У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

реферата следует рассмотреть вопрос о становлении самой эстетики как исключительно своеобразной науки кот

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 28.12.2024

Глава 1
Человек как эстетический объект.

  1.  Понятие эстетики, и предмет её изучения.


 Приступая  к раскрытию основной темы реферата, следует рассмотреть вопрос о становлении самой эстетики как исключительно своеобразной науки, которая исследует уникальные как по своему содержанию, так и по форме духовные ценности.
   Сам термин «эстетика» образовался от греческого «aisthetikos» -«чувственный, относящийся к чувственному восприятию». Впервые в научный обиход  этот термин  был введен в XVIII столетии немецким просветителем Александром Баумгартеном (1735 год).
  В истории эстетической мысли издавна известны  два подхода к эстетическому восприятию действительности. Платон считал, что эстетика отвечает на вопрос: «Что прекрасно?», а Сократ считал, что эстетика отвечает на вопрос: «Что есть прекрасного?»
2.
 На мой взгляд, эти два суждения имеют равное право на существование, так как в равной  мере  свойственны красоте и понятию «прекрасного». Однако видно, что первое суждение «Что прекрасно», более применимо к эстетическому опыту человека,  в свете  общения, изучения лучших образцов мировой художественной культуры.  Второе же суждение «Что есть прекрасного?» в большей степени тяготеет к философии, что на основе данного суждения и возник всем известный термин «Философия прекрасного».
  Исчерпывающего  ответа о предмете эстетики сегодня нет, поэтому «эстетику» в самом общем значении этого слова можно определить как
«
науку о прекрасном во всех его проявлениях и модификациях, об эстетическом отношении человека к действительности, которое реализуется как в его сознании, так и в разнообразных сферах практической деятельности».3
 

  1.  Парадокс эстетики, как науки и ее место в жизни человека.

   Одним из парадоксов эстетики, как науки  является  то, что она выделилась еще  задолго до официального её признания. Эстетические проблемы возникли и развивались в ходе развития самого человечества  и его  духовной культуры, в ходе его обращения к  философии, богословию, литературе, искусствоведению, и просто житейской практике.
  С всевозрастающим прогрессом человечества во всех сферах жизнедеятельности, с проявлением результативности в творчестве, в проявлении инициативы людей, в разнообразных достижениях в мировой культуре, происходило эстетическое развитие общества и личности отдельно взятого человека, который под влиянием всех вышеперечисленных факторов учился откликаться на красоту и творить по законам красоты.
  Какое же место занимает эстетика в жизни человека?  Почему именно человек является объектом эстетики?
Во –первых, каждому интуитивно ясно, что мир человека включает красоту. Всякий человек способен на любовь, а любят по большей части красивое, прекрасное, возвышенное, а не безобразное и низменное.
  Во-вторых,   в переводе с греческого эстетика дословно означает «эстетикос»  «относящееся к чувству». Когда же выяснилось, что человек живёт в мире чувственно-эмоционального, наступило время эстетики, в рамках которой получили свое осмысление такие ценности, как красота и прекрасное. Основатель эстетики Баумгартен определял красоту как совершенство чувственного, а искусство - как воплощение красоты.
   В третьих, в жизни человека эстетическое начало имеет свою особую нишу. Если лишить мир эстетически положительного, мы потеряем значительно больше, чем половину чувственного восприятия.
4
   В стремлении преумножить и развить мир, прежде всего прекрасного, красивого, человек обращается к искусству. А искусство, и есть воплощение красоты.  Выражать красоту могут звук, свет, вещество, движение, ритм, тело человека, слово, мысль, чувство.
  Видов искусства, как известно, много: архитектура, скульптура, литература, театр, музыка, хореография, кино, цирк, прикладное и декоративное искусство. Всякий раз носителем красоты является нечто, например в случае музыки -звуки, которые извлекаются музыкантами посредством музыкальных инструментов или полотно художника, написанное на холсте кистью и рукой художника и т.д. Именно искусство есть умение человека выразить себя по признакам красоты.  Эстетически красивыми являются и чувства человека, если они ведут к положительным ценностным переживаниям.
Современные люди разных профессий ежедневно являются объектами эстетики, только эстетическое восприятие у всех может быть абсолютно разным. Так для инженера, конструктора, техника  в работе очень важны сходства и различия между произведением искусства и техническим артефактом (изделием) и предназначение этого  артефакта для них состоит в его полезности для человека.  А вот для художника произведение искусств – есть ничто иное, как символ красоты, символ прекрасного.
   Нельзя исключить того, что в некоторых случаях техническое изделие является и произведением искусства, но это имеет место далеко не всегда. Вместе с тем всякий технических артефакт не выпадает из мира эстетического. Более того, как выяснилось, полезность технического изделия не противостоит его эстетическим достоинствам, а образует с ним своеобразное, и желательное для человека единство. Осознание этого факта привело к развитию дизайна, художественного конструирования предметов, в том числе техники ( греческое «техне» означает искусство, мастерство).  
   Слово "дизайн" английского происхождения  весьма удачно отражает суть технической эстетики. Оно состоит из корневой основы "зайн" (знак, символ). Дизайнер осуществляет разнообразную символическую деятельность. Он переводит свой духовный мир в технические знаки, актуальные для пользователей техникой. Для дизайнера техника - это не просто железки, а символ красоты и прекрасного.
                             1.3 Эстетические потребности человека, его
                                     самовыражение и самоактуализация.

