У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

. ~ 200 с. ил. 175 ~ 180 Глава 12 АРХИТЕКТУРА КОНЦА ВЕКА Пусть расцветают все цветы

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 28.12.2024

Маклакова Т.Г. Архитектура двадцатого века. Учебное пособие для вузов / Т.Г. Маклакова. – М.: АСВ, 2001. – 200 с., ил. (175 – 180)

   Глава 12

  АРХИТЕКТУРА КОНЦА ВЕКА

      Пусть расцветают все цветы.

        Китайская пословица.

Вопросы:

  1.  Градостроительство
    1.  Внутригородское строительство
    2.  Деловые центры
  2.  Типология зданий
    1.  Сверхздания.
    2.  Аква-парк.
    3.  Архитектура жилища.
  3.  Эстетический аспект архитектуры.

3.1.   Плюрализм стилей.

3.2.   Игровое начало в комплексе.

3.3.   Игровое начало в зданиях.

3.4.   Игра-провокация.

3.5.   Игра с тектоническим принципом.

3.6.   Здания-шары.

3.7.   Влияние русского авангарда

 

Архитектура конца века присущ ряд особенностей, которые являются прямым следствием тенденции развития зодчества предшествующих десятилетий. Однако реальное воплощение в строительстве они получили только в конце века. Эти тенденции охватывают весь спектр архитектурной деятельности

  •  градостроительство,
  •  типологию,
  •  эстетику.

1. Градостроительство 

1.1. Внутригородское строительство

В градостроительстве реализована смена модели развития городов с экстенсивной на интенсивную. Это привело к росту объёмов так называемого «внyтригородского» строительства с масштабными работами по санированию и реконструкции исторической застройки. Объём внутригородского строительства в ряде стран приближается к 30-40 % от общих объёмов.

   Индивидуальное проектирование

Развитие внутригородского строительства сопровождается изменениями в методике проектирования и конструирования. Растёт объём индивидуального проектирования, так как типовые объекты трудно вписать в стеснённые условия городской застройки.

Соответственно уменьшается объём применения полносборных железобетонных конструкций, которые вытесняются железобетонными монолитными или металлическими.

   Снос старых зданий

Активно ликвидируются устаревшие промышленные предприятия, здания сносятся, грунты рекультивируются, прокладываются новые дороги и инженерные сети, и на облагороженной, благоустроенной территории возводится современная, чаще всего гражданская застройка.

   Реконструкция доков в Лондоне

Наиболее яркими примером такой деятельности стала реконструкция расположенных в центре Лондона доков, которые за последнее столетие превратились в район трущоб, антисанитарии и криминала. 3а 10 лет реконструкции Лондонские доки превратились к концу века в престижный многофункциональный район с крупнейшими в городе офисами, торговыми и зрелищными предприятиями с разнообразными жилыми зданиями, школами. Здесь расположился и крупнейший концертный зал – «Арена Лондона».

   Уменьшение промышленных объектов

В целом для градостроительной деятельности конца века характерно существенное уменьшение объёма строительства

  •  промышленных объектов 
  •  и крупных многоэтажных жилых комплексов. (175)

1.2. Деловые центры

   Коммерческая архитектура

Активная управленческая и финансовая деятельность, сосредоточенная в крупнейших городах, привела к градостроительной реконструкции объектов, в которых реализуется деловая активность – формированию деловых центров с многочисленными многоэтажными и высотными офисами. Эти комплексы «коммерческой архитектуры» размешают на участках близких к историческому ядру города.

Таков, например,

  •  Р. Лопез, А. Потье, М. Пру. «Фронт Сены» в левобережной части Парижа

или застройка офисами

  •  С. Пелли. Офисы финансового центра набережной Гудзона в Нью-Йорке

Чаще всего такие комплексы воспринимаются, как «вставная челюсть» в исторической панораме города.

   Деловой центр Парижа

Более продуманным, не нарушающим гармонию исторической застройки стало продолжавшееся около 20 лет создание нового делового района Парижа –

  •  Дефанс. Париж

отстоящего от центра на 15 км, но связанного с ним наземными и подземными скоростными транспортными связями. Большим достоинством проекта Дефанса является его многофункциональность (офисы, жильё, гостиницы, торговля, индустрия развлечений и пр.)

