Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Понятия религиозная организация и секта
религиозное объединение добровольное объединение лиц, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:
се́кта особый тип религиозной или псевдорелигиозной организации, для которой характерны авторитарные методы управления, ограничения прав человека для членов организации (в т.ч. финансовая и духовная жизнь) и деятельность которой представляет опасность для жизни и здоровья граждан.
Деструктивные религиозные организации (объединения), тоталитарные секты это социально-институциональные новообразования современной религии, деятельность которых содержит элементы психического и (или) физического насилия, действующие в оппозиции к традиционной религиозности и в разной степени разрушительно по отношению к естественному, гармоничному состоянию личности.
В Европе, где свобода вероисповедания имеет долгую историю и конституционно защищена в большинстве стран, критика религиозных меньшинств зачастую заключалась в том, что они объявлялись не религиями, а «культами» и «сектами». Оба термина использовались почти взаимозаменяемо, причём «секта» имеет более негативную окраску в некоторых европейских языках. В английском языке слово «секта» сравнительно нейтрально, поэтому с целью обозначения противопоставления традиционным религиям с XIX века использовалось выражение «реакционная секта».
В начале 1990-х годов в России появилось большое количество новых для страны религиозных организаций и групп. За рубежом с таким явлением в 1960-е годы столкнулись США, а затем страны Западной Европы. В России религиозные новообразования появлялись в основном в результате усилий иностранных миссионеров, а некоторые неорелигиозные объединения зародились и на российской почве. При этом среди новых религиозных организаций появилось достаточно много опасных как для государства, так и для общества. Многие из новых религиозных организаций оцениваются как организации, оказывающие деструктивное воздействие на сознание и психику людей.
Типология организаций с признаками деструктивных культов по основанию вида деятельности:
религиозные группы;
коммерческие группы;
политические (экстремистские) группы;
псевдонаучные группы;
психотерапевтические группы;
целительские группы;
образовательные (педагогические) группы;
оккультно-эзотерические группы.
Типология новых религиозных организаций с точки зрения их социальной опасности и деструктивности:
Большая энциклопедия «Терра» выделяет следующие признаки:
И. Я. Кантеров отмечает, что к признакам религиозного объединения тоталитарного характера относят:
1. сокрытие своих истинных целей
2. использование обманных способов вовлечения в организацию (вербовка)
3. жёсткие авторитарные структуры
4. слепое подчинение лидеру или организации
5. контролирование сознания и регламентация всех сторон жизни индивида (зомбирование).
Специалисты отмечают, что потенциальной жертвой деструктивных культов является каждый в состоянии разочарования, наивности, безнадежности, и даже в состоянии авитаминоза. Большинство будущих культистов страдают от сильного чувства одиночества, также для них характерны серьёзные неудачи в семейной жизни. В секты приходят люди с не разрешенными во «внешнем» обществе проблемами, комплексами, нереализованными мотивами.
Наиболее часто жертвами становятся молодые люди, решающие проблемы духовного самоопределения, опасность для молодых усугубляется в связи с возрастной неопытностью, недостаточной ответственностью, тяготением к простым ответам не сложные вопросы. Также к группе риска относят людей поздней зрелости (после 60 лет).
Личностными качествами, обеспечивающих психологическую устойчивость к деструктивным влияниям, являются самостоятельность, критичность мышления, стабильность ценностно-смысловых ориентаций, высокий уровень ответственности за собственные поступки.
Группой риска являются также люди с различными формами психических расстройств и заболеваний. Например, культы, практикующие медитации, состояния транса и мистического экстаза особенно привлекательны для истериков; депрессантов притягивают группы, акцентирующие внимание на переживании сострадания и жертвенности, идея ненависти к врагам вероучения притягивает параноиков, проповедь собственной духовной элитарности и исключительности влечет людей с нарциссическими комплексами и т.д.
Широкая популяризация со стороны СМИ деятельности представителей оккультизма и парапсихологии и соответствующих представлений (астрология, колдовство, порча, сглаз, экстрасенсорное восприятие, биоэнергетика) способствует формированию магического мышления, создаёт благоприятную почву для деятельности деструктивных религиозных сект и приводит к росту психических расстройств с религиозно-мистическими переживаниями.
Основным механизмом вовлечения и удержания в культовой группе является «контроль сознания», который направлен на изменение системы ценностных ориентаций адептов.
Для привлечения и удержания последователей, насильственного управления их психикой и поведением секты активно используют научные разработки в области психологии и химии: методы психофизиологического воздействия, психотропные средства, психоактивные вещества и токсиканты. Иногда контроль над психологическим состоянием адептов сопровождается жестким вегетарианством (веганством), что позволяет держать плохо подготовленный к этой системе организм в пограничном состоянии.
Лидерами тоталитарных сект, часто становятся люди, знающие механизмы человеческой психики. Большинство людей не обладают достаточными навыками выявления скрытых механизмов контроля и умением с ними справляться.
Следствием воздействия деструктивных культов является разрушение личности человека, семейных и родственных отношений, подрыв физического и душевного здоровья, что, как правило, приводит к социальному отчуждению. Член организации лишается способности самостоятельно принимать жизненно важные для себя решения, отдавая добровольно роль «ведущего» лидеру своей организации и тотально теряя способность ориентироваться в жизненных ценностях, он оторван от социальной практики, от исторических, социальных, культурных традиций общества, все его функции находятся под контролем культа, вплоть до потери адептом способности к осознанно-волевому поведению (юридический критерий невменяемости), либо значительного ограничения избирательности поведения.
Последствием пребывания в таких объединениях является целый комплекс негативных психоэмоциональных состояний, наличие значительных нарушений психофизиологических параметров (сна, аппетита, веса), а также состояние апатии, фрустрации, депрессии, тревожности, экзистенциального вакуума, которые служат причиной образования невроза навязчивых состояний и других патологий личности.
Большинство членов сект не знают, как проявить в общении дружелюбие, как вести разговор, как выразить соответствующим образом гнев, как отклонить неразумные просьбы. Стрессовые ситуации вызывают у них состояние растерянности, а защитная реакция выражается уходом в мир мечты и фантазий.
Отмечается следующий возможный ущерб, который деструктивная новая религиозная организация (НРО) в состоянии причинить семье: