Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

ТЕМА Массовые праздники как форма организации досуга населения на примере Масленицы

Работа добавлена на сайт samzan.net:


Белорусский государственный университет

культуры и искусств

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по специальности

«Режиссура обрядов и праздников »

ТЕМА: «Массовые праздники как форма организации досуга

               населения (на примере Масленицы)».

Стельмаковой Ирины

                                         5 курс, заочное отделение,

группа 514а

                    Минск 2014


ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. МАССОВЫЕ ПРАЗДНИКИ В СИСТЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА НАСЕЛЕНИЯ

1.1 Понятие досуга в современной библиографии

1.2 Теоретические аспекты организации досуга населения

1.3 Массовые праздники и специфика их организации

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ МАСЛЕНИЦЫ НА БАЗЕ ЦЕНТРА КУЛЬТУРЫ В Г. КИРОВСКЕ

2.1. Технология массового праздника Масленица на примере г.Кировска Могилёвской области

2.2 Социальная направленность праздника.

2.3 Формирование досуга для детей-инвалидов на примере Масленицы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Проблема досуга и досуговой деятельности населения в связи с изменениями, происходящими в стране, не теряет своей актуальности. Напротив, данная проблема обрастает все большими противоречиями и усложняется. Эти противоречия обусловлены в первую очередь несоответствием между сущностью досуга, культурно-досуговой деятельности и бытующими в реальной действительности формами и методами проведения досуга.

В настоящее время досуг является объектом для изучения несколькими науками (социология, прикладная культурология, педагогика досуга). Все это привело к отделению особой области научного знания, которая получила название досуговедение. Предметом науки досуговедение является досуг как самостоятельный и значимый аспект духовной сферы человеческой деятельности. При этом, однозначного определения понятия досуга не существует. Имеются несколько подходов к трактовке досуга, к которым можно отнести деятельностный, культурологический, экологический.

В то же время является очевидным, что большее значение в науке уделяется деятельностному подходу, т.к. он позволяет полнее раскрыть структуру и внутренние механизмы досуга. С этой точки зрения досуг представляет собой совокупность различных видов деятельности, которыми индивид занимается по собственной воле:  отдых, развлечения, повышение мастерства, образования, добровольное участие в жизни обществе, после того, как он освободится от выполнения своих профессиональных, семейных и социальных обязанностей. Таким образом, досуг это деятельность, причем деятельность производимая в определенный период времени.

Потенциал досуга предоставляет большие возможности для формирования нравственных потребностей населения. В тоже время досуговая деятельность, испытывающая дефицит положительных нравственных ориентиров, разнообразия предметов деятельности может оказать негативное влияние на развитие личности человека.

Одним из видов досуга стали массовые праздники. Значение зрелища как многогранного общественного явления, отражающего жизнь человека и общества, трудно переоценить. Зрелища можно назвать ценностями, способствующими формированию личности, духовному развитию человека и человечества. Именно зрелище в значимой степени синтезирует все ценное, что накоплено в мировой культуре.

Таким образом, тема данного исследования представляется актуальной.

Целью данной работы является комплексное изучение массового праздника как формы организации досуга населения.

Задачи исследования:

– дать определение понятию  «досуг»;

– охарактеризовать основные принципы организации досуга;

– рассмотреть теорию организации массовых праздников.

–проанализировать состояние работы по организации досуга в центре культуры;

– разработать технологию массового праздника «Масленица» в рамках городского округа;

– разработать проект организации досуга с детьми-инвалидами.


ГЛАВА 1. МАССОВЫЕ ПРАЗДНИКИ В СИСТЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА НАСЕЛЕНИЯ

1.1 Понятие досуга в современной библиографии

Значительное и важное место в социально-культурной жизни общества занимает свободное время, объем которого по данным социологических исследований выглядит следующим образом: в настоящее время оно, не просто свободное от обязанностей, социальной и физиологической необходимости, а как пространство свободной деятельности человека как самоцели, деятельности, не навязанной извне, не являющейся необходимостью.

«Это время, предназначенное для развития умственных и физических способностей и для удовлетворения социальных потребностей. В этом смысле свободное время становится богатством личности, его можно использовать по собственному усмотрению, для своего развития.»1.

По своей структуре свободное время состоит из двух частей: времени досуга и более возвышенной деятельности. В философско-социологической и культурологической литературе сложилось достаточно устойчивое представление на досуг как часть свободного времени.

Слово «досуг» происходит от глагола «досягать», «досягнуть» и первоначально оно означало умелость, ловкость, способность чего-то достичь. В нем присутствовало, как правило, два наиболее характерных оттенка: увлекательной, желаемой деятельности и свобода от дел. Досуг — это совокупность занятий, выполняющих функцию восстановления физических сил человека.

В художественно-творческих, научно-технических и других любительских коллективах, в процессе занятий творчеством в неформальных объединениях и в домашних условиях человек стремится к выражению своего внутреннего, индивидуально неповторимого «Я». И в этом сущность активно преобразующего отношения к миру. Именно стремление проявить себя, свой духовный мир в объективной реальности является источником культурной активности. Однако творческое «Я» — это не только субъективное проявление духа, но и отражение действительности, общественного сознания, интеграции мыслей и чувств многих людей.

В связи с этим досуг включает в себя занятия, связанные с потреблением культурных ценностей индивидуального, коллективно-зрелищного или публично-зрелищного характера, а также занятия, связанные с отдыхом и развлечением, в том числе — это физически активный и пассивный отдых, общение, развлечение в компании, пустое времяпрепровождение, прогулки, занятия антикультурного характера (пьянство, азартные игры и др.), случайные занятия без целей, желаний и потребностей.

Социально-культурный подход к организации досуговой деятельности населения неизбежно связан с определением цели деятельности субъектов. Цель эта состоит в том, что бы сформировать у людей культуру досуга. Ее наличие придает личности целостность, осознанное отношение к свободному времени как к важнейшему социально-культурному благу, формирует у людей, особенно у молодежи своеобразный иммунитет к без духовности.

