Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

особенно большое внимание обратить на развитие и укрепление товарищеской дисциплины трудящихся и всестор

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 4.6.2024

Ответственность и профилактика антиобщественных деяний. 34

1. Правовая ответственность и гуманизм

Новое, коммунистическое общество не возникает стихийно, оно сознательно создается трудящимися. От их инициативы, организованности, энтузиазма зависят темпы этого процесса, его конкретные черты. КПСС последовательно направляет творческую активность народных масс на создание материально-технической базы коммунизма, совершенствование общественных отношений, формирование нового человека. В. И. Ленин призывал «особенно большое внимание обратить на развитие и укрепление товарищеской дисциплины трудящихся и всестороннее повышение их самодеятельности и сознания ответственности. В этом состоит главнейшее, если не единственное, средство окончательно преодолеть капитализм и привычки, созданные господством частной собственности на средства производства» '. Эта задача сохраняет всю свою актуальность и в наши дни. «В современных условиях многократно возрастает значение дисциплины, значение личной ответственности» "•, отмечалось в Отчетном докладе ЦК КПСС XXVI съезду партии.

Важное место в решении указанной задачи принадлежит советскому праву. Его роль в охране, укреплении и

' Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 3», с. 96—97. 2 Материалы XXVI съезда КПСС, с. 50.

развитии социалистических общественных отношений определяется тем, насколько активно оно воздействует на поведение граждан и коллективов трудящихся. В обществе развитого социализма регулирующая роль права значительно возрастает, однако не за счет более широкого применения мер государственного принуждения, а в результате дальнейшего развития социалистической демократии, повышения общественной активности и инициативы трудящихся, расширения участия их в управлении производством. Именно эта принципиальная линия характеризует современные тенденции развития советской правовой системы, информационная и воспитательная роль которой усиливается, в то время как принудительный аспект хотя и сохраняется, однако изменяет свой характер.

В чем же состоят изменения в сфере мер государственного принуждения? Главное заключается в выдвижении на первый план методов организации, предупреждения, общественного воздействия, что определяется как дальнейшим развитием и укреплением экономических и организационных возможностей социалистического государства, так и ростом культуры и сознательности советских граждан. В этих условиях складываются реальные возможности шире использовать правовые средства, связанные не столько с запрещением противоправного поведения, сколько со стимулированием поведения правомерного, созданием для него необходимых организационных, психологических и моральных предпосылок. Советское право является гуманным, справедливым средством охраны общественных и личных интересов, прав и свобод граждан.

Главный принцип ответственности в советском праве состоит в том, что это ответственность за вину. Согласно советскому законодательству, уголовной ответственности и наказанию подлежит только лицо, виновное в совершении преступления, т. е. умышленно или по неосто-

255

рожности совершившее предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние.

Смысл ответственности состоит в том, чтобы воздействовать судом и наказанием на сознание и волю лица, совершившего преступление, исправить и перевоспитать его, вернуть в ряды честных граждан. Вместе с тем ответственность имеет и общепредупредительное значение; она воспринимается и другими членами общества, под-трерждает силу закона, неотвратимость наказания для его нарушителей.

Разумеется, уголовная ответственность, преследуя исправительные и предупредительные цели, может быть обращена только к лицам, отдающим себе отчет в совершаемых действиях и способным ими руководить; иначе она не имела бы смысла. Как известно, конечная задача уголовного права предотвращение преступлений. Но может ли человек невменяемый, душевнобольной, в том числе и по генетическим причинам, исправиться и перевоспитаться под воздействием уголовного права? Человек, признанный судебно-психиатрической экспертизой невменяемым, не воспринял бы наказание ни как меру, примененную к нему для исправления и перевоспитания, -яи^вообщ^как меру воздействия. Он просто не смог бы это осозн^тГ. Не случайно Ф. Энгельс в свое время отмечал, что «невозможно рассуждать о морали и праве, не касаясь вопроса о так называемой свободе воли, о вменяемости человека, об отношении между необходимостью и свободой» ^

Вопрос о вменяемости, а следовательно, и об ответственности человека за свои поступки возникает на практике, в частности, применительно к действиям лиц с хромосомными аномалиями. «Если синдром XYY рассматривать как болезнь,пишет Г. Кайзер,то его носители, разумеется, не могут нести ответственность за наличие

' Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 115.

.этого синдрома»'. Французский суд присяжных прекратил дело по обвинению в убийстве, когда экспертиза обнаружила у обвиняемого хромосомные отклонения типа XYY. Тем не менее, как полагают специалисты, данная генетическая аномалия оставляет большие возможности для индивидуального развития, и поэтому вывод о невменяемости не всегда может быть обоснован. «Должно быть проведено психиатрическое исследование для того, чтобы установить, может ли считаться XYY—субъект частич-. но или полностью не ответственным за свои действия»^

Как же квалифицировать случаи, когда душевнобольные совершают насильственные действия и даже причиняют смерть другим лицам? В обиходе это называется насилием и убийством. Однако термины, употребляемые в обиходе, далеко не всегда правильно отражают сущность проблемы. Безусловно, подобные действия представляют опасность для общества. Но это не преступления, и нельзя применять наказание к лицам, совершившим такие действия.

Содружество правовой науки и медицины привело к тому, что юристы стали глубже понимать и правильнее использовать научные данные о физиологическом и патологическом аффектах, точнее определять степень тяжести телесных повреждений, патологического и физиологического опьянения и др. В уголовно-процессуальном праве предусмотрено назначение в необходимых случаях судебно-психиатрической экспертизы, определяющей состояние вменяемости или невменяемости, что необходимо для решения вопроса об ответственности. В настоящее время не только профессиональные юристы, но и широкие круги населения понимают, что душевная болезнь может породить не преступление, а опасные действия, не

and Crime.— Proceedings of II International

* .Kaiser G. Genetics and ^riiii Symposium on Criminology, p. 14. 2 ibidem.

17    Заказ 2343

влекущие за собой уголових)й ответственности. В такого рода случаях не исключены и патологические изменения генов. Это означает, что человек уже родился больным и его нужно лечить с первого дня появления на свет. Искать новые пути раннего выявления наследственных болезней призвана медицинская генетика.

(Социалистический гуманизм находит свое последовательное проявление в ряде положений советского права и криминологии, в частности в тезисе о том, что нет неисправимых преступников. Этот тезис, четко характеризующий позицию советских криминологов по вопросу о свойствах личности человека, совершившего преступление, и методах обращения с правонарушителями, включает по меньшей мере три положения.

Во-первых, все ранее сказанное позволяет утверждать, что люди не рождаются, а становятся преступниками. Преступление не вытекает из «природы человека», оно есть продукт сложного взаимодействия личности со средой.

Во-вторых, признавая ведущую роль социальной среды в формировании личности, в том числе и в неблагоприятном направлении, советская наука и действие этой среды не считает фатальным, непреодолимым. Дело в том, что сама социальная среда поддается позитивному социальному воздействию, перестройке. Кроме того, поскольку среда формирует человека через его индивидуальные нравственные и психофизиологические особенности, последние сами могут служить серьезным препятствием для неблагоприятного влияния среды. Подросток, выросший в семье, где антиобщественное поведение является привычным, вовсе не обречён стать преступником.

В-третьих, даже человек, сформировавшийся как правонарушитель, способен исправиться при соответствующем позитивном воздействии. Следует отметить, что эта гуманная идея находит выражение не только в научных

монографиях, но и в политических документах. «В условиях социализма, провозглашает Программа КПСС,каждый выбившийся из трудовой колеи человек может вернуться к полезной деятельности» '.

Сказанное не значит, что в действительности исправляются все без исключения правонарушители. Существует рецидивная преступность. Еще несовершенны конкретные методы индивидуального исправления и перевоспитания преступников. Однако все это не противоречит указанному выше принципиальному тезису; напротив, лишь на его основе создается перспектива для успешной борьбы с правонарушениями. В этой связи одной из актуальных задач советской правовой науки и практики является разработка дифференцированных методов исправительного воздействия на правонарушителей с учетом социальных, психологических и иных особенностей их личности. Предусмотренное законодательством дальнейшее расширение условного осуждения и условно-досрочного освобождения от наказания, сокращение числа случаев лишения свободы и ряд других мер представляют собой существенный шаг на этом пути.

Гуманизм советского права проявляется в дальнейшем сужении сферы уголовной репрессии, расширении профилактических, предупредительных мер, а также в предоставлении суду права отсрочки исполнения приговора, вынесенного в отношении несовершеннолетнего правонарушителя. В законодательстве и судебной практике все более полно проводятся в жизнь принципы дифференциации и индивидуализации ответственности в зависимости от степени общественной опасности деяния и данных о личности виновного, при неуклонном соблюдении требований социалистической законности.

Советское уголовное право не отказывается и не может отказываться от достаточно строгих наказаний. Пре-

' Программа Коммунистической партии Советского Союза. М., 1976, с. 106.

дел наказания 1{) лет лишения свободы, а за наиболее тяжкие преступления—15 лет. Строгость реализуется и через порядок исполнения лишения свободы (дифференциация осужденных по режиму содержания, необходимая дисциплина в исправительно-трудовых учреждениях и др.). Разумная строгость не имеет ничего общего с жестокостью. К. Маркс отмечал, что «жестокость, не считающаяся ни с какими различиями, делает наказание совершенно безрезультатным, ибо она уничтожает наказание как результат права» '. Она серьезно препятствует нравственному воспитанию и в конечном счете подрывает авторитет самого наказания. Жестокость способствует обесценению человеческой личности и к тому же, вызывая сочувствие к преступнику, ослабляет авторитет суда и его приговора.

Наказание должно приносить пользу обществу прежде всего потому, что оно является средством исправления и перевоспитания (хотя и специфическими методами) лиц, совершивших преступления, а также потому, что оно является. одним из средств предупреждения новых преступлений. Именно поэтому наказание не должно быть жестоким. Переоценка жестокости по отношению к «вредным» для общества людям есть не что иное, как отражение традиционного взгляда на наказание, дошедшего до нас из досоциалистических формаций. Вместе с тем следует иметь в виду, что жестокость по отношению к преступнику это лишь первый этап снижения моральных установок личности, за которым следуют пренебрежение к интересам других людей, безразличие к ним, эгоизм и беспринципность. Этими реальными последствиями «воспитания жестокостью» пренебрегать нельзя.

Сказанное не противоречит ни необходимости принудительной силы наказания и его строгоати, ни тому, что наказание связано с ограничением в личных благах и

' Маркс К... Энгельс Ф. Соч., т. 1, с. 123.

причинением моральных страданий. Нет и не может быть наказания без принуждения, без отрицательной оценки личности государством, без нравственных переживаний к даже страданий. Однако следует различать непримиримость к преступлениям и жестокость по отношению к преступникам. Непримиримость ко всякого рода правонарушениям означает, что вслед за преступлением должно обязательно и быстро последовать наказание; что ни одно лицо, совершившее преступление, не должно оставаться безнаказанным; что за тяжким преступлением должно следовать суровое наказание, сопровождаемое общественным осуждением. Но не по принципу «око за око,^.,Л зуб за зуб». ^Эмоции)плохой советчик в вопросах ка-^М/ рательной политики и практики, в вопросах борьбы с -• ':•'. преступностью. И если имеются достаточные основания •'• полагать, что человек, не совершивший тяжкогопреступ-^ ления, может быть исправлен с помощью мер воспитательного характера и общественного воздействия без изоляции его от общества, то именно эти меры и следует использовать.

В целом же необходимо иметь в виду, что социальный эффект, достигаемый путем предупреждения преступлений, несравненно больше, чем эффект от применения наказаний за каждое правонарушение.

2. Меры предупреждения антиобщественного и социально опасного поведения

Марксистские исследования социальных процессов позволяют сделать вывод о том, что преодоление и предупреждение антиобщественного поведения возможно лишь на пути совершенствования социальной жизни людей. Сочетание и комплексное использование экономических, социально-культурных, воспитательных и правовых меросновное условие решения этой сложной социальной про-

261

блемы. Преодоление антиобщественных и социально опасных поступков связано с выявлением и устранением причин, порождающих их, и условий, способствующих их совершению. Ведущее место при этом должны занимать меры по совершенствованию общественных отношений и воспитанию нового человека. Меры принуждения могут иметь в этом процессе лишь вспомогательное значение.

Что касается предупреждения преступлений, то под этим имеется в виду совокупность государственных и общественных мер, имеющих целью устранение или нейтрализацию причин и условий, способствующих совершению правонарушений. Предупреждение преступлений обеспечивается всем комплексом мероприятий, направленных на развитие и совершенствование общественных отношений, экономики, идеологии и культуры, на создание и укрепление такой организации общественной жизни, которая противостоит любым антиобщественным проявлениям.

Профилактика главное направление борьбы с преступностью. Данный принцип представляет собой прямое следствие общей концепции советского права, криминологической науки и практики. В самом деле, если преступность обусловлена объективными социальными процессами и ее причины коренятся не в пороках человеческой натуры, то отсюда следует, что борьба с этим злом должна основываться прежде всего на устранении конкретных недостатков в жизни общества, в воспитании детей, на улучшении отношений в семье и в производственном коллективе, на совершенствовании управления общественными процессами, функционирования государственных институтов. Глубокий философский тезис К. Маркса: «Если характер человека создается обстоятельствами, то надо, стало быть, сделать обстоятельства человечными» ' реализуется ныне в крупных соцналь-

ных мероприятиях Коммунистической партии и Советского государства, направленных на улучшение жизни советских людей, совершенствование социалистических общественных отношений. Этот тезис тесно связан с положением Программы КПСС: «Рост материальной обеспеченности, культурного уровня и сознательности трудящихся создает все условия для того, чтобы искоренить преступность, в конечном итоге заменить меры уголовного наказания мерами общественного воздействия и воспитания»'.

Предупреждение преступностиодно из важных направлений деятельности социалистического общества и государства по совершенствованию общественных отношений и воспитанию нового человека. Мероприятия Советского государства, имеющие целью создание материально-технической базы коммунизма, стирание существенных различий между городом и деревней, умственным и физическим трудом, утверждение новых нравственных принципов, в конечном счете содействуют преодолению и предупреждению антиобщественного поведения.

Общие предупредительные меры могут быть экономическими, политическими, идеологическими, культурно-воспитательными, правовыми, организационно-управленческими и техническими. При этом за всеми мерами профилактики преступности следует видеть человека, ибо цель социализма человек с его потребностями, со всеми присущими ему как личности особенностями.

Многообразие социальных связей человека составляет, пожалуй, главную трудность при выборе методов воспитания, воздействия на поведение, на формирование нравственных качеств и моральных взглядов людей. Именно поэтому предупреждение преступлений должно носить комплексный характер.

Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 2, с. 145—146.

' Программа Коммунистической партии Советского Союза, " 106.

Материальные вложения государства в сферу произ-' водства, в область идеологии и духовной жизни создают необходимые предпосылки для роста культуры и сознательности людей. Дело, разумеется, не сводится к экономическим затратам. Крупные социально-экономические и воспитательные мероприятия государства и общества, направленные на решение задач коммунистического строительства, способствуют постепенному преодолению преступности.

К проблеме предупреждения преступности с полным основанием может быть отнесено замечание В. И. Ленина об изменениях в культуре общества: «Культурная задача не может быть решена так быстро, как задачи политические и военные... Политически победить можно в эпоху обострения кризиса в несколько недель. На войне можно победить в несколько месяцев, а культурно победить в такой срок нельзя, по самому существу дела тут нужен срок более длинный, и надо к этому более длинному сроку приспособиться, рассчитывая свою работу, проявляя наибольшее упорство, настойчивость и систематичность» '.

Если говорить обобщенно, то рост общественного богатства, соединенный со всесторонней воспитательной работой государства и общества на базе ускорения научно-технического прогресса и использования его достижений для совершенствования общественных отношений и человеческой личности, есть основной, магистральный путь предупреждения преступности. Это общесоциальный аспект данной проблемы.

Социальные меры предупреждения преступлений носят и более конкретный характер. Прежде всего речь идет о такой распространенной ныне форме, как комплексные планы профилактики правонарушений, являющиеся составной частью планов социального развития городов, районов, областей и республик, а также пред-

' Ленин В. И. Поля. собр. соч., т. 44, с. 174—175.

приятий и организаций. Важно, что предупреждение правонарушений рассматривается при этом в тесной связи с общими задачами социального развития.

Система предупредительных мер в разных регионах и социальных группах имеет свою специфику и своих адресатов. Наряду с общеобразовательными и воспитательными мерами в планах профилактики правонарушений предусматривается, что конкретно должны делать юридические органы (органы МВД, юстиции, прокуратуры и суды), непосредственно ведущие борьбу с преступностью; планируется совместная их работа с общественными организациями, а также координирование их действий. Адресат предупредительных мерэто те люди, поведение которых свидетельствует об отклонении от норм закона или правил социалистического общежития. В планах профилактики правонарушений предусматриваются пути и методы правового, нравственного и эстетического воспитания населения, особенно молодежи.

Отклонения от норм поведения должны становиться предметом внимания прежде всего в той микросреде, в тех социальных ячейках, где человек формируется как личность,в семье, в школе, в трудовом коллективе. Именно здесь важно вести кропотливую работу по преодолению антисоциальных навыков и привычек.

Здесь же в цепочку социального воздействия могут включаться органы, непосредственно ведущие борьбу с правонарушениями и преступностью. В данном случае речь идет о воспитании и перевоспитании лиц, уже вставших на путь совершения антиобщественных поступков. Меры общего воспитания в семье, школе, на производстве, видимо, оказались недостаточно эффективными и не произвели на этих лиц необходимого воздействия, вредные влияния оказались сильнее, в области воспитания были допущены просчеты и ошибки.

