Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

то в облаках И с другой стороны возможно вам приходилось видеть выступления ярких политиков на трибуне

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 9.11.2024

 2.   Советы  С.Шипунова

Выпуск 16. Энергетика речи. Часть 1

Возможно, вы помните скучные, занудные лекции в институте или в школе, когда от монотонного голоса преподавателя клонит в сон, и мысли витают где-то в облаках…

И с другой стороны, возможно, вам приходилось видеть выступления ярких политиков на трибуне, когда они к чему-либо призывают. Когда в толпе бурлит, кипит энергия, готовая взорваться в любой момент.

В чем разница?

А ключевое отличие в таком параметре, как энергетика речи! Наверное, наиболее точное определение энергетики — это то, насколько много адреналина бурлит в крови во время выступления.

Очень часто высокая энергетика оратора проявляется в драйве, напоре, азарте, кураже, веселье, эмоциональности…

  •  Хотя иногда оратор может спокойно стоять, но благодаря какому-то шестому чувству вы всё равно знаете, что внутри оратора какое-то безумное напряжение и невидимая взгляду бушующая буря.

Энергетика — это один из самых важных параметров, определяющих успех выступления.

  •  Можно иметь нечёткую дикцию (как у Ленина), плохо продуманное содержание (как у некоторых наших политиков), но за счёт сильной энергетики всё равно блистать на ораторском поприще.

В этом и ближайших выпусках мы разберём такие вопросы, как:

  1.  Управление собственной энергетикой (как её повышать и понижать).
    1.  В каких ситуациях предпочтительнее высокая, а в каких — низкая энергетика.
    2.  Энергетика группы и энергетика оратора.

Управление собственной энергетикой

Так исторически сложилось, что для измерения энергетики используется шкала от 0 до 20.

0 — это глубокий, спокойный сон (без храпа :-))
20 — это уже легкая бесноватость, когда оратор, с пеной у рта, выкрикивает свои призывы.
12-16 — это рабочее состояние оратора, которое рекомендуется для выступлений.

Параметры, влияющие на энергетику речи

Передвижения: Как только оратор начинает не стоять, а двигаться, ходить, перемещаться — сразу же энергетика возрастает на 1-2 балла. Если же выступающий начинает бегать по сцене (вспомните рок-концерты), то энергетика возрастает на 3-4-5 баллов.

Близость к аудитории: Если оратор беснуется на энергетике 20, но в 10 метрах от края сцены, то до слушателей долетает в лучшем случае баллов 12-14. Каждый шаг от слушателей — это минус 1 балл в энергетике. Каждый шаг к слушателям — это усиление вашего энергетического влияния на аудиторию.

Жестикуляция (широта и активность): Вспомните выступления Ленина, Гитлера… Как они использовали широкую и активную жестикуляцию, чтобы завести, взбудоражить толпу. И обратно, сделав жесты редкими, медленными и мелкими, вы снижаете энергетику, исходящую от вас.

Громкость, сила голоса: Обычно чем громче голос, тем сильнее энергетика. Чем тише — тем слабее. Хотя можно говорить и шепотом, но за счет перемещений, приближения к аудитории, жестикуляции — все равно создать энергетику на 17-18 баллов.

Эмоциональность (интонационное богатство): Чем больше эмоций в вашем выступлении — тем сильнее энергетика. Это, наверное, самый важный параметр, т.к. можно стоять без жестов, говорить тихим голосом, но за счет эмоционального накала все равно сделать так, что сердца слушателей будут бешено биться…

Обращенность к слушателям: Если вы говорите на высокой энергетике, но смотрите в потолок или в пол… то ваша энергетика бьет мимо цели. Смотрите в глаза слушателей, обращайтесь именно к ним! И тогда, за счет личного контакта, вы сильнее передадите свою энергетику слушателям!

Разнообразие: Этот параметр относится ко всем предыдущим. Если голос однообразно громкий — то скоро к нему привыкаешь, и он уже не заводит. Если передвижения предсказуемы, то они тоже теряют свою будоражащую силу. Если эмоция только одна, то скоро она надоедает. Если жесты одинаково широкие, то это уже не цепляет… Будьте разнообразными — и это будет самым сильным вкладом в энергетику вашего выступления.

Можно было бы к этому списку добавить еще 5-6 параметров, влияющих на энергетику, но помня о законе восприятия (7±2 единицы информации), остановимся на этих семи самых важных составляющих энергетики речи.

Вам Д/З: Слушая выступления разных людей, оценивать, на какой энергетике они выступают, и за счет чего они создают эту энергетику.

Как рекомендация: завести следующую таблицу, в которую записывать свои наблюдения:

Кто

Иванов И.И.

 

Энергетика

15-16

 

Передвижения

++

 

Близость к аудитории

±

 

Жесты

+++

 

Громкость

++

 

Эмоциональность

– –

 

Обращенность к слушателям

+

 

 Разнообразие

 +

  

Надеюсь, что недели таких наблюдений вам хватит, чтобы оценить важность энергетики для успеха выступления, чтобы разобраться в том, как можно создавать оптимальную энергетику для выступления.

В следующей рассылке мы продолжим тему энергетики выступления.

Друзья, возможно у вас есть свои интересные размышления по поводу энергетики речи. Делитесь ими с окружающим миром! Пишите: Shipunov@Orator.biz

Сергей Шипунов
Shipunov@orator.biz 

Выпуск 16. Энергетика речи. Часть 2

Продолжаем размышлять о таком параметре, как энергетика речи.

Когда какой энергетикой пользоваться?

Высокая энергетика

Хорошо подходит, когда вам нужно убедить человека, вдохновить, зажечь, замотивировать… Когда нужно передать эмоции, чувства… Когда вы рассказываете анекдоты, байки из жизни… Когда вы призываете к чему-либо с трибуны…

Средняя энергетика

Хорошо подходит для информационного/логического взаимодействия с аудиторией. Когда нужно передать какую-то информацию. Четко показать логические взаимосвязи. Представить цифры, факты для размышления…

  •  Если это делать на высокой энергетике, то часть информации может потеряться, т.к. слушатели будут обращать больше внимания на эмоциональную составляющую выступления.

