Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Молдавский национальный костюм

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 28.11.2024

 /

Молдавский национальный костюм

ТРАДИЦИОННЫЙ ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ

А) ЖЕНСКИЕ РУБАХИ

Молдавский национальный костюмэто разнообразие красок. При нашей роскошной и яркой погоде, просто невозможно создать что-то блёклое и незапоминающееся. Самыми любимыми цветами всегда считались: красный, зеленый, синий, белый и немного коричневый. Ткань могла быть также разнообразной. Это могла быть шерсть в холодное время года, а могло быть льняное или конопляное полотно. Бедные семьи использовали полотно из конопли (оно грубее). Лён и хлопоксемьи богатые. Из шелка делали полотенца с бахромой, женщины ими повязывали голову на праздники. Вся одежда была вышита национальным узором. В прошлом в Молдавии не было ни одного села, в котором бы женщины не украшали вышивкой домотканую одежду, скатерти, полотенца, занавеси, наволочки. Особенно украшали вышивкой одежду (обычно праздничную). Национальная женская одежда более красочна, чем мужская. В Молдавии много деревень, городов и у каждой местности свои обычаи и свои костюмы. Различаются цветовая гамма, покрой, отделка и многое другое. Основной частью молдавского женского костюма была рубаха, которая была двух видов покроя: туникообразная с цельнокроеным рукавом и с плечевыми вставками на кокетке. Рубаха состояла из двух частей: верхней и нижней. Верхняя частьstan, была похожа на кофточку. Всегда была открытой, шилась всегда из легкого полотна и украшалась вышивкой. Нижняя часть рубахиpoale, всегда покрывалась юбкой и для неё использовали ткань, по проще. Но могли надеватьfată, из-под которой видна нижняя часть рубахи. Тогда рубаху шили из самого лучшего полотна и украшали вышивкой или узором мережки.уникообразная рубаха самый распространенный вид одежды в деревнях. Она дожила и до наших дней. В основном она распространена на севере Молдовы и в селах Буковины. Такие рубахи шили из льняного, конопляного или хлопчатобумажного полотна. Для праздничной рубахи использовали полотно из шелка-сырцаboranjic. Вырезной ворот мог быть круглой или квадратной формы, позднее появился невысокий стоячий или отложной. Туникообразную рубаху украшали вышивкой, на груди три-четыре вертикальные полосы. Орнамент всегда яркий, красочный для праздничных рубах. Для повседневных более сдержанных тонов. Характер орнамента зависел от расположения районов и от местных традиций. К примеру, в праздничных рубахах на севере республики (Бричанский, Единецкий районы) вышивка распологалась по всей части рубахи до пояса, включая рукава. Орнамент рубах модернизировался и появился растительный мотивизображение листьев, винограда и цветов. Он располагался в основном в виде квадрата или прямоугольника на плечах поперёк рукава. Эта вставка называется-altiă, а рубаха с таким рукавом-cămeă cu altiă. 

В селах левобережного Приднестровья (Рыбницкий, Каменский районы) были распространены рубахи с цельнокроеным рукавом, украшенные орнаментом в виде розеток на плечах и рукавах. Это один из вариантов орнаментаaltiărîuri. Особенность этих рубах, стоячий или отложной воротник и собранный у кисти широкий рукав с расширяющейся манжетой. Эти рубахи называют “cămeă cu mincet. 

Б) РАЗНОВИДНОСТИ ЮБОК

Комплект национальной одежды состоял из рубахи и юбки, к которым иногда добавлялся передник.

Самый распространённый вид юбки – “catrină. Эта юбка представляет собой цельный несшитый кусок ткани, который надевают, оборачивая вокруг бёдер так, чтобы одна пола находила на другую. Надевали её и другим способомзакладывая одну полу за пояс (без особой разницы, какую сторону, за какую закладывать), но во многих сёлах носили с обоими опущенными полами. Длина юбкисatriăсоставляет в длину  40см при высоте 0,80м. В верхней части юбка крепилась поясом. 