Анализируя жизненный путь правонарушителя, всегда можно найти те изъяны его личности, которые внача-

ле привели его к аморальным поступкам, а затем и -к более серьезному конфликту с правилами поведения в обществе, с уголовным законом. При этом важное значение имеют не только жизненные условия или особенности конкретной обстановки, например неустроенность, действительная или кажущаяся обида, но также индивидуальные черты личности, реагирующей на сложившуюся ситуацию.

Многообразие действий людей, находящихся в сходных условиях, объясняется прежде всего наличием в самой объективной действительности различных путей и возможностей, что и составляет основу для принятия человеком того или иного решения. Профилактическая работа, особенно специальные ее формы, связанные с анализом конфликтных ситуаций и предупредительным воздействием на лиц, уже впитавших в себя определенные антиобщественные навыки, призвана нейтрализовать влияние .антисоциальных предпосылок и вместе с тем активизировать все социально полезное с учетом степени испорченности человека и возможности его исправления и перевоспитания.

При проведении специальных предупредительных мер необходимо учитывать, что в микросоциальных группах в силу специфических условий могут складываться «свои» правила поведения, «свой» образ жизни, противостоящий если не в целом, то в значительной части существующим в обществе нормам и моральным ценностям. Не секрет, например, что у лиц, неоднократно судимых, часто имеется «своя» ущербная психология и «свои» взгляды на нормы поведения в обществе. Дифференцированный подход к оценке образа жизни людей в различных микросоциальных группах должен быть связан, естественно, и с дифференцированным подходом к самим людям, к использованию разнообразных форм и методов работы с ними. Поиски «слабого звена» в жизненном пути человека имеют принципиальное значение для при-

нятая адекватных социальных мер предупреждения антиобщественных поступков.

Предупреждение преступлений посредством индивидуализированного воздействия на людей, вставших на путь антиобщественного поведения, осуществляется органами МВД, прокуратуры, судами в тесном взаимодействии с общественными организациями и коллективами предприятий, учреждений и организаций. Это вытекает из природы социалистического общества и характера социалистических общественных отношений. Сложностью проблемы преодоления преступности определяется основной вывод: борьба с преступностью не может быть прерогативой какого-либо одного органа в государстве. Укрепление семьи, улучшение воспитания детей, повышение культуры населения, выравнивание социальных различий все это дело всего общества и каждой его социальной ячейки.

Существующие формы совместной профилактической деятельности органов, ведущих борьбу с преступностью, и общественности направлены главным образом на перевоспитание и исправление конкретных правонарушителей. Здесь в пределах своей компетенции и предоставленных законом прав действуют добровольные народные дружины, советы профилактики, общественные пункты охраны порядка, товарищеские суды, родительские комитеты.

Комплексный подход к изучению причин антиобщественного поведения означает также, что наряду с «личностными» факторами следует обращать внимание и на те объективные условия, которые делают возможным преступное поведение и его общественно вредные последствия. Советские криминологи и юристы, не ограничиваясь изучением поведения потерпевшего (виктимоло-гия), уделяют внимание и вопросам, связанным с выявлением и устранением недостатков в хозяйственной деятельности предприятий и организаций, в воспитательной

работе школ, производственных коллективов и т. п. Именно на этой основе организуется профилактическая деятельность органов юстиции и других ведомств и общественных организаций, реализующих в своей практической работе комплексный подход к изучению причин преступности.

Профилактические функции присущи и каждому государственному органу, ведущему борьбу с преступностью. Здесь нет надобности подробно описывать эти функции. Следует лишь отметить, что они не только имеют общепредупредительный характер, но и связаны с решением задач индивидуальной профилактики. Розыскные и следственные органы МВД и прокуратуры работают с конкретными правонарушителями. Прокурор решает вопрос о судьбе конкретного человека. Суд назначает наказание с учетом индивидуальности осужденного. Органы, исполняющие наказание, призваны исправлять и перевоспитывать конкретных преступников. Деятельность всех этих органов основана на законе. Она связана с принуждением и в то же время с выполнением важной социальной задачи: привлекать к ответственности, воспитывая, сочетать принуждение и воспитание и в конечном счете способствовать возвращению человека на путь честной трудовой жизни. Значение профилактики как главного направления в борьбе с преступностью подчеркнуто и в постановлении ЦК КПСС об улучшении работы по охране правопорядка и усилении борьбы с правонарушениями (1979 год).

Социальной и правовой базой воспитания и исправления преступников является закон, практика его применения. Достаточно указать на статьи уголовных и процессуальных кодексов союзных республик, говорящие об обязанности органов, ведущих борьбу с преступностью, выявлять причины преступлений и условия, способствующие их совершению; об обязанности судов индивидуализировать наказание с учетом обстоятельств дела и

лиЧности лица, совершившего преступление. Эти правовые методы борьбы с преступностью выполняют важную социальную роль, специфически воздействуя на лиц, совершивших преступления. В конечном счете каждое положение законодательных актов, ставящих целью борьбу с преступностью, направлено на то, чтобы способствовать возврату конкретных людей на путь честной жизни.

Воспитательная роль законов проявляется во всех аспектах их действия на человека, в том числе и в случае применения строгих мер, связанных с длительным лишением свободы и назначаемых за тяжкие преступления. Тем более ярко проявляется она тогда, когда закон предоставляет человеку возможность осознать недостой-ность своего поведения не в исключительных условиях, т. е. не в местах лишения свободы, а в коллективах трудящихся, где он наряду с определенными ограничениями ощущает на себе доверие государства и общества.

Наконец, большой социальный заряд несет в себе воспитательная работа, проводимая в исправительно-трудовых учреждениях. Их деятельность, основанная на законе, связана с выполнением такой важной социальной функции, как исправление и перевоспитание людей, особо запущенных в социальном и нравственном отношениях, испытавших на себе все сложности отрицательных явлений социальной жизни и до того, как они совершили преступление, и после, в том числе в местах лишения свободы, где находится весьма специфический контингент людей со своими взглядами, привычками и навыками, преодолеть которые совсем не просто. И хотя основными методами исправления и перевоспитания людей здесь являются труд, определенный режим и воспитательная работа, не все они за период пребывания в исправительно-трудовых учреждениях становятся честными людьми.

Поэтому важной стороной профилактической деятельности должна являться работа с освобожденными от

наказания людьми. Они требуют особого внимания, учитывая их предыдущий социальный опыт, определенную социальную ущербность, отсутствие зачастую специальности, а нередко и образования. Не последнюю роль играет и моральная ущемленность, а подчас болезненность, связанная обычно с расстройствами нервной системы, что также должно учитываться при организации воспитательной работы. В то же время стремление спекулировать на своих «несчастьях», чем часто грешат такие личности, должно получать соответствующую оценку и отпор со стороны тех, кто продолжает воспитательную работу с этими людьми после отбытия ими наказания.

Во всех случаях создание общего благоприятного фона, соединенного с индивидуальной воспитательной работой, является рациональным и эффективным условием исправления и перевоспитания людей, вставших на преступный путь. Своевременное выявление неблагополучных ситуаций и оказание помощи людям, попавшим в такую ситуацию, самый трудный, но зато и самый реальный и гуманный путь предупреждения антиобщественного, преступного поведения.

Общие и специальные профилактические мероприятия предполагают целенаправленное формирование человеческих потребностей, создание наиболее благоприятных возможностей для их удовлетворения, а также усиление роли нравственных начал в поведении людей. Это касается всех классов и социальных групп нашего 'общества. Вместе с тем необходимо учитывать и более частные территориальные, экономические, национальные и социально-психологические различия. Эти различия порой заметно сказываются на мотивах поведения, уровне .правового и нравственного сознания. Профилактическая работа должна проводиться дифференцированно в масштабах республики, области, района, города, отдельного предприятия, а также учитывать возрастные, профессиональные и иные особенности людей.

''Говоря о предупреждении антиобщественных и социально опасных действий, необходимо иметь в виду, что виды этих действий разнообразны и от их оценки во многом зависит система профилактических мер.

Под антиобщественным поведением понимается поведение человека, направленное против интересов общества в целом, отдельных его ячеек, конкретных людей, контролируемое его сознанием и волей. Очевидно, что такой человек должен обладать всеми качествами социальной личности, включая определенное состояние психического здоровья, т. е. этот человек должен быть вменяемым.

Антиобщественные поступки, связанные с нарушением нравственных норм и правил, преодолеваются преимущественно с помощью воспитательных мер.

Правонарушения более серьезные антиобщественные деяния. Это нарушения не только нравственных, но и правовых нормот безбилетного проезда на городском транспорте до преступления. Наиболее опасным видом антиобщественного поведения является преступление, за совершением которого следует уголовное наказание.

