конкурс будет считаться оконченным лишь после коллективного приведения места действия в порядок. Ес-ли вы этого не сделаете, обязательно какая-нибудь просты-ня или полотенце окажутся "утерянными", и в конце смены при сдаче белья у вас обнаружится недостача, за которую придется рассчитываться из собственной зарплаты.
Вот теперь действительно все.
Если вы удивлены, почему так много внимания уделено одной "Ромашке", то знайте: это сделано сознательно. Мы хотим, чтобы вы всегда следовали одной простой истине:
"Успех в любом деле зависит от мелочей!"
А по тому алгоритму, который расписан для "Ромашки", можно организовать и десятки других творческих конкурсов:
"Конкурс инсценированных анекдотов"
"Вечер рекордов Гиннеса"
"Конкурс непрофессионального мастерства"
"Аукцион талантов"
"Конкурс витражистов"
"Кинофестиваль"
"Конкурс частушечников"
"Дурэстафета"
"Конкурс рекламного плаката"
"Мультлото"
"Конкурс "Маленькая Марианна"
"Парад космических войск"
"Конкурс видеоклипов"
"Комический цирк"
"Конкурс рисованых фильмов"
"Сказочный винегрет"
"Конкурс танцевальных импровизаций"
"Вечер в клубе детективов"
"Конкурс инсценированной колыбельной песни"
и просто "КВН".
Если вам повезет, и у вас в руках окажется пособие "Сто творческих конкурсов", составленное С.Афанасьевым и С,Комориным и изданное ИМЦ "Вариант", ваши познания о творческих конкурсах будут еще более глубокими.
ТВОРЧЕСКИЕ КОНКУРСЫ
С.Афанасьев, С.Коморин
Отрывки из методички
Сто отрядных дел
Кострома 1998
ГРИММТАГ
"Гриммтаг" (полное название der Gjrimmfesttag) можно перевести с немецкого как "праздник, посвященный памяти Якоба и Вильгельма Гримм", или "День братьев Гримм". А кто такие братья Гримм - не надо объяснять никому: их сказки каждый ребенок знает с детства.
В программу Гриммтага обычно входит множество мероприятий: от научных конференций лингвистов-фольклористов до аукционов по продаже личных вещей знаменитых братьев. Но самым ярким событием дня был и остается "Конкурс инсценированных сказок братьев Гримм". В этом конкурсе бывает два отделения: "традиционное" и "новаторское". В "традиционном" отделении нужно инсценировать сказки, максимально сохраняя их сюжет и язык. В "новаторском" отделении сказки можно и нужно переделывать. То есть, сохраняя идею и образы сказки, нужно ее осовременить: представить, как события, описанные в сказке, могли бы происходить сегодня. При этом и профессии героев, и язык должны быть современными, а не старинными. При этом разрешается превращать сказку в мюзикл, оперу или балет.
Обычно в конкурсе инсценированной сказки участвуют дети, а не взрослые. Дети сами выбирают сказку и сами решают, в каком отделении они будут выступать. В зависимости от этих решений строится вся работа: пишется сценарий, распределяются роли, изготовляются костюмы. Затем идут репетиции, затем выступление. Победителям конкурса традиционно вручается подарочное издание сказок братьев Гримм.
Дни, подобные Гриммтагу, есть и в других странах. В Дании, например, дети инсценируют сказки Ганса Христиана Андерсена, а во Франции - сказки Шарля Перро. В нашей стране с инициативой организации подобного праздника выступили жители деревни Простоквашино Московской области. Они предложили провести День Эдуарда Успенского. Ведь, благодаря именно этому сказочнику, о деревне Простоквашино узнал весь мир.
УРОК ХИТРОЛОГИИ
Все, кто смотрел фильм "Рыжий, честный, влюбленный", должны помнить, как проходил урок хитрологии в школе, где учатся молодые лисы. Там умудренная опытом учительница-лиса наставляла на путь истинный лисят и учила их обманывать, одурачивать, обмишуривать и объегоривать.
В человеческой школе уроки хитрологии только еще собираются ввести. Но учить на этих уроках будут не тому, как "втереть очки", "оставить с носом", "обвести вокруг пальца". На этих уроках предполагается знакомить детей с маленькими хитростями, которые помогут им в трудных жизненных ситуациях. Вот, например, 15 тем, которые будут рассматриваться на уроках хитрологии:
"Что делать, если жмут ботинки?"
"Что сделать, чтобы яйцо при варке не лопнуло?"
"Что делать, если в раковине плохо стекает вода?"
"Что сделать, чтобы на брюках дольше сохранились "стрелки"?"
"Что делать, чтобы соль всегда была сухой?"
"Что сделать, чтобы удалить жирное пятно с книжной страницы?"
"Что делать, чтобы цветы в вазе дольше оставались свежими?"
"Что сделать, чтобы ножницы снова стали острыми?"
"Что делать, если руки испачкались при покраске?"
"Что сделать, чтобы оконные стекла не запотевали и не замерзали?"
"Что делать, если старая гайка не хочет отворачиваться?"
"Что сделать, чтобы быстро найти потерявшуюся иглу?"
"Что делать, если ботинки промокают?"
"Что сделать, чтобы избежать слез при резании лука?"
"Что делать, чтобы хлеб дольше не черствел?".
Уроки хитрологии предполагается проводить так же, как и любые другие уроки. Начинаться они будут с сообщения темы. Затем учитель попробует "актуализировать" имеющиеся у учеников знания - он будет выспрашивать у учеников, что они уже знают по теме урока. Затем учитель сообщит и откорректирует ответы. Затем он сам расскажет о хитростях, которые дети еще не знают. Заканчиваться уроки будут домашним заданием - учитель будет рекомендовать детям проделать в домашних условиях то, что они узнали на уроке.
Конечно, возникает вопрос, где взять учителей, знающих так много хитростей. Да где угодно! Каждый человек, регулярно читающий в разных газетах рубрику "Полезные советы", знает столько хитростей, что делиться ими он сможет часами, днями и неделями.
ЗАЛ ВОЗРОЖДЕНИЯ ЦЕННОСТЕЙ
"Зал возрожденных ценностей" - это самая необычная выставка. Ни на какой другой выставке нельзя увидеть на одном стенде вместе и картину, и статуэтку, и игрушку, и какое-либо приспособление, полезное в домашнем хозяйстве. Здесь такое возможно. Потому что в "зале возрожденных ценностей" главное - не название и предназначение экспонатов, а то, из чего они изготовлены. А изготовлены все экспонаты на этой выставке из бытовых и промышленных отходов, из того, что обычно выбрасывается на помойки и свалки. Иными словами, все, что выставлено в зале, сначала было чем-то, потом стало утильсырьем, а потом возродилось из мусора в новом качестве.