Юбку ткали на горизонтальном ткацком станке из шерсти лучшего качестваperi-or de lînă. Распространённая расцветка юбки для будних дней, представляла собой, чёрную или тёмно-коричневую юбку с несколькими вертикальными, красными полосами. Очень редко можно было встретить с горизонтальными полосами.Catrină могут быть двух разновидностей. В первом случае юбка делится на две части верхняя и нижняя. Верхняя часть больше нижней и окрашена в чёрный или тёмно-синий цвет, нижняяв красный или светло-синий. Во второмлевый и правый бок юбки покрыт вертикальным орнаментом, а средний свободен от узоров. Этот тип характерен для жителей северных районов Молдовы. Праздничныеcatrințăимели ярко выраженный рисунок крупные цветы или розы, вышитые красными, жёлтыми или синими нитями. Иногда юбка могла быть украшена бисером или золотыми и серебряными нитями. В молдавских сёлах на севере и на юге Бессарабии, носили только юбкиfotă. Она состояла из двух шерстяных фартуков, но она не получила широкого распространения. Такие юбки в Закарпатье, а также в молдавских сёлах Буковины, носила названиеzadie. Еще один тип юбкиfustă. Она обычно состояла из нескольких полотнищ или из двух полотнищ с добавленными клиньями. На подол такой юбки часто нашивали цветные лентыкрасные, синие или зеленые. В конце XIX века появился обычай надевать поверх юбки полотняный передник, который завязывался на поясе и назывался – “pestelcă. Передник и головной убор показывали статус женщины. Женщина начинала носить передник только после свадьбы, что показывало её переход в категорию замужних женщин. В древности передник носили как самостоятельную поясную одежду, его надевали поверх рубахи. 


В
) РАЗНОВИДНОСТИ ЖЕНСКОЙ НАПЛЕЧНОЙ ОДЕЖДЫ

В теплое время года надевали жилеты, а зимойдлинные шерстяные безрукавки, подшитые мехомminteana, или короткое полупальтоscurteică, sucmănel. А так же носили овчинные безрукавки и тулупы, пальто. Жилеты шили из плотной шерстяной ткани темного цвета или вязали из шерсти. Меховые безрукавкиbonda, bondiă, peptarотличались по типу кроя: с разрезом посередине и с застежками; с короткими полами без застежек; с разрезом на боку и застежками. Самой распространенной была безрукавка с разрезом посередине и с застежкой. Жилеты и безрукавки богато украшались орнаментом. Зимние шерстяные ковты украшались кружевами, лентами, а шерстяные безрукавкиорнаментом из тонкого шнурка. В северных районах распространены безрукавки из белой шерстиcăptăru. Они украшались в сочетании черного декоративного шнурка и белого поля безрукавки. Шнурок, пришитый к безрукавке, образует зигзагообразные линии вдоль бортов, ворота и вырезов на плечах.

Особенно богато расшивались женские безрукавки из кожи. Белое поле овчинной кожи вышивали цветными нитками мулине, бисером или украшали аппликациями из кусков кожи. Наиболее яркие безрукавки шили в северных районах Молдавии и в молдавских селах Черновицкой области. Для орнамента здесь использовали разноцветный бисер, красные и черные шерстяные нитки. Очень редко можно было встретить куртку с рукавамиanterie. По типу она похожа на болгарскую куртку, которая была широко распространена. Верхняя зимняя женская одежда мало отличается по покрою от мужской. Женщины носили длинную плечевую одежду из домотканого сукнаsuman, а также полушубкиcojocel. Еще были распространены такие виды женской верхней одежды как jubea, zăbun, burnuz, polîc.Каждый вид имел свои особенности, но по покрою они напоминалиsuman


Г
) ТРАДИЦИОННЫЕ ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ И ОБУВЬ

В прошлом существовало много разновидностей головных уборов, которыми женщины отличались от девушек. Девушки до замужества ходили с не покрытой головой, с распущенными волосами, а их голову покрывал венок из цветов или заплетали волосы в две косы. Во время свадьбы с невесты снимали свадебное покрывало и надевали женский головной убор. Это означало, что девушка перешла в категорию замужних женщин. 

Традиционными считались головные уборы полотенчатообразного типа:cîrpă – будничный иneframă” – праздничный. 

Cîrpă- сложный головной убор, напоминающий русскую рогатую кику. Основу составлял деревянный обод, передние концы которого срезаны и образуют рога. Обод укрепляли на голове при помощи платка и покрывали сверху полотенчатообразным убором, концы которого могли спускаться под подбородок или на плечи женщины.

Праздничный головной убор,neframă, илиmaramă, представлял собой платок, по форме напоминающий длинное полотенце. По форме и способу носки близок к древнерусским головным уборам. По древнерусскому обычаю сверх кики, а также повойника и зимней шапки надевали платок, сложенный в виде треугольникаубрус, или наметка.

Он складывался под подбородком так, что два его конца, часто украшенных вышивкой, спадали на грудь. Зимним головным убором (особенно среди высших слоев населения) были шапки типа мужских, с матерчатым верхом и меховой опушкой, а также плоские моховые шапки с наушниками – “каптуры. С зимними головными уборами убрус могли носить и по-другомунадевать под шапку.

Дляneframă, ткань изготавливали легкую, часто прозрачную, шириной полметра и длиной до двух метров, изготовляли на небольшом ткацком станке. Полотно ткали из хлопчатобумажной или шелковой пряжи. Для праздничных видов употребляли золотые и серебряные нити. Мотивы могли быть разнымиэто либо геометрические полосы, либо гирлянды цветов. Орнамент мог располагаться не только по краям, но и по всему полю покрывала. Повязывали по разному, либо ткань покрывала голову, а концы были опущены на спину. Либо один конец опущен на грудь, а другой переброшен на спинутак носили в северных районах. Иногда завязывали под подбородком узлом и оба конца опускались на грудь. 

Со временем полотенчатые платки вышли из моды и их заменили головные платки. В конце XIX века было несколько способов завязывания платка: în pălărie платок покрывал только верхнюю часть головы; după capузел находился на затылке; sub barbăконцы завязывали под подбородком. Различными были и названия головного платка:broboadă, testemel” – на севере Молдавии; “batic, batistă cornior, alincă” – в центре; “legătoare, băsma, bariz, colar” – на юге. Летом носили в основном белые или светлые платки. Зимние были более плотные, чаще шерстяные. Пожилые женщины в основном носили темные расцветки.

Женской обувью с древних времен былиopinci” – обувь из сыромятной кожи, стянутой по верхнему краю. Летом крестьянки ходили босиком. В холодное время года зажиточные крестьянки надевали сапоги, кожаные ботинки. Туфли всегда шились на заказ, носились только по праздникам и передавались из поколения в поколение. Пожилым людям шили из валяной шерсти или вязали тапочкиtotoci, cupici, tîrîiți. 


ТРАДИЦИОННЫЙ МУЖСКОЙ КОСТЮМ

А) МУЖСКИЕ РУБАХИ

Мужская одежда, в отличие от женской, была менее разнообразной и красочной. Это была рубаха из хлопкового или льняного домотканого полотна. Её носили на выпуск, поверх штанов, и повязывали одним или несколькими поясамиодин поверх другого. Мужские рубахи были различных типов: туникообразные; с плечевыми вставками; на кокетке или с юбкой. Туникообразный покрой рубахи (косоворотка) - самый древний. Доставшаяся нам, от русских и украинских поселений проживающих на территории Молдовы. В настоящее время такую рубаху можно встретить только в некоторых селах севера Молдовы, где их название, указывает на их древность, -cămeă bătrînească. В селах некоторых районов (Дондюшанского, Вулканештского, Оргеевского, Рыбницкого) носили косоворотку с разрезом на груди с левой стороны. Такую рубаху, не носили навыпуск, а заправляли в штаны. Покрой рубахи был одинаковк центральному полотнищу пришивали боковые прямоугольные вставки. Рукав прямого покроя сочетался с ромбовидной ластовицейpavă. Ворот, вырезной круглой формы. Позднее появился невысокий стоячий воротник. Длина рубахи и ширина рукавовразличались от местных традиций. В некоторых селах распространены были длиннополые широкорукавные рубахи, характерные для жителей горных районов. Для жителей равниныкороткие рубахи с узкими рукавами. Рубаха с плечевыми вставками, пришитыми по утку, распространена в молдавских селах южного Припрутья и в некоторых центральных и северных районах. Вставки имели два названия:platcă” – в Леовском и Резинском районах иpetic” – В Рышканском, Вулканештском и Оргеевском районах.