Благодаря этому в районе максимальной деловой активности (здесь заключается 90 % сделок в экономике Франции) круглосуточно сохраняется полноценная городская жизнь в отличие от традиционных деловых центров, которые «умирают» по вечерам и в праздничные дни.

Нельзя не отметить и исключительное совершенство градостроительной композиции Дефанса: район расположен на трассе Париж - Версаль таким образом, что ось Лувр - арка Карусель - Триумфальная арка - завершается осью арки Дефанса, расположенной на самой высокой точке района.

   Реконструкция Берлина

К удачным компромиссным решениям делового центра при его расположении в историческом ядре города следует отнести реконструкцию Фридрихштрассе в Берлине. Эта сильно разрушенная во время войны одна из центральных и любимых берлинцами улиц была омертвлена в послевоенные десятилетия пересекавшей её Берлинской стеной.

Правительство ГДР приступило к её реконструкции только на исходе 1980-х годов.  А завершилась реконструкция к концу 1990-х годов уже в объединённой Германии по новым проектам, к разработке которых были привлечены ведущие архитекторы и проектные фирмы ФРГ и других стран (О. Унгерс, Й. Клейхус, Ж. Нувель, американская фирма СОМ и другие). Радикально реконструируя застройку, проектировщики бережно сохранили ее основные параметры: ширину магистрали и этажность.

При этом они резко повысили интенсивность использования территории за счёт освоения подземного пространства (оно решено в три-четыре уровня и простирается на всю площадь кварталов при их наземной обстройке только по контуру). В большинстве случаев наземные объёмы новых зданий многофункциональны:

  •  нижние этажи – торговля,
  •  средние – офисы,
  •  верхние – жилище,

что гарантирует полноценную круглосуточную городскую жизнь реконструированного района. (176)

Рассмотренные примеры новых многофункциональных городских комплексов представляют собой лишь отдельные фрагменты крупных преобразований мировых столиц, которые удаётся осуществлять благодаря экономической стабильности, а иногда и процветанию ряда западных стран. Так, например, реконструкция Фридрихштрассе - лишь фрагмент разносторонней градостроительной деятельности в Берлине, которую стимулирует объединение Германии и возвращение Берлину столичных функций.

Самым крупным градостроительным объектом здесь стала реконструкция центральной Потсдамской площади с примыкающими к ней участками Тиргартена, центра искусств и реконструкция рейхстага. Наряду с этим в городе ведутся в большом объёме работы по санированию исторической застройки (Шарлoтrенбург, Кройцберг и др.), функциональному и эстетическому обновлению застройки «спальных» районов строительства 1960 – 1980-х годов.

 Центр им. Помпиду так же является только одним из объектов президентской программы обновления Парижа.

   Неомодернизм и хай-тек

Если говорить о стилевой характеристике Дефанса или Фридрих-штрассе, то в ней преобладает неомодернизм с включением отдельных «ударных» объектов хай-тека (преимущественно для офисов). Обладают известным эстетическим обаянием композиции районов реконструкции, построенные на совмещении элементов старых и новых форм; когда осуществлённая в современной технике новая застройка несет в своих формах сдержанный намёк на рисунок исторических архитектурных деталей. Например

  •  Застройка площади Жандармен-маркт в Берлине.

2. Типология зданий

В типологии зданий в конце века сформировались и были реализованы ряд новаций, основные из которых являются следствием поисков многофункциональности зданий и сооружений. Самым масштабным среди них стало формирование «архитектуры больших пространств» или «сверхзданий».

2.1. Сверхздания

Феномен «больших пространств» начал формироваться в 1970-егоды  

  •  первоначально в виде крупных крытых атриумов, зданий гостиниц и офисов (арх. Д. Портмен),
  •  затем крупных многофункциональных зданий 
  •  и, наконец, громадных сооружений типа «город входит в дом» со всеми его элементами магазинами, кафе, ресторанами, кинозалами, залами для игр.

Такие сооружения

  •  проектируют полностью заново, как например, торгово-зрелищный центр в районе Дефанс Парижа или «Европа-центр» в Берлине,
    •  либо организуют при реконструкции городской застройки, встраивая в разрывы между существующими зданиями, перекрывая внутренние дворы или переулки (например, в г. Питерборо в Англии или во Франкфурте-на- Майне).

