У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Веды древнее знание сс

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 28.12.2024

Олег Торсунов

Развитие разума

Т.1

Глава 1. Первое знакомство с Ведами

«Веды» - древнее знание (сс.8-39)

Вывод

Само слово «веда» c древнейшего языка, санскрита, переводится как «знание». На Руси в древние времена существовала ведическая культура. Ведическая мудрость имеет отношение ко всем народам мира. Таким образом, Веды — это древняя мудрость, нашедшая отражение во всей мировой культуре.

Основные трактаты Вед были записаны мудрецом Шрилой Вьясадевой около 5 тысяч лет назад. Несмотря на их древность, свои знания из Вед черпали такие гении современности, как И.В. Гете, А. Эйнштейн, Р.У. Эмерсон, Л.Н. Толстой и многие другие.

При изучении Вед становится очевидным, что древние люди, жившие в ведические времена, обладали высокоразвитым интеллектом и различными сверхспособностями. С помощью мантр и даже своих мыслей они могли очень многое: вызвать дождь или прекратить его, найти полезные ископаемые, вывести из недр земли воду, повлиять на урожай, поменять направление ветра, остановить шторм и ураган, вызвать огонь и погасить пожар, ходить по воде, перемещаться по воздуху и т.д. Существует множество летописных свидетельств, подтверждающих эти факты.

Ведическое знание содержит многочисленные идеи, полезные для развития современной науки. Например, поражает как совершенство описания в Ведах нашего организма и лечения различных болезней, так и глубина изложения вопросов строения Вселенной, нравственных законов и других аспектов миропорядка. Например, согласно Аюрведе, в нашем организме имеется более 500 тысяч психических каналов, из них 18 тысяч практически используются аюрведическими врачами.

Наиболее важным и ценным является то, что Веды дают подробный ответ на самый главный вопрос: «B чем смысл человеческой жизни?» В Ведах глубоко и практично рассматриваются вопросы о том, как строить отношения с миром, в котором мы живем. В Ведах сказано, что на судьбу человека оказывает влияние разум. В свою очередь на разум наибольшее воздействие оказывает звук. Если человек, ставший ачарьей (наставником), передает истинность своего знания другим, то у искреннего и смиренного ученика при контакте с таким учителем меняется судьба.

Ведические писания предназначены для нашего развития, они многочисленны, полезны и мудры. В древнейшие времена существовала только одна Веда. Великий мудрец Вьясадева разделил изначальную Веду на четыре части: Ригведу, Самаведу, Йаджурведу и Атхарваведу. Вьясадева передал каждую Веду одному из четырех своих учеников: Ригведу — Пайла Риши, Самаведу — Джайми-ни Риши, Йаджурведу — Вайшампайане Риши и Атхарваведу — Ангира Муни. Каждая из четырех Вед в свою очередь делится на четыре больших подраздела: самхиты, брахманы, араньяки, упанишады. Самхиты предназначены для послушников (неженатых учеников); брахманы — для семейных людей; араньяки — для тех, кто встал на путь отречения, и упанишады — для просветления отрешенных монахов.

Веды к тому же детально разбирают многие практические аспекты знания. Поэтому существуют еще многочисленные и объемные подразделы Вед, которые называются упаведами. Вот четыре главные упаведы: Аюрведа — наука о жизни; Гандхарваведа — знание обо всех видах искусства и музыки; Йаджурведа — знание о юриспруденции, менеджменте, устройстве государства и военном искусстве; Атхарваведа — знание о материальном обустройстве жизни и строительстве. Кроме того, Веды включают в себя множество писаний, которые называются ведангами и объясняют разнообразные стороны жизни и деятельности человека.

Например, шикша-веданга дает знание о фонетике (науке произнесения звуков), чанда-веданга объясняет все виды размеров ритма, вйакарана — это грамматика, нирукти описывает многочисленные значения санскритских слов и их комбинаций, джьетиш — это ведическая астрология и астрономия, калпа — правила проведения ритуалов, кавья — ведическая драматургия и т.д. Каждая веданга имеет огромное множество трактатов. Кроме всего сказанного, Веды как священные писания подразделяются на три главные категории: шрути-прастхан, смрити-прастхан и ньяя-прастхан.

К категории шрути относятся все четыре Веды, а также упаведы и веданги. К смрити-шастрам относятся итихассы, пураны, пан-чаратра. Ньяя-прастхан — это наука о логических построениях, о том, как правильно вести беседу и об ораторском искусстве.

Все перечисленные трактаты написаны на древнем санскрите; этот сложный язык с множеством правил и одновременно исключений из них является самым интеллектуальным языком на планете. В ведической литературе глубоко научно рассматриваются вопросы медицины, психологии, социологии, юриспруденции, управления, математики, геометрии, астрономии, астрологии, архитектуры, военного дела, построения летательных аппаратов, различных видов искусства и т.д.

Таким образом, Веды — это своего рода инструкция по правильному пользованию материальным миром, и одновременно с тем они учат, как можно проникнуть за его пределы. Веды предлагают нам практичное знание, ведущее к счастью и реально помогающее изменить жизнь в лучшую сторону.

Особенности древнего ведического знания (сс.39-85)

Согласно Ведам, знание в целом делится на две большие группы: материальное знание и духовное знание. Духовное знание всегда ведет к прогрессу и избавлению от страданий; материальное знание может вести к прогрессу, но в то же время оно может способствовать и деградации. Только то материальное знание, которое находится в благости, используется для самосовершенствования и приводит к счастью.

В древние времена чистые душой, умом и своими поступками брахманы (древние ученые), пройдя серьезное обучение, превращали свой ум в прибор для постижения истины. Строго выполняя наставления своего учителя и твердо следуя букве писаний, они очищали свой ум от материальной скверны.

Веды описывают многочисленные практики очищения ума, среди них: восьмиступенчатая йога (автор — мудрец Патанджали), практика совершения аскез (Господь Нараяна), санкхья-йога (Господь Капиладев), путь отречения от мира (Господь Ришабхадев), медитация на Абсолют (Господь Будда). С древнейших времен ведическое знание передается через духовный звук (шабда брахман) по цепи ученической преемственности великих мудрецов (парампара).

Веды объясняют, что самая непреодолимая сила в этом мире — время. Время является оружием Господа, направленным на поддержание законов справедливости мира. Гуны материальной природы подчинены влиянию времени. Само слово «гуны» на санскрите означает «веревки», то есть то, что привязывает. Гуны материальной природы пронизывают всю Вселенную и все наше существование. Они принуждают сполна «насладиться» тем счастьем, которое мы заслужили (хотели его). Гуны действуют аб-солютно непреклонно, влияя на все сферы нашей жизни.

Вся Вселенная является полем деятельности для живущих в ней существ. Гуны материальной природы принуждают живые существа жить в рамках законов Вселенной. Поэтому гуны присутствуют в каждой точке Вселенной. Влияние гун распределено неравномерно. На высших планетах Вселенной преобладает гуна благости. На средних планетах — гуна страсти, а на низших планетах — гуна невежества. Каждая точка Вселенной насыщена вполне определенным, конкретным видом счастья. Все живые существа направляются жить туда, где их вкус к счастью будет соответствовать месту, определенному для них судьбой. Способность изменить свою судьбу определяется решимостью человека переменить себя и величиной груза его плохой кармы.

