Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству вышел в отставку увлекся литературой и истор

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2016-03-13

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 16.5.2024

§ 7. Модель ограниченной монархии в учении М.М. Щербатова

Князь М.М. Щербатов (1733-1790) родился в Москве, в детстве получил прекрасное образование и приобрел обширные познания в области философии, истории, литературы, етествознания, медицины, экономических и политических наук, а также овладел несколькими европейскими языками. Службу начал в Санкт-Петербурге в Семеновском полку. При объявлении Петром III в 1762 г. Манифеста «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству» вышел в отставку, увлекся литературой и историей, написал ряд трудов по государс^воведению, законодательству, экономике

178

179

и нравственной философии. В 1762 г. приступил к написанию «Истории российской», работой над которой занимался в течение всей жизни. В 1767 г. Щербатов был избран депутатом от ярославского дворянства в Уложенную Комиссию, перед которой Екатерина II поставила задачу пересмотра действующего законодательства и создание нового свода законов. Для этой комиссии Щербатов составил проект Наказа ярославского дворянства и написал замечания на Большой Наказ Екатерины II.

Наиболее крупными его произведениями на политико-правовые темы были: «О надобности и пользе градских законов» (1759); «Разные рассуждения о правлении» (1760); «Размышления о законодательстве вообще» (1785-1789) и «Путешествие в землю Офирскую шведского дворянина С.», а также «О повреждении нравов» (80-е годы XVIII в.). В последние годы своей жизни М.М. Щербатов пишет политико-публицистические произведения, в которых подвергает резкой критике абсолютную монархию как форму правления, а также деятельность всего екатерининского правительства, отмечая масштабность злоупотреблений, нарушений законов, взяточничество должностных лиц, продажность судей, разбазаривание государственных финансовых и земельных фондов и т. д.

В отличие от Ш. Монтескье, М.М. Щербатов не усматривал никаких положительных изменений в- характеристике абсолютной монархии от присоединения к ней определения «просвещенная». «Я охуляю, писал он, самый состав нашего правительства, называя его совершенно самовластным», а «самовластие не есть род правления, но злоупотребление власти». Такое правление, по мнению Щербатова, направлено к истощению и разорению России и к падению нравственности во всем народе^

Вывод из этого положения он усматривал в необходимости ограничения власти монарха и соблюдения законности во всех сферах государственной деятельности^

В разрешении вопроса о происхождении государства М.М. Щербатов придерживался основных принципов естественно-правовой теории и концепции договорного происхождения государства. В схеме своих рассуждений он

исходил из предполагаемого в догосударственном, естественном состоянии равенства всех людей от природы: все произошли «от единого нашего праотца Адама и потом от Ноя... и потому все суть братья и все равно благородны», но это равенство постепенно разрушалось по причине различия в силах и способностях людей, ибо, наделяя людей различными дарованиями и умом, природа сама предусмотрела возможность неравенства. Анализ исторического опыта человечества приводит Щербатова к мысли о том, что «равенство состояний было возможно только в диком образе», постепенно оно стало разрушаться и не только благодаря различиям в способностях, но даже и в связи с возрастным состоянием, ибо природой самой задумана существенная разница и в жизни разновозрастных групп. Возникшее неравенство вполне закономерно стало закрепляться в потомствах.

Происхождение собственности, а затем и «потомственного благородства» Щербатов, подобно Дж. Локку да и многим другим западноевропейским мыслителям XVII-XVIII вв., ставит в зависимость от личных качеств человека. Впоследствии именно благодаря таким качествам, как ум, доблесть, добродетель, сила, трудолюбие, некоторые люди заслужили любовь и уважение окружающих, в результате они были «почтены» и избраны в начальники, а их дети стали получать хорошее воспитание и образование и с детства приучались «владычествовать и управлять равными ce6e»i.