В научной литературе понятия «культура досуга» рассматривается в философском и социально — культурном аспектах. Таким образом, это понятие рассматривается с двух основных сторон: как способ организации досуга, форму его материально-технического обеспечения и нормативно-ценностного регулирования и как содержательное богатство свободной жизнедеятельности, степень развитости, реализации и гармонии родовых и индивидуальных потенций.

Для данной работы важно из этого емкого и широкого подхода к определению понятия «культура досуга» выделить два наиболее существенных аспекта: 1) способ организации свободного времени; 2) степень развитости, реализации и гармонии потенций личности.


1.2 Теоретические аспекты организации досуга населения

Под методами организации досуговой деятельности рассматривается совокупность управленческих действий, которые ставят своей целью определенные направления деятельности ее участников, в том числе и пользователей средствами культуры, основанных на социальных технологиях, реализация которых предполагает достижения единства культурных потребностей, поведенческой практики, повышения социальной работы, стимулирование социальной помощи и взаимопомощи. Такое понимание методов досуговой деятельности означает, что особенность включается в систему социальных отношений через досуговый коллектив, который рассматривается как зрелая социальная группа, основным направлением деятельности которого выступает досуговая деятельность. На становление и характер деятельности такой группы на первый план выходит отвечающая требованиям досуговая организация. Через распределение системы ролей, назначения индивидуального места особенностей в деятельности досуговой группы наслаиваются определенным опытом социального взаимодействия. Он является приобретением индивидуального опыта особенностей, осведомляется ею и используется в практике современной жизни и целями досуговой организации2.

Методами культурно-досуговой деятельности определяются социально-психологические действия, направленные на эффективное достижение ее цели и основных задач. Основные методы предполагают использование работниками культуры определенных социально-психологических механизмов, пополняются группой специфических методов, характерных для культурно - досугового процесса и включают:

- методы образования (использование информации фактов и явлений культурной сферы современной жизни; демонстрации предметов и явлений);

- методы социализации, представленные примером, похвалой и наказанием;

- методы организации художественно-творческой деятельности складываются из наследования, заражения и идентификации. Выше указанная художественно-творческая деятельность реализуются в процессе решения творческого задания, выполнения упражнений (тренинга), способствуют закреплению приобретенных умений и навыков, выполнению творческих обязанностей;

- методы организации рекреационной деятельности (интрига, комедийность, остросюжетность и др.);

- методы культурно – досугового спроса (интерес, доступность, открытость, заинтересованность, эмоциональность)3.

Одним из главных методов, использующимся в практике деятельности подразделений культуры, есть метод коллективного действия, или метод организации культурной жизни, повседневной досуговой деятельности. Он стимулирует образование стойкой микроструктуры досуговых групп, ускоряет их становление, определяет формирование позитивного микроклимата, помогает раскрытию главной цели, определить групповую систему ценностей, зафиксировать ее в форме уверенных норм социального взаимодействия, правил поведения, обычаев и обрядов.

В структуре досуга определяются позитивные условия для активного самоопределения разных групп населения в досуговой деятельности, связанной и проработкой социальной технологии, способных привести в действие социальные механизмы современного образования. Они включают обсуждение и решение практических заданий современной жизни, в том числе стимулируют к участию в референдумах о главных вопросах социально-политической жизни, предполагают проведение конференций, производственных компаний, митингов и манифестаций.

Таким образом, участие в досуговой деятельности представляет площадку для формирования социального <Я>, сглаживает особенности социализации.

Методы досуговой деятельности включают социальное формирование людей в том случае, когда они носят целенаправленный характер.

Специфические методы культурно-досуговой деятельности представляют собой качественную характеристику единой культурно-досуговой системы и достигает наивысшей эффективности в условиях ее комплексного использования.

Главным стимулом участия в культурно-досуговой деятельности выступают их культурные интересы. Массовые культурно-досуговые интересы, предпочтения, детерминируется способами моды; они носят подвижный характер и их трудно предусмотреть. Используя массовые интересы в организации культуры формируют спектр досуговых предложений для населения.

Предназначение учреждений культуры лежит в организации социально-направленной, профессионально-организованной культурно-досуговой деятельности. Многолетний опыт позволил накопить значительный арсенал эффективных проверенных временем форм работы. За последние годы существенно обновляются досуговые технологии, широко используются культурные достижения западно-европейских стран.

Одной из наиболее интересных форм организации культурно-досуговой деятельности является организация и проведение массовых праздников.


1.3 Массовые праздники и специфика их организации

Потребность в празднике - не только естественная, но и культурная потребность, которая возрождается в каждом новом поколении. Являясь ярким событием в жизни общества и каждого человека, праздник становится вехой истории и биографии, разделяет прошлое и будущее, отжившее и перспективное, вдохновляет надеждой на решение проблем и трудностей, структурируя и организуя человеческую жизнь. Церемониал, обряд, обычай праздника служат прекрасной школой культурной традиции, к которой подрастающее поколение приобщается достойным образом через непосредственное участие в торжествах.

Часто праздник сочетается с характерными формами развлечений, дающих личности возможность разрядки, позволяющих участвовать во всеобщности праздничного смеха, воздействующих на него очищающим образом. Перенося человека в атмосферу игры, свободы выбора, российские городские праздники прошлого, например, давали эту возможность. Массовое гуляние со всеми его развлечениями дарило каждому, вступившему в его магический круг, столь необходимое праздничное настроение.

Актуальны массовые праздники и для современной праздничной культуры. Ключевым аспектом организации массового праздника является деятельность режиссера.

Для проведения массовых представлений отправной момент — сценарий, драматургическая основа которого включает в себя всевозможные компоненты: стихи, песни, танцы, пантомимы, документы, письма и т. д. В синтезе этих материалов формируются эпизоды, которые, в свою очередь, становятся частями композиционного построения. Все части сценария подчинены закону сквозного действия, но вместе с тем каждая имеет свою законченную мысль, внутреннее развитие и напряжение.