В вопросе «Человек как эстетический объект», будет не лишним коснуться вопроса об эстетических потребностях человека и  его потребностях к самовыражению.
  
Каждый человек ежедневно испытывает потребности.  Потребность определяется как состояние человека, который не может существовать без желаний и потребностей в чем либо. Человек уже рождается как человеческий индивид, как телесное существо, и с первых секунд его рождения  для поддержания жизни у него уже есть врожденные органические потребности.  Во многих работах на тему  "Потребность человека"  упоминается книга М.П. Ершова (1990 г.) где утверждается, что потребность есть первопричина жизни, есть свойство всего живого.
   Важную ступень в иерархии потребностей человека занимают
эстетические потребности. Каждый социализированный и самоорганизованный человек ежедневно нуждается в эстетических эмоциях, чувствах, вкусах и  эстетических идеалах.
  Важную роль в вопросе «Человек как эстетический объект» играет и «самоактуализация» человека. Считается, что самоактуализация  есть желание человека стать тем, кем он может стать. Следовательно, человек, достигший этого высшего уровня, добивается полного применения своих талантов, способностей и возможностей своей личности. Говоря словами А. Маслоу, "музыканты должны играть музыку, художники должны рисовать, поэты должны сочинять стихи, если они, в конце концов, хотят быть в миру с самими собой. Люди должны быть тем, кем они могут быть. Они должны быть верны своей природе"
5
  Самоактуализация не обязательно должна принимать форму творческих усилий, выражающихся в создании произведений искусства. Родитель, спортсмен, студент, преподаватель или рабочий у станка - все могут актуализировать свой потенциал, то есть воплотить свои возможности в действительность, выполняя наилучшим образом то, что они делают. Специфические формы самоактуализации очень разнообразны. Именно на этом высшем уровне иерархии потребностей люди сильнее всего отличаются друг от друга. Эстетические потребности также относятся к этой группе потребностей и считаются одним из видов потребностей в самовыражении.
  Не маловажную роль в данном вопросе играет и эстетическая культура человека, которая несёт в себе единство различных эстетических знаний, убеждений, чувств, навыков, норм деятельности и поведения.
 Структуру эстетической культуры личности составляют:
- развитость эстетического сознания (знания о прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном, трагическом и комическом);
- развитость эстетического мировоззрения (эстетические идеалы, нормы и принципы, эстетические ориентации и интересы, убеждения и верования);
- степень совершенства эстетического вкуса;
- последовательное воплощение в жизнь эстетических ценностей в соответствии с эстетическим идеалом.