Договор об образовании государства люди заключили в целях обеспечения безопасности, и при его заключении они «уступили часть своей свободы и своих выгод», притом меньшую, иначе они могли бы быть ввергнуты в еще более худшее состояние^ Из этих положений вполне возможно сделать заключение, что М.М. Щербатов был сторонником сохранения за народом своего суверенитета, причем в значительной его части. Впоследствии он часто подчеркивал эту мысль, утверждая, что было бы неестественно думать, что «человеческие естества одаренные естественной свободой хотели бы без нужды и непредвиденной себе пользы свободу свою уступить»^

См.: Щербатов М.М. Сочинения. Т. 1. - М., 1896. - С. 383; Т. 11.-М., 1898.-С. 249,226.

В истории политико-правовой мысли достаточно очевидно прослеживается закономерность, заключающаяся в том, что тиранические политические режимы, как правило, вызывают возмущение прогрессивно мыслящей части общества, выливающиеся в разнообразных формах сопротивления насилию, и в том числе предложении проектов, ограничивающих произвол властителей.

Щербатов М.М. Соч. Т. 1. - СПб., 1896. - С. 221-223. Щербатов М.М. Там же. Т. 1.-С. 421. Преддоговорное состояние у Щербатова весьма напоминает Гоббсову «войну всех против всех». Щербатов характеризует его как «общее беспокойство и нашествия, угрожающие всем... обиды, наглости и ослабление общества» (см.: Щербатов М.М. Неизданные сочинения. - М., 1935. - С. 139-140). Щербатов М.М. Неизданные соч. -С. 140. В этом вопросе, напротив, взгляды Щербатова прямо противоположны суждениям Гоббса, у которого заключение общественного договора сопровождается полной потерей одной из сторон (народом) своего суверенитета.

При анализе форм организации гэсударственной власти Щербатов выделяет четыре варианта: монархию, аристократию, демократию и деспотию. Однако он полагал, что в «чистом виде» ни одна из них никогда не существовала, «ибо монарх не может править без вельмож, вельможи не могут без народа... а народ не может без начальников сам себя управлять».

Форму правления и законы государства Щербатов ставил в зависимость от климата страны, размера ее территории, плодородия почв и численности народонаселения. При анализе современных форм правления западноевропейских государств наиболее привлекательной из них ему представлялась английская конституционная монархия, в качестве достоинств которой он отмечал разделение властей и определение их компетенции законами.

Многократно Щербатов критикует деспотическое правление, которое всегда возникает при наличии сосредоточения абсолютных полномочий у главы государства. В числе основных отрицательных характеристик такой формы организации верховной власти мыслитель называет беззаконие и своеволие правителей и как следствие этого формирование продажного и своекорыстного аппарата управления. Самовластие тирания «есть мучительство, в котором нет иных законов и иных правил, окромя безумных своенравий деспо-та»1. В самовластии нет законов, а если и есть, то они никого не способны защитить; кроме того, такая форма власти порождает нравственные пороки: льстивость вельмож, продажность чиновников, развращенность народа и расстройство всех видов управления страной. На примере анализа царствования Ивана IV Щербатов, почти дословно следуя за Иваном Тимофеевым, приходит к выводу, что результатом тирании является общее падение нравов, выразившееся «в уподлении людей, вкоренении робости, раболепства и страха... Бодрость духа, любовь к отечеству и верность государю мечем и казнями были стремлены, а занимал их место страх и трепет... подданные в робости пребывая, ни верности, ни усердия... не имели. Войска ослабели, лишаясь лучших своих начальников». Самовластие, по мнению Щербатова, «разрушает силу государства в самом ее начале».

Республиканское правление также не вызывает симпатий мыслителя, поскольку, по его представлениям, оно всегда чревато возможностью бунтов и мятежей, т.к. наличие партийных споров возбуждает народ, а на выборах лукавство и

пронырство отдельных лидеров вообще не имеет пределов и преград. Щербатов считает, что Сулла, Цезарь и Август сумели узурпировать власть именно благодаря республиканскому правлению в Риме, предоставившему им возможность постоянно разжигать народные страсти, вызывать волнения и в этих ситуациях утверждать свои кандидатуры, при этом их личные заслуги не играли заметной роли. К тому же в республиках все стремятся достичь «равенства состояний», а сама «химера равенства» способна разрушить любое государство. Щербатов рассмотрел античные (Греция, Рим) и современные (Нидерланды) республики и пришел к выводу, что результатом такой формы правления обычно являются «несогласия в народе, наступления на законную власть... возмущения во градах, потеря полезных поселений и стыдное покорство чужим державам» вот плоды «порочного их установления и необуздания народной власти».