   Композиция торговых пассажей

Пространственное решение таких сооружений восходит к композициям торговых пассажей, строившихся на рубеже XIX и ХХ веков в Милане, Петербурге и других  крупных городах. Как и сто лет назад эти сооружения имеют скромный внешний облик, сливающийся с городской средой и очень богатую архитектуру внутренних пространств,

  •  переменных перетекающих уровней, размеров, освещенности,
  •  насыщенную эффектами озеленения и обводнения (фонтаны, бассейны),
  •  динамической скульптуры, 
  •  пространство пронизывают лёгкие мостики-переходы. (177)

В этих сооружениях создается зрелищный «интерьерный фасад» и пространство, отрешенное от внешней городской среды.

2.2. Аква-парк

Возник и быстро приобрёл популярность более скромный тип общественного здания – аква-парк. В отличие от ранее сложившегося чисто спортивного здания - крытого плавательного бассейна – аква-парк многофункционален: 

  •  спорт,
  •  развлечения,
  •  игры,
  •  образование (изучение водной флоры и фауны в процессе игры и т. п.)

Аква-парки активно строят как в крупнейших, так и в малых городах, например,

  •  аква-парк в Париже (на набережной Берси),
    •  и аква-парк в городе Ла Турет на берегу Ла-Манша.

2.3. Архитектура жилища

   Постройка в 2 - 4 этажа

Естественно, пересмотру подвергалась и самая массовая отрасль архитектуры – архитектура жилища. Здесь

  •  грандиозные многоэтажные полносборные комплексы уступили место более соответствующей интимности жилища плотно-низкой (в 2-4 этажа) застройке,
  •  а свободная планировка застройкирегулярной с замкнутыми или полузамкнутыми дворовыми пространствами.

   Изменение внешнего облика

Изменился внешний облики силуэт застройки:

  •  плоские крыши сменили скатными, 
    •  ленточные окна – замкнутыми, 
    •  а аскетичная «белая» архитектура – многоцветной.

3. Эстетический аспект архитектуры

3.1. Плюрализм стилей

В эстетическом отношении архитектура конца века – плюралистична.

Отшумела яростная борьба за становление принципов Современного движения, столь же яростное их поношение после почти одновременного ухода из жизни его корифеев в 1960 – 70-е годы (Ле Корбюзье, В. Гропиуса, Миса ван дер Роэ), утратил прелесть новизны и сменивший модернизм постмодернизм. В современной проектно-строительной практике сравнительно мирно сосуществуют

  •  неомодернизм,
  •  неоэкспрессионизм,
  •  хай-тек,
  •  постмодернизм,
  •  декон

и др. направления при явном количественном преобладании неомодернизма.

3.2. Игровое начало в комплексе    

Эстетический плюрализм при высоком уровне строительной техники конца века позволяют зодчим уходить от строгости концепций модернизма и структурализма и вводить в архитектурные композиции элемент «игры». К наиболее ранним и ярким примерам «игрового начала» в архитектуре конца века можно отнести

  •  Пит Блом. Жилой комплекс «Старая гавань» в центре Роттердама. 1975

реконструкция которого была начата в 1975 году арх. Питом Бломом. Сенат Роттердама, наиболее пострадавшего во Второй мировой войне и наиболее интенсивно восстанавливаемого города Голландии предложил П. Блому выбрать самостоятельно один из разрушенных участков города для реконструкции. Выбор пал на район Старой гавани, где ещё сохранялась старинная верфь для речных судов. Однако, большая часть территории была практически отчужденна и изрезана многочисленными новыми транспортными магистралями.

   Градостроительная смелость

П. Блом благодаря

  •  своей градостроительной смелости,
  •  пространственной фантазии,
  •  эксцентричной игре образами
  •  при превалирующем социальном подходе к проектированию

сумел

  •  сохранить остатки исторической среды,
  •  создать сомасштабную человечную жилую застройку,
  •  увязать её с прилегающей городской средой, найдя самобытные пространственные и эстетические решения. (178)

   Широкий застроенный мост

Он перекрывает широким мостом семиполосную транспортную магистраль, уродующую территорию комплекса. Сам мост он полностью застраивает, создавая своеобразный «Понто Веккио» (средневековый мост во Флоренции, застроенный лавками).

