Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Введение.
Памятники архитектуры наполняют живым, образным содержанием наши представления о развитии культуры, помогают понять многие стороны истории, не нашедшие отражения в письменных источниках. В полной мере это относится как к монументальному зодчеству древнейшего, домонгольского периода, так и к архитектуре XVII века.
Как и в западно-европейском средневековье, русская архитектура X-XIII вв. была главным видом искусства, подчинявшим и включавшим в себя многие другие его виды, в первую очередь живопись и скульптуру. От этой поры до наших дней сохранились блестящие памятники, зачастую не уступающие по своему художественному совершенству лучшим шедеврам мировой архитектуры.
Грозы, пронесшиеся над Русью, к сожалению, стерли с лица земли многие памятники зодчества. Более трех четвертей древнерусских монументальных построек домонгольского периода не сохранилось и известно нам лишь по раскопкам, а иногда даже по одним только упоминаниям их в письменных источниках.
Храмов более поздних периодов несомненно во много раз больше, и по их архитектуре мы также можем анализировать ее особенности, культуру того времени, влияния и предпочтения.
Вместе с новой религией Киевская Русь получила и неизвестный ей дотоле тип здания - христианский храм. В некотором смысле, согласно рассказу ПВЛ об «испытании вер», впечатление от церковного зодчества Византии предшествовало принятию христианства и даже предопределило его. К концу X века в Византии сложились и символические толкования храма, и отвечающий потребностям богослужения архитектурный тип здания. Крестово-купольная система, известная византийскому зодчеству уже в VVI вв., обладала рядом преимуществ, что и обусловило ее господствующее положение как в Византии (начиная с IX в.), так и на Руси. Важнейшим ее признаком являлся пространственный крест, образованный пересечением двух центральных широких проходов-нефов; боковые нефы были более узкими, низкими и затемненными, что создавало в интерьере выраженную иерархию пространств. Нефы перекрывались сводами, чаще всего полуциркульными или коробовыми. Над средокрестьем ставили купол на световом барабане.
Большое каменное строительство на Руси началось в X веке как строительство христианских церквей, и, естественно, по византийскому образцу. Однако с самого начала оно восприняло и некоторые черты самобытного деревянного зодчества. Храм Софии, воздвигнутый в Киеве, имел тринадцать куполов на столпах, а не дошедшая до нас Десятинная церковь даже двадцать пять куполов. Эта многоглавость своеобразная русская особенность, она часто встречалась в деревянных постройках.
В XI столетии широко и богато обстраивались города, были заложены храмы Софии в Киеве, Новгороде и Полоцке.
Церкви строились на Руси во множестве и стали частью ее ландшафта. Древние зодчие умели безошибочно выбирать места для храмов по берегам водных путей, на возвышениях, чтобы они были хорошо видны, как маяки для путников. В широкий равнинный пейзаж, пересеченный невысокими, мягких очертаний холмами, русские церкви вошли как завершающий штрих, как необходимый вертикальный акцент среди стелющихся волнистых линий. Церкви не были ни слишком высокими, ни угловато-остроконечными, как готические, - им свойственна компактная пластичность, телесная округленность форм; они, хотя и господствуют над пейзажем, но не противостоят ему, а объединяются с ним, они родственны русской природе.
В XII веке выработался характерный русский тип крестово-купольного белокаменного храма: четырехстолпный, одноглавый, с полукруглой главой на высоком барабане и выступающими полуцилиндрическими абсидами (чаще всего тремя) с восточной стороны. Другие стены расчленены лопатками (пилястрами) на три части, соответственно разделению внутреннего пространства, каждая завершается полукружием коробового свода закомарой. Круглящиеся апсиды, волнистая линия закомар, круглый барабан и мягко завершающий его купол исключают всякую угловатость: храм выглядит почти скульптурно-чувственно.
Во 2-й пол. XII нач. XIII в. в общем русле русской архитектуры отчетливо выделились местные направления (школы), отличавшиеся друг от друга особенностями строительной техники, излюбленными конструктивными и декоративными формами и приемами, различными вариациями плановых и объемных решений. Свои кадры мастеров имелись в ряде стольных городов в Киеве, Новгороде, Полоцке, Галиче, Городне (совр. Гродно); во Владимиро-Суздальской земле и в Смоленске одновременно работали по две строительных артели.