Приступая к созданию постановочного плана, режиссер строит его на основе сценария массового представления, разработанного им совместно с драматургом и поэтом.

Здесь в работу непосредственно вступают композитор, дирижер, балетмейстер, хормейстер, режиссер спортивных эпизодов и номеров оригинального жанра.

Большое внимание уделяется работе с художником, потому что образно-пластическое решение массового представления во многом определяет его идейно-художественную силу. В решении этой задачи участвует и художник по свету, который создает свою «световую драматургию», помогающую раскрыть режиссерский замысел. Параллельно идет работа с режиссером-монтажером видеоматериала. Много усилий требует постановочная часть и звукооформительская (подготовка и запись фонограмм).

Одна из трудных проблем, стоящих перед режиссером,— нахождение верного темпо-ритма массового эпизода. Здесь многое может прояснить музыка, роль которой в решении массовых сцен и всего спектакля-концерта в целом чрезвычайно велика. Точно найденный характер звукового ряда (песня — сольная или хоровая, оркестровый фрагмент, имеющий самостоятельное значение, или же фоновая музыка) является важным компонентом в нахождении нужного темпо-ритма и образного решения массовых сцен. И будущим режиссерам надо знать, что при создании массового представления к большим сводным репетициям основные эпизоды и номера должны быть отрепетированы. На этих репетициях режиссер занимается общей композицией спектакля-концерта.

Работа эта чрезвычайно трудоемкая и ответственная, требующая четкости и слаженности всех многочисленных компонентов, из которых состоит массовое представление. При этом необходимо учитывать, что время, отпускаемое на большие сводные репетиции, ограниченно, и многое зависит от того, как режиссер построит работу всех звеньев.

Режиссер обязан решить вопросы подготовки массовых групп, их приход на сцену, эвакуацию массы со сцены. Даже вопрос прибытия на репетиции и спектакль многочисленных коллективов (транспорт, время прибытия и отъезда, размещение коллективов в здании, где происходит спектакль) должен быть во внимании режиссера, в противном случае его ожидают «сюрпризы», которые могут значительно снизить художественное качество спектакля-концерта.

Работу режиссера при постановке массового театрализованного представления можно определить как творчески-организационную.

«Упомянутые выше режиссерские принципы применимы и при создании массового зрелища на стадионе. Огромное поле стадиона, сцены, построенные на поле, трибуны, которые могут стать игровыми площадками для действия многотысячных масс, возможность обозрения действия одновременно со всех сторон, проблема подачи на стадион артистов и коллективов, их появление и уход, связанный с этим общий темпо-ритм всего представления, его изменения и контрастное чередование, проблема световой компоновки в условиях стадиона — все это создает в значительной мере специфику такого представления»4.

План пластического решения массового зрелища на стадионе, художественно-образная организация огромного пространства требуют особенно тщательной разработки с участием художника.

Решение игровых площадок, опорных точек действия (станков и сценических площадок на поле, гаревой дорожки, трибун), возможности использования воздуха (вертолеты, аэростаты, самолеты) — все это также должно быть предусмотрено режиссером в предварительной работе с художником.

В пластическом решении массовых эпизодов определенную сложность представляет проблема пространственного решения массовых мизансцен с учетом кругового обзора в условиях стадиона.

Приступая к постановке массового представления, режиссер должен использовать радиотехнические и пиротехнические средства, решить и административно-хозяйственные вопросы.

Отметим, что основной принцип построения сценария на разножанровых номерах и эпизодах сохраняется, какую бы разновидность массового представления ни осуществлял режиссер-драматург. Специфический язык массового представления — драматургическое соединение номеров и эпизодов, т. е. «монтаж номеров» и «монтаж эпизодов».

Иной акцент приобретает создание массового праздника на улицах и площадях города, в парках и т. д. В данном случае надо учитывать, что все массовые шествия, проезды и проходы по улицам города зачастую только подготовительный этап праздника, кульминация которого — в массовом представлении, обычно на стадионе, на огромной площадке Зеленого театра или, например, на Певческом поле (если праздник проходит в Прибалтике). И к ней надо готовить зрителя, увлекая его общим ритмом и красочным рисунком шествия по городу, занимательностью и неожиданностью режиссерского решения.

При создании сценария и постановочного плана массового праздника необходима специальная работа с художником над праздничным оформлением шествия, улиц, площадей и парков.

Опыт показывает, что для того, чтобы выбрать верный метод для культурно-досуговой программы, недостаточно только хорошо разбираться в законах ее драматургического построения, понимать специфику той или иной конкретной формы программы, надо еще уметь использовать педагогический потенциал родовых режиссерских методов иллюстрирования, театрализации и игры, с помощью выразительных средств которых создается зрелище — решается серьезная, актуальная социально-педагогическая и психологическая задача.


ГЛАВА 2.ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ МАСЛЕНИЦЫ НА БАЗЕ ЦЕНТРА КУЛЬТУРЫ В Г.КИРОВСКЕ

2.1.Технология массового праздника «Масленица» на примере г.Кировска

Корни основ массовых праздников уходят далеко в исторические эпохи, так как общинный уклад древних славян стал основой воспитания и просвещения в до - государственный период. Их воззрения базировались, как правило, на таких приоритетах как подготовка подрастающего поколения к жизни в общине, передача навыков земледельческого, ремесленного труда и др.

Большое место  отводилось нравственному воспитанию, исполнению обрядов, поклонению языческим богам, повиновению старшим членам общины, почитанию предков.

В древнерусской общине шел постоянный процесс формирования и накапливания воспитательного опыта на основе народной педагогики. Нравственность и трудолюбие определяли её суть. В народные традиции семейного воспитания входили обряды, обычаи, ритуалы. Традиции были фундаментальны для трудового, нравственного, эстетического и другого воспитания. Обряды создавались на основании важнейших событий в жизни человека, рода, государства.