Низкая энергетика

Хорошо подходит для создания трансовых состояний. Для погружения в спокойное, расслабленное, медитативное состояние. Для рассказывания колыбельных сказок… Для обращения внимания слушателей в их внутренний мир.

Подстройка под аудиторию:

Представьте себе, что аудитория спит. А у вас цель вдохновить слушателей на штурм Смольного. Что делать? Иногда ораторы, несмотря на изначально сонное состояние аудитории, сразу начинают выступать в бешеном стиле…

  •  Это примерно как если человек спит, а вы подкрадываетесь к нему и резко что-то выкрикиваете ему в ухо. Ощущение не из приятных.

Разумнее подстроиться к аудитории по энергетике, начать говорить спокойно и ровно… и, постепенно повышая ее, вывести на нужный вам уровень.

Точно так же, если аудитория в очень возбужденном состоянии, стоит подстроиться, начать выступать бодро и энергично, и постепенно понизить энергетику до нужного вам уровня.

  •  Хотя если вы являетесь для аудитории авторитетом, можно сыграть и на контрасте. Несмотря на шум и гам выйти, и начать говорить намеренно тихо и спокойно. Через некоторое время скорее всего вы добьетесь тишины и спокойного состояния в группе.

Привлечение внимания:

Есть классическое музыкальное произведение, в котором льется тихая-спокойная-убаюкивающая музыка, а потом вдруг резко и неожиданно грохают барабаны… а потом опять тихая и спокойная музыка… Говорят, что композитору надоело, что многие слушатели-бюргеры нагло спят прямо в зале, и он использовал этот трюк, чтобы вырывать слушателей из объятий Морфея.

Шутка шуткой, но факт фактом. Изменение энергетики приводит к привлечению внимания. Причем как повышение, так и понижение энергетики!

  •  Поэтому если вы видите, что аудитория начинает отвлекается от вашего выступления, то меняйте свою энергетику! Повысьте её балла на 3-4 или, наоборот, понизьте. И, вернув внимание обратно, продолжайте доносить свои идеи.

***В предыдущем пункте «Подстройка под аудиторию» имелось в виду, что дискомфорт возникает, когда разница в энергетике оратора и аудитории больше 5-6-7 балов. За счет таких, слишком резких перепадов энергетики привлекать внимание аудитории не стоит.

Перехват инициативы:

  •  Вы  зашли в курилку, а там идет возбуждённый спор о чем-то. Вклиниться в разговор и перехватить слово зачастую невозможно, если вы не поднимите свою энергетику до уровня спорящих.
  •  За столом, когда все вокруг шумят, вам нужно произнести тост. Чтобы привлечь к себе внимание, необходимо на некоторое время поднять свою энергетику, чтобы она стала выше средней энергетики застолья. И после этого, став центром внимания, продолжать говорить.
  •  Вы выступаете, и вдруг кто-то начинает задавать вам вопрос. И вопрос задается достаточно эмоционально, но долго… Чтобы прервать словоизвержение  вопрошающего, необходим всплеск энергетики. Если будете пытаться вернуть слово себе на более низкой энергетике, чем у задающего вопрос, то, скорее всего, он не даст себя перебить…

 

Друзья, возможно у вас есть свои интересные размышления по поводу энергетики речи. Делитесь ими с окружающим миром! Пишите: Shipunov@orator.biz.

 

Сергей Шипунов

Shipunov@orator.bi

Выпуск 19: «Жесты»

Жесты, которыми мы иллюстрируем свою речь, или помогают или мешают слушателям воспринимать информацию. Они многое говорят о нас, как об ораторах. Они вносят свой весомый вклад в результат нашего выступления.

  •  Отсутствие жестов (т.е. руки, постоянно висящие вдоль тела или зафиксированные в какой-то статической позе) – это тоже жест, который тоже несет о нас какую то информацию.

Краткая теория про жесты – на что полезно обращать внимание:

1. Симметрия. Если человек жестикулирует только одной рукой – то это часто смотрится неестественно… Как рекомендация: использовать обе руки одновременно или в равной мере и левую и правую руку, если они включаются попеременно.

2. Широта. Если вы выступаете перед одним человеком, на расстоянии 1 м, то делать широкие размашистые жесты – скорее не нужно. Но если перед вами зал в 20-30-100 человек, то мелкие жесты будут видны разве что только тем, кто сидит на первом ряду (и то не всегда). Поэтому не бойтесь делать широкие жесты.

Широкие жесты также говорят о вас, как об уверенном в себе человеке, в то время как мелкие, зажатые – скорее как о неуверенном.

Наиболее частый вариант зажатости – это прижатые к бокам локти. Руки от локтей до плеч – не работают. И движения получаются скованными, не свободными. Отрывайте локти от боков! Рубите от плеча :-)

3. Законченность. Возможно вы наблюдали, как иногда оратор выступает, руки по швам, а кисти рук слегка подергиваются. Чувствуется, что вот оно! Родилось движение! Но дальше кистей – почему-то не идет! Или чаще – движение вроде родилось, начало развиваться… но затухло где-то на середине. И получился незаконченный, смазанный жест. Некрасиво :-( Если уж жест родился – то позвольте ему развиться до конца, до финальной точки!

4. Открытость. То что часто можно наблюдать – жесты вроде бы и есть, но все время тыльной стороной ладони в сторону слушателей. Закрытые. На уровне инстинктов воспринимается – а не держит ли оратор камешек в руке :-)… Как рекомендация –  спокойно делать открытые жесты в сторону аудитории (чтобы по крайней мере 50% жестов были открытыми).