                           

                                            Глава 2
                      Эстетическое восприятие человека.

"Нет истинного творчества без мастерства, без высокой требовательности, упорства и работоспособности, без таланта, который на девять десятых состоит из труда. Однако все эти существенные и необходимые качества ничего не стоят без художественной концепции мира, без мировоззрения, вне целостной системы эстетического восприятия действительности" (Ю.Б. Борев).6

Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению говорит, что эстетическое восприятие человека есть ничто иное как : « процесс приёма и преобразования эстетической информации, предполагающий способность человека чувствовать красоту окружающих предметов, различать прекрасное и безобразное, трагическое и комическое, возвышенные и низменные черты в реальной действительности и в произведениях искусства и испытывать при этом чувства наслаждения, удовольствия или неудовольствия.7
      В этой связи нужно отметить, что связь эстетического восприятия с эстетическими чувствами  огромна и общепризнана. От восприятия в процессе обычного труда, учебной или научной деятельности в целом они  отличаются особыми чертами.
  Человек, как правило, испытывает эстетическое удовольствие, наблюдая величественные картины природы, слушая музыку и пение, читая художественные произведения, наблюдая танцы и гимнастические упражнения, воспринимая произведения живописи и архитектуры.
  Эстетическое восприятие  вызывает у нас домашняя утварь, мебель, одежда, обои, которыми оклеена наша комната. Красивыми или некрасивыми мы считаем поступки людей, рассматривая их с точки зрения общепризнанных общественных требований.
  Эстетические восприятие может иметь как «созерцательный» так и «несозерцательный» характер. Мы можем испытывать эстетическое чувство не только тогда, когда смотрим балет или слушаем музыку, но и когда сами танцуем и поём.
    Отличительной особенностью эстетического восприятия является его «бескорыстный» характер. Оно не связано непосредственно с удовлетворением наших материальных потребностей, не направлено на утоление голода или сохранение жизни: когда мы любуемся картиной, изображающей фрукты, у нас не возникает желания их съесть, эстетическое чувство при восприятии этой картины не связано со вкусом и питательностью изображённых на ней предметов.
   В основе эстетического восприятия лежит особая, свойственная человеку, потребность — потребность в эстетическом переживании. Эта потребность отличала уже первобытного человека: изготавливая домашнюю утварь из глины, вытачивая из камня наконечники для стрел и копий, первобытный человек уже тогда придавал им эстетические формы, хотя это ни в какой степени не увеличивало добротности изготовляемых предметов, не делало их более пригодными для тех функций, для которых они предназначались.
  В процессе исторического развития человеческого общества потребность в эстетическом удовольствии получила огромное развитие и нашла свое выражение в созданных человеком различных видах искусства — музыке, живописи, поэзии, архитектуре, хореографии и т. д.
      Среди большого разнообразия эстетических чувств можно отметить следующие:
   Эстетическое удовольствие, или наслаждение. Его составляет чувство удовольствия, которое нам доставляет восприятие красок, звуков, форм, движений и других особенностей объективных предметов или явлений.
  Как правило, эстетическое удовольствие вызывают у нас гармонические сочетания, в которых отдельные элементы находятся в определённых отношениях друг с другом; дисгармонические сочетания, наоборот, вызывают неудовольствие. В мире звуков это будет консонанс и диссонанс, в мире движений — ритм или аритмичность и т. д.
  Чувство красивого охватывает человека, когда в своем восприятии он отражает объективно прекрасную, реально существующую красоту явлений природы и общества. Человек  испытывает  это чувство при взгляде на красивый цветок, животное, ландшафт, созданную руками человека машину или домашнюю утварь, глядя на  поступки человека, думает о замечательных чертах его характера и т. д.
   Чувство красивого не безотчётно, оно всегда имеет оценочный характер. Это чувство развивается вместе с развитием человечества, имеет историческую общественную, а не естественную природу, в нем отражаются свойственные тому или иному обществу представления, заложенные в ту или иную историческую эпоху эстетические вкусы и понятия. В связи с этим чувство красивого проявляется у разных людей по - разному в зависимости от усвоенных ими представлений и понятий о прекрасном. Чувство красивого  достигает своей совершенной формы только через эстетическое воспитание человека.
  Чувство величественного и возвышенного порождается восприятием явлений, превышающих обычную меру явлений, в которых выражается мощь природы и человеческого гения.
 Человек испытывает чувство величественного, когда отражает в своём сознании грандиозные картины природы — величайшие горы с их снежными вершинами и глубокими пропастями, бурные потоки, водопады, необозримые просторы океана, безграничность усеянного звездами ночного неба, колоссальные каналы, плотины и другие величайшие достижения природы и человеческой деятельности.  
  Все эти явления, казалось бы, должны были устрашать человека. Однако они вызывают эстетические чувства, связанные с сознанием мощности природы, силы и величия человеческого интеллекта.
  