Все эти действия суть поступки людей вменяемых, которые, правда, могут иметь те или иные отклонения в психике, влияющие на характер их поведения, но отклонения, не изменяющие их сущностной характеристики. Поэтому и предупреждение антиобщественных действий таких лиц связано прежде всего с их социальным воспитанием.

В то же время встречаются деяния невменяемых, которые являются социально опасными и которые иногда необоснованно путают с антиобщественным поведением. Такими могут быть действия, на первый взгляд сходные с преступлениями (например, убийство одним человеком другого и т. п.). Однако они сходны лишь внешне, по механизму действия, но не являются преступлениями в собственном смысле этого слова и не должны рассматри-

ваться как влекущие ответственность, ибо их совершают невменяемые, больные люди.

Естественно, что предупреждение подобных деяний лежит в иной плоскости, чем предупреждение аморальных поступков и правонарушений. На разных стадиях такое предупреждение может быть связано и с социальными мерами (вывод из травмирующей социальной ситуации), и с лечением (если уже имеются медицинские показатели). На более же поздней стадии, когда речь идет о болезни, преобладающее значение имеют, конечно, меры медицинского характера. Именно с их помощью общество должно ограждаться от действий социально опасных больных людей.

В то же время бывают и достаточно сложные ситуации, требующие сочетания профилактических мер социального и медицинского характера.

Исследования несовершеннолетних с аномалиями психики, но вменяемых, проведенные О. И. Калгановой, привели к ряду весьма важных, на наш взгляд, выводов, касающихся динамики влияния аномалий психики на формирование личности. Лишь у 22,5 процента подростков такие аномалии стали проявляться в раннем возрасте, причем в этих случаях большинство родителей страдали алкоголизмом (что, кстати сказать, еще не говорит об отягощенной наследственности); 68,3 процента аномалий возникли постепенно как следствие неблагоприятных условий семейного воспитания, постоянных конфликтных либо стрессовых ситуаций, жестокого обращения со стороны родителей, ухода из семьи одного из родителей и т. п. К этому прибавлялись конфликтные ситуации в школе, поскольку трудности дома рождали соответствующее поведение в школе (у 81 процента та-1их подростков), плохую успеваемость и соответствующую реакцию школьной администрации, часто не разбиравшейся во всей сложности жизненной ситуации подростка (у 72,9 процента).

Очевидно, что раннее выявление как физиологических особенностей ребенка, так и неблагоприятных микросоциальных ситуаций могло бы способствовать коррекции его поведения прежде всего путем создания социальных условий, необходимых для формирования полноценной человеческой личности.

В связи с затронутым вопросом мы не можем не высказать критическое замечание по поводу одной публикации «Литературной газеты», авторы которой рекомендуют для предупреждения детских неврозов и правонарушений широко применять психотропные препараты '. При этом они выражают несогласие с мнением Министерства здравоохранения СССР, которое справедливо считает недопустимым применение психотропных средств к несовершеннолетним даже в период пубертатпого криза. Заметим, что речь идет не о слабоумных, а о «сотнях и тысячах» практически здоровых, вменяемых детей, для которых правильная система воспитания, благоприятные социальные условия в семье, школе, на производствелучшее лекарство. Ведь чаще всего именно конфликты в этих ячейках общества отрицательно сказываются на детях. К сожалению, авторы публикации в достаточной мере не разграничивают подростков здоровых и больных, вменяемых и невменяемых, нуждающихся в социальной помощи или действительно в медицинском лечении.

Теперь вернемся к более сложным ситуациям, требующим комбинированного подхода. Встречаются люди, особенно среди неоднократно судимых, хотя и вменяемые, но имеющие дефекты нервной системы, ведущие себя не всегда достаточно адекватно той ситуации, в которой они находятся. Как известно, в обыденном сознании существует представление о психической неполно-

' См,: Как помочь подростку?Литературная газета, 1980, 25 июня.

18    Заказ 2343                                                    273

ценности чуть ли не всех преступников, хотя, как было показано, этого нет в действительности. И все же нередко возникает вопрос о медицинской оценке таких людей и их состояний, а именно о том, с помощью каких средств и методов можно влиять на них, какова здесь роль социальных и медицинских мер, каково их соотношение.

Необходимо констатировать, что у нас еще далеко не все делается для того, чтобы установить постоянное медицинское наблюдение, патронаж над людьми, страдающими в той или иной степени слабоумием; тщательно продумать вопросы их трудового использования, обязательно соединенного с лечением; систематически, с участием квалифицированных специалистов, проводить их профилактические осмотры и освидетельствование. Конечно, это непростая задача. Но ведь не просто и вполне здорового человека сделать полезным членом общества. Разумеется, налаживание социального и медицинского обслуживания данной категории больных требует немалых капитальных вложений, подготовки соответствующих квалифицированных кадров. Но это следует признать совершенно необходимым, учитывая важность данной проблемы. В подавляющем большинстве случаев можно добиться того, чтобы слабоумные не совершали общественно опасных действий, а для психопатических лиц обеспечить уменьшение травмирующих конфликтных ситуаций (в том числе на микроуровне), короче говоря, изменить их прежний образ жизни. При этом важную роль должно играть воспитание самокритичности и самоконтроля.

Среди юристов теоретиков и практиков обсуждается вопрос о целесообразности организовывать специальные исправительно-трудовые колонии для осужденных с аномалиями, особенно психопатов и психопатоподобных, чтобы содержать их раздельно от лиц, не имеющих аномалий. Доводы сторонников создания специальных исправительно-трудовых колоний сводятся к тому, что лиц

возбудимых, склонных легко «воспламеняться» лучше изолировать от преступников без аномалий. К тому же здоровые преступники это, как правило, лица с сильным характером, стремящиеся к лидерству, и зачастую они намеренно издеваются над заключенными с более мягким характером либо с аномалиями или натравливают на них других.

Безусловно, в этих доводах много верного. Б то же время высказываются и другие соображения, а именно: дело не только в раздельном содержании самом по себе, но и в формах того труда, которым приходится заниматься заключенным, а также в условиях их быта и содержания. Как известно, даже на свободе формы трудовой деятельности не всегда соответствуют запросам личности. Тем более трудно достичь желаемого разнообразия в труде в условиях ограниченных возможностей колонии. Аномалий же встречается немало, к тому же они достаточно индивидуальны, да и определяются во многом не столько по медицинским, сколько по социальным признакампо степени социальной адаптирован-ности человека. Отдельное содержание лиц с психическими аномалиями привело бы к уменьшению, а не увеличению разнообразия труда и других возможностей воспитания осужденных'.

Известно также, что одним из методов воспитательного воздействия на человека является влияние па него коллектива. Конечно, когда речь идет о группе осужденных, то о «коллективе» можно говорить лишь условно. И тем не менее коллективные формы труда и наличие одних и тех же интересов оказывают положительное влияние па личность. При всей трудности перевоспитания осужденных не все они социально запущены настоль-

' См.: Королев В. В. Спорные аспекты проблемы криминоген-ностн психических нарушений у несовершеннолетних. Вопросы борьбы с преступностью. М„ 1981, вып. 35, с, 105.

ко, чтобы не стремиться к нормальным формам человеческого общения даже (и тем более) в условиях исправительно-трудового учреждения, ибо для многих из них осознание необходимости соблюдать не только законы, но и нравственные правила начинается именно там.

Конечно, необходимо иметь в виду реальную угрозу возможного издевательства сильных и наглых над более слабыми. Но ведь и в обычных коллективах такие уродливые явления иногда бывают. Тем более следует задуматься над тем, что произойдет, если всех лиц с различными аномалиями собрать в одно место. Не будут ли в этих условиях аномалии еще более усугубляться, превращаясь вследствие постоянной стрессовой социальной ситуации в душевные болезни? Как видно, вопрос этот не совсем прост. Может быть, вначале следовало бы подумать о раздельном содержании двух групп осужденных в пределах одного и того же исправительно-трудового учреждения. При этом место труда могло бы быть общим, а пребывание после окончания рабочего дняраздельным. Во всяком случае, необходимы соответствующие эксперименты, причем достаточно длительные ввиду сложности самой проблемы и специфики данного контингента.

Надо также иметь в виду, что исправительно-трудовые учреждения создаются с учетом степени тяжести совершенных преступлений и того, какие преступления и сколько раз совершил преступник. Поэтому, например, психопатоподобных лиц, признанных особо опасными рецидивистами, вероятно, нецелесообразно помещать совместно с такими же лицами, но не являющимися особо опасными рецидивистами, хотя бы последние преступления тех и других и совпадали по своему характеру. Организационные трудности не должны служить препятствием для решения вопроса по существу, если это решение может принести пользу. Однако вопрос о полезности таких мер является дискуссионным.

