Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Тоталитарная индоктринация: у истоков системы . Политические праздники и игры. 29
А.Н* Щербинин
Радость более полна и совершенна, чем знание, ибо не каждый в процессе познания радуется, но всякий, кто радуется, по необходимости при этом познает.
Марсилио Фичино
Тоталитарная индоктринация, проблема до сих пор малоизученная с точки зрения политической дидактики, поддается осмыслению только в контексте анализа различных связей, влияний и воздействий в тоталитарной системе в целом. Индоктринацию можно считать формой влияния, образующую вместе с сопутствующими структурами и механизмами одну из важнейших подсистем в тоталитаризме.
После переворота 1917 г. в первые задачи индоктринации входило преодоление общественного и "когнитивного" хаоса для ускорения процесса формирования нужного новым правителям политического режима. Мировая война, последовавшие за ней революция и гражданская смута стирали социальное и индивидуальное в человеке, превращая социум в массу, руководствовавшуюся основными инстинктами. И тоталитаризм с его влиянием на базовые качества индивидуального и коллективного, пробуждающий в человеке архаическое начало имеет смысл рассматривать в рамках политико-антропологического подхода, причем в его процессуальном, а не структурном измерении*: для понимания общества, находящегося в становлении, важнее изучать не "властные отношения", а "власть отношений" (определение А.Кохена). Действительно, не насилие первых послереволюционных лет или официальная власть, а новые отношения позволили к 1930-м годам сформировать в СССР поколение, воспринимавшее советскую власть как безусловный Авторитет. Сам процесс политической социализации предполагал внедрение и закрепление новых отношений. Подобная озабоченность скорее проблемами становления, нежели существования (о чем писал Д.В.Куртц), особенно привлекает при изучении утверждающего себя общества, поскольку позволяет по-новому рассмотреть такие базовые понятия, как власть, авторитет, легитимность, архаический механизм манипулирования (при помощи контроля) материальными и особенно идеологическими ресурсами (2). Дополнив политико-антропологический подход историко-антропологическим (М. Блок и школа "Анналы"), культурно-антропологическим, а также изуче-
ЩБРБИНИН Алексей Итатьевич, кацонаат исторических наук, заведующий кафедрой поли-талоп1и Томского государственного университета, действительный член Академии политической науки.
* Общий очерк предмета политической антропологии в отечественной литературе представлен Н.Н.Крадиным (см.: 1). Однако этот подход, традиционно соотносимый лишь с взятыми в их структурном измерении доиндустриальными обществами (хотя автор и показывает возможности его использования для изучения индустриальных, в т.ч. постсоциалистических, обществ), ограничивает возможности исследования. Вместе с тем в последнее время зарубежные политан-тропологи либо стремятся расширить предмет и методы своих изысканий, либо относятся к этому вполне терпимо.
нием проблемы с точки зрения психологии масс, мы, несомненно, теряем из-м начальную "чистоту" политико-антропологического подхода, но обретаем воз-^ можность более адекватно и полно отразить предмет нашего исследования. р Политико-антропологический подход предоставляет широкие возможно-ц5 сти для интерпретации процесса превращения социального хаоса в новый ^ порядок и одновременно кумулятивного использования энергии коммунитас " в обновленной структуре. В.Тэрнер писал о том, что коммунитас отличается '§ от жесткой структуры тем, что "потенциально или идеально распространяется ^ до пределов человечества. На практике, разумеется, первоначальный импульс ^ вскоре теряется, и "движение" само по себе становится институтом среди 1 других институтов часто более фанатичным и воинственным, чем другие, 1 по той причине, что оно ощущает себя единственным носителем общечело-^ веческих истин" (3, с.184). Здесь английский антрополог обращает наше вни-в мание еще и на то, что данный феномен характерен для состояний перехода. е Так что если проанализировать ситуацию перехода к тоталитарным режимам, gS то выстраивается следующая проекция. Мировая война, революции, граждан-g ские войны, послевоенная и послереволюционная разруха (а для Запада еще ее и депрессия) явились существеннейшими потрясениями политического мира, ^ иными словами, обернулись радикальным разрушением реального и мен-g тального универсума. На смену старому порядку приходит невиданный ранее ^ хаос, прежняя структура сменяется состоянием коммунитас (которое, по Тэр-К неру, есть явление социальное, причем типичная ошибка исследователей заключается в том, что они отождествляют "социальное" с "социально-структурным").
Соотнося данное наблюдение Тэрнера с разными исследованиями тоталитаризма, бросается в глаза преобладание научных интерпретаций данной системы как "структуры", причем рациональной и в этом смысле современной. Действительно, гиперкатасгрофа начала века не могла не вызвать к жизни то-80 талитарные суперструктуры, но тоталитаризм опирается и на структуры, и на массы. Поэтому, на наш взгляд, рациональность, планирование и тому подобные его эпифеномены следует рассматривать не иначе, как своеобразный "камуфляж" общества, отброшенного социальной катастрофой к исходному состоянию человечества. Да и сама структура тоталитарного организма скорее напоминает панцирь "механической солидарности", чем скелет "органической" (Э.Дюрктейм).
Если согласовываться с рассуждениями Тэрнера, то для нашей проблемы важны такие характеристики тоталитаризма, как стремление к распространению на все человечество (такую цель преследовали организаторы Октябрьской революции), сохранение энергетического потенциала революционной массы в последующих формах коммунитас, а также феномен особой избранности участников "остаточной" коммунитас. Именно в этом проявляется один из стереотипов, хранимых социальной памятью: Мы и древнее, и сильнее, чем Я. Недавний опыт войн и революций только подтвердил магическое могущество коммунитарной памяти: "Субъективно в ней есть ощущение нескончаемой силы и власти" (3, с.208). И новый режим проявил "мудрость... в том, чтобы найти верные отношения между структурой и коммунитас, при данных обстоятельствах времени и места, в том, чтобы принимать каждый из образов жизни, когда он господствует, не отвергая другой, и не цепляться за один из них, когда его импульс иссякает" (3, с.209). Более того, научившись манипулировать социальным поведением, большевики в условиях, когда усилия структур становились механическими и бесплодными, постоянно прибегали к погружению общества в состояние коммунитас, ревитализируя тем самым не только коллективную социальную память победоносной революции, но и архаический потенциал масс.
Забегая вперед, следует сказать, что важнейшую роль в этом искусстве манипулирования играли праздники в качестве доступной формы снятия пере-
напряжения структур. Сакральное понимание самой революции как '^праздника эксплуатируемых и угнетенных" способствовало последующему восприятию революционного созидательного процесса как праздника масс, проявляющегося в субботниках, соревнованиях, трудовых и спортивных рекордах, переходах, перелетах и т.п. Для сравнения отметим, что иерархизиро-ванная средневековая система с ее чрезмерной структурной перенапряженностью (где даже этимологически работа воспринималась как "пытка" и "напасть") лишь в каролингскуго эпоху вводит воскресенье как день отдыха и молитвы. Исследователи школы "Анналов" отмечают крайне низкую производительность труда и всеобщую усталость от жизни, непосредственно связывая их с отсутствием социальной разрядки (4). Но уже к Х XIII вв. войны и крестовые походы превращаются в своеобразные массовые "хеппенинги".
При рассмотрении первоначал тоталитарной системы выделяется еще одно немаловажное обстоятельство. Задача воспитания нового общества усложнялась еще и тем, что новый режим не мог использовать привычный механизм политической социализации: революция решительно поставила крест на прошлом, которое беспощадно бичевалось во всех его проявлениях в политике, экономике, социальном расслоении, религии, праве, языке, культуре, истории (так же, как и конкретные носители традиций из старшего поколения родители, учителя и т.п.). В исходной точке новой эры, когда традиция в качестве основания для социализации была искусственно прервана, "тектонический разлом" между эпохами заполнил тоталитарный миф. На его базе строились принципиально новое общество и принципиально новый человек. В этих условиях индоктринация представляется лишь одним из проводников данного мифа в массы. Само по себе чередование в тоталитарном обществе порядка и хаоса, жесткой структуризации и коммунитас, движения и окостенения вызывало недоумение исследователей. К примеру, Р.Арон, анализируя советский тоталитаризм, задается вопросом: проявление ли это деспотизма самого вождя или разновидность имманентного всем революциям террора не только против противников, но и против сподвижников (5)? Террор, присущий тоталитарной системе, отчасти объясним революционной "необходимостью" для противодействия попыткам торможения движения либо восстановления прерванных традиций. Эти же задачи выполняла и индоктринация, конструирующая параметры и цели тоталитарного мира. Тоталитарный контекст жесткие нормы революционной морали, деление всего мира на черное и белое, манихейское объяснение воспитательных задач происками врагов, сочетание иррационального с символами и догмами нового строя и прочие особенности системы - требовал комплексного подхода к "производству" советского человека. Этот контекст включал в себя названия городов, улиц, колхозов и заводов, школ, пионерских дружин, значки и рисунки в учебниках, плакаты и транспаранты, лозунги и стихи, игры и песни, рассказы и повести, официальные сообщения и их комментарии в газетах, по радио, на политинформациях и читках. Индоктринация отвоевывала дидактическое пространство постепенно. Именно в 1920-е годы для строительства идеологического фундамента новой Системы активно использовались такие формы индоктринации, как революционные праздники и детские политические игры.