Однако нельзя не отметить, что в более поздних своих публицистических произведениях Щербатов находил все-таки достоинства и в республиканской форме правления: развитие торговли (для которой предпочтительна вольность); подъем патриотических чувств («никакое другое правление не подает столь великого числа знатных примеров любви к отечеству»); обеспечение законности, ибо в республиках все люди повинуются не множеству различных правителей, «но единому закону». Эти достоинства Щербатов ставил в прямую зависимость от учреждения определенной «равности между гражданами», в результате которой все они «почитают себя единым народом»^

Обращаясь к монархии, Щербатов, подобно Монтескье, полагал, что здесь следует различать два варианта: монархия ограниченная, законная соответственно английскому образцу, и монархия абсолютная, равнозначная деспотии, наличие которой он усматривал в России, особенно в правление Ивана IV, Петра 1 и Екатерины II.

Наилучшей формой правления Щербатов считает ограниченную конституцией монархию, причем он не делает различия между наследственной и выборной ее организациями. Конституционная монархия должна иметь свои основные законы и «хрнаить жизнь, честь, имение и спокойствие своих граждан» исключительно по законам. Для России такая форма, по мнению Щербатова, традиционна, т.к. русские Великие князья никогда не были «самовластниками», они всегда

1 Щербатов М.М. Соч. Т. 1.-С. 343. 182

Щербатов ММ. История российская в семи томах. - СПб., 1770. Т. V. Ч. 2.-С. 287-289; Т. V. 4.3.-С. 45; Т. 1.-С. 386, 350.

183

правили, опираясь на Совет, в состав которого входили «лутчие мужи» дружины, бояре, старцы градские и духовенство. Благодаря такому устройству верховной власти она всегда обладала большим политическим весом^.

Щербатов полагал, что монарх неправомочен объявлять войну, заключать мир, устанавливать налоги, издавать законы «без согласия народа». Трудно согласиться с распространенным мнением о том, что Щербатов М.М. имел в виду лишь организацию сословного корпуса дворянства^. В своей идеальной модели, описанной в' «Путешествии в землю Офир-скую шведского дворянина С.», он перечисляет сословный состав «Высшего правительства», в рядах представителей которого он желал бы видеть дворянских, купеческих и мещанских депутатов. Таким образом, следует признать, что депутатский корпус у него значительно расширен по сравнению с предшествующими проектами ограничения верховной власти.

Представительный орган, моделируемый Щербатовым, -Высшее правительство состоит из пяти департаментов (уголовных дел, государственных доходов, торговли, морских и сухопутных войск и чужестранных дел), все вопросы в которых решаются коллегиально. В Высшем правительстве сосредоточена законодательная и судебная власть. Судьи выборны и суд состоит из шести судей и председателя, избираемого составом суда сроком на один год. Таким образом, у Щербатова речь идет о судебном органе, сформированном на выборных началах и работающем профессионально, но тем не менее не выделенном по своему статусу из состава высшего законодательного органа страны.

Местная власть представлена выборными органами дворянского и купеческого самоуправления с довольно широкими полномочиями.

Монарх возглавляет исполнительную власть и руководит управлением страной в законных пределах. За нарушение законов монархом предусматриваются тяжкие последствия вплоть до заключения его в темницу. Посмертно, приблизительно через тридцать лет, всенародно обсуждается деятельность каждого монарха и в соответствии с вынесенной оценкой решается вопрос об отношении к его памяти (посмертная честь, памятники или, напротив, осуждение).

1 Щербатов М.М. Соч. Т. 1. - С. 387, 191-192.

"• См.: Федосов И.А. Из истории русской общественной мысли. М.М. Щербатов. - М„ 1967. - С. 207.