5. Жесты-паразиты. Иногда какой-то жест повторяется очень часто и не несет в себе никакой смысловой нагрузки. Эдакий «жест-паразит». Потирание носа, затылка. подбородка… когда слишком часто поправляются очки… верчение какого-то предмета в руках…  Если вы замечаете подобные жесты за собой – то давайте им отпор! Зачем перегружать свое выступление бессмысленными, не несущими информации движениями?

В следующей рассылке продолжим говорить про жесты!!! Если у вас есть свои интересные размышления по этому вопросу – делитесь ими с окружающим миром. Пишите: Shipunov@orator.biz.

Сергей Шипунов

Shipu

Выпуск 20: «Жесты. Часть 2»

Опытный оратор умеет, как дирижер, управлять слушателями. Ничего не говоря, только через жесты, мимику, позу подавать аудитории сигналы «да» и «нет», сигналы «одобрения» и «неодобрения», вызывать нужные ему эмоции в зале…

В этой рассылке несколько упражнений/игр на развитие ярких, живых, образных, понятных жестов!

Крокодил

Популярная в студенческой среде игра. Одна из лучших по развитию «говорящих» жестов.

В игре обычно 4-5 отгадывающих. Один показывающий.

Задача показывающего – без слов, только с помощью жестов показать то или иное слово.

Слово или случайным образом берется из первой попавшейся книги, или кто-то из зала тихонько шепчет слово показывающему, а потом с удовольствием наблюдает,  как показывающий «мучается». Иногда загадывается не слово, а фраза, пословица или строчка из песни. Вариаций может быть много.

Задача отгадывающих – назвать слово, которое скрывается за этой пантомимой.

В этой игре показывающему приходится использовать/развивать два типа жестов.

  1.  «Иллюстрирующие жесты» — жесты, с помощью которых он показывает загаданное слово.
  2.  «Коммуникационные жесты» — жесты, с помощью которых оратор привлекает к себе внимание, заводит аудиторию, отсекает неправильные версии, одобряет правильное направление мыслей… Жесты, которые позволяют общаться с аудиторией без слов!

Также у показывающего развивается навык слышать аудиторию. На первых порах часто бывает так, что правильное слово уже 2-3 раза прозвучало в зале, а оратор его не слышит и не слышит… После нескольких десятков таких игр даже если несколько человек одновременно произносят свои версии – оратор умудряется слышать их все одновременно и мгновенно выделять среди них правильную.

Когда слово отгадано, показывающим становится тот, кто его угадал :-)

Помимо того, что эта игра развивающая – она веселая, азартная, увлекательная, и легко послужит украшением любой вечеринки.

Играйте в свое удовольствие!!!

Зеркало

Как учатся дети? Они повторяют то, что делают взрослые. Обезьянничают! И это – один из самых быстрых и эффективных способов обучения!

Раздобудьте видеозапись, где у выступающего хорошие, яркие, живые жесты. Важно чтобы выступающий вам нравился, чтобы вы действительно хотели смоделировать его манеру выступления (в частности, его жесты).

Включите телевизор. Встаньте рядом. Запустите видеозапись. И начните копировать позу, мимику, жесты, движения вашей модели (по возможности копируйте голос, интонации, речь…). Поначалу может быть сложно, вы будете запаздывать, не успевать… Это нормально. Но через некоторое время вдруг произойдет как бы щелчок, и ваше тело уже само начнет двигаться, жестикулировать в той же манере, что ваша модель.

  •  Чтобы произошел такой щелчок, важно делать это упражнение не менее 30 минут за один раз.

Желательно взять не одну модель, а четыре-пять. Чтобы быть не абсолютной копией какого-либо человека, а взяв понемногу от нескольких успешных ораторов и добавив к их манере выступления что-то свое, вы создали бы свой уникальный стиль.

В следующей рассылке продолжим разговор о жестах!!! Если у вас есть свои интересные размышления по этому вопросу – делитесь ими с окружающим миром. Пишите: Shipunov@orator.biz.

Сергей Шипунов

Shipunov@orator.biz

Выпуск 21: «Жесты. Часть 3»

О жестах. Часть 3

Чтение сегодняшнего текста потребует от вас хорошего воображения – умения создавать внутри себя небольшие видеоклипы… Потому что речь пойдет о соответствии жестов и слов!

Когда жесты соответствуют произносимому тексту – то всё идеально! Визуальный видеоряд хорошо иллюстрирует то, о чем говорится, что облегчает восприятие информации. И это хорошо.

  •  Чтобы развить такие поясняющие, «говорящие» жесты, можно использовать упражнение «зеркало» из предыдущего выпуска рассылки.

Бывает так, что жесты мелькают хаотически, подобно белому шуму, т.е. никак не соотносятся с произносимыми словами… Это обычно слегка раздражает. Кажется, что оратор суетится, делает много лишних движений, непонятно к чему, непонятно зачем.

  •  Чтобы избавиться от такой беспорядочной жестикуляции, иногда рекомендуют взять по большой толстой книге в обе руки. Делать нефункциональные жесты с такими утяжелителями становится затруднительно.
  •  От мелких перебирающих движений пальцами помогает также такой прием: вы замыкаете большой и указательный палец в круг (овал) так, что подушечки пальцев упираются друг в друга. Приём вроде совершенно простой, но работает очень эффективно! Помимо улучшения жестов, повышается также и уверенность в себе!

Но то, что действительно способно нанести непоправимый вред выступлению оратора – это несоответствие жестов произносимым словам.

  •  «Здравствуйте, уважаемые дамы и господа» — на слово «дамы» — жест в сторону мужчин, на слово «господа», жест в сторону женщин.
  •  «Преступник должен понести наказание… Таких мерзавцев нужно сажать в тюрьму…», речь прокурора хороша, но то, что он на словах «преступник» и «мерзавец» делает указующие жесты в сторону судьи, заставляет последнего каждый раз слегка вздрагивать.
  •  «У нашей фирмы есть огромное преимущество по сравнению с конкурентами…» На слове «огромное» большой и указательный палец почему то показывают маленькую щелочку в один сантиметр.
  •  «Рост продаж просто впечатляет…» На слове «рост» правая рука движется сверху (слева) — вниз (вправо). Представили?
  •  

А как показывают психологические исследования, слушатель больше верит невербальному сообщению (тому, что говорят жесты, мимика, поза, интонации…), чем словам. Соответственно во всех случаях, когда жесты говорят одно, а смысл слов другой – у слушателя внутри возникает некий ступор и непонимание… и, как следствие, снижается доверие к словам оратора.