Все экспонаты в "Зале возрожденных ценностей" располагаются на двадцати основных стендах. Эти стенды называются так же, как и изначальное утильсырье, из которого экспонаты были изготовлены. Вот эти названия:
1. "Консервные банки"
2. "Опилки и стружки"
3. "Спичечные коробки"
4. "Тюбики и флаконы"
5. "Упаковочный пенопласт"
6. "Лоскутки и обрезки"
7. "Поздравительные открытки"
8. "Бутылки и баночки"
9. "Магнитофонная лента"
10. "Семена и зернышки"
11. "Сигаретные пачки"
12. "Проволока и проводки"
13. "Ореховая скорлупа"
14. "Стержни и трубки"
15. "Картонные коробки"
16. "Перья и пух"
17. "Старые газеты"
18. "Полиэтилен и целлофан"
19. "Бутылочные пробки"
20. "Фантики и шоколадные обертки"
"Зал возрожденных ценностей" - очень демократичная выставка. Это значит, что участвовать в ней могут все желающие, - это во-первых. А во-вторых, на выставку разрешается приносить экспонаты любой степени сложности и любого художественного уровня: кто-то может выставить кораблик из старой газеты, кто- то - шкатулку из открыток, кто-то - формочки для теста из жестяных банок, кто-то - вазу из разбитой бутылки, а кто-то - картину из разноцветных перьев. Принимается все!
Как правило, участники выставки мастерят свои экспонаты в домашних условиях. При этом, конечно же, используются и не утильсырьевые материалы: клей, пластилин, нитки, цветная бумага и т. д. В назначенный день и час участники выставки приносят свои поделки в зал. Там их принимают специалисты-утилеведы. Они классифицируют изделия, а затем гармонично располагают их на стендах. Под всеми экспонатами, конечно же, прикрепляются таблички с фамилиями авторов.
Утверждают, что на одной выставке возрожденных ценностей было , одновременно представлено две тысячи сто тридцать шесть экспонатов. И, как считают специалисты, это было далеко не все, что можно изготовить из утильсырья.
СТРОИТЕЛЬНЫЕ ПОЕДИНКИ
Строительные поединки - это один из видов конкурса профессионального мастерства. Соревнуются в них за звание "лучшего по профессии", конечно ж,. строители.
Существуют две разновидности строительных поединков: для взрослых и для детей. Во взрослых поединках каменщики, маляры и электрики демонстрируют свои умения на полном серьезе. В детских поединках строительное мастерство лишь имитируется. Для этого в зале, где проходит конкурс, устанавливаются 2 (3, 4) стола, на них и выполняют все задания будущие зодчие наших городов.
Но начинается все с формирования бригад (строители, как известно, всегда работают артелями или бригадами). Бригады для строительных поединков нужны "комплексные". Комплексная бригада - это бригада, в которой каждый может что-то, а все вместе могут все. Иначе говоря, в комплексной бригаде есть представители всех строительных профессий: от бульдозериста до кровельщика, их совместными , усилиями и обеспечивается результат. Обычно бригады в строительных поединках состоят из 10 человек. Каждый специалист из одной бригады соревнуется в своем мастерстве с аналогичным специалистом из другой бригады. Поэтому поединков во время конкурса бывает 10. Вот какие задания предлагаются участникам строительных поединков.
1. Задание экскаваторщикам.
Поскольку экскаваторщики роют котлован для будущего дома, им предлагается вычерпать столовой ложкой (ковшом экскаватора) бумажки (грунт) из картонной коробки (котлована). Естественно, коробки наполняются обрывками старых газет заранее.
2. Задание крановщикам.
Поскольку крановщики на своих подъемных кранах переносят с одного места стройки в другое тяжелые грузы, им предлагается с помощью канцелярской скрепки на ниточке длиной в 50 см (крюк крана) перенести, предварительно подцепив, пустую банку (бетонную балку) с одного конца стола на другой. Естественно, банка должна быть жестяной, пустой и с неоторванным "язычком" - лучше всего подойдут банки из-под пива и прохладительных напитков.
3. Задание каменщикам.
Поскольку каменщики выкладывают из кирпичей стены, им предлагается из 12 спичечных коробков (кирпичей), поставленных на ребро, сложить раму (периметр стены). Естественно, что все коробки должны оказаться соединенными между собой каким-либо хитрым способом - иначе какая же это кладка?
4. Задание столярам.
Поскольку столяры изготовляют все деревянные конструкции дома: двери, полы, оконные рамы, - им предлагается выпилить лобзиком из фанерки размером 10 х 20 см рамку (оконную раму). Естественно, сначала нужно прочертить на фанерке фломастером контуры этой рамки.
5. Задание штукатурам.
Поскольку штукатуры выравнивают кирпичную кладку путем наложения на нее слоя штукатурки, им предлагается намазать на фанерку размером 10х20 см (кирпичная стенка) тонкий слой пластилина (штукатурный раствор). Естественно. намазывать надо не руками, а ножом или стеклышком с ровными краями.
6. Задание электрикам.
Поскольку электрики с помощью электрических проводов подсоединяют дома к единой городской электросети, им предлагается установить на столе на расстоянии 70 см друг от друга две пустые стеклянные бутылки (электрические столбы), вставить в горлышки бутылок вилки зубцами вверх (поперечные изоляторы), а затем, взяв катушку ниток (электрический кабель), протянуть нитки от каждого зубца одной вилки до каждого зубца другой. Естественно, что провода не должны провисать и, тем более, обрываться.
7. Задание сварщикам.
Поскольку сварщики с помощью газо- и электросварки соединяют и разъединяют различные металлические конструкции, в том числе трубы, им предлагается с помощью спиртовки из химического кабинета (газосварочный аппарат) согнуть под углом в 90 градусов трубку-корпус от шариковой ручки (водопроводную трубу). Естественно, трубка и в согнутом виде должна сохранить герметичность - кому нужны протекающие трубы!
8. Задание стекольщикам.
Поскольку стекольщики вырезают для окон в домах стекла различной конфигурации, им предлагается с помощью ножниц (стеклорез) вырезать из плотной цветной слюды (стекло) ровный круг диаметром в 10 см - для чердачного окошка. Естественно, этот круг должен быть предварительно прочерчен с помощью циркуля.
9. Задание сантехникам.
Поскольку сантехники устанавливают в домах ванны и раковины, а для этого они подсоединяют друг к другу различные трубы, им предлагается с помощью прозрачного скетча (муфта-переходник) соединить между собой две трубки (водопроводные трубы). Естественно, место соединения должно быть аккуратным и герметичным.
10. Задание малярам.
Поскольку маляры все красят, им предлагается, используя три банки с белой, синей и желтой краской, выкрасить лист картона размером 10 х 20 см (стена дома) в зеленый цвет. Естественно, сначала надо получить зеленую краску путем смешения имеющейся.
Бригада-победитель в строительных поединках определяется по сумме побед, одержанных всеми членами бригады. Однажды одной бригаде, одержавшей сразу 10 побед, предложили в полном составе без экзаменов поступить в профессиональное строительное училище.
