Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Строгоновская школа в отечественной средневековой культуре

Работа добавлена на сайт samzan.net:


31. Строгоновская школа в отечественной средневековой культуре.

Выделяется со вт пол 16в. на с-в России. Изначально формировалась как выполнение заказов купцов Строгоновых на написание икон. Особо исследовал заказы икон Строгоновыми как отдельную иконописную школу Д.Ровинский. Г.Филимонов, наоборот, рассматривал ее как конкуренцию строгоновских мастеров с государевыми. Основные черты строгоновской школы: любовь к узору и тонкой обработке деталей, определенная тяга к миниатюре, цветистость, мелочные эпизоды жития окружали величаво-строгую центральную фигуру святого. Впервые в истории иконописи художники строгоновской школы открывают красоту и поэтичность пейзажа на фонах многих икон (н-р, «Иоанн Предтеча» П.Чирин). В 17в. мастера-строгоновцы создают в Москве московскую школу «царских иконописцев». Икона становится все больше графичной, замысловатой и мелочной, становится как бы узором (н-р, икона «Святой Алексей» вт пол 17в). Также выделяют иконы строгоновской школы: «Софии Премудрости Божией», «Успения Божией Матери». Из наиболее любимых Строгоновыми иконописцев выделяются П.Чирин и Н.Истомин – до конца жизни они работали в числе царских мастеров Московской Оружейной палаты.

32. Стенопись и иконопись в творчестве Дионисия.

Дионисий – приемник рублёвского искусства, последний мастер эпохи расцвета древнерусской живописи. Работал в кон15-начале 16вв. Изначально, иконник Дионисий работал в росписи собора Пафнутьева-Боровского монастыря, где его работу увидел Ив III. После этого, Дионисий был приглашен для росписи иконостаса Успенского собора Московского Кремля. Однако, эти росписи не дошли до н.д. Больше известны поздние работы мастера – росписи северных монастырей Павлова-Обнорского и Ферапонтова. В Обнорском монастыре сохр икона «Распятие Христово» (у тела Христа изящный изгиб, несмотря на мученическую смерть; голова грациозно склонена, не возникает мысли о страдании и смерти; изысканность цветов – золотой фон, густой вишневый и бирюзовый цвета).  К 1500г относятся росписи Дионисием храма Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре. Исследователя Муратова в ферапонтовых фресках поразила «полная завершенность стиля» - удлинение пропорций чел тела, грация. Изящность движений, торжественность (т.е. не суровая, аскетическая торжественность византийской иконописи и ранней новгородской). Икона «Шестоднев» - выпрямленные фигуры в лучезарно-белых одеждах. Т.о., Дионисий, как и Рублёв, стояли вне общественных правил иконописи.

33. Симон Ушаков и становление принципов живописного искусства.

Симон Ушаков – пер пол 17в. Споры о его работах: 1.Вывел русскую живопись на новый путь развития; 2.Обвиняют в утрате средневековой духовности и разрушении традиций иконописи. Симон происходил из дворянского рода. Со временем возглавил всех царских иконописцев Оружейной палаты. Совершил попытку устроить мастерскую-училище в Китай-городе (отобрана царем). С.Ушаков работал в фряжском стиле русской иконописи (соединение элементов русской иконописной школы и западноевропейской, преимущественно польско-литовской). Выдвинул новые критерии оценки живописи: сравнивал ее с зеркалом, отражающим мир. Иконное изображение Христа выглядело для современников Ушакова как портрет реального человека, чем более «живоподобным» оно было, тем сильнее молящиеся сострадали земной его судьбе. Ушаков прославился как непревзойденный автор многочисленных икон Спаса Нерукотворного. Лик Спасителя у него объемно выступал на фоне почти иллюзионистически написанного полотенца-убруса; глаза с тщательно выписанными слезинками как живые. Интересна еще одна работа Симона – икона «Богоматерь Владимирская» (или Насаждение древа Государства Российского, 1668г): на ней изображены Иван Калита и митрополит Петр, которые сажают огромную виноградную лозу, вырастающую из Успенского Собора. Ее ствол несет икону Богоматери Владимирской, главной святыни Московского царства. Ушаков внес свой вклад и в развитие светской живописи.

