Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Реферат по дисциплине Основы экономической теории Тема Экономическая мысль др

Работа добавлена на сайт samzan.net:


                       

                   Министерство образования Московской области.

              Государственное бюджетное образовательное учреждение   

               среднего профессионального образования Московской области

                          «Красногорский Государственный Колледж».

              Специальность 080114 «Экономика и бухгалтерский учет

                 ( по отраслям) / повышенный    уровень образования.

                   

               Реферат по дисциплине « Основы экономической теории»

               Тема: « Экономическая мысль др. Китая. Учения Конфуция».

                                                                                                      Выполнила:

                                                                                                      Соколова. К.С.

                                                                                                      

                                                                                                      Проверила:

                                                                                                      Прибыткова. Г.К

                  

                                                                                                      Дата:

                                                                                                      17.10.2012

                                                                                                                                                    

Содержание:

  1.  Введение._________________________________________________2
  2.  Экономическая мысль древнего Китая._________________________3-4
  3.   Конфуций - древний китайский проповедник и писатель. _________5-6
  4.  Конфуцианство: сущность и влияние.__________________________7-8
  5.  Даосизм и моизм.____________________________________________9
  6.  Легизм.__________________________________________________10-11
  7.  Заключение.________________________________________________12
  8.  Список литературы.__________________________________________13

                                                    

1

Введение.

С появлением первых государственных образований и зарождением различных форм участия государства в хозяйственной жизни, т.е. со времен древних цивилизаций, перед обществом возникло множество насущных проблем, актуальность и важность которых сохраняется до сих пор и едва ли когда будет утрачена. В их числе наиболее значимой была и, очевидно, будет всегда проблема толкования идеальной модели социально-экономического устройства общества на основе логически выверенной систематизации экономических идей и концепций в экономической теории, принимаемой в результате всеобщего одобрения в качестве руководства к действию при осуществлении хозяйственной политики.

  

                                                                       

2

                              

Экономическая мысль древнего Китая.

 Экономическая мысль никогда не отделялась от политической и юридической жизни страны. Множество найденных документов и рукописей подтверждают это. Предметом изучения была макроэкономика, о микроуровне тогда не думали. Не использовалась специфическая терминология, а также все понятия делились на две группы: те, что связаны с управлением натуральным хозяйством и те, что связаны с регулированием товарно-денежных отношений.

Своеобразие древнекитайской экономической мысли ассоциируется, как правило, с именем Конфуция (Кун Цзы (551—479 до н.э.) и его сборником «Лунь юй»  («Беседы и суждения»),  а также с идеями популярного в IV—III вв. до н.э. коллективного трактата  «Гуань-цзы».  

Сторонник регламентированных патриархальных отношений и защиты государством экономического благополучия родовой знати и всех «вышестоящих», Конфуций настаивал на мысли, что только образованный правитель, являясь «отцом народа» и гарантом «правильного действия», способен реально повлиять на равномерное распределение создаваемого обществом богатства. Этот философ хотя и признавал божественное и природное начало деления людей по сословиям, тем не менее считал обязательным долгом каждого человека стремиться к моральному совершенству, постижению естественных правил уважения старших, сыновней почтительности и дружбе с братьями. По его мнению, тогда «у народа будет достаток», когда хозяйствование будет умелым, а труд, приумножающий богатство народа и государя, станет одинаково выгодным как в условиях «великой общности» (коллективной собственности крестьянской общины), так и частного владения потомственной аристократии и непотомственных рабовладельцев.

Авторы «Гуань-цзы», подобно Конфуцию, в качестве главной выдвигали задачу «сделать государство богатым и народ довольным» (посредством равномерного распределения богатства без «обогащения» торговцев и ростовщиков) и так же, как он, ратовали за незыблемость сословного деления общества (полагая, что без Богом избранных «знатных» и высших сословий страна не имела бы доходов и что не может быть, чтобы «все были знатны», так как «некому было бы трудиться»).

3

В числе мер по стабилизации натурально-хозяйственных отношений наиболее важными они считали регулирование государством цен на хлеб (дабы «в селениях царило спокойствие»), создание государственных запасов хлеба, введение льготных кредитов земледельцам, замену прямых налогов на железо и соль косвенными (перекладывая эти налоги на производимые с их

использованием товары) и др. Небезынтересно отметить и то обстоятельство, что основными составляющими понятия богатства в трактате названы, наряду с золотом и жемчугом, и иные материальные блага, товарная сущность которых на рынке не подлежит сомнению. При этом роль золота как товара и меры исчисления ресурсов государства «объяснялась» прежде всего его природным предназначением выступать в качестве денег и способствовать такому обмену, в результате которого «выгоды у одних» бывают «больше, чем у других».

4

Конфуций- древний китайский проповедник и писатель. ( 551-479 гг. до н.э.)

В историю мировой культуры Конфуций вошел как основоположник особой религии-конфуцианства. Согласитесь, не так часто бывает, чтобы имя человека становилось названием особой религиозной системы. Правда, это латинское имя было дано ему иезуитскими миссионерами примерно через 2000 лет после смерти.

Конфуций родился в городе Лу в благородной, но обедневшей семье чиновников и военных.

Уже в далеком детстве у юного мыслителя была тяга к знаниям.

Юноша много читал и старался приобрести любые книги, какие только ему удалось найти.  В первую очередь его интересовали традиции и религии Китая, древняя история и литература.

Конфуций  много учился и в 22 года начал обучать сам, вскоре прославившись как один из лучших педагогов. В 50 лет он начал политическую деятельность и вскоре занял высокое положение в Лу.

Конфуций много путешествовал и собирал философские книги «Шуцзин»,

«Ицзин», а также первую историческую хронику Китая «Чуньцю».

 

Когда же Конфуций умер, его похоронили на специальном отведенном кладбище, где в дальнейшем хоронили только его потомков и учеников.

Учение Конфуция стало известно по книге «Луньюй» ( «Беседы и суждения»), составленной из записей, сделанных его учениками. Основная суть учения Конфуция сводилась к тому, что необходимо создать организованное общество, в котором люди будут довольны своим положением.  Для этого всем следует жить в гармонии, быть честными, добрыми и законопослушными, а также уважать своих родителей.

Он также утверждал, что управлять низшими классами следует прежде всего с помощью доброты и гуманного к ним отношения, а не с помощью силы.

Отсюда и происходит китайская традиция правления, когда правитель и его чиновник являются для народа « отцом и матерью». Подобные взгляды Конфуция  основывались на его особом отношении к семье и на поклонении предкам. В свою очередь корнями ни уходили в традиции китайской культуры.

5

В своем учении Конфуций развивал положения древних учений, где говорилось об уважении людей   друг к другу и о необходимости соблюдать обычаи.  Соблюдение обрядов означало почитание памяти предков, проявление уважения к современным правителям и почтения к пожилым людям.

При жизни у Конфуция было не так много сторонников, он часто не находил слушателей. Однако он не отчаивался и говорил: «Небеса призвали меня, и человек, наделенный силой воли, не потеряет решимости, даже если препятствий будет множество».

Последние годы жизни он провел записывая свои мысли. Изречения были собраны в литературный сборник, получивший название «Аналекты Конфуция». Одно из изречений гласит: «Не причиняй другим то, что они могут причинить тебе».

Последователем идей Конфуция стал Мен-цзы (371-289 до н.э.), основным девизом которого стало изречение Конфуция: доброта победит в мире.

Распространение Конфуция началось с правления династия Хань (202 год  до н.э.), когда была принята идея ученого о необходимости работы ученых людей в правительстве и начато обучение правительственных чиновников. Вскоре идеи Конфуция были признаны государственной религией Китая и оставались таковыми до 1912 года, когда был сброшен последний китайский император.

Правда, к началу двадцатых годов влияние конфуцианства в Китае ослабло, и сегодня на его место пришел буддизм.

6

Конфуцианство: сущность и влияние.

Конфуцианство - этико-политическое учение, возникшее в Древнем Китае, спустя 300 лет после смерти Конфуция. Учение конфуцианство оказало огромное влияние на развитие всей духовной культуры, политической жизни и общественного строя Китая на протяжении свыше двух тысяч лет. Основы Конфуцианства были заложены в 6 в. до н. э. Конфуцием и затем развиты его учениками и последователями такими как Чжуан-цзы, Мэн-цзы, Сюнь-цзы и др.

На Древнем Востоке экономическая мысль Китая была наиболее развитой. Она нашла отражение преимущественно в философско-религиозных и политических концепциях, таких, как конфуцианство, даосизм, моизм и легизм.

Основателем конфуцианства был Кун-цзы (в европейской традиции – Конфуций (ок. 551-479 до н.э.)). Высказывания и беседы Конфуция были записаны его учениками и их последователя и сведены в сочинение «Лунь юй» («Беседы и суждения»). 

По мнению Конфуция, каждому человеку в соответствии с волей Неба отведено строго определённое место в мире и обществе. Идеальные отношения между людьми строятся на чётком разделении обязанностей, как в семье, так и в государстве: «Правитель должен быть правителем, а подданный – подданным, отец – отцом, а сын – сыном». 

Идеальному правлению (из числа благородных мужей) следует заботиться о благополучии и воспитании своих подданных. Богатство в государстве должно быть распределено равномерно в соответствии с социальным статусом человека. Личное богатство достигается честным путём в соответствии с высшими моральными принципами и не в ущерб иерархическому принципу знатности.

Идеи Конфуция, в частности его тезис о делении на высших и низших, развил Мэн-цзы (ок. 372-289 до н.э.). Он выдвинул тезис об общественной необходимости отделения умственного труда от физического, основанный на представлении о врождённости всех качеств людей. 

Благородным мужам, занимающихся умственным трудом, волей Неба предначертано быть «управляющими». Люди, занимающиеся физическим трудом, призваны обслуживать благородным мужей, им предначертано быть «управляемыми».

7

Главную роль в государстве Мэн-цзы отводил народу («управляемым»), ведь именно он кормит общество. Чтобы народ мог выполнить свою задачу, Мэн-цзы призывал государство активно вмешиваться в поземельные отношения. Он предлагал вернуться к уравнительной системе землепользования, к обычаям общинной взаимопомощи, совместной обработки «общественных полей», доход с которых шёл государству и чиновникам. 

Ещё одним представителем конфуцианства считается Сюнь-цзы (ок. 313/298 – ок. 238 до н.э.). По его мнению, человек зол по своей природе, ему присуще желание наживы. Для преодоления злой природы, человека следует обучать, воспитывать и контролировать с помощью наказаний и норм ритуала. Понятие «ритуал» занимает очень важное место в концепции Сюнь-цзы, оно объединяет в себе этические, политические и правовые нормы.

Ритуал – высшее проявление различий между «управляющими» и «управляемыми». Носителем ритуала является потомственная аристократия, и именно на нее распространяются его нормы. На народ же распространяется действие законов.

Сюнь-цзы считал, что истоки деления общества на «управляющих» и «управляемых», начала социального и имущественного неравенства нужно искать в самой природе человека, что наследственное разделение труда является основным принципом государственного устройства. 

Экономическая политика государства должна опираться на экономию, сохранения излишков с целью обеспечения достатка народа. Для этого необходимо регламентировать производство, распределения и потребления продукта страны.

Особое внимание уделяется потреблению: каждый слой общества должен потреблять не больше, чем ему положено по рангу.  Сюнь-цзы отмечает, что именно такая система распределения приводит к появлению излишков. 

Представители конфуцианства выступали за регламентацию экономики государством, за сохранение общественно-патриархального порядка, жестокого иерархического устройства общества.

                                  

8

Даосизм и моизм.

Других взглядов придерживались представители даосизма – одного из важнейших философско-религиозных учений Китая. Его основателем считается Лао-цзы (примерно VII-VI вв. до н.э.), а наибольший вклад в развитие даосизма внёс Чжуан-цзы (ок.369-286 до н.э.). 

Основное понятие даосизма — дао, кит. «путь» или «противоположность». Дао — это невидимый вездесущий закон природы, путь, по которому идет человек и человечество, безликая, бескачественная субстанция. Дао бездействует, тем самым, порождая все, оно вечно и безымянно, пусто и неисчерпаемо. Из него все вышло и в него все возвратится. Бездеятельность порождает бездеятельность, поэтому необходимо к минимуму свести человеческую активность. Возникает принцип у-вэй, принцип недеяния, «созерцательная пассивность»: человек изучает мир, но не изменяет, делает только то, что необходимо.


