Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

пещерные города

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 1.6.2024

41.Мангуп-кале, Эски-кермен, Чуфут-кале, Тепе-кермен, Кыз-куле, Каламита, Бакла, Кыз-кермен, Cюйрень, Качи-кальон, Шулдан, Успенский скит, Челтер-коба, Челтер-мармара - все эти замечательные памятники крымского средневековья объединены общим названием - «пещерные города».

Средневековое княжество Феодоро, возникшее примерно в начале XIV века – и исчезнувшее через полтора столетия, в 1475м году, при нападении турок. В переводе название означает «Дар Божий»; происходит, скорее всего, от имени одного из первых правителей.

Княжество занимало территорию от Севастополя до Алушты с востока на запад. Территорией Феодоро условно можно назвать Внутреннюю горную гряду Крыма: от вершин Главной гряды (побережье контролировали генуэзцы) до отдельных поселений на р. Бельбек. Таким образом, Феодоро принадлежали две из 4х самых полноводных рек Крыма (Бельбек и Черная), плодородные земли возле которых, несомненно, активно использовались.

Появлению княжества предшествовал двухвековой период объединения земель под одно начало, после чего в XIV веке Феодоро постепенно начало возникать в различных летописях и документах. Своего расцвета княжество достигло в XV веке, при князе Алексее, который называл себя «владыкой Феодоро и Поморья». Тогда были выстроены основные крепости державы, отреставрированы и возведены новые храмы, отстроен и укрепленМангуп – столица Феодоро.

При нападении турки  с относительной легкостью взяли все крепости феодоритов, кроме Мангупа. После полугодовой осады хитрое турецкое войско сделало вид, что уходит. Когда защитники крепости радостно открыли ворота, турки ударили из засады и перебили население столицы Феодоро почти целиком. Так закончилась судьба княжества, которое только начинало действовать на международной арене.

Колонии

Во второй половине XIII в. на южном побережье Крыма греков сменили итальянские торговые республики - Генуя и Венеция. Крестовые походы открыли им доступ на рынки Востока. Уже в XIII в. генуэзцы и венецианцы получили разрешение от византийских императоров посещать Константинополь и торговать на Черном море. В 1204 г. Константинополь был завоеван крестоносцами, и на месте Византийской империи была создана Латинская империя.

Византийская империя была восстановлена лишь в 1261 г. при содействии Генуе. Новая Византийская империя предоставила генуэзцам и византийцам право свободного плавания в Черном море. В 70-х годах XIII в. генуэзцы купили у золотоордынских ханов разрешение устроить торговую факторию на месте древнегреческого города Феодосии, которая была названа Кафой.

Одновременно венецианцы устроились в греческом городе Сугдеи (Судак). Между Генуей и Венецией началась ожесточенная борьба за черноморские колонии, из которой победителем вышел Генуя. Она завладела греческими городами Крымского побережья, в том числе Херсонесом, Сугдея, Чембало (Балаклава), Боспором (Керчь). У Тани (Азов) имели свои кварталы и генуэзцы, и венецианцы.

На Черноморском побережье Кавказа Генуе принадлежали Анапа, Сухуми и другие города. В Украине итальянцы владели Мон-Кастро (Аккерман). Через свои колонии Генуя вывозила в большом количестве зерна, рабов, которых снабжали татарские феодалы, продукты животноводства (кожи), соль, с Кавказа - мед, воск, строительный лес, из Азовского моря - сушеную рыбу и икру. Взамен ввозились ткани, пряности, бакалея. Памятниками существования генуэзских колоний в Крыму и посегодни остаются руины стен и башен в Феодосии и других пунктах Крыма и расположена на неприступной скале мощная Судаке-ка крепость.

Золотоордынские ханы продолжали считаться верховными правителями всей территории Крыма, брали с генуэзских городов дань И подвергали их жестокому разорению в случае неповиновения. Татарское население, которое проживало на территории, подвластной генуэзцам, было подчинено татарскому хану. Но во внутренних делах генуэзские колонии были абсолютно самостоятельны и зависели только от Генуи, откуда к ним присылались консулы. Порядок внутри колоний определялся уставами, которые производились в Генуе. Отношения итальянцев с татарами регулировались договорами с крымскими наместниками. Генуэзские колонии в Причерноморье до-достигли значительного расцвета в XIV в. благодаря монопольному их господству на местных рынках. Но это богатство сосредоточивалось в руках небольшой группы купцов и ростовщиков, которые жестоко эксплуатировали бедное население, как генуэзские, так и туземные. В Кафе ожесточенная борьба между «большими людьми» («popolo grasso») и «людьми малыми» («popolo minuto») не раз переходила в открытые восстания.

Золотоордынские памятники в Крыму

Город Крым. Остатки его находятся на месте современного г. Старый Крым. Золотоордынское название города (Крым) известно по письменным источникам и чеканившимся в нем монетам. Генуэзцы называли город Солхат.

Город Кырк-Ер. Остатки его в настоящее время известны под названием Чуфут-Кале и находятся неподалеку от Бахчисарая.

Воспоро (Керчь). В XIII в. этот населенный пункт был заброшен и не играл какой-либо заметной роли в жизни полуострова. Посетивший его в 30-х годах XIV в. Ибн-Батута сообщает о нем очень кратко, упоминая лишь имевшуюся здесь церковь.

Кафа. Современный город Феодосия.

Солдайя (Судак). До расцвета Кафы этот город был одним из крупнейших центров черноморской торговли. Побывавший здесь в 1253 г. Рубрук рисует его как оживленный транзитный пункт, связывавший области Северной Европы и Средиземноморья.

Чембало (Балаклава). До середины XIV в. этот город с очень удобной гаванью принадлежал княжеству Феодоро. В 50-е годы XIV в. его захватили генуэзцы, немедленно начавшие здесь крепостное строительство. 

Феодоро. Столица одноименного небольшого княжества в западном Крыму; остатки ее находятся на горе Мангуп.

42. Происхождение славян

Проблема происхождения и древнейшей истории славян представляет собой одну из самых сложных проблем современного славяноведения. На ее решение направлены усилия археологов, лингвистов, антропологов, этнографов, историков. Только их совместные изыскания могут привести к решению этой проблемы.  Источники сведений о славянской прародине. Говоря об этногенезе славян, мы должны опираться на несколько источников. К ним следует отнести 