В существующих условиях в исправительно-трудовых учреждениях, безусловно, должна быть усилена служба психологического и медицинского надзора. Принимаются меры к тому, чтобы увеличить число психологов, работающих в колониях. Во многих социалистических странах также создана соответствующая психологическая служба. Но это только начало. В местах лишения свободы должна получить широкое развитие и психиатрическая служба, с помощью которой можно было бы на ранней стадии распознавать усугубление аномалий, переход их в болезненное состояние или же, наоборот, констатировав улучшение состояния, способствовать его дальнейшему закреплению. Необходимо форсировать подготовку специальных кадров психологов и психиатров для работы с этим трудным контингентом людей.

В заключение остановимся еще на одной проблеме борьбы с преступностью лиц с психическими аномалиями. Речь идет о проблеме так называемой уменьшенной (ограниченной) вменяемости, под которой понимается промежуточное состояние между вменяемостью и невменяемостью, нередко приписываемое психопатическим личностям. Хотя в законодательстве многих стран этот вопрос решается достаточно определенно (порой весьма различно), проблема «уменьшенной вменяемости» остается во многом спорной.

В XIX веке сторонниками «уменьшенной вменяемости» являлись представители так называемой «социологической школы» уголовного права (Ф. Лист, А. Принс), считавшие, в частности, что от нормального реагирования на внешние и внутренние раздражители к ненормальному ведут многочисленные промежуточные ступени и что «некоторую помощь» в этом отношении оказывает понятие «уменьшенной вменяемости».

В русской дореволюционный юридической литературе против введения понятия «уменьшенной вменяемости» выступали такие ученые, как Н. С. Таганцев и Н. Д. Сер-

геевский. Сергеевский писал: «...если стоять на той точке зрения, что наказание есть институт, имеющий вполне определенную физиономию по сравнению с мерами предупредительными, то тогда придется признать, что лица с так называемой уменьшенной вменяемостью относятся к категории лиц невменяемых, раз в отношении их признается необходимым прибегать не к наказанию, а к другим мерам воздействия и в особенности к мерам охраны; уголовному праву непосредственно до них дела нет» '.

В советской юридической литературе наиболее определенно по поводу необходимости введения понятия «уменьшенной вменяемости» высказывался Б. О. Ошеро-вич, считавший, что нельзя ограничиваться категорическим утверждением: вменяем или невменяем, ибо суд руководствуется как медицинским, так и юридическим критерием. Вопрос о юридической вменяемости должен быть построен на началах, предусматривающих три возможности: невменяем, уменьшение вменяем и вменяем. В соответствии с этим должна быть построена и степень виновности и наказуемости. В первом случае вина и наказание отсутствуют; во втором случаеуменьшенная вина и уменьшенное наказание; в третьем случае виновен и наказуем ^ При этом автор даже не ставил вопроса о необходимости лечения «уменьшение вменяемых», ограничиваясь тем, что они должны нести пониженную ответственность. Однако вряд ли можно считать правильной позицию, связанную с игнорированием медицинской стороны вопроса и сведением проблемы к решению юридическому.

Сторонники введения понятия «уменьшенной вменяемости» имеются и сейчас. Они предлагают признавать уменьшение вменяемыми тех, у кого наблюдается «про-

межуточное», «особое» состояние психики. Как правило, сюда должны попасть все или почти все лица, имеющие ^психические аномалии, а также дети и старики. К уменьшение вменяемым относят обычно психопатов и психопа-топодобных. Однако, как мы видели, эти люди осознают свои поступки и могут руководить ими. Естественно возникает вопрос: если это так, то почему им должно быть оказано снисхождение при назначении наказания? Не поведет ли это к нежелательному восприятию таких решений как безнаказанности за содеянное? Целесообразно ли с точки зрения социальной политики заранее санкционировать этим людям хотя бы частичное «отпущение грехов»? Вряд ли это улучшит их медицинские показатели, а также социальные качества.

С медицинской точки зрения едва ли возможно признавать человека наполовину вменяемым, если он и сознает, что делает, и может руководить своими поступками. Другое дело, если у человека имеется болезнь, аномалия. В случае совершения им преступления наряду с назначением наказания целесообразно и необходимо е;о лечить. Но отвечать за содеянное он должен в полной мере.

Нельзя не сказать и о расплывчатости, нечеткости самого понятия «уменьшенной вменяемости». Характерно, что еще никто не дал описания (определения) его границ. Д. Р. Лунц в этой связи справедливо замечал, что признание «уменьшенной вменяемости» означало бы в практике экспертизы уход от тщательной судебно-психиатри-ческой оценки сложных случаев'. Подавляющее число советских психиатров не разделяют идеи уменьшенной вменяемости: практика судебно-психнатрической экспертизы в нашей стране также не идет по этому пути ".

Серееевский Н. Д. Русское уголовное право. Спб., 1904,

с. 258.

" См.: Ошерович Б. О. К вопоосу о степенях виновности.— Уче-1:ые записки ВИЮН. М., 1940, вып. 1, с, 58—78.

См.: Лунц Д. Р. Проблема невменяемости в теории я практике судебной психиатрии, М„ 1966, с. 207.

" В законодательстве ряда социалистических стран такое понятие существует. При этом обычно предусматривается снижение мер наказания и одновременно применение медицинских мер воздействия,

3. Генетика и «человек будущего»

Развитие науки убедительно подтверждает, что человеку присуще сложное сочетание биологических свойств, выступающих в качестве предпосылок развития личности, которая формируется под определяющим влиянием социальной среды.

Учитывая все значение биологического в человеке, необходимо иметь в виду, что только неспециализирован-ность, универсальность функций мозга обеспечивает возможность исторического развития надбиологического в человеке. Каждый человек рождается без готовых идей, без готовых задатков человеческих свойств. Сознание и все духовные особенности личности появляются в человеке после рождения как продукт его взаимодействия с социальным миром. Онтогенез человека сопровождается достройкой его биологических особенностей, в том числе под влиянием социальной программы. Врожденные, биологические черты индивида, составляющие предпосылки социального развития личности, оказывают определенное влияние на характер, темперамент и другие черты поведения. Однако во всех случаях это влияние проходит через горнило социального и уже в таком виде выступает как предпосылка тех или иных сторон человеческих качеств, социального и антисоциального поведения.

Учет роли врожденных индивидуальных черт человека не означает того, что его духовные интересы, воля, чувства в определенной степени уже содержатся в его генах, соединившихся в процессе оплодотворения, в исходной яйцеклетке, дающей начало индивидуальности бытия. А ведь именно это или подобное ему утверждение лежит в основе генетических программ «оздоровления человечества», включая ликвидацию преступности. «Мы должны отказаться, писал Ч. Ломброзо, от современных сентиментальных отношений к преступнику, которыми заражены все наши криминалисты... где дело идет о

спасении высшей расы от нападений и посягательств низшей, там не может быть места жалости» '. Социал-дарвинисты утверждали, что общественное положение человека отражает его биологические качества и является результатом естественного отбора среди биологически неравноценных людей.

Принцип, гласящий, что новый человек создается в процессе изменения общественных отношений, встречает сопротивление со стороны тех, кто опирается на абсолютизацию биологической стороны человека, на тезис о том, что духовный мир человеческой личности детерминируется генами. На основании этой концепции признается необходимость переделки генетической природы человека. В частности, К. Лоренц заявляет: на нашей планете нет человека гуманного; его можно будет создать только при условии изменения генетики человека.

Еще в прошлом веке возникла евгеника, поставившая своей задачей создавать высшие расы людей примерно так же, как скотовод создает породы животных, не задумываясь ни над какими этическими проблемами.

В течение почти всего XX века за рубежом в самых разных вариантах обсуждался вопрос о необходимости генетического совершенствования человека, поскольку полагалось, что природу человека определяют его гены и что здесь ничего нельзя добиться путем преобразования социальных условий. Наиболее мрачным эпизодом этого периода было использование евгеники и расового учения в практике гитлеризма, когда геноцидмассовое уничтожение определенных групп людей и рас, имевших «плохие гены», был возведен в ранг государственной политики. Характерно, что сторонники биологизации человека нередко ссылаются на новейшие данные науки, заявляя, что успехи генетики якобы представляют собой научную основу для создания высших рас путем селекции людей.

' Цит. по: Сергеевский Н. Антропологическое направление в исследованиях о преступлении и наказании. Юридический вестник, 1882, № 2, с. 212—213. 281

Г. Мёллер, лауреат Нобелевской премии, начиная с 1929 года неоднократно выдвигал и развивал идеи об использовании выдающихся мужчин лидеров человеческой породы в качестве производителей для передачи их генов многим потомкам. С этой целью он всячески пропагандировал искусственное осеменение женщин. Мёллер считал, что таким путем можно добиться «неограниченного прогресса генетической конституции человека». Он даже предложил список выдающихся людей, сперму которых следовало бы использовать '.

