Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Цензура в Англии после буржуазной революции 17 века.
Английская буржуазная революция 17 века, результатом которой было установление в Соединенном королевстве парламентского правления, фактически привела к тому, что существовавшая до того времени цензура если не была отменена, то во всяком случае потеряла свое значение: книги печатались совершенно свободно, без каких - либо цензурных стеснений.
Однако 14 июня 1643 года парламентом был издан закон, согласно которому вновь устанавливалась строгая цензура:
“...ни одна книга, памфлет или газета отныне не могут быть напечатаны иначе, как после предварительного просмотра и одобрения лиц или, по крайней мере, одного из лиц для того назначенных”.
Несмотря на появление этого закона ,один из выдающихся английских поэтов и мыслителей Джон Мильтон выпустил свое сочинение “О разводе” без представления в цензуру и по жалобе компании книга продавцов Stationer's Company, был привлечён к суду.Хотя суд и не имел неблагоприятных последствий для Мильтона, этот процесс послужил внешним толчком , побудившем написать его памфлет о свободе печати, обращенный к английскому парламенту - “Ареопагитику”.
Джон Мильтон родился в 1608 году в Лондоне, в семье нотариуса , близкого к пуританским кругам. Окончив Кембриджский университет, он выпустил несколько сборников стихов , которые по содержанию были близки к философским воззрениям Френсиса Бэкона. Возвратившись на родину после путешествия в Италию , Мильтон включается в борьбу против так называемой епископальной церкви, которая явилась прелюдией борьбы против монархии.
Самым известным публицистическим произведением Мильтона можно назвать “Ареопагитику”(“речь о свободе печати парламенту Англии”), которая была опубликована в конце ноября 1644 года .Обращенная к парламенту, она ставит своей задачей “...доказать, что цензурный порядок совершенно не ведет к той цели, ради которой он был установлен”.
Довод за доводом приводит Мильтон против врагов свободного слова.
“Люди по природе свободны.Свобода - это прирожденный нам дар Божий”, - говорит он.И нельзя ее чем либо ограничивать. Если цензура и будет действовать против “соблазнительных революционных и клеветнических книг”, т.е. ставит своей целью улучшение нравов, “то должны поступать так же и со всеми увеселениями и забавами, - со всем , что доставляет человеку наслаждение”. Борьба при помощи цензуры со злом , которое может произойти от свободного обращения дурных книг, не принесет никакого результата.
Ведь добро и зло растут в этом мире вместе и почти неразлучны друг с другом, и из - за обманчивого сходства одно от другого отличить бывает иногда столь же трудно, как те смешанные семена, которые должна была разобрать по сортам Психея. Или же цензоры должны быть непогрешимы, - или цензура должна отказаться от выполнения своей задачи.
Принести пользу могут только “...непринудительные законы добродетельного воспитания, религиозной или гражданской культуры...” , - говорит Мильтон. Закон же о цензуре можно отнести к тем законам , которые “стремятся наложить ограничения на то, что не поддаваясь точному учёту, тем не менее, может способствовать как добру, так и злу”, поэтому было бы справедливее признать его дурным законом.
А кто же будет его исполнителями ? Для Мильтона не ясно, как кто нибудь из действительно образованных людей согласится тратить свое время на такое пустое и бесплодное занятие. Приходя к заключению, что исполнителем такого закона может быть только явный расточитель своего времени, Мильтон отмечает: места цензоров займут “люди невежественные, властные и нерадивые или явно корыстолюбивые”, которые будут “выедать”из книги все то, что не соответствует их невежественному пониманию. По мнению Мильтона,”невозможно найти цензоров, способно безошибочно определить жить или не жить книге”. Значит в их руках будет судьба книги.Тогда как “...хорошая книга - драгоценный жизненный сок творческого духа, небальзамированный и сохраненный как сокровище для грядущих поколений”. И “... убить хорошую книгу значит почти тоже самое, что убить человека... кто уничтожает хорошую книгу , убивает сам разум, убивает образ божий как бы в зародыше”.