1)    Легенды и предания самого народа, раннесредневековые летописи и хроники (былины, сказки, «Повесть временных лет» и др.). Славянские писатели средних веков в своих взглядах на происхождение славян исходили из библейской легенды о вавилонской башне и расселении народов по разным частям мира. Наиболее древнее и обстоятельное изложение средневековых представлений о происхождении славян находится в русской летописи «Повесть временных лет». Летописец знал из дошедших до него преданий, что само имя Русь имеет варяжское (скандинавское) происхождение, и «изначальная» русь была призвана вместе с варяжскими князьями (Рюрик, Синеус, Трувор) в Новгород. Но язык, на котором говорили современные летописцу русские люди, был славянским: «
Многие племена подунайских славян двинулись на запад и северо-восток. Часть поселилась по Днепру и Двине и еще севернее, у озера Ильмень, и составила особую восточную ветвь славянства.
2)   
Свидетельства соседних народов, имевших письменность. В IV в. до н.э. Геродот в книге «История греко-персидских войн» описал Скифию. Он размещает ее на Крымском полуострове и в низовьях Днепра. Скифов он делит на несколько родов: царских скифов и скифов – пахарей, живших в северном причерноморье. Последнее упоминание очень странно, потому что известно, что скифы занимались скотоводством, а не земледелием. Предполагают, что это были народы, подчиненные скифам, вероятнее всего, - славяне. Кроме того, в своей книге он упоминает об энетах и пишет, что энеты живут на Адриатическом побережье и что это племена иллирийские. В позднейших источниках венеды постоянно отличаются от иллирийцев.  Древнейшие  исторические сведения о славянах, или венедах, относятся к I-II векам н. э. С середины VI века наименование Sklabenoi, Sclaveni неоднократно встречается в текстах Прокопия, Иордана и др. Ко второй половине VII века относится первое упоминание о славянах (сакалиба) у арабских авторов (Абу Малик, аль-Ахталь). Римские и александрийские писатели (Плиний «Естественная история», Тацит «Германия», Птолемей «Руководство по географии») называют самым значительным и многочисленным народом между южным берегом Балтийского моря и Карпатами венедов. Около 150 г. до н.э. на эту территорию пришли кельты, но венеды сохранили особенности своего народа. Полибий пишет: «Нравами и украшениями они мало чем отличаются от кельтов, но языком пользуются иным». Плиний (около 77 года н.э.) упоминает, что сарматы и венеды живут «вплоть до Вислы», а Птолемей (умер около 178 года н.э.) уверено говорит, что «Сарматию населяют величайшие народы», в том числе «венеды по всему Венедскому заливу» (берег Балтийского моря) – «место жительства полабских и поморских славянских племен, кото-рые могли прийти сюда из венедско-иллирийского центра – быть может, северной половины янтарного пути». Тацит в самом конце I века заметил, что между сарматами и германцами есть полоса особых народностей, не легко поддающихся классификации. Он пишет, что говорят эти народы на «паннонском» языке, что на них, как на людей «чуждого происхождения», сарматы наложили подати, их социальный строй соединяет противоположные черты. С одной стороны, они «бродят, как разбойники, на всем пространстве горной и лесистой страны, отделяющей певинов от финнов». С другой, - они все-таки «Имеют постоянные жилища, носят щиты, быстро ходят пешком; все это противоположно сарматам, которые живут в повозках и ездят верхом на лошадях». Таким образом, строки Тацита бросают яркий свет на встречу в верховьях Одера и Вислы трех народностей: германцев, венедов и сарматов. До сих пор на территории современной Германии, между Дрезденом и Берлином, живут славянские народы, говорящие на нижнелужицком и верхнелужицком языках. Немцы называют их вендами, а сами себя они именуют сербами. О тождестве венедов со славянами в этих местах около 600 года н.э. говорит хронист Фредегар, соединяя в одно все три названия: «сурбы, племя из славян; славяне по прозванию винады». Готский историк Иордан в VI веке возводит современных ему славян, склавинов и антов, а также венетов к одному корню и дает, таким образом, «готовую» теорию славянского этногенеза. Под именем склавинов в греческих источниках славяне стали известны в VI веке н.э. в Подунавье, на границе Византийской империи. Самонаименование склавин – славянин – словак является вариантом слова «человек». У византийских авторов это наименование прилагалось к южным славянам. Самоназвание не только выделяет народ, но и противопоставляет его другим народам. Традиционно филологи (В.В.Иванов, В.Н.Топоров) выделяют противопоставление: «словене – немцы», т.е. «владеющие членораздельной речью, языком, словом – немые».


Гипотезы происхождения славян:

- дунайская,
- карпатская,
- гипотеза двух славянских прародин (А.А.Шахматов),
- висло-одерская,
- висло-днепровская,
- неодунайская.

«Повесть временных лет» — источник очень важный. Но возник он много позднее описываемых событий. Как бы ни была глубока историческая память летописца, она недостаточна. Летописец передает исторические предания, требующие серьезного осмысления. Будучи христианином, автор «Повести» стремится приобщить историю славян к древней Священной истории, включить их в семью христианских народов. После раздела земли между сыновьями легендарного Ноя Иафету достались «полунощные страны и западные» — Европа. В этих «владениях» Иафета летописец и расселяет европейские народы, в том числе и славян. При этом он поместил последних по Дунаю. Таким образом, в «Повести временных лет» прародина славян — среднее течение Дуная.

Корни славян. Славянский язык относится к индоевропейской языковой семье. Сформировавшись около VIV тыс. до н. э., эта языковая группа в IVIII тыс. до н. э. переживала время распада, связанного с расселением индоевропейских племен. Расселение это пришлось на время неолита — нового каменного века. Изобретения и усовершенствования, сделанные в эту эпоху, существенно повлияли на жизнь родов и племен. Не случайно историки говорят о неолитической революции, то есть о переходе человека от охоты и собирательства к производящему хозяйству — земледелию и скотоводству. Неолитические племена стали более независимыми от природы, мобильными. В поисках новых мест обитания они покидали свою прародину и расходились по территории Азии и Европы.

Прямым следствием освоения новых земель стало обособление племен, в том числе и языковое. Исследователи, благодаря прежде всего исторической лингвистике, установили, что, во-первых, отмежевание праславянских племен от родственных им соседних индоевропейских произошло в начале — середине II тыс. до н. э. Во-вторых, славяне жили в зоне лесов и лесостепей, вдали от моря и высоких гор. Наконец, в-третьих, соседями славян были германцы, кельты, иллирийцы, иранцы и балты. С последними славяне были настолько близки, что многие историки говорят о балто-славянской культурно-языковой общности.

Именно этим можно объяснить трудности с этническим определением археологических культур, относящихся к этому времени. До сих пор не удалось с достаточной убедительностью установить, какие именно из известных археологических культур III тыс. до н. э. можно связать непосредственно со славянами и одновременно отделить от поселений бал тов. Обособление произошло лишь в середине I тыс. до н. э.

В ходе развития из индоевропейцев выделились восточная (индийцы, иранцы, армяне) и древнеевропейская языковые группы. Последняя послужила основой возникновения западноевропейской (германцы, французы, итальянцы) и славянской групп.

Но где в таком случае обитали племена, говорившие на балто-славянских диалектах?

Имеющиеся данные позволяют твердо говорить, что во III тыс. до н. э. поселения этих племен охватили обширную территорию южного побережья Балтики, Центральной и Восточной Европы. Ясно, что в границах именно этого пространства следует искать прародину собственно славян.

Большинство историков ограничивают ее территорией распространения так называемой тшинецкой культуры. Границы сужаются: с юга и запада славянские поселения ограничивают европейские горы (Карпаты, Судеты) и реки Висла — Одер, на севере они приближаются к балтам, жившим на южном побережье Балтийского моря, на востоке подходят к Припяти и верховьям Днестра.

Особенности ранней истории славян. Славянские племена довольно поздно появились на исторической арене. Это нашло свое отражение на особенностях их расселения. Благоприятные для земледелия районы Западной и Центральной Европы были заняты романскими племенами. На территории Южной Европы формировались первые государственные образования. Славяне расселяются в местах, более им доступных — в Центральной и Восточной Европе. Эти регионы были не так пригодны для земледелия в сравнении с Южной Европой. Хозяйственная деятельность, особенно в Восточной Европе, сопряжена с большими трудовыми затратами. Сама природа как бы цементировала родовые отношения, побуждая к коллективному бытию, основанному на естественных кровно-родственных связях. Все это не могло не сказаться на темпах исторического развития. Круг замыкался: природно-географические факторы замедляли этническое обособление и развитие — замедленные темпы развития определяли пути миграции славянских племен, оттесненных от центров цивилизации. Настоящий прорыв здесь — распространение железных орудий труда, более эффективных для земледелия в лесостепных и лесных регионах.