Рубаха на кокеткеэто распространенный городской покрой, попав в село, прижился там и приобрел характер народной рубахи. В конце XIXначале XX векаэто был самый распространенный покрой мужской рубахи в Молдавии. К кокетке пришивали в сборку переднее и заднее полотнища и рукава. Туникообразного покроя рубаха с юбкой,cămeșă cu fustă, состоящая из короткой до пояса рубахи и юбки до колен, которую носили на резинке. Место соединения рубахи и юбки, перехватывали двумя поясами.

Все рубахи украшались орнаментом или мережкой. Но особо богато украшалиськосоворотки. Вышитую одежду носили в основном молодые мужчины. Богато вышивали праздничные и свадебные рубахи. Ткань для них изготавливали техникой саржевого мелкоузорного переплетения. Манжеты украшали тканным орнаментом, а иногда мережкой либо кружевами. Чаще всего делали вышивку на груди (прямоугольный участок) и вдоль разреза. Часто украшали вышивкой манжеты, ворот, полы рубахи. Реже - участки на плечах. Ворот у рубах, во многих случаях, оставался неизменнымэто круглый вырезной ворот с прямым разрезом. Позже появлялись разновидности, но наиболее распространенным, был невысокий стоячий воротник с прямым разрезом, скрепляющийся завязками или застегивавшийся на пуговицы. Поле воротника, также украшали орнаментом, но редко.

Б) РАЗНОВИДНОСТИ МУЖСКИХ ШТАНОВ

Мужские штаны имели несколько вариантов покроя. Они различались местными традициями и местностью. Различались по покрою и качеству материала. Штаны были разных типов: холщовыеizmene”; шерстяныеiari”; зимние шерстяные штаныbernevici, nădraji, cioareciи зимние из овечьих шкурmeini. 

Самыми распространенными штанами былиizmene” – они изготавливались из льняной, конопляной или хлопчатобумажной ткани. Izmene служили повседневной рабочей одеждой, которую носили летом. Но в некоторых селах носили и как праздничную одежду. (рис а.б). В селах Вулканештского района изготавливали свадебныеizmeneиз тонкого хлопчатобумажного полотна и 

украшали вышивкой с орнаментом. Со временем,izmeneстали носить как нательное бельё и надевали поверх них брюки.

Мужскими брюками распространенными в северных районах республики, былиiari” – узкие и длинные белые штаны из домотканой шерстяной материи. Характерной особенностью этих брюк была их длина: она могла быть равной полному человеческому росту. На ноге собирались складками. Такая одежда характерна для горных районов, их носили пастухи - моканы, перегонявшие стада овец. Иizmeneиiari имели крой с трапециевидной вставкой в шагу. Распространены они были только на севере Молдавии. По качеству материала и по покрою существовало несколько типов штанов. Один из нихштаны из толстой шерстяной ткани темного цвета, сшитые без соединительной вставки или с небольшой ромбовидной вставкойbernevici. Этот тип брюкславянского происхождения и был распространен у всех славянских народов Балканского полуострова. 

Другой типзимние шерстяные щтаны из белой или серой плотной ткани с двумя соединительными вставками – “cioareci, nădraji. Штаны этого покроя иногда украшали спереди у пояса несложным орнаментом из аппликаций. Зимней одеждой для пастухов былиmeini” – штаны из овечьих шкур, сшитых мехом внутрь.