   Дома-деревья

Для застройки моста П. Блом применяет ранее облюбованную им тему «домов-деревьев». Железобетонные «стволы деревьев» имеют «корни» в опорах моста, а смыкающиеся «кроны деревьев» – жилые объёмы кубической формы, вертикальными осями которых служат диагонали кубов. При этом формируется своеобразное внутреннее пространство и его освещённость. В некоторых «кронах деревьев» гнездятся не только жилища, но и магазины, а в наиболее крупном (к гордости автора) разместилась Академия архитектуры. Пространство между стволами отведено пешеходам.

   Два типа дома

Наряду с малоэтажными «домами-деревьями» в застройку гавани введены два других типа дома –

  •  протяжённый многоквартирный
  •  и 14-этажная башня,

связывающие Старую гавань с высотой прилегающей современной застройки города. Игровое начало сказалось и в композиции круглой башни, увенчанной высоким (до трети высоты башни) коническим шатром. Традиционные окна с полуциркульным завершением Блом и в башне и в протяжённом здании перевернул дугой вниз и подчеркнул этот «кувырок» заранее отформованными белыми бетонными наличниками.

Район Старой гавани скоро превратился в один из привлекательных и человечных городских объектов и приманку для туристов.

Свободное «моцартианское» лёгкое формотворчество и удачная пространственная композиция Старой гавани особенно интересны во временном аспекте: застройка создана

  •  в период повсеместной экспансии постмодерна, рядящегося в бутафорские лохмотья исторических архитектурных форм,
  •  и становления хай-тека с его подчёркнутым техницизмом.

3.3. Игровое начало в зданиях

В самом конце века «игровое начало» встречается в композиции застройки и отдельных зданий.

Так во Франкфурте-на-Майне

  •  Кон Пендерсен Фокс. Комплекс бюро и гостиницы. Франкфурт-на-Майне. 1988 - 1990

архитектор увенчивает свой чисто «мисовский» высотный офис (однородный витраж из зелёного стекла и стали) легкомысленным полукруглым веночком, парящим на консольных балках над двухъярусной лоджией.

Архитектор Хельмут Ян в том же Франкфурте увенчивает свой высотный стеклянный офис

  •  Хельмут Ян. Офис Мессе-турм. Франкфурт-на-Майне

один из самых высоких в Европе (151 м) – уступчатой стеклянной пирамидой.

3.4. Игра-провокация

  Сопоставление старого и нового

Игровой провокационный характер носит и достаточно распространившийся приём контрастного сопоставление старого и нового в ходе реконструкции самых значимых ансамблей исторических городов. Цель игры-провокации обострить восприятие как старой так и новой архитектуры при их шокирующе близком соседстве.

К самым известным композициям относятся сооружения

  •  пяти (четырёх маленьких и одной большой – входной в музей) стеклянных пирамид во дворе Лувра американским арх. И. М. Пеем
  •  Й. Пей. Стеклянные пирамиды во дворе Лувра в Париже. 1983 – 1993
  •  новая белая неомодернисткая ратуша г. Ульма, сооружённая Р. Майером почти вплотную к готическому собору XIV века,
  •  Р. Майер. Ратуша г. Ульма. 1987
  •  стеклянные цилиндры торгового центра Г. Холяйна напротив собора Св. Стефана в Вене (ХII – ХV века),
  •  Г. Холляйн.  Торговый центр в Вене.  
  •  или Центра им. Помпиду рядом с готическим собором Св. Мартина в Париже. (180)
  •  Р. Пиано, Р. Роджерса. Центр искусств им. Ж. Помпиду на площади Бобур в Париже. 1972 – 1979

3.5. Игра с тектоническим принципом

Виртуозные возможности современной строительной техники позволяют «игриво» относится к принципам тектоники:

  •  проектировать явно атектонические (визуально) сооружения,
    •  либо представлять тектонические элементы чисто символически. 