Исходя из представления о биологической обусловленности надбиологического в человеке, на Западе делают выводы о том, что будто бы «высшие» классы обладают более ценными генами; что якобы существует генетическая основа для различий между «высшими» и «низшими» расами; что биологические различия людей требуют преимущественного размножения отдельных людей и групп, обладающих «ценными» генами. Будущее человечества с этих позиций представляется как планируемое размножение, регулируемое в мировом масштабе по генетическому плану.

Некоторые крупные биологи в наши дни вновь вызывают призрак евгеники. Э. Майр скорбит, что прошло время, когда отдельные лидеры-вожди племени с их «ценными» генами оставляли много потомков^ Ф. Крик заявляет, что младенца можно признать человеком только после проверки его генов. Новорожденный, не выдержавший такой проверки, должен лишаться права на жизнь.

Прогрессивные ученые Запада в настоящее время весьма обеспокоены тем, что «бихевиористские и психохирургические методы все чаще рассматриваются как

Mutter Н. The Inidame of Human Evolution. In: Studies in Genetics, 1962, p. 560.

" cm.: Майр Э. Человек как биологический вид.Природа, 1974, №2, с. 42.

средство решения тех проблем, которые в основе своей носят социально-экономический характер и требуют принятия политических решений» '. Это можно отнести и к евгенике. Есть вместе с тем и добросовестно заблуждающиеся ученые, которые считают себя гуманистами, приверженными к «благородной человеческой форме евге-низма» ", с помощью которой «на добровольной основе», путем постепенных изменений генофонда человечества, через биологическую перестройку популяций будто бы можно добиться выведения «нового человека».

В свете учения о социальной сущности человека очевидно, что любые попытки обосновать возможность создания нового человека путем различных генетических проектов его селекции являются некорректными в естественнонаучном отношении и недопустимыми с точки зрения их практических последствий, о чем свидетельствует весь опыт истории человечества.

Как это нередко бывает с научными открытиями, разработка методов генной инженерии вызвала к жизни ряд фантастических проектов их использования, в том числе и для борьбы с преступностью. В одном из романов хирург-генетик говорит следующее: «Быть может, в будущем, в век полного гуманизма, люди сочтут более гуманным уничтожить ке весь организм преступника, а то в нем, что делает человека преступным... Я имею в внду ту запись кодом жизни, которая позволила развиться у человека античеловеческим чертам». Далее он продолжает, обращаясь уже к самому преступнику: «Я изменю не только цвет ваших глаз, не только некоторые черты вашего лица, но и ваш преступный строй мыслей... Я переделаю вашу нуклеиновую основу...»^

К сожалению, подобные рассуждения встречаются не только в беллетристике. Подчас и в научных публпкаци-

' Чавкин С. Похитители разума, с. 17. " См.: Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1965, с. 277. ' Казанцев А. Льды возвращаются. М., 1981, с. 387, 430.

ях появляются советы бороться с преступностью путем искусственного синтеза генов и введения их в клетку, чтобы придать ее жизнедеятельности целенаправленный характер.

Действительные возможности генной инженерии к пределы ее использования подробно обсуждались советскими и зарубежными учеными на XIV Международном генетическом конгрессе, состоявшемся в Москве в 1978 году.

«Лично я не верю, говорил французский генетик Ж. Лежен, что когда-нибудь с помощью трюков генной инженерии будет создано суперчеловечество. Чтобы создать человека более умного, чем мы, мы уже должны быть умнее, чем мы можем быть. Медицина более скромна, но намного более эффективна» '.

Советские ученые также связывают возможности генной инженерии применительно к человеку именно с медицинскими задачами. Как отмечал С. И. Алиханян, «применение генетической инженерии это единственно возможный подход к лечению генетических заболеваний человека». При этом, подчеркивал он, «всякое генно-ин-женерное вмешательство в человеческий организм должно предваряться серьезным исследованием и решением соответствующих юридических, этических и моральных вопросов» ".

На конгрессе отмечалось, что биологизаторский подход к человеку свидетельствует об отсутствии понимания его качественной специфики, А ведь именно в этой качественной специфике человека заключена его ценность. Марксистско-ленинское учение в качестве одного из

Генетика

' Лежен Ж. Генетика и психическое здоровье.-благосостояние человечества, с. 92,

* Алиханян С. И. Успехи генетической инженерии и их практическое использование.—Генетика и благосостояние человечества, с. 171.

важных тезисов выдвигает положение о необходимости всестороннего развития человека. Этот тезисодин из основополагающих для воспитания человека коммунистического общества. С учетом этого тезиса разрабатывается программа прогрессивного общественного развития в нашей стране, включая и формирование нового общественно-исторического типа личности. В условиях научно-технической революции особое значение приобретает вопрос о развитии и реализации человеческих способностейэтого золотого фонда производства, науки, культуры. На развитие способностей каждого человека должны быть направлены усилия школы, комсомола, профессионально-технических училищ, вузов, культурно-просветительных, спортивных и других учреждений. Эта проблема имеет комплексный характер. Необходимо развитие не только умственных способностей, но и эмоциональной сферы, а также физических возможностей человека; не менее важны закалка его воли, выявление творческих сторон личности, художественное и эстетическое воспитание. В практике коммунистического строительства все это неразрывно связано с формированием моральных устоев личности, мировоззренческой убежденности и идейно-политической вооруженности.

Всестороннее развитие человека предполагает максимальное выявление его индивидуальных особенностей. При этом важно учитывать, что нормальная (без патологии) генетическая программа человека является достаточно полноценной в отношении гармонического развития всех его способностей.

Развитие человеческого в человекеодна из важнейших проблем современности. Задачи коммунистического строительства предъявляют свои требования к ее решению. Учение марксизма о законах функционирования и развития общественного материального и духовного производства является подлинно научной методологической основой для решения любых вопросов, возникающих в

ходе исследований по проблеме человека. Никакие достижения в биологии или в других областях науки не могут умалить значения фундаментальных, основополагающих законов исторического материализма для понимания сущности человека. При любом уровне развития науки, в том числе и биологии, не может быть поставлено под сомнение значение этих принципов для понимания человека, потому что ни его сущность, ни его мышление изучать биологическими методами невозможно. Человекэто не некий абстрактный феномен, сущностные свойства и духовные возможности которого целиком детерминированы биологически от рождения. Человек появился в истории как продукт общественного материального и духовного производства, и в его .сущности представлена вся совокупность общественных отношений.

Современная наука показала, что биологическое в человеке всего лишь предпосылка для его социального и духовного развития, т. е. для того особого качественного явления, которое возникает лишь в условиях общественной практики. Это положение выступает как одна из естественнонаучных основ диалектического материализма в его подходе к проблеме человека.

Иногда утверждают, что и в наше время человек подвергается процессам биосоциальной эволюции. При этом имеются в виду, в частности, крупные мероприятия, направленные на совершенствование системы здравоохранения, улучшение условий обитания человека, охрану природной среды. Однако создание условий для более совершенного физического развития человека, профилактика болезней, разработка способов продления жизни и т. и. все это социальные программы, обеспечивающие полноценное биологическое развитие человеческого организма.

Следует ли из сказанного, что современная генетика не имеет никакого отношения к проблемам формирования нового человека? Нет, не следует.

Перед генетикой и психологией стоят огромные задачи по выяснению диалектики становления сознания, речи, проявления всех высших форм психики человека прежде всего при нормальном его развитии. Для людей, которые обладают неполноценной генетиччской программой, оказывающей прямое отрицательное влияние на развитие психики, необходима специальная восстановительная терапия, которую также нельзя разработать, не зная генетических основ, детерминирующих биологическую специфику поражения психики.

Среди проблем, возникающих на стыые социального и биологического (в данном случае генетического), важнейшее место занимает охрана здоровья человека. Эта проблема приобретает особое значение в связи с загрязнением мутагенами среды, окружающей человека.

Очевидно, что в процессе изучения природных, биологических предпосылок человека необходимо объединение усилий целого ряда наук: генетики, молекулярной биологии, физиологии, биохимии, анатомии, этологии и т. д. Данные этих наук исключительно важны для охраны генетической информации человека; для медицины; для педагогики, особенно в отношении детей с пограничными степенями умственной отсталости; для определения влияния социальной программы в разные возрастные периоды; для профессиональной ориентации и т. д.

Прогресс науки, указывает Н. П. Бочков? позволяет найти эффективные пути помощи лицам с наследственными болезнями и их семьям '. Применение методов ранней диагностики и лечения болезней, медико-генетическое консультирование, дородовая диагностика и т. п. могут способствовать устранению ряда отрицательных последствий таких заболеваний. На очереди осуществление ме-

' С.м.: Бочков Н. П. Методологические и социальные вопросы современной генетики человека.Вопросы философии, 1981, Ns I, с. 54. См. также: Фролов If. Т., Пастушный С. А. Менделизм и философские проблемы современной генетики. М., 1976, с. 209.

