Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Тема 2. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Зарождение философии. Формирование восточного и западного стилей философствования. Формирование античной философии в Древней Греции. Особенности античной философии, основные периоды ее эволюции. Философия физиса: постановка и решение проблемы первоосновы мира (милетская школа, пифагорейцы, Гераклит, элеаты, атомисты). Сократ о соотношении знания и нравственности. Классические философские системы Платона и Аристотеля. Эллино-римский период античной философии (эпикурейство, стоицизм). Место античной философии в мировой культуре.
Вопросы для обсуждения на семинаре:
1. Особенности западного и восточного типов мыщления и стилей
философствования.
2. Зарождение философии в Древней Греции, ее предпосылки,
особенности и этапы развития.
3. Первые натурфилософские школы Древней Греции: Милетская
школа, Пифагор, Гераклит, элейская школа, атомисты.
4. Проблема бытия и познания в философии Платона и Аристотеля.
5. Проблема человека и общества в философии Платона и Аристотеля.
Темы теоретических сообщений
1. Пифагор и пифагорейский союз.
2. Гераклит и его диалектическое учение.
3. Апории Зенона.
4. Жизнь и учение Сократа.
5. Эпикурейство, его философский источник и этическое учение.
6.Логика и диалектика Аристотеля.
7. Этическая школа стоиков.
8. Сократические школы киников и киренаиков.
Основная литература
Некрасова Н.А., Некрасов С.И. Философия. Учебник. М., 2008
История философии. Запад-Россия-Восток (книга первая). - М.:
Греко-латинский кабинет, 1997.
Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - 2-е изд. - М.: Гардарики, 2002.- С.
22-80.
Чанышев А.А. Курс лекций по древней философии. - М.: Высш. шк.,
1981. -С. 122-364.
Рассел Б. История западной философии. Новосибирск: Сибирское
университетское издательство, 2007. Книга 1.
Дополнительная литература
Аристотель. Соч. в 4-х т.т. - М.: Наука, 1975-84.
Асмус В.Ф. Античная философия. - М.: Высш. шк., 1998.
Донских О. А., Кочергин А. Н. Античная философия. - М.: Изд-во МГУ,
1993.
Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых
философов. -М.: Мысль, 1982.
История философии. : Учеб. пособие. Под ред. В.М. Мапельман, Е.М.
Пенькова. - М.: Приор, 1998. - С.62-98.
Кессиди Ф.Х. Сократ. - М.: Мысль, 1976.
Лосев А. Ф., Тахо-Годи А. А., Платон, Аристотель. - М.: Молодая
гвардия, 1993.
Лурье СЛ. Демокрит. - М.: Мысль, 1970.
Платон. Апология Сократа. Диалоги «Менон», «Государство»//Платон.
Соч. в 4-х тт. Т. 1. - М.: Наука, 1994.
Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1. - М.: Наука, 1989.
Категории темы
Сансара, карма, нирвана, медитация, апейрон, апории, подлинное и неподлннное бытие (Платон), познание как воспоминание (Платон), причины бытия (Аристотель), девиз Сократа, майевтика, эйдос (Платон), гедонизм, эпикурейство, стоицизм, кинизм, детерминизм, атомистика, релятивизм, космоцентризм, рационализм, космология, телеология.
Самостоятельная работа по подготовке к занятию
1. Используя учебную литературу, составьте таблицу по образцу:
Этап развития античной философии |
Основные философские школы и концепции, имена философов |
Основные проблемы |
Досократический этап |
Милетская школа: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен…. НаНаНатурфилософия |
Натурфилософия, поиск …....первоначала… перво.. первон первоначала |
Сократический этап |
||
Эллинистический этап |
||
Римский этап |
2. О ком пишет Аристотель в своей «Метафизике»: «…занявшись математическими науками они впервые двинули их вперед и, воспитавшись на них, стали считать их начала началами всех вещей. Но в области этих наук числа занимают от природы первое место, а у чисел они усматривали … много сходных черт с тем, что существует и происходит, - больше, чем у огня, земли и воды… Кроме того, они видели в числах свойства и отношения, присущие гармоническим сочетаниям… Числа занимали (у них) первое место во всей природе, элементы чисел они предположили элементами всех вещей и всю Вселенную (признали) гармонией и числом».
3. Диоген Лаэртский: «Зенон же отрицает движение, говоря «Движущийся предмет не движется ни в том месте, где он находится, ни в том месте, где его нет».
Аристотель: «Есть четыре рассуждения Зенона о движении, доставляющие большие затруднения тем, которые хотят их разрешить. Первое о несуществовании движения на том основании, что перемещающееся тело должно прежде дойти до половины, чем до конца… Второе так называемый Ахиллес. Оно заключается в том, что существо более медленное в беге никогда не будет настигнуто самым быстрым, ибо преследующему необходимо раньше прийти в место, откуда уже двинулось убегающее, так что более медленное всегда имеет некоторое преимущество…».
Воспроизведите логику обоснования Зеноном отрицания движения в мире.
4. Платон: « … говорил, что мера всех вещей есть человек, то есть какими вещи мне являются, таковы они и суть для меня, а какими они являются тебе, таковы они для тебя».