   Силуэт лодки

Это легко оценить, сопоставляя композиции зданий

  •  крытой спортивной арены
    •  К. Танге. Спортивная арена г. Такмацу в Японии. 1962 – 1964

который называют по образной ассоциации «баркой»,

  •  с возведённым в конце века в Лондоне многоэтажным офисом,
  •  Р. Эрскин. Офис «Ноев ковчег». Лондон. 1992
    •  называемым «Ноевым ковчегом».

В обоих случаях здания имеют характерный сужающийся к низу силуэт лодки, установленной на суше и удерживаемой в равновесии внешними опорами. Но, если

  •  в Такамацу это мощные опоры, действительно воспринимающие нагрузку от здания и образно отражающие «игру сил» в сооружении,
  •  то в лондонском объекте все нагрузки воспринимает внутренний каркас здания, а внешние наклонные опоры ничего не несут, соответственно весьма «худосочны» и являются по сути игровыми, «знаковым» элементом фальшивой тектоники.

3.6. Здания-шары

К элементам игры современными техническими возможностями, а отчасти и рекламными целями, можно отнести и возведение зданий-шаров. При их функциональном несовершенстве, они несомненно играют существенную роль в ряде новейших градостроительных композиций

  •  в парке Ла Виллет
  •  или застройке Дефанса.

3.7. Влияние русского авангарда

Нельзя не упомянуть, что в архитектуре конца века можно встретить решения, явно вдохновленные проектами русского авангарда, для осуществления которых, наконец, сложилась техническая база.

  •  Глядя на арку Дефансавысотное, вписанное в куб, и прорезанное прямоугольной аркой здание
    •  И. О. фон Шпрекельсон, П. Андре. Арка Дефанса. 1984 – 1989

трудно отрешиться от образа «горизонтального небоскреба» Эль Лисицкого,

  •  при взгляде на Опера-Бастиль
    •  Опера-Бастиль в Париже

 от образа проекта театра Мейерхольда М. Бархина и С. Вахтангова,

  •  а при взгляде на чертеж проекта 
    •  П. Рудольф. Проект «Идеального театра»

исключить прямое заимствование решения клуба им. Русакова в Москве арх. К. Мельникова.

   Идеи Леонидова

Глядя на стеклянные пирамиды во дворе Лувра

  •  Й. Пей. Стеклянные пирамиды во дворе Лувра в Париже. 1983 – 1993

нельзя не вспомнить стеклянную пирамиду в комплексе Дворца культуры Пролетарского района в Москве арх. И. Леонидова (1930 г.).

Новаторская конструктивно-композиционная идея И. Леонидова обеспечить жесткость и устойчивость тонкого высотного объекта - библиотеки - книгохранилища в комплексе института Ленина (1927 г.) за счёт внешней системы жёсткостей реализуется в проекте 150-этажного многофункционального здания в Чикаго только в 1970-е годы. (181)

PAGE  1




1. пособие Предисловие В условиях развития рыночной модели российской экономики произошло становление сфе
2. Вариант 3. 1. На КПВ рост производства одного вида продукта сочетается- а с уменьшением производства другог.html
3. Организация адвокатской деятельности.html
4. варіантів поведінки на рівні що перевищує загальні вимоги.
5. Средняя общеобразовательная школа ’ 9 140208 Московская область г
6. а Уравнение Бернулли формула Уравнение Бернулли для струйки идеальной жидкости Геом
7. Тема-матковий цикл
8. Контроль параметрів шуму Звукоізоляційні властивості різних матеріалів
9. Проектирование информационных систе
10. Курсовая работа- Анализ экономического состояния предприятия и эффективность применения лизинга
11.  Проблема институциональной парадигмы философии вообще и философии в России Таблица 1 Глава 1
12. Тема- Гараж для автомобилей и спецтехники с ремонтными помещениями
13. МГТУ УТВЕРЖДАЮ- Зав.
14. Бухгалтерский учет основных средств в ООО Мебельная фабрика Древо.html
15. из хромированной стали так называемой нержавейки; из хромоникелевой стали благородных сортов; они тверже
16. Свод небес висел над ним Будто черный полог
17. Чудесный город Красив Зимний дворец в любое время года и а любое время дня
18. заработная плата.
19. Стійкість до голодування і активність АДГ у Drosophila melanogaster із природних популяцій України
20. Контрольная работа по информатике для студентов 1 курса направления ИВТ и КТМП Контрольная работа в