Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

С. АНДРЕЕВ доктор философских наук профессор Содержание духовных ценностей составляет суть изложенного в

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 2.11.2024

Информационная культура: уровень содержательности духовных ценностей*'

С. С. АНДРЕЕВ доктор философских наук, профессор

Содержание духовных ценностей составляет суть изложенного в них результата познания человеком окружающей его действительности и эмоционального отношения к ней. Само же познание выступает как процесс отражения в сознании индивида этой действительности во всем многообразии ее проявления. Оно подчинено строгой логической последовательности, в которой отражаемое выступает причиной, а отраженное следствием. Однако познанным становится не сам по себе отраженный объект, а переработанное мышлением представление о нем, выраженное в форме информации (сообщения). Тем самым «информация это обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших чувств» (Н. Винер). Вне содержания информация не существует, так же как и нет содержания без информации.

Как содержательная сторона духовной культуры информация не могла не иметь единой с нею природы и общего процесса исторического развития. Тем не менее, обладая качественной определенностью (в ином случае ей не войти бы в действительность), она всякий раз представала базовым основанием и конечным результатом духовного творчества, вдохновляя все новые и новые поколения созидателей. Такой непрерывностью информационного потока и обеспечивалась преемственность совершенствования Человека и Человечества. Опираясь на общее базовое основание, оно не предполагало стандартизацию личности прежде всего потому, что освоение информации, накопленной предшествующими поколениями, шло через индивидуальное сознание, не всегда совпадавшее с общественным. Потому-то процесс социализации выступал процессом индивидуальным, связан-

* Публикуется по: Андреев С. С. ОСЯдая социология. М., 1997. Ч. 1. 79

ным с возможностями познающего субъекта и социальными условиями, гарантирующими их реализацию. Все это придавало информационной культуре исторический характер и ставило в зависимость от утвердившегося в той или иной стране общественного строя.

Социальная информация в механизме жизнедеятельности людей

Потребность в информации об окружающей человека действительности складывалась в процессе становления его социальным существом. Первоначально необходимость в ней была связана с обеспечением безопасности индивидов и их групп. Наблюдение за внешней средой и передача информации о ее состоянии постепенно становились важнейшими видами человеческой деятельности. Однако определяющую роль в формировании потребности в информации играл все же совместный труд. Даже исходные формы его разделения предполагали общение людей в процессе первобытного производства, обеспечивая соединение разделившегося труда. Устойчивые контакты давали возможность понимать друг друга, обмениваться информацией, согласовывать цели и средства совместных действий. Общение превратилось в неотъемлемую составляющую человеческого бытия, объединяя людей в сообщества различных уровней организации: род племя союз племен. При этом содержание общения непосредственно связывалось с человеческими отношениями.

В процессе общения у людей возникала «потребность что-то сказать друг другу» (Ф. Энгельс). Сделать это можно было, лишь произнося определенные звуки. Со временем из них сформировался язык, реализуемый в человеческой речи. Выступивший средством общения он стал первым носителем информации. Потому без языка не могло быть никакого более или менее реального производства и обеспечивавшей его организации общественной жизни. Язык не просто объединял людей, но и формировал образ мышления, определял взгляд на мир, указывал, что замечает и чего не. видит человек в окружающей действительности. Поскольку именно общение делало человека существом социальным, язык, с помощью которого оно осуществлялось, также обретал социальный характер. Он постоянно совершенствовался вместе с развитием общества, эволюционировал по мере

80

изменения социальных условий. Потому и превратился в «зеркало общества».

Хотя язык сразу же стал универсальным средством передачи информации, но тем не менее не был единственным. То, что человек не мог выразить словом, передавал изображением. Оно несло образную информацию, воспринимая которую познающий субъект испытывал те же чувства, что и создавший его автор. Слово и изображение, превратившись в главные знаковые системы, не ограничивающие их многообразие. Своеобразным носителем информации выступает музыка. Будучи специфическим комлексом звуков, она ничего не изображает и ничего не передает. Она выражает: мятежность и покой, любовь и ненависть, печаль и радость все богатство эмоциональной сферы человека в самых тончайших переливах и оттенках. Оттого-то и недоступны они адекватному словесному и изобразительному выражению. Недаром же говорят: «Музыка начинается там, где кончаются слова и бессильно изображение». Именно поэтому музыкальное искусство и обладает поистине несравненной силой и неограниченными возможностями раскрытия внутреннего мира человека, делая его достоянием других.