Чувство художественно прекрасного связано с эстетическим восприятием произведений искусства и с творческой деятельностью в любом из его видов. Так в произведениях искусства человек подражает природе и явлениям жизни не фотографически, не средствами механического копирования, а путем творческого отображения действительности. Материал для творческой деятельности в области искусства — звуки, краски, движения, геометрические формы, человеческие чувства, поступки и характеры людей — человек берет из действительности, но из этого материала, если он истинный художник, поэт, композитор, он создает творчески преображённые образы действительности, которые, составляя сущность художественных произведений, и вызывают у человека эстетическое чувство прекрасного.
    Наряду с удовольствием, как наивысшей формой эстетического восприятия, человек может испытывать и неприятное эстетическое чувство, такое как чувство трагического, которое носит аффективный характер, сопровождается сильными душевными потрясениями, иногда выражающимися в рыданиях. Созданный писателем, артистом художественный образ человека достигает подчас своей высшей воздейственной силы: мы не просто испытываем эстетическое чувство от восприятия прекрасного произведения искусства, оно заставляет нас страдать, сочувствовать, негодовать.
  Художественные произведения, вызывая чувство трагического, облагораживают человека, заставляют его отрешиться от повседневных мелочей жизни, задуматься над ее глубокими основами, они побуждают его к активной борьбе с недостатками жизни. Но, чтобы вызвать такое чувство, произведение искусства должно быть художественно прекрасным.
8
   Еще Аристотель отметил «очищающее» влияние эстетического восприятия трагического: сила аффективных состояний при восприятии трагического, постепенно нарастая, доходит в связи с развитием действия до высшего предела, когда они разрешаются кризисом, бурным проявлением охватившего нас чувства, после чего наступает успокоение.
9
   Чувство комического характеризуется состоянием веселого смеха при восприятии противоречивых явлений действительности и особенно сильно при их художественном воплощении в произведениях искусства.
  Смех может вызвать всякое несовершенство, например вид чрезмерно тучного человека, с трудом и неловко передвигающегося при игре в теннис, требующей быстрых и ловких движений, или, наоборот, вид
 сухого, длинноногого велосипедиста, колени которого почти упираются в руль велосипеда.

По Аристотелю, «смешное - это какая-нибудь ошибка или уродство, не причиняющее страданий и вреда... Это нечто безобразное и уродливое, но без страдания». 10
  Однако полностью с этим определением согласиться нельзя: в нем из чувства комического выключается его социальное значение, комическое приравнивается просто к забаве. В действительности же чувство комического, будучи противоположно чувству трагического, в не меньшей степени побуждает человека задуматься над несовершенствами жизни и направить свои усилия на их исправление. Так комедия Гоголя «Ревизор» заставляет людей смеяться над представленными в ней художественными образами комического в характерах, действиях и отношениях людей. Но вместе с тем она в чрезвычайной степени обостряет восприятие несовершенств жизни и тем самым побуждает людей к активной борьбе с этими несовершенствами.

