Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Педагогика молитвы

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2016-03-13

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 21.5.2024

"Педагогика молитвы"

Еще с ленинских декретов Церковь у нас отделена от школы, а школа от Церкви. Однако Церковь не отделена от детей -современных мальчишек и девчонок., для которых она - не только храм, свеча или пасхальные куличи, но - жизненный принцип бытия. Постановлением Священного Синода Украинской Православной Церкви практически при всех приходах УПЦ действуют воскресные школы для детей. Сегодня рассказ об одной из них.

Древняя традиция

"Будьте, как дети", - сказал Христос Своим ученикам, указывая на цельность, простоту и ясность детской души, лишенной всякого эгоизма, лукавства и порочной страстности. В другом месте Евангелия Спаситель запрещает препятствовать детям приходить к Нему, поскольку "таковых есть Царствие Божие" (Лк. 18,16).

С древнейших времен эта евангельская заповедь определила участие ребёнка в жизни Церкви с момента его рождения и даже в материнской утробе. Само Евангелие повествует о том, как "взыграл во чреве" будущий Креститель Иоанн Предтеча во время встречи его матери, праведной Елисаветы, с Девой Марией. А описание жития преподобного Сергия Радонежского раскрывает чудесный эпизод прославления им Троицы также в утробе матери во время Божественной Литургии, как бы знаменуя, что он через созданную Троицкую обитель возглавит духовное возрождение всей Руси, изнывающей в неволе монголо-татарского ига.

В православной традиции наших предков было активное хождение в храм Божий будущих матерей, а затем воцерковление детей с первых дней их жизни, дабы привить их к Лозе Истинной и Вечной. В храме маленький человек получал первые понятия о добре и зле, о святости и греховности. В 6-7 лет отрок или отроковица впервые участвовали в Таинстве Исповеди, так как в церковной практике принято, что в этом возрасте совершается переход от невинного младенчества к отрочеству, когда ребенок вступает в период самоанализа и должен уже нести ответственность, прежде всего перед Богом, за свои поступки, мысли и чувства. Таинство исповеди благодатным воздействием снимало первый груз греха с души ребёнка, и он, ещё не обременённый греховными тяготами взрослого человека, получал опытное знание борьбы со злом в самом себе. Так начинался непростой путь к христианскому совершенству и святости.

Становится понятным, что без этих условий церковности и христианской педагогики невозможно было бы явление миру великих светильников Православия, таких как преподобные Антоний и Феодосий Печерские, Сергий Радонежский или Серафим Саровский. И как знать, явились ли бы миру и наши славянские гении - от автора "Повести временных лет" до талантов серебряного века, если бы не соприкосновение их душ с православной верой?

В Кирилловском храме

Как-то непроизвольно думалось об этом в одно из воскресений в Кирилловском приходе, что на старинной киевской Лукьяновке. Здесь древние стены храма XII в. во имя святителя Кирилла Александрийского (известного больше как "Кирилловская церковь") вобрали в себя молитвы наших предков со времен Киевской Руси, видели запустение татаро-монгольского нашествия, польской шляхты и кровавого безбожного периода ХХ-го столетия. Иронией судьбы - а верующие скажут: по промыслу Божьему - с 1992 года этот приход оказался на территории самой большой на Украине психиатрической лечебницы, в народе именуемой "кирилловка", где за закрытыми дверями больничных отделений (среди них и детское) томится более двух тысяч изолированных от общества людей. И что удивительно, дети Кирилловского прихода наравне со взрослыми опекают этих несчастных: проводят для них в актовом зале больницы пасхальные и рождественские концерты, помогают выпекать, а потом и разносить пасхальные куличи и крашенки (более 2-х тысяч!) по палатам, чтобы никто из больных не остался обделенным. Здесь творятся дела милосердия: раздаётся одежда и пища, бесплатные лекарства для неимущих, ежедневно в Кирилловской церкви кормится до 100 нищих и больных. Многие ребята с родителями выезжают на сельскохозяйственные работы (приход арендует несколько гектаров земли в Барышевском районе). На приходе дети посещают занятия Воскресной школы, с неведомыми общеобразовательной программе предметами Закона Божьего, литургики, катехизиса и иконографии; отсюда совершают паломничества по святым местам.