34. Роль парсун в развитии отечественной культуры.

В XVIIв. на Руси возникла парсуна — портрет, который по стилю, приёмам и материалам живописи первоначально ничем не отличаются от икон. Они создавались как надгробные, мемориальные образы, поэтому очевидна их связь с религиозной мыслью. Наиболее известные парсуны: Скопин-Шуйский М.В., царь Фёдор Иоаннович. В последующие годы русские цари также ориентируются на портретные образцы сарматского портрета, проникавшие в страну через Польшу. Они характеризуются некоторым примитивизмом и застывшей позой, но тем не менее являются шагом вперед. На рубеже XVII—XVIII вв Украина и Польша выступают посредниками в передаче западных школ портрета в Россию. Во вт пол 17в. выделяются 2 направления парсуны: 1.Больше усилены иконописные начала. 2.Влияние иностранных художников Украины и Литвы, стремление к передачи индивидуальных особенностей модели, объему форм. В 1660-х гг. поляк С.Лопуцкий писал с натуры самого Алексея Михайловича, а голландец Вухтерс — патриарха Никона. Парсуны создавались художниками Оружейной палаты. Т.о., к кон XVII в. в русском портретном искусстве зарождается портретный жанр, выделяется из иконного письма, и формируется усилиями отечественных мастеров и иностранных художников.

35. Портреты Петровского времени. Творчество И.Никитина.

Прорыв в портретном жанре в России, как и в многих других отраслях, случился в петровское время. Пётр I как приглашал зарубежных мастеров, так и способствовал обучению отечественных. Характерная группа памятников начального периода — Преображенская серия. Уже в портретах этой серии (портрет Якова Тургенева и др.), еще походивших на парсуны прошлого столетия, заметно пристального внимание к человеческому лицу. Начиная с Петровского времени развитие портрета идет по трем основным линиям: 1.Провинциальное искусство, «художественный примитив». В нем ощущается стиль рубежа еще XVII—XVIII вв., влияние национальной школы парсуны. Портреты, принадлежащие к этой линии, отличаются большими размерами, композиционными схемами, заимствованными у парадных полотен Западной Европы XVII в. К концу 1710-х гг. портреты в этом стиле перестали удовлетворять заказчиков из-за своей тяжеловесности, косноязычия и архаизма, которые стали очевидными после первых зарубежных поездок Петра. 2.Новый ориентир — искусство Запада (прежде всего Франции).  Россика представлена иностранными художниками, которые работали в России в течение всего XVIII в.. Благодаря россике осуществляется контакт русского искусства с искусством соседних стран. Таннауэр «Портрет Петра I в Полтавской битве», Каравак изображал детей Петра. 3.Отечественная школа (И.Никитин, Матвеев, Антропов). Их работы отличаются мастерством и точностью в передаче внешности, хотя не достигли полного совершенства. Эта магистральная линия отличается преемственностью. При этом она обладала внутренним единством — сначала она была направлена на овладение основными художественными принципами Нового Времени, затем, догнав их, стала развиваться в соответствии с общеевропейскими стилевыми тенденциями.

Начиная с Петровского времени, портрет в русском искусстве вышел на 1-е место по степени распространённости и качества. + учреждение Академии художеств.

И.Никитин. Обучался в Риме с братом. Его портреты «Царевна Наталья Алексеевна» (несложный прием, излишняя жесткость и тяжесть складок драпировки, правдивость сходства), «Цесаревна Анна Петровна» (юность 8летней хрупкой девочки), «Петр I на смертном ложе» (увиден с необычной точки зрения – сверху, в непривычном сложном освещении от трепещущих свеч). Смерть Петра I изменила положение Никитина, мало заказов. Однако, создаются знаменитые никитинские портреты: Строгонова (изображение в сложном рокайльном повороте, с прихотливо рисованными складками бархатного плаща), канцлера Головкина (воплощение образа гос деятеля), «Напольный гетман» (один из загадочных портретов). 1732 Никитин арестован по обвинению в гос деле, отправлен в ссылку. Елизавета хотела вернуть его, но он умер.