184

Таким образом, монарх в проектах Щербатова представлен как высший чиновник государства: он лишен почестей, особых торжественных одеяний и церемоний, его украшают только добродетели.

Особое внимание в своих проектах Щербатов уделил законодательной деятельности. Составление законов, по его планам, поручается особой комиссии, состоящей из компетентных людей, и результаты их работы систематически обнародуются. Как и многие русские мыслители, Щербатов усматривал необходимость в составлении «Книги законов», которая, по его мысли, должна была дважды проходить всенародное (а не сословное!) обсуждение: в первоначальном и усовершенствованном вариантах, для того чтобы «каждый гражданин не лишен был драгоценного дара спомоществовать своими советами к тому законодательству, под коим он и чады его жить должны», причем за активное участие в этом важнейшем мероприятии граждан следует вознаграждать, особенно тех, которые принесли пользу своими советами.

Законы должны быть известны народу, для чего их необходимо изучать во всех учебных заведениях. Соблюдения законности Щербатов требовал в равной мере как от монарха, так и от его подданных. «Царь должен первый законам страны повиноваться, ибо по законам он и царь, разрушая их, он разрушает и подчинение себе подданных'.

Классификация законов дана у Щербатова в духе традиций естественно-правовой школы. Все законы он делит на Божественные, естественные и положительные, твердо полагая, что последние должны соответствовать первым. Так, он осуждал гражданский закон (положительный), -предписывающий нарушать тайну исповеди священнослужителям (доносы священников властям), усматривая в его содержании нарушение Божественного закона. В качестве примера несоблюдения естественного закона он приводил случаи торговли крепостными людьми (прикрытой видимостью законности совершения сделок) и требовал строжайшего ее запрета.

Касаясь вопросов организации судопроизводства, Щербатов высказал ряд прогрессивных идей, активно обсуждавшихся его западноевропейскими современниками: открытость и гласность процесса, участие защитников. Щербатов возражал против толкования смысла закона судьями и требовал точного соблюдения законодательства в процессе судебного исследования дел. Обжалование судебных приговоров и

Щербатов М.М. Соч. Т. 1.-С. 370, 371. 185

решений он советовал ввести в законные рамки, точно определив возможные сроки принесения жалоб.

Обращаясь к процессуальныы нормам, Щербатов настаивал на том, чтобы и в России никто, «даже самый подлейший злодей», без суда не наказывался и чтобы каждый гражданин мог быть арестован только с разрешения соответствующих органов и в предусмотренном законом порядке; требовал он и соблюдения презумпции невиновности. Что же касается уголовного права, то и здесь он придерживался прогрессивных для его времени принципов, настаивая на соответствии тяжести преступления тяжести наказания. Щербатов вообще осуждал жестокие санкции, требуя их смягчения, а применение смертной казни считал возможным в редких случаях по тяжким преступлениям, и в основном свяяанным с убийством и совершением повторных грабежей.

Социальные взгляды Щербатова достаточно противоречивы. Он активно критиковал петровскую Табель о рангах как закон, ущемлявший привилегии дворян, был недоволен екатерининской «Грамотой" на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства» за недостаточную, по его мнению, степень правовой и социальной защиты дворянства.

В сословном устройстве общества Щербатов усматривал прочность государства, полагая, что «смешение состояний» приводит к «умствованию равенства, до крайности доведенного», и в конечном итоге к гибели государства. Каждому сословию следует определить его правовой и социальный статус, а также подобающий ему круг занятий. Дворянам ' правосудие, земледелие и военная служба; купечеству торговля и промыслы. Пожалование купцам дворянского звания он считал недопустимым: «Дед воровал, сын грабил, внук разбойничал, достоин ли он потомственного награждения?» Тем не менее каждое сословие должно иметь свой голос в решении важных государственных дел, поэтому в Высшем правительстве Офирского государства заседают и дворяне и купцы и мещане (о крестьянах упоминания отсутствуют).