Здесь у них происходит встреча с Богом. Здесь обретают они духовные силы, которые со временем должны будут отдать обществу.

Детские литургии

Обретаются силы эти прежде всего на богослужениях, где вековые православные обряды вобрали в себя и красоту греко-византийского искусства, и богословскую мысль Православной Руси, и немеркнущее слово Евангелия.

Однако двух- и трехчасовое безучастное выстаивание на службах не под силу подчас и взрослому: опыт богослужений приходит не сразу и требует немалых практических навыков. Попадая на службу со взрослыми, дети, особенно маленькие, начинают томиться, бегать по храму, шуметь. Поэтому настоятель прихода протоиерей Федор Шеремета, посоветовавшись с духовенством, решил проводить особые службы - "детские" литургии.

Они несколько короче за счёт допустимых сокращений, но главной особенностью этих служб является то, что дети выполняют на них различные послушания: мальчики в стихарях прислуживают священникам в алтаре, зажигают лампады и свечи, читают церковнославянские тексты, Апостола - всё это своего рода искусство. На клиросе также дети - Кирилловский детский хор известен в Киеве. Для детей произносится и соответствующая проповедь; исповедь также имеет целенаправленный характер. После службы - чаепитие, а затем занятия в воскресной школе.

Не удивительно, что многие родители привозят сюда детей с разных районов города, понимая, что здесь - особые условия для воспитания, здесь детская душа получает нечто большее, чем общеобразовательные знания.

- Что особенно нравится тебе на приходе? - спросили мы у 12-летнего пономаря Георгия Курбанова.

- Здесь надёжно, - ответил мальчик после небольшой паузы. - Другие отношения. Настоящие.

Резюме

Как видим, в наши дни православные родители, свободные от бдительного ока безбожного режима, могут безбоязненно исполнять евангельскую заповедь: "Пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие…"

Но ведь и "возбранять" можно по-разному, например, вдалбливая на уроках марксистское понятие о том, что "религия есть опиум для народа", и философствуя о демократической свободе совести, включая свободу и на все, что разрушает человека. Пока еще преградой между Православной Церковью и школой стоит и полюбившаяся нашим чиновникам "многоконфессиональность", и конституционное отделение Церкви от государства, и несовершенный Закон о свободе совести, и подогреваемый политиками раскол, и унаследованная общественная атеистическая индифферентность к религии вообще и к Православию в частности.

Может, об этом следует думать не меньше, чем об энергоносителях и газовых трубопроводах, проходящих через Украину с востока на запад? Думать о том, что нужно сделать для того, чтобы дети наши не только в православных храмах чувствовали себя надёжно? И чтобы отношения между людьми были настоящими?

Список литературы

Герук Сергей. "Педагогика молитвы"




1. Люминисценция
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОХОЖДЕНИЮ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ для всех форм обучения Спе
3. 21 МГТУ им. Н. Э. Баумана Чернышёва А
4. Лекція 9 Засоби безпеки ОС Windows 7 Навчальні питання 1
5. Методические рекомендации Контрольная работа выполняется каждым студентом заочной формы обучения в пор
6. Ведение социологических исследований
7. Лекція 7- Франція в ХVII ХVІІІ ст.html
8. Физиология эндокринной системы
9. Я не знаю пачему но он гаварит што это важно штобы они могли увидить што я падхажу им
10. Человек волк или овца Многие полагают что люди это овцы другие считают их хищными волками
11. Эволюция речи шла большим и трудным путем но в итоге своем она достигла наивысшей точки своего развития
12. Лекции по физике
13. ЛЕКЦІЯ 5 Психологія взаємодії людей в соціальних групах 1
14. Фінансовий облік оборотніх активів
15. По теме- Адгезионная составляющая трения Выполнил- студент 3 курса факультета ТИ1
16. Тема 18- Денежнокредитная система
17. тема- Гражданское право Проблемой любой группы договоров существование которой обосновано исключитель
18. Конец времен интенсивно репрезентируется всевозможными медиа включая романы комиксы кино телевидение
19. Привод цепного конвейера
20. Методические особенности изучения темы природные источники углеводородов