Праздник непременный спутник пороговых состояний общества, поворотных эпох. У М.М.Бахтина мы читаем: "В эпохи великих переломов и переоценок, смены правд вся жизнь в известном смысле принимает карнавальный характер: границы официального мира сужаются, и сам он утрачивает свою строгость и уверенность, границы же площади расширяются, атмосфера ее начинает проникать повсюду" (6). Действительно, революционная эпоха с ее размахом, фамильярностью, театральностью напоминает описываемый ученым карнавал. Но здесь есть несколько несоответствий. Во-первых, по Бахтину, прошлое не может быть предметом смеха, напротив, "смех упразд-
няет тяжесть будущего". Во-вторых, иерархия и народный праздник несовместимы, "праздники освящают профанацию" (там же). Праздники тоталитарного общества прежде всего были официальными; даже карнавалы официально санкционировались они высмеивали прошлое (за исключением революционного) и в различных формах выражали благоговение перед будущим.
И тем не менее это были не мнимые, а подлинные праздники, уходящие корнями в архаическую культуру и выполняющие конструктивную (в отношении зарождающегося социокультурного макрокосма) и связующую (в отношении базовых традиций человечества) роль. Рассматривая праздник как "временной отрезок, обладающий особой связью со сферой сакрального, предполагающий максимальную причастность к этой сфере всех участвующих в празднике и отмечаемый как некое институционализированное действо", В.Н.Топоров, хотя и указывает, что он противопоставлен обычным дням -будням, но считает такую оппозицию несущественной, вторичной (7). На наш взгляд, противопоставление праздничных дней будням важно, так как подчеркивает особую сакральность праздника в противоположность профан-ному течению времени. Именно данная сакральность, как считает Топоров, связывает праздник с его первопричиной, однако эта его "несущественная" характеристика позволила большевикам, как мы увидим дальше, более или менее органично внедрить культуру революционных праздников вместо запрещенных и активно вытесняемых религиозных. Сами праздничные, "порожние" дни олицетворяют мифическую пустоту начала отсчета нового времени это критический момент, связанный с лиминальным, "прологовым" состоянием общества накануне "чуда первого творения". И в этом плане все остальные праздники так или иначе соотносятся с тем главным, устраиваемым в особое время, с максимально точной достоверностью, на специально отведенном пространстве. Важно для нас и замечание Топорова о переходе (с потерей статуса) праздника в иной знаковый ряд игру, в т.ч. и детскую, что позволяет объединить эти два феномена древнейшей человеческой культуры в соотнесении их с эпохой "сотворения нового мира" и определить их базовое значение в становлении механизмов тоталитарной ин-доктринации.
Исключительную важность в оценке праздника имеет точка зрения Э.Канетти, который выделил особое состояние массы праздничную массу. Она рисуется антропологом на фоне обилия продуктов и людей, которые "именно для таких моментов и живут, и сознательно к ним стремятся. Люди, в обычной жизни чуждые друг другу, торжественной целыми группами приглашают друг друга на угощение. Прибытие новых групп отмечается особо, оно резко и скачкообразно повышает общее возбуждение*. Во всем сквозит ощущение, будто всеобщее удовлетворение от этого праздника гарантирует другие, последующие. Ритуальные танцы и драматические представления напоминают о прежних событиях такого же рода. Праздник этот часть традиции. Упоминание основателя праздника - будь это мифический отец всех благ, которые тут в изобилии... ручательство того, что традиция не угаснет, праздники будут повторяться. Праздник призывают новые праздники, и благодаря плотности вещей и людей приумножается жизнь" (8, с.7172).
Теперь попробуем понять, что дает повторяемость праздников важнейший элемент, на который ссылались советские пропагандисты и организаторы ("массовики"). Обратимся к работе С.Московичи "Век толп". Анализируя труды по коллективной психологии Г.Лебона, Г.Тарда, З.Фрейда, этот автор поднимает проблему критического, осознанного мышления индивида и бессознательно-автоматического действия массы. "Мышление индивидов было бы мышлением критическим, то есть логическим, использующим идеи-
* До сих пор вспоминается ликующий голос диктора: "Наллощадь вступают колонны Бауманского района'!!"
понятия в большинстве своем абстрактные... Напротив, мышление толпы было бы автоматическим. Над ним господствуют стереотипные ассоциации, клише, глубоко сидящие в памяти. Она пользуется конкретными образами". На наш взгляд, очень важно замечание Московичи: "Мышление толп это всегда мышление уже виденного и знаемого" (9, С.130131). То есть в толпе возникает нечто, возвращающее человека к его первобытному состоянию, эмоциям, видениям, образам. И праздники, в частности, служат медиаторами между современностью и архаикой. Тем более что для них характерна не только гипнотизирующая образность, но и повторяемость. "Повторяемость обладает особым качеством превращать идею-понятие в идею-действие. Абстрактное содержание первой переходит в конкретное содержание второй. Для того, чтобы стать общедоступными, доктрины и теории должны отказаться от того, что составляет их отличительную особенность: цепочки рассуждений, строгости языка... Парадоксально, и на это стоит обратить внимание, что сами места, где их собирают или где они устраивают манифестации, ...то есть те места, где их лидеры, якобы желают проинформировать и проинструктировать их, совершенно противоречат своему назначению. В этих местах есть все, чтобы производить внушающее воздействие и слишком мало для рассудочного. Толпы могут здесь слушать выразителей их чаяний, видеть их и друг друга, возмущаться, восторгаться и так далее все, что угодно, только не размышлять, поскольку они низведены до уровня элементарного мышления и простейших чувств. Для того, чтобы прижиться на этом уровне, идеи обязательно должны упроститься, факты или их содержательная наполнен-ность сгуститься, приняв образную форму... Сведенные к нескольким элементарным предложениям, часто и долго повторяемые, они воздействуют на глубинные мотивы нашего поведения и автоматически его запускают. Именно такова функция лозунгов, призывов, выраженных в наиболее краткой форме. То же касается показательных или чрезвычайных фактов революция, запуск первых космических ракет" (9, С.137-138). Столь пространная цитата помогает нам показать, что мышление, вырабатываемое тоталитарной системой с помощью архаического механизма праздников, было автоматическим, нечувствительным к противоречиям реальной жизни - его жизненность обусловливалась повторяемостью и символичностью.
Толпа праздничная, ликующая отнесена Г.Тардом (наряду с толпой ненавидящей) к феномену действующей, но нам интересна и "манифестантская" толпа, причем не только своим срединным положением между толпой активной и пассивной. Действительно, она не застыла в ожидании, но и не сокрушает, не убивает врагов. Она идет в процессии, несет символы праздника, выкрикивает лозунги или поет песни "вот приблизительно все, что они могли изобрести для выражения своих чувств. Но если у них мало идей, то зато они держатся за них крепко и без устали кричат одно и то же" (10, с-286-287). Однако толпа, опьяненная любовью к кумиру и равно распаленная ненавистью к врагу, составляла как бы бинарную сущность тоталитарных праздников. Зато "внутри" толпы праздники конструировали "социальный мир, социальное единение, ...когда всякое разногласие сглаживается одним общим желанием, желанием видеть друг друга, соприкасаться, симпатизировать друг другу, этот мир, единение суть продукты не менее драгоценные, чем все плоды земные, чем все предметы промышленности" (10, С.288). То, что Тард в отношении праздников называл "производительностью", подчеркивая их спасительную социальную роль, мы назовем современным словом "шоу-индустрия". Советская система, долгие годы испытывавшая трудности с производством промышленных товаров и "плодов земных", весьма быстро научилась производить праздники, которые "содействовали сотканию и скреплению социальных уз" (10, с.289), а это было очень важно как на этапе становления Системы, так и для ее поддержания.