Мораль – будьте бдительны :-) По возможности прорепетируйте свое выступление, обращая внимание на то, какие жесты вы используете в ключевые моменты.

  •  Подсказка: легче проанализировать свои жесты, когда вы репетируете без слов. Т.е. слова вы произносите внутри, во внутреннем диалоге, а жесты идут снаружи (как в реальном выступлении). Если при этом смотреть на себя в зеркало – то ещё проще увидеть, что именно говорит ваше тело.

Быть или не быть… вот в чем вопрос…

А может, совсем отказаться от жестов? Ну их… К тому же говорят, что наличие жестов – это признак низкой культуры оратора – у оратора не хватает слов, вот он и пытается заменить их движениями рук…

Вопрос спорный… Если отойти от теоретических конструкций – то на практике 90% успешных ораторов (те, которые собирают стадионы…) жесты используют, и используют еще как активно. Поэтому если вы практик, а не теоретик, то выводы делайте сами.

Что касается высказывания о том, что «жесты вскрывают нехватку слов», то здесь скорее всего речь идёт о жестах хаотических, про которые мы говорили чуть выше в этой рассылке. И здесь соглашусь, что от беспорядочных жестов избавляться нужно.

Что же касается иллюстрирующих, «говорящих», облегчающих восприятие информации жестах, то использовать их стоит! С одной стороны, заботясь о слушателях – им не нужно будет сильно напрягаться, чтобы понять, о чем речь. С другой стороны, из соображений собственной выгоды – если я буду жестикулировать, то слушатели запомнят 80% того о чем я говорю… а если не буду, то дай бог 40%.

На этом завершаем философские размышления о том, «быть или не быть» жестам в наших выступлениях.

Если у вас есть свои интересные размышления о жестах – делитесь ими с окружающим миром. Пишите: Shipunov@orator.biz.

Сергей Шипунов

Shipunov@orator.biz

Выпуск 25: «Контакт с аудиторией: удержание внимания (приём 1:  Диалогизация)»

От длинных монологов слушатели быстро устают. И начинают подремывать, считать ворон за окном, витать в своих мыслях… Оратору можно, конечно, утешать себя тем, что его слова, возможно, действуют прямо на подсознание. И продолжать делать то, что так убаюкивающее воздействует на аудиторию…

Но можно начать делать что-то другое. Бороться за внимание слушателей. Использовать самые разные средства, чтобы это внимание не только захватить, но и удержать.

И в ближайших рассылках речь пойдёт о том, как можно удерживать внимание аудитории.

Разнообразие

Самый простой и эффективный способ – это все время что-то менять в своем выступлении.

  •  Изменять интонации. Делать свой рассказ эмоционально насыщенным (ничто так не убаюкивает, как монотонный, одноцветный голос оратора).
  •  Поднимать и опускать энергетику. То успокаивать аудиторию… то заводить её так, чтобы она чуть ли не бесновалась!
  •  Передвигаться по аудитории, подходить к первому ряду, отходить назад… активно жестикулировать. Движущиеся объекты привлекают больше внимания!
  •  Менять способ донесения информации: 3 минуты – слайды, 4 минуты – лекция, 2 минуты – история из жизни, 3 минуты – вопросы в зал…
  •  

Как только оратор начинает делать что-то новое – происходит всплеск интереса к тому, что происходит. Всё новое подсознательно притягивает внимание человека (хотя бы для того, чтобы оценить, не опасно ли это для жизни).

Разнообразие – это общая идея. А вот как именно это разнообразие можно создавать, мы и поговорим.

Диалогизация

Один из самых простых приемов – это имитация диалога. Просто вы в своем выступлении начинаете беседовать с воображаемым собеседником. Отвечая на его вопросы, задавая ему свои. Создавая спектакль одного актера!

Это позволяет оживить речь, сделать её более разговорной, живой, стимулирует внимание слушателей (они становятся как бы свидетелями спора/беседы).

Построить подобный диалог помогают фразы:

  •  «Мне могут возразить…»
  •  «Иногда спрашивают…»
  •  «Иногда мне приходится слышать такие, например, высказывания… на что я обычно отвечаю»
  •  «Есть три вопроса, которые мне обычно задают…»
  •  

Вот, например фрагмент оправдательной речи Брута после убийства Цезаря (в интерпретации Шекспира), в котором он использовал этот приём (в этой речи есть также риторические вопросы к слушателям, про которые мы поговорим в следующей рассылке):

 

  

«…Если в этом собрании есть хоть один человек, искренне любивший Цезаря, то я говорю ему: любовь Брута к Цезарю была не меньше, чем его. И если этот друг спросит, почему Брут восстал против Цезаря, то вот мой ответ: не потому, что я любил Цезаря меньше, но потому, что я любил Рим больше. Что вы предпочли бы: чтоб Цезарь был жив, а вы умерли рабами, или чтобы Цезарь был мёртв и вы все жили свободными людьми?…»

После этой пламенной речи народ начал чествовать Брута, как народного героя. Правда, не прошло и 10 минут, как после ответной речи Антония тот же народ бросился с горящими факелами жечь дом Брута.

  •  «Юлий Цезарь» Шекспира почти наполовину состоит из подобных фрагментов, где мнение и действия толпы определяются искусством оратора, тем, насколько красиво оратор манипулирует мышлением толпы.

Задание:  Если вы часто проводите какую-нибудь презентацию, попробуйте наполнить её диалогами – целиком или частично.