Культурно-историческое наследие народов впитало в себя ту базовую основу, которую человечество, в частности  русский народ, использует, и по сей день для устроения праздников. Ярким тому примером служит массовый праздник «Масленица», который независимо от формы и площадки для проведения праздника : на улице, сценической площадке, в помещении в  виде концерта, театрализованного праздника, лекции-концерта, игровой развлекательной программы и т.д., выстраивается на народных традиционных, обрядовых  знаниях.

Говоря «массовый праздник», мы подразумеваем праздник народный, для жителей  и гостей местности, где проходит мероприятие, в данном случае в городе.

Организатор и сценарист этого тематического праздника обязательно должен знать  специфику своей работы, традиции и обряды, которые должно нести мероприятие, тщательно изучить специфику данной территории, народов её населяющих. Необходимо так же провести мониторинг: спроса на культурные услуги, аудитории для которой создаётся мероприятие и как следствие выбрать формы и технологии  необходимые в данном конкретном случае. Владея теоретическими базами, зная ресурсы и изучив социальный заказ, специалисты и ответственное учреждение культуры города, которые проводят мероприятие,  в первую очередь, готовят методическую основу.

На основании финансового ресурса и необходимости, важности мероприятий была разработана муниципальная целевая программа «Развитие культуры, искусства и народного творчества в городе Кировск на 2013-2014 годы», которая утверждается постановлением Главы города Кировска. Распределение  мероприятий между учреждениями культуры города осуществляет Управление по культуре и делам молодёжи Администрации г.Кировска.

Далее средства на мероприятие перечисляют по статьям ответственному за мероприятие ,которое составляет внутреннюю смету мероприятия (приложение №2).Расходы на мероприятие формируются на основании сценария, сценического оформления и т.д., то есть, тех составляющих, из которых складывается праздник, в данном случае массовый праздник. Взаимосвязь финансирования и конечный результат мероприятия очевидны. Чем больше средств заложено на проект, тем шире и масштабней  может быть праздник.

Основополагающим является как в целом финансирование сферы культуры страны на год, так и  средства выделяемые бюджетом города,  в конечном итоге, на отдельно взятое мероприятие. Финансовый анализ в течение пяти лет в стране и соответственно в г.о. Электросталь, показал снижение выделяемых средств на культурную сферу. Представленные Минфином объемы финансирования отрасли на 2011-2012года составляют: 58,8 млрд. рублей в 2011году и 51,4 млрд. рублей – в 2012 году. В 2010 году  на эту отрасль было выделено 73 млрд.

Поэтому, говоря о бюджетной сфере культуры, ответственные исполнители мероприятия для осуществления поставленных задач организации и проведения праздника, подключают все необходимые структуры, функционирующие в городе. Для информирования этих структур и далее исполнения ими поставленных задач, формируется оргкомитет мероприятия под руководством заместителя Главы Администрации городского округа Электросталь, курирующего культурную сферу города. В оргкомитет  массового праздника «Масленица» приглашают представителей жилищно - коммунального  и транспортного хозяйства, охраны правопорядка, торгово-промышленной сферы, СМИ и др. Зачастую,  взаимодействие  структур оговаривается и осуществляется на взаимовыгодных условиях, так как  безвозмездное выполнение некоторых поставленных задач не всегда выгодны с экономической точки зрения исполнителям. Но только при взаимодействии всех структур мероприятие состоится и  будет проходить  на должном уровне, поэтому согласованность для достижения конечного результата  очень важна и необходима.

Задача ответственных организаторов праздника профессионально и по -существу, на основании плана подготовки и организации мероприятия (приложение №3), донести задачи до всех представителей структур и осуществить контроль за их выполнением. С данного момента организации праздника, мы видим наглядно коммуникативную  и творческую функции  социально-культурной деятельности. Эти же функции  главенствуют в процессе и самого праздника «Масленица». Поэтому, можно смело утверждать, что именно  эти функции являются ведущими в массовом мероприятии, в социально-культурной деятельности, не исключая значимости социализирующей и рекреативной функций. Рассматривая  многофункциональность, которую несёт  в себе массовый праздник, мы видим огромное позитивное влияние его на общество.

При написании сценария к  мероприятию,  профессионал ищет новые формы, средства и методы, которые можно использовать для достижения главных целей культурного продукта, чтобы в конечном итоге зритель был удовлетворён.

Для  воздействия на аудиторию в первую очередь в данном празднике используется живое слово, обладающее большой эмоциональной силой, наглядные средства – предметы и явления ( атрибуты праздника – народных ремёсел, фольклорное пение, народный танец).Таким образом, такие психолого-педагогические средства как общение были использованы в тесном взаимодействии друг с другом. Для усиления восприятия праздничного действа, были использованы вспомогательные технические средства: воспроизведение звука, звукозапись, осветительная и другая аппаратура). В «Масленице» очень явно представлены методы сотрудничества и сотворчества представителей разных возрастных и социальных групп населения в области культуры ( ответственные организаторы и исполнители коллективов МУ КЦ им. Н.П.Васильева, участники концертной программы – творческие коллективы города); искусства ( художественное оформление сценических декораций); спорта ( организация и проведение игр)

Используя, как конструктор технологические модели, представленный сценарий (приложение № 4) – это продукт творческой интеллектуальной работы. На основе  методического материала (журналов, книг, сценариев), адаптируя  к условиям проведения мероприятия и социальному заказу, был создан  сценарий, который имеет единый сценарно-режиссёрский ход. При написании сценария, специалист обязательно учитывает ресурсы с помощью которых будет реализовываться этот сценарий и предполагает кто может справиться с той или иной поставленной задачей.

Праздник «Масленица» является продуктом, произведённым технологией нормативного вида. В представленном сценарии  видно, что праздник проводится с привнесением в него современности, словесных оборотов и дополнительного к народному, музыкального оформления.

Праздник «Масленица», являясь культурным продуктом, имеет процесс производства и сбыта, имеет долгосрочный диапазон воздействия на аудиторию, поэтому составляющие праздника, его форму, технологии необходимо менять.

