Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Билет №1.
Лад это система взаимоотношений между устойчивыми и неустойчивыми звуками вокруг тоники. В музыке чаще встречаются два лада: мажорный (светлый) и минорный (темный).
Тоника I ступень, самый главный и устойчивый звук в ладу.
Гамма звуки лада, расположенные по порядку от тоники до тоники вверх или вниз. Звуки гаммы называются ступенями и обозначаются римскими цифрами: I, II, III, IV, V, VI, VII.
Строение натуральной мажорной гаммы: (тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон). В гармоническом мажоре понижается bVI ступень.
Строение натуральной минорной гаммы: (тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон). В гармоническом миноре повышается #VII ступень. В мелодическом миноре при восходящем движении повышаются #VI и #VII ступени, а при нисходящем повышения отменяются.
Билет №2.
Устойчивые ступени I, III, V опора лада. Из них образуется тоническое трезвучие, в мажоре мажорное, в миноре минорное.
Неустойчивые ступени II, IV, VI, VII.
Устойчивые ступени притягивают к себе неустойчивые. Переход неустойчивого звука к устойчивому называется ладовым разрешением:
- II ступень разрешается в I или III;
- IV ступень разрешается в III или V;
- VI ступень разрешается в V;
- VII ступень разрешается в I.
Среди неустойчивых звуков два звучат наиболее напряженно. Это звуки, окружающие тонику: II и VII ступени, их называют вводными звуками:
- II ступень при разрешении в тонику движется вниз и поэтому называется нисходящим вводным звуком;
- VII ступень при разрешении в тонику движется вверх и называется восходящим вводным звуком.
Билет №3.
Главные ступени лада I, IV, V.
I тоника (T), IV субдоминанта (S), V доминанта (D).
Остальные ступени лада побочные. Они также имеют названия: II ступень нисходящий вводный звук, III ступень медианта (средняя), VI ступень субмедианта (нижняя медианта), VII ступень восходящий вводный звук.
Тональность высота лада (тоника + лад).
Параллельные тональности это мажорная и минорная тональности, у которых одинаковые при ключе знаки и звуки, но разные тоники.
Тоникой параллельного минора является VI ступень мажора (на м3 ниже). И, наоборот, тоникой параллельного мажора является III ступень минора (на м3 выше).
Одноименные тональности это мажорная и минорная тональности, у которых одинаковые тоники, но разные знаки при ключе.
Билет №4.
Квинтовый круг тональностей это порядок расположения тональностей: диезных вверх по ч5 (чистым квинтам), а бемольных вниз по ч5.
До мажор 0 знаков Соль мажор 1# Ре мажор 2#
ля минор → ми минор → си минор →
Ля мажор 3# Ми мажор 4#
фа# минор → до# минор
До мажор 0 знаков Фа мажор 1b Сиb мажор 2b
ля минор → ре минор → соль минор →
Миb мажор 3b Ляb мажор 4b
до минор → фа минор
Последний # (диез) при ключе появляется в мажоре на VII ступени, в миноре на II ступени.
Последний b (бемоль) при ключе появляется в мажоре на IV ступени, а в миноре на VI cтупени.
# b # b
7 4 2 6
dur moll
Порядок # при ключе: фа-до-соль-ре-ля-ми-си.
Порядок b при ключе: си-ми-ля-ре-соль-до-фа.
Билет №5.
Интервал это одновременное или последовательное звучание двух звуков.
Если звуки интервала взяты одновременно, то интервал называется гармоническим, если последовательно мелодическим. Мелодический интервал бывает восходящим и нисходящим. Нижний звук интервала называется основанием, верхний вершиной.
Две величины интервала.
Каждый интервал измеряется двумя величинами:
- количественная или ступеневая величина (количество ступеней);
- качественная или тоновая величина (количество тонов).
Названия интервалов связаны со ступеневой величиной. Они происходят от латинских числительных: 1-прима, 2-секунда, 3-терция, 4-кварта, 5-квинта, 6-секста, 7-септима, 8-октава.
