Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
9)ПЛАТОН (учение об идеях).
Платон (427-347днэ). Афинянин, был противником афинской демократии. Философское развитие началось в школе Сократа. В городах ю. Италии и Сицилии он продолжил ознакомление с философией элейцев и пифагорейцев. В 387г он вернулся в Афины и основал школу (академия).
К поздним работам относится диалог “Законы”. Ф. учение П охватывает шир круг вопросов - о бытии, мире и его происхождении, душе и познании, обществе, раздел труда, воспитании, искусстве.
Мир чувственных вещей не есть мир подлинно сущего: чувственные вещи возникают и погибают, изменяются и движутся, в них нет ничего истинного. Подлиной сущностью вещей их причинами являются бестелесные нечувственные формы (идеи или виды), постигаемые умом. По отношению к чувственным вещам идеи и причины и образцы и цели, к которым стремятся вещи, и понятия об общей основе вещей каждого класса.
Т.к. чувственные вещи преходящи то они должны быть обусловлены не только бытием, но и небытием. Это небытие есть материя. Материя принимает на себя идеи и превращает их во множество чувственных вещей, разделенных пространством.
Область идей представляет собой пирамиду, на вершине которой идея блага. Она обуславливает познаваемость, сущность предметов, от нее они получают свою сущность. Идея блага является не только верховной причиной бытия, но и его целью (телеология - учение о целесообразности)
Идеи вечны, неизменны, тождественны, не зависят от условий пространства и времени. Мир чувственных вещей - мир вечного возникновения и гибели, движения и изменчивости, в нем все свойства относительны, ограничены условиями пространства и времени.
Знание есть припоминание. До своего вселения в оболочку душа пребывала на небе и созерцала там истинно сущее. Соединившись с телом душа забывает то, что знала, но в глубине эти знания остаются. Восприятия материальных предметов напоминают душе позабытые ей знания.
32)Фома Аквинат. Сущность и существование.
Цель Фомы воцерковление Аристотеля, против аверонистов. Проблема универсалий (как и Ибн-Сина) 3 рода универсалий: 1) существуют в самих вещах и составляют сущность этой вещи непосредственная универсалия, 2) существуют в человеческом уме (ум извлекает их из вещей путем абстракции) мысленные универсалии, 3) существуют в уме Бога (идеи). Существуют до вещей, в вещах и после вещей. Человек познавая вещь познает ее сущность и дает ей определение (Аристотель), но сущность и существование у вещей не совпадают, совпадают только у Бога (как аксиома, взял у Аль-Фараби) Бог прост и из Его сущности вытекает Его существование, мир сложен => должна существовать простая сущность которая обеспечивает существование мира. Сущность Бога нельзя определить => апофатическое богословие лучше говорит о Боге, но кое-что знать о Боге мы можем усилив до бесконечности его положительные (катафатические) атрибуты (Бог вечен => неподвижен, в Боге нет пассивности Он чистая актуальность, чистое действие). Бог не может многое ограничен своим знанием (у Ибн-Сины). Человеку доступно познание только общих сущностей (определение охватывает только родовые и видовые отличия). Сущность вещи познается нами в ее форме. Вещь есть единство формы и материи, форма (охватывает роды и виды) действующие начало, материя (определяет индивидуальность вещи) пассивное. Противоречие в учении Аристотеля о первоматерии пассивна и вечна. Вечность способность к активному действию => материя сотворена (от Бога получает способность существовать). Аверонисты Бог не может познать индивидуальное (оно материально Бог не материален, случайны Бог вечен, есть зло Бог не может познать того чего в Нем нет. Фома Бог источник форм и самой материи => все вещи зависят от Бога => Бог познает все вещи (познание зла предполагает познание добра) => существует промысел Бога о мире. Наш мир единственен, ограничен, имеет строгую иерархию бытия (от абсолютно действительного бытия Бога до материи как чистой возможности). Зло есть несовершенство в сравнении с добром.
55)Гегель. Философия духа.
Выдающимся представителем нем кл фил является Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Родился в Штутгарте в 1770г в семье крупного чиновника. Изучал философию и телеологию в Тюбингенском ун. После его окончания некоторое время работал домашним учителем. В 1801 г зашитил докторскую и стал проф Иенского университета.
Тождество бытия и мышления - исходный пункт учения Гегеля.
Филос духа сост: 1)учен о субъективном духе (антропол, феноменол, психолог), 2)учения об объективном духе (право, нравств, госуд) и 3)учения об абсолютном духе как высш ступени самопозн « АИ» (искусство, религ, философ). В антропологии речь идет об индивидуальном развитии человеческой личности, об отношении души и тела, о расовых различиях, о состоянии человеческого организма, о характере, темпераменте и т. п. Гегель приходит к заключению, что в основе индивидуального сознания лежит «объективный дух». Это понятие охватывает правовые и нравственные отношения, к которым Гегель относит также семью, гражданское общество и государство. Нравственность таким образом, истолковывается как внутреннее содержание и движущая сила не только нравов, но также материальных и политических отношений. Т.к сущность духа, по Гегелю, является свобода, то право определения как осуществить, непосредственное бытие свободы. Важнейшим выражением права является частная собственность. Гегель выводит из понятия права основные черты «гражданского общества». Государство - высшее развитие объективно- нравственного духа.