Поскольку любая знаковая система неотделима от сознания, обмен информацией происходит осмысленно. «Мышление это процесс переработки информации» (/7. Амосов). Однако мозг человека аккумулирует и обрабатывает не только осознанную, но и неосознанную информацию. Получая из внешнего' мира колоссальный поток информации, он доводит до уровня сознания примерно тысячную часть объема этого потока. Остальная же уходит в подсознание. Считается, что на бессознательном уровне в секунду перерабатывается 10° битов информации, а на сознательном — 10'. При этом человеческий мозг реагирует не на сам материальный носитель информации, а на ее предметное содержание. (Потом окажется, что такая особенность предопределяет границы содержательности духовных ценностей.) Происходящий в мозгу сложный информационный процесс не исчерпывается логическим мышлением, а включает в себя эмоциональную сферу сознания. Она придает информации эмоциональную окрашенность, чем в значительной мере обогащает информационный поток. И хотя грань между осознанным и неосознанным всегда подвижна, определяющая роль в любом случае принадлежит все же осознанному. В процессе становления человеческого общества ин-

формацией, вероятнее всего, считалось любое сообщение об окружающей действительности, снимающее неопределенность знаний о ней. Повторять уже известное, ставшее достоянием практики, противоречило обычаям первобытного общества. В условиях борьбы за выживание ценность представляли знания (информация), прибавляющие нечто новое к имеющемуся представлению об объекте познания. Потому новизна выступала как последовательное приближение к адекватному отражению в сознании человека сущности процессов и явлений окружающего мира. Сообщение, не приближающее к истине, проявляет себя как шум нежелательная информация, мешающая ее усвоению. Безусловно, разрозненность племен приводила к тому, что открытие нового нередко осуществлялось самостоятельно в каждом из них. Но это были уже издержки средств распространения информации, а не процесса познания.

Таким средством миллионы лет была устная речь, ограничивавшая информационное пространство радиусом слышимости человечеркого голоса и точностью памяти человека. Но каким бы малым по масштабам оно ни было, основа механизма его формирования закладывалась именно тогда. Ее составили две противоположные взаимосвязанные тенденции разделение и соединение труда, а в последующем дифференциация и интеграция общественной жизни. Разнокачественность относительно обособленных видов труда стала предпосылкой обмена информацией (качествами), порождая связи и отношения между участниками производства. Они и соединили разделившийся труд в единый процесс. Чем разнообразнее были соединившиеся части, тем большую содержательность обретало информационное пространство, тем больше информации оно несло в себе. И хотя пределы такого пространства предопределяются разделением труда, тем не менее фиксируются возможностями обмена информацией. Если общественное разделение труда не сможет расширить свои границы, не имея информационного обеспечения, то новые средства передачи информации не возникнут без необходимости соединения разделившегося труда в более широких масштабах.

Устная речь как средство передачи информации обусловила особенности наполнения информационного пространства содержанием, особенности социализации новых поколений в первобытном обществе. Представители старших поколений становились хранителями и распространи-

телями социального опыта. Собирая вокруг себя молодых и передавая им содержание легенд и мифов, реальных историй и поучений, они выступали в качестве субъектов социальной информации. Их задачей было также формирование навыков общения. Индивид приучался испытывать потребность всю свою жизнь находиться в информационном пространстве, постоянно информироваться и информировать других. Уже тогда было замечено, что плохо поставленная социализация 'приводила к гибели не только индивидов, но и целых родов и племен. Те, кто не владел социальной информацией о прошлом и настоящем, бесследно выбывал из цепи дальнейшей эволюции.