Например, если вы продаете холодильники, то вместо слов «Холодильник Х хорошо подходит, если у вас большая кухня и …» начинаете ту же информацию доносить в виде диалога с воображаемым слушателем/слушателями.

  •  «Меня часто спрашивают, какой холодильник я порекомендую купить… Я же обычно задаю встречные вопросы: «Сколько у вас членов семьи? Насколько большая кухня?… Если мне говорят, что … тогда я подвожу к моделям Х и У, и начинаю рассказывать о том, что…»

Понятно, что в реальной жизни иногда лучше говорить кратко и прямо, без лишних спектаклей (а в случае продаж – затеять прямой диалог с покупателем, а не с воображаемым слушателем).

Но если вы хотите обогатить свою копилку ораторских инструментов еще одним приёмом – то тренируйтесь!!! Пока хотя бы на «кошках»… А со временем с удовольствием обнаружите, что этот приём очень даже элегантно вписывается в ваше общение со слушателями.

Если у вас есть свои интересные размышления о том, как удержать внимание аудитории – делитесь ими с окружающим миром. Пишите: Shipunov@orator.biz.

Сергей Шипунов

Shipunov@orator.biz

Выпуск 26: «Парная работа»

В прошлом выпуске мы начали такую тему, как захват и удержание внимания аудитории. Общая стратегия в том, чтобы на сцене всё время происходило что-то новое. И один из самых простых и эффективных способов создать неиссякаемый поток внимания слушателей – это начать выступать в паре, с со-ведущим!

На наших курсах обычно работают одновременно двое, а иногда и трое тренеров. Поэтому,  когда мы задаем слушателям вопрос: «А в чём, на ваш взгляд, преимущества парной работы?» – ответы начинают сыпаться как из рога изобилия.

Преимущества парной работы

  •  Всё время интересно. Особенно если у тренеров разный стиль выступления и они часто передают друг другу слово.
  •  Каждый из ведущих по-своему преподносит материал. Слова и примеры хотя бы одного из ведущих окажутся понятными.
  •  Когда работают двое ведущих – гораздо более высокая энергетика в зале.
  •  Тренеры могут разыгрывать друг с другом мини-спектакли! А это всегда здорово!
  •  Двое ведущих охватывают больший объем аудитории. Даже если один из ведущих молчит, он своим взглядом может общаться с той частью аудитории, которая осталась за пределами внимания его напарника.
  •  Ведущие могут распределять роли. Например, один больше вдохновляет, работает через эмоции, а второй больше структурирует, работает через логику.
  •  

Да и с точки зрения самих ведущих, выступать в паре гораздо проще! Передав слово партнеру,  всегда можно перевести дух, и подумать, о чем говорить дальше.

ТВ-дайвинг

ТВ-дайвинг – дело, которым занимался наверняка каждый человек, который более-менее регулярно смотрит телевизор.

Это когда вы сидите перед экраном телевизора с пультом управления в руках. Щелчок. Запускается телепередача. Проходит 15-20 секунд. Становиться скучно. Щелчок. Новый канал. Проходит 15-20 секунд. Щелчок… Новая телепрограмма… 15-20 секунд… Щелчок…

Плавали таким образом по каналам? Знакомо?

Точно так же и при выступлении оратора. Через 15-20-30 секунд происходит первый спад интереса. Внимание к происходящему у слушателя уменьшается. 

Если оратор один, то ему необходимо что-то изменить в своем стиле выступления, чтобы вызвать новый всплеск интереса у слушателей. Это требует хорошей артистической подготовки. Но если ораторов двое – то им достаточно просто передать ход партнеру, и всплеск интереса произойдет автоматически!

Передача хода

Работа опытных ораторов, которые давно работают в паре, подобна игре в настольный теннис. Эдакий пинг-понг. Один из ведущих начинает фразу, другой продолжает. Иногда смена ролей происходит чуть ли не каждые 5-10 секунд! И со стороны кажется, что это многократно отрепетированный спектакль. Хотя на самом деле это чаще всего импровизация, в которой ораторы используют около 10-15 приемов для передачи хода друг другу.

Сигналы, которые позволяют элегантно передать ход партнеру (или отобрать его :-) )

  •  Жест в сторону партнера.
  •  Взгляд. Который обычно сопровождается коротким кивком головы – давай подхватывай!
  •  Шаг вперед, если хочется взять слово и шаг назад, если хочется его отдать.
  •  Пауза. Иногда достаточно просто сделать паузу, чтобы партнер понял, что его очередь говорить.
  •  «Завершающая интонация» – которая сигнализирует, что вы ставите точку и замолкаете.
  •  Вопрос партнеру – «А что ты думаешь по поводу…?»
  •  Вербальная передача хода – «И более подробно об этом расскажет мой коллега…»
  •  

Поддерживаете друг друга!

Какую бы глупость ни ляпнул ваш партнер – внешне в этот момент вы должны поддержать его! Потом, за занавесом, можно высказать всё, что вы о нём думаете, но на сцене вы должны поддерживать друг друга! Это, наверное, самое важное в парной работе!!!

Также полезно подстраиваться под движения, интонации, энергетику партнера. Чтобы вы работали в одном ритме.

Если говорит ваш партнер, и вы работаете в режиме пинг-понг, то продолжайте смотреть в аудиторию (а не пяльтесь на партнера). Если вы передаёте друг другу ход раз в две-три минуты, то можно отойти в сторону и направить взгляд на своего коллегу, подсказывая таким образом аудитории направление, в котором нужно смотреть.

Резюме

Если есть возможность выступать в паре – делайте это! И вам будет проще, и слушателям интереснее и понятнее.

***Это полезно ещё и тем, что, работая в паре, вы перенимаете стиль выступления у вашего партнера и обогащаете свою копилку разных ораторских стилей!

  

Если у вас есть свои интересные размышления о том, как удержать внимание аудитории или о парной работе – делитесь ими с окружающим миром. Пишите: Shipunov@orator.biz.

Сергей Шипунов

Shipunov@orator.biz

Выпуск 27: «Цепляющие вопросы»

Продолжаем такую тему, как захват и удержание внимания аудитории.

Один из самых сильных инструментов, с помощью которых оратор может цеплять, притягивать к себе внимание слушателей – это вопросы в зал.

Вопросы позволяют

Активизировать внимание слушателей (если вдруг вы начинаете улетать мыслями в свои мечты, то вопрос оратора, обращенный к вам, быстро вернет вам ясное и бодрое состояние :-)

Наладить контакт с аудиторией. Когда оратор переходит от монолога к диалогу, к живому общению, слушатели чувствуют себя сопричастными тому, что происходит. Оратор становится собеседником. Своим, а не чужим…

Передохнуть. Привести мысли в порядок. После вопроса обычно идет короткая пауза. Потом может быть короткий ответ слушателей. Все это дает оратору необходимое время, чтобы привести мысли в порядок, передохнуть, понять, куда он хочет двигаться дальше.

Скорректировать темп подачи материала. Иногда оратору кажется, что все понятно, и он сыплет все новыми фактами, примерами, историями… а у слушателей каша в голове… Вопросы позволяют понять, насколько слушатели успевают за оратором.

Типы цепляющих вопросов

Цепляющие вопросы, т.е. вопросы, основная цель которых зацепить внимание  слушателей можно разделить на три категории.

***Примеры вопросов у нас будут………. например, об Индии.

Риторические вопросы ко всем

Имеются в виду вопросы, обращенные ко всем, и не требующие ответа (либо предполагающие короткий односложный ответ).

  •  «Приходилось ли кому-нибудь из вас бывать в Индии?»
  •  «Знаете ли вы, что Индия – вторая по населенности страна в мире?»
  •  «Я так думаю, что все слышали про великие реки Инд и Ганг? …Так вот…»

Риторические вопросы к конкретному человеку

Эти вопросы хорошо дополняют риторические вопросы ко всем. Они тоже не требуют ответа (или предполагают короткий односложный ответ). Но обращены они уже к конкретному человеку в зале.

  •  «Вася, Лена, видели когда-нибудь Тадж-Махал? Хотя бы на картинках?…»
  •  «Наверное, слышали про такого человека, как Махатма Ганди? (риторический ко всем). Ира, Катя – помните, кто это такой? (риторический к конкретному человеку)»

Описание реальности

По сути это не вопрос. Но это один из сильнейших приемов, позволяющий зацепить внимание слушателей. «Что вижу, о том пою» - эта фраза лучше всего описывает такую стратегию общения с аудиторией. Когда вы включаете в свою презентацию то, что происходит в самой аудитории. Всё, что вы видите – внешний вид слушателей, их действия… становится материалом, который может прозвучать в вашей речи!

  •  «Судя по увлеченной беседе на левом фланге (описание того, что происходит – народ начал базарить), тема Индии вас зацепила :)» (понятно, что зацепила народ не тема Индии, а что-то другое… но если вы таким образом дружелюбно прокомментируете тот факт, что народ начал отвлекаться – то внимание хотя бы частично, но вернется).
  •  «Если вы посмотрите друг на друга, то увидите, что в вашей одежде преобладают спокойные цвета (описание реальности). Совсем другую одежду носят в Индии!…»
  •  «Слышали про такого человека, как Ошо Раджниш? (риторический ко всем). Вижу, пара человек кивает в ответ, для остальных, похоже, это имя пока загадка (описание того, что происходит)…»

Если стоит задача не просто зацепить внимание слушателей, но и получить от них осмысленный содержательный ответ, то это совсем другая история – и совсем другие вопросы…

Но если цель в том, чтобы наладить контакт с аудиторией и привлечь/удержать внимание, то этих трех типов вопросов вполне хватает!

О дружелюбии!!!!!!!!!

На всякий случай! Все эти вопросы работают только в том случае, если вы их задаете дружелюбно! Если в вопросах будет сквозить хоть чуть-чуть злости, раздражения… то все это к вам вернется в удесятерённом размере.

  

Если у вас есть свои интересные размышления о том, как удерживать внимание аудитории с помощью вопросов – делитесь ими с окружающим миром. Пишите: Shipunov@orator.biz.

Сергей Шипунов

Shipunov@orator.biz

Выпуск 28: «Контакт глазами»

В этом выпуске продолжаем тему последних четырех выпусков – удержание внимания слушателей!

Глаза – зеркало души. И во многом именно через глаза происходит общение оратора с группой.

  •  Если вам приходилось видеть ораторов, которые во время своего выступления смотрят то в потолок, то в пол, то в свои бумаги… но только не на слушателей, то вы понимаете, о чем идет речь

Разберём ключевые правила  - как силой своего взгляда притягивать к себе внимание слушателей:

Без мертвых зон. Охватываем своим взглядом всю аудиторию

Если вы слышите шум, шуршание бумагами, перешептывание… то, скорее всего, вы очень давно не баловали своим вниманием эту часть аудитории.

  •  Чаще всего это слушатели на галерке, либо с правого/левого края, куда взгляд нетренированного оратора попадает редко.

Как только в поле зрения оратора образуется мертвая зона – слушатели в этой области сразу остаются без энергетической подпитки. И сразу же снижаются и тонус, и внимание, и желание внимать, слушать, ловить каждое слово выступающего.

Соответственно – общаемся взглядом со всеми! Справедливо (т.е. поровну) одаривая своим взглядом каждого слушателя.

  •  Чтобы не было «любимчиков» –  бедняг, которые не знают куда себя девать, находясь под пристальным наблюдением вашего всевидящего неотрывного ока. И не было «изгоев», которые жадно пытаются поймать хотя бы один ваш взгляд… но так и остаются без этого подарка.

И стараемся распределять своё внимание равномерно по времени

  •  Чтобы не получалось, что первую половину выступления вы смотрели только на левый фланг, вторую только на правый… в результате вроде всё поровну, но у слушателей ощущение, будто они побывали только на половине презентации.