Территории, занятые предками славян, были открыты для вторжений. Уже в VIIV вв. до н. э. какая-то часть праславянских племен оказалась втянута в сферу влияния скифов. Скифское владычество сменилось набегами сарматов. Все это не проходит бесследно: каждое нашествие вызывало переселение народов, в том числе славянских.

Начиная с IV в. н. э. готы, гунны, авары волнами прокатываются по Европе. Славянские племена и на этот раз не остались в стороне от этнических и политических катаклизмов Великого переселения народов. Вместе с другими народами славяне на завершающих этапах великого переселения двинулись на Балканский полуостров.

Географическая «открытость» восточнославянского мира, на который обрушивались удары кочевых народов, резко отличных по своему быту, культуре, этнической принадлежности, отразится на всей истории. Эта постоянная угроза придаст славянской истории свои неповторимые черты, способность и привычку жертвовать многим ради сохранения самобытности.

Первые известия о славянах. Первые известия о племенах, которые относятся к славянам, донесли до нас античные и византийские авторы. Геродот, рассказывая о скифах, пишет о скифах-пахарях, оказавшихся под владычеством скифских вождей. Некоторые историки склонны видеть в скифах-пахарях предков славян — ведь сами скифы, в отличие от славян, не занимались земледелием. К тому же скифы-пахари жили там, где позднее поселились восточнославянские племена — в бассейне Днепра.

Древние авторы сообщают о венедах, живших на севере Центральной Европы, от Балтийского побережья до Карпат, и антах. Большинство исследователей считают, что под этими названиями скрываются славянские племена.

Впрочем, и здесь далеко не все ясно. Есть свидетельства, что под венедами имелись в виду кельтские или германские племена. Термин «анты» тоже «небезупречен». Он переводится как «народ, живущий на краю света». Под таким названием могли скрываться самые разные племена, объединенные главным признаком — они были отдалены и малоизвестны в Европе и Византии. И все же бесспорно, что середина I тыс. н. э. в истории славянства была временем переломным. Славянские племена осознали себя как этническое целое. Соответственно строилось поведение, формировалось сознание. Именно поэтому и древние авторы стали писать о славянах как о самостоятельной этнической группе. Такими предстают они в описаниях историка Иордана, жившего в первой половине VI в.

Признак этнического самоопределения славян — интенсивное формирование общеславянского языка, того самого, про который «Повесть временных лет» скажет: «Род един и язык един». Позднее, после создания в IX в, Кириллом и Мефодием славянской письменности, на его основе сложится старославянский литературный язык, общий для всех славян.

Восточные славяне. Вовлеченные в миграционные потоки, славяне расселялись в разных направлениях. Освоение земель Центральной Европы, медленное, но настойчивое движение на восток, стремительное расселение на Балканах — все это расширяло ареал распространения славян, но одновременно и отделяло их друг от друга. Огромные расстояния, уже определившиеся различия в культуре, языке, самих путях исторического развития вели к обособлению. Некогда единое славянство разделилось на три ветви: западные, южные и восточные славяне. История последних и является предметом нашего изучения — ведь это и есть ранняя история великорусского, украинского и белорусского народов.

Следует иметь в виду, что в истории редко можно столкнуться с «чистым» этносом. Восточнославянские племена изначально вошли в контакты с местным населением, издавна обитавшим в степной, лесостепной и лесной зонах Восточной Европы. Не совсем ясно, как складывались отношения между пришлыми и местными народами. По-видимому, обширные и малонаселенные пространства позволяли племенам избегать кровопролитных столкновений. Численно преобладавшие земледельческие славянские племена постепенно стали ассимилировать разноплеменное старое население — финно-угорские и иранские племена. Географическая открытость, таким образом, дополнялась своеобразной этнической открытостью, столь характерной для всей последующей истории. Стоит ли удивляться, что эта ассимиляция отразилась на внешнем виде славян, о чем убедительно свидетельствовали антропологические исследования и реконструкции.

Пшеворская культура — археологическая культура железного века (II века до н. э. — IV век), распространенная на территории южной и центральной Польши. Была названа по польскому городу Пшеворску (Подкарпатское воеводство), около которого были найдены первые артефакты.

Генетические связи

Ранее эту территорию занимала непосредственно предшествовавшая ей и ещё более распространённая лужицкая культура. Данная культура развивалась из культуры подклёшевых погребений при влиянии латенезированных культур. Происхождение пшеворской культуры на основе позднепоморской культуры, генетически связанной с культурой подклешевых погребений, как показало исследование погребальной обрядности, проделанное А. Невенгловским, связано с территорией нижней Силезии и примыкающей части Великопольши, испытавших позднее довольно ощутимое ясторфское влияние. Эта культура родственна зарубинецкой культуре. Во II веке пшеворцы мигрируют на средний Дунай, где они формируют прешовскую культуру, а также на территорию Западной Украины. На базе северного варианта пшеворской культуры в междуречье средних течений Одера и Вислы сформировалась суковско-дзедзицкая культура (лехитская культура). В конце IV века развитие провинциальноримской пшеворской культуры прервалось нашествием воинственных кочевых племен — гуннов. Часть местного германского населения мигрировала на Запад в пределы Римской империи.

Материальная культура

Иногда культуру называют провинциально римской, поскольку при раскопках захоронений обнаруживают большое количество фрагментов римских кольчуг, которые использовались наемными германцами из вспомогательных частей римской армии. При раскопках памятников данной культуры также находят застежки-фибулы. Носители пшеворской культуры имели развитое вооружение: мечи, дротики. Керамика изготавливалась на основе гончарного круга[6]

Этническая принадлежность

Одни исследователи считают данную культуру славянской и отождествляет её носителей с венедами. Писатели древнеримской эпохи описывали эту территорию как занятую лугиями (К. Годловский).

К племенам, также связанным с западной частью территории и эпохой пшеворской культуры, относят вандалов. Также в пределах западной части территории пшеворской культуры находились мелкие германские племена гарниев, гелизиев, манимов и наганарвалов. Некоторые исследователи отождествляют (включают в состав) носителей пшеворской культуры славян и кельтов. Однако не просматривается и полной преемственности с более поздними культурами: после IV в. (нашествия гуннов) пшеворские памятники в Польше неизвестны.

ЗАРУБИНЕЦКАЯ КУЛЬТУРА

III в. до н.э. - III в.

В III—V веках существовала как Позднезарубинецкая культура

Зарубинецкая культура - последняя дословянская (западнобалтская) культура в Среднем Поднепровье на Украине и на Припяти в Белоруссии.

Название идёт от села Зарубинцы Киевской области.

На формирование зарубинецкой культуры сильное влияние оказали кельты латенской культуры.

Генетически связанна с пшеворской культурой (венеты), подавляет автохтонную милоградскую культуру.

Этническая принадлежность

Часть исследователей связывает происхождение культуры с миграцией на восток германских племен (сикры, бастарны). Бастарны - племя германского происхождения, раньше других пришедшее в соприкосновение с греко - романским миром. В.В. Хвойко, Б.А.Рыбаков считают эту культуру раннеславянской. Некоторые исследователи считают племена зарубинецкой культуры (особенно на востоке и на поздних этапах) балтами (Седов).

Сопоставления письменных и археологических источников позволяет с большой долей вероятности предположить, что носителями позднезарубинецких памятников были исторические славяне-венеды.

Жилища

В Полесье преобладали полуземляночные жилища со срубной конструкцией стен и глинобитной печью, их площадь составляла 10-24 кв.м. В средне-днепровском ареале были распространены полуземляночные жилища площадью 12-20 кв. м. с плетнево-каркасной конструкцией стен, отпливаемые каменными или глинобитными очагами, расположенными в центре или ближе к одной стене жилища. в Верхнем Поднепровье преобладающим типом жилого дома была наземная постройка столбовой конструкции площадью 20-25 кв. м., отапливаемая очагом, выложенным из камней.

Могильники

Могильники бескурганные. Выделяют несколько типов погребального обряда: трупосожжения на стороне с помещением остатков кремации и погребального инвентаря на дно могильной ямы; трупосожжения, помещенные в глиняные сосуды-урны; единичные трупоположения; могилы-кенотафы, в которых нет останков человека, но присутствует погребальный инвентарь. Могильные ямы, как правило, неглубокие 0,5 - 0,7 м, овальной формы. Погребения содержат сравнительно богатый погребальный инвентарь. Вместе с покойным клали горшок, миску и кружку, либо вариации этого набора. Часто присутствуют детали одежды: фибулы, булавки, остатки поясного набора; украшения: бусы, подвески, браслеты, височные кольца. Встречаются оружие и орудия труда.

Керамика

Керамика зарубинецкой культуры лепная - без использования гончарного круга, подразделяется на груболепную и лощеную, поверхность которой заглажена до глянцевого блеска. Первая характерна для поселений, в то время как лощеная преобладает в могильниках. Посуду разделяют функционально на три типа: горшки, миски, кружки. Наиболее распространенной формой являются горшки, имеющие отогнутый наружу короткий венчик, сильно профилированное тулово, переходящее в плоское дно. Часть горшков орнаментированна защипами и насечками по краю венчика, налепным валиком с защипами на тулове, кольцевыми бороздками и т. д. Зарубинецкие миски имеют либо округлые бока и не выделенный венчик, либо наоборот, сильнопрофилированное ребристое тулово. Часть мисок сделана на кольцевом поддоне, но этот признак характерен, в основном, для посуды Полесья и Среднего Поднепровья, на Верхнем Днепре они единичны. Кружки представляют собой невысокие сосуды с ручкой.

Сельское хозяйство, ремесла и торговля

Зарубинецкая культура носит ярко выраженный земледельческий характер. Помимо топоров-кельтов, которые могли применяться для посеки найдена рабочая часть рала с железным наконечником. Частой находкой на поселениях и могильниках являются серпы, которые по своей форме и конструктивным особенностям, в частности, по крючку на пятке близки к милоградским. К земледельческим орудиям труда относятся и каменные зернотерки, сделанные из крупных валунных камней. Железные ножи, встречаемые на поселениях и могильниках, подразделяются на два типа: с горбатой и прямой спинкой. Первые встречаются, в основном, в ранних комплексах, уступают впоследствии ножам с прямой спинкой. Среди других орудий труда преобладают железные шилья. Население занималось земледелием, скотоводством и охотой. Развито было кузнечное дело, и ткачество. Форма глиняных пряслиц весьма разнообразна, большая часть их аналогична милоградским, но встречаются и обычные плоские кружки с отверстием.

Оружие

Среди оружия преобладают втульчатые наконечники копий и двушипные наконечники дротиков, топоры-кельты. Встречаются втульчатые наконечники стрел с ромбической головкой.

Одежда

Зарубинецкая и Черняховская культуры – наидавнейшие основы формирования словянского населения юго-западных территории будущей Руси. Первооснова их материальной культуры формировалась на земледельческих ценностях, и была связана с культом Земли. Хозяйственно-экономическое развитие зарубинцев формировало и комплекс одежды. Его реконструкция связана с большими проблемами, в связи с распространенным у них обрядом трупосожжения. О образе и комплексе их одежды дают информацию в первую очередь детали костюма из металла и украшения встречающиеся в могильниках и городищах, изображения на вазах и памятных плитах - стелах, а так же описания римских и греческих историков.

Зарубинцы носили длинные рубахи (рубища) из грубой ткани, аналогичные тем, в которые одеты варвары изображённые на Траяновой колоне в Риме. Исследователи В.Прохоров и А.Оленин в конце 19-го века допускали, что на некоторых композициях колоны изображены древние словяне. Это более чем возможно. В 1 веке Римская империя завоевала Дакию и вплотную приблизилась к границам словян. Торговые отношения между Римом и словянами подтверждены археологическими находками. Итак, вероятнее всего зарубинцы носили туникообразные рубахи с длинными рукавами, неширокие штаны, постолы или поршни из целого куска кожи, поверх в холодное время года надевался плащ-накидка. На пояс привешивались нож, кресало, гребень, и разнообразные виды оружия. Зарубинецкие фибулы и изображение "варвара" на Траяновой колоне в Риме. Важной деталью мужского и женского костюма были украшения из металлов. Это были разнообразные фибулы, трапециевидные подвески, шейные гривны, накладные поясные бляшки. Отличительной чертой зарубинцев были украшения с выемчатой эмалью, фибулы в виде узкого треугольника, подвески. Сменяется черняховской культурой (территориально и хронологически), и родственной киевской. На северо-востоке ареала, в результате взаимодействия с местным балтским населением юхновской культуры, образуется мощинская культура, также сохраняется локальный вариант в виде колочинской культуры. Один из ведущих российских археологов Г. Лебедев предполагает связь зарубинецкой культуры и культуры пражского типа (т.е. славянской, В.Е.)».

 

ЧЕРНЯХОВСКАЯ КУЛЬТУРА

Черняховская культура прослеживается там, где древние авторы размещают готов, причём угасает как раз в то время, когда готы мигрируют из Причерноморья на запад Европы. На этом основании большинство историков (П. Рейнеке) связывают эту культуру с державой готов.
Более ранний этап развития этноса представляет вельбарская культура. Помимо основного (готского), признаётся наличие в среде черняховцев и других этнических элементов (сарматы, гепиды, даки, фракийцы, геты, славяне-анты).

Названа по могильнику у села Черняхов Кагарлыкского района Киевской области, исследованному В. В. Хвойкой в 1900—1901 годах. На территории Румынии черняховская культура именуется Сынтана-де-Муреш—Черняхов по названию селения в трансильванском жудеце Муреш. Исследованы остатки поселений и грунтовые могильники.

Антропологический облик

Черняховское население обнаруживает близость к вельбарской культуре и характеризуется кельтским и балтским типом. Фиксируются значительные миграционные потоки из районов Центральной и Северной Европы.

В последней четверти II в. н.э. готские племена осели на 50-70 лет на землях современной Волыни, а также Подолии, вытеснив, как показывают археологические источники, местное население (носители зарубинецкой и позднезарубинецкой культур). Все памятники зарубинецкой и позднезарубинецкой культур внезапно прекратили своё существование и сменились поселениями вельбарской культуры. Никаких контактов между двумя народами, по археологическим и письменным данным, не наблюдается. Племена гото-гепидами вытеснили славян-венедов из территории Волыни и Подолии в Среднее Поднестровье, частично в Буджакскую степь, овладев также районами Северного Причерноморья.

Славянские земли были разделены готами на две части:

Поднепровскую и Поднестровскую.

В дальнейшем процесс исторического развития происходил на этиx землях своими путями. В Поднестровском ареале славяне развивались в условиях черняховской культуры (праславяне, сармато-аланы, фракийцы, готы, гепиды, гунны).В III в. н. э. зубрицкое население в интеграции с  фракийцами носителями липицких памятников Поднестровья, под влиянием провинциално-римской культуры создает один из вариантов черняховской культуры. В ареал этoй культуры вошла часть позднезарубинецких племен Среднего Поднепровья.

Жилища

Черняховцы жили в больших неукрепленных поселениях. Наземные жилища и землянки располагались рядами. Площадь некоторых наземных домов, принадлежавших, вероятно, большим патриархальным семьям, превышала 100 м². У наземных построек стены возводились из жердей, обмазанных глиной. Полы представляли либо утрамбованную землю, либо покрывались глиной. Жилища отапливались каменными или глиняными очагами. У домов найдены хозяйственные постройки и ямы-хранилища, иногда глубиной до 3 метров. По границе распространения Черняховской культуры до нашего времени сохранились так называемые Змиевы и Трояновы валы.

Металлургия

Были развиты железообрабатывающее, кузнечное, бронзолитейное, камнесечное, косторезное ремёсла, причём мастера работали преимущественно на заказ и лишь частично на рынок. Анализ технологии выявляет относительно высокий уровень железообрабатывающего ремесла. Железоделательные горны открыты на поселениях в небольшом количестве. Отдельное скопление таких горнов обнаружено под Уманью. В Ильинецком районе Винницкой области обнаружен Ильинецкий карьер — древний карьер по добыче вулканического туфа для изготовления жерновов к мельницам. Археолог П. И. Хавлюк, обнаруживший карьер, датирует его создание III в. н. э. и приписывает его к Черняховской культуре. Черняховские ювелиры производили различные украшения из бронзы, серебра, золота. Были распространены украшения из полудрагоценных камней, янтаря и стекла. В изготовлении ювелирных изделий использовалась зернь и скань. Одежда застёгивалась на плече художественно оформленными металлическими фибулами. Другими видами украшений были височные кольца, браслеты, гривны, ременные бляхи.

Керамика

Керамика изготовлялась в основном на гончарном круге и отличалась разнообразием форм. Найдены горшки, миски, чаши, кувшины, кубки, чарки, вазы с тремя ручками. В быту пользовались также стеклянными кубками, костяными гребнями, бронзовыми фибулами. Гончарные горны выявлены более чем на 20 поселениях. В горне из Будешт (на территории Молдавии) обжигались 150 сосудов одновременно. Гончарная керамика преобладала над лепной в большинстве поселений.

Погребальный обряд

В погребальном обряде сочетались трупосожжения (поля погребальных урн) и трупоположения (последние преобладали). В инвентаре погребений — керамика, стеклянные кубки, фибулы и костяные гребни.

Хозяйство

Скотоводство, земледелие, ремесло, охота, рыболовство. Подъём земледелия в эпоху черняховской культуры отмечен усовершенствованием плуга и рала с железными наконечниками; вол и лошадь использовались, вероятно, как тягловая сила; расширился состав культурных злаков; под пашню освоены значительные площади. Земледелие было подсечным и переложным. Продукцию сельского хозяйства черняховцы сохраняли в ямах-хранилищах или в больших глиняных сосудах — «зерновиках». Зерно мололи жерновами. Из домашних животных разводили крупный и мелкий рогатый скот, свиней, лошадей, домашнюю птицу. Процветала торговля с ближайшими античными центрами. Об этом свидетельствуют импортные предметы (амфоры, в которых привозили вино и оливковое масло, стеклянные кубки, реже — краснолаковые сосуды) — целые и в обломках, обнаруженные на всех памятниках черняховской культуры. Во внешней и внутренней торговле использовалась римская монета. На территории черняховской культуры обнаружено более тысячи монетных кладов. Некоторые черты черняховской культуры сложились под влиянием позднеантичной цивилизации.

Одежда черняховцев изготовлялась из льняных, конопляных и шерстяных тканей, остатки которых сохранились в окислах металлических предметов в могильниках. Рубахи имели туникообразный крой с прямыми длинными рукавами. Носились они на выпуск по верх узких штанов. Поверх рубахи одевали кожаную одежду с короткими или длинными рукавами, которая дополнительно подпоясывалась. Кроме плащей из верхней одежды существовало одеяние, по типу поздней свитки, которое запахивалось на одну сторону и подпоясывалось.

На голове мужчины носили конические шапки-клобуки сделанные из плотной ткани и меха. Для прочности и поддержания формы некоторые шапки подбивали березовой корой. В 3-4 веках были ещё распространены архаичные формы обуви – поршни и постолы, сделанные из одного, двух кусков кожи и удерживаемые на ногах ремнями и пряжками.

По глиняному изображению чобота (Музей археологии Института археологии НАНУ) можно утверждать о появлении в этот период обуви более сложного покроя – чобот, сшитых из нескольких кусков кожи с подшивной подошвой. Украшениями мужского костюма являлись кольцеподобные серьги в одном ухе, фибулы, бронзовые пряжки на поясе, а так же обуви и головных уборах (у знати). Одежду княжеского чина или знатного дружинника можно дополнить золотыми римскими медальонами, которые встречаются в погребениях на территории лесостепной зоны. Как утверждал Б.Рыбаков, это были военные трофеи. У женщин костюм состоял из нескольких рубах, которые носили в комплексе с верхней безрукавной сорочкой из плотной ткани. Часто одежда украшалась вышивкой и разноцветными бусами из стекла. Из металлических украшений в ходу были фибулы, разнообразные подвески. Особенностью убранства одежды черняховцев были металлические гребни, выгнутые спинки которых напоминают обережные украшения Севера. Гребни подвешивали, как правило, на пояс. Поскольку пояс всегда служил сильным оберегом, на него нашивались так же бубенцы и амулеты, выполненные из бронзы. Про головной убор женщин этого периода информации почти нет. Возможно, это были платы закрывавшие волосы сзади по типу зарубинецких, а так же убрусы, намитки с отворотами которые носили замужние женщины. Девушки использовали тонкие покрывала, закрепляемые на голове бронзовыми венцами или тканевыми очельями к которым подвешивались так называемые височные кольца. В женском костюме присутствовали в большом количестве подвески и бусы, изготовленные из разнообразных материалов: стекла, металла, янтаря, кораллов, полудрагоценных камней, кости. Кроме бус местного производства, черняховцы широко использовали изделия, привезенные из Рима, Константинополя, Египта.

43. Пражско-корчакская археологическая культура: ареал протянулся полосой от верхней Эльбы до среднего Днепра, соприкасаясь на юге с Дунаем и захватывая верховья Вислы. Образовалась на базе южного ареала славянской Пшеворской культуры. Славянская керамика пражско-корчакской культуры имеет прямые прототипы в пшеворской керамике.

Характеризуется пражско-корчакской керамикой, наземными срубными домами с типично славянским интерьером, а также захоронениями по обряду кремации умерших в грунтовых могильниках. В 6-7 вв. появляются первые курганные захоронения, которые постепенно вытесняют грунтовые труппосожжения.

Основными памятниками пражской культуры являются неукреплённые поселения — селища. Обычно они располагались по берегам рек и иных водоёмов, часто на склонах надпойменных террас; изредка находились и на открытых местах плато. Селища имели в основном небольшие размеры и состояли в среднем из 8—20 хозяйств. Для поселений пражской культуры характерны жилища-полуземлянки с печами-каменками.

Погребальные памятники пражской культуры представлены полями погребальных урн, грунтовыми бескурганными могильниками с трупоположениями и, реже, курганными могильниками с трупосожжениями.

Наиболее существенным признаком культуры пражско-корчакского типа является керамика. Она представлена преимущественно высокими горшками с усеченноконическим туловом, слегка суженным горлом и коротким венчиком. Наибольшее расширение всегда приходится на верхнюю треть высоты сосудов. Поверхность горшков обычно коричневатая, иногда несколько сглажена. Орнамент отсутствует, лишь изредка встречаются горшки с косыми насечками по верхнему краю венчика. Вся керамика изготовлена без помощи гончарного круга.

Пеньковская археологическая культура: ареал от среднего Днестра до Северского Донца (западный приток Дона), захватывая правобережье и левобережье средней части Днепра (территория Украины). Соответствует вероятным местам обитания антов византийских авторов. Существует в V в. - начало VIII века.

Культуре свойственны пражско-пеньковская керамика и полуземляночные жилища. Здесь также господствовали захоронения по обряду кремации, но наряду с ними появились ранние труппоположения... в грунтовых могильниках."

"Эту культуру также выделяют специфические культурные особенности, среди которых наиболее существенна керамика.

Ведущей формой лепной посуды являются горшки со слабопрофилированным верхним краем и овальным или круглым туловом.

В отличие от горшков пражско-корчакского типа, наибольшее расширение у них приходится на среднюю часть высоты, горло и дно сужены и примерно равны по диаметру. Другой тип сосудов - биконические горшки с резким или округленным ребром, приходящимся опять-таки на середину высоты. Среди них есть сосуды с короткой отгнутой шейкой и без шейки. Кроме того на поселениях находят глинянные сковородки и изредка миски."

Колочинская археологическая культура: ареал в бассейне Десны и верховьев Днепра (Гомельская область Белоруссии и Брянская область России). Примыкает на юге к пражской и пеньковской культурам. Появляется из Киевской культуры в лесной зоне. Существует в V в. - до последних десятилетий VII в.

Колочинцы жили в неукреплённых селищах (что отражает период затишья между гуннской и аварской экспансиями), состоящих из землянок.

Посуда (кухонные горшки, сосуды для хранения продуктов, миски, диски и сковороды) была грубо слеплена из глины без использования гончарного круга и неорнаментирована. Основные формы горшков: баночные, тюльпаноподобные, ребристые, цилиндроконические.

Мёртвых кремировали, а прах помещали в урны.

44. Древнерусские города( Киев, Новгород и др.) особенности фортификации. Планировки и жилой застройки.

В Средние века проблема градостроительства решалась иначе, чем сегодня, ввиду того что уровень знаний и возможностей не был столь высок. Средневековые зодчие вынуждены были учитывать географические особенности расположения будущего центра, фортификационные компоненты, а также заботиться о сохранении иерархии даже в архитектурных ансамблях: дома знати, как правило, занимали лучшие районы и не должны были соседствовать с хижинами простолюдинов. Понятия «планировка» не существовало, однако города росли по более или менее четкой схеме, в которой как раз находили воплощение вышеперечисленные составляющие феодального градостроительства. «Господин Великий Новгород» не был исключением из правил, однако архитектурная мысль здесь нашла свое, специфическое применение. 
Если смотреть на топографические снимки Новгорода, сделанные археологами, то становится очевидным, что город имел в основном прямоугольную планировочную систему, хотя начало целенаправленной работы по планировке и обустройству города относится лишь к XVIII в. Тем не менее расположение домовых комплексов древнего Новгорода по отношению друг к другу дает в плане четкий параллельный рисунок и разбивает городскую территорию на прямоугольные кварталы. До XII в. Новгород рос вокруг нескольких поселений, в итоге сформировавших «концы», то есть районы города — территории ремесленно-цехового назначения. Начиная с XII в. вся территория Новгорода была разделена на 15 концов. Первоначально они состояли из разделенных усадеб и не имели улиц. Между усадьбами находились пустыри. Постепенно эти жилые комплексы разрастались и соединялись между собой дорогами — прообразами современных улиц. Завершались многие дороги-улицы храмами. По мере застройки новых территорий улицы продолжались и снова заканчивались храмами. На формирование сети улиц Новгорода в основном повлияло наличие реки с многочисленными пристанями, имевшими важнейшее хозяйственное значение для населения. Четкость планировочной структуры была достигнута за счет композиционного построения улиц: они были поделены на главные и второстепенные.

Особое место среди подобных фортификационных построек занимают валы древнего Киева, включавшие каменные сооружения — воротные башни. Завершение киевские оборонительные укрепления получили при Ярославе Мудром. Впервые они упоминаются в «Слове» Илариона, где говорится о строительстве церкви Благовещения на Великих, позже Золотых, воротах. Как и большинство древнерусских городов, Киев застраивался по радиально-кольцевой системе. Улицы со всех сторон сходились к кафедральному собору, торговой площади или городским воротам. Жилая застройка имела усадебный характер, но была не столь плотной, как в средневековых городах Западной Европы. Основными типами массовой застройки древнего Киева являлась срубная и столбовая конструкция жилищ. Срубные жилища рубились из сосновых бревен «в лапу». Они обычно состояли из двух помещений — сеней и клети. В большем из них находилась печь, которая часто уже снабжалась дымоходом. В таких срубных жилищах жил, как показали раскопки на киевском Подоле, торгово-ремесленный люд.

45 вопрос. Пшеничное земледелие составляло основу сельского хозяйства древнерусского государства. Земледельцы выращивали такие культуры, как: рожь, ячмень, полбу, овес, пшеницу, просо, горох, чечевицу и репу. Ведение пахотных работ на южных и северных областях страны несколько отличалось друг от друга.  На юге крестьяне пахали плугом, реже ралом, с двойной упряжкой волов. На севере пахали сохой, запряженной лошадьми. Землю могли использовать под двуполые или трехпольные севообороты. Двуполье заключалось в том, что земля пригодная для посевов делилась на две части. Одна часть была под озимыми посевами, вторая «под паром», т.е. отдыхала. При трехпольном севообороте помимо пара и озимого поля, появлялось еще и яровое.Славяне занимались еще и разведением домашних животных. Крестьяне держали у себя в хозяйстве коров, лошадей, овец, свиней, коз, и домашнюю птицу. Наши предки так же не брезговали промысловой деятельностью. Любили заниматься бортничеством. О Русском мёде шла великая слава в Византии и Землях Востока. Рыболовство и охота тоже обеспечивали крестьян продуктами питания и сырьем для ремесла. Меха так же имели славу и почет у иноземцев.

В условиях натурального хозяйства, ремесленники совершенствуют технологии домашнего ремесла. Мастера научились обрабатывать лён, коноплю, дерево и даже железо. Виды ремесла на Руси стремительно возрастали. Русские ремесленники в совершенстве познали тайны оружейного, гончарного, кожевенного, ткацкого и ювелирного ремесла. Русские умельцы в своем мастерстве, по творческому потенциалу и художественному исполнению, ни в коем случае не уступали европейским мастерам.

В Древней Руси металлургия довольно рано отделилась от металлобработки, т. е. от кузнечного дела. Производством железа на Руси всегда занимались металлурги, жившие в деревнях. Металлургические объекты Древней Руси, раскопанные в ходе археологических работ, представляют собой развалы глинобитных и каменных горнов, вокруг которых размещаются скопления сырья. Таких объектов, являющихся целыми комплексами, известно более 80. При этом почти все они располагались вне населенных пунктов.

Техника металлургического производства состояла в прямом восстановлении железной руды в металлическое железо. При производстве стали железно насыщалось углеродом. Этот способ называется сыродутный. Процесс восстановления железа именовался «варкой, она требовала от мастера большого опыта и умения. Варка сильно расширила возможности кузнечной технологии. Помимо железа в Древней Руси широко применялась углеродистая сталь. Рабочие элементы режущих орудий труда, оружия, инструментов изготовлялись из стали — сплава железа с углеродом. Всего на Руси использовались три вида стали:цементованная (томленая),сварочная сталь,сырновая.

Древнерусские кузнецы снабжали землепашцев сошниками, серпами, косами, а воинов — мечами, копьями, стрелами, боевыми топорами. Все, что необходимо было для хозяйства — ножи, иглы, долота, шилья, скобели, рыболовные крючки, замки, ключи и многие другие орудия труда и бытовые вещи изготавливалось в кузнечных мастерских.

Основным поделочным материалом на Руси было дерево. Из него делались жилища, городские укрепления, мастерские, хозяйственные постройки, корабли, сани, мостовые, водопроводы, машины и станки, орудия труда и инструменты, посуда, мебель, домашняя утварь, детские игрушки и т.д. Обработка дерева особенно была развита в центральных и северных районах Руси, богатых хвойными и лиственными лесами. Древнерусские мастера хорошо знали технические свойства и иные качества древесины всех пород, растущих в русских лесах и широко применяли ее в зависимости от технический условий изделия и физико-механических свойств породы. В обработке наиболее распространены были сосна и ель, причем сосну предпочитали для столярных изделий, домашней утвари и т.д. В свою очередь, ель наиболее широко применялась в строительстве. Древесину лиственных пород, главным образом, применяли для изготовления бытовых вещей, в строительстве ее использовали редко.

О технике и организации заготовки древесины в Древней Руси известно мало. Рубка леса была феодальной повинностью крестьян, рубили его зимой. Археологические памятники, связанные с обработкой древесины, представлены в основном инструментами и непосредственно продукцией мастеров. В то же время, мастерских было найдено мало, значительная часть их была обнаружена во время раскопок в Новгороде Великом. В частности, там были мастерские токарей по дереву, бондарей, гребенников, ложкарей, резчиков посуды и т.д. Среди обнаруженного инструментария преобладают топоры, тесла, пилы, долота, сверла и т.д., причем данные образцы в своем развитии достигли высокого уровня и не уступали лучшим западноевропейским образцам того времени.

Прядение и ткачество занимало одно из важнейших мест в ремесленном производстве Др. Руси. Оно было наиболее массовым и повсюду распространенным, непосредственно связанным с изготовлением одежды и других предметов быта. Ассортимент древнерусских тканей был очень широк. Помимо тканей местного производства применялись и импортные — шерстяные, шелковые, хлопчатобумажные, привозимые из стран Востока, Византии и Западной Европы. Ткани в виде всевозможных фрагментов широко представлены среди древнерусских археологических находок. Часть из них обнаружена в курганах, остальные — при раскопках древнерусских городов.

В Др. Руси ткани изготовлялись из шерсти, льна и конопли. Они различались по материалу, качеству, видам переплетений, фактуре и окраске. Простая льняная ткань, идущая на мужские и женские рубашки, убрусы, полтенца, называлась полотном и усцинкой. Грубая ткань из растительного волокна, применявшаяся при изготовлении верхней одежды, именовалась вотола. Существовали и другие названия льняных тканей — частина, тончина и т.д.. Из шерстяных тканей наиболее распространены были понява и власяница, к грубым тканям относились ярига и сермяга. Для верхней одежды изготовляли сукно. Технологическое изучение тканей периода Древней Руси показало, что ткачи применяли несколько систем ткацких переплетений, объединяемые в три группы с разными вариантами: полотняное, саржевое и сложное. Также изготовлялись три сорта тканей: тонкошерстные, полугрубошерстные и грубошерстные. К тонкошерстным тканям отностся разные виды сукон. В основном, шерстяные ткани делались красного цвета, затем шли черный, зеленый, желтый, синий и белый.

Рус.стеклоделие зародилось в XI в. В конце XI в. появилась масса стеклянных бус разных типов собственного русского производства. В сер. XI в. появляется столовая стеклянная посуда и разнообразные туалетные и иные флаконы. В XII в. столовая посуда распространяется очень широко, даже в быту рядовых горожан. В начале XII в. появляются стеклянные браслеты отечественного производства, которые к началу XIII в., вероятно, носила каждая русская горожанка. После монгольского нашествия, когда в русских городах восстанавливалось ремесло, некоторые отрасли стеклоделия не были восстановлены: прекратилось изготовление стеклянной столовой посуды, перестали делать оконное стекло, в производстве остались только некоторые предметы украшений - бусы, перстни, браслеты (до середины XIV в.).

Рецептура и технология стеклоделия остались прежними. Древнерусские стеклянные изделия в зависимости от назначения делали из стекол разного состава. На изготовление стеклянной посуды и оконного стекла шло калиево-кальциевое кремнеземное стекло слабо окрашенное или цветное, но очень редко. Для производства браслетов, бус, перстней и подобных изделий использовали калиево-свинцово-кремнеземное стекло; широко применяли и окраску стеклянных вещей в разные цвета минеральными красителями. О технологии варки стекла в древней Руси каких-либо документальных данных мы не имеем, но, вероятнее всего, эта технология была двухступенчатая. Сначала спекали смесь сырьевых материалов, нагревая ее в печи, затем эту массу - "фритту" варили в специальном горне при высокой температуре, превращая ее в прозрачный вязкий расплав, из которого в дальнейшем изготовляли стеклянные поделки.

Археологические наблюдения над раскопанными мастерскими стеклоделов, и в частности находки больших слитков стекла без каких-либо следов производства по варке стекла, позволяют предположить, что мастерские были двух типов. В крупных и технически высоко оснащенных мастерских варили стекло и в то же время изготовляли и разнообразную продукцию. Другие мастерские были шире распространены и имели более простое оборудование; в них занимались лишь переработкой полуфабрикатов, то есть слитков стекла в браслеты, бусы и перстни, а также переработкой и стеклянного боя. Такие мастерские XIV в. встречены в Новгороде: например, в слое начала XIV в., во дворе усадьбы, стоявшей на углу Великой и Холопьей улиц, обнаружен развал производственной постройки. В этом развале среди разных находок обнаружено несколько крупных слитков цветного стекла голубого и зеленого оттенков. Здесь, вероятно, работал ремесленник по изготовлению стеклянных перстней, бус и браслетов.

46. Захоронения дружинников первых веков существования Древнерусского государства постоянно привлекают внимание отечественных и зарубежных исследователей при решении тех или иных вопросов средневековой истории восточных славян. Среди дружинных древностей особое место занимают так называемые срубные гробницы - подкурганные захоронения по обряду трупоположения, в которых стенки могильных ям обложены деревом. Единственное обобщающее исследование по этой группе захоронений осуществлено более 40 лет тому назад Д.Л.Блифельдом. Термин "срубные гробницы" мы понимаем условно - в связи с его постоянным применением в отечественной научной литературе. Как будет показано ниже, помимо собственно срубов в южнорусских могилах применялась и столбовая конструкция. В ряде случаев отмечались только следы деревянных обшивок стен могильных ям, тлен дерева на полу могилы и остатки перекрытий. В данной работе мы не учитывали многие обширные по размерам гробницы-камеры, где не зафиксированы остатки дерева в конструкциях могил, хотя можно полагать, что какая-то часть из них принадлежала к срубным (деревянная обшивка не сохранилась в связи с климатическими условиями).