36. Портретное искусство второй трети 18в.

«Аннинское» и «елизаветинское» барокко, сменяющееся рококо. Продолжают свою работу Матвеев, Антропов, Каравак (парадный портрет Анны Ивановны). В россике усиление позиций портретистов немцев (Лозден, Франкарт (портрет Остермана)). С сер XVIIIв. портрет „опускается“ в массы рядового поместного дворянства, под влиянием просветительства возникают пока еще редчайшие образы крестьян и купцов, создаются портреты деятелей культуры. . Портрет стал незаменимым средством и самоутверждения, и эстетизации жизни. К 1760-м гг. портретное искусство было уже широко освоено не только при императорском дворе, но и в отдалённых помещичьих усадьбах. К этому периоду относится появление таких мастеров русского портрета, как Антропов, Колокольников, Аргунов. Для позднего елизаветинского царствования (кон 1750-х — нач 1760-х) был характерен идеал красоты, связанный с личностью императрицы Елизаветы Петровны. Это широкое жизнерадостное приятие реальности, ощущение праздничности, триумф природного начала. Часто этот идеал проступает в округлой дородности сильно нарумяненных лиц. Тем не менее, у многих мастеров (Антропов, Колокольников) эта радость бытия и физическое довольство дополняются сдержанным отношением к изображению человека. Сравнение портретов русских мастеров и мастеров россики сер XVIII в. позволяет увидеть разницу в восприятии жанра представителями разных школ. Цвет в произведениях русских живописцев обычно обнаруживает большую яркость и звучность, нежели в полотнах иностранных мастеров, и содержит меньше детально разработанных градаций. Русские мастера этого периода дают вариант более полнокровного, целостного, мажорного переживания мира, по сравнению с иностранцами. К 1750-м гг. в русском портрете заметно усиливается камерность в трактовке образа. Аргунов (крепостной графа Шереметева). В отличие от Антропова, он избежал влияния парсунной традиции. Работы близки европейской, главным образом барочной, живописи (портреты Шереметевых, Лобанова-Ростовского, «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме»). Большую роль в русском искусстве второй половины XVIII в. играла петербургская Академия трех знатнейших художеств (1757). Здесь учили живописи, скульптуре и архитектуре. Создание Академии художеств стало важной вехой в истории культуры России.

37. Парадные портреты в российской культуре нового времени.

Парадный портрет, занимающий ведущее положение в живописи и литературе вплоть до вт пол XVIII в, отличается высокой степенью типизации нравственных, сословно-корпоративных и национальных качеств, идеализирующим характером изображения, этикетностью. Знатные вельможи, гос деятели, монархи чаще всего становились объектом описания в данном типе портрета, что восходит к государственной мифологии с её кульминацией в образе правящего монарха. Портреты представителей монархической власти Петра III, Елизаветы, Павла I, Александра I.

Примеры: «Портрет Екатерины I» Натье 1717, Каравак «Портрет Елизаветы Петровны» 1750, «Портрет Елизаветы» Вишняков, Гроот «Елизавета с арапчонком», Рокотов «Портрет Елизаветы (в профиль)».

38. Становление жанра камерного портрета. Его влияние на усадебную культуру в России.

«Камерный портрет», выдвигающий на первый план морально-нравственные, душевные качества личности, представляет собой новый способ видения человека. Авторское начало в нем выражено гораздо сильнее, чем в портрете парадном. Именно развитие камерного стиля портретирования вт пол XVIII – п трети XIX вв. способствовало созданию новых портретных форм. В качестве одной из таких форм выступает парный портрет. Можно выделить две его разновидности: парный портрет-сравнение, в котором две личности представляют собой две противоположности, и при их сравнении нравственные качества каждой персоны проступают с большей выразительностью, и парный портрет-уподобление, в котором утверждается нравственная близость двух людей.

Формирование камерного стиля портретирования также способствовало появлению первых семейных портретов, что в свою очередь свидетельствует о возрастающей значимости семьи в общественном сознании вт пол  XVIII в.