Большие аудитории делим на сектора

Если в зале 100-200-1000 человек? И пообщаться взглядом с каждым невозможно. Что тогда? Тогда смело делим аудиторию хотя бы на 9 секторов (как поле в игре «крестиках-ноликах») и взглядом охватываем сразу целый сектор. При этом каждому слушателю в этой части зала будет казаться, что вы смотрите именно на него.

  •  Частые разговоры в курилке после выступления опытного оратора: «Слушай, я похоже в любимчиках у выступающего – он почти все время смотрел только на меня…» «Да не гони, это он на меня все время смотрел …» И разгорается спор, кого же оратора одарил большим вниманием… :-)

Делайте так, чтобы каждому человеку в зале казалось,

что вы общаетесь именно с ним!!!

Длительность контакта

Как думаете, сколько времени нужно удерживать контакт глазами с одним человеком?

Ответы на этот вопрос обычно самые разные. От 0.5 сек. до 5 секунд. В среднем 2-3 секунды. Но время здесь не лучший критерий.

Общее правило – смотрим до контакта

Что же такое контакт? Как метафора – это некая искорка, которая пробегает между оратором и слушателем. Делающая их более близкими и родными.

Как можно понять, что контакт произошёл? Что можно уже переходить к следующему человеку?

  •  Внешне это проявляется в виде кивка головы, улыбки, тела подавшегося вперед, изменения мимики…будьте внимательны к сигналам, которые подают вам ваши слушатели!

Все люди разные. Кому-то достаточно мимолетного взгляда. А на кого-то нужно посмотреть подольше. Поэтому лучше наблюдать именно за реакцией слушателя на ваш взгляд. Посылаете взглядом посыл – «Контакт?», если в ответ получаете «Есть контакт!», то переводите взгляд… если нет, то подарите этому человеку ещё немного своего взгляда.

  •  А если в зале сидят одни китайские партизаны :-)? Тогда считайте до трех…:-)

Во многом необходимая длительность контакта зависит от физиологических особенностей. Если у вас от природы большие, выразительные глаза – времени требуется меньше. А если вы носите очки – то чуть больше.

 

В ближайших рассылках мы познакомимся еще с 5-6 способами сделать так, чтобы каждый ваш взгляд в зал работал на успех вашего выступления.

Если у вас есть свои интересные размышления о таком сильном инструменте, как контакт глазами – делитесь ими с окружающим миром. Пишите: Shipunov@orator.biz.

Сергей Шипунов

Выпуск 29: «Контакт глазами. Часть 2»

В этом выпуске продолжаем тему контакта глазами с аудиторией. В прошлом выпуске мы уже обсудили такие ключевые правила, как:

  •  Без мертвых зон. Охватываем своим взглядом всю аудиторию 
  •  Большие аудитории делим на сектора 
  •  Длительность контакта – до отклика 

В этом выпуске еще несколько рекомендаций:

Смотрим хаотически

Иногда начинающий оратор, услышав про контакт глазами, начинает «стрелять очередями» слева направо, справа налево…

  •  Нарисовал на лбу у людей номера, и пошел их пересчитывать: «Первый – готов, второй – готов…»

В этом случае взгляд предсказуем! И как только он уходит – слушатель понимает, что до него теперь доберутся не скоро… Или наоборот, по мере того, как взгляд приближается – слушатель легко предугадывает – через 4 секунды будут смотреть на меня…

Такое движение взгляда выглядит несколько странным, не очень естественным.

  •  Естественное движение глаз – хаотическое.

Когда сложно предсказать, куда в следующий момент посмотрит оратор. И это создает определенную толику напряженности в зале. А вдруг сейчас взгляд оратора прикоснется именно ко мне… Такая неопределенность заставляет слушателей быть все время в тонусе и сохранять внимание (ведь оратор в любую секунду может посмотреть именно на него).

От сердца к сердцу

Зафиксируйте-ка свою голову. Попробуйте не двигая головой посмотреть налево… Теперь направо… В принципе, видно. Но как думаете, что будут чувствовать слушатели, на которых вы смотрите таким образом, скашивая глаза?

Другой, более мягкий вариант – когда движутся не только глаза, но и голова. Поверните голову налево, теперь направо (плечи при этом остаются на месте). Так уже чуть лучше… Но все равно вряд ли это можно назвать полноценным контактом.

Лучше всего, чтобы к слушателю поворачивались не только ваши глазные яблоки, не только голова, но и все тело.

  •  Мы обычно даем такую метафору – контакт «от сердца к сердцу». 

Усиливаем контакт

Как сделать так, чтобы один ваш контакт был засчитан за 2-3, а то и 4 контакта? Чтобы ваш взгляд в 3-4 раза сильнее цеплял ваших слушателей?

Несколько подсказок:

Жест + взгляд

  •  Если вы смотрите на человека и делаете жест в его сторону, то это усиливает силу вашего контакта в несколько раз.

Приближение + взгляд

  •  Еще один вариант – когда вы приближаетесь к той или иной части аудитории. Поверьте, взгляд с расстояния двух метров оказывает совсем другое воздействие, чем взгляд с расстояния 7-10 метров.

Риторический вопрос + взгляд

  •  Задайте вопрос в зал и посмотрите при этом на одного из слушателей. Этот взгляд и пауза после вопроса запомнятся слушателю надолго :-) Только без фанатизма! Слишком активно измываться над своими слушателями таким образом не нужно. А то у них разовьется фобия на ваш взгляд :-)

Отвечая на вопросы, смотрим на всех

Конечно, все зависит от вопроса, от того, кто задал вопрос и еще от многих параметров…

  •  Но если оратор имеет привычку, забывать про всю аудиторию, и при ответе смотреть только на того, кто задал вопрос – то он рискует потерять всех остальных слушателей, внимание которых начинает «плыть» во время такого однонаправленного ответа.

Самая общая рекомендация: 30% внимания тому, кто задал вопрос (особенно в начале и в конце ответа) и 70% внимания дарите всей аудитории!