Чтобы переменить дорогу судьбы, нужно сначала выбрать направление движения. В материальном мире по дороге судьбы можно двигаться вниз, топтаться на месте или подниматься вверх. Кроме того, можно внутренне отказаться от материального существования и направить свои помыслы в духовный мир. Существует четыре концепции понимания счастья — духовная, благостная, страстная и невежественная. Тем, кто стремится стать счастливее, рекомендуется постепенно культивировать в себе благость; затем, развив в себе трансцендентную благость, они смогут освободиться от материальной благости. Если человек искренне предастся Богу, то, взяв на себя любую тяжелую ношу, он возвратит людям гораздо больше, чем мог от них получить.

Веды выделяют два главных метода познания истины: авароха — нисходящий метод и ароха — восходящий. Второй из них — экспериментальный метод, он считается нужным, но второстепенным.

Только обретя качества характера настоящего ученого (брахмана), можно идти этим вторым путем. Согласно Ведам, критериями истинного знания являются правильные выводы; истинное знание исходит из авторитетных священных писаний, оно несет подлинное знание, отражающее реальное существование познаваемых вещей.

Трансцендентным называют знание, которое можно воспринимать исключительно с помощью духовных чувств. Наши чувства имеют духовную, трансцендентную природу. Если у живого существа появляется корыстный настрой, то духовные по своей природе чувства начинают действовать через материальные чувства, тогда духовные чувства оскверняются материей. Веды рекомендуют три основных пути очищения сознания: карма-йогу, гьяна-йогу и бхакти-йогу.

Веды называют четыре категории добродетельных людей, способных встать на путь духовного прогресса: те, кто, испытывая

горе и раскаиваясь в грехах, искренне хотят поменять свою жизнь; те, кто нуждается в деньгах и хотят преодолеть свою нужду, предавшись высшим силам; любознательные, признающие высшую истину, и те, кто искренне ищут высшего знания.

Для эффективного получения истинного знания необходимо: обратиться к истинному духовному учителю, вопрошать его и слушать его со смирением, служить ему. Процесс познания духовной истины состоит из пяти основных этапов: знание, прочитанное в священных писаниях; знание, усвоенное от истинного духовного учителя; трансцендентальное знание, (самбандха, абхидея и праеджана); знание, выходящее за пределы чувств; духовное знание — это знание о духовном мире, Боге, душе и ее взаимоотношениях с Богом. В Ведах существует три пути донесения знания: пратйакша-прамана (метод прямого получения знания), анумана-прамана (метод логического получения духовного знания), шабда-прамана (метод совместного воспевания Святых Имен Бога).

Существует 20 последовательных дисциплин духовного знания, которые человек должен изучить в первую очередь: смирение, отсутствие ложной гордости, отказ от насилия, терпение, простота, обращение к истинному духовному учителю, чистота, целеустремленность, самодисциплина, отрешенность от объектов чувственного удовлетворения, отсутствие ложного эго; осознание того, что рождение, смерть, старость и болезни есть зло; самоотречение, отсутствие ложной привязанности к детям, жене, дому и т.д.; уравновешенность (спокойствие в счастье и в горе); непоколебимая, бескорыстная преданность Богу; стремление жить в уединенном месте; отстраненность от греховных людей; признание важности самосовершенствования и философский поиск Абсолютной Истины. Все это Веды провозглашают знанием, а что бы то ни было остальное суть неведение. Духовный транс — это высшее проявление счастья, при котором человек забывает и о своем телесном понимании вещей, и даже о своем материальном существовании. Испытывая неописуемо сильную любовь к Богу, он пребывает в полностью духовном сознании.

Существует три основных аспекта Абсолютной Истины, которые Веды советуют тщательно изучить: все энергии и аспекты Господа и духовного мира (чит-шакти), все энергии и аспекты индивидуальной души (джива-шакти), все энергии и аспекты материальной природы (татастха-шакти).

Для стойкого следования по пути постижения истины необходимо, взяв в руки меч духовного знания (наставления духовного учителя), разрубить им (выполнениями наставлений) узел сомнений, затянувшийся в сердце, заполоненном невежеством; и, вооружившись йогой, сражаться за истину (идти путем, указанным духовным учителем)!

Ум, разум, ложное эго (сс. 85- 153)

Кроме грубого анатомического строения, наш организм обладает еще тонким строением, которое невозможно увидеть. Веды называют его тонким телом (линга шарира).

Тонкое тело имеет тонкоматериальную природу. Существует четыре составляющих тонкого тела, которые включают в себя: жизненную энергию (прана), ум с чувствами (манас), разум (буддхи) и, наконец, наше понимание себя как личности (аханкара).

Тонкое тело ума функционирует в организме как маномайя-коша (коша означает «оболочка», а манас — «ум»). Ум — это психический остов человека, который включает в себя: сложную систему энергетических каналов (нади, шротасы); психических центров (чакры); глубинную память, наше настроение и способность мыслить; тонкие чувства познания (слух, осязание, зрение, вкус, обоняние); тонкие чувства, отвечающие за деятельность (способность говорить, способность выполнять ручную работу, способность ходить, способность совершать половой акт, способность очищать организм от шлаков); кроме того, сам ум работает как тонкое чувство восприятия, которое способно заменить собой все пять чувств познания и осуществлять взаимодействие с остальными структурами нашей психики.

Нади — это тонкие энергетические (эфирные) каналы, посредством которых ум осуществляет свои психические функции. Аюрведа насчитывает около 500 тысяч нади, из них всего 14 — основные пранические каналы, три из которых — главные (сушумна, ида, пингала) и один — главный канал ума, по которому, собственно, и течет умственная энергия читта-нади (психический канал сознания).

Мысль зарождается в области сердца. Свою силу она обретает не в уме; тонкоматериальный ум — это всего лишь проводник мыслей человека. Наша мысль зарождается в желаниях души, пребывающих в духовном уме. Из духовного ума мысль — с помощью Сверхдуши — попадает в тонкий материальный ум, центр которого сосредоточен в хридая (сердце на тонком плане). Именно оттуда тонкоматериальная мысль течет по читта-нади к головному мозгу. Импульсы, движущиеся по читта-нади, поддерживаются силой Сверхдуши и возникают вследствие желаний души. Желания души приходят в тонкое тело по двум направлениям: из глубины «озера ума», где находится наша глубинная память, и вследствие деятельности разума, отвечающего за свободу нашего выбора.

Наше внутреннее знание базируется на двух основах: оно исходит из глубинной памяти и прошлой кармы; оно имеет тонкоматери-альную природу и находится под влиянием гун. Духовное знание, которое находится вне влияния гун, приходит от Сверхдуши.