Несмотря на небольшой объем информации в первобытном обществе 'и ограниченность пределов ее распространения, в информационном потоке сразу же зародились две противоположные тенденции: его усложнения и упрощения. Соответственно им поток разделился на свободную и связанную информацию. Свободная отражает динамические характеристики как самих объектов познания, так и процесса отражения их в сознании людей. Совокупность такой информации составляет информационную культуру-процесс. Связанная информация представляет собой материализованную свободную, предполагающую переход содержания в форму. Тем самым форма вырастает из содержания, определяется им и служит его выражению. Если в окружающей человека действительности материализация проявляла себя в формах организации социальных общностей (род, племя, союз племен), то в процессе познания в словах, выступавших как условные знаки. И хотя возникали они эмпирически, но тем не менее не произвольно. Обретая обозначающую или сортирующую роль, слова снимали неопределенность знаний о предмете.. Так слово «племя» дает полное представление о племени как социальном явлении. Потому-то возникновение языка принесло не только средство .передачи информации, но и средство ее организации. При этом связанная информация превращалась в информационную культуру-состояние. В любом социальном образовании на каждом историческом этапе его развития проявляется свой уровень разрешения противоречия между свободной и связанной информацией. Информационный поток становится тем проще, чем больше в нем связанной информации.

Возникновение классов и классовых отношений привело к возрастанию объема социальной информации,

усложнению как информационного пространства, так и информационного потока. Увеличение объема было связано с расширением и углублением общественного разделения труда, а также с социальной дифференциацией общества и возникновением государственного управления. В этих условиях перестало быть единым информационное пространство. Оно размежевалось по классовому признаку: противоположные классы получали свое пространство с различной степенью содержательности (гласности) информации. Если господствующий класс обеспечивает себя информацией, соответствующей достигнутому уровню приближения гласности к адекватному отражению действительности, то информация для трудящихся отличалась крайней ограниченностью. Особое информационное пространство создавало для собственных нужд государство, насыщая его предельно возможной гласностью, без которой оно не могло выполнять социального предназначения. Каждое из пространств несло свой по содержанию информационный поток, лишившийся с утверждением социально-дифференцированного общества своего прежнего единства. С экономической информацией было связано информационное пространство класса собственника, с политической государства, с идеологической, а затем и политической церкви. Весьма своеобразным по содержанию формировалось информационное пространство трудящихся классов. Оно лишалось информации, развивающей личность, и насыщалосьоткровенно извращающей сущность общественной жизни и места в ней угнетенного человека.

Зародившаяся тенденция усложнения социальной информации вызвала к жизни свою противоположностьтенденцию ее упрощения. Она нашла выражение в структурировании общества и в появлении слов-знаков, отражавших элементы социальной структуры. Такими словами-знаками стали «рабовладельцы», «рабы», «крестьяне» (слово «класс» введут в обиход буржуазные экономисты лишь в XVIII в.). Их использование оказывалось вполне достаточным для восприятия некогда свободной информации о положении в обществе определенных групп людей. Оно обусловливалось отношением к собственности, к власти, господствующей идеологии, местом в общественном производстве и ролью в его организации. Организуя информацию, классовый подход обеспечивал Адекватное отражение действительности в рабовладельческом обществе.

Появление классов обострило (и тем самым поставило) проблему ценности социальной информации, ибо то, что было ценно для господствующего класса, не всегда представляло ценность для угнетенного. Особенно в период, когда эксплуататоры переставали быть созидателями. Потому ценность информации не могла определяться с точки зрения использующего ее субъекта, а значитне могла нести ее в себе самой. Как содержательный аспект духовной культуры информация не может не 'обладать той же ценностью, что и вся культура, не может не измеряться тем же критерием. Им выступает степень определенности знаний, путей и средств достижения полной для каждого и всех Свободы-Равенства-Справедливости. Чем выше определенность, тем ценнее информация, заложенная в содержании произведений литературы и искусства. Величина ценности информации при этом «выражается через приращение вероятности достижения цели до и после получения информации» {А. Харкевич). Информация, извращающая сущность Высшего Идеала и пути его достижения, асоциальна и безнравственна.

Поскольку в первом классовом обществе информацию по-прежнему несла устная речь, информационное пространство не выходило за пределы натурального хозяйства и обеспечивающих его функционирование городов-государств или государств, ограниченных по территории естественными географическими факторами долинами рек прежде всего. Ж. Ж. Руссо скажет впоследствии: «Античная демократия существовала в пределах слышимости человеческого голоса», не испытывая при том никаких ограничений своих возможностей. Разделение труда не выходило пока за пределы натурального хозяйства и не требовало иных средств передачи информации для его соединения. Как не нуждалось оно в них и в условиях раннего феодализма, что приводило к изолированности феодальных владений и застойному характеру экономики и социальной жизни в целом. Тем не менее феодализм внес существенные изменения как в структуру информационного пространства, так и информационного потока.