ФЕСТИВАЛЬ ТЕАТРАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ
Как считают некоторые ученые, нательная живопись - это самый древний вид живописи. Есть мнение, что он появился даже раньше, чем живопись наскальная, а если быть более точным, первобытные люди начали раскрашивать свои лица, руки и тела примерно тогда же, когда с этих лиц и тел стала исчезать шерсть. Люди словно стеснялись выглядеть не так, как их волосатые и пернатые соседи по джунглям, и поэтому прятали свою безволосость и гладкокожесть под слоем краски. Шли тысячелетия, и люди совершенствовали искусство росписи тела: слой краски превратился в упорядоченную расцветку, в узоры и орнаменты; одновременно с этим изменились типы красок и способы их нанесения. На сегодняшний день оформились две прямо противоположные школы нательной живописи. Сторонники одной школы считают, что единственно настоящая роспись по телу - это татуировка. Представители другой школы категорически отвергают татуировку, считая, что человек имеет право каждый день менять расцветку кожи, а ходить всю жизнь с одним и тем же рисунком - это признак убогого вкуса и примитивного мышления. Сторонники этого течения при росписи тела используют только легко смываемые краски. И более того, они приступают к раскрашиванию, лишь убедившись, что поблизости есть место, где все "художества" можно быстро смыть. Поэтому они любят собираться на пляжах. Именно здесь, возле воды, они проводят свои знаменитые выставки, которые называются "фестивали нательной живописи".
Выставки пляжной живописи называются "фестивалями" не случайно. На них, как на фестивалях, можно увидеть краски всего мира. Ведь в нательной живописи существуют различные стили, созданные в разных странах разными народами. На сегодняшний день самыми известными являются такие 10 стилей:
"Индейский". Характерные черты: раскрашивается, прежде всего, лицо, руки, грудь; предпочтенье отдается желто-красно-белым цветам и оттенкам.
"Спецназовский". Характерные черты: раскрашиваются все участки тела, не покрытые одеждой; предпочтенье отдается коричнево-зеленым тонам.
"Хэлоуиновский" (от названия американского праздника нечистой силы - Хэлоуин). Характерные черты: раскрашивается все, что можно, вплоть до ногтей и ушей; доминирующие цвета - мрачные, пугающие.
"Клоуновский". Характерные черты: раскрашиваются, прежде всего, лицо, локти, колени и пятки; используются все цвета, кроме черного.
"Энтомологический" (от "энтомология" - наука о насекомых). Характерные черты: раскрашивается, прежде всего, спина; имитируется расцветка крыльев тропических бабочек.
"Панковский". Характерные черты: раскрашиваются лицо, руки - по локоть, ноги - по колено; используются самые трудно сочетаемые цвета.
"Кошачий" (стиль возник в Африке среди охотников на больших кошек: леопардов, гепардов и т. п.). Характерные черты: раскрашивается все тело; используются два цвета - оранжевый и чернью.
"Кибернетический". Характерные черты: раскрашиваются в основном руки и ноги; используются черный, синий, фиолетовый и красный цвета; при этом все рисунки представляют собой асимметричный узор из цифр и математических знаков.
"Калейдоскопический". Характерные черты: раскрашиваются наиболее ровные участки кожи; используется вся палитра цветов; при этом рисунки имеют упорядоченную, как узоры в калейдоскопе, форму.
"Рекламный". Характерные черты: раскрашиваются наиболее заметные участки тела; предпочитаемых цветов нет - все зависит от содержания рекламных призывов.
Обычно фестивали нательной живописи проходят так. Художник и его "холст" (так называют человека, чье тело подвергается раскраске) выбирают стиль.
В рамках этого стиля путем росписи "холста" создается художественное произведение. Носитель произведения, то есть "холст", гуляет по пляжу, радуя взгляд как простых загорающих, так и не простых членов оценочной комиссии. Члены комиссии выбирают лучшие произведения в каждом стиле. Создателям этих произведений вручаются дипломы, а носителям произведений предоставляются дополнительные 20 минут купания.
БОЛЬШИЕ ОСТРОВА ТВОРЧЕСТВА МАРШРУТ ДЛЯ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА
1. Следы нечистой силы
Всем детям с детства знакома строка стихотворения
А.С. Пушкина: "Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей-". Никто никогда не видел эти следы, но можно предположить, что рядом со следами невиданных зверей были и следы нечистой силы. Представьте и нарисуйте, как выглядят следы:
- Бабы-Яги;
- Водяного;
- Кощея Бессмертного;
- Лешего;
- Кикиморы.
2. Колыбельная песня
Колыбельные песни поют самым маленьким детям на ночь. Колыбельные песни помогают ребенку успокоиться и уснуть. Представьте, что вам надо убаюкать малыша, но вы забыли все известные колыбельные песни. Но есть выход! Можно исполнить, как колыбельную, любую другую - даже очень бодрую - песню. Главное. - исполнить эту песню тихо, убаюкивающе. Попробуйте спеть спокойно и усыпляюще такую песню, как-
- ?Морячка¦ Олега Газманова;
- ?Мужичок с гармошкой¦ Наташи Королевой;
- ?Зайка моя¦ Филиппа Киркорова;
- ?Школьная пора¦ Татьяны Овсиенко;
- ?Мальчик - бродяга¦ Андрея Губина.
3. Песня в день рождения
Когда гости приходят к кому-либо на день рождения, они обязательно исполняют для именинника песню. Например, ?Песню Крокодила Гены¦, которая начинается словами: ?Пусть бегут неуклюже пешеходы-¦. Представьте, что день рождения празднуют не девочка и не мальчик, а какое-нибудь животное. И к нему пришли сородичи. Покажите, как они исполнили бы песню про день рождения, если они не умеют говорить словами. А не умеют они говорить потому, что они-
- вороны;
- волки;
- лягушки;
- козы;
- куры и петухи.
4. Праздничная открытка
К празднику вежливые люди посылают друг другу открытки с поздравлениями. При этом они всегда обращают внимание на рисунок на открытке. Нельзя же на 8 марта послать открытку с изображением новогодней елки! Представьте, что в одном городе решили отмечать сразу несколько новых праздников. Но вот беда, к новым праздникам не выпущено ни одной поздравительной открытки. Помогите жителям этого города и нарисуйте картинку для открытки, которую можно было бы подарить в-
- День сладкоежки;
- День чистюли;
- День хохотушки;
- День модниц;
- День фантазеров и выдумщиков.
5. Незаконченный рисунок
Один знаменитый художник решил нарисовать картину. Он провел фломастером на листе первую линию- И тут его отвлекли. от работы. Рисунок остался незаконченным. Попробуйте проникнуть в замысел художника и завершить его работу. Дорисуйте картину, если известно, что первая линия, которую провел художник - это-
- два параллельных отрезка;
- волнистая линия;
- линия - полукруг;
- зигзагообразная линия;
- два отрезка, образующие. острый угол.
6. Спрятавшиеся слова
Слова состоят из букв. Очень часто из букв, составляющих одно слово, можно собрать много других слов. Например, из слова ИСТОРИЯ можно сделать слова ТРИ, РОТ, РИС, РОСТ, СИТО и т. д. Попробуйте составить не менее семи слов из букв, входящих в слово:
- МАТЕМАТИКА;
- ЛИТЕРАТУРА;
- ГЕОГРАФИЯ;
- РИТОРИКА;
- АСТРОНОМИЯ.
Попробуйте также сочинить какую-нибудь небылицу, в которую обязательно вошли бы все 7 найденных слов.