Все мысли и желания зарождаются в душе и поступают в тонкий материальный ум, который расположен в области тонкого сердца (хридая). Этот поток мыслей контролируется с помощью разума, который удерживает его от ненужных рассуждений. Поток размышлений (читта-нади) имеет двойную природу. Он может выходить по направлению к внешнему миру: от сердца вверх к голове и через чувства и органы чувств — наружу (внутренний поток).

Второй поток мыслей, который возбуждается от объектов чувств и через чувства передается в ум (и, возможно, дальше в разум), называется внешним потоком. Чтобы очистить разум, нужно активизировать внутренний поток мыслей. Поэтому внутренний поток мыслей считается особенно важным для самосовершенствования.

Память — это сила ума, которая моделирует и хранит информацию о любом объекте или событии этого мира. Вспомнив объект и заинтересовавшись им, возбужденный ум начинает работать, как антенна, и немедленно находит его.

Существует пять уровней сознания: аннамайя — сознание человека сосредоточено на грубой материи; пранамайя — сознание сосредоточено на психической энергии; маномайя — сознание сосредоточено на уме; вигьянамайя — сознание сосредоточено на разуме; анандамайя — сознание человека сосредоточено на духовных объектах (Боге, Сверхдуше, Абсолютной истине, душе).

Грязь ума зовется грехами. Грехи — это плоды неправильных поступков, наполненных эгоизмом. Веды подробно описывают, какие поступки очищают ум, а какие загрязняют. Чувство собственного достоинства (эгоизм) — это естественный атрибут нашей психики, без которого мы не сможем чувствовать себя полноценной личностью. Существуют ложный эгоизм (корыстный настрой) и истинный эгоизм (бескорыстный настрой). Эгоизм, или чувство корысти, является единственной причиной неправильного поведения и загрязнения ума. Становясь марионеткой в руках собственного эгоизма, мы зарабатываем себе страдания. Ложное эго — сила, которая имеет тонкоматериальную природу. Это самая тонкая материальная оболочка в нашем строении: она тоньше праны, ума и даже разума. Если мы ведем себя неправильно (корыстно), ложное эго проникает в прану, чувства, ум и даже в разум. Если такое происходит, человек начинает жить только ради своих личных интересов. В то время как истинное эго — это бескорыстное (духовное) понимание себя как личности; оно лишено корысти.

Согласно Ведам, живые существа по мере своего прогресса проходят через пять стадий существования: скрытое сознание, которое имеют живые существа, обитающие в телах деревьев, трав и камней; дремлющее сознание — звери, птицы, змеи, рыбы

и другие представители мира фауны; пробуждающееся сознание — аморальные люди и соблюдающие принципы морали атеисты; пробудившееся сознание — люди, верующие в Бога; бодрое сознание — люди, достигшие понимания своей духовной природы и любви к Богу. Чем меньше в психике ложного эго и чем больше истинного эго, тем выше и чище сознание. В зависимости от того, с каким видом нашего сознания соприкасается ложное эго, возникают разные виды боли: телесная, праническая, чувственная, умственная и боль в разуме. Существуют две основные концепции эгоистического сознания: концепция «я» и концепция «мое».

Разум бывает духовным и материальным. Духовный разум побуждает нас осознавать все живые существа как души. Материальный разум, имеющий корыстную природу, делится на три типа: разум в благости устремлен к тому, что приносит истинное счастье, знание и прогресс; разум в страсти признает истиной и счастьем любую материальную выгоду, не противоречащую законам; разум в невежестве полностью поражен эгоизмом. Тонкоматериальный разум имеет три основные функциональные структуры, локализованные в трех частях тела: центре лба — здесь локализуется благостный разум; области сердца — страстный разум; области копчика — невежественный разум. К отличительным признакам разума, выполняющим различные функции, относятся сомнение, заблуждение, верное представление, память и, наконец, сон.

Чтобы сделать разум зрелым (духовным), нужно нацелить его на истинное знание. Веды описывают критерии истинного знания: оно имеет божественную природу; передается по цепи ученической преемственности (от учителя к ученику); не разрушается под действием времени; способно полностью очистить человека от грехов; и наконец, открывает понимание природы души и ее вечных взаимоотношений с Богом. Веды описывают два вида познания истины: нисходящее знание — исходит от Верховной Личности Бога; восходящее знание — самостоятельное экспериментальное познание мира. Веды признают оба способа познания мира действенными, однако считают, что восходящее знание не всегда является абсолютно точным.

Сила разума всегда напрямую зависит от той цели, которую ставит перед собой человек, а цель зависит от его веры и взглядов на жизнь. Вера активизирует разум на деятельность, направленную к цели. Это желание действовать, или психическая активность, называется энтузиазмом. Если цель выбрана правильно, то приближение к ней укрепляет веру, а энтузиазм превращается в непрестанное вдохновение. От сильного ощущения счастья, исходящего от цели, разум обретает четкую направленность исключительно в сторону выбранной цели. Такое состояние сознания называется целеустремленностью, а стойкий энтузиазм, который возникает у целеустремленного разума, называется решимостью.

Воистину, только бескорыстная жизнь наполнена до краев непреклонной решимостью и целеустремленностью в достижении высшей истины. Такая жизнь указывает на сильный и чистый (духовный) разум и характеризуется стойким искренним движением к поставленной цели. Только такой подход к жизни свидетельствует об истинной свободе нашего выбора, и только такая жизнь позволяет одолевать все превратности судьбы.

Что же такое судьба? (сс.154- 203)

Мы живем вечно, рождаясь в материальном мире из века в век. В этот мир мы попадаем для того, чтобы избавиться от корысти и заблуждений. Судьба подобна дороге нашей жизни, с нее нельзя свернуть; судьба не спрашивает, когда нас наказывать, когда поощрять, и все это делает всегда вовремя. Три основные фактора, влияющие на судьбу человека: карма; общение, если мы выбираем его согласно своей воле; воспитание. Судьба складывается из прошлых желаний и поступков, как наших собственных, так и тех людей, с которыми мы имели отношения.

Все эти события фиксируются в тонком теле и затем, со временем, воплощаются в нашей жизни. Зачастую ответ судьбы приходит не сразу после совершения того или иного поступка, а через какое-то время. Кардинально повлиять на ход событий человек может, только поменяв свое понимание счастья. Кому-то память о прошлом дается как награда. Большинству же людей судьба не дает памяти о прошлых жизнях. Под грузом памяти о грехах, накопленных в предыдущих воплощениях, люди в большинстве своем не смогли бы нормально жить.

На высших планетах (солнечный путь эволюции) обитают благочестивые существа, которые имеют сильный характер. Они сжигают свои грехи, интенсивно служа Богу. Другие жители высших планет (лунный путь) постепенно утрачивают свое благочестие и затем возвращаются на средние планеты. На низших планетах живые существа отрабатывают свои грехи ценой страданий. На средних планетах (типа Земли) счастья и страданий примерно поровну.

В мире все протекает циклично. Продолжительность одного цикла жизни Вселенной 311 триллионов и 40 миллиардов земных лет, или 430 000 000 000 солнечных лет. Кто-то из нас находится в этой Вселенной очень и очень давно и прожил вместе с ней немало циклов ее существования, кто-то попал в материальный мир совсем недавно. Живя в невежестве, мы деградируем; живя в страсти, мы погружаемся в проблемы; только гуна благости ведет нас к прогрессу. У одного человека судьба запрограммирована на сотни жизней, у другого — на тысячи, у третьего — всего на одну жизнь.

Чтобы сделать дорогу судьбы короче, нужно заниматься деятельностью, свободной от влияния всех трех гун материальной природы. С этой целью рекомендуется повторение Имен Бога, смиренное слушание святого человека и служение ему. Личность Бога может по своему желанию (для нашего блага) изменять судьбу, но подобное касается в основном тех, кто беззаветно предан Всевышнему.

Никто не может причинить нам вреда, если мы этого не заслужили. В то же время любой человек по своей доброй воле способен принести благо. Зло никогда не одолеет того, кто творит добро, но, тем не менее, злых людей стоит остерегаться. Люди в своей жизни претерпевают три вида страданий: адхиатмика — телесные и психические страдания, адхиботика — страдания, причиняемые другими живыми существами; адхидайвика — страдания, которые посылаются высшими живыми существами. Существует три вида счастья, каждое из которых связано с определенной гуной материального мира: гуной благости, гуной страсти и гуной невежества.

Все происходящие события влияют на нас через тело, психическую энергию, чувства, ум и разум. Если человек совершит какой-то поступок, то его последствия он ощутит тогда, когда во Вселенной возникнет относительно Земли определенное сочетание планет. Последние, занимая определенное положение относительно Земли, контактируют с тонким телом человека. Реакция тонкого тела протекает следующим образом: сначала из глубинной памяти выходит импульс (вегас), который меняет наше настроение; затем импульс, идущий из подсознания, оказывает влияние на наш ум, вызывая череду мыслей; далее, в уме пробуждается желание, которое понуждает разум к принятию решения, после чего мы совершаем поступок.

Судьба — это дорога с подъемами, спусками и равнинами, и мы по-разному можем идти по ней: если человек живет на поводу у своих низменных желаний и наклонностей (гуна невежества), то он движется по жизни мучительно и медленно; жизнь в страсти заставляет человека ползти по дороге своей судьбы на четвереньках, испытывая сильную привязанность к преходящему материальному счастью; человек в благости способен преодолеть самые высокие преграды судьбы и пройти путь гораздо больший. Духовно зрелый человек летит над своей судьбой на крыльях высшей радости и духовного счастья.

Ведическое знание не отвергает материального прогресса; оно утверждает, что любые материальные открытия должны делаться во благо духовного развития человечества, иначе цивилизация неизбежно будет разрушена. Цель человеческой жизни заключается в том, чтобы возродить забытые отношения с высшей истиной и утвердиться в духовном понимании вещей.

Подчиняя жизнь идее счастья, находящейся в гуне страсти, мы губим свою судьбу. Интенсивная деятельность, направленная на обустройство материальной жизни, лишает человека времени и сил заниматься работой над собой. В результате нравственная чистота и культура людей катится в пропасть. Однако если настрой человека бескорыстен, то он может ежедневно, даже во время работы, очищать свой разум.

Вдохновение и вера имеют духовную природу и приходят в сознание человека от Сверхдуши. Однако если цели человека корыстны, то гуна страсти эту изначально духовную энергию покрывает материей; так гуна страсти, окутывая наши духовные желания пеленой иллюзии, питает эти идеи корыстного счастья энергией веры и вдохновения.

Современные ученые создают «стройные» теории о том, что мясоедение, разврат, пьянство, обман, алчность и т.д. являются позитивными видами деятельности, приносящими счастье и здоровье. Ложное знание, полученное под влиянием гун страсти и невежества, покрывает разум людей ложными представлениями о счастье, что неизбежно портит их судьбу. Истинное знание, основанное на священных писаниях и мудрости святых людей, возрождает разум, нравственность, духовную культуру и ведет к вечному счастью.

Глава 2. Законы Вселенной (сс. 204- 348)

Закон вселенского времени. Гуны материальной природы (сс.205229)

Самая могущественная сила в этом мире — это сила времени. Вселенское время является главным орудием божественных законов, направленным на поддержание справедливости в мире. Никто не может уклониться от действия силы времени, и никто в этом мире не может противостоять ей. Единственное, что мы можем делать, — идти в ногу со временем. Для этого как минимум следует соблюдать режим дня, делать все вовремя, хорошо понимая, чем следует заниматься в тот или иной период своей жизни (правильно исполнять свои обязанности).

Все в этом мире направлено на то, чтобы помочь в прогрессе тем, кто стремится к гармонии с миром и кто имеет верное понимание счастья. В то же время высшие силы мешают развиваться тем, кто придумывает свои собственные «законы жизни». Если мы делаем все правильно, то обретаем счастье; если неправильно — то страдаем. Высшие силы контактируют с нами путем различных внешних воздействий на нашу жизнь, проявляющихся через влияние пространства, положения планет и климатических факторов.

Например, Солнце, перемещаясь по небосводу и силой своего света влияя на ум человека, регулирует нашу бодрость и активность, а Луна, взойдя на горизонте, приносит нам отдых. У Солнца имеется три спектра огненной энергии: грубоматериальный свет, грубый теджас — то есть свет, который побуждает наше тело к жизни и дает энергию для пищеварения, и тонкий теджас — та солнечная энергия, которая воздействует на ум и разум. У Луны также имеется три спектра энергии: грубая лунная энергия, грубый оджас — лунная энергия, охлаждающая нервную систему, и тонкий оджас — лунная энергия, успокаивающая чувства, ум и разум. Если человек не подчиняет свою жизнь высшей воле, проявляющейся в движении планет, то в его психике и в организме происходят всевозможные нарушения. Поэтому лучше вставать с первыми лучами Солнца (до 6 часов утра), а укладываться спать, когда взойдет Луна (до 22 часов). В правилах питания также существует закономерность: нетрудно заметить, что самый сильный аппетит бывает в полдень (обеденное время). В это время Солнце стоит максимально высоко, а когда оно садится, аппетит падает.

Поэтому основное количество пищи нужно потреблять с 11 до 13 часов. После обеда рекомендуется отдохнуть полчаса (полежать на левом боку или молча прогуляться на свежем воздухе). Затем можно заняться физическим трудом или какой-либо другой деятельностью. С 18 часов нужно потихоньку снижать нагрузку.

Лучше, если к этому времени работа будет закончена. Ужин должен быть в период с 18 до 20 часов. Вечер хорошо провести в кругу семьи, тепло разговаривая друг с другом, в спокойной обстановке решая текущие вопросы, читая о жизни святых и занимаясь поклонением Богу. Перед сном следует попросить у всех прощения и простить тех, кто причинил неприятности, пожелать всем счастья и помолиться.