Если у вас есть свои интересные размышления о таком сильном инструменте, как контакт глазами – делитесь ими с окружающим миром. Пишите: Shipunov@orator.biz.

Сергей Шипунов

Shipunov@orator.biz

Выпуск 30: «Повторение ключевой идеи»

Хорошо запоминается мысль, повторенная дважды.

Хорошо запоминается мысль, повторенная дважды.

Перед началом любого выступления оратору стоит сесть и записать на листе бумаги основную мысль своего выступления (одна-две, максимум три основных идеи, которые должны остаться в голове у слушателя после речи).

Например, после прочтения этой статьи читатели должны запомнить, что

Важно многократно повторять ключевую идею выступления.

Часто идея сформулирована в таком виде, что сколько её ни повторяй – слушатели всё равно с очень большим трудом будут её запоминать. Поэтому проявите творчество и упакуйте вашу идею в яркий, красочный слоган.

Например, когда «Комсомольская правда» обратилась к читателям с просьбой выразить свою позицию по вопросу войны в Чечне, она предложила два варианта формулировки каждой позиции: «Хватит – навоевались, обойдемся без Чечни», а в скобках: «Немедленный вывод войск и выход Чечни из состава РФ», и «Переговоры хоть с чертом, но Россия должна быть неделимой (поэтапный вывод войск и широкомасштабные мирные переговоры, имеющие целью сохранение Чечни в составе РФ (с особым статусом)»

Пример из книги О.А. Баевой «Ораторское искусство и деловое общение»

Понятно, что идея в виде яркого тезиса-слогана легче запомнится слушателем!

Пересмотрите план своего выступления. Если какое-то предложение не работает на донесение основной мысли – то безжалостно выбрасывайте его из текста. Все лишнее будет путать слушателя и мешать пониманию ключевой идеи.

Вначале скажите, что вы хотите сказать. Потом скажите это. Потом повторите, что вы только что сказали.

Опять же, кто-то из мудрых

Во время своего выступления многократно повторяйте вашу основную идею. Для четырёхминутного выступления нормально повторить основную идею 10-15-20 раз!

Иногда ораторы опасаются, что такое многократное повторение может резать слух слушателям… Однако, сколько раз ни делали упражнение по многократному повторению тезиса на наших курсах – только если количество повторений зашкаливало за 30 (за 4 минуты), слушатели начинали говорить, что лучше повторять ключевую идею не так часто :) В остальных случаях вердикт был однозначный – «основной тезис можно было повторить легко еще раз 5-6!»

Повторять идею важно, так как слушатели, во-первых, отвлекаются и пропускают часть информации мимо своих ушей, а во-вторых, им часто непонятно, какая из идей главная, а какая второстепенная!

«Важно повторять главную идею выступления несколько раз. Оратору иногда кажется, что если он произнес идею один раз, то слушатели его услышали, поняли и запомнили! Увы, это не так. Слушатель пропускает половину информации (из за того что опоздал, из за того что отвлекся), поэтому самое важное нужно повторить несколько раз, чтобы быть уверенным, что слушатель это услышал. Слушателю бывает трудно понять, что главное, а что второстепенное. Чтобы облегчить это понимание – повторите главную идею несколько раз. Точно так же, как вода камень точит… Если вы повторяете несколько раз главную идею выступления, то она просачивается в сознание человека, становится для него более знакомой, своей… Есть даже такая пословица: «Хорошо запоминается мысль повторенная дважды. Хорошо запоминается мысль повторенная дважды». Если хотите чтобы вашу идею запомнили – повторите ее несколько раз во время выступления»

Сколько раз в вышеприведенном тексте (на 1 мин) повторялась ключевая идея? :)

Итак, друзья! Во-первых, четко знайте основную, ключевую идею вашего выступления! И, во-вторых, многократно повторяйте ее во время своей речи! Обязательно повторяйте вначале и в конце выступления! И раз 5-10-15 в середине вашей речи. Если этого не делать, то велика вероятность того, что слушатели не запомнят/сделают или запомнят/сделают не то, что должны запомнить/сделать!

И так как повторение – мать учения, еще раз!!!

Многократно повторяйте ключевую идею своего выступления!

Если у вас есть свои интересные размышления о таком инструменте, как многократное повторение тезиса – делитесь ими с окружающим миром. Пишите: Shipunov@orator.biz.

Сергей Шипунов

Shipunov@orator.biz




1. О потребительской кооперации данный Закон не распространяется на потребительские кооперативы ведущие
2. сукупність правил закріплених в юридичних нормах які регулюють певну діяльність людей
3. Патологічні зміни в центральній нервовій системі при захворюванні на СНІД
4. Время
5. Тема Определение места судна средствами радионавигации
6. так тиктак тиктак в голове кавардак
7. Курсовая работа- Особливості навчання обдарованих учнів у старших класах
8. xmx1 Перейти к п5
9. з курсу Основи маркетингу
10. Сколько нужно учиться казачьей джигитовки Сроки обучения данного вида спорта строго зависят от Ваших спос
11. Требования предъявляемые к речи переводчика
12. на тему- ldquo;Исследование прогиба балки переменного сеченияrdquo; вариант 20 Выпол
13. 07 Лек 2 Іноземна мова основна практичний курсвик
14. Находясь вне физического тела во время сна сверхфизическим видением в некоторой степени обладают все.html
15. Доход от участия в капитале 73 Прочие финансовые доходы 95 Финансовые расходы 96 Потери от участия в ка
16. Проходка разведочной канавы
17. Оценка ликвидности и платежеспособности предприятия.html
18. ПРИДНІПРОВСЬКА ДЕРЖАВНА АКАДЕМІЯ БУДІВНИЦТВА ТА АРХІТЕКТУРИ Освітньокваліфі.html
19.  ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ Индек
20. высокий уровень жизни основной массы населения; 2 развитая сеть транспортных линий и коммуникаций