Феодал в своем локальном информационном пространстве располагал полной экономической и политической информацией. Он был намного богаче короля, с точки зрения информационного обеспечения. У королевской власти не было единого информационного пространства в масштабе своей страны, да и информационный поток включал лишь незначительную часть политической инфор-

мации. Обладая номинальной властью, она в большем и не нуждалась. Самое масштабное информационное пространство создала церковь. Ее информационный поток содержал практически всю идеологическую информацию и последовательно нараставшую политическую. Церковь упорно стремилась к власти, сохраняя при этом монополию на распространение духовной информации. Утверждая такую монополию, Карл Великий полагал, что «миряне должны обучаться лишь истинам религии и символу веры».- Для тех, кто отказывался их изучать, предписывались церковные наказания, посты, отлучение от церкви (означавшее в те времена стать вне закона). Тем самым речь шла не о приобщении трудящихся масс к духовной культуре, а об ограничении им доступа к социальной информации.

Сложившийся в раннем феодальном обществе характер распространения информации обрек бы человечество на деградацию, если бы не города со своей культурой. Созданная ими система светского (нецерковного) образования не только передавала социальный опыт, но и формировала потребность быть информированным. Они заложили новые основы формирования информационного пространства, масштабы которого определялись границами рынка, правда, местного. Поскольку соединение разделившегося труда осуществлялось через товар, необходима была информация о его прохождении. Города располагали не только экономической, но и политической информацией в свяяи с утвердившимся в них самоуправлением. Их достоянием была и духовная информация, отражающая свое восприятие окружающей действительности, отличавшейся большей широтой и глубиной, чем у сельского населения. Впоследствии, по мере расслоения городского населения, в них так же дифференцируются по социальному признаку и информационное пространство, и информационный поток.

Еще масштабнее было информационное пространство приморских торговых городов. В портах Англии, Ганзейского союза, Средиземноморья создавались конторы по переписке новостей от руки о конъюнктуре рынка. Эту рукописную информацию распространяли за плату среди коммерсантов. В Венеции конторы «писцов новостей» выпускали специальные рукописные листки «газетту» (отсюда, видимо, и берут начало наши газеты). Потребности рынка поставили перед человечеством проблему 'соз-. дания нового средства передачи информации, обеспечива-

ющего массовость ее распространения. В нем нуждалось и развитие политических процессов формирование централизованных феодальных государств. Ни устнаяяречь, ни рукописные листки не могли помочь их утверждению. Новым средством материализации информации стало печатание, открытое в середине XIV в. И. Гутенбергом.

Хотя письменность существовала задолго до возникновения печати, только печатный станок позволил сделать письменную речь и грамотность достоянием многих. Печать была первым техническим средством тиражирования и доставки речевого общения. Без печатного слова цивилизация в современной ее форме не могла бы состояться. Правда, когда устная речь заменяется письменным текстом, теряется часть информации, которую несет интонация речи, выражение глаз, мимика, жестикуляция. Тем не менее преимущества печатного слова все же превышают эти потери. Но и с помощью печати централизованное государство не сумело создать ни единого информационного пространства, ни потока. Для этого мало было технических средств, даже новых. Нужны еще социальные потребности и возможности их формирования. Они-то как раз еще и не сложились. Уровень развития общественного разделения труда не требовал пока такого единства. Только переход к капитализму положил начало объединению.

Потребности общественного производства в процессе становления капиталистических общественных отношений привели к объединению всех местных рынков в один национальный. Информация о движении товаров на нем формирует информационное пространство в масштабе всей страны. Информация же о самом производстве товаров не выходила за пределы собственности отдельных буржуа. Конкуренция заставляла ограничивать гласность не только для конкурента, но и государства. Буржуазия не хотела его вмешательства в свои хозяйственные дела. Ему она отдала всю политиччскую и идеологическую информацию, но не бескорыстно, а вменив в обязанность обеспечивать с ее помощью беспрепятственное хозяйничанье на рынке. Хотя средством воздействия на сознание людей была вся духовная культура, наибольшая значимость придавалась средствам массовой информации. Они отличались большей, чем литература и искусство, оперативностью подачи информации, гибкостью приемов выразительности изложения материала и более легкой управляемостью.