Для того чтобы стабильно следовать этим правилам, находясь в гармонии с Солнцем и Луной, нужно почувствовать сильный вкус к такой жизни! Для этого важно выбрать правильное общение. Следуя примеру людей, которые живут в гармонии с окружающим миром, человек может действительно осознать счастье, которое исходит от них.

Вся Вселенная является полем деятельности для живущих в ней существ. Каждая ее точка насыщена вполне определенным видом счастья. Этих различных видов счастья во Вселенной огромное множество. Все виды материального счастья поддерживаются могущественными силами Вселенной — гунами материальной

природы. В зависимости от понимания счастья живые существа получают ту или иную форму жизни.

Все мы — души и имеем бессмертную природу, но, живя в материальном мире (имея материальное тело), мы вынуждены подчиняться материальному времени, которое приводит материальное тело к старению и смерти. Материальное тело дается для строго определенного вида счастья и может существовать в строго определенных условиях жизни, данных нам по законам судьбы. В зависимости от совокупности и качества прошлых желаний и поступков, мы можем родиться кем угодно и где угодно. Согласно ведической мудрости, каждое живое существо рождается в строго определенной части Вселенной, отвечающей тому образу жизни, которого оно пожелало и который заслужило. Все эти законы осуществляются могущественными силами времени и гунами материальной природы.

Наша Вселенная насчитывает 14 галактик, в Ведах они называются планетными системами. Различают три типа планетных систем: высшие планетные системы, средние и низшие. На высших планетных системах рождаются благочестивые живые существа, здесь они ведут благостную, счастливую жизнь; на средних планетных системах рождаются те, у кого благочестия и грехов примерно поровну, они живут под влиянием гуны страсти; на низших планетных системах рождаются греховные живые существа, которые испытывают влияние гуны невежества.

Все трудности жизни определяются грузом нашей кармы и нашими устремлениями. Груз кармы расположен в глубине тонкого тела ума: в глубинной памяти (моха-бхаге). По воле времени (в результате влияния планет) какая-то часть нашей прошлой кармы всплывает из глубины ума на поверхность психики, вызывая при этом состояние счастья или страдания. У нас, разумных живых существ, существует способность влиять на свою судьбу и жизнь. Она основана на правильном использовании свободы своего выбора. Сила свободы выбора напрямую зависит от силы разума, которая, в свою очередь, определяется рядом факторов: общением, вкусом к счастью, решимостью поменять свою судьбу и величиной груза плохой кармы.

Решимость поменять свою судьбу усиливается в зависимости от ряда факторов: послушания наставнику, среды общения, цели жизни и веры. Кроме того, для достижения этой цели важно неуклонно следовать полученным знаниям, соблюдать режим дня, совершать благостные аскезы, делать пожертвования и культивировать в себе молитвенное настроение. Увеличивая силу разума, мы умножаем свободу выбора и обретаем больше сил, чтобы влиять на судьбу. Способность прогрессировать или деградировать зависит от направленности разума, который в свою очередь подвержен влиянию того вкуса к счастью, который человек в себе культивирует. Понимание цели жизни, которое находится в разуме, незаметно движет человеком по его жизненному пути. Разум направляет нашу судьбу в то или иное русло. Таким образом, все в нашей жизни зависит от направленности разума. Существует четыре основных вида направленности разума, или понимания счастья, которые и ведут нас по судьбе:

1) Духовная концепция счастья, ведущая в духовный мир, звучит так: «Я хочу только одного: с любовью и преданностью бескорыстно служитьБогу. Другого понимания счастья для меня в этом мире не существует».

2) Благостная концепция счастья, ведущая к счастью в этом материальном мире, провозглашает: «Я хочу жить по высшим, божественным законам и хочу жить не для себя. Именно в поведении по совести, в жизни, направленной на всеобщее благо, я и вижу свое счастье».

3) Страстная концепция счастья, ведущая к страсти и напряженной жизни, насыщенной взлетами и падениями, гласит: «Прежде всего надо стать самому счастливым. Нужно добиться для себя и своей семьи счастья в этом мире, все остальное — на втором плане. Добиваясь своего счастья, я буду делать это честно в соответствии с законами той страны, в которой живу».

4) Невежественная концепция счастья, ведущая к деградации сознания, к всевозможным трудностям и страданиям, звучит так: «Я хочу быть и буду счастливым. Буду наслаждаться, как мне вздумается, никто не сможет помешать мне в этом. Я не верю ни в какие нравственные законы. Для моих желаний нет рамок и правил. Если кто-то встанет на моем пути, ему несдобровать».

Находясь в рамках своего понимания счастья, люди испытывают непреклонное влияние материальных гун. Поэтому они не могут вырваться из определенного социального круга, из своей экономической ситуации, своего понимания вещей, своих семейных отношений, своих привычек в еде, сексе, общении и т.д. Гуны материальной природы имеют божественную природу, и никто в этом мире не может изменить этот священный закон судьбы. Таким образом, единственный способ кардинально поменять свою жизнь — это с помощью развития разума изменить свое представление о счастье.

Закон кармы (справедливости), закон перевоплощения (сс. 230-289)

Само понятие «карма», на котором строится закон справедливости, в ведических писаниях имеет два значения: плоды нашей деятельности в целом и виды благочестивой деятельности, направленной на очищение сознания.

По плодам деятельности карма делится на санчита-карму, или результаты деятельности, накопленные в прошлых жизнях, которые, складываясь вместе, формируют всю нашу судьбу; прарабдха-карму — ту часть накопленной в прошлых жизнях кармы, которая предназначена только для настоящего воплощения (в котором мы живем в настоящее время); крийяман-карму — ту карму, которая создается нашими поступками в этой жизни и влияет как на настоящее воплощение, так и на будущее; агами-карму, сотканную из результатов деятельности, накопленных в прошлых жизнях, но предназначенных не для настоящего, а для будущих воплощений.

Благочестивая деятельность, совершенная в соответствии с законами писаний, приносит счастье; деятельность, совершенная в страсти, имеет смешанные плоды; а деятельность, совершенная в невежестве, приносит одни лишь страдания.

Веды выделяют три основных вида страданий: страдания, которые мы вследствие незнания провоцируем сами; страдания, которые по законам судьбы причиняют нам окружающие нас живые существа; страдания, которые приходят к нам со стороны природы (по воле высших сил). Эти три вида страданий неизбежны во всей нашей Вселенной. Разумные существа испытывают их в результате совершенных ими поступков и под действием прошлой

кармы. Неразумные существа страдают только от своей прошлой кармы. Каждый возраст человека несет в себе специфические, неповторимые страдания: страдания во время внутриутробной жизни и при рождении тела; страдания, связанные с телесной формой тела и типом ума; вызванные изменениями в теле и уме; испытываемые во время роста тела, во время его увядания и от накопления грехов в уме; от разрушения тела (смерти).

