Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
10. Развитие и упадок ассоцианизма в XIX веке (от Брауна до Спенсера).
Ассоцианизм это общее название для целого ряда концепций и школ, которые считали ассоциации главным (или даже единственным) механизмом функционирования сознания и психики, стремясь к строго детерминистскому объяснению психических феноменов.
Ассоцианизм это одно из основных направлений мировой психологической мысли, объясняющее динамику процессов психических принципом ассоциации[1]. Берет начало от Аристотеля. Материалистический ассоцианизм стал ведущим в так называемой психологии ассоцианистской. Она главенствовала до начала XX в. и сосредоточивала основное внимание на изучении умственной деятельности и познания.
Ассоцианизм стремился утвердить строго причинный подход к поведению и сознанию человека. В основу ассоцианизма легло представление о том, что последовательность идей, возникающих в сознании, отражает порядок внешних воздействий на организм.
Ассоцианизм в своем развитии прошел ряд этапов:
1. Предпосылки возникновения ассоцианизма: выделение ассоциации как объяснительного принципа для ограниченного круга психических явлений и процессов поведения (IV в. до н.э. нач. XVIII в.). Механизмом ассоциации объясняли процессы припоминания Платон и Аристотель. Впоследствии принцип ассоциации использовался для понимания процессов овладения своими страстями (Р. Декарт), приобретения опыта (Т. Гоббс), некоторых особенностей "движения мысли" (Б. Спиноза), возникновения предрассудков и "ложных идей" (Дж. Локк), восприятия пространства (Дж. Беркли). В этот период возникает и сам термин "ассоциация" (Локк).
2. "Классический Ассоцианизм" (середина XVIII нач. XIX в.). В этот период возникают законченные системы ассоцианизма, в которых ассоциация выступает объяснительный принцип психики вообще. Наиболее характерная черта ассоциативных теорий этого времени: стремление вывести все законы душевной жизни из механических по своей сути связей (ассоциаций) далее неделимых элементов (ощущений или представлений).
3. Середина XIX нач. XX в. Начало кризиса ассоцианизма в теории и разработка отдельных идей ассоцианизма в экспериментальных и практических исследованиях. В теории закрепляется положение о невозможности свести "законы духа" к механическим законам и выдвигается требование "обратного" введения в концепцию ассоцианизма активности субъекта, Я; предпринимаются попытки рассмотреть ассоциации в биологическом (эволюционном) аспекте (Г. Спенсер).
4. 1900-1920-е гг. Окончательное исчезновение ассоцианизма как направления и ассимиляция его идей в различных отраслях психологической теории и практики. Общепризнанной становится мысль о том, что "ассоциация это вообще не столько "механизм", сколько явление, конечно, фундаментальное, которое само требует объяснения и раскрытия его механизмов" (С.Л. Рубинштейн). Критический анализ основных идей А. содержался практически во всех основных психологических направлениях XX в.
Т.Браун в "Лекциях по философии человеческого духа" (1820) продвинул учение об ассоциациях: ввел вторичные законы ассоциации - учение о дополнительных факторах. объясняющих возникновение в данный момент той или иной ассоциации из многих других.
Мышление проанализировал как процесс решения задачи = выбор одной из ассоциаций, вызываемых предъявлением этой задачи.
Развил учение об ощущениях: выделил из осязания ощущение тепла-холода, а также мускульное чувство и указал на его значение для формирования чувства уверенности в существовании предметов внешнего мира. он оторвал душевные явления от материальной основы и постулировал их подчиненность собственным, внутренним законам, которые открываются только в самонаблюдении.
Только основания ассоциаций (простых внушений) лежат в мозгу, остальные связи представляют собой операции духа и называются относительными внушениями. В качестве метода признавал только самонаблюдение. Всякое сложное душевное явление он сводил к сумме составляющих его более простых. Познание трактовал механистически.
Потребности он понимал биологизированно и относил вместе с ощущениями и чувствами удовольствия-неудовольствия к области чувственных процессов. Разделял потребности на два рода чувствований: ощущение неудовольствия + желание предмета, снимающего это неудовольствие. То есть уничтожалась специфика потребностей как особых психических состояний.
Среда это не только сила, пускающая в ход по типу механического толчка ©нутриорганические процессы, но и способная видоизменять жизнедеятельность, так что постепенно возрастает сложность приспособления к среде. Спенсер разработал систему психологических понятий, соответствующих эволюционнои теории. Сеченов высоко оценил значение учения Спенсера о развитии психики, назвав его «первой серьезной и систематически проведенной попыткой объяснить психическую жизнь не только со стороны содержания, но и со стороны прогрессивного развития из общих начал органической эволюции»10. Первичной единицей психики Спенсер считает ощущение. Оно развилось из первоначальной раздражительности. Внешний мир, воздействуя на организм, производит в нем толчок (nervous shock), который имеет и субъективный эффект чувствование, т. е. простейшее ощущение. То» что объективно есть нервный импульс, субъективно есть единица чувствования. Из разного рода сочетаний чувствований образуются многообразные формы душевной жизни животных. Психика, по Спенсеру, как и жизнь в целом (см. его «Основания биологии», гл. IV, V), является приспособлением внутренних отношений к внешним, т. е. к внешней среде, причем специализация этого приспособления возрастает в процессе эволюции. Психология имеет своим предметом «не соотношения между внутренними явлениями, не соотношения между внешними явлениями, но соотношения между этими соотношениями» и. Психология должна исследовать природу, происхождение и значение связей между сознанием и внешней средой. Спенсер справедливо подчеркивает, что вся предшествующая ассоциативная психология замыкалась внутри организма, считала единственным путем его изучения установление связи между нервными процессами и психическими. В отличие от этого в психологии Спенсера психика берется в ее отношении к внешней среде и получает реальную функцию в осуществлении связи организма со средой. Эти положения Спенсера развивали в американской психологии В. Джемс, психологи-функционалисты, бихевиористы.
Вместе с тем, несмотря на серьезные и неоспоримые-достижения, ассоцианизм, развиваясь, все более обнаруживал свою теоретическую несостоятельность. Эта направление было замкнуто в сознании и не открывало-путей для его объективного исследования. «Чистая психология сознания» так называл английскую психологию Эд. Гартман в своей книге «Современная психология». С. Л. Рубинштейн проницательно замечал, чтоассоциация это вообще не механизм, а явление, конечно, фундаментальное. Но как явление оно само требует объяснения. Ассоциативную психологию отличаег описательность, она не имеет средств для объяснениядушевной жизни, что признавал еще Д. Юм: ассоциации это «некоторого рода притяжение, которое, как. нам кажется, производит в духовном мире столь же-необычайные действия, как и в мире естественном, и: проявляется в столь же многих и разнообразных формах. Его действия всегда очевидны; но что касается до< его причин, то они по большей части неизвестны и должны сводиться на первичные свойства человеческой1 природы, на объяснение которых я не претендую».
11. Естественно - научные предпосылки выделения психологии в самостоятельную науку.
Выделение психологии в самостоятельную науку было подготовлено крупными успехами опытного и детерминистского исследования природных явлений.
В середине прошлого века в физиологии произошёл большой переворот. По словам русского физиолога Н.Е. Введенского «виталистическое воззрение», тормозившее почти два столетия прогресс научных исследований, было выброшено из физиологии». Переворот был подготовлен рядом открытий, среди которых первым нужно поставить распространение закона сохранения энергии на живую природу. Осуществлённый Ф. Велером в 1824г. Синтез мочевины разрушил представление о принципиальном различии между органической и неорганической природой. Идея о том, что живое тело представляет собой физико-химическую среду, где указанный закон выполняется неотступно, в корне подрывала витализм.