На южнорусской территории к  настоящему "времени известно около 60 срубных  гробниц (рис. 1). Из них наиболее изучена группа захоронений Днепро-Деснянского междуречья, интерес к которым возник еще со времен работы Д.Я.Самоквасова. Есть сведения о 23 комплексах на могильниках Клонов, Седнев, Долстолес, Дабаевка, Чернигов, Гущин, Шестовиид, Левинки, Кветунь. Что касается конструкции деревянной камеры, то лишь в шести захоронениях Шестовицкого некрополя зафиксированы следы от столбов. В остальных случаях их отсутствие или следы сруба предполагают горизонтальное расположение бревен или плах, из которых состояла конструкция.

Вторая группа срубных гробниц - захоронения Киева и его округи. Здесь выявлено более 20 погребений со следами деревянной облицовки могильных ям

Совершенно не учитывались в предыдущих исследованиях срубные гробницы на территории Волыни, где на могильниках Городище, Пересопница, Белев, Старожуков, Понебель, Судовая Вишня, Подгорцы, Коростень, Ленино отмечено свыше 10 захоронений со следами дерева на стенках могильных ям. Столбовая конструкция камер в этом регионе не зафиксирована вообще. Срубные гробницы обнаружены под курганными насыпями. Еще в одной грунтовой могиле жовнинского некрополя зафиксированы остатки сруба с безьшвентарным захоронением внутри.

Кроме деревянных конструкций, в могильных ямах на ряде некрополей Волыни выявлены также срубы, поставленные на уровне древнего горизонта, которые описала Е.Л.Мельник. Ока четко отделила их от гробовищ, изготовленных из толстых досок, и назвала "склепами". Всего зафиксировано 10 погребений с остатками склепов на таких могильниках, как Теремное, Ставок, Новоселки, Пересопница, Белев, Басов, Кут, Колоденка, Старожуков.

Характерная черта захоронений в срубных гробницах и склепах - отсутствие гроба. К ним относится подавляющее число комплексов междуречья Днепра и Десны, 45 % всех захоронений киевской группы, 36 - волынской, 60 % - склепов Волыни. Относительно невелико число безынвентарных захоронений (9 % - в Днепре-Деснянском междуречье, 14 - в киевской группе, 36 - в волынском регионе, 10 - в склепах Волыни).

Гнёздовский археологический комплекс  — археологический заповедник, комплекс древнерусских памятников, курганных могильников и городища, расположенный около посёлка Гнёздово, на берегу Днепра, в 12 км к западу от Смоленска (Смоленская область). Один из самых значительных археологических памятников страны.

Комплекс открыт случайно в 1867 году, когда при земляных работах на строительстве железнодорожной ветки Москва — Варшава были найдены серебряные и медные украшения, остатки железного меча, а также арабские монеты X века.
Раскопки на этом месте ведутся с 1874 года (основные исследователи — М. Ф. Кусцинский, В. И. Сизов, С. И. Сергеев, Д. А. Авдусин, Е. А. Шмидт, Т. А. Пушкина, Е. В. Каменецкая, В. В. Мурашева).  

Поселение скорее всего было основано в начале X века. На данный момент у ученых нет доказательств, чтобы относить основание поселения к 9 веку. В 10 столетии Гнёздово уже стало большим многолюдным не только торговым, но и ремесленным городом на пути «из варяг в греки». Он находился на волоке из Каспли в Днепр, в землях кривичей. Процветание было связано с торговлей в южном направлении, по Днепру, с Константинополем, и в северном по Западной Двине и Ловати с Балтийским морем.

Гнёздово является крупнейшим курганным могильником Восточной и Северной Европы[3]. Территория, занятая курганами, начинается сразу же по левую сторону Витебского шоссе. Курганы расположены и в лесу и в поле. Город занимает территорию примерно 16 гектар,[4][5] вокруг которого находится 1500 сохранившихся курганов и несколько древнерусских поселений. По мнению археологов, количество курганов доходило до 4000. Из городов северной Европы, только Хедебю (24 га) был крупнее (Бирка.- 13га, Дублин — 12 га, Рибе 10 га, Гданьск — 1 га)

Археологические раскопки показали, что в центре поселения находилось городище — укрепленная часть города, рядом был расположен посад и кладбище (курганные могильники). В Гнёздовских курганах погребены богатые воины с предметами вооружения или простые горожане с многочисленными бытовыми вещами и орудиями, которыми они пользовались при жизни. Из гнёздовского археологического комплекса происходит около трети всех известных в настоящее время скандинавских языческих амулетов, найденных на территории Восточной Европы — «молоточки Тора», кресаловидные привески и т. д. Наиболее ранние скандинавские находки в Гнёздове сравнительно немногочисленны и относятся к первой половине X в., тогда как основная их масса датируется серединой — второй половиной X в.

Скандинавы составляли определенную часть населения «гнёздовского Смоленска» конца IX—XI вв. По подсчетам Д. А. Авдусина, среди гнёздовских курганов всего 40 (из нескольких тысяч) возможно содержали скандинавские погребения, ещё в 17 найдено небольшое число скандинавских вещей. При анализе Гнёздовского курганного некрополя выявляются интересные тенденции в развитии погребального обряда. В X в. в центральной части могильника образуется своего рода «аристократическое кладбище», состоящее из цепочки особенно высоких, так называемых «больших курганов» (до 5-9 м высотой). В погребальном обряде этих насыпей обычаи, привнесенные варягами (сожжение в ладье), соединились со своеобразными новыми ритуалами, выработанными в местной среде и неизвестными в Скандинавии.[5]

Основными занятиями населения Гнёздова были торговля и ремесло. В городе имелись разные ремесленные мастерские: кузнечные, слесарные, ювелирные. Самой многочисленной находкой была домашняя утварь. При раскопках найдена корчага из Керчи, с древнейшей у нас надписью на кириллице. Также среди вещей, найденных в Гнёздово были бритвы и ножницы, серпы, скандинавские застёжки-фибулы, подвески к ожерельям, славянские и балтийские височные кольца, языческие амулеты, восточные ременные наборы. Некоторые изделия привозные, преимущественно женские украшения из Скандинавии. Отдельные предметы вооружения имеют североевропейское, западнославянское и восточное происхождение, относящиеся к IX—XI векам (шлемы, стрелы, боевые топоры, мечи). При раскопках найдено большое количество восточных арабских монет — дирхемов, попавших сюда с арабского Востока по Пути из Варяг в Греки. Раскопки в Гнёздово продолжаются до настоящего времени.




1. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата медичних наук Київ ~ 2000
2. Контрольная работа- Управление организацией
3. Эволюция науки управления
4. Политические интересы российской молодежи 90-х годов
5. Фазы экономического цикла Цикличность экономического развития.html
6. 2012 г 2010 г
7. решение врача надо принимать как Божий промысел о вас и о вашем здоровье
8. ПРАКТИКУМ ПО КРИМИНАЛИСТИКЕ Студент
9. Югозападный государственный университет Кафедра Теоретическая и экспериментальная физика.
10. Books and Reading.html
11. Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры находящимися под угрозой уничтожения 1973 г
12. Зеркало для Лондона и Англии 1592 г
13. Лекция- Методика и организация проведения массовых спортивных физкультурных мероприятий в школе
14. Здоровые люди в 2000 году
15. . С. 3539. Романов А
16. Оберіг який є центром виховної роботи нашого навчального закладу
17. Статья Развитие музыкального мышления учащихся класса фортепиано написала преподаватель
18. Экономическая оценка деятельности предприятия
19. реферату- Людство й довкілля
20. Тест по институциональной экономике