дико-биологических мероприятий, имеющих целью улучшение генотипической адаптации человека, создание наиболее благоприятных жизненных условий для людей с самыми различными биологическими особенностями. При этом, как справедливо отмечают советские ученые, развитие этих исследований и практических мероприятий «порождает не только биолого-генетические проблемы, но также целый комплекс этических, юридических, мировоззренческих проблем. Все это требует уже сегодня усиления связи между разными науками, так или иначе изучающими человека» ^

Проблема использования биологических предпосылок для повышения устойчивости к заболеванияя, для проф-ориентации, а также для решения задач, которые выдвигаются в связи с усилением воздействия человека на окружающую среду, освоением космоса, имеет исключительно важное значение. Соответствующие данные должны войти в организованную систему воспитания человека с первых дней после его рождения, имеющую целью создание гармонически развитой личности со всей полнотой развития интеллекта и эмоциональной сферы.

В перспективе методы генетики открывают большие возможности. Можно будет лечить наследственные болезни методами генотерапии. Исследуя структуру или биохимические особенности клеток, взятых из плода, можно будет задолго до рождения установить пол ребенка и наличие наследственных дефектов, что позволит осуществить контроль над рождаемостью наследственно отягощенных детей. Уже было произведено оплодотворение яйцеклетки человека в пробирке, и здесь же проходила перваяянеделя жизни эмбриона. Это открывает возможности глубокого изучения морфофизиологических особенностей в период эмбрионального развития. Позитивное значение таких открытий очевидно. Однако и

здесь необходимо предостеречь против неоправданного вмешательства в генетику человека.

Очевидно, что методы генетической инженерии в принципе могут охватить массы человечества. Тем более важна научная обоснованность этих методов как способов «генетического улучшения» свойств человека. Один из ведущих специалистов по молекулярной генетике, Ж. Моно, писал по этому поводу: «Современная .молекулярная генетика не дает нам никакой возможности воздействовать на наследственность с целью обогатить ее новыми свойствами, создать генетического «сверхчеловека». Она говорит о тщетности этой надежды. Микроскопический уровень генома не допускает в настоящее время (и, вероятно, не допустит никогда) возможности подобных манипуляций» '.

Генетическая программа человека, ее реализация в процессе развития людей, формирование общества и создание на его основе надбиологической сферы это самые высокие, далеко еще не до конца прознанные уровни биологической и социальной формы движения материи. Подлинно гуманное отношение к человеку как к уникальному творению природы и истории требует познать его генетическую сущность и заботливо оберегать ее. Хорошо известно, что и при имеющейся генетической программе человек способен к бесконечному изменению и прогрессу своих социальных свойств в ходе исторического развития общества. Важной задачей современной генетики является не переделка, а охрана наследственности человека, освобождение ее от дефектов. Полноценная наследственность существующего человекаэто биологический фундамент его будущего длительного социального прогресса.

Марксистско-ленинское учение об обществе утверждает принципы свободы и творческой активности людей,

288

Философияяи современная биология, с. 197.

Monod ]. Chance and Necessity. N. Y 1972, p. 164.

19    Заказ 2343

288

рассматривая личность в системе общественных отношений и их законов. «Марксизм,отмечал В. И. Ленин,отличается от всех других социалистических теорий замечательным соединением полной научной трезвости в анализе объективного положения вещей и объективного хода эволюции с самым решительным признанием значения революционной энергии, революционного творчества, революционной инициативы масс, а также, конечно, отдельных личностей, групп, организаций, партий...» ' Признавая объективный характер социальной эволюции, марксизм-ленинизм видит в личности человека самоцель. Именно человек, будучи носителем общественно-исторических отношений, является субъектом и целью исторического творчества.

Сказанное подчеркивает важную роль конкретных знаний о природе человека, получаемых с помощью биологии, генетики, экологии, медицины и т. д. Огромное значение в деле совершенствования системы образования будет иметь учет индивидуальных склонностей и способностей людей к разным формам труда и участия в социальной жизни. Необходимо взаимопонимание и сотрудничество представителей различных наук при развитии разных подходов к человеку. Такое сотрудничество может быть успешным только на основе глубокой философской, диалектико-материалистической  разработки проблемы человека. Марксистско-ленинское учение о человеке как продукте истории и части природы, учение о социальной сущности человека является той методологической базой, которая позволяет поднять весь комплекс наук о человеке на качественно новую, более высокую ступень. В аспекте этого учения найдут свое место все достижения наук, используемых при комплексном изучении человека.

' Ленин В. И. Полк. собр. соч., т. 16, с. 23.

Заключение

1. Исторнко-материалистический подход к вопросам общественного развития, к природе, сущности и причинам различных социальных явлений положительных или отрицательных, включая преступность, несовместим с их биологизацией. Ни одно социальное явление не может быть объяснено с помощью биологических теорий. Положение марксистско-ленинской криминологии о том, что причины преступности имеют социальную природу, основано на материалистическом понимании закономерностей общественного развития. Достижения естественных наук, в частности генетики, не только не изменили указанного понимания этой проблемы, но, напротив, вполне его подтверждают.

Попытки объяснить преступность биологическими категориями нельзя отрывать от объяснения биологическими причинами социальных явлений в целом и всего развития человеческого общества. Неприятие противниками марксистско-ленинской теории закономерностей смены общественно-экономических формаций, законов классовой борьбы тесно связано с влиянием теорий социал-дар-винистского толка, в которых представления о внутривидовой борьбе необоснованно переносятся на человеческое общество. В результате все явления жизни общества и в том числе причины войн, революций, кризисов объяс-

291

няются в конечном счете прирожденной агрессивностью человека. В этой связи нельзя не напомнить следующее высказывание В. И. Ленина: «Можно ли себе представить что-нибудь более бесплодное, мертвое, схоластичное, чем подобное нанизывание биологических и энергетических словечек, ровно ничего не дающих и не могущих дать в области общественных наук?. .На деле никакого исследо-вания общественных явлений, никакого уяснения метода общественных наук нельзя дать при помощи этих понятий. Нет ничего легче, как наклеить «энергетический» или «биолого-социологический» ярлык на явления вроде кризисов, революций, борьбы классов и т. п,, но нет и ничего бесплоднее, схоластичнее, мертвее, чем это занятие»'. Критикуя Богданова, Ленин отмечал: «Основа критики Ланге заключается у Маркса не в том, что Ланге подсовывает специально мальтузианство в социологию, а в том, что перенесение биологических понятий вообще в область общественных наук есть фраза. С «хорошими» ли целями предпринимается такое перенесение или с целями подкрепления ложных социологических выводов, от этого фраза не перестает быть фразой»^

Научно некорректными являются попытки некоторых криминологов построить концепцию, согласно которой причины преступности в целом являются социальными. "однако поведение конкретного человека в значительной 'степениооусловлено&иологическими_гц)ичин1ми. Но ^5ЯБ"?551йреу'1лление и преступность соотносятся как •ча1"П~й~"целое, то у них не может быть разных причин: сумшГТйиологических причин не в состоянии дать в итоге категорию социальнуюГБиологическтГмутадтпяогут изменить биЬлогТПгеткую характеристику организмов, но они не могут, д аже'__в"массё, повлиять на природу и причины социальных явлений,

' Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 18, с. 347, 348. " Там же, с. 349.

Неприемлемой является также встречающаяся иногда в криминологии позиция, согласно которой причины преступности в нашей стране до Великой Октябрьской социалистической революции были социальными, а после нее, особенно в настоящее время, их следует искать в биологических свойствах человеческой личности. Социализм не нуждается в такой «защите» от нападок наших идеологических противников. Подобная позиция как бы изолирует человека от условий его социального бытия. В. И. Ленин в работе «Государство и революция», говоря о судьбах преступности, о том, что с победой коммунистических общественных отношений она будет сведена до уровня эксцессов, подчеркивал ее социальную природу и характер. Исчезновение в условиях социализма таких коренных причин преступности, как эксплуатация, частная собственность, нищета, не снимает социальных причин преступности в целом, а изменяет их характер, создает предпосылки для ее преодоления.

Социализм как первая фаза общественно-экономической формации нового типа открывает дорогу совершенствованию общественных отношений. Но реальный социализм имеет свои реальные трудности и противоречия. Люди социалистического общества еще не свободны от того, что несет с собой предшествующий социальный опыт человечества. Закрывать глаза на существование противоречий в социалистическом обществе, объективных причин правонарушений своеобразная попытка уйти от необходимости анализа этих противоречий, от вскрытия и преодоления недостатков и трудностей общественной жизни. 'Не в природе человека следует искать причины преступлении, а в совокупности тех условий его жизни, воспитания, взаимодействия с други"мй~'людьмй, особенностей его личности, которые в конечном счете определяют его поведение. Устранение причин преступности, воспитание и сов-ер.щенствование человека —задача нашего общества.