Исторически первым таким средством стали ежедневные газеты. Позже, когда общественное разделение труда выйдет за национальные границы, появится радиовещание, а затем уже телевидение. Именно на них и сосредоточило свое внимание буржуазное государство. Понимая, что свое влияние они оказывают преимущественно содержательностью публикуемых и передаваемых сообщений, органы власти усиленно искали приемы манипулирования гласностью в интересах своего класса. Делать это легче всего оказалось через работников средств массовой информации, через журналистов прежде всего. И не столько путем прямых запретов неугодных им материалов (хотя и это не исключено), сколько посредством материального и морального стимулирования. Как и все нормальные люди, они хотят быть материально обеспеченными, потому их поведение подвержено экономическому воздействию, стремление к определенному статусу в обществе ставит каждого в зависимость от морального фактора. Все это привело к тому, что работники средств массовой информации оказались независимыми только от читателей-слушателей-зрителей. Хотя именно ради них и снимается неопределенность знаний о социальной действительности. Произошла откровенная подмена, субъекта независимости, что позволило вывести журналистов из-под ответственности перед непосредственным потребителем за качество информации. Ответственными они оказыыались перед издателями, перед теми, кто определял содержательность информации.

Видимым проявлением независимости выступала «ши-' рота мнений»: возможность высказывать свою точку зрения на предмет. На деле же эта «широта» оказалась ни чем иным, как превращением Заблуждений в высшую добродетель. Исходя из сущности процесса познания, объективность истины связана со степенью адекватности отражения действительности. Чем ближе к адекватности, тем ближе к истине. Потому-то объективность истины не в количестве мнений, а в адекватности отраженияяобъекта познания. Истина всегда' одна. Но именно это и не устраивает буржуазию особенно после того, как капиталистический способ производства исчерпал свои возможности. Ее больше отличало стремление скрыть истину, чему и служила «широта мнений». Ибо разнообразие точек зрения повышает неопределенность знаний об окружающем мире. Выступая от себя лично, не представляя никакой социальной силы (или скрывая принадлежность

к ней), журналист лишает информационный поток связанной информации, усложняя его восприятие.

Но это только одна сторона истинного предназначения широко рекламируемого «разнообразия взглядов». Есть и другая. Предоставляя возможность журналистам говорить от своего имени (или якобы от своего), буржуазное государство и политические партии используют их для изучения общественного мнения по поводу намечаемых политических решений или оценки современных им процессов и явлений. Таким приемом они умело скрыва* ют источник информации и уходят от ответственности за ее социальную направленность. И, наконец, третья сторона. «Свобода мнений» служит средством разделения общества на части, складывающиеся на основе различных точек зрения, что предотвращает объединение масс для борьбы с буржуазным диктатом. Убедившись в способности средств массовой информации манипулировать сознанием людей, буржуазия, заигрывая с ними, стала именовать их «четвертой властью». Хотя вполне очевидно, что любое средство осуществления власти (связи, информации, охраны общественного порядка, транспорта) само по себе властными полномочиями не обладает. Каждое из них инструмент власти, обеспечивающий государству возможность подчинять интересам своего класса интересы всех других. Так с помощью средств массовой информации оно использует социальный метод (формируя общественное мнение) в целях политического управления. Правда, в отличие от других, ими пользуются не только властные структуры, но и оппозиционные, что накладывает на журналистов обязательство: факт действительности преподносить от своего имени, его оценку от имени социальной силы, которую обслуживает. Этим обеспечивается оптимальное сочетание свободной и связанной информации, а также ответственность журналиста за качество информации перед теми, от имени кого он выступает.

Такой характер разграничения отношения журналиста к факту и его оценке обусловлен не только организацией информационного потока, но и классовой обособленностью информационного пространства. Поскольку общение в классовом обществе опосредуется классами, то его информационное обеспечение не может осущейтвляться вне информационного пространства классов. Вне может быть только шум бесполезная информация (слухи, заведомо противоречивая информация, исходящая от

двух противоборствующих сторон, информация от анонимного источчика). Шумовой фон, подменяющий информацию как содержание, снимающее неопределенность знаний о действительности, нарастал по мере того, как буржуазный способ производства в чистом виде исчерпывал свой созидательный потенциал. Одна за другой возникали концепции, доказывающие правомерность его сохранения в любом модифицированном виде (народного капитализма, постиндустриального общества, конвергенции). Они не только не снимают неопределенность знаний о капитализме, но и увеличивают ее, лишая возможности понять принадлежность к информационному пространству. Шум всегда выступал признаком того, что господствующий класс усиленно стремится скрыть сущность действительности.