Заключение


Итак, эстетическое — мегакатегория, то есть самая широкая и фундаментальная категория эстетики. Изучив предмет эстетики, мы можем сказать, что эстетика - это философская наука, изучающая различные эстетические отношения как фундаментальные особенности человеческого бытия.
Эстетика взаимодействует с различными науками, например, исследует психологию творческого процесса и психологию художественного восприятия, включает в себя, также, социологию и общественную жизнь.
  Эстетику и культурологию объединяет внимание к художественной культуре, основанной человечеством. Искусствоведение занимается анализом художественных процессов, оно специализировано в соответствии с разными видами искусства, эстетика же изучает сущность и функции всякого искусства, базовые закономерности его развития.

Список литературы

1. Бережной Н.М. Человек и его потребности / Под ред. В.Д. Диденко, СГУ   сервиса - Форум, 2008. - 160 с.
2. Борев Ю.Б. Эстетика: Учебник, Высшая школа, Москва 2002 г.
3.  Губин В.Д. «Философия». - М.: Проспект, 2007. 184-187 стр.
4. Ершов П.М. Потребности человека. М. 2009.
5. Маслоу А. Мотивация и личность. 3 - е изд. СПб.: Питер, 2003.
6. Яковлев Е.Г. Эстетика: учебное пособие. - М.: Гардарики, 2003.

Дополнительный список источников:

  1.  http://5ballov.qip.ru/referats/preview/115672/?nravstvennyie-tsennosti-i-estetika-v-jizni-sovremennogo-cheloveka
  2.  http://literaturologiya.academic.ru/894/%D1%8D%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B5
  3.   http://literaturologiya.academic.ru
  4.  http://knowledge.allbest.ru/ethics/2c0a65625b3bc78b4d43a89421316c27_0.html

2 Губин В.Д. «Философия». - М.: Проспект, 2007. 184-187 стр.

3 http://knowledge.allbest.ru/ethics/2c0a65625b3bc78b4d43a89421316c27_0.html

4 http://5ballov.qip.ru/referats/preview/115672/?nravstvennyie-tsennosti-i-estetika-v-jizni-sovremennogo-cheloveka

5 Маслоу А. Мотивация и личность. 3 - е изд. СПб.: Питер, 2003.

6 http://literaturologiya.academic.ru/894/%D1%8D%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B5

7 http://literaturologiya.academic.ru

8 Яковлев Е.Г. Эстетика: учебное пособие. - М.: Гардарики, 2003.

9 http://knowledge.allbest.ru/ethics/2c0a65625b3bc78b4d43a89421316c27_0.html

10 http://psyznaiyka.net/view-emocii.html?id=jesteticheskie-chuvstva




1. Реферат- Династия Рюриков
2. тематической и согласованной работы психолога и других должностных лиц профилактического плана по своеврем
3. Доклад- Кролик в доме
4.  Динамика косовского кризиса и политика России Елена ГУСЬКОВА Современный кризис на территории бывш
5. 22.09.13г. Запись по т
6. ФЗ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О РАТИФИКАЦИИ СОГЛАШЕНИЯ МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦ
7. Шаг в будущее Секция- Лингвистика Название работы Молодежный сленг в Америке и России
8. Загрязнение атмосферы
9. Тема 1. Кримінальновиконавча політика України.html
10. Тематика контрольных работ по дисциплине Уголовное право
11. Тема Начисление и удержание заработной платы определение среднего заработка работника
12. агония Крест мой и наказание
13. летие Поразительно конечно но за полтора года мне удалось сделать множество открытий
14. х начале 90х годов
15. Вариант 1 1. Как отдельная наука логика сформировалась а в античности б в средние века в в период Нового
16. Проектирование осушительной системы
17.  День напередодні Різдва
18. планах стала настолько очевидной что уже в 2000 ~ 2011 гг
19.  Розкрийте процес виникнення ранніх державних утворень слов~ян
20. ТЕМА ТЕЛЕМЕХАНИКИ МСТ95 ОБЗОРНАЯ ЭКСКУРСИЯ ПО МЭЗ