Мы не будем в этой работе останавливаться на специальных исследовани-»» ях советского периода (II), поскольку это предполагало бы и оценку позиции ^ их авторов. Сам подход к анализу сущности революционных праздников от-р крывает для нас "манихейское" мировосприятие. В середине 1920-х годов ^ считалось, что "значение праздников во все времена, во всех странах всегда ^ учитывалось господствующими классами, как средство пропаганды классовых
идей, как форма воздействия на массы... При помощи праздников в сознание *§ масс проводились и закреплялись классовые политиччские идеи, идеи рели-^ гиозные, в основе которых лежали тоже политические идеи господствующих и или стремящихся к господству классов" (12, с.998). Так объясняли значение в культовых религиозных и государственных праздников. Следовательно, сме-^ нив их содержание на революционное, можно добиться успехов в пропаганде ~i революционных и социалистических идей.-Нагляднее всего эту простую за-§ мену содержания на противоположное демонстрируют авторы книги о "Политические праздники в школе и детском доме" В-Душен и А.Замятина Ё (1926 г.). Они исходили из того, что праздники есть необходимая составляя-^ щая человеческого быта, его временные вехи. Ритм праздника "необходим я как взрослому человеку, так и ребенку, поэтому, если мы хотим строить но-^ вый быт, мы должны обратить внимание и на эту сторону вопроса и заменить ^ празднование церковных праздников общественно-политическими. Необ-в. ходимо также отдать себе отчет в том, какие эмоции вызывает в человеке К участие в празднике, подготовка к нему. Ежегодная повторность этих переживаний, начиная с раннего детского возраста, делается позднее потребностью человека, и даже те люди, которые не связывают с праздниками никаких переживаний, все же выделяют эти дни из ряда других и отмечают их, хотя бы своим особым настроением... Необходимо скорее перейти к празднованию исключительно политических праздников, это бы сильно облегчило задачу педагога" (13, с.5).
84 Предваряя дальнейшие рассуждения, рассмотрим исходные установки разработчиков индоктринации посредством организации праздников. Во-первых, праздник вызывает сильные эмоциональные переживания и удобен для эффективной пропаганды (с этого тезиса начинается большинство теоретических и методических работ по советским праздникам). Например, Р.Коньков и Я-Лепилин пишут в сборнике материалов "Ленинский день": "Революционные дни являются лучшим временем массовой пропаганды коммунистических идей... Учащиеся ярко переживают праздник во всем разнообразии, ...сами участвуя в этом) выступают в нем как часть революционного пролетариата и проникаются настроением последнего. Все это, оставляя глубокий след, оказывает влияние на выработку у учащихся миропонимания, соответствующего воззрениям рабочего класса" (14). В статье Н.Сакулиной "Праздник в детском саду", опубликованной в 1947 г.,.повторяются почти все положения работ 1920-х годов: "С народными праздниками у детей связываются самые яркие впечатления, сильные переживания. Надо дать им почувствовать величие народной демонстрации, веселье, красоту украшенных улиц, зданий... Большое воспитательное значение имеет не только проведение самого праздника, но и предшествующая ему воспитательная работа и закрепление полученных от праздника впечатлений и переживаний в воспитательной работе после него" (15) с.3 4). Во-вторых, повторяемость праздника как архаического элемента культуры позволяет внедрить данные эмоции и сопутствующую пропаганду в подсознание, сделать их привычными и органическими. В-третьих, проведение праздников есть государственная задача, следовательно, важный компонент тоталитарной культуры. Досадной помехой для осуществления этой программы оставались, как уже отмечалось, праздники церковные. Их так и не удалось полностью вытеснить из народного быта на протяжении всей советской истории. Но особенно опасными для Системы они были на первых порах ее существования. В связи с этим указанные авто-
ры определяли два важнейших направления в работе педагога: стремиться к возможно более глубокому переживанию детьми революционных праздников и одновременно отвлекать их от праздников религиозных. Особое внимание обращалось на психологию массы, влияние коллективных эмоций, для чего требовалось приобщать ребят к уличным демонстрациям с их знаменами и лозунгами, огромными массами народа, пением и т.п., производящими "в каждом участнике неизгладимое впечатление, и он чувствует себя в такие моменты слитым с огромным коллективом", причастным к общему делу мирового пролетариата. Такие акции одновременно способствовали отрыву от религиозной массы.
Сопоставление религиозных и революционных праздников в то время авторов нимало не смущало. Начав с разоблачения "классовой сущности" Христа, религиозных ритуалов, авторы переходят к конструктивной части работы, обращая особое внимание на опыт, накопленный за несколько лет после Октябрьской революции. Например, Душен и Замятина критиковали педагогическую практику, просто ориентированную на массовость участников праздника. Разновозрастные дети скучали на митинговой части, им были непонятны и неинтересны факты и аргументы ораторов. Вторая, художественная, часть оказывалась малоэффективной из-за неподготовленности ребят, оторванности от политической тематики. Отсюда вывод: важнейшим элементом праздника является коллективная подготовка к нему (от 2 недель до месяца), подогревающая ожидание, сплачивающая коллектив, обеспечивающая должный уровень восприятия художественной части. Хотя авторы об этом прямо и не говорят, но из текста ясно, насколько непосредственно была воспринята идея замены церковных праздников революционными: "К сожалению, до сих пор еще во многих детских домах, школах и клубных уголках приходится сталкиваться с привычками и вкусами мещанского убранства... и случается, что портрет Ленина помещается на угольной полочке, украшенной вырезными зубчиками из красной бумаги", "над рамками портретов и рисунков помещаются цветы и бантики, правда, красные" (13, с. 17). По сути дела, превращение портрета Ленина в икону происходит не из-за отдельных промахов, а в результате механического замещения традиционного культа и ритуала. Народ "виноват" только в том, что под воздействием экспансивного вытеснения символов старого мира он безотчетно (или традиционно по-русски?) воспринял новые веяния, правда, в своеобразном преломлении. "Отношение к церкви, попу, внешним проявлениям культа у ребят, особенно у ребят детских домов, сильно изменилось; в церковь их перестало тянуть, над попом они привыкли глумиться, охотно стали участвовать в пьесках антирелигиозного содержания" (13, с. 10). И вот уже М. Рыльский с великой гордостью пишет в стихотворении "Портрет Ленина":
Его портрет, который наши дети Цветами любят нежно украшать... Когда враги грозят нам ччрным ядом, Мы, как святыню всех святынь, храним Его портрет, всегда висящий рядом С другим портретом* - как и тот, родным.
Сегодня многие оспаривают тот исторический факт (ссылаясь на хрестоматийный "святочный" рассказ А.Кононова "Елка в Сокольниках", проиллюстрированный мастером ленинианы Н. Жуковым, о посещении вождем новогодней елки), что в течение 10 лет в СССР празднование Нового года было под запретом. В первые послереволюционные годыы несмотря на официальную директиву "воспитывать детей в антирелигиозном духе", все же доста-
* Здесь издатели делают сноску, так как книжка предназначена для нерусских школьников, и пишут: "С портретом товарища Сталина" (16).
точного внимания введению "нового быта" еще не уделялось. Но уже в 1922 ^ г. пионерские работники поставили вопрос о "красной елке". Первоначально (1 лекции о вреде христианства, проводимые вместо привычного праздника Но-р вого года, были не особенно популярными. "Красная елка" 1923 г. стала со-ц5 всем иной: дерево убрали "красными флажками и игрушками, изображаю-^ щими карикатуры на попов, социал-предателей, капиталистов. После того,
как свечи на елке потухали, пионеры устраивали во дворе игры антирелиги-'§ озного содержания, например: восхождение на небо (гору), наверху которой g были замаскированные богом и ангелами товарищи. Поднявшиеся на гору и вели какой-нибудь разговор с небесныыи силами, вскрывающий всю лож-si ность христианского учения; затем следовала игра... В 1924 г. вопрос продви-ц нулся еще дальше: пионер-работники, учтя то огромное влияние, какое име-^ ют пионеры на всех ребят, и их полное равнодушие к вопросам религии, ре-§ шили совершенно упразднить елку и провести зимние каникулы по следую-е щему плану": всем пионерам и школьникам было предписано "вести в 12 течение двухнедельного перерыва подготовку к дням траура по Владимиру ^ Ильичу Ленину", укреплять свое здоровье и осуществлять "в самые дни рож-« дества антирелигиозную пропаганду" (13, с.73). Вряд ли стоит особо доказы-^ вать манихейский характер этих рекомендаций.
g Но в чем же истинный смысл "техники вытеснения" Нового года? Дело в & том, что празднование начала года большинством народов воспринималось, И по наблюдению М.Элиаде, как своеобразное обновление Космоса, переживание человеческого первоопыта: "Впервые этим все сказано; в этом слове ключ ко многим ритуалам и церемониям, которые сопровождают обновление Мира, космогоническую реитерацию. В этом угадывается пронзительное желание пережить каждый опыт так, как он был пережит впервые в те времена, когда он осознавался как некая эпифания, как встреча с чем-то могущественным, значительным, дающим импульс жить, как встреча, из-за которой 86 осмысливается все существование" (17). Разумеется, революционный режим не мог позволить массам связывать обновление с чем-то иным, кроме Великой революции. Именно с нее должен был начинаться отсчет нового Мира, именно празднования годовщин этой революции - "главного событияяв истории человечества" будут впоследствии переживаться как космогонические драмы обновления.
Какие же "революционные и новые культурно-бытовые праздники должны войти в быт, как одно из средств пропаганды идей Октябрьской революции"? В первую очередь, "годовщина Октябрьской революции, 9 января, 1 мая, день смерти В.И.Ленина, годовщина Красной Армии, день Парижской Коммуны, международный день работниц, международный юношеский день, Февральская революция, международная детская неделя, день МОПРа и т.д.". Перечисленные дни относились к "праздникам красного календаряя, список которых постепенно менялся. Наряду с новыми "литургическими", в жизнь внедрялись и "новые культурно-бытовые праздники": день урожая, день леса, день кооперации, неделя Авиахима и пр. (12, С.9991000). Когда было сказано о манихейском мировосприяяии, имелось в виду, что "эти праздники и памятные дни должны вытеснить и заменить праздники религиозные", вместе с тем сама атмосфера торжества должна быть привычной и узнаваемой. Так, в примерный план подготовки и проведения праздника Октябрьской революции в сельской школе (а любые политические рекомендации воспринимались как строгое руководство к действию) входили предпраздничные совместные собрания участников гражданской войны и Октябрьской революции, родителей учащихся, членов ячеек ВКП и ВЛКСМ для обсуждения, в частности, таких вопросов, как "подготовка и проведение агитации в семьях и среди населения за то, чтобы ко дню годовщины Октябрьской революции убирали, чистили, мыли, украшали жилище, готовили праздничные одежды, ходили в баню, готовили праздничный стол и в день праздника свели к ми-
нимуму обычные домашние работы, прекратили обычные крестьянские работы и пр." (12, с-1012). Нам же здесь стоит напомнить об архаической природе отделения сакральных дней от профанных. С.М.Толстая в "Славянской мифологии" отмечает, что праздники "отличаются от будней запретом на все или некоторые виды работ... Нарушение запрета грозит, по народным верованиям, разного рода несчастьями" (18). Словом, все должно было напоминать "престольный" праздник. Только теперь эта праздничная программа предполагала "литературно-политическое утро", а "вечером спектакль, декламация, инсценировки, пение, игры, скромное угощение и чай" (12, с. 1012). Правда, политметодисты по праздникам напоминают, что пока новые ритуалы еще не прижились, "дети старших школьных групп сами организуют в случае отказа родителей уборку, мойку и украшение своих жилищ, чистку одежды и проч." (там же).
Примечательно то, что уже в 1920-е годы праздник рассматривался как действо серьезное и официальное: "Праздники и памятные дни не выдумываются школой; школа организует и внедряет в окружающий быт при помощи уже установленных трудящимся классом праздников элементы трудовой коммунистической культуры, содействует, как и всем строем своей жизни, всеми методами своей работы, советскому строительству; организация и проведение праздников не замыкается в стенах школы, не изолируетсяяот окружающей среды" (12, c.lOOl). Здесь примечательно следующее. Во-первых, в данном случае праздник (вопреки наблюдению Бахтина) превращается в мероприятие строго официальное и вовсе не снимает перенапряжения социальной жизни, а, напротив, усиливает его. Возникала даже необходимость напоминать организаторам школьных праздников, чтобы они не превращали их в каторжный труд дляядетей. Во-вторых, революционные праздники служили для идеологиччской "подзарядки" школьников, а сами дети рассматривались как инструмент пропаганды в работе большевиков с "окружающей средой". "Педагогическая энциклопедия" обращает внимание на то, что "работа школы среди населения) связанная с организацией революционных и бытовых праздников и памятных дней, дает детям навыки общественной работы, содействует просвещению трудовых масс и внедрению новых форм быта, устанавливает связь школы с населением, поднимает престиж школы, создает условия для пропаганды среди населения идей новой трудовой школы"; и далее ее авторы настаивают: "Из школы, из общественных учреждений праздник должен быть занесен в каждую квартиру, в каждую избу, и это можно сделать и это уже делается при помощи детей и ччрез детей, и в этом основная задача школы в его организации и проведении" (12, С.1005, 1006). Таким образом, политический режим, порвавший с традицией, но окруженный людьми, воспитанными на прошлом и потому опасными для него, сделал решающую ставку на молодое поколение.
Вероятно, детские и юношеские школьные массовки имеет смысл сравнить по замыслу и масштабу с феериями послереволюционных лет. Р.Пайпс в главе с показательным названием "Культура как пропаганда" своей книги 1 Пишет о том, что пролетарский театр перешагнул "формальную границу меж-. ду сценой и зрителями, устраивая постановки на улицах, заводах и на фрон-1 re. Зрителям предлагалось участвовать в действии наряду с артистами... i Грань, отделявшая реальность от вымысла, была стерта, что помогло устра-1 нить различие и между реальностью и пропагандой" (19). В этом плане осо-1 бенно отличались массовые действа, поставленные С. Эйзенштейном, который считал необходимым покончить с оторванным от жизни театром и стремился манипулировать настроением публики) доводя ее до крайнего напряжения. Конечно, школьным праздникам до такого размаха было далеко, однако в провинции, и особенно в сельской местности, неизбалованные зрители и самодеятельные актеры (а их нередко было не меньше, чем зрителей) 1были благодатной средой для закрепления нужных Системе идеологических схем посредством незамысловатых сценариев.
Справедливости ради заметим, что этот период отмечен и попытками пре-
- дотвратить формализм. По крайней мере, критиковались "новаторы", связы-(§, вавшие приближающийся праздник с какой-либо темой. Например, в уже р цитированной нами неоднократно "Педагогической энциклопедии" 1927 г. и значится: "В связи с празднованием Октябрьской революции прорабатывать ^ тему "Школа прежде и теперь", ко "дню Ленина" предлагается взять тему
•* "Ленин и дети", к 1-му мая - "праздники прежде и теперь" и т.д. Такую связь ^ следует считать несущественной. Не в такой формальной связи дело, не в g том, что изучение Октябрьской революции будет приурочено к дате 7 нояб-u ря" (12, С.1003). Однако не стоит обольщаться некими признаками относи-в тельно рационального подхода к преподаванию. Мы имеем дело с тоталитар-^ ной системой, которая строго диктовала свои условия: праздники должны 5 быть включены в производственный план школы, в их подготовку и проведе-§ ние необходимо втягивать всех учащихся, проводить их нужно совместно с е советскими и партийными органами и с обязательным привлечением мест-IS ного населения и родителей учащихся. Такие действа должны вызывать глу-g бокие эмоциональные переживания детей, потому массовые мероприятия не я следует проводить больше 3 - 5 раз в год, а главные из них - Октябрьская Э* революция, 1 мая и "день смерти В.И.Ленина". Остальные праздники отме-g чаются более скромно.
в- Очевидно, что в первые годы становления советской системы праздники G служили основанием, на котором впоследствии выстроилась организованная и упорядоченная индоктринация: "Революционные праздники и годовщины) которые сейчас вошли в практику массовой школы и составляют в большинстве школ пока единственный способ приобщения детей к окружающей жизни, агитация и пропаганда) развертываемые школой вокруг этих годовщин, являлись стержнем пионерской работы с 1922 г. В настоящее время пионер-организация идет дальше от праздников к общественно-практической ра-88 боте" (12, С.493). Массовые праздники придавали обществу, врастающему в структуру, а следовательно, теряющему свой революционный жар, видимость движения. Той же цели служили и другие формы, так сказать, революционной "карнавальности": массовые репрессии и чистки, внешняя экспансия, грандиозные стройки. Благодаря подобным усилиям общество демонстрировало свою мобилизованность, значит, и Система доказывала собственную эффективность.
Политический праздник можно с полной уверенностью отнести к начальной и одной из самых эффективных форм тоталитарной индоктринации. Именно с его помощью была создана матрица эмоциональных стереотипов, впоследствии удачно используемая для иных, более прозаических, методов тоталитарного воздействия. Особенность политического праздника заключается в том, что эмоциональную обработку можно начинать с 3 - 4-летнего возраста. Так была найдена система ранней политической социализации, дополняющая семейную (именно на изучение последней было направлено основное внимание исследователей, прежде всего американских). Учет влияния фактора праздника на тоталитарную политическую социализацию позволяет понять ее специфику и расширить возрастные границы при анализе методов прямого государственно-партийного воздействия на социум. Это хорошо осознавали разумеется, не в аналитическом, а в индоктринальном плане и политметодисты-"массовики": "У нас созданы прекрасные традиции революционных праздников. Дети еще не понимают смысла великих событий) но они видят всенародное ликование, могучие демонстрации, чувствуют, с какой любовью и уважением отмечают эти дни взрослые. Дети сами переживают в эти дни много приятного. И невольно детский ум и сердечко проникаются чувством любви к прекрасной Родине", - пишет Н. Сакулина о дошколятах. И продолжает: "Праздник является одним из важных средств коммунистического воспитания" (15, c.lO).
Почему же именно празднику отдавалось предпочтение перед другими формами пропаганды (и шире - политической социализации) детей в раннем возрасте? Дело в том, что "маленький ребенок не в состоянии понять подлинный исторический и политический смысл революционных праздников, но основные идеи (курсив мой. А.Щ.), связанные с нашими праздниками, должны стать близкими и могут быть сделаны понятными даже для дошкольника" (там же). Итак, младший дошкольник переживает праздник, наблюдая демонстрации, слушая марши и песни, неся в руке маленький флажок копию революционного знамени; старшие дошкольники уже понимают, что праздник Октября это "день рождения" Страны Советов, 1 мая - праздник нерушимой дружбы трудящихся всех народов, День Советской Армии напоминает им о том, что каждый ребенок "должен расти таким же храбрым, сильным и горячо любящим родину, как советские воины".
Однако даже эти методисты "по празднованиям" замечали противоречие между требованием не исказить политическую суть события и особенностями восприятия малыша: "Особенно сложно звучит часто речь ведущего. Боясь исказить смысл политических понятий, с детьми начинают говорить сложным языком газетной статьи" (15, с.13). Действительно, организаторов политических детских праздников подстерегала опасность. В условиях тотального контроля и обязательной для всех возрастов идеологической ангажированности они были призваны "нести слово партии" без искажений, что было крайне трудно в случае с детьми, превращало работу с ними в пустую формальность, нарушало праздничную атмосферу и, в свою очередь, сводило эффект мероприятия к нулю. Поэтому от 3 4-летних будущих граждан требовалось просто продемонстрировать любовь к вождю, для чего их следовало "разогреть". Вот как Л.Михайлова предлагала решить данное противоречие в статье 1947 г. "Праздничный утренник в детском саду": "Празднично одетые дети с красными флажками в руках "приехали на автомобилях", т.е. побежали по всему залу, затем под звуки марша пошли за ведущим ...на указанные им места. Ведущий поздравил их с праздником и провозгласил: "ура!" Дети подхватили: "ура!". Ведущий обратил внимание детей на то, как нарядно убран к празднику зал, как украшен портрет товарища Сталина. Вместе с ведущим малыши дружно крикнули "ура" товарищу Сталину" (20). Налицо примитивная манипуляция из трех элементарных действий, но главные требования к празднику для детей соблюдены, а впоследствии) став взрослыми, они будут рефлекторно кричать "ура" Системе, не вдумываясь в смысл происходящего.
Но со временем даже к революционным праздникам вырабатывается циклически-консервативный подход, ритуал становится важнее- движения вперед, и революционный потенциал общества снижается: "При проведении революционных праздников исключительное значение имеет создание определенных традиций, обычаев. Нет ничего вреднее погони за новшествами... Когда ребенку уже известен устоявшийся праздничный распорядок, то он особенно радостно ждет дня праздника. Он полон приятных воспоминаний о прошлогоднем празднике и ждет его в текущем году, как приятного старого знакомого... Традиционность должна быть не только в проведении самого дня праздника, но и в подготовке к нему... Каждый раз дети чувствуют, как заботится о них советская страна и любимый вождь товарищ Сталин" (15, c.ll). Итак, праздник становится проводником уже заложенных революцией традиций, основанных на вере в нерушимость строя, и залогом вечной заботы вождя о народе. Ранее революция, отбрасывая старые традиции, не особенно церемонилась и с прежними праздниками. Если они продолжали конкурировать с новыми празднованиями, их попросту отменяли, как в случае с Новым годом. Однако традиции как таковые, будучи фактически уже вытесненными Системой из "жизненного мира" советского человека, после войны вновь оказались востребованными. Показательно, что тогда же, в очередной период "закручивания гаек", препарировались и более "свежие" революционные
традиции: вождь Октябрьской революции Ленин занял в ценностно-1 политической иерархии второе место, уступив первенство вождю Системы^ Сталину: "На каждом празднике с особой любовью украшаются портреты и бюсты товарища Сталина и В.И.Ленина" (там же). \
Таким образом, тоталитарная политическая система в процессе становления, в своем "раннем возрасте" нуждалась в эмоциональной обработке социума с помощью праздников. Новые мифы и ритуалы были призваны заместить традиции поверженного строя. Идеологи и "спецы" по политической дидактике Системы прекрасно поняли и то, что ее будущих активных и нерассуждающих адептов следует эмоционально настраивать также с самого раннего возраста.
Не менее значимая роль в тоталитарной индоктринации отводилась игре, прежде всего игре политической. Й.Хёйзинга, ставший непреложным авторитетом в изучении этого важнейшего элемента человеческой культуры, в предисловии к "Homo ludens" отметил тесную связь игры и праздника. Более того, он показал, как взгляды венгерского ученого К.Кереньи на сущность праздника позволили ему расширить предмет исследования за счет анализа соприкосновения атмосфер подъема и "невзаправды" (термин Хёйзинги). Не касаясь подробно взглядов нидерландского историка и культуролога на феномен игры, отметим, что в тоталитарном обществе грань между "невза-правдой" и реальностью практически исчезает. Именно в этом отношении находит свое выражение тезис Хейзинги о политической псевдоигре (21, с.34, 230238). В действительности политические игры тоталитарного периода готовили детей к оппозиции "Друг враг", по К.Шмитту (концепцию которого, впрочем, не принимал сам Хёйзинга), и были тем более серьезными, чем больше пуерилизма, особого рода жестокой детскости демонстрировали в своей политике того периода сами вожди Системы, разложившие весь политический мир на две краски белую и черную. Разумеется, нет никакой возможности проанализировать все игры за весь период господства тоталитарной системы. Для нас более интересен, как и в случае с праздниками, начальный период становления политической игры в качестве метода индоктринации. Источником для нас послужат игры, предлагавшиеся журналом юных пионеров "Барабан" в 1925-1926 гг.
Однако для начала укажем на значение, придававшееся политической игре в первое десятилетие советской системы и сформулированное "Педагогической энциклопедией": "Политигры, составляясь из тех или иных подвижных игр, ...являются верным средством эмоционального воспитания. Цель политигры в своем развитии естественно передать участникам определенную политическую тему, содействуя в то же время физическому развитию пионера. В политигре ребенок становится как бы участником революционных событий, чем мы достигаем того, что ребенок не только понимает, но и переживает прорабатываемую тему. Переживание глубоко врезывается в душу пионера, оставляя в его памяти прочные следы. Основным принципом политигры является ее коллективность, массовость; это делает политигру могучим средством спайки пионеров, их коллективистического воспитания. Составление и подбор политигр дело весьма нелегкое, но мы уже имеем некоторые достижения в этой области; есть ряд сборников пионерских игр, специально подобранных со стороны их значимости как для физического, так и для политического развития пионера" (12, с.485; курсиве цитате мой. А.Щ.).
Итак, вновь, как и с праздником) речь идет об эмоциональном контексте, переживании. В эффективности такой методики вряд ли стоит сомневаться она полностью соответствовала духу и задачам времени. В ходе нашего последующего описания некоторые игры, особенно повторяющиеся по своему замыслу, будут просто перечислены, другие же, более показательные, проанализированы подробнее. Для начала классифицируем политические игры по тематике. На первом месте стоят игры, которые условно можно назвать,
используя классическую формулу Шмитта, "наши враги". В эту группу входят всевозможные подвижно-военизированные игры типа "красные и белые", "в тылу у белых", "взорвать пороховой склад белых", "секретный документ", "буденновцы", "буденновец за махновцем", "поймать банду атамана Маруськи", "красноармейцы на маневрах" и т.п., обыгрывающие события недавнего революционного прошлого, еще памятного и понятного. Другая группа игр связана с активной деятельностью Коминтерна, революционеров (зарубежных и наших) по распространению мировой революции, противоборству фашистам по всем фронтам, короче борьбой с внешними врагами: "путешествие по Европе", "пролетарии всех стран, соединяйтесь!", "делегация западных рабочих", "прорвать кольцо блокады", "красный летчик", "агитаторы", "срочная депеша", "переход границы". К внутренней проблематике СССР можно отнести игры типа "смычка города и деревни", "гонки добролета", "авиахим". Борьба западных трудящихся против собственных режимов отражена в играх "слепой жандарм", "находчивый революционер", "ловля организатора школьной группы", "поищи-ка", "демонстрация", "радиодепеша". Очень мало чисто познавательных игр ("пионер, изучай СССР", "цепь вождей"), что вполне объяснимо, в частности, тем, что активные действия участников игры обычно направлялись извне или были кодифицированы в самом ее замысле.
Подвижные игры, как правило, предваряла краткая беседа или деление участников игры на коммунистов и фашистов, красных и белых на основании знаний политической/исторической темы игры. Вот Как, к примеру, описывает свои впечатления от игры "красные и белые" Б.Берлин из 25 отряда г. Смоленска: "Каждый хочет быть красным. Вожатый помирил: "Тише, ребята. Я буду задавать вам вопросы о Красной армии, гражданской войне и т.д. Та партия, которая даст больше правильных ответов, будет называться "красными", а которая мало ответит, будет "белыми". Посыпались вопросы: "Когда организовалась Красная армия? Из кого она состоит? Кто такая была Красная гвардия? Кто был председателем реввоенсовета? Кто сейчас нарво-енком? В каком году мы воевали с поляками?". Ребята с охотой отвечали" (22, 1926, № 6 (53), с.23). Игре "пролетарии всех стран, соединяйтесь!" предшествовала беседа о К.Марксе; о войне 1920 1921 гг. и блокаде СССР говорили перед игрой "прорвать кольцо блокады"; октябрятскую игру "путешествие по Европе" предварял рассказ пионера "о различных странах Европы, сколько их, кто там живет и как они управляются" и т.п. В целом решение интеллектуальных задач перед игрой было нелегким для участников, особенно для тех, кто с ними не справлялся, что, вероятно, было тягостным в моральном плане для проигравших "пролог": кому хотелось оказаться "белым"? Более того, например, в игре "цепь вождей" методичка рекомендовала проштрафившихся, т.е. забывших имена вождей (при круговом повторении с постоянным дополнением), называть "первый фашист", "второй фашист" и т.д. Причем на протяжении всей игры неудачники были обязаны представляться так сами до тех пор, пока не останется один победитель. Это, несомненно, более жесткая система формирования лидерских качеств и политического воспитания, нежели выигрыши и проигрыши в подвижных играх.
Так какое же представление о политическом мире навязывали детям игры того периода? Геополитическое положение окруженной врагами Страны Советов обыгрывалось с октябрятами в "путешествии по Европе": при пересечении "границы с Польшей" ребята получали первые знания о таком элементе враждебного мира, как таможенный досмотр: "Все останавливаются и один из октябрят производит осмотр, а пионер в это время рассказывает, для чего это делается на границе". Затем в процессе игры у детей стимулируются безусловные рефлексы: "Во время поездки через Польшу поезд вдруг останавливается, а пионер кричит: "Штыки, спасайся". Октябрята разбегаются по комнате и делают вид, что прячутся от щтыков". Дальнейшее путешествие про-
должается на автобусах, но вот в Германии им встречается отряд фашистов: "Раздаются крики: "Фашисты, фашисты". Октябрята разбегаются и собираются в каком-нибудь углу" и т.д. (22, 1925, № 13, с.19). В игре "переход границы" главное перехитрить ее стражей: "Ночью жандармы плохо видят". Но зачем детям переходить границу? Методичка поясняет допустим, "для празднования Международной детской недели" (22, 1926, № 16). Были и другие, более романтические цели и способы пересечения границы. К примеру, в игре "красный летчик" перед "коммунистами" ставится задача "пробраться через границу, охраняемую фашистами, в город и похитить там с аэродрома военный самолет с бомбами (в виде звеньевого флажка) и, возвращаясь на границу, ...убивать фашистов по одиночке и по два" (там же). В процессе игры дети четко усваивают, что в нашей стране звезда является символом рабочих, коммунистов, "чужие", враждебные страны помечены на рисунках свастикой там жандармы, шпики, фашисты, засаживающие в свои тюрьмы. И вот уже перед двумя партиями "агитаторов") "посылаемых Коминтерном на запад и восток", стоит задача пробраться в коммунистические ячейки Германии или Китая (игра "агитаторы"; 22, 1925, № 11-12, c.29). "За границей врассыпную находятся пролетарии, цель которых пробраться сквозь ряды буржуазии и соединиться всем в СССР", тем самым воплотив главный лозунг коммунистов, но до этого зарубежным пролетариям нужно поднять восстание против враждебных им режимов в своих государствах. Если за полтора часа игры в СССР пробралось меньше половины "пролетариев", то "эта попытка соединиться всем пролетариям была неудачной, так как капиталисты им помешали" (игра "пролетарии всех стран, соединяйтесь"; там же, с.28). Так на уровне детского сознания создавался образ "Мекки и Медины" мирового социализма. В свою очередь, советская страна всеми силами способствует переходу на ее территорию зарубежных пролетариев, чтобы они хотя бы на время могли забыть о капиталистическом гнете: "Рабочие стараются проникнуть за черту СССР, не будучи пойманными жандармами. Советские пограничники стараются передать пропуска для гарантий последних от ареста" (игра "делегация западных рабочих"; 22, 1926, № 12, с.18). Однако у западных рабочих и пионеров - своя жизнь и свои задачи. Так, местом действия игры "радиодепеша" становится некий город в Германии, куда пришло радиосообщение из другого города, где началось восстание. "Цель игры: рабочие с депешей должны пробраться на фабрики... Затем все вместе они должны поднять восстание... На пути между радиостанцией и фабриками шныряют разные шуцманы, шпики-охранники, фашисты и другие прислужники буржуазии" (22, 1925, № 8). Эти игры, как предполагалось их разработчиками, долны были "учить" тому, в каких тяжелых условиях находятся пионеры Запада. Так, замысел игры "ловля организатора школьной группы", названной к тому же "игрой английских пионеров", заключен в следующем: "Директор школы стоит с повязкой на глазах в центре круга из ребят. Они ходят вокруг него, распевая революционные песни до тех пор, пока он не стукнет о пол палкой, которую держит в руке" и т.д. Фактически все эти игры строились на схеме привычных салок, пятнащек, жмурок, казаков-разбойников. Организаторы особо не мудрили с выбором игровой основы, зато содержание было самым злободневным, что придавало игре больший эмоциональный накал.
Дидактическими правилами того времени не допускалось идейно нейтральной активности, поэтому обыкновенные "кошки-мышки" непременно переделывались в "пионер и фашист". Здесь мы уже имеем дело с феноменом, описанным Канетти. Он назвал одной из основных характеристик массы манию преследования, порождающую навязчивый гнев и раздражительность по отношению к внешнему (и особенно к внутреннему) действительному или вымышленному врагу. Врага нужно преследовать. "Цель убийство, и извест-
но, кто будет убит. Жертва известна, четко обозначена, близка... Для того, чтобы возникла преследующая масса, достаточно широко объявить, что такой-то должен умереть" (см.: 8, с.2728, 56). В данном случае неважно, что или кто конкретно выступает в образе врага прогнивший строй, социальная группа, партийная фракция, нация, личность. Главное, что перед всесильной массой стоит беззащитная жертва. Но если исход борьбы неопределен (а к такой возможности готовили и политигры, воспитывая волю к победе), то масса может стать и преследуемой, массой бегства, которая, как пишет Канетти, в данном случае превращается в направление. "Важна лишь цель место спасения и расстояние до цели, и ничего более" (8, c.6l). Поведение жертвы в этом бегстве также немаловажно: "Сколь бы полезен он ни был как попутчик для бегущих, он важнее как павший. Вид его наполняет изнуренных новой силой" (8, с.62). Если приложить размышления Канетти к нашему исследованию, то становится понятнее: в индоктринации посредством конкретных политических игр одна из главных дидактических целей состояла в том, чтобы приучить их участников в неизбежности и даже пользе жертвенности и жертв в революционном прорыве к социализму. И самым главным примером на протяжении всего периода строительства социализма оставалась созидательная жертва Ленина, особенно остро переживаемая во второй половине 1920-х годов : "Только вдруг узнали люди / Сокола не стало.../ ...Умер он, / Перетрудился./ Его именем великим/ Весь мир обновился" (23).
Нам следовало бы высказать осторожное предположение, что деление на идеологических "наших" и "врагов" не просто наносило эмоциональную травму тем, кого жребий или слабые знания отбрасывали в чужой лагерь, но и формировало компенсаторную психологию маргиналов. Кому же хотелось быть шуцманами, шпиками, фашистами? Естественно, что обделенные игровой судьбой с удвоенной энергией преследовали "красных", "рабочих", "коммунистов", чтобы доказать, что судьба распорядилась несправедливо и именно они лучшие. Не сходным ли образом проходило формирование мотиваций 93 в период массовых репрессий, когда под ножом диктатуры был уничтожен цвет большевистской элиты, советская интеллигенция, а на опустевшем "игровом пространстве" строительства социализма торжествовал победу мар-гинал-выдвиженец, но торжествовал с оглядкой, уже прекрасно понимая, что вырвавшиеся в лидеры или вообще "первые" всегда находятся под ударом. Хёйзинга, перебрав всевозможные формы игр и состязаний, пришел в итоге к очень важному выводу о том, что сама по себе игра "ни добра, ни дурна", а единственным мерилом является совесть человека. Но тогда возникает вопрос о переходе от игры к "серьезному делу", а для этого общество должно было морально повзрослеть и перестать рассматривать детей только как разменные фигуры во взрослых играх.
Итак, игры, подобно праздникам, кроме закрепления у участников эмоциональных, подвижно-механических и рефлекторных навыков, выполняли и политико-познавательную функцию. Сама же методика воспитания с помощью этих архетипических форм помогала Системе выращивать своих убежденных сторонников, четко знающих, где "наш" мир, а где враги, и что нужно сделать для достижения цели. Более того, конкретные схемы политической игры (деление на коммунистов и фашистов, красных и белых и т.п.) подготавливали детей к условному, абстрактному восприятию грядущей политической реальности. И когда вчерашние кумиры-вожди (Троцкий, Бухарин и др.), легендарные командармы, да и просто люди, "преданные делу партии и Сталина", объявлялись врагами народа, это не вызывало эмоционального шока. Один из феноменов осажденной массы, описанной Канетти, заключается в том, что она более страшится внутреннего врага, предательства, чем врага, находящегося за стенами крепости. Игра лишь облегчала восприятие событий, противоречащих логике здравого смысла.
Необходимо обратить внимание еще на один аспект, связанный с включенной в подсистему индоктринации политической игрой, а именно: серьез-
ное отношение детей к играм вообще. Достаточно вспомнить хрестоматий-м ный рассказ Л.Пантелеева, на котором воспитывалось не одно поколение со-jS, ветских детей, о мальчике, забытом на посту старшими ребятами, которого ^ смог (не без труда) освободить от страшного табу лишь случайно оказавший-й ся рядом красный командир. Это ли не образец железной воли и серьезности ^ ребенка? Действительно, воспитательный эффект от произведения был очень высок, но если мы экстраполируем конкретный пример на все политические '§ игры, то увидим, что серьезность детской игры, о которой писали многие ис-^ следователи, в сочетании с пуерилизмом тоталитарной политики создавала и адскую смесь дети становились безжалостными и фанатичными орудиями а Системы. "И к убийцам ненависть утроив,/ Потеряв бойца в своих рядах,/ Про дела погибшего героя/ Не забыть ребятам никогда", так пелось в "Песне о Павлике Морозове". "И в беге и в плаваньи первые,/ Ударники меткой стрель-„ бы, / Войдем мы с железныыи нервами / В горнило грядущей борьбы" ("Песня е пионеров-баумановцев" Т. Сикорской и М. Раухвергера) (24).
6В условиях очередной массовой кампании, подогреваемой хорошо рассчи-танной истерией, дети менее других задумывались о деталях происходящего. и Возьмем лишь один эпизод из нашей истории коллективизацию, когда ^ партия давала пионерам самые фантастические задания. К примеру, под ло-^ зунгом "Включим энергию миллионных масс детей трудящихся на помощь а партии и комсомолу" Северокавказский краевой комитет ВКП(б) дал пио-К нерской организации края следующие задания. Послать из городов и районных центров 381 пионерскую бригаду, за полтора года организовать "500 детских колхозов, 250 детских птицеводных артелей, 100 детских молочно-животновод. артелей, 100 детских кролиководных артелей, 100 детских свино-водных артелей, 500 детских садово-огородных артелей, 200 детских шелководных артелей, 50 детских пчеловодных артелей... За 1 1/2 года каждый пионер должен: 1) Уничтожить 10 сусликов (в районах, где они есть). 2) Очи-94 стить от полевых вредителей (слизень, озимая совка и др.) 1/10 гектара поля. 3) Уничтожить вредителей на 1 плодовом и 10 огородных растениях. 4) Переловить и уничтожить 5 крыс и 10 мышей. 5) Изготовить 1 скворешню и две зимние кормушки для птиц, уничтожающих вредителей" (25). Вот в такие игры играла с мобилизованными детьми "подросток-страна": "Краевое бюро юных пионеров объявляет Краевую пионерскую организацию мобилизованной (выделено издателями А.Щ.) для выполнения плана великих хозяйственных работ коллективизации нашего края".
