Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Е. Б. Жатканбаев
СРЕДНЕВЕКОВЫЕ МЫСЛИТЕЛИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ 0 ГОСУДАРСТВЕ И ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ
Вестник КазГУ. Серия экономическая. Алматы, 1998, № 10.
/Libr/Домой Вестник КазГУ К текущему номеру Пред. статья
В раннее средневековье вышедшие из Средней Азии и современного Юга Казахстана ученые отличались поистине энциклопедическими знаниями. К их числу следует отнести прежде всего Абу Насра аль-Фараби, Абу Али ибнСина, Бируни, Юсуф Баласагуни, Низам аль-Мульк и др. В их числе следует рассматривать труды и великого завоевателя Востока Тимура.
Среди названных особняком стоит Абу Наср аль-Фараби. В числе его многочисленных научных трудов, в рассматриваемом нами аспекте, особый интерес представляют "Трактат о взглядах жителей добродетельного города" и книга, переведенная как "Гражданская политика". Последняя озаглавлена "Китаб ас сийаса ал мданийа", что идентично терминам "городская политика", "гражданская политика" и "государственное управление". Если исходить из того, что в средневековье города по сути представляли государство, то без натяжки можем сказать, что данное произведение посвящено государственному управлению. Данное мнение подкрепляется и теми мыслями, которые были высказаны Абу Насром в этой книге. "Люди, которые подчиняются руководству этого главы, являются добродетельными, превосходными и счастливыми. Если они образуют народ, то этот народ - добродетельный, а если эти люди объединены общим местом проживания, то иго общее место проживания, которое объединяет всех под таким руководством, представляет собой добродетельный город. Если же они не объединены общим местом проживания, а живут в разных местах и их жители подчиняются иным, а не этим руководствам, то в таких местах добродетельные люди являются чужаками" (1). Здесь присутствует, по всей видимости, парадокс перевода или народного временного понятия. 0 чем же речь? Абу Наср пишет о народе и далее "если эти люди объединены общим местом проживания, то они представляют собой добродетельный город", Чтобы определить, насколько верно понятие "добродетельный город" применительно к сегодняшним понятиям, видимо, его надо сравнить с теми понятиями, которые бытовали во времена аль-Фараби.
Свои суждения о государственном управлении Абу Наср начинает с "начала" бытия тела и постепенно приводит к самому человеку. "Человек относится к тем видам (существ), которые могут достичь необходимого в делах и получить наивысшее совершенство только через объединение многих людей в одном месте проживания"(2). От человека он переходит к человеческому обществу. "...человеческие общества подразделяются на великие, средние и малые. Великое общество - это совокупность многих народов, которые объединяются и помогают друг другу. Среднее - это один народ. Малое - это общество, представленное одним городом"(3). "Городское общество представляет собой часть какого-то народа. Народ делится по городам. Абсолютно полное человеческое общество подразделяется на народы. Один народ отличается от другого тремя естественными вещами: естественным правом, естественными чертами (характера) и третьей, основанной на характере (людей) ... это язык, то есть речь, являющаяся средством выражения (мысли). Народы подразделяются на большие и малые" (4). Затем на основе деятельного разума Абу Наср выделяет: "...те, кто обладает способностью добиться результата какого-то рода, являются главой над теми, кто не обладает такой способностью". "Те, кто обладает способностью к хорошему руководству и наставлению, являются главой над теми, кто не способен к этому" (5). На основе природных качеств человека и воздействия на него через обучение и воспитание одни из них добиваются руководящих должностей в обществе и становятся управленцами над себе подобными, чтобы достигнуть цели существования человека.
Абу Наср различает два вида руководства, Это, во-первых, когда человек "управляет одним и управляем другим" и "который руководит другим человеком". Причем второй вид руководителя может быть как в отдельных отраслях общественного хозяйства, так и "по отношению ко всем человеческим родам"(6), то есть гла- ва города, общины, государства. Тем самым Абу Наср различает "ступени руководства, которые постепенно нисходят от самой высшей ступени до ступеней служения, которые не имеют никакого отношения к руководству и ниже которых нет никакой другой ступени"(7). Важной функцией главного руководителя является определение ступеней руководства, порядка взаимоотношения руководителей ступеней и их последовательности.
Определяя функциональную роль главного руководителя, Абу Наср пишет: "Дело правителя города, то есть главы, - управлять городом, чтобы устанавливалась взаимосвязь и взаимосогласованность частей города и достигался такой порядок, при котором (жители) помогают друг другу в искоренении зла при обретении благ"(8)... Хотя до этого главный руководитель у него "сходен с первопричиной", здесь главе отводится довольно пассивная роль. Ведь первый руководитель не только должен взаимосвязь и увязывать и содействовать достижению "счастья". Он должен быть генератором идей, контролировать ход осуществления поставленных целей.