Цензура бесполезна и вредна,она уничтожает человеческое достоинство, она воспитывает в душе творца раба, и её “установление мы обязаны не какому - либо государству правительству или церкви, ни какому - либо закону изданному некогда нашими предками , а самому антихристианскому из соборов и самому тираническому из судилищ - судилищу инквизиции “,- пишет Мильтон. Но не в Италии и не в Испании не сделались ненамного “ лучше, честнее , мудрее и целомудреннее с тех пор , как инквизиция стала немилосердна преследовать книги “ - Этот пример , а также то , что ни один народ и государство, “ если они вообще ценили книги никогда не вступали на путь цензуры”, по мнению Мильтона должны заставить парламент Англии пересмотреть этот закон, ибо он посягает на свободу, знание, истину.
Лорды и Общины Англии! - обращается Мильтон к парламенту,-подумайте, к какой нации Вы принадлежите, и какой нацией Вы управляете: нацией не ленивой и тупой, а подвижной , даровитой и обладающей острым умом... Вы не можете сделать нас теперь менее свободными, если Вы сами не станете меньше любить и насаждать истинную свободу”.
В подтверждение своих слов Мильтон вспоминает виденное , ниспосланное от Бога Дионисию Александрийскому ( около 240 г.н.э.),раздумывавшему, следует ли читать языческие книги:
“Читай всякие книги, которые попадут в твои руки, ибо ты можешь сам все правильно обсудить и исследовать”, - таков завет Дионисия.
Для развращенного ума даже самые лучшие книги могут послужить поводом к основе, тогда как благоразумный читатель сможет взять для себя необходимое важное из развращенной книги. Мильтон признавал вредность плохих книг, но цензура, на его взгляд , еще вреднее , чем плохие книги. Так как , запрещая дурные книги, цензура вредит умному читателю, не принося никакой пользы глупцу.
Христос ссылался в свое оправдание, что, он не прятался, а проповедовал публично, “...но письменное слово еще более публично , чем проповедь, и опровергать его в случае нужды гораздо легче”. Мильтон почти уверен в том, что парламент не замедлит отменить закон ,”который мы считали умершим вместе с прелатами и их братьями”.
“Я знаю”, - говорит он - “что как и хорошие, так и дурные правители могут ошибаться ,-ибо какая власть не может быть ложно осведомлена,- в особенности, если свобода печати представлена немногим? Но исправлять охотно и быстро и, находясь на вершине власти , чисто сердечные указания ценить дороже, чем иные ценят пышную невесту, это, высокочтимые лорды и общины, - добродетель соответствующая высшим доблестным деяниям, доступным лишь для людей самых великих и мудрых”. Надо сказать, что Мильтон не жалеет похвал в адрес парламента.Может, он искренне верил в его прогрессивность?
Однако эта уверенность оказалась напрасной, и закон о цензуре был отменен парламентом лишь 50 лет спустя, в 1689 году, в 9 пункте “Билля о правах”. Публикация материалов согласно этому пункту не может подать повода к преследованию или рассматриваться в каком - нибудь месте, кроме парламента. Уже 304 года в Англии не ограничивается свобода печати, но парламент все же может решить судьбу газет и журналов.
Мильтон оказал большое влияние на развитие журналистики как в Англии, так и в европейских странах.
Мильтон не оставил политической борьбы. В 1649 году была опубликована его книга “Иконоборец”, в которой он обосновывал осуждение и казнь короля Карла I как тирана, убийцы и откровенного врага английского государства.
Жизнь Мильтона резко изменилась после реставрации монархии в Англии в 1660 году. Сочинение Мильтона “Иконоборец” и “Защита английского народа” были публично сожжены. Последние годы жизни поэта были тяжелыми, но надвигавшаяся слепота не помешала ему написать в 1667 году поэму “Потерянный рай”, в 1671 - “Возвращенный рай”, а в 1670 - “Историю Британии”. Последним произведением Мильтона стала трагедия “Самион - борец”(1671), и через три года Джон Мильтон умер в Лондоне.
И в наше время произведения Мильтона не утратили свою актуальность.