По благочестивой деятельности, направленной на избавление от грехов и страданий, карма делится на ряд видов: нитья-карму — это те обязанности, которые каждый человек должен обязательно совершать; наймиттика-карму — это благоприятные обязанности, которые очищают человека от тяжких грехов, свя-занных с взаимоотношениями между родственниками; камья-карму — это вид действий, при которых человек обретает квалифи-кацию зарабатывать себе на жизнь; праяшчита-карму — это та деятельность, которая совершается в соответствии с взятыми на себя обетами по очищению от грехов; картавья-карму — это деятельность, которую человек выполняет для продления жизни.

Веды утверждают, что душа бессмертна; умирает только материальное тело. Душа проникает в материальную жизнь лишь своим сознанием, погружая его в материальную деятельность, однако своим духовным естеством она всегда находится в духовном мире.

Душа не может потрогать материю, она просто желает наслаждаться ею. Однако высшие силы устроили в этом мире все так, что желания души выполняются Сверхдушой, но строго в соответствии с законом справедливости (законом кармы). Господь является для души самым искренним другом и исполняет даже ее материальные желания. Сверхдуша управляет всеми событиями, и ни одно событие в мире не сможет осуществиться несправедливо. Господь заботится о душе с самого момента ее попадания в этот мир.

Материальный мир создан именно для того, чтобы души, возжелавшие корыстного счастья, смогли понять, что в результате

получается из этого. Этот мир устроен так, что душа получает сполна все свои материальные радости и печали и в конечном счете осознает, что корыстная жизнь (жизнь в материальном мире) — отнюдь не лучший вариант испытать счастье.

В этом мире постоянно существует иллюзия того, что мы здесь всем управляем. На самом деле Сверхдуша своей непостижимой для нас энергией выполняет все желания души, активизируя к деятельности как наше тонкое тело, так и грубое. Сверхдуша (представитель Бога в материальном теле) поддерживает дыхание и все остальные процессы жизнедеятельности в теле, которое душа получает для осуществления своих желаний.

Внутренним пространством для осуществления желаний души являются наши грубое и тонкое тела. Внешним пространством для осуществления желаний души является вся Вселенная и называется оно внешним полем деятельности живого существа. Внутреннее поле деятельности включает в себя: 1) пять первоэлементов — первоэлементы эфира, воздуха, огня, воды и земли (они позволяют грубому телу существовать в пяти формах существования грубой материи); 2) ложное эго; 3) разум; 4) три гуны материальной природы (непроявленное); 5) десять чувств (которые действуют с помощью десяти органов чувств); 6) ум. Внешнее поле деятельности включает в себя: 1) пять объектов чувств (имеются в виду объекты для чувств слуха, осязания, зрения, вкуса и обоняния); 2) желания; 3) ненависть; 4) счастье; 5) горе; 6) совокупность всех материальных элементов (внешнее поле деятельности в целом, другими словами, Вселенная); 7) признаки жизни; 8) убежденность.

Человеческое тело предназначено для самосовершенствования и дается нам Богом. К нему следует относиться с уважением. Мы должны перестать отождествлять себя с телом и стараться относиться спокойно ко всем телесным радостям и печалям. Только тогда нашу жизнь можно будет признать разумной. Материальное тело в Ведах называется храмом Господа.

На высших планетах нашей Вселенной живые существа имеют высокоразвитое тонкое тело (ум, разум, чувства). На средних планетах живые существа имеют тонкое тело средних возможностей, а на низших планетах их тела сотканы из одних лишь страданий. Структура внутреннего пространства наших грубого и тонкого тел постоянно изменяется под действием поступков, которые мы совершаем, живя на Земле. Перемены в тонком теле происходят постепенно вследствие наших поступков и желаний.

По мере изменений в ту или иную сторону (прогресса или деградации) меняется структура пространства, в котором пребывает тонкое тело — ум, разум и эгоизм. Перемены во внешнем пространстве (планете для жизни) происходят скачкообразно — в момент, когда душа оставляет тело. При этом вначале трансформируется тонкое тело, после чего происходит его вхождение в новое грубое тело, что часто влечет за собой смену планеты проживания. В момент смерти тонкое тело остается жить под управлением энергии Сверхдуши. Если человек посвятил всю свою жизнь Богу и, беззаветно любя Его, оставил все материальные виды деятельности, то, уничтожив таким образом всю свою материальную карму, он обретает свободу от тонкого тела и живет уже исключительно в духовном теле, а затем попадает в духовный мир.

Едва появившись на свет, человек начинает умирать (и с каждой минутой смерть становится все ближе). Каждое мгновение смерть отнимает у нас часть жизни, однако собственно «смертью» называют ее последний удар. Если душа в момент смерти тела выходит из макушечного психического центра, то она направляется в духовный мир, где нет страданий, рождения и смерти. Если душа выходит из лобной чакры, или головного психического центра, то она направляется на самые верхние планетные системы, для того чтобы осуществлять там свой дальнейший прогресс. Если душа выходит из сердечной чакры, то она отправляется на нижний уровень высших планет и наслаждается там своим благочестием. Если душа выходит из солнечного сплетения, или из половой чакры, — пахового психического центра, то ей предстоит вновь родиться на средних планетах, похожих на нашу Землю. Если душа выходит из корневой чакры — копчикового психического центра, то ей неизбежно придется попасть на низшие планеты и испытать там ужасные страдания.

Учения о сотворении Вселенной, пяти первоэлементах мироздания, подобии микро- и макрокосма (сс. 290-323)

Учение о сотворении Вселенной (адвайта-дарша-на) основано на философии санкхьи, согласно которой Вселенная возникла в результате желания живых существ жить эгоистической — независимо от Бога — жизнью. Фактически, Вселенная создана для того, чтобы мы раскаялись в этой идее корыстного счастья и, очистив свое существование, вернулись в духовный мир, где нет ни смерти, ни страданий.

В Вишну-пуране, известном ведическом трактате, сказано, что первоначально на месте будущей Вселенной находилось инертное, непроявленное вещество, называвшееся прадханой. По-сле того как Господь наполнил это вещество духовной энергией, предназначенной для жизни живых существ, оно вошло в прояв-ленное состояние и стало называться махат-таттвой — вселенским разумом. Сначала во Вселенную вошел Пуруша (Верховный Господь), который творит и одновременно выступает в качестве свидетеля процесса творения. Именно Он породил пракрити — материальную природу как женское начало. Пракрити обладает двумя основными свойствами: гуной (качествами) и акарой (формой). Качества (или гуны) пракрити, в свою очередь, имеют три свойства: благость, страсть и невежество. Материальное время — это взгляд Господа.

После того как Господь взглянул на материальную природу (пракрити), в нее вместе с энергией материального времени вошла оплодотворяющая энергия Бога — живые существа, которым надлежало заселить Вселенную (в спящем, или непроявленном состоянии), и энергия вселенского эгоизма (аханкара). В результа-те прадхана (непроявленная материя) активизировалась и перешла в проявленное состояние (махат-таттва). После того как в махат-таттве активно начало действовать материальное время, в ней проявились и активизировались три гуны материальной природы (три проявления изначального ложного эго). Активизировавшись под влиянием материального времени, три гуны начали взаимодействовать между собой.