В) РАЗНОВИДНОСТИ МУЖСКОЙ НАПЛЕЧНОЙ ОДЕЖДЫ

В мужском костюме много видов наплечной распашной одежды, которую носили поверх рубах. В теплое время года надевали жилеты, их покрой был аналогичен женской одежде. Мужские овчинные безрукавки украшались так же, как и женские, но орнамент был более скромным и делался из кожаных аппликаций. В холодное время года мужчины носили длинную плечевую одежду из домотканого сукна – “suman. Ткань, называлась так же как и одежда, могла быть крашеной или некрашеной и, в зависимости от этого, - белого или серого или коричневого цветов.Sumanне имел воротника, его кроили с круглым вырезным воротом и носили с поясом. Позже,sumanстали шить со стоячим и отложным воротниками, пуговицами и завязками, коротким или длинным. Украшали орнаментом, аппликациями из черного шнура. Иногда к воротнику пришивали капюшонglugă, которым, покрывали голову в дождливую погоду, тогдаsumanназывался -manta cu glugă. Богатые крестьяне носили зимой шубыcontăi, покрытые тонким сукном. Еще более богатой одеждой считалиcojoc” – тулуп из овечьих шкур, сшитых мехом внутрь, свободным покроем.

Г) ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ

Зимним головным убором была островерхая барашковая шапкаcușmă. Летом носили войлочную или соломенную шляпу. Мужчины, согласно обычаю, не должны были выходить из дому без головного убора. Молодые парни украшали праздничные шляпы лентами, цветами или павлиньим пером.

Д) ТРАДИЦИОННАЯ МОЛДАВСКАЯ ОБУВЬ

Древнее изготовление обуви в Молдавии было обычным процессом. Традиционной молдавской обувью были – “opinci. Сначала разделывали щкуры и шерсть животных, и из них шили вручную обувь. Самодельная кожаная обувь, по форме напоминающая болгарскиеопанки, или украинскиепостолы. Их изготовляли из свиной или коровьей кожи. Бедные крестьяне плелиopinciиз камыша или из липовой коры. По форме их можно разделить на два типа. На севере носилиopinciс носком, в остальных районах, носили их без носка, равномерно стянутые складками спереди. До кожаной обуви люди обувались в обувь, сделанную из растений. Сначала готовили связки, которые потом присоединяли друг к другу с помощью веревок и получалась целая соломенная плоскость. Ее можно было согнуть и обвязать веревками. Получалось что-то вроде русского лаптя.


РАЗНОВИДНОСТИ ПОЯСОВ

молдавский национальный костюм

Обязательной частью молдавского костюма был поясдревний элемент одежды. Археологические находки говорят, что на территории Молдавии уже в V веке в быту применяли кожаные пояса с металлическими накладками. В древности у молдован существовали верования в чудодейственную силу, которую придает пояс. Пояс, над которым был прочитан заговор, надевали для излечения больному или жениху на свадьбу – “на счастье. В некоторых селах был обычай, по которому весной перед посевом крестьяне, выйдя в поле, подбрасывали вверх красные пояса с пожеланиями, чтобы так жевысоко росла пшеница.

По форме пояса были различны. Наибольшее распространение имел пояс тканый шерстяной. Женщины помимо шерстяных носили шелковые разноцветные пояса. Пояс в прошлом служил как бы возрастным показателем, его надевали только взрослые женщины. Так , в преднестровских селах Севериновка, Подойма девушки носили широкие цветные пояса, сшитые из покупного сатинаbrîu mare. Ширина пояса доходила до 15-18см. Поверх пояса повязывали несколько синих лент. В селах Слободзейского района, в послевоенные годы девушки на выданье подпоясывались косынкой, повязывая углом вниз. Замужние женщины, носили узкие, шерстяные пояса “brîu de lînă, вытканые на станке. Женские пояса были уже мужских. Пояс шириной 10-12см. называлсяcingă. Были и еще тоньше пояса называлисьfrîngii, которыми, подвязывали юбки.