Разрушилось мнение об организме как замкнутой «монаде», существующей и развивающейся за счёт собственных внутренних сил. Доказывалось, что он черпает энергию извне и в нём самом нет ничего, кроме превращений различных видов энергии. В 40-х годах группа молодых учеников виталистски ориентированного И. Мюллера дала в противовес своему учителю торжественную клятву, объяснять все явления живой природы исключительно в категориях физики и химии. Эти ученики были: Гельмгольц и Дюба Реймон. Они вскоре создали свою личною школу.
Вожди этой школы Гельмгольц, Дюба- Реймон, Карл Людвиг, Брюкке и другие были учителями и вдохновителями тех, кто в последующий период сделал психологию опытной наукой. Представление об организме, как о молекулярно энергетической подсистеме, включенной в общую энергетику природы, приобрело для психологии значение в нескольких отношениях:
1) на его основе детерминистский взгляд на жизнедеятельность получил новое выражение, утверждавшее единство организма и среды на уровне энергетического, а не макромеханического взаимодействия;
2) начались поиски способов совместить новый закон с реальностью психических процессов.
Сперва, единственно совместимым с законом сохранения и превращения энергии представлялся психофизический параллелизм. Допустить способность психики приводить тело в движение и регулировать направление этого движения значило бы изменить указанному закону. Но учение об отделимости сознания от мозга не могло быть принято людьми естественно научного склада ума. Оставалось признать, что единственным мыслимым отношением между психическим и нервным является их параллельность. Физико-математический подход к органическим явлениям, который культивировала новая школа, создал предпосылки для приложения экспериментальных и математических методов к анализу нервно психических актов.
Гельмгольц, Дюба - Реймон и их соратники не видели другой возможности, кроме прямой дедукции. И поскольку она не удавалась в силу своеобразия самого объекта, они пришли к неутешительному для детерминизма выводу о невозможности объяснить сознание материальными причинами. Дюба Реймон объявил, что здесь человеческий ум наталкивается на «мировую загадку»
Концепция Бернара о постоянстве внутренней среды организма (гомеостазе). Исследования французского учёного Клода Бернара ( 1813 1878). Автор множества открытий в различных разделах физиологии ( в частности, им была открыта внутренняя секреция), Бернар выдвинул идею о том, что все клетки организма существуют в одной системе, состоящей из крови, лимфы, межклеточной жидкости. Эту систему он назвал внутренней средой. Огромная эвристическая сила концепции Бернара заключалась в утверждении принципа саморегуляции. Предполагалось, что внутренняя среда сохраняет своё постоянство, борется за него вопреки действию различных (внешних и внутренних) факторов. Согласно Бернару, постоянство её основных элементов и процессов (температуры, кислорода, сахара и др.) удерживается благодаря тому, что внутренние механизмы способны восстанавливать прежний баланс.
Восходящий к Бернару принцип гомеостаза изменял весь строй биологического и психологического мышления. Если физико-химическая школа исходила из механистического детерминизма, то теперь зарождалось объяснение разных там процессов, протекающих в организме на основе биологического детерминизма, который означал и биосистемность. На прежнем уровне эволюции научной мысли система задумывалась по типу машины, управляемой рукой человечка существа, одарённого сознанием и волей. Идея гомеостаза превращала «машинку тела» в устройство, действия которого целенаправленно регулируются его собственными компонентами. Эта идея и изменила категориальный аппарат психологии.
Хотя Бернар был физиологом, а не психологом, его труды оказали глубокое влияние на исследование психических функций. Это влияние определялось его методологической ориентацией, чётко изложенной в труде «Введение в изучение экспериментальной медицины» (1865). В период, когда логика развития познания, требовала превращения психологии в опытную естественную науку, Бернар разрабатывал методологию, на которую следовало ориентироваться, решая эту задачу. Во Франции, продолжая традицию, восходящую к Мажанди, Бернар намечал контуры биодетерминисткой картины организма. В конце 19 начале 20 в. К его идеям обращались ведущие французские исследователи психики - П. Жане, Ж..Дюма и др.
12. Первые программы психологии как самостоятельной науки (В.Вундт, Ф.Бретано, У.Джемс).