Существует три разновидности проявления махат (вселенского разума) — благость, страсть и невежество. В дальнейшем именно из этих трех разных проявлений вселенского разума махат (махат-таттвы) и, опять же, с помощью духовной энергии Господа, желающего творить (Пуруши), появились три вида энергии ложного эго (аханкары), предназначенной для сотворения основных материальных элементов космоса: ложное эго в невежестве (тамасика-аханкара), ложное эго в страсти (раджасика-аханкара) и ложное эго в благости (саттвика-аханкара).

Ложное эго в невежестве породило пять первоэлементов, или кирпичиков мироздания (панча-махабхута), и пять изначальных качеств, или свойств материи. Ложное эго в страсти (раджасика-аханкара) породило десять тонких чувств, принадлежащих уму, и материальный разум. Ложное эго в благости породило ум и десять основных полубогов (менеджеров Вселенной), которые призваны управлять Вселенной.

Вишну-пурана утверждает, что оболочка Вселенной имеет семь слоев, каждый последующий из которых в десять раз толще предыдущего (внутреннего). После того как была создана оболочка Вселенной, Господь привел в движение гуну страсти и принял форму Брахмы — первого живого существа Вселенной. В этой форме Он приступил к творению мира. Этапы творения делятся на две большие части: первичное творение Вселенной и вторичное творение Вселенной.

Во время творения Вселенной были созданы панча-махабхута (пять первоэлементов мироздания), из которых соткан весь материальный мир. Эти пять первоэлементов мироздания являются основой всех физических и психических проявлений Вселенной.

Они также являются строительным материалом для создания всех объектов Вселенной: первоэлемент эфира создает все виды тонких и грубых пространств во Вселенной; первоэлемент воздуха является основой для всех видов движения во Вселенной; первоэлемент огня производит все виды преобразований и трансформаций во Вселенной; первоэлемент воды во Вселенной является основой для формирования всех видов соединений при взаимодействии одного вида веществ с другим; первоэлемент земли является основой для создания всех видов твердых структур: планет, звезд, метеоритов, вселенских газов.

Вселенский закон подобия макро- и микрокосма указывает на то, что строение человека подобно строению Вселенной. Согласно этой теории, любая точка вселенной (пинда) несет в себе информацию обо всей Вселенной (брахманда) в целом. Верхняя часть тела (голова и шея) напрямую связаны с высшим миром Вселенной (райскими планетами), туловище связано со средними планетами, поясница и ноги — с низшими планетами. Четырнадцать планетных систем соответствуют психическим центрам нашего организма: сахасрара-чакра — духовному миру и Сатьялоке (Брах-малоке); аджна-чакра — Тапалоке; вишуддха-чакра — Джнана-локе; анахата-чакра — Махарлоке; манипура-чакра — Сварлоке; свадхистана-чакра — Бхуварлоке; муладхара-чакра — Бхурлоке.

Планеты низших миров, а именно: Атала, Витала, Сутала, Талатала, Расатала, Махатала, Патала соответствуют муладхара-чакре и психическим центрам, которые находятся ниже муладхара-чакры.

Вселенский принцип чистой любви (принцип бхакти) (сс. 324-348)

Тот, кто занимается трансцендентным преданным служением Верховному Господу, должен служить Ему с любовью и быть полностью свободен от стремления к материальной выгоде и к успеху на поприще кармической (материальной) деятельности или философских изысканий. Такое преданное служение называется чистым. Преданное служение Богу способно навсегда избавить человека от бессмысленного корыстного труда и от материальных страданий, даруя ему взамен высшее благо. Уже на первых этапах нашей духовной жизни Бог принимает участие в нашей судьбе через духовное окружение.

Бхакти, или преданное служение Господу, столь могущественно, что затмевает даже освобождение. Когда человек достигает бхакти, то он уже не стремится как можно быстрее попасть в духовный мир. Фактически пребывая в материальном мире и служа Богу двадцать четыре часа в сутки, он уже освобождается от всех страданий. Чистому преданному служению присущи шесть отличительных черт: оно немедленно избавляет от всех видов материального страдания; благотворно для всех; доставляет человеку трансцендентное блаженство; оно достигается очень редко; занятые чистым преданным служением посмеиваются даже над освобождением; это единственное средство привлечь Господа.

Не соприкоснувшись непосредственно с чистым преданным Бога, мы не сможем стать абсолютно чистыми и бескорыстными, понять свою истинную духовную природу, свое истинное «я» и осознать то место, где мы должны пребывать вечно (духовную обитель). Пока человек не осознал свое истинное «я», он обречен совершать неверные поступки, все глубже погружаясь в материальную скверну. Однако служение Богу способно рассеять это невежество, дав человеку истинное знание. Жар пламени чистого, бескорыстного служения Богу так велик, что мгновенно уничтожает всех «змей невежества», живущих в сердце человека.

Занимаясь преданным служением Богу, человек может развить в себе все хорошие качества, присущие полубогам. Сознающий Бога человек способен немедленно отказаться от недозволенных сексуальных отношений, азартных игр, мясоедения и одурманивающих средств. Он полностью избавляется от привязанности ко всему этому. Он не растрачивает попусту свое драгоценное время на курение, пьянство, театры и дискотеки.

Счастье, доставляемое чистым преданным служением, — это высшая форма счастья, потому что оно вечно. Преданное служения Богу способно само по себе принести человеку все блага, получаемые от религиозности, экономического благополучия, удовлетворения чувств и даже освобождения от материального существования.

На самом деле чистый преданный не стремится ни к одному из этих благ, потому что счастье преданного служения Господу настолько трансцендентно и безгранично, что любое другое счастье не идет ни в какое сравнение с ним. Говорится, что капля такого чистого служения Богу превосходит целый океан счастья, доставляемого любой другой деятельностью. Поэтому тому, кто сумел развить в себе способность к чистому преданному служению — пусть даже малую ее толику, — очень легко отказаться от того счастья, которое приносит религиозность, экономическое благо-получие, чувственные наслаждения и даже освобождение.

Все виды истинного счастья в этом мире содержат хотя бы отблеск бхакти. Без бескорыстия и чистой любви счастье невозможно. Поэтому принцип бхакти (чистого, бескорыстного, любовного преданногослужения) лежит в основе вселенского закона счастья и любви.

Преданное служение Богу — это своего рода практика, в основе которой лежит следование по стопам предыдущих духовных учителей (ачарьев). Для успеха в ее освоении, помимо осмысления, необходима деятельность. Есть два вида деятельности в преданном служении — деятельность, направленная на достижение какой-либо цели, и деятельность, направленная на то, чтобы избежать каких-либо неблагоприятных ситуаций. Это может быть либо физическая, либо умственная деятельность. Деятельность нашего ума должна сводиться к размышлениям о Боге и о том, как удовлетворить Его, следуя по стопам великих ачарьев и своего духовного учителя.