В даосизме взаимодействуют два противоположных начала —
 инь и ян, которые перетекают одно в другое и не могут существовать друг без друга. Инь — отрицательное, пассивное, женское начало; ян — положительное, активное, мужское.

Во II в. даосизм оформляется организационно. Начало ему положила школа «Путь небесных наставников», основанная полулегендарным Чжан Лином. В начале V в. оформляются ритуал и вероучение, даосизм становится государственной религией, появляется пантеон божеств, учение о богине Сиванну (прародительнице всех людей), затем даосизм распадается на множество сект и направлений. Исходя из учения о Дао, даосизм предложил оригинальную концепцию наилучшего государственного управления — недеяния: если правитель пребывает в бездействии, то в силу Дао дела сами наладятся. И, так же как и другие философские учения, даосизм осуждает войну.

Наряду с даосами и конфуцианцами особое место занимали представители моизма. Основателем этой школы был Мо-цзы (479-ок.400 до н.э.). Его ученики и последователи III-II вв. до н.э. создали трактат «Мо-цзы», в котором нашли отражение взгляды философа. Основными идеями моизма являются «всеобщая любовь»  и «всеобщая польза», соответствующие воли Неба. Для Неба нет ни знатных, ни бедных, оно питает всеобщую любовь ко всем живущим, всех кормит.
Моисты были людьми необыкновенными, поражавшими современников полным забвением личного, готовностью жертвовать всем ради общего блага и справедливости. Моист с радостью отдавал свою жизнь за главу школы и мог лишить жизни единственного сына за зло, содеянное постороннему.

9

Легизм.

Особый вклад в развитие экономической мысли Древнего Китая внесли представители легизма (от лат. Lex – закон), или школы законников (фацзя).

Основной идеей школы было равенство всех перед Законом и Сыном Неба, следствием чего являлась идея раздачи титулов не по рождению, а по реальным заслугам, согласно которой любой простолюдин имел право дослужиться до первого министра.

Первым видным представителем легизма считается Гуань Чжун, с именем которого связывается представление о первых серьёзных реформах, направленных на укрепление власти правителей царств. К стану легистов обычно причисляют всех видных министров-реформаторов чжоуского Китая. Культ закона, точнее, административных распоряжений осуществляющего централизованную власть правителя — вот основной тезис легизма[1].

Крупнейший представитель раннего легизма и основоположник учения — Шан Ян (ок. 390—338 гг. до н. э.) — инициатор знаменитых реформ, узаконивших в стране частную собственность на землю. Составленные им проекты реформ и указов вошли в трактат «Шан цзюнь шу» («Книга правителя области Шан»).

Основные идеи школы:

  •  Провозглашалось равенство всех перед Законом и Сыном Неба и, как следствие, появление идеи раздачи титулов не по рождению, а по реальным заслугам, согласно которой любой простолюдин имел право дослужиться до первого министра. Шан Ян рекомендовал выдвигать в первую очередь тех, кто доказал свою преданность государю на службе в войске.
  •  Успеха в политике достигает только тот, кто знает обстановку в стране и использует точные расчеты.
  •  Следует усваивать опыт предшествующих правителей. И в то же время «для того, чтобы принести пользу государству, не обязательно подражать древности».
  •  Для политики очень важна экономическая ситуация в стране.
  •  В области управления предлагалось сосредоточить всю полноту власти в руках верховного правителя, лишить наместников властных полномочий и превратить их в обыкновенных чиновников. Умный правитель, говорится в трактате «Шан цзюнь шу», «не потворствует смуте, а берет власть в свои руки, устанавливает закон и с помощью законов наводит порядок».

10

  •  Чтобы обеспечить представительство зажиточных слоев в государственном аппарате, предусматривалась продажа чиновничьих должностей.

 .        Шан Ян предъявлял к чиновникам лишь одно требование — слепо повиноваться государю.