У мужчин в прошлом были распространены шерстяные пояса. Поверх шерстяного надевали узкий кожаный пояс с медными блёстками. Пастухи носили широкие, до 30см., кожаные поясаcimir. Такие пояса, были украшены блёстками и внутри имели карман для денег, снаружи к ним подвешивали различные предметытрубку либо нож. На севере Молдавии богатые крестьяне заказывали широкие пояса у мастеров-шорников. Бедняки подпоясывались веревками.

Длина доходила до двух метров, а ширина до двадцать пяти см. Для измерения ширины пояса пользовались меройpalmă, равной 28см. Еще шире поса измерялись другой меройpalmă domnească, длина которой равна 29см. Мужские пояса чаще делали одноцветнымикрасными, синими, зелеными либо белыми. Иногда в расцветке появлялись горизонтальные полосы другого цвета. В северных районах можно было увидеть пояса с крупным рисунком, изображающим листья и цветы, а также ветви дерева с крупными листьями. Эти пояса были только женскими и вышивались разноцветными шерстяными нитками.

В Российском Этнографическом музее в Санкт-Петербурге есть большая коллекция тканых поясов. В основном это пояса, изготовленные в XIX и XX вв. Мужской тканый пояс красного цвета сохранился до наших дней, в отличие от всех остальных деталей одежды. 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Народный костюм, его разнообразный колорит и многообразие вышивки и сейчас заставляют нас восхищаться. Они заражают нас оптимизмом, дают настроение праздничности и веселья. Народные мастера до сих пор превращают старинные вещи в произведения искусства. При этом без малейшего труда добиваются разнообразия. Коллекции молдавского народного костюма, хранящиеся, в фондах музеев открывают перед нами прекрасное народное искусство, и оставляют свидетельства богатой фантазии молдавских людей, их тонкого вкуса, изобретательности и высокого мастерства. Молдавская страна располагает огромным богатством традиций в области национального народного искусства, многообразие форм, красочность элементов костюма, изящество и неповторимость костюма, особенности вышивки. Сейчас народный костюм не пользуется у народа большим спросом, но он нужен нам для проведения различных народных праздников, на народных гуляниях, когда молдавские танцоры едут на гастроли.

Благодаря тому, что мы изучаем эту тему, мы должны понимать, что нужно беречь традиции и наше наследие. То, что носили наши предки нужно передавать из поколения в поколение. Не даром эти коллекции хранятся в различных музеях мира.

 /




1. Экономическому анализу.html
2. ТИСА Ясиня АПОС України запрошує до відкриття сезону зимового оздоровлення і відпочинку в Карпатах Роз
3. Вчитель початкових класів Петрук Оксани Яківни Місце проходження практики- Рівнен
4. чистого марксизма до автора Wshington Times который назвал мэра НьюЙорка Билла де Блазио Bill de Blsio упорствующим
5. ХоМа действующей на основании устава в лице начальника по внешнеэкономическим связям Соронина Ивана Серге
6. Тема Юридический прецедент основной источник англосаксонской системы права
7. Or основа супина глагольная основа супин суффикс ur основа прилагательного суффиксы ~ul culol
8. Реферат- Основні принципи маркетингу
9. задание Инсталляция программы с носителя информации дискет дисков СDRОМ
10. Дати порівняльну характеристику неокейнсіанських і неокласичних теорій економічного зростання
11. Зоя Космодемьянская
12. NNPURN DREMSrdquo; Непал место где ваши мечты сбываются
13. Педагогическая концепция Жан-Жака Руссо и ЛН Толстого
14. 1 Возникновение и развитие банковской конкуренции 5 1
15. Поведінка самців щурів лінії Вістар при різних світлових режимах
16. Основные формы и системы оплаты труда
17. Учебное пособие для практических занятий по пропедевтике внутренних болезней для студентов меди
18. Двухуровневая банковская система (Россия и зарубежные страны)
19. РОЛЬ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОВЫШЕНИИ УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
20. Ie items tht could be sold by the business in exchnge for money