В XII Столетии художественное первенство принадлежало Владимиро-Суздальскому княжеству сопернику и преемнику Киева, претенденту на роль общерусского центра. Одно из прекраснейших сооружений владимиро-суздальской да и всей древнерусской архитектуры церковь Покрова на Нерли, построенная в 1165 году. Она проста все тот же одноглавый четырехстолпный храм, - но таких совершенных пропорций, вертикальна, устремлена ввысь. Но высотность смягчена мотивом полукружия, которым плавно завершается все ее вертикальные тяги: полукружия закомар, перекрытий, декоративных арочек, полукруглые завершения окон, дверей, - и, наконец, венчающее полушарие главы (которая раньше была шлемовидной, а не луковицей, как теперь).
В истории архитектуры древней Руси особую страницу составляют надвратные храмы один из интереснейших видов культового зодчества. Основной специфической особенностью этих храмов, как показывает само название, является их местоположение на воротах. Обычно такие здания сооружались над воротами городских стен, кремлей и крепостей, монастырских обителей, архиерейских дворов и церковных комплексов. Они широко известны почти во все эпохи древнерусского зодчества с XI в. и вплоть до конца его развития рубежа XVIIXVIII вв. Да и в последующее время надвратные храмы не исчезают, а продолжают свое существование в русской архитектуре нового времени в течениеXVIIIXIX вв. и даже начала XX в.
Однако этот вид культовой архитектуры до сих пор не привлекал к себе особого внимания исследователей. Как правило, надвратные храмы рассматривались обычно в общих разделах истории зодчества древней Руси вместе с другими видами культовых памятников либо в пределах какой-нибудь архитектурной школы, творчества определенного мастера, а также того или иного ансамбля1. Обобщающих работ по данной теме нет. Поэтому остаются совершенно неизученными происхождение и развитие надвратных храмов, эволюция их типологии и отдельных форм, не говоря уже об отдельных, более частных вопросах. А между тем данный вид храмов вполне достоин самостоятельного рассмотрения. Хотя бы уже только потому, что он представляет собой уникальное явление, свойственное только древнерусской архитектуре. Во всем зодчестве Средневековья как восточных, так и западных христианских стран надвратные храмы не встречаются. Так что уже сам по себе этот интересный феномен, еще раз подчеркивающий самобытность зодчества древней Руси и самостоятельность пути его развития, заслуживает более глубокого и тщательного осмысления.
Для того чтобы подойти к рассмотрению вышеуказанных проблем, необходимо, прежде всего очертить круг тех памятников, которые окажутся в поле нашего зрения, представив тем самым общую картину развития надвратных храмов по отдельным эпохам и регионам. Наряду с самими памятниками для нас важное значение имеют различные письменные источники, особенно летописи, которые дают возможность наиболее полно охарактеризовать древнейшие эпохи, не сохранившие многие из таких храмов.
Итак, с самого начала существования монументальной архитектуры Киевской Руси мы встречаемся с надвратными храмами. Наиболее ранним таким памятником является церковь Благовещения, сооруженная над главными, Золотыми воротами "Ярославова города" Киева вскоре после их возведения около 1037 г. XI век дает нам еще один пример подобной постройки церковь Федора 1089109О гг. на городских воротах Переяславла Южного (Хмельницкого). К началу ХII в. относится Троицкая церковь над Святыми воротами Киево-Печерской лавры, выстроенная около 1108 г.
В ХII в. границы распространения надвратных храмов становятся гораздо шире, кроме Юго-Западной Руси, охватывая и другие центры ставших самостоятельными земель и княжеств. Так, во Владимире в 1164 г. на Золотых воротах "Нового города" (11581164) сооружается церковь Ризоположения. А в 11941196 гг. возводятся ворота владимирского детинца вместе с церковью Иоакима и Анны над ними.
В XII и начале XIII в. широкое строительство надвратных храмов осуществляется в Новгороде. Такие здания возводятся здесь в 11661173 гг. в Юрьеве монастыре церковь Спаса Преображения, в 11801182 гг. в Благовещенском монастыре на Гзени церковь Богоявления, в 1193 г. в Воскресенском монастыре в Людином конце церковь Иоанна Милостивого и в 1206 г. в Аркажском монастыре церковь Симеона Дивногорца. В 1195 г. создается первый храм над воротами новгородского детинца церковь Ризоположения, за которым последовал в 1233 г. еще один церковь Федора.
Выводы
В XII и начале XIII века русское искусство было самостоятельным и зрелым; татаро-монгольское нашествие и затем почти двухсотлетнее иноземное иго затормозили его развитие почти отовсюду, кроме Новгорода и Пскова, которые не были данниками Золотой Орды и к тому же успешно отразили натиск западных врагов ливонских рыцарей.