Переход к социализму принципиально менял характер информационного пространства и организацию информационного потока. Однородность социальной структуры социалистического общества обусловила возможность создания единого информационного пространства. Хотя само по себе оно не отличчлось равномерностью насыщенности информацией в зависимости от типа расселения (городское и сельское пространство) и удаленности регионов от информационного центра. Однако эти различия порождались не социальными, а техниччскими причинами развитием средств -массовой коммуникации (радио и телевидение). Особую сложность в новом обществе представляла собой организация информационного потока. Сосредоточение собственности и власти в руках трудящихся классов невольно привело к формированию единого информационного потока. Его организация стала достоянием государства как непосредственного субъекта социального управления. При этом оно не могло решать проблему, опираясь на опыт социально-дифференцированных обществ. Если в них властными полномочиями обладал, как правило, высший уровень, то в социально-интегрированном все. Чтобы действительно обладать такими полномочиями, они должны иметь право пользоваться собственностью и распоряжаться продуктами своего труда. Без такого права реальной власти быть не может. С учетом этой особенности организации социальной жизни и должно было создаваться информационное обеспечение всей жизнедеятельности общества.

Она предполагала, что исходный уровень собирает, перерабатывает и использует дляяпринятия управленческого решения всю свободную информацию о своем внут-

реннем состоянии. В вышестоящий уровень он передает о себе только связанную информацию, которая обеспечивает тому возможность координировать деятельность таких же, как он, частей, создавая из них единое целое. Последующий уровень, кроме связанной информации о предшествующих, собирает, перерабатывает и использует в практической деятельности свободную информацию о себе. И так распределяется она вплоть до высшегодо уровня страны. (Иное их соотношение при распространении типологической, объединяющей информации, идущей сверху вниз. Оно четко определяется центром, ответственным за социализацию поколений.) Но поскольку ни в одной стране, переходившей к социализму, не было осуществлено производственно-территориальное устройство общественной жизни, вся свободная информация концентрировалась у высших органов власти. Это стало одним из проявлений деформации социализма.

Недостатки организации информационного потока превратились у «демократов нового мышления» в важнейший аргумент, используемый подвластными им средствами массовой информации для навязывания идеи неэффективности социалистической собственности при централизованном управлении народным хозяйством. И хотя кампания по шельмованию социализма опиралась на умело преподносимую ложь, она подготовила идейную, психологическую атмосферу для ликвидации планового руководства народным хозяйством, что привело к распаду единого народнохозяйственного комплекса. Для дезинформации общественности был использован сознательно утверждаемый беспредел информационной неопределенности. Насаждался он путем предоставления журналисту возможности оценивать социально процессы и явления не от имени реальных политических сил, а от себя, как бы люмпени-зированного индивида. Отрицание связанной информации привело к полнейшей неопределенности представления не только о социализме, но и перспективах развития общества. Все это стало своеобразной информационной' завесой, за которой готовился к появлению на свет, хотя и убогий, но все же капитализм. Средством его внедрения выступил правовой, политический и криминальный беспредел, порожденный беспределом информационным.

Убедившись в эффективности своей разрушительной деятельности, работники средств массовой информации увидели в этом основание для провозглашения себя Четвертой властью. Войдя во вкус, стали прибирать к

рукам (правовой беспредел позволял и такое) функции второй (проводить служебные расследования деятельности политиков, хозяйственников, военных), да и третьей (вынося им приговор в виде навешивания ярлыков) власти. Так вместо благородного служения Добру и Истине они превратились в заурядных чиновников от информации, упорно разрушавших созданную многими поколениями материальную и духовную культуру, бывшую гордостью всего Человечества. Оказалось, что информация в той же мере служит прогрессу, в какой мешает ему. Все зависит от того, интересам каких сил она служит. Сама же по себе

