Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
1) Воззрения представителей милетской школы о первоначалах мира.
Первая древнегреческая философская школа милетская школа.Фалес считал, что все многообразие единичных вещей все из воды. Когда камень из холода приносите в теплое место, выступает пар. Считал, что любая единичная вещь из воды. Анаксимандр предлагает в качестве первоначала «апейрон». Апейрон это гипотетическое образование, воплощение неопределенности и возможности, воплощение потенциала.сгущения,разряжений,испарений. Из апейрона все получается.Анаксимен в качестве первоначала выдвигает воздух. Вода кипит и переходит в воздух, стало быть все из воздуха.
2) Как объясняли мир пифагорейцы?Пифагор меняет постановку главного вопроса. Чем определяется поведение и судьба единичной вещи? Ответ: числами. До Пифагора натурфилософы в качестве первоначала брали стихии. То есть сами единичные вещи существуют и первоначала тоже существуют отдельно от единичных вещей. А числа существуют в идеальном, а не реальном мире, в мыслях. Пифагор заменяет множество единичных вещей, фрагменты реальной действительности, на множество иной природы, на числа. Но Пифагора интересуют не сами числа или фрагменты реальной действительности, а отношения между ф.р.д. Изучая отношения между числами он выходит на отношения между ф.р.д. то есть одно множество на более удобное.Пифагор делает прорыв к миру долженствования, в то время как до него был мир сущего. Он вводит понятие гармонии между числами, отношения должны быть гармоничными, то есть и фрагменты реальной действительности должны быть