Проводя анализ данного мероприятия в городе Электросталь в течение нескольких лет видно, что формы работы не изменились, праздник традиционно проходит в виде народного гуляния.

Массовый праздник «Масленица» в городе Электросталь проходит при минимальных затратах, без использования средств, дополнительно усиливающих эффект восприятия праздника, таких как экран, достойная сценическая площадка и др. Поэтому хорошим решением стало привлечение формы работы  посредством ростовых кукол. В основном праздник проводится «своими силами» (самодеятельными коллективами, ведущими, звукорежиссерами и т.д.) то есть, используются свои внутренние ресурсы. Так же ресурсы приглашаются из вне – в 2009 году  был приглашён профессиональный театр «Софит», который привнёс дополнительный всплеск эмоций , восприятия праздника и всеобщего веселья, а устроителям праздника – возможность перенять опыт.

Для улучшения работы  в культурной сфере города и в частности праздника «Масленица» необходимо привлечение спонсоров на взаимовыгодных условиях, а так же назрела острая необходимость создания сценарно-постановочной группы при Управлении по культуре и делам молодёжи, в которую входят сценарист, режиссёр-постановщик, художник-оформитель, звукорежиссёр, светооператор и др. необходимые специалисты. Хорошим примером в этом служит постановочная группа в городе Химки. Так же остро в Электростали стоит кадровый вопрос. Необходимо «омолаживать» состав специалистов и повышать их квалификацию.

В проведении праздника использованы ряд технологий информационно-образовательная, коммуникативная, рекреативная, развлекательно-игровая, художественно-зрелищная и др. Создавая  такой масштабный праздник, главная задача квалифицированных специалистов соблюсти логику технологических действий.

Ряд выдающихся педагогов выявили технологические закономерности. К настоящему времени технологии, наработанные в этих областях, приобрели обще социальное значение, превратились в социально-культурные, неогуманитарные технологии. В данном рассмотрении социально-культурные технологии это средства обмена человеческими способностями и потребностями культуры. Примером первых в практике СКД технологий могут служить наполненные глубоким  социальным смыслом и содержанием национальные традиционные обрядово ритуальные формы. Праздник «Масленица» как одна из форм передающих национальные традиционные обрядово-ритуальные основы русской культуры, культурного наследия.

Уникальность социо - культурных технологий заключается в их многоцелевом характере. Они направлены на достижение целого ряда жизненно  важных для человека целей: жизнеобеспечения, социализации, коммуникации, рекреации и реабилитации.

Соборность технологий и человеческой личности дают самобытность праздника, неповторимость мероприятия и если говорить о празднике «Масленица» – долговечность культурного наследия.

2.2.Социальная направленность праздника.

Понятие социо - культурная деятельность имеет две составляющие: культура и общество. Деятельность для общества направленная на общество.

«Социальное» и «культурное» растворены друг в друге, так как в любом социальном явлении всегда присутствует человек как носитель социальных ролей и культурных ценностей. Рассматривая составляющие праздника «Масленица» мы видим, что он несёт в себе такие культурные ценности как нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, национальные традиции и обычаи, фольклор.

В сочетании «социально-культурная деятельность» главным является «социальное», так как подразумевает человека, не только как носителя культурных свойств этой деятельности, но и как субъекта активного взаимодействия с окружающей средой.

В массовом празднике «Масленица» четко прослеживается  взаимодействие людей, которое  служит главным признаком любого социального явления. Взаимодействие является исходным моментом для понимания сущности социально-культурной деятельности. Взаимодействие индивидов или групп в данном празднике и тех и других, образующих социально-культурную общность для удовлетворения образовательных, развлекательных, оздоровительных и других потребностей.

Таким образом, это поведение индивида или группы, имеющее значение для других индивидов и групп социальной общности или общества в целом, которое выражает характер и содержание между людьми и социальными группами. Являясь постоянными носителями качественно различных видов социально-культурной деятельности, эти группы различаются по социальным позициям (статусам) и ролям.

Примером взаимодействия служит социально-культурная анимация, которую используют в проведении праздника «Масленица». Педагогическая суть анимационной практики предотвращает отчуждения личности в культуре общества, в структуре общественных отношений, отражая креативную, созидательную, одухотворяющую сущность социально-культурной деятельности.

Праздник является хорошим коммуникативным пространством, в котором пересекаются интересы и предпочтения различных по статусу и культурным ориентациям социальных, профессиональных, возрастных и других групп населения.

Говоря о сегментации социально-культурного пространства региона, мы подразумеваем и сегментацию информационного пространства, специализацию средств информационного воздействия на аудиторию зрителей данного праздника. Целью такой сегментации, в конечном счёте, является педагогическое обеспечение процесса вхождения человека в социум, в мир культуры как достойного её наследника и продолжателя. Используя в рамках термина «социально-культурная деятельность» понятие «социальная», мы тем самым подчёркиваем, что, во-первых, социум конкретная социальная общность является носителем культуры, а во-вторых, культура по своей природе всегда социальна, всегда представляет собой явление коллективное, общественное. Уровень развития культуры определяет весь уровень развития общества. И только духовность и культура способны указать человеку и обществу правильный путь развития.

Учреждения культуры являясь субъектом массового культурно-сервисного обслуживания, представляют собой исторически сложившуюся  в данной местности совокупность творцов и пользователей  культурных ценностей, учреждений, средств и методов, то есть того, что необходимо для осуществления социально-культурной деятельности и массового сервисного обслуживания.

Социально-культурная  деятельность – это система, основанная на разделении труда и взаимодействии индивидов, социально-культурных групп и общностей.