 информация есть сообщение, снимающее неопределенность знаний об окружающей человека действительности. Поскольку информация не яяляется содержанием действительности, а содержанием ее отражения, она не всегда адекватна ей самой. Отсюда одним из проявлений информационной культуры выступает степень адекватности отраженияясоциального бытия. Чем полнее и ближе к действительности отражение, тем выше культура. Потому объективность познания не многообразие точек зрения на предмет, а уровень приближения к истине. Многообразие взглядов проявляят себя как шум (нежелательная информация), мешающий познанию действительности. Информация объективна не только сама, объективны и границы ее распространения информационное пространство;

 протяженность и глубина информационного пространства нарастали вслед за расширением и углублением общественного разделения труда и соответствующей им социальной дифференциации общества. Поскольку информация есть необходимое условие общения людей, границы которого определяются общественным разделением труда, от него и зависят пределы ее распространения и глубина освоения (познания и включения информации в деятельность) социальной действительности. Обеспечивая формирование и поддержание оптимальности информационного пространства, совершенствовались средства доставки информации по мере развития разделения труда. Степень соответствия информационного пространства потребностям соединения разделившегося труда выступает еще одним проявлением информационной культуры. Однако не всякая информация, в нем функционирующая,, представляет собой социальную ценность;  ценность информации не в себе самой, а в нрав-

ственной ориентации на социальный прогресс. Как средство общения людей информация направлена на удовлетворение потребностей, на достижение целей развития, ими обусловленных. Учитывая, что человечество отличает постоянное нарастание и возвышение потребностей, ценной становится лишь та информация, которая обеспечивает прогресс общественного производства и соответствующее ему совершенствование социальной организации. Потому-то уровень информационной культуры определяется объемом духовных ценностей, несущих своим содержанием нравственно ориентированную информацию на достижение СвободыРавенства—Справедливости на каждого и всех. И это независимо от постоянно изменяющегося общего объема информации;

 возрастание объема и сложности социальной информации в процессе развития Человечества. Оно идет за счет расширения и углубления знаний о Человеке и Человечестве, обобщения накопленного социального опыта, роста производительных сил и усложнения общественных отношений, все нарастающей индивидуальности Личности и многообразия форм организации человеческой жизнедеятельности. Только в производстве количество информации увеличивается по меньшей мере пропорционально квадрату промышленного потенциала (А. Харке-вич). Чтобы не возникло неразрешимого противоречия между имеющейся информацией и возможностью пользоваться ею в практической деятельности людей, необходимо поддерживать оптимальное соотношение между связанной и свободной информацией;

 переход свободной информации в связанную есть форма организации информационного потока, выражение диалектического закона перехода количественных изменений в новое качество. В познании это проявляется в формировании понятий и закономерностей общественного развития, в социальной жизни в создании все новых и новых форм жизнедеятельности. Степень оптимальности соотношения между связанной и свободной информацией на каждом конкретном этапе общественного развития отражает уровень информационной культуры.

Уровень развитости информационной культуры всегда определял степень воздействия духовных ценностей на человека. Она обеспечивалась прежде всего их содержательностью, заложенной в них информационностью.

Продолжение следует




1. Организация усиленной пехотной дивизии Китая
2. риксдалер риксмюнт
3. всюду гостей Широко утвердилось в людском сознании что многовековое еврейское рассеяние началось с разруш
4. Исследование свойств чая
5. на тему- Формирование бренда русской кухни как атрибута бренда России
6. Курсовая работа- Личное страхование - роль и перспективы развития
7. Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерац
8. РЕФЕРАТ Экологический туризм Выполнила- студентка группы Т12Т Перевалова Д
9. Реферат по дисциплине ldquo;Безопасность жизнедеятельности в ЧСrdquo; Чрезвычайные ситуации антропогенно
10. Георгиенбур
11. . Введение. 2.1
12. Основные принципы философии ПоВеды
13. Тема 16 Возбуждение гражданского дела в суде Ключевые слова- исковое заявление и его реквизиты предъявлени
14. Северные монастыри и их деятельность по хозяйственному освоению русского севера
15. Исторические аспекты взаимодействия ислама, христианства (православия) и язычества в Волго-Камье (на примере удмуртского этноса
16. Контроль за субъектами административного права
17. Маркетингове дослідження
18. Тема 3. Обеспечение экономической безопасности в реальном секторе 1
19. Дипломная работа- Миф сегодня
20. Эволюция прав на промышленную собственность