Важнейшая роль В. Вундта в становлении психологии как самостоятельной научной дисциплины состояла в том, что именно он организовывал первые специализированные институты психологической науки. В 1879 г. Вундт основал научную лабораторию в Лейпциге (Институт экспериментальной психологии), в которой проводились исследования и обучение специалистов-экспериментаторов (подготовлено более 150 психологов из 6 стран мира), а в 1881 г. научный журнал «Философские исследования» (Philosophische Studien), вопреки названию целиком посвященный психологическим проблемам.
Другим крупным психологом того времени и вклад этого мыслителя в психологию, как и в философию, совершенно уникален был американский ученый Уильям Джеймс (1842 1910), создатель теории «потока сознания». Он не был экспериментатором, однако, на основе самонаблюдения других людей, клиническом материале и наблюдении создал особый подход к сознанию и собственную теорию; ряд его идей (очень небесспорных порой) послужил основой для новых направлений психологической мысли, а по тем временам их оригинальность была удивительна.
У. Джеймс полагал, что, помимо вопроса о том, как устроена душа, что лежит в ее основе, как она меняется и по каким причинам и т.д., не менее, а возможно, и более важен вопрос о том, какую ценность она составляет для человека, чему она служит (это направление получило название «функционализм»). По Джеймсу, основное заключается в том, что душа позволяет человеку приспособиться к миру, по возможности комфортно себя в нем чувствуя.
Именно к Джеймсу восходят первые исследования самосознания и самооценки; он выдвинул ряд положений, актуальных и до настоящего времени (например, о двойственности «Я», которое выступает и как объект оценки, и как оценивающий субъект; проанализируйте в этом отношении фразы типа «Я недоволен собой»).
К концу XIX в. было обнаружено, что метод интроспекции не раскрывает основных сторон психики хотя бы потому, что круг изучаемых в психологии явлений не исчерпывается феноменами сознания. Уже эти обстоятельства лишают интроспекцию статуса метода. Не менее важно, что интроспекция может быть применима лишь к небольшому числу объектов, соответствующих предмету психологии. Должны быть исключены объекты, у которых не сформирована, нарушена или отсутствует способность к самонаблюдению: дети представители некоторых культур, лица с психологическими и неврологическими поражениями, лица, находящиеся в специфических состояниях (сон, стресс, включенность в ответственную деятельность) или подлежащие судебно-медицинской экспертизе, группы и коллективы как предмет психологического исследования, животные.
Применение самонаблюдения как методики сталкивается с непредсказуемой зависимостью результатов интроспекции от следующих факторов: 1) культурная принадлежность субъекта; 2) степень овладения самонаблюдением, которая ограничивается возрастными особенностями, языковой компетенцией и т. д.; 3) соотнесение нескольких внутренних планов при совмещении основной деятельности и самонаблюдения, от чего не спасает и ретроспективная интроспекция; 4) установка испытуемого на участие в исследовании, его роли во взаимоотношениях с исследователем и др.
Поэтому интроспекция также не является и методикой психологического исследования, а может рассматриваться лишь как неизбежное условие применения некоторых методик психологии (например, опросников) или вспомогательный прием сбора эмпирического материала (рассуждения вслух при решении задач, отчеты испытуемых).
Существенные изменения в представления о предмете и методе психологии были внесены 3. Фрейдом (1856-1939), который основал парадигму психоанализа.
В своем учении о сознании Ф. Брентано выдвинул на первый план проблему кардинального различия психических и физических феноменов. При этом он различает не психическую деятельность и физические объекты сами по себе, а способы их проявления в сознании. Источником психических феноменов Ф. Брентано полагал внутреннее восприятие, которое сосуществует в одном акте сознания с любой формой психической деятельности. Каждая форма психической деятельности в этом внутреннем восприятии осознается как таковая: представление как представление; суждение как суждение и т. д. Внутреннее восприятие или внутренний опыт оказываются, таким образом, источником очевидности: представление осознается в нем именно как то представление, которое мы имеем и т. д.