Учреждения культуры созданы для удовлетворения разнообразных духовных интересов общества и действуют в определённых макро, мезо и микросредах. С точки зрения социологов эффект социально-культурной деятельности обеспечивают три составляющие:1) их массовость, одновременность многих усилий, что уже само по себе даёт прирост дополнительной энергии;2) специализация каждого из элементов субъекта на определённых заданных социально-культурных функциях, чем так же усиливается концентрация энергии в одной точке;3) их взаимозависимость и взаимодополняемость в решении множества проблем и задач, повседневно возникающих в социально-культурной среде.

Целевой характер и конкретная заданость функций субъектов социально-культурного сервиса, способствуют формированию комфортной рекреационной среды, созданию достаточно благоприятных условий для отдыха и творчества отдельных групп населения.

Любому из субъектов, представляющих социум, присуща активность, которая проявляется в его конкретных поступках. Деятельность – основа человеческого бытия, социальная форма проявления активности человека. В обще социологическом аспекте понятия « деятельность» характеризует и активность социального субъекта.

Социальная активность как проявление сущностных свойств личности выражается через деятельность, непосредственно с ней связана. Социальная активность шире социальной деятельности и включает в себя формирование целей, установок и задач.

Деятельность же определяется человеческими характеристиками. Применяя понятие деятельность к массовому празднику, мы видим на практике профессиональную и непрофессиональную деятельности. Для достижения положительного конечного результата праздника одна из задач организаторов и тех, кто проводит праздник выстроить наилучшим образом взаимодействие профессиональных (например ведущий) и непрофессиональных (творческое любительское объединение) индивидуальных и коллективных видов деятельности.

Социально-культурная деятельность базируется на повседневном общении людей. Досуговое общение, в частности массовое гуляние, вносит важный и незаменимый вклад в процесс индивидуальной жизнедеятельности человека, а вся работа по организации общения представляет собой одновременно и науку, и искусство.

Понятие «социализация личности»- это процесс усвоения человеком социальных ролей и культурных норм. В этом обществу и помогают такие праздники как «Масленица», через различные формы для восприятия культурного продукта.

С точки зрения «социальности» праздника видна тесная взаимосвязь социальной и культурной сфер в виде общностей. То есть неформализованная совокупность людей, объединённых общими социально-культурными, досуговыми интересами и увлечениями, общими целями и задачами своей деятельности, более или менее прочными связями и взаимодействием, общим типом поведения, умозрения и умонастроения.

С точки зрения социологии и действующих в ней институтов, прослеживается  явное  взаимодействие между ними, например, профессионального и института семьи. В данном случае мы, работники учреждения  культуры, создавая творческий продукт- праздник, помогаем семье проводить вместе досуг (рекреативная функция), а так же привлекая население различных социальных групп и институтов (коммуникативная, социализирующая функции) развиваем   чувство патриотизма, любви к своему городу. Массовый  праздник выявляет творческие способности населения посредством интерактива (частушки, знание пословиц и т.д.), поддерживает здоровье человека (оздоровительная функция) посредством игр на свежем воздухе: перетягивание каната, «бой» с мешками, поднимание гири и др. В игровой, зрелищной форме  зрители, участники мероприятия узнают составляющие традиционного народного  праздника «Масленица».

Социальность данного праздника очевидна, а так же прослеживается направленность данной технологии - на гуманизм.Так как посредством праздника в любой его форме оказывается влияние на образ жизни, культуру и повседневный досуг. Такого рода мероприятия являются так же «хранителями» народных традиций и обрядов.

Праздник хорош тем, что интересен и доступен всем возрастным категориям: детям, подросткам, молодёжи, взрослым и пожилым людям, как форма досуга массовый праздник необходим и востребован.

Массовое гуляние «масленица» подтверждает ещё раз принцип вариативности. Характерный для современной практики социально-культурной деятельности и доказывает, что интерес к использованию социально-культурного опыта в современных российских условиях данного исторического пространства не снижается.

2.3.Формирование досуга для детей – инвалидов на примере Масленицы.

Культурная деятельность в нашем обществе имеет широкие границы и возможности. Но актуальной проблемой было и остаётся полноценное использование восстановительных зон досуга и творчества в интересах людей, нуждающихся в социальной защите и помощи. В этом отношении главным функциональным звеном доступным и популярным являются Дома и Центры культуры.

В городском округе Электросталь все учреждения культуры  и творческие коллективы участвуют в культурной деятельности, направленной на поддержку инвалидов, в которой для достижения социально-защитных и реабилитационных  целей происходит  выбор  соответствующий организационной формы использования технологий .

Характер и содержание работы менеджера, педагога, технолога зависит от целевой  направленности  мероприятия, состава участников и условий  их социально-культурной деятельности, но по-прежнему в социально-культурной сфере основной  функциональной задачей была и остаётся выработка максимально большого количества  творческих идей.

В силу этого любая из общепринятых социально-культурных технологий, если она обладает несомненно новыми элементами и по своей направленности  и характеру дополняет или изменяет в лучшую сторону традиционные подходы какой-либо своей стороной : целями, содержанием, формами и методами ,отношениями и позициями участников может претендовать  на статус инновационной  технологии, которые так необходимы для работы с аудиторией инвалидов.

Так как инновационный подход в работе с инвалидами является основным, учреждения культуры городского округа Электросталь, их коллективы и специалисты применяют в работе именно его. Активная работа по адаптации инвалидов к социуму выражена в таких проектах как «Доктор-клоун», «Солнечный круг», «Дети детям» и др.

В городском округе Электросталь существует ряд  учреждений и центров, которые целенаправленно ведут работы по лечению, реабилитации и созданию необходимых условий жизнедеятельности инвалидов. Это  областной  центр  по восстановлению опорно – двигательной системы «Огонёк», детский реабилитационный центр «Золотой ключик», где находятся дети до 10 лет с заболеваниями центральной нервной системы, психической направленности и др., это интернат для глухонемых и слабослышащих детей, Дом инвалидов, общественное формирование «Дети как Ангелы» и др. Исходя из вышеуказанного классифицировать социально-защитные и реабилитационные технологии возможно: по месту проживания и по типу конкретного дефекта и связанных с этим медико-социальных ограничений и степени социально-культурной недостаточности инвалидов.