Вид интервала зависит от качественной (тоновой) величины малый, большой, чистый, увеличенный, уменьшенный:
Ч 1 = 0 тонов; м 2 = ∆(полутон); б 2 = тон; м 3 = тон+ ∆; б 3 = 2 тона; ч 4 = 2 тона+ ∆;
Ч 5 = 3 тона+∆; м 6 = 4 тона; б 6 = 4 тона+∆; м 7 = 5 тонов; б 7 = 5 тонов+∆;
ч 8 = 6 тонов; тритоны: ув 4 = 3 тона; ум 5 = 3 тона.
Билет №6.
Обращения интервалов это перемещение нижнего звука на чистую октаву (ч 8) вверх или верхнего звука на чистую октаву (ч 8) вниз. В сумме интервал и его обращение составляют ч8 (чистую октаву).
При обращении интервалов существуют следующие закономерности:
Билет №7.
Устойчивые интервалы это интервалы, в которых оба звука устойчивые, т.е. состоят из I, III, V ступеней.
Неустойчивые интервалы это интервалы, в которых оба звука неустойчивые или один звук устойчивый, а другой неустойчивый.
При разрешение неустойчивых интервалов устойчивый звук остается на месте, а неустойчивый звук переходит в ближайший устойчивый.
Билет №8.
Тритоны это ув4 (увеличенная кварта) и ум5 (уменьшённая квинта), охватывающие 3 тона. Это интервалы диссонирующие и неустойчивые. В музыке встречаются 2 пары тритонов: доминантовые и субдоминантовые.
Доминантовые тритоны: ум5 на VII ступени, ув4 на IV ступени в натуральном мажоре и гармоническом миноре.
Субдоминантовые тритоны: ум5 на II ступени, ув4 на VI ступени в гармоническом мажоре и натуральном миноре.
# b
7 4 2 6
ум5 ув4 ум5 ув4
dur - н dur - г
moll - г moll н
ум5 разрешается сходящимся движением в терцию:
ув4 разрешается расходящимся движением в сексту:
Билет №9.
Диссонанс это резкое, напряженное, несогласное звучание. К диссонирующим интервалам относятся: м2, б2, м7, б7, ув4, ум5.
Консонанс это мягкое, согласное, благозвучное звучание. Консонанс бывает трех видов:
Билет №10.
Трезвучие это аккорд из трех звуков, расположенных по терциям. Нижний звук трезвучия называется основной или прима, средний терция (терцовый тон), верхний квинта (квинтовый тон).
Трезвучия бывают четырех видов:
1) мажорное, большое трезвучие Б35 б3 + м3 = ч5;
2) минорное, малое трезвучие М35 м3 + б3 = ч5;
3) увеличенное трезвучие Ув35 б3 + б3 = ув5;
4) уменьшенное трезвучие Ум35 м3 + м3 = ум5.
Билет №11.
Обращения трезвучий это новые аккорды, которые образуются в результате переноса нижнего звука трезвучия на октаву вверх. Звуки при обращении меняются местами. Новых звуков в обращении быть не может.
Трезвучие имеет 2 обращения:
М46 ч4 + м3 = м6.
Т35 Т6 Т46 S35 S6 S46 D35 D6 D46
I III V IV VI I V VII II
Билет №12.
Септаккорд это аккорд из четырех звуков, расположенных по терциям.
Доминантовый септаккорд это малый мажорный септаккорд, построенный на V ступени мажора и гармонического минора.
D7 состоит из б3 + м3 + м3 = м7, между крайними звуками м7 или Б 35 + м3 = м7
D7 неустойчивый, диссонирующий аккорд, разрешается в неполное тоническое трезвучие с утроенным основным тоном T3 или t 3.
D7 состоит из V VII II IV ступеней.
D7 разрешается: V → I; VII → I; II → I; IV→ I.
PAGE 1