7. Рисуночное письмо
Когда-то люди не знали букв. Но тем не менее, они могли посылать друг другу письма. Вместо букв и слов в этих письмах были рисунки, поэтому письмо так и называлось - ?рисуночное¦. Попробуйте, подобно древним людям, ?написать¦ с помощью рисунков короткое письмо, адресованное вашему хорошему другу:
- ?Позвони мне сегодня в 6 часов¦;
- ?Пойдем вечером играть в футбол¦;
- ?Давай вместе делать домашнее задание¦;
- ?Подари мне на день рождения щенка¦;
- ?Принеси мне ножницы и цветную бумагу¦.
8. Специализированный магазин
Бывают такие магазины, в которых можно купить все, что угодно. Они называются "универмаги¦ или "супермаркеты". А есть магазины "специализированные". В них продается или какой-то один товар: мебель, обувь, книги; или они рассчитаны на какую-то одну категорию покупателей: охотников, бизнесменов, родителей грудных младенцев. Представьте, что в одном городе открылись сразу несколько новых специализированных магазинов. Придумайте хотя бы 5, видов товаров, которые могли бы в них продаваться, и объясните почему. А магазины называются:
- "Все для двоечников";
- "Все, для прогульщиков";
- "Все для нерях";
- "Все для второгодников";
- "Все для злостных неносильщиков второй обуви.
9. Нарисованная пословица
Обычно художники рисуют пейзажи, портреты, натюрморты. А вы попробуйте нарисовать пословицу. Например, такую:
- на чужой каравай рот не разевай;
- за двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь;
- дареному коню в зубы не смотрят;
- одна голова хорошо, а две лучше;
- доброе слово и кошке приятно.
МАРШРУТ ДЛЯ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА
1. Старая сказка с новым персонажем
В наше время многие старые сказки обретают новую жизнь. Их пересказывают, экранизируют, максимально приближая к современной эпохе. Порой от сказки остается лишь сюжет, а слова героев, их костюмы и образы становятся совсем другими. Иногда в старые сказки вводят новые персонажи. Попробуйте по-новому рассказать некоторые сказки Ш. Перро. При этом в сказке обязательно должен присутствовать и действовать новый персонаж:
- в сказке "Красная шапочка" - светофор;
- в сказке "Кот в сапогах" - микроволновая печь;
- в сказке "Золушка" - бульдозер;
- в сказке "Синяя борода" - радиоприемник;
- в сказке "Мальчик-с-пальчик" - пожарная машина.
2. Рисунок "на латинском"
Каждое растение имеет название: роза, дуб, кактус, ромашка. Но кроме привычного названия, у каждого растения есть еще одно название, придуманное учеными-биологами. Это "ученое" название, как правило, звучит на древнем языке - латыни. Попробуйте нарисовать некоторые растения, зная лишь их латинские названия:
- циркулус вицуозус;
- ромбиум перфорптум;
- кдрикулум зеркалиус;
- кругликокус демонстрандиум;
- тараканиум физогидриус.
3. Сцена знакомства
Каждый человек постоянно с кем-то знакомится. Существуют даже всевозможные советы о том, как правильно познакомиться, чтобы произвести о себе хорошее впечатление. Но эти правила действуют только в привычных, обыденных условиях. А если предстоит невероятное знакомство? Как тогда вести себя человеку? Представьте и инсценируйте ситуацию, в которой знакомятся...
- космонавты с инопланетянами;
- охотники со снежным человеком;
- новый владелец замка с обитающими в нем привидениями;
- моряк, выброшенный после кораблекрушения на берег, с племенем людоедов;
- путешественник на машине времени со своим прапрапрапрадедушкой.
4. Песня "не про зайцев"
В самой популярной российской комедии "Бриллиантовая рука" Юрий Никулин исполняет "Песню про зайцев". Слова этой песни знает, наверное, каждый. А какие слова были бы в этой песне, если бы Ю. Никулин, стоя в ресторане перед микрофоном, объявил:
- Песня про страусов;
- Песня про баранов;
- Песня про сусликов;
- Песня про окуней;
- Песня про носорогов.
Сочините новый текст песни и исполните ее.
5. Рассказ на одну букву
Вот маленькая история из современной жизни: "Авантюрист Андрей Аркадьевич Антошкин арендовал автомобиль, акционировал амбар арбузов, а Андрея арестовал атаман аборигенов". В этом рассказе немного смысла, но зато все слова начинаются на одну букву - "А". Попробуйте сочинить такой же короткий рассказ, в котором все слова начинались бы на одну букву, а именно на букву...
- "К"
- "М";
- "О";
- "П";
- "С";
6. Девиз
Девиз - это короткое изречение, в нем в лаконичном виде обычно формулируется какой-то жизненный принцип человека. Девизы бывают не только у людей, существуют девизы фирм, банков, политических партий. Очень часто в девизах можно встретить два слова, которые являются синонимом и антонимом по отношению к третьему слову. Например, к слову "работа" можно подобрать такие слова со сходным и противоположным значением: "труд" и "потеха". И из этих слов можно сделать девиз: "Делу - время, потехе - час". Попробуйте сочинить девиз, в котором были бы синоним и антоним к слову:
- храбрость;
- печаль;
- мудрость;
- нищета;
- мощь.
7. Народная этимология
Этимология - это наука о происхождении слов. Если открыть этимологический словарь, можно узнать о том, как в нашем языке появилось то или иное слово. Например, как возникло слово "медведь"? Оказывается, это слово появилось путем слияния двух других слов: "мед" и "есть", то есть "принимать пишу". Первоначально "медведь" произносилось как "медоед" и обозначало "животное, которое любит лакомиться медом". Но можно объяснять происхождение слов и не прибегая к словарю, Когда люди объясняют значение, происхождение слов, не Опираясь на научный анализ, это называется "народная этимология". Попробуйте без словарей, лишь прислушиваясь к звучанию слова, объяснить, как возникли слова:
- "выдра";
- "смородина";
- "стрекоза";
- "ромашка";
- "тюлень".
8. Памятник пословице
Памятники воздвигают в честь великих людей и знаменитых событий. В памятниках отражено прошлое каждой страны. Но история страны - это не только люди и события, это еще и язык. А "золотой фонд" каждого языка - это пословицы. Поэтому было бы вполне справедливо, если бы воздвигали памятники пословицам. Попробуйте представить такой памятник, а представив, создайте его. То есть замрите в виде памятника, который называется так же, как пословица:
- "В споре рождается истина";
- "Любви все возрасты покорны";
- "Сытый голодному не товарищ";
- "Глаза боятся - руки делают";
- "Не имей сто рублей, а имей сто друзей".
9. Аббревиатура
Аббревиатура - это сокращение длинного названия до первых букв.
Всем знакомы такие аббревиатуры, как КВН, вуз, жэк, КГБ, СПИД, ЭВМ, НЛО, ГАЗ, НАТО, ЛДПР. Даже название страны - США - это тоже аббревиатура. Расшифровать всем известкую аббревиатуру очень легко. Но когда встречается новая, незнакомая аббревиатура, приходится ломать голову: что же означает это сокращение. Попробуйте расшифровать такие аббревиатуры:
- РОМБ, КРУГ, ЗИГЗАГ;
- ШКВОРЕНЬ, БУБЛИК, СИРОП;
- ЧУР, ОХ, УРА;
- БАЛДА, ТРЮХА, УВАЛЕНЬ;
- ПОЛЕНО, КРЯЖ, БРЕВНО.