Вне зависимости от своего типа технологии выполняют определённую функцию для достижения необходимого медико-социального, психологического, культурно-реабилитационного результата.

Если говорить конкретно о реабилитации, то уместно сказать о создании благоприятных условий формирования отношения и умения адаптации инвалидов в социально-культурных ситуациях, использования своих творческих способностей (насколько это возможно), правильное получение информации. Назначение социально-культурных технологий состоит в том, чтобы научить инвалида адекватно участвовать в самых разнообразных формах и ситуациях общения, пользоваться всеми доступными средствами массовой информации обучить инвалида знаниям и навыкам проведения досуга и развлечений, круга общения и самообслуживания и др.

Муниципальное учреждение Культурный центр им. Н.П.Васильева ведёт активную работу по созданию мероприятий направленных на улучшение жизнедеятельности и мировосприятия детей – инвалидов города Электросталь. А так же осуществляет выездные мероприятия для данной аудитории за пределами города. В рамках программы «Несём добро», коллектив Культурного центра ведёт постоянную работу в данном направлении с реабилитационным центром «Золотой ключик». Мероприятия планируются на год, с учётом места проведения, регламента времени, с учётом необходимости темы и формы праздника и специфики будущей аудитории.

Одним из любимых детьми праздников стал яркий, запоминающийся праздник «Масленица», который несмотря на вариативность имеет обязательные традиционные обрядовые наполнения, являясь основными несущими конструкции праздника «Масленица». К таким составляющим относятся: потешный поезд, привозящий Масленицу - кривошейку, сожжение Масленицы, прощальный хоровод.

Для улучшения восприятия праздника, в данном случае «Масленицы» организаторами выбрано помещение - актовый зал реабилитационного центра «Золотой ключик», так как для детей с ограничением физических и психических возможностей гораздо лучше восприятие праздника с близкого расстояния. А так же возможность использования аниматорами тактильных форм работы в конкурсно - игровой части праздника. Опыт работы с детьми –инвалидами показывает, что для формирования мероприятия для данной аудитории специалисту социально-культурной сферы необходимо знать специфику заболеваний, в том объёме, который позволяет понять какие задачи могут выполнить участники праздника. Например, ребёнок с заболеванием аутизм будет воспринимать яркие костюмы, музыку, динамику праздника, не участвуя при этом в мероприятии ни активностью, ни эмоционально. Но внутренние его ощущения, положительный эмоциональный фон будут присутствовать. Дети, поражённые ДЦП принимают участие в празднике частично, насколько позволяет им их состояние, но воздействие вышеуказанных форм работы так же несут благотворное влияние на детей-инвалидов.

Для детей-инвалидов, страдающих нарушением зрения, проводят реабилитацию музыкальными средствами. Необходимо развивать хоровое пение слепых, которое объединяет музыку и слово, обогащает эмоциональный опыт и эстетическое развитие юных и взрослых исполнителей. Учебно-репетиционная и концертно-исполнительская  деятельность оказывает благотворное, познавательное, воспитательное, просветительское, лечебно-оздоровительное, досуговое, эмоционально- эстетическое воздействие на человека с нарушением зрения и другими вышеуказанными заболеваниями.

На уровне интуиции, используя гибкость творческих идей, ведущие проводят интерактивную, насколько это возможно, тематическую, конкурсно – игровую программу. В работе используют такие формы как визуальное, эмоциональное восприятие, чтобы праздник как форма досуга давала возможность инвалидам «быть как все».

Воздействие музыкального оформления праздника дополняет положительный эффект восприятия, усиливает эмоциональный фон выступления ведущих.

Кроме форм работы выбранных для мероприятия, важным аспектом является - как работать. Огромное значение имеют личностные качества человека, ведущего, который работает с данным контингентом детей. Кроме профессиональных возможностей у ведущего должны быть такие качества как: доброта, сопереживание, внимательность  и весёлый нрав. Очень важен внутренний положительный настрой работающих с детьми аниматоров. Любое сказанное слово, фраза, подкреплённое улыбкой воздействуют гораздо с большим эффектом, нежели только профессиональное исполнение текста.

В детской инвалидной среде хорошо себя зарекомендовала юморо-терапия- например, выступления цирковых клоунов, фокусников в городском округе Электросталь это выступление ведущих-клоунов, в празднике «Масленица» - скоморохов, а так же детей, участников художественной самодеятельности в различных жанрах. Схема обмена творческой энергией, доброй эмоцией влияет как на детей-инвалидов, так и развивает чувство сопереживания, доброты и бескорыстия у детей, которые выступают.

Анализируя влияние праздника на детей-инвалидов, изучая их реакцию, формируется очередное мероприятие, таким образом, эти действия направлены на получение конкретного результата в реабилитации, коррекции и адаптации, используя те или иные необходимые для достижения результата методы, способы и приёмы.

Особенностью праздников является сохранение оздоровительного пространства – дозированность во времени, в объеме материала, в эмоциональном восприятии, в чередовании состояний возбуждения – торможения, напряжения – расслабления и др.Организация досуга, проведение праздников направлено на формирование положительных эмоций, расширение социального опыта.

В 1992 году в стране были приняты указы Президента РФ « О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов», «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности»Эти документы послужили своеобразным стимулом для развёртывания социально-культурной реабилитации лиц с ограниченными возможностями. Было положено начало разработке, освоению и внедрению разнообразных технологий, основанных на использование средств культуры, образования, искусства и др. Особенностями российской культуры является значимость коллективистских начал общественного и личностного развития как гаранта справедливости, взаимопомощи и поддержки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Искусство массового праздника, представления, зрелища - это искусство высоких идей, целенаправленности и гражданского пафоса, требующего в то же время яркой образности, ассоциативности, оригинального, смелого творческого замысла.