Вышеприведенная система, виды и функции управления, по Абу Насра, должны быть свойственны добродетельному городу, которому противостоят невежественные города. Он различает общество необходимости в городах необходимости, общество обмена в городах обмена, общество низости в городах низости, честолюбивое общество в честолюбивых городах, властолюбивое общество во властолюбивых городах, свободное общество в коллективном городе и городе свободных. В каждом из них - свойственная им жизнь и свои общественные отношения, свои цели и способы их реализации, следовательно, соответствующие руководители. Так, в обществе необходимости существует взаимопомощь в приобретении вещей, поэтому глава города должен быть распорядителен и хитроумен. В честолюбивом городе глава должен быть полезен в достижении богатства удовольствий, почестей и др. вещей своей распорядительностью и сообразительностью. Подобным образом рассматриваются все другие виды городов. Если добропорядочный город представляет собой идеальный город, то невежественные города, на наш взгляд, отражают реалии Х века.
Абу Наср аль-Фараби впервые в научной литературе Ближнего Востока и Центральной Азии попытался показать управленческий процесс как сложный, многогранный процесс, с его взаимосвязями, многообразными переплетениями, сочетаниями, взаимопереходами на различных уровнях и стадиях. Градация городов у него идет не по внешним признакам, таким, как величина, местоположение, сфера хозяйственной деятельности, а по социально-этическим признакам, что позволяет выделить добродетельный город, добродетельное государство, которым противопоставляются реально существующие юрода Средней Азии и Ближнего Востока, где он в свое время жил. На наш взгляд, в его трудах "Гражданская политика", "Трактат о взглядах жителей добродетельного города", "Афоризмы государственного деятеля" ярко прослеживается общественная природа человека, благодаря чему делается вывод о коллективизме людей. Впоследствии, воспринимая учения Учителя, Бируни отмечал объективный характер неизбежности объединения людей в обществах. Эту же мысль позднее подчеркивал ибн Рушд: "Человек ... по своей природе - существо гражданское".
Многие исследователи взгляды аль-Фараби на государственное управление называют "утопическим идеалом". По всей видимости, мы не можем упрекнуть ученого в непонимании того, что он идеализирует систему управления добродетельного города. Это покоится на том, что аль-Фараби, рассматривая деятельный разум, ищет пути совершенствования человека через познание и науку. По аль- Фараби, лишь правильное мышление позволит познать науку государственного управления. Такое познание, по его мнению, приведет к разумному управлению городом, обществом, Именно этим объясняются суждения ученого об условиях разумного управления государством и городом. В своих трудах аль-Фараби доказывал, что люди могут счастливо жить в хорошо и правильно управляемом обществе, если в них будут господствовать установленные нормы справедливости и универсальные государственные законы, которые были бы обязательны для всех граждан и беспрекословно выполнялись бы ими, независимо от занимаемого положения. С названными положениями и сегодня согласились бы многие как в Казахстане, так и за его пределами.
Выдающийся ученый средневековья из Центральной Азии Абу Али ибн-Сина вслед за аль-Фараби выступал за идеальный общественный порядок в государственном устройстве. По его учению, государство должно управляться правителями, защищаться войсками и обеспечиваться производителями. В нем не должно быть бездельников, ростовщиков и других паразитических слоев общества. Суждение по тем временам было весьма смелым, но и утопическим. По мнению Ибн-Сина, в обществе каждый человек должен иметь свое место и заниматься какой-нибудь полезной деятельностью.
Запрещая ростовщичество, он ратовал за тесную связь различных городов, основанную на торговом общении, Безусловно, если бы ученый глубже изучил товарные отношения, то обязательно определил бы прямую связь торговли с ростовщическим капиталом и понял бы, что одно без другого не существует.
Ибн-Сина тесно увязывал процветание государства и совершенство государственного управления с наукой. Он отмечал, что в совершенном государстве отношения между людьми должны соответствовать нормам справедливости, устанавливаемым справедливым, мудрым государем, который любит науку. Поборник прогресса ибн-Сина твердо верил в преобразующую силу науки и надеялся, увязав науку с управлением, получить совершенное государство, что проблематично не только для его эпохи, но и для нас, находящихся на пороге ХХI века.
Во взглядах Абу Али ибн-Сина отражена эпоха конца 1-го тысячелетия и начала 11-ого, и поэтому его положения ближе к взглядам аль-Фараби, чем, допустим, к мыслям Платона или Аристотеля. Это и понятно, ибо окружающий мир не мог не отразиться на его взглядах. Бесконечные войны и страдания людей, нищета и притеснения со стороны господствующих классов неминуемо вели к идеализации будущего государственного устройства в обществе. Поэтому ученый наделил общество следующими чертами: "1) все обязаны трудиться для собственной пользы; 2) все материальные блага в этом государстве должны распределиться равномерно, таким образом, чтобы не было баснословного богатства и ужасающей нищеты; 3) поскольку все люди будут заниматься честным трудом и честно торговать, то некому и незачем будет воевать и войны исчезнут, а политические споры между государствами будут решаться мирным путем; 4) в идеальном же государстве люди будут всем обеспечены и поэтому перестанут противодействовать друг другу, возлюбят жизнерадостные песни и мелодии и долго не будут стареть"(9). Исходя из названных признаков государства, наделенных ибн- Синой, можно бесспорно определить ученого как прямого предшественника социалистов-утопистов. Такие положения, как равномерное распределение, "люди будут всем обеспечены", "долго не будут стареть", исчезновение войн, безусловно, утопично и составляют идеал не только для того времени, но и для наших дней. Идеи ибн-Сина тем и близки к мыслям аль- Фараби, что функции государства и его роль в обществе настолько высоко идеализировались, что нам приходится ставить его в ряд утопистов.