Много споров в историографии вызывают суждения Щербатова по крестьянскому вопросу. Он вполне осознавал его полную экономическую несостоятельность и бесперспективность, а также жестокость, нарушающую все нравственные нормы. Более того, Щербатов полагал, что земледеление является важнейшим родом деятельности, и исходя из этих представлении он делил всех людей на производителей и потребителей. В России, по его мнению, наступило оскудение земледелия, которое «совершенно пало». Не скрылось от

него и положение крестьян (производителей), т.к. он видел, что крестьяне «питаются мякинныы хлебом, живя скорее как животные, а не как люди», а между тем именно земля должна бы стать источником благоденствия народа, а потому земледелие должно всячески поощряться и «обороняться» правительством. В связи с этими рассуждениями он многократно обращает внимание на непроизводительность подневольного труда, противопоставляя ему результаты свободного хозяйствования на собственной земле. «Если бы дать свободу крестьянам в России, сие оживило бы их промысел, и не прикрепленный к земле, не находящийся более в рабстве, каждый из них потщился достигнуть возможного благоденствия, а из сочетания частных благополучий проистечет и всеобщее блаженное состояние»^ Анализ крепостного права и его результаты убедительны в своей отрицательной характерити-ке, но выводы не содержат требования его отмены. У Щербатова много интересных проектов: улучшение земледелия, повышение агротехники, создание Государственной коллегии земледелия, рациональное распределение земель, переселений крестьян из густонаселенных губерний в малонаселенные, создание образцовых опытных хозяйств, садов и огородов, возрождение коневодства, «разведение разной скотины», широкое распространение опыта все это с целью поднять «упадающее земледелие».

В дальнейшем возможно и освобождение крестьян, но в современное ему время он считал эту акцию преждевременной, ибо крестьяне непросвещенны и нравственно не подготовлены к свободной жизни, вследствие чего при внезапном и резком их освобождении они могут «впасть в обленчивость», перестать заниматься земледелием, оставить неплодородные земли и направиться к плодородным с благоприятным климатом, в результате центр империи может оскудеть и запустеть и стране будет грозить разорение.

Таким образом, не отрицая в принципе необходимость освобождения крестьян, Щербатов призывает к осторожности, связывая дальнейшие прогрессивные преобразования с развитием просвещения, науки, нравственным воспитанием всего народа. Средства для ближайших преобразований в сельском хозяйстве Щербатов изыскивал в возможности сокращения расходов на содержание армии. Задолго до А.А. Аракчеева он вносил предложения об устройстве военных поселений, подробно разработав эту идею и представив на Высочайшее имя «Мнение о военных поселениях». В организации подобных поселений он усматривал экономию средств, создание хоро-

Щербатов ММ. Неизданные сочинения. - С. 7.

187

шо обученной армии, повышение

благосостояния

(в связи с уменьшением численности) и ослабление бремени рекрутчины.

Все перемены, о которых мечтал и писал Щербатов, предполагалось достигать исключительно постепенно, эволюционным путем, в основном пользуясь такими рычагами, как введение «хороших законов» и просвещение народа.




1. RmKnot Руководитель - Вернеева Александра Владимировна т
2. Тема 1Наука в культуре современной цивилизации1
3. Криптография
4. Кримінологія
5. І Кафедра Механізація тваринництваrdquo; ОБЛАДНАННЯ ДЛЯ СТВОР
6. а 5300-5400 4 200р
7. У другій половині XIX на початку XX ст
8. Мысли не понравятся никому значит они несомненно плохи; но в моих глазах они будут достойны презрения есл
9. Курсовая работа- Разработка программных продуктов
10. Практика ~ шаг к работодателю 1
11. Схемотехника ЭВМ МИРЭА 2014г
12.  Инвестиции и их место в экономической системе
13. Гранаты
14. Задание 1 Кому из мыслителей Нового времени принадлежат следующих два противоположных по смыслу высказывани
15. тематика МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА И ЭКОНОМЕТРИКА методические указания к вып
16. Я любым способом даже искажая информацию
17. Планирование маркетинговой деятельности компании ООО
18. . Административным правонарушением признается противоправное виновное действие бездействие физическог
19. Реферат- Принципы создания культурных ландшафтов и их рациональное использовани
20. Вариант 1 вопрос 3