О ком пишет Платон? Как называется подобная позиция в философии?
5. Аристотель: «…некоторые из древних полагали, будто бытие по необходимости едино и неподвижно. Ибо пустота не существует, движение же невозможно, если нет отдельно существующей пустоты… (Он) же полагал, что … пустота небытие и что небытие существует нисколько не менее, чем бытие. Ибо сущее в собственном смысле абсолютно полное бытие, и оно не едино, но (состоит из) бесконечно большого по числу и невидимых вследствие малости своих объемов (частиц). Они носятся в пустоте и, соединяясь между собой, … они рождают все вещи… (Все) состоит из неделимых тел, последние же бесконечны числом и бесконечно разнообразны по формам…».
Чей спор описывает Аристотель? В чем суть этого спора?
6. Аристотель: «Есть некоторая наука, которая рассматривает сущее как таковое и то, что ему присуще самому по себе. Эта наука не тождественна ни с одной из частных наук: ни одна из других наук не исследует общую природу сущего как такового, но все они выделяют себе какую-нибудь часть его (сущего) и затем рассматривают относительно этой части то, что ей окажется присущим, так поступают, например, науки математические…». («Метафизика» кн.4, гл.1.).
О какой науке говорит Аристотель? По какому принципу Аристотель выделяет науки и строит классификацию всех наук?
Проблемные вопросы для обсуждения на семинаре
1. Какие особенности характеризуют философские взгляды античности?
2. В чем отличие досократического периода античной философии от классического, сократического?
3. Какие подходы к пониманию первоначала мира сложились в античной философии?
4.Что изменилось в демокритовском представлении об атомах на современном этапе научного знания?
5. Почему Сократ считал человека центром философского размышления?
6. Каковы методы Сократовского поиска истины?
7. Как связаны знание и нравственность в философии Сократа?
8. Как рассматривается бытие материальных вещей в онтологии Платона?
9. Какое значение имеет понятие «эйдос» в философии Платона?
10. Что такое процесс познания с точки зрения Платона?
11. Как взаимосвязаны причины («начала») бытия в онтологии Аристотеля?
12.Определите общее и различное в учениях о душе Платона и Аристотеля.
13.Как должно быть организовано идеальное государство с точки зрения Платона?
14.Почему Аристотель называет человека «политическим животным»?
Тесты для компьютерного контроля
1. Кто из названных философов относится к представителям Милетской школы?
а) Демокрит;
б) Фалес;
в) Анаксимандр;
г) Гераклит;
д) Анакснмен.
2. Какое из утверждений принадлежит Фалесу?
а) «Все веши суть числа»;
б) «В одну и ту же реку мы входим и мы выходим, существуем и не существуем»;
в) «Все есть вода»;
г) «Этот космос один и тот же для всего существующего не создал, никакой Бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим».
3. Какую концепцию выдвинул Гераклит?
а) О неизменности бытия;
б) О всеобщем изменении и противоречивости сущего;
в) О четырёх элементах: вода, огонь, земля и воздух, из которых состоит все существующее.
4. Приводимые ниже утверждения раскрывают содержание античного атомизма. Одно из этих утверждений является неверным. Определите его.
а) душа, состоит из атомов, атомы души рассеяны повсюду;
б) в мире могут происходить события, не имеющие причин;
в) человек способен познать мир, источник истинных знаний - разум;
г) все состоит из атомов и пустоты;
д) человек стремится к удовольствиям и избегает страдания.
5. По своему мировоззрению Платон был:
а) Объективным идеалистом;
б) Субъективным идеалистом;
в) Скептиком;
г) Материалистом;
6. Приводимые ниже утверждения раскрывают содержание учения Платона. Одно из этих утверждений является несоответствующим философии Платона. Определите его.
а) познание мира возможно, но оно доступно лишь лучшим душам, способным вспомнить созерцавшиеся ими ранее идеи;
б) подлинное бытие - это мир духовных сущностей, мир идей;
в) в идеальном государстве все люди должны быть равны;
г) душа бессмертна;
д) вещь возникает в результате соединения идеи и материи.
7. Аристотель разработал концепцию:
а) Двух значений причин;
б) Трёх значений причин;
в) Четырех значений причин.
8. Приводимые ниже утверждения раскрывают содержание учения Аристотеля. Одно из этих утверждений является неверным с позиции Аристотеля; определите его.
а) в результате взаимодействия формальной, движущей, целевой и материальной причин формируются все вещи мира;
б) движение бесконечно и не имеет начала, первоисточника;
в) активное, творческое начало мира - форма форм;
г) человек - прежде всего гражданин государства, общественные интересы должны стоять выше личных;
д) важный принцип нравственного поведения - избегать крайностей.
9. Определите, представители какой философской школы античности считали, что бытие неподвижно, неизменно, неделимо, едино:
а) Платон и его ученики;
б) атомисты;
в) элеаты;
г) стоики;
д) киники.
10. Определите, представители какой философской школы античности считали, что суть свободы человека - в сознательном выборе между добродетелью и пороком и в безразличном отношении к внешним событиям:
а) элеаты;
б) Платон и его ученики;
в) атомисты;
г) стоики;
д) представители Милетской школы.