  •  Предполагалось ограничить общинное самоуправление, подчинить семейные кланы и патронимии местной администрации.
  •  Предлагалось также установить единые для всего государства законы. Под законом понималась репрессивная политика (уголовный закон) и административные распоряжения правительства.
  •  Отношения между властью и народом Шан Ян рассматривал как противоборство враждующих сторон. «Когда народ сильнее своих властей — государство слабое; когда власти сильнее своего народа — армия могущественна». В образцовом государстве власть правителя опирается на силу и никаким законом не связана.
  •  За малейший проступок следует карать смертной казнью. Эту карательную практику должна была дополнить политика, направленная на искоренение инакомыслия и оглупление народа.
  •  Высшая цель деятельности государя — создание могущественной державы, способной объединить Китай путем захватнических войн.

11

Заключение.

Как видно из всего вышесказанного, экономическая мысль Китая развивалась неравномерно.

Конечно, во всех течениях много схожего, но также там много и отличий. Некоторые идеи противоречат друг другу, а это лишь доказывает, что в древнем Китае проблема толкования идеальной модели социально-экономического устройства общества являлась главной.

В поисках идеального пути развития и систематизации знаний, люди выдвигали свои теории, свои методы и подходы. Но было во всех теория нечто общее, а именно - в древневосточных странах, уделялось внимание экономической политике государства. На Древнем Востоке эта тема стала основой для экономической мысли: считалось, что государство должно активно вмешиваться в экономическое развитие, рассматривались конкретные вопросы управления государственным хозяйством, экономикой страны в целом. 

А дальше каждая из школ по-своему трактовала, как будет выглядеть государственное вмешательство.

Лично мне близка теория  Конфуция в вопросе разделения труда: «Правитель должен быть правителем, а подданный подданным». С одной стороны – это означает смирение со своим текущим положением, прекращение всех попыток самосовершенствования, а с другой стороны – каждый точно знал, что он должен делать. А если каждый знал свои обязанности, то по философии того же Конфуция – он должен самосовершенствоваться. А если так, то каждый будет выполнять свою работу лучше всех, и это уже приведет к расцвету государства.

 Мне лично понятны все направления, существовавшие в Китае. В каждом есть нечто такое, что заставляет поверить в правоту своей мысли, но каждое имеет свои недостатки, поэтому идея легизма о том, что нужно совместить некоторые направления очередной раз показывает, какими мудрыми были правители Востока. 

Таким образом, экономическая мысль Древнего мира, хотя и не сформировалась в самостоятельную отрасль знания из-за большого количества несоответствий, но поставила многие важные проблемы, и тем самым заложило основы для дальнейшего развития экономической науки.

12

Список литературы.

1. «Кто есть кто в мире» Гл. ред. Г.П. Шалаева.  Издательство «Физиологическое общество «Слово»   Москва 2007.

2. http://ru.wikipedia.org 

3. http://slovari.yandex.ru

4. http://lib.rus.ec

13




1. задание на выявление специфики поведения работников фирмы в оценке трех этапов ее концептуального развития-
2. Народная медицина целительство в современной России
3. Лабораторная работа ’5 Испытание природного песка
4. 1988 ученый с мировым именем автор] 200 книг и статей по программированию и информатике член британского обще
5. зависимыхДНКполимераз ДНКполимераз.html
6. Статья- Теория рыночного социализма
7. I Устаўкi прадметнiкаў- ар ец iк ык ок цель ыр ун i iнш
8. Организация кредитования в коммерческом банке
9. Технологический процесс изготовления круглой протяжки
10. 07.95 ВВР 1995 N 30 ст
11. Курсовой проект является завершающим этапом изучения дисциплины Экономика предприятия
12. Варіант 1 Розділ- предмет завдання та категорії психології вищої школи 1
13. цивилизация. Этот термин весьма многозначен.html
14. участники субъекты гражданского процесса
15. сколотами. Культура скіфів постає як явище нове і яскраве
16. Тема- Научный стиль ИсполнительЗахаров Михаил Павлович Группа 22эк
17. Тема- Доработка структур данных
18. то в тебе зацепило меня заставив пересилить это смущение
19. Призма
20. по теме Движения в пространстве 1Найти координаты точек в которые переходит точка А 100; 200; 1 при- а