Человек, сознающий Бога, использует дар речи для проповеди славы Господа. Это называется киртаном. Ум человека, сознающего Бога, всегда занят мыслями о деяниях Господа. В постоянных размышлениях о деяниях Господа заключается культура мышления в служении Богу. Тело также можно использовать в разных видах служения, и вся эта деятельность должна быть связана с Богом. Такая связь возникает, когда мы принимаем истинного духовного учителя — непосредственного представителя Бога в цепи ученической преемственности. Поэтому всей деятельностью в постижении Бога должен руководить духовный учитель, и всего указания должны исполняться с непреклонной верой. Стойкая связь с духовным учителем закрепляется, когда он дает своему ученику духовное посвящение. С момента посвящения между человеком, культивирующим преданное служение, и Богом устанавливается непрерывная духовная связь. Подобная связь невозможна без посвящения истинным духовным учителем.

Чистое преданное служение Богу не является материальной деятельностью. Когда живые существа, носители пограничной энергии, находятся под влиянием низшей, внешней, энергии, они заняты материальной деятельностью. А когда их деятельность направляется духовной, внутренней, энергией, они заняты деятельностью духовного порядка. Это означает, что великие души и великие преданные не подчиняются диктату материальной энергии (закону кармы), а действуют под защитой духовной энергии.

Любая деятельность, совершаемая в преданном служении Богу, находится под непосредственным контролем духовной энергии и потому лишена даже тени кармы. Таким образом, законы судьбы не способны повлиять на счастье и путь того, кто занят чистым преданным служением Богу.

Глава 3. Развитие разума (сс. 349-

Сознание и его функции (сс. 349-406)

Согласно представлениям Вед, сознание — это энергия души, которая осуществляет все ее функции как в материальном, так и в духовном мире. Сознание души не способно вступать в контакт с энергией грубой и тонкой материи без помощи Сверхдуши. Поэтому желание души наслаждаться грубой или тонкой материей выполняет Сам Господь в форме Сверхдуши.

В духовном мире душа, пропитывая собственным сознанием свое духовное тело, имеет только бескорыстные желания и действует с помощью духовного тела, духовных чувств, духовного ума, духовного разума и полностью осознает себя как вечную душу, наслаждающуюся любовным служением высшей душе. Это бескорыстное состояние сознания дает ей право служить Богу в разных взаимоотношениях с Ним.

В материальном мире души пребывают в полусне, во сне или в глубоком сне. В целом это зависит от устремлений души, степени покрытия сознания эгоизмом и формы материального тела, которое душа получила (в зависимости от желаний и поступков, совершенных в прошлых жизнях).

Живые существа, прогрессируя, проходят через пять стадий пробуждения сознания: скрытое сознание (живые существа, заключенные в тела деревьев, трав и камней); дремлющее сознание (звери, птицы, змеи, рыбы и другие представители фауны); пробуждающееся сознание (аморальные люди и атеисты); пробудившееся сознание (верующие в Бога, те, кто сознает справедливость устройства мира, а также те, кто искренне занимается самосовершенствованием с целью достичь Его); полностью бодрствующее сознание (им обладают души, которые достигли любви к Богу).

Существует четыре основных способа, с помощью которых можно увидеть Сверхдушу: медитация на Сверхдушу; аналитическое познание истины; бескорыстная деятельность на благо всех живых существ; преданное служение Верховной Личности Бога. В нашу эпоху деградации (Кали-югу) Веды рекомендуют только последний способ — самый быстрый и эффективный.

Сознание души, направленное на постижение истины, делится на внутреннее и внешнее. Внутреннее сознание направлено на самосознание. Этот тип сознания душа использует, желая идти по пути постижения истины. С помощью внутреннего сознания душа очищает как грубое, так и тонкое тела от эгоистических желаний (ложного эго). Внешнее сознание направлено на взаимодействие с материальным миром. В поисках корыстного счастья душа с помощью чувств и ума надеется обрести исполнение своих желаний в материальном мире (что и является причиной ее страданий).

Желания души приходят в тонкое тело по двум направлениям: из глубины «озера ума»; из разума. Разум может действовать двояко: как духовный разум и как материальный разум, который имеет тонкоматериальную природу.

В зависимости от сосредоточенности на разных сферах жизнедеятельности сознание подразделяется на следующие категории: аннамайя (телесное сознание); пранамайя (праническое сознание); маномайя (умственное сознание); вигьянамайя (сознание разума); анандамайя (духовное сознание Сверхдуши).

Душа, действуя в этом мире, может находиться — в зависимости от своих желаний — на том или ином уровне чистоты и высоты сознания: аннамайя-коша — телесная концепция жизни; пранамайя-коша — праническая концепция счастья; маномайя-коша (гьянамайя-коша) — умственная платформа; вигьянамайя-коша — уровень разумного существования; анандамайя-коша — полное осознание своей духовной природы. Сознание души, как, впрочем, и сознание Сверхдуши в своей структуре имеет три основных аспекта: сат — аспект вечности; чит — аспект знания; ананда — аспект счастья (блаженства).

Сознание имеет два основных направления своего внимания: сознание, направленное на постижение Бога и своих взаимоотношений с Ним, которое приносит вечное счастье и дарует пребывание в духовном мире; и сознание, направленное на постижение материи и материальной деятельности, которое является причиной вечного страдания от пребывания в материальном мире.

Сознание взаимодействует с окружающей средой тремя основными способами: стремление к стабильности (к вечности) помогает сознанию расширять свое влияние; стремление к постижению сути (знания) помогает сознанию концентрировать свое влияние; стремление к счастью помогает сознанию очистить наше существование либо загрязнить его.

ДАЛЕЕ ПРОПУЩЕНО…




1. Задание по работе в СУБД ccess- 1
2. Формирование у дошкольников навыков правильного поведения на улице Ребенка обучи дашь миру человека
3. 122003 ВВР 2004 N 15 ст
4. А дура никогда не будет счастлива она не имеет понятия что ей самой нужно
5. Бухгалтерский учет анализ аудит 1 а группа
6. юриспруденция Азаматты' ы' Жалпы б'лім Каз 2 Ст
7. Образовательная система Испании
8. Лекция 2.1.2. Принципы организации технического обслуживания РО
9. Для нахождения границ квадратичного участка необходимо построить вспомогательный график зависимости Uст
10. СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ СЕМЬИ УЧАЩЕГОСЯ
11. 122013г УКК 4 63 86400 1 Амирханова Д
12. Бухгалтерский финансовый учет 20132014 учебный год Составитель- к
13. Тема- Мікроскопічна та ультрамікроскопічна будова ядра Мета- ознайомитися з особливостями мікроскопічної
14. Административное задержание
15. БИПС Плюс 2006 УДК 327075
16. Синтез и анализ рычажного механизма
17. Способа обучения музыкальной грамоте и практическому музицированию с успехом применяющийся как в музыкал
18. ПЛАН ОРГАНИЗАЦИЯ ФОТОСТУДИИ Кухаренко Рута ПИ41 Мо
19. реферату- Андрій ЧайковськийРозділ- Література українська Андрій Чайковський План Життя і творчий шлях
20. Тема Особенности формирования бухгалтерской отчетности бюджетных организаци