Вне поля зрения ученых-экономистов оставались “Уложения" Тимура, хотя в них много мыслей по экономическому обустройству государства. Отдельные положения его “Уложения" небезынтересны современным руководителям государств. Для собственною назидания я изучал причины прения их власти и старался избегать сделанных ими ошибок. Я воздержался оглихоимства и притеснений..."(10). Человек, написавший эти мудрые слова, в различных литературных источниках выдавался за разбойника, бессовестного, безжалостного, свирепого злодея (11).
Амир Темир родился в 1333 г. (в других источниках - в 1336 г.), по одной версии, недалеко от Самарканда, а по другим - недалеко от Отрара, по третьим данным юго-западнее Бухары. Исторические сведения сходятся в том, что отец его был из рода барлас и не принадлежал к чингизидам. По "Родословной же Темирлана" Шакарима, Кудайберды улы Чингисхан и Амир Темир чуть ли не троюродные братья. Отсюда возникает вопрос, а как же быть с теми ста с лишним лет, которые их разделяют.
Достигнутые Тимуром успехи - плоды ума, его организаторских способностей, умения оценивать ситуацию, способностей подчиненных и системы вознаграждения и наказания проявивших себя и провинившихся.
В "Уложениях" им разработана система правил (их двенадцать), способствовавших ему достигнуть власти и завоевать другие государства. В этих правилах он четко определяет систему формирования армии, содержания ее солдат и офицеров, систему управления государством и завоеванных земель. Все население своей страны он подразделил на двенадцать классов, которые составляли, по его словам, "величие и основу моего государства ..." (12).
"Уложения" Тимура по сути определяют не только взаимоотношения различных слоев населения с их государственными органами, но и те правила, которыми Амир Темир руководствовался при управлении своим государством. Этот документ со- держит в себе, по нынешним понятиям, и конституцию страны, и государственное устройство, и гражданское с уголовно-правовыми отношениями. Более того, он исходит из своего личного опыта руководства людьми, армией, территориального и государственною управления. Многие его правила злободневны и на сегодняшний день. Представляется, мало кто возразит против таких правил, как: "Надлежащий порядок и соблюдения законов..." (13) или "Я был настойчив в моих предприятиях. Раз предпринятый проект, каков бы он ни был, овладевал всем моим вниманием, и я не оставлял его, пока не имел успеха. Поступки мои не противоречили моим словам, и я не по- ступал сурово" (14). Приведенные мысли Амира Темира являются сокровищницей идей управленческого дела не только для средневековья, но и для наших дней,
Кроме того, в “Уложении" Тимуром определены необходимые качества и служебные обязанности визирей. "Я требовал от визиря 4-х необходимых качеств: 1) благородство мыслей и возвышенность души; 2) тонкий и проницательный ум; 3) опыт и привычку жить солдатом и гражданином; 4) терпимость и способность примирить. Человек, одаренный этими качествами, заслуживает быть участником в правлении: он будет хорошим министром и мудрым советником" (15).
Важнейшее место в государственном управлении Амир Темир отводил двенадцати классам, которые, по нынешним понятиям, весьма далеки от марксистско-ленинского классового учения: "Я водворил порядок в государственных делах; постановления и законы послужили управлению моего владычества, придали ему новое русло и укрепили его, разделив моих подданных на двенадцать классов" (16). Можно долго спорить о необходимости и правомерности такого деяния, о научности или субъективности, но бесспорно одно: государственная система при нем работала слажено, ибо этому способствовали и другие положения "Уложения".
Империя Тимура, представляя собой военно-феодальную систему, не могла не иметь правила формирования армии. "Уложения" Тимура, более того, содержат и правила о жалованье в армии и его раздаче в войсках, о порядке производства в офи- церы и начальники, о разделе доходов с областей и завоеванных территорий, о наказаниях и поощрениях, о плане ведения войн и содержании детей и внуков, о повышении солдат и снабжении их обмундированием и вооружением, об отношениях начальника к подчиненному и подчиненного к начальнику. Неполный перечень рассмотренных вопросов говорит о многостороннем характере "Уложения" и важности его в деле управления государством. В научных дискуссиях можно говорить о тех или достоинствах, об отсутствии того иного вопроса или направления в деле государственного управления, показывать те или иные преимущества того или иного положения по сравнению с "Яссы" Чингисхана или кого-нибудь другого, указывать на жестокость и завоевательский характер войн Амир Темира, но при этом нельзя забывать, что это определенная система государственного устройства и она подлежит изучению и обобщению. В этом аспекте есть над чем поработать и теоретикам тактики и стратегии военного искусства, и государствоведам, и экономистам, и представителям других отраслей научного познания.