Что касается массового театрализованного празднества, то это, безусловно, имеющая устоявшиеся видовые праздники и одновременно объемная, синтезирующая форма театрализованного представления. Это венец творчества народа для народа. Постижение сущностных черт драматургии такого празднества может быть плодотворным лишь после подробного изучения других видов театрализованных представлений.

В режиссуре массовых зрелищ, обращенных к большим общностям людей, решающее значение приобретает умение их организовать. Существование массы участников, создающих коллективную образность, является существенной особенностью массовых зрелищ.

Современный массовый праздник носит рационально-процедурный характер. Тематический праздник включает театрализованное массовое шествие, которое выполняет роль своеобразного праздничного пролога, затем театрализованный митинг-манифестацию, где обязательно должно состояться основное событие праздника и раскрыться его тематика, далее кульминационное событие, где должно быть представлено некое театрализованное представление и, наконец, «народное гулянье» как финал праздника. В тематическом празднике есть единое развернутое во времени и пространстве театрализованное действо, соединенное единым сценарно-режиссерским ходом. Отсюда его специфика: разножанровость и многоплановость, наличие «реального героя» (в митинге или представлении), активное творческое участие большого количества людей в праздничном действии.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Законы, нормативные акты.

Закон Российской Федерации. Основы законодательства Российской Федерации о культуре ( от 24 ноября 1992 года).

Конституция Российской Федерации / принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.

Научные исследования

Акимова Л.А. Социология досуга. - М.: МГУКИ, 2003. - 123 с.Блинов Г.П. Роль национальных обычаев и традиций в сознательной регуляции поведения. – М., 1989. – 198 с.

Воловик А.Ф. Педагогика досуга. - М.: МПСИ: Флинта, 1998. – 232 с.

Донской В.Г. Клуб - центр культурных инноваций. - М.: РИЦ ИСПИ, 2003. – 92 с.

Дуликов В.З. Критерии социально-культурной деятельности // Вестник МГУКИ. –  2004. – № 1. – С. 94 – 103.

Жарков А.Д. Культурно-досуговая деятельность как общественный феномен // Вестник МГУКИ. – 2003. – №2. – С. 72 – 79.

Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учеб.-метод. пособие / А. Д. Жарков. - [2-е изд., перераб. и доп.]. - М.: Изд-во Моск. гос. ун-та культуры: Профиздат, 2002. - 287 с.

Комиссаренко С.С. Культурные традиции русского общества. - СПб.: Изд-во СПбГУП, 2003. – 300 с.

Культурно-досуговая деятельность: Учеб. для вузов культуры и искусств / [Кандидаты пед. наук, доценты Т.Г. Васильева, Ю.Г. Волков, В.А. Волобуев и др.];  Под науч. ред. акад. РАЕН А.Д. Жаркова и проф. В.М. Чижикова. - М.: МГУК, 1998. - 461 с.

Национальные праздники в контексте российской культуры // Клио. 2001. № 2 (14).

Основные технологии культурно-досуговой деятельности / [Р.З. Богоудинова, Ю.Н. Дрешер, Г.Х. Калимуллина и др.;  науч. ред. Р.З. Богоудинова, д.п.н., проф. и др.]. - Казань: Изд-во Казанского государственного университета,2005. – 264 с.

Праздник в контексте российской культуры //Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - М., 2004. - №2.

Смирнова Е.И. Клубные объединения. – М., 1977. – 258  с.

Социально-культурные ориентации молодежи и организации ее досуга по месту жительства /  [Шарова А.Ф., Барсук В.Л., Волков В.И., Коробейникова Т.А.]. - Екатеринбург: ИЭ УрО  РАН, 1997. - 49 с.

Стрельцов Ю.А. Культурология досуга. - [2-е изд.]. - М.: МГУКИ, 2003. – 297 с.

Суртаев В.Я. Социально-педагогические особенности молодежного досуга. - Ростов н/Д : Фил. С.-Петерб. гос. акад. культуры, 1997. – 199 с.

1 Кравченко А.И. Культурология. М., 2000.

2 Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учеб.-метод. пособие / А. Д. Жарков. - [2-е изд., перераб. и доп.]. - М.: Изд-во Моск. гос. ун-та культуры: Профиздат, 2002.

3 Основные технологии культурно-досуговой деятельности / [Р.З. Богоудинова, Ю.Н. Дрешер, Г.Х. Калимуллина и др.;  науч. ред. Р.З. Богоудинова, д.п.н., проф. и др.]. - Казань: Изд-во Казанского государственного университета, 2005.

4 Шароев И.Г. Режиссура эстрады и массовых представлений. М.: Просвещение, 1986. С. 358.




1. Сестринское дело 1 этап
2. 4 Введение
3. тема знаний о спбах и средствах изменения состя обьекта осущх в определенном процессе
4. А Баратынский Приманкой ласковых речей Вам не лишить меня рассудка Конечно многих вы милей Но
5. 1] 1. Постановка проблемы [1
6. Альбани С именем Аллаха Милостивого Милосердного Вступление издателя1 Хвала Аллаху
7. К лабораторной работе 5
8. в собственников внесенные в имущество оргии при его создании ОРГАНИЗАЦИОННОПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ПРЕДПРИЯТИ
9. вишайа матир мадхупате сакрит ратим удвахатад аддха гангеваугхам уданвати О Господь К
10. Понятие, признаки, виды обстоятельств, исключающих преступность деяния
11. Управление продажей образовательных услу
12. Передчасне Прискорене Фізіологічне Медсестра під час обстеження пацієнтки виявила що її біологічни
13. GeoCad, как база данных для ведения реестра регистрации прав на недвижимость и сделок с ним
14. на тему- ~~Управління необоротними активами ~
15. Современная политико-административная элита России
16. Эффективность производства Анализ эффективности производства
17. Важнейшие операции Красной Армии и флота в 1943 году- уроки и итоги.html
18. Пояснительная записка к курсовому проекту Детали машин Содержание- Введение характеристика наз
19. Сравнительный анализ государственного управления в зарубежных странах
20. Гигиена больного