Особое место в пионерском движении, наряду с разоблачением кулаков и подкулачников, заняла охрана урожая. Не только газеты, но песни того времени рисовали образ пионера, охраняющего урожай, как и пионера-дозорного или пионера, предотвращающего крушение поезда. В стране, где установлен порядок и "рожь колыхается, как ей полагаетсяя, и "солнце багряное с пионерохраноюв поле дозором стоит", "воры и лодыри совесть запродали, им красть, чем работать, милей". Однако "К ночам - недоверие./ Вперед, кавалерия!/ Дежурить/ У дальних/ Скирд". И вот результат: "Не кинется в стороны/ Нами арестованный, / Полей/ Трудовых/ Дезертир" ( "Песня пионерохраны урожая" Н.Асеева и М.Карасева', 24). К такой деятельности пионера подготавливали, наряду с другими методами и формами индоктринации, соответствующие игры. И вот уже воспевается образ "Пионерки Оли", которая, идя в свой лагерь, "вдруг услышала сквозь дождь - кто-то тихо режет рожь". И после раздумий "Пионерка Оля тихо/ Подкралась ко ржи волчихой". Но поскольку "Далеко колхоз, далечко, / А вокруг в ночной глуши/ Ни единой ни души", Оля бежит "в свой отряд поднимать больших ребят", а отряд, в свою очередь, мчится отнимать у воров рожь: "С гамом, с шумом, криком Грозным/Окружил воров колхозных,/ Захватил мешки отряд/ Храбрых ленинских внучат" ("Пионерка Оля" {{.Владимирского и А.Хичатуряна, 24). Здесь мы уже имеем дело с феноменом стаи - "Это самая древняя и самая
ограниченная форма массы в человеческом обществе: она уже существовала, когда еще не было масс в нашем современном понимании" (8, с.107). Когда Канетти пишет об охотничьей стае, он отмечает, что важнейшими из ее средств являются погоня и облава. Показательно, что) согласно версии этого антрополога, "люди учились у волков" (сравним: "Подкралась ко ржи волчихой"). Выслеживание, погоня, внезапное нападение даже на физически более сильную жертву (которая пасует перед превосходящим числом особей в "стае", руководимой беспощадным гегемоном), громкие, устрашающие крики, овладение добычей и победное ликование все это присутствует в песне про пионерку Олю. И политические игры эпохи диктатуры пролетариата приучали к подобной "охоте", помогали классифицировать врагов, априорно предполагая прирастание их количества и разных типажей, оттачивали навыки коллективных действий и военной дисциплины. Теперь уже Система и дети играли в одни игры, и эти игры со стороны первой инициировались и поощрялись, а вторым, неизбежно взрослеющим, требовались новые игры, более жестокие и впечатляящие. В выслеживании и травле "врагов народа" уже участвовало все общество, сплоченное в единую "стаю". Это позволило А.М.Горькому, в свое время провозгласившему, что "классовая ненависть должна воспитываться именно на органическом отвращении к врагу, как к существу низшего типа", умиляться результатами социализации: "Я совершенно не могу понять; как это случилось, что ребенок 11 лет чувствует с такой глубиной и силою пафос революционного дела? Это одно из маленьких чудес нашей эпохи".
В середине 1930-х годов "политическое" постепенно исчезает из названий и содержания игр, они становятся "светскими" или "обмирщаются". Постепенно "взрослеющая" Система, очевидно, выработала более устойчивые и надежные механизмы индоктринации (так остывал "ревлюционный жар" в праздниках). Вместе с тем ей удалось внести элементы игры в весь политический универсум. В структурах тоталитаризма была заключена сжатая всеми доступными политическому порядку средствами энергия массы, и в данном случае сама структура являлась не чем иным, как сгустком массы, ждущим момента своей энергетически-направленной разрядки. Такую массу вполне можно сравнить со стаей, по Канетти, или, соглашаясь с З.Фрейдом, с первобытной ордой: "Психология этой массы, ...исчезновение сознательной индивидуальности, ориентировка мыслей и чувств в одинаковых направлениях, преобладание аффективности и бессознательной душевной сферы, тенденция к немедленному выполнению появляющихся намерений, - соответствует состоянию регрессии до примитивной душевной деятельности, которую можно было бы приписать именно первобытной орде" (26). Вероятно, сравнение с ордой, стаей покажется оскорбительным. Но поверим Хёйзинге, пишущему, ччо "сам дикарь не подозревает о различии между понятиями "быть" и "играть", не подозревает о тождестве, образе, символе... Это священная игра, необходимая для блага общества, чреватая космическим провидением и социальной перспективой... В этой сфере священной игры чувствуют себя как дома ребенок и поэт, а вместе с ними и дикарь" (21, с.3839).
И праздник, и игра формировали коллектив, сопричастный общей великой цели, воспитывали детей и молодежь в романтике будней, за которой просто не замечались серый быт и повседневная рутина строительства социализма. Все это поэт С. Островой постарался отразить в песне "Вставай, пионерия!"-. "Выходи на праздник Мая,/ В звонкий солнечный простор,/ Чтобы песня молодая/ Шла врагам наперекор!/ ...Поднимай знамена выше,/ Чтоб на всех концах Земли,/ Как пожар над вражьей крышей,/ Зори майские взошли./ Пусть фашист грозит прикладом,/ Ощетиня сталь штыков,/ Май пройдем по баррикадам/ В красном зареве костров./ Так летите, песни, птицей,/ Облетая все пути./ Будем строить и учиться,/ Будем строить и расти" (24).
И это уже была программа или матрица действий, заложенная в совет-« ского человека на всю его жизнь. Могли меняться задачч и цели, одних вра-1, гов замещали другие, но пока существовала Система, продукт воспитания р поддерживал ее в координатах политического мифа 1920-х годов) в формиро-g вании которого активно участвовали такие базовые элементы человеческой ^ культуры, как праздник и игра, ставшие эффективным оружием индоктрина-
ции. Воздействуя на детей, тоталитарный режим заботился о своей социаль-'§ ной и идейной базе, обеспечивая гарантированное самовоспроизведение до ^ тех пор, пока мифы и индоктринация воспринимались как важный элемент и веры для всех уровней политической иерархии. за Разумеется, мы могли сместить акценты в оценке тоталитарных праздни-^ ков и политических игр, но наличие у подобных результативных методов мо-^ билизации и социализации личности и массы общекультурной основы несо-§ мненно, и советский строй уже в первые послереволюционные годы научился о этот механизм эффективно использовать. Надо признать, что в современном 15 российском государстве аналогичная практика до сих пор не сложилась, а без ^ этого нового общества не создать. Не о том ли свидетельствует ностальгия S8 наших граждан по прежним массовым праздникам, когда "красота празднич-^ ных улиц рождает ответную красоту в душе" и людям разобщенным и уста-^ лым особенно необходимо "чувство локтя, единства) сопричастности"? А
К
1. Крадин Н.Н. Предмет и задачи политической антропологии. - "Полис", 1997, № 5, С.146-157.
2. Kurtz D.V. Political Anthropology: Issues and Trends on the Frontier. - Political Anthropology. The State of the Art. P.-N.Y.,1979, p.31, 46.
3. Тэрнер В. Символ и ритуал. М„ 1983.
4. См.: История ментальностей, историческая антропология. Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. М„ 1996.
5. Арон P. Демократия и тоталитаризм. М., 1993, С.212-256.
д^ 6. Бахтин М.М. К философским основам гуманитарных наук. - Бахтин М.М. Собр. соч. в 5 т. ^Ь т.5, с. 10; его же. Дополнения и изменения к «Рабле». - Там же, с.112.
7. Топоров В.Н. Праздник. - Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т. Т.2. М., 1994, С.329.
8. Канетти Э. Масса и власть. М., 1997.
9. Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс. М., 1996.
10. Тард Г. Мнение и толпа. - Психология толп. М.,1998.
11. См., напр.: Даши праздники. М., 1977; Место массового праздника в духовной жизни социалистического общества. Сб. научных трудов. Л., 1981; и т.д.
12. Педагогическая энциклопедия (Ред. А.Г.Калашнйков.) Т.2., М., 1927.
13. Душен В., Замятина А. Политические праздники в школе и детском доме. М.-Л., 1926.
14. Коньков P., Лепилин Я. Ленинский день: Сб. материалов для школьной и клубной работы. М.-Л., 1926, с.З.
15. Сакулина Н. Праздник в детском саду. - Праздник в детском саду. М„ 1947, с.З-4.
16. См.: О Ленине и Сталине. Стихи и песни. М.-Л., 1947, с.12, 38.
17. Элиаде М. Мефистофель и андрогин. СПб., 1998, С.242-243.
18. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995, с.323.
19. Пайпс Р. Россия при большевиках. М., 1997, С.368-369.
20. Михайлова Л. Праздничный утренник в детском саду. - Праздник в детском саду. М., 1947, с.18.
21. Хейзинга И. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992, с.34, 230-238.
22. "Барабан. Журнал юных пионеров".
23. Дума про Ленина. - Песни и думы Советской Украины. М„ 1951, с.14.
24. Здесь и далее тексты песен приводятся по: Пионерский песенник (Сост. И. Горинштейн.) М., 1936.
25. Пионеры в борьбе за Колхозы/Материалы к участию пионерских отрядов в походе за сплошную коллективизацию. Ростов н/Д., 1927, с.16-17.
26. Фрейд 3. Психология масс и анализ человеческого "Я". - Преступная толпа. М„ 1998, с.173.
Статья выполнена при поддержке грантов РГНФ № 98-03-00055 а/Т и МОПО РФ и УрГУ по фундаментальным исследованиям в области гуманитарных наук № 105.