Предметом естествознания являются физические феномены, которые обнаруживаются в ощущениях. Отождествление сил, вызывающих ощущение, с предметом есть условность, наделяющая объект науки устойчивым существованием. Поворот внимания к физическим феноменам в фантазии один из основных источников психологического познания. Классификация психических феноменов проводится Брентано соответственно их интенциональной природе, т. е. по способу полагания объекта.
Существуют три несводимых друг к другу класса таких феноменов: акты представления, лежащие в основе всех других; акты суждения, в которых нечто признается или отвергается; и акты "любви и ненависти", или "интересов" (эмоции).
В этой связи целесообразно отметить, как Брентано в своих работах раскрывает содержание понятия "интенциональность" [1, с. 33, 35]. Он пишет о том, что давным-давно психологи обратили внимание на некое особое родство, аналогию, которая существует между всеми психическими феноменами, в то время как физические феномены со своей стороны этой способностью не обладают.
Любой психический феномен содержит в себе нечто в качестве объекта, хотя и не одинаковым образом. В представлении нечто представляется, в суждении нечто утверждается или отрицается, в любви любится, в ненависти ненавидится и т. д.
В более поздний период Брентано уточняет, что наша психическая деятельность направлена на вещи, под которыми имеются в виду не только тела, но и "духи", т. е. нечто идеальное. Эти вещи берутся в качестве объектов различным образом. Только вещи обладают существованием в собственном смысле, их высшее родовое понятие реальность. То, что взято в качестве объекта, существует лишь в несобственном смысле: например, телесность, а не индивидуальное тело, любовь, а не любящий, бесконечное пространство, а не пространственность, универсалии, а не индивиды, которые мыслят общее. Реальным, по Брентану, может быть только индивидуальное. Ни внешнее, ни внутреннее восприятия не дают индивидуализирующего признака.
Учение о сознании это исходный пункт решения всех других проблем в философии Брентано, в том числе проблемы времени, критического анализа языка и т. д.
42. Развитие психологии в постсоветский период
Отечественная психология
в постсоветский период
Наравне с общим историческим кризисом в России
в середине 90-х гг. XX в. сложился и внутренний научный
кризис в развитии психологии.
1. Отказ от марксистской ориентации в научном по-
знании, серьезная критика отечественных теорий, раз-
работанных в советское время, в частности теории
деятельности и ее принципа о неразрывной связи со-
знания и деятельности. Сегодня эта теория, пересмот-
рев некоторые положения, не отвечающие современ-
ной реальности, пользуется авторитетом как у нас в стране,
так и на Западе.
2. Анализ и корректировка тех теорий, которые были
созданы в советский период, и адаптация этих теорий
к современной жизни и выдвигаемым ею требованиям.
3. Распространение аутентичных концепций советских
психологов, претерпевших гонения и запреты, налажива-
ние связи с мировой психологической общественностью,
потерянной в годы ≪железного занавеса≫, интеграция за-
падных научных подходов и концепций.
4. Психологические разработки во многих областях: ис-
следования познавательных процессов в общей психоло-
гии, создание новых направлений и выработка отвечающих
современности идей в теории личности и социальной пси-
хологии.
5. Создание в 1995 г. Российского психологического
общества при президиуме РАН и начало выхода журнала
≪Психологическое обозрение≫. 31 января 1996 г. в Моск-
ве состоялась Первая всероссийская конференция по
психологии ≪Психология сегодня≫.__
Экзистенциально-гуманистическая психология в России - явление, подготовленное самой историей этой страны, ее православными традициями, книгами ее лучших писателей (Л. Толстой, Ф. Достоевский, А. Чехов, В. Гаршин) и мыслителей, постоянно обращавшихся к вопросам смысла жизни и смерти, свободы и ответственности, феномена веры (А.А.Козлов, В.С. Соловьев, Л.М.Лопатин, Н.А. Бердяев, Л. Шестов (35), С. Франк, Е. Трубецкой, Р. Иванов-Разумник, М. Бахтин (3, 4), а также С. Булгаков, П. Флоренский, В. Вышеславцев, И. Ильин и В. Розанов (24)). Идеи Ф. Достоевского, Н.А. Бердяева и Л. Шестова и других российских мыслителей внесли большой вклад в развитие европейской, а затем и американской культуры и философии, и до сих пор оказывают влияние на ведущих представителей экзистенциально-гуманистических подходов обоих континентов. Российское искусство всегда предполагало многозначность и феноменологичность (1), достаточно вспомнить музыку П.И. Чайковского, живопись художников-передвижников или российскую поэзию, особенно поэзию 'серебряного века'.