292

2. Значит ли сказанное, что применительно к проблеме преступности нет места для использования достижений биологической науки? Нет, не значит, особенно тогда, когда речь идет о формировании личности, о влиянии ее физического и психического состояния на развитие сознания и формы поведения. Биологические особенности личности неспецифичны; сами по себе они не порождают преступности, но оказывают влияние на динамику поведения человека, являются условием, морфологической и психофизиологической базой восприятия человеком социальной программы. Использование в криминологии достижений генетики и медицины должно способствовать не углублению «биологических заблуждений» о прирожденной преступности человека или предрасположенности его к преступлению, а, напротив, преодолению этих заблуждений, истинному пониманию соотношения биологического и социального в человеке и влияния того и другого на его поведение.

Не одна генетика изучает это соотношение; его изучают и другие биологические науки и ряд правовых дисциплин. Системные взаимосвязи естественных и правовых паук отчетливо прослеживаются и в криминологии, и в уголовном праве, и в криминалистике, и в процессуальном праве, и в праве гражданском, причем везде в специфическом преломлении. И это понятно, ибо субъектом права (как в значительной степени и предметом биологической науки) является человек. Вот почему спор о значении биологии для правовой науки, как мы это старались показать, имеет вполне' конкретное содержание и важный познавательный и практический аспект. Категории генетики, биологии, медицины не должны абсолютизироваться и гипертрофироваться представителями правовой науки, равно как биологи, медики и генетики в свою очередь призваны способствовать правильному пониманию взаимодействия социального и биологического в сфере общественных явлений. Известно, что бурно раз-юл

вивающиеся науки нередко оказывали заметное влияние не только на близкие к ним области знания, но и на другие, более отдаленные. Совместная работа юристов, психологов, педагогов, генетиков, психиатров может и должна помогать совершенствованию профилактической деятельности государства и общества, развитию индивидуального подхода к человеку при его воспитании, а также в случае совершения им правонарушений.

3. Союз биологической науки и медицины с правовыми науками открывает более широкие возможности для сочетания правовых мер с лечением людей, являющихся вменяемыми, но страдающих психическими аномалиями. В этой связи важное значение имеет изучение личности и поведения таких людей, в том числе отбывающих наказание в местах лишения свободы. Это позволяет совершенствовать методы исправления и перевоспитания осужденных, соединяя их с мерами медицинского характера. Разумеется, основными должны быть меры социального характераустранение конфликтов, воспитание самого субъекта и его ближайшего окружения.

Преступность, конечно, нельзя сводить к поведению 1пиц, страдающих психическими аномалиями; да и не ами аномалии являются причиной преступного поведения. Если же эти аномалии приобретают более серьез-1ный характер и начинают определять содержание поступков человека, то проблема переходит из правовой плоскости в медицинскую, психиатрическую. Борьба с опасными действиями душевнобольных, не будучи частью проблемы преступности, имеет самостоятельное научное и практическое значение.

4. При решении проблем, где объектом исследования является человек и его поступки, особое значение приобретают этические вопросы. В самом деле, постановка вопроса об углубленном изучении биологических особенностей человека, связанная, например, с попыткой возвести их в ранг причин преступности, подчас обосновы-

вастся носящей гуманный характер необходимостью учета особенностей личности преступника. Однако вторжение науки в сферу человеческой личности бывает на деле чревато печальными последствиями.                  ^

Из истории известно, что признание личности «преступной» нередко влекло за собой такие предупредительные меры, как превентивное заключение, стерилизация и т. п. Более того, вполне «логично» возникал вопрос и о физическом уничтожении «преступных личностей». Этические взгляды ученых, стоящих на позициях марксизма, разумеется, несовместимы с таким подходом к человеку, даже совершившему преступление, с принижением интересов и прав личности путем снятия или преуменьшения значения проблем социальной жизни. Не перекладывание ответственности на человека и тем более не вторжение в человеческий организм с целью его «переделки», а совершенствование общественных отношений, улучшение условий социальной жизни наряду с повышением роли и ответственности самого человека, его воспитанием и самовоспитанием вот истинно человечный подход. Выбор средств борьбы с преступностью во многом зависит от этических взглядов на человеческую личность. Понимание моральной стороны проблемы, подлинно научный подход к ней, а не эмоции должны господствовать в оценке всего сложного комплекса вопросов борьбы с преступностью.

5. Философско-методологические концепции, лежащие в основе изучения преступности, определяют и политическое звучание этого вопроса. Поиски преступных качеств в самом человеке нередко приводят к делению людей на представителей «первого» и «второго» сорта, на «элиту» и массу, а в конечном счетек расистским концепциям в обществоведении и евгеническим теориям в генетике и биологии.

В современных условиях евгенические концепции развиваются людьми, далекими от понимания сущности че-

296

ловека, не принимающими во внимание факта существования социальной программы и всего значения генетического потенциала человечества. Между тем очевидно, что практика переделки генов была бы губительной для человечества, ибо современная генетика не может без селекции целенаправленно изменять гены в популяциях. Селекция же для человека невозможна, даже если оставить в стороне этическую ее недопустимость. Гигантский рост численности человечества ставит в этом отношении непреодолимые преграды. В случае же попыток такого рода можно без преувеличения сказать, что на человечество обрушились бы демонические силы науки. Потребовалось бы разрушение семьи, высоких чувств любви, поэтическая сущность бытия человека была бы уничтожена. Человечество превратилось бы в экспериментальное стадо. А что взамен могло бы оно получить? Практически ничего, кроме разрушения его бесценной, уже существующей наследственности, на которой базируется ныне и будет развиваться в будущем гений человека.

Сейчас мы понимаем всю сложность процессов, происходящих в популяциях человека. Опираясь на данные по генетике популяций, можно твердо сказать, что практические рекомендации, направленные на получение повой «породы человека», которые были предложены евгениками прошлого, да и нынешними евгениками, в научном плане являются необоснованными. Кроме того, возникает вопрос: каков идеал человека, который «надо создавать» генетическими методами? И еще: как избежать в такой работе влияния политических вкусов, субъективизма экспертов и неизбежной стандартизации человечества? Ответа на это нет. Очевидно, что предложения евгеников о создании лучшей «породы человека» представляют собой не что иное, как попытку отвлечь современное человечество от насущных задач социального переустройства мира.

297

Современная общая и медицинская генетика человека видит свою задачу в том, чтобы максимально оберегать драгоценную биологическую природу человека. Подобно тому как медицина борется за здоровье существующего человека, так и генетика должна охранять его наследственность, не допускать ее нарушения. Можно обижаться на наследственность за то, что предки передали нам внешний облик, который нам не очень нравится, хотя он совсем не нарушает нашей генетической программы. Но если человек получил нормальную наследственность, то становление и развитие его .личности определяется средой, воспитанием и им самим. Творчеством .пронизана борьба за идеалы социализма и коммунизма. То же относится и к идеалам нашей собственной жизни, к развитию наших физических и духовных способностей, к преодолению антиобщественных взглядов и привычек, правонарушений и преступлений. Перед этим творческим самоусовершенствованием открыто безграничное будущее, оно опирается на неограниченные возможности социальной эволюции человека, на процесс гуманистического совершенствования общественных отношений.




1. Терминологическое различие базовых категорий финансовой науки
2. Иркутский техникум архитектуры и строительства МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И КОНТРОЛЬНЫ
3. Сказка про растительное масло
4. на тему История и проблемы эвтаназии в разных странах Выполнила- Оюн Урана Михайловна Магистрант ІI
5. Расчет редуктора точного прибора
6. общественный договор скорее идеал чем реальная действительность где государства возникали путём насилия
7. Фразеологічні одиниці з компонентом назва тварин
8. А пока ДрЭйг достаёт себе доспехи мы тоже попутешествуем сказал Джейк Кейджу
9. на тему- Расчет системы автоматического поддержания постоянства скорости ДПТ Специальность- 5В071800 ~ Электр
10. ешь ет ем ете ут или ют; во II спряжении- ишь ит им ите т или ят
11. і Яшчэ часцей аддзяленне пласцін выраблялася новым тэхнічным прыёмам з дапамогай моцнага націску на край ву
12. анализ синтез
13. Курсовая работа Буддизм
14. Лабораторная работа ’10 Уравнение регрессии первого порядка Цель работы- решение задач агропромышленног.html
15. Тематичний план самостійної роботи студентів з-п Теми
16. Восточный административный округ Кузьминк
17. Т~зу сызы~ пен жазы~ты~ты~ екі жазы~ты~ты~ ~зара орналасуы Проекциялау жазы~ты~тарына байланысты фи
18. МАКЕДОНСКИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЯЗИ Связи между Россией и Македонией имеют тысячелетнюю историю
19. 11а стандарты жабды~ында к~рсетілген жиіліктер диапазоныны~ ~айсысында ж~мыс істеуге боладыC 515 ~35 ГГц Blue
20. тематического музыкального занятия в средней группе