Примеры камерного портрета: Антропов, Левицкий, Рокотов, Боровиковский.

39. Творчество Рокотова и принципы классицизма в портретном искусстве.

Рокотов (1735-1808) – ученик Ротари. Предпочтение отдавал камерному портрету. В его работах: серебристая гамма красок, туманная мгла, более уверенные попытки проникновения в психологию личности. Своего рода «поэтичная камерность», некая тайна на лицах, изображенных на портрете. «Портрет неизвестного в треуголке», «Портрет Струйской». Рокотовская манера живописи: лица смотрят из мерцающего сумрака, контуры окутаны туманом, мягкие, приглушенные тона. В 1780е гг рокотовская манера меняется. Портрет становится более красочным, насыщенным. Лица залиты прямо падающим светом («Портрет княгини Е.Орловой», «Портрет графини Санти»), большее внимание уделяется изображению аксессуаров. Рокотов – мастер детали. Необычайная выразительность цветовой палитры Рокотова ставит художника в число самых выдающихся колористов XVIII в.

Принципы классицизма в портретном искусстве: господствующим направлением в академической живописи являлся классицизм – европейский стиль, который рассматривался как возврат к античности и подражание Рафаэлю. Согласно теории и канонам русского классицизма, приоритетным «высоким штилем» в живописи считался исторический жанр; в нем доминировали батальные композиции, аллегорические изображения торжественных въездов царственных особ. Представители: Лосенко («Владимир и Рогнеда»), Рокотов, Левицкий, Боровиковский.

40. Портреты Левицкого.

Левицкий (1735-1822) – ученик Антропова. Использовал все разновидности портретного жанра, широкий соц состав портретируемых, сходство. Сложные приемы. Пространство. Мастерство в моделировании складчатых конфигураций при изображении ткани. Бол внимание уделял осанке, позе, жесту. В «Портрете П.А. Демидова» художник отступил от принципов парадного портрета, изобразив одного из богатейших людей России в домашней обстановке в халате и ночном колпаке. Портрет «Екатерина II – законодательница в храме богини Правосудия».  В 1770-е гг., в период высшего расцвета творчества, Левицкий создал по заказу Екатерины серию полотен, на которых запечатлел воспитанниц Смольного института (Нелидовой, Левшиной и т.д). Наполненные жизнерадостностью, лиризмом портреты юных смолянок отличаются психологической глубиной. Особое место в творчестве художника занимают камерные портреты, в частности друзей художника и представителей творческих профессий – Н.А. Львова, членов семьи Бакуниных, М.А. Дьяковой.




1. Применение электронных таблиц для расчёта биоритмов человека носит экспериментальнопрактический характ
2. ІНонаки ХТакеучі ldquo;Компанія що створює знанняrdquo;
3. алгоритма а языки программирования назвали алгоритмами
4. Реферат- Классификация инцидентов на реакторных установках
5. Плюсы и минусы рекламы на транспорте
6. Константа Справочник
7. Применение правила Золотого сечения при исследовании журналистского текста1
8. Тема- Дифференциальная диагностика при кардиомегалии
9. тема исчесления. Любой картинке прискаивается код который записывается в двоичной системе исчесления
10. Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации
11. і ~азіргі уа~ытта лизингілік ~ызметтер рыногында лизинг к~п т~рлерге б~лінеді ж~не осы~ан с~йкес к~п жа
12.  Загальні правила поведінки працівника органів внутрішніх справ
13. 78 ~ Работа в режиме гибкого рабочего времени
14. Методические рекомендации для написания творческих работ анализа художественного произведения.html
15. так больно Но ведь и хорошего в уходящем году тоже было немало
16. Литература Киевской Руси1
17. Предпринимательство как фактор эффективного развития национальной экономики Малое предпринимательст
18. Экономика производства ЛИФ 4й курс Лесное хозяйство отрасль материального производства Э
19. Анализ экономического положения Болгарии в 1995г
20. Проектирование ракетного двигателя первой ступени двухступенчатой баллистической ракеты