Психология широко преподается в семинариях и университетах дореволюционной России (15). К свойствам, характерным для большинства отечественных психологических концепций можно отнести холистичность, антропологизм, доминанту нравственных, этических проблем. Парадоксальность российской мысли и исторического пути науки в России позволяет уживаться вместе антагонистичным подходам в психологии (гуманитарному и естественнонаучному), которые, оппонируя, в то же время взаимно дополняют друг друга. Примером тому может служить эволюция идей Г.И. Челпанова от вундтовского эксперимента до разработки метода, близкого к феноменологии Гуссерля (39, 41).
Российская психология развивается под заметным влиянием религиозно-философского наследия, с его богатым опытом осмысления духовной проблематики (22). Российский религиозный экзистенциализм в лице Н.А.Бердяева и Л.Шестова по времени возникает даже раньше европейского, серьезная школа историко-философского анализа экзистенциализма продолжает свое существование даже в период расцвета СССР.
В этот же период у советских психологов появляется возможность непосредственно познакомиться с недирективным, человекоцентрированным (person-centered) подходом 'в исполнении' его основоположника - Карла Роджерса, предпринявшего две поездки в СССР (30). В сентябре-октябре 1986 года, по приглашению А.М.Матюшкина, К. Роджерс, вместе с Рут Сэнфорд и Фрэнсисом Мейси из Ассоциации Гуманистической Психологии, проводит два клиентских семинара в Москве и Тбилиси. Попасть на эти семинары было крайне сложно, драматичность борьбы за места на семинаре отметил даже сам Роджерс в статье об этой поездке (33). Акцент в семинарах сделан на гуманистическом образовании, индивидуализированном обучении и методах стимулирования креативности. Помимо семинаров, проходят две публичные встречи, позволившие почти 2000 специалистов познакомиться с клиенто-центрированным (человекоцентрированным) подходом к терапии, прикоснуться к 'зримой свободе в личности К.Роджерса'(28, 8). Четыре поездки в СССР совершает в то время и Томас Грининг .
Именно на этих встречах закладываются предпосылки формирования первой волны отечественных гуманистически-ориентированных и экзистенциальных психотерапевтов: 'Из таких встреч с К. Роджерсом и В. Франклом, А. Алексейчиком и В. Сатир, Г. Юновой и М. Форвергом постепенно вызревал путь [отечественных психотерапевтов] к своей идентичности' (27).
Самоорганизация представителей экзистенциально-гуманистических подходов: первые отечественные гуманистические Ассоциации
Визиты К. Роджерса и В. Франкла дают толчок к возникновению в НИИ общей и педагогической психологии инициативной группы за создание в СССР ассоциации гуманистической психологии. Осенью 1988 г. после встречи с М. Мерфи, директором Эсаленского института по развитию человеческого потенциала, из сотрудников Московского университета и Центра наук о человеке АН СССР, разделяющих взгляды и ценности гуманистической психологии, независимо от первой, формируется другая инициативная группа (22). Помимо общения с зарубежными коллегами, толчком к попыткам объединения послужила выпадавшая из сферы рассмотрения академической психологии растущая актуальность специфической психологической проблематики россиян, столкнувшихся с кардинальной ломкой жизненных ценностей и смыслов. Необходимо было как-то объединить психологов, проявлявших интерес к гуманистической тематике, видя в ней ресурсы и инструменты для осмысления и практической работы с жизненными проблемами современников.