10. Чудодейственное лекарство
В мире существуют тысячи лекарств практически от всех болезней. Но все же есть еще ряд болезней, которые обычными таблетками и микстурами не излечить. Для победы над этими болезнями необходимо совершенно новое, чудодейственное лекарство. Представьте себя фармацевтом и придумайте такое лекарство (название, состав ингредиентов, способ применения), которое можно было бы прописать...
- врунам;
- лентяям;
- плаксам;
- ябедам;
- драчунам.
МАРШРУТ ДЛЯ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА
1. Советы родителям
О том, как воспитывать детей, написаны сотни книг. Но, увы, многие родители не любят читать эти книги; они слишком толстые и язык в них очень скучный. Большинство родителей предпочитает пользоваться "советами", которые специально для них печатают в газетах. Эти советы, во-первых, невелики по объему - их можно прочесть за две-три минуты. А во-вторых, эти советы очень практичны: прочел - применил в действии - получил результат. В "советах для родителей" обычно рассматриваются наиболее распространенные проблемы воспитания: "что делать, если ребенок плохо ест", "как поступить, если ребенок врет", "что предпринять, если ребенок слишком много смотрит телевизор". Но в деле воспитания кроме типичных проблем бывают еще и нестандартные ситуации. И, к сожалению, о том, что делать родителям в нетипичной, уникальной ситуации, советов не печатают. Попробуйте сами сочинить 10 советов, которые можно было бы порекомендовать родителям, у которых...
- ребенок боится в одиночку ходить в туалет;
- ребенок больше всего любит читать книгу Гегеля "Феменология духа";
- ребенок во сне разговаривает на китайском языке;
- ребенок предпочитает есть из одной миски с кошкой;
- ребенок каждый день приносит домой тысячу долларов.
2. Новость одной строкой
Каждый день телевидение, радио и печать обрушивают на человека море информации. Информация может быть подробной, может быть не очень подробной и может быть очень короткой, состоящей буквально из одного предложения. Про такую информацию так и говорят: "Новость одной строкой". Попробуйте составить однострочное сообщение о событии, произошедшем где-то в мире. При этом обязательно употребите в тексте сообщения 5 слов. А слова должны быть такие:
- Азербайджан, небоскреб, ограбление, навигация, озон;
- Чили, айсберг, оппозиция, митинг, шахматы;
- Малайзия, стадион, космос, эмиграция, урожай;
- Лихтенштейн, оазис, фильм, паника, обвинение;
- Тунис, павильон, наводнение, болезнь, юбилей.
Все предложенные существительные можно превращать в глаголы или прилагательные, можно добавлять к предложенным словам сколько угодно других слов; главное - чтобы сообщение имело хоть какой-нибудь смысл.
3. Новые дорожные знаки
Трудно представить современный город без дорожных знаков: предупреждающих, предписывающих, запрещающих и т. д. Дорожные знаки помогают регулировать движение, информируют о состоянии дороги, предупреждают о возможной опасности. И, хотя дорожных знаков много, все же есть такие ситуации, такие опасности; которые не отражены в "азбуке дорог". Помогите работникам ГАИ и нарисуйте новый дорожный знак, который, возможно, скоро появится на отдельных участках дороги. Эти знаки относятся к категории "предупреждающие" и называются так:
- "Осторожно: глухие старушки;
- "Осторожно: низко летящие кометы";
- "Осторожно: жидкий асфальт";
- "Осторожно: злые террористы";
- "Осторожно: неприятные запахи".
4. Вольный перевод иностранной песни
Когда человеку нравится какая-то песня и он хочет ее выучить, он списывает слова этой песни и запоминает их. А что делать, если полюбившаяся песня исполняется на иностранном языке? В таком случае нужен перевод песни. Переводы бывают двух типов. Первый. -. когда переводчик максимально сохраняет смысл того, о чем говорится в песне. Второй - когда переводчик даже и не пытается передать смысловые нюансы, а сочиняет практически новый текст. Такой перевод называют "вольным". Попробуйте сделать вольный перевод на русский язык латиноамериканской песни "Макарена". При этом не углубляйтесь в изучение испанского языка, ограничьтесь, знанием о том, кто такая Макарена. А Макарена - это...
- имя жены вождя племени кукуруку из амазонской сельвы;
- название курорта на озере Титикака;
- название футбольной команды из. Венесуэлы;
- марка автомобиля бразильского производства;
- название слабоалкогольного напитка, изготавливаемого из молодых побегов кактуса.
5. Картина из отпечатков пальцев
Когда неграмотному человеку нужно подписаться под документом он ставит крестик или отпечаток пальца. Отпечаток лучше, чем крестик: крестик можно подделать, а отпечаток - никогда. Представьте, что одного безграмотного человека попросили поставить подпись. Он поставил отпечаток пальца, а потом решил, что этого мало, что нужно более подробно рассказать о себе. Тогда он взял несколько чистых листков бумаги и стал отпечатками пальцев рисовать всю свою биографию. Попробуйте повторить то, что нарисовал неграмотный человек. Поставьте на листе бумаги столько отпечатков, чтобы получился сюжет на тему...
- "Моя семья";
- "Моя квартира";
- "Мой автомобиль";
- "Моя дача";
- "Мои любимые домашние животные".
6. Новый Архимед
Как известно, Архимед, великий ученый древности, прославился тем, что измерил размер короны сиракузского царя, погрузив ее в ванну. Это было гениально простое решение труднейшей задачи. С тех пор про всех ученых, сумевших найти простое решение сверхсложной проблемы, говорят, что они - наследники славы Архимеда. Проверьте, а вдруг вы тоже достойны этого звания? А для этого найдите решение такой наиактуальнейшей проблемы:
- Как определить возраст кошки?
- Как измерить вес облака?
- Как определить количество мяса в котлете?
- Как измерить температуру тела таракана?
- Как определить численность муравьев в муравейнике?
ОБЪЕДИНЕННОЕ КОРОЛЕВСТВО ИГР 1 Жест марсианина
После долгого путешествия космический корабль совершил посадку на Марсе. Астронавт Джонатан Марк выбрался из люка и подошел к одному из находившихся поблизости марсиан.
- Я попал в горный край? - спросил он. В ответ марсианин только потер животик. Марк знал, что марсиане немного понимают язык землян, но говорить на нем не умеют. Сам астронавт не понимал ни языка марсиан, ни их жестов. А потому не представлял, что означает поглаживание животика -Lда¦ или Lнет¦. Однако он выяснил это, задав всего один дополнительный вопрос. Какой именно?
2. Путаница с камнями
Астронавт Марк собрал для исследований образцы камней с поверхности Марса и разложил их по мешкам: в один опустил образцы вулканических пород, в другой - осадочных ив третий - горных. Но запас кислорода заканчивался, и в спешке, торопясь вернуться на корабль, Марк перепутал все этикетки на мешках.
Сколько камней и из скольких мешков надо вытащить Марку, чтобы выяснить, что лежит в каждом?
3. Друг или враг?
Надо сказать, что одни обитатели Марса относились к землянам вполне дружелюбно и всегда говорили им правду. Зато другие, настроенные враждебно, им отчаянно врали. Астронавты никакие могли определить, кто им друг, а кто - враг.
- Ты тот, кто говорит правду? - спросил астронавт Джон Армстронг полосатого марсианина.
- Он скажет Lда¦, - заметил подошедший к ним пятнистый марсианин.
- Но он обманет.
Кто из них никогда не солжет: полосатый или пятнистый?
4. Сколько обманщиков?
Молли Райд, пилот межпланетного корабля, знала, что одни марсиане правдивы, а другие - нет. Поэтому, столкнувшись как-то раз лицом к лицу с тремя марсианами, она спросила:
- Вы те, кто говорит правду? Марсианин с плавниками, немного понимавший по-земному, потер свой животик. Его приятель, высокий и с перышками на ушах, перевел, что ответ - утвердительный. Однако другой марсианин, с рожками на голове, сказал, что марсианин с плавниками лжет. Сколько обманщиков было в этой троице?
5. В поисках Домана
К своему четвертому визиту на Марс астронавт Хосе Перес уже хорошенько выучил местный язык. Перес хотел разыскать своего друга Домана, но для этого должен был выяснить, к какому марсианскому народцу тот принадлежит: Юти, Йоми или Грунди. Юги всегда говорили правду. Йоми всегда лгали.
Грунди иногда говорили правду, а иногда лгали.
Как тут разобраться? Трое марсиан - Акен, Бал и Квос согласились ему помочь. Каждому из них Перес задал по два вопроса: LКаково твое происхождение? Каково происхождение Домана?¦
1. Акен сказал:
- Я не Юти. Доман - Йоми.
2. Бал ответил:
- Я не Йоми. Доман - Грунди.
3. Квос заявил:
- Я не Грунди. Доман - Юти. К какому народцу принадлежит Доман?
6. Марсиане на допросе
Грунди нередко чинили землянам всякие неприятности. А однажды, даже сбросили на их корабль каменную глыбу. То ли попросту схулиганили, то ли давали понять: не всем на Марсе нравилось, что они прилетели.
Шеф марсианской полиции задержал пятерых Грунди для допроса. Как и все Грунди, они говорили правду только время от времени. Каждый из подозреваемых сделал потри заявления, но лишь два из них содержали истину. И виновный был изобличен.
1. Зум сказал:
- Я не виновен. Я не сталкивал камень. Это затея Тсета.
2. У к сказал:
- Я не причинял вреда. Корабль землян стоит на территории Грунди. Йан - не мой Друг.
3. Пала сказала:
- На мне нет вины. Я никогда раньше не видела Йана. Тсет - преступник.
4. Тсет сказал:
- Я не сбрасывал глыбу. Это совершил Йан. Зум лгал, утверждая, что это сделал я.
5. Йан сказал:
- Я чист перед законом. Виноват У к. Пала и я - старые друзья. Кто же из них преступник?
7. Сень-сень никого не съест
Джонатану Марку предстояло отправить для ученых на Землю трех марсианских зверушек: гарбела, фарфела и сень-сеня. Однако в машине астронавта места хватало лишь на двоих. Марк знал, что гарбелы при случае с удовольствием лакомятся фарфелами, фарфелы - сень-сенями. Но гарбелы не едят сень-сеней, а сень-сени не едят вообще. На корабле никого из астронавтов не осталось, чтобы присмотреть за подопечными Марка.
Как же доставить на корабль зверушек в целости и сохранности?
8. Притяжение на Марсе
Двое марсиан и двое землян, путешествуя по Марсу, подошли к каналу. Учитывая силу притяжения на планете, каждый землянин весил здесь 100 фунтов, а марсиане - по 50. Местное же судно могло взять на борт не более 100 фунтов. Как им всем пересечь канал?
9. Камнепад
Трое землян решили доставить в местный полицейский участок трех марсиан Грунди, которые мешали им проводить важные эксперименты. Вдруг они услышали за спиной грохот каменной лавины. Землян ждала неминуемая гибель, если бы им не удалось перебраться на другую сторону канала - с западной на восточную.
Имевшаяся у них лодка могла выдержать не более двух пассажиров, независимо от их веса. При этом оставлять на одном берегу марсиан Грунди больше, чем землян, было опасно: они непременно украли бы у землян необходимые для переправы блоки и канаты. Как им всем пересечь канал?
10. Плавники и крылья
Представители враждующих между собой Юти, Грунди и Йоми отправились на конференцию. Каждая делегация состояла из двух членов: одного с плавниками, а другого - с крылышками. Марсианин с плавниками, как более сильный, должен был опекать своего собрата с крылышками. Марсианину с крылышками никогда не следовало оставаться наедине с марсианином с плавниками из другой делегации. Марсианин с крылышками чувствовал себя в безопасности в присутствии марсианина с плавниками из другой делегации, только если рядом находился коллега последнего.
Все шло гладко до тех пор, пока путешественники не добрались до глубокого ущелья. Преодолеть его можно было при помощи каната, который выдерживал только двоих. При этом канат был столь легким, что перебрасывали его, прикрепив к одному концу марсианина.
Как же наши герои переправились через ущелье?
ОТВЕТЫ:
Лгунишки ли марсиане?
1. Жест марсианина. Марк тоже потер себе живот и спросил: LТы сделал вот так?¦ Любой ответный марсианина будет означать Lда¦.
2. Путаница с камнями.
По одному камню из каждого мешка. Например, если Марк откроет мешок с этикеткой LВулканические породы¦ и найдет в нем образец осадочных пород, он поймет, что в двух др угих мешках содержатся образцы или вулканических, или горных пород. Так как перепутаны все мешки, то в мешке с этикеткой LОсадочные породы¦ должны находиться горные, а в мешке с этикеткой LГорные породы¦ - вулканические.
Эта головоломка показывает, как важно внимательно читать текст задания. Чтобы потом не удивляться: и как это я сразу не сообразил?
3. Друг или враг?
Пятнистый марсианин. Полосах ответит Lда¦ в любом случае. А раз так, утверждая, это, пятнистый марсианин говорит правду. Значит полосатый - обманщик.
4. Сколько обманщиков?
Один. Если марсианин плавниками не врун, то его приятель с перышками в ушах говорил правду. Если же марсианин с плавника ми обманывал, то тогда правду говорил марсианин с рожками. И наоборот, если марсианин с плавниками говорил правду, то марсианин с рожками был обманщиком. Таким образом, с какой стороны ни поглядеть, двое из этой троицы говорили правду, а один обманывал.
5. В поисках Домана.
Он принадлежит к Юти.
1. Акен заявил, что сам он не Юти. Если бы он был Юти, то так бы об этом и сказал, потому что Юти всегда говорят правду. Значит, он точно не Юти. Если бы он был Йоми, то не мог бы утверждать, что он не Юти, потому что сказал бы правду, а Йоми всегда обманывают. Поэтому он не может быть Йоми. Выходит, Акен - Грунди, которые то лгут, то говорят правду. Но мы по-прежнему не знаем, к кому относится Доман.
2. Бал сказал, что он не Йоми. Но тогда кто он? Один из вечных обманщиков Йоми или правдолюбцев Юти? Нам пока неизвестно.
3. Квос сказал, что он не Грунди. А так как мы уже знаем, что единственный Грунди из них - Акен, значит, Квос говорит правду. То есть Квос - Юти.
4. Следовательно, Бал должен быть Йоми, потому что он лгал, отрицая, что он Йоми.
5. Доман же должен относиться к Юти, потому что так сказал правдивый Квос.
6. Марсиане на допросе. Ук.
1. Тсет заявил, что не сбрасывал камень и что Зум лгал, возводя вину на него, Тсета. Из трех утверждений Тсета верны только два. Следовательно, его третье утверждение (о том, что это сделал Йан) должно быть неверным. Выходит, и Тсет, и Йан - невиновны.
2. Зум сказал, что камень столкнул Тсет, и мы знаем, что это единственная ложь Зума. Значит, утверждение Зума, что он невиновен, верно.
Кто остался на подозрении? Пала и Ук.
3. Раз Тсет невиновен, утверждение Палы, что ка м ень сбросил Тсет, - неправда. Следовательно, два Других ее заявления - правда.
4. Таким образом, Йан лгал, заявляя, что они с Палой - старые друзья, а утверждая, что виноват Ук, говорили правду.
ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ПЛАНЕТЕ
7. Сень-сень никого не съест.
1. Марк отвез фарфела на корабль и там оставил.
2. Вернулся.
3. Перевез сень-сеня.
4. Вернулся, захватив с собой фарфела.
5. Перевез на корабль гарбела и оставил его с сень-сенем.
8. Притяжен и е на Марсе.
1. Оба марсианина перебрались через канал. '
2. Один из них вернулся.
3. Один из землян пересек канал.
4. Другой марсианин вернулся.
5: Оба марсианина перебрались через канал.
6. Один из н и х вернулся.
7. Второй землянин переправился через канал.
8. Второй марсианин вернулся.
9. Оба марсианина переправились через канал.
9. Камнепад.
1. Один землянин взял с собой на другой берег одного Грунди (на западной стороне остались двое землян и двое Грунди).
2. После чего землянин вернулся (на восточной стороне остался один Грунди).
3. Двое Грунди перебрались через канал (оставив западной стороне трех землян).
4. Один Грунди вернулся (оставив на восточной стороне двух других Грунди).
б. Двое землян пересекли канал (на западной стороне остались один Грунди н один землянин).
6. Один Грунди и один землянин вернулись (оставив на восточной стороне одного Грунди и одного землянина).
7. Двое землян перебрались через канал (оставив на западной стороне двух Грунди).
8. Один Грунди вернулся (на восточной стороне остались тр о е землян).
9. Двое Грунди перес е кли канал (на западной стороне остался один Грунди).
10. Один Грунди вернулся (на восточной стороне остались трое землян и один Грунди).
11. Двое Грунди преодолели канал (опасность не угрожала никому).
10. Плавники и крылья.
1. Юти с плавниками и Юти с крыльями перепрыгнули через ущелье.
2. Юти с плавниками вернулся.
3. Грунди с крыльями и Грунди с плавниками переправились через ущелье.
4. Юги с крыльями вернулся.
5. Йоми с крыльями и Йоми с плавниками перебрались через ущелье.
6. Грунди с плавниками вернулся.
7. Юти с крыльями и Юти с плавниками перепрыгнули через ущелье.
8. Юти с плавниками вернулся.
9. Юти с плавниками и Грунди с плавниками последними преодолели ущелье.
КОНКУРС АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА
1 ТУР
1 задание.
Представьте ситуацию, - говорит ведущий. -
- Вокзал, неразбериха, поезда приходят и уходят. Сейчас вам по моему сигналу нужно показать действия человека, который, опоздав и заскочив в отправляющийся поезд, через некоторое время узнает, что поезд идет в обратную сторону.
- Вот уже пятый час вами ведется поиск свободного места в зале ожидания. Наконец вы его нашли.
- Вы спешите к вагону. В руках чемодан, сетка с яблоками, за спиной рюкзак. Вдруг сетка рвется, яблоки падают. Ваши действия.
- Вы прибыли домой и вдруг обнаружили, что чемодан не ваш.
- Вы вышли из вагона, поезд ушел. Вдруг выясняется, что это не ваша станция, а поезда не будет целую неделю.
2 задание.
Каждому участнику нужно показать звуками, мимикой, жестами:
- скрип дверей, кипящий чайник, заводящийся транспорт, вентилятор, листание книги, как жарится котлета, как лыжник идет по снегу, как бьется стекло.
Кто справится с заданием, допускается во второй тур.
2 ТУР
1 задание.
Ребятам нужно сесть так, как садится
- обезьяна,
- пчела на цветок,
- космонавт в скафандре,
- наказанный Буратино,
- один из трех толстяков,
- страстный болельщик футбола,
- очень усталый человек и т. д.
2 задание.
Заключается в том, чтобы участник прошел как: младенец, только что научившийся ходить; лев; артист балета; канатоходец; турист, несущий тяжелый рюкзак и т. д.
На третий тур допускаются победители предыдущих туров.
3 ТУР
1 задание.
Дается фраза, которую участник должен произнести как:
- солдат в строю,
- диктор телевидения.
Фразы: Улыбайтесь, за вами следят.
Спокойно, Маша, я Дубровский.
Скоро будет совсем по-другому.
Летите, голуби, летите.
Люся, у меня тут лампочка не зажигается.
Я жду тебя уже целый день.
2 задание.
Фразу: "Нет ничего печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте", - нужно сказать так, как сказал бы ее
- робот,
- учитель, объясняющий урок,
- человек в хорошем настроении.
4 ТУР
В данном случае нужно побывать в роли переводчика.
1 задание.
Нужно прослушать фразу и через минуту передать ее смысл другими словами.
Например: на столе лежит лампа. - На сооружении на четырех ножках стоит осветительный прибор
Фразы: На потолок села муха.
На опушке стоит избушка.
Судья ударил в гонг.
2 задание.
Представьте, что вы спите сладко-сладко. Ваш безмятежный сон прерывает звонок телефона. Поднимаете трубку и слышите фразу:
- Это зоопарк?
- Такси вызывали?
- Скажите, что мне сделать с зубом?
- Почему не пришла машина на базу?
- Говорят, что вы хорошо танцуете?
- Кирпич привезли. Куда сгружать? и др.
Вы должны остроумно ответить. Победители конкурса зачисляются в театральную студию. Им преподносятся сувениры, а всем остальным участникам отборочного смотра остаются на память экзаменационные листы с оценками участников в каждом туре.
ТЕАТР-ЭКСПРОМПТ
Театральные спектакли, в которых принимают участие абсолютно все дети группы и делают все легко, весело, успешно, - это, разумеется, представления-экспромпты. Экспромт освобождает от страха перед неуспехом, экспромт позволяет не быть актером, экспромт предполагает сиюминутное созидание, а следовательно, несовершенное, неочищенной формы, с ошибками, казусами, смешными ситуациями. Все неудачи участников импровизированной сцены оправданы заранее. экспромтом: никто не готовился к игре; никто не знал, какая у него роль; никто из актеров и не является актером, поэтому его поведение свободно, он лишь очерчивает действие персонажа и от него не требуется актерское мастерство.
Театр-экспромпт имеет в качестве ведущей психологическую задачу, в то время как школьный театр (этический театр, драматическая студия и пр.), занятый театрализованными постановками литературных произведений, создается во имя эстетической и нравственной задач. И задача психологическая состоит в психологическом раскрепощении школьника, в формировании у него чувства достоинства.
Методика организации театра-экспромпта предельно проста. Составляется текст для "Голоса за кадром", обычно сказочный, фантастический, детективный, так чтобы на сцене развертывались занимательные события. Потом фиксируются все персонажи представления, они обозначаются на карточках. Эти карточки распределяются среди пришедших на спектакль детей, и они тут же приглашаются за кулисы. По ходу звучания текста, несущего в себе информацию о действиях. героев, актеры появляются из-за кулис и исполняют все, о чем сообщает "Голос за кадром".
Надо, чтобы в пьесе было много действий, сменяющихся одно другим, чтобы разворот событий был неожиданным и в итоге веселым и чуть смешным. Действующими лицами являются и люди, и звери, и растения, и вещи, и природные явления, такие, как ветер, светила, облака.
Приведем пример короткого спектакля, сыгранного экспромтом успешно и многократно в разных школах (с помощью прописной буквы обозначаем персонажей этого представления).
"...Ночь. Завывает Ветер, Раскачиваются Деревья. Между ними пробирается Цыган-вор, он ищет конюшню, где спит Конь... Вот и конюшня. Спит Конь, ему что-то снится, он слегка перебирает копытами и тоненько ржет. Недалеко от него пристроился на жердочке Воробей, он дремлет, иногда открывает то один, то другой глаз. На улице на привязи спит Пес... Деревья шумят, из-за шума не слышно, как Цыган-вор пробирается в конюшню. Вот он хватает Коня за уздечку... Воробей зачирикал тревожно... Пес отчаянно залаял... Цыган уводит Коня. Пес заливается лаем. Выбежала из дома Хозяйка, заохала, закричала. Она зовет мужа. Выскочил с ружьем в руках Хозяин... Цыган убегает. Хозяин ведет Коня в стойло. Пес прыгает от радости. Воробей летает вокруг. Деревья шумят, и Ветер продолжает завывать... Хозяин гладит Коня, бросает ему сена. Хозяин зовет Хозяйку в дом. Все успокаивается. Спит Пес. Дремлет Воробей на своем прежнем месте. Стоя засыпает Конь, он изредка вздрагивает и тихо ржет... Занавес!"
Сюжет не должен быть известен ни детям, ни зрителям, ни актерам. Поэтому, сыграв один спектакль, необходимо заново создавать текст для другого представления. Не следует забывать об эффекте новизны для детей: сюжеты должны быть непохожи, касаться разных сфер жизни человека, каждый раз удивлять детей. неожиданными поворотами в ходе действий.
Добавим следующее. Ведущий спектакль ("Голос за кадром") по окончании представления должен сделать все возможное, чтобы у каждого участника вызвать чувство удовлетворения своей актерской работой, а у всех зрителей - желание выйти на сцену.
Для более широкого представления о возможностях театра-экспромпта приведем еще один текст, служащий опорой для разыгрываемых действий на сцене:
"...Море. Море волнуется. Находится в постоянном движении. У берега на Камне сидит Философ. Он углубился в мысли, ничего не замечает вокруг. Со стороны кажется, что он дремлет. Не замечает Волн, набегающих на берег. Не замечает, как подплыла Акула и разинула хищную пасть, собираясь съесть Философа. Не замечает он, как стайка веселых Дельфинов прогоняет злую Акулу в Море.
Философ сидит, погруженный в мысли. Ничто не может вывести его из раздумий о смысле жизни. Он так неподвижен, что появившаяся Чайка принимает его за камень и садится ему на голову.
На берегу появляется Торговец с Корзиной. Целый день он продавал товар на рынке. Усталый, волочит Корзину по песку. Торговец видит одинокую фигуру человека, сидящего на Камне, и направляется к нему.
Заметив человека, Чайка с криком улетает. Философ сохраняет прежнюю задумчивость.
Подойдя к Философу, Торговец просит присмотреть за Корзиной... Раздевается и идет окунуться в Море.
В это время на берегу появляются два Шутника. Они видят погруженного в мысли Философа, крадучись подбираются к Корзине с одеждой. Забирают ее и пускаются наутек.
Торговец видит, как похищают его Корзину с деньгами и одеждой, быстро плывет к берегу и кричит: "Спасите!". От крика Философ пробуждается и бросается на помощь. Конечно, спасти человека для Философа - это все равно, что спасти высшую ценность.
Торговец отбивается от Философа. Вскоре они оказываются на берегу. Шутники убегают все дальше и дальше.
Торговец мечется поберегу, умоляет Философа дать ему на время одежду, чтобы поймать шутников. Философ отвечает, что одежда не самое главное в жизни, что она только средство, а не цель. И вновь впадает в глубокую задумчивость.
Торговец прыгает вокруг, бьет Философа по спине, пытаясь вывести из задумчивости, становится на колени, умоляя об одежде...
Приплывают Дельфины - обсуждают ситуацию. Чайка кричит, дает советы голому Торговцу. Философ. невозмутим.. Дельфины уплывают. Чайка улетает.
Торговец. раздевает Философа, бежит спасать свое добро.
На камне одинокий Философ, погруженный в мысли о смысле жизни....
Занавес.
И еще. один текст. Спектакль называется "Путь домой".
"... Деревня, лето, ночь... Шумит и завывает, раскачивая. Деревья, Ветер...
По дороге идет Житель деревни. Справа стоит Забор... Вдруг из-за Забора выбегает черный Кот, перебегает дорогу Жителю деревни, громко мяучит.
Житель деревни, испугавшись, вскрикивает... Кот бросается к одному из деревьев и стремительно влезает на Дерево, сидит там, наблюдая за Жителем.
Житель деревни тоже напуган. Он поворачивает в другую сторону, чтобы подойти к своему дому другой. дорогой.
Из-за дерева вылетает Сова, она кричит, пугает и Жителя, и Кота. Оба вновь вскрикивают - как. могут.
Незадачливый Житель деревни теперь отправляется по третьей дороге к своему дому. Он опасливо идет, оглядывается, вздрагивает поминутно...
Наконец виден его Дом. Наш герой. протягивает руку, чтобы открыть дверь. Возникает Призрак... "Ах, когда это все кончится?!" - вопит наш герой. А Призрак кружит вокруг него. Житель деревни в отчаянии, он обхватил голову руками и уже не ищет выхода из положения...
Из Дома выбегает Хозяйка, жена нашего героя. В руках у нее Полотенце. Она размахивает Полотенцем, прогоняет Призрака. Тот прячется за угол Дома.
Наш герой рассказывает Хозяйке, своей жене, почему он так напуган... Призрак за Углом повторяет его слова, как эхо, потихоньку подбирается снова к. нашему герою. Хозяйка замечает его движение, машет Полотенцем и грозно приказывает Призраку исчезнуть... Тот собирается возражать. Но вдруг где-то вдали, за Домом, закричал Петух... Призрак исчезает навсегда.
Хозяйка утешает своего мужа, приглашает его в Дом. Обещает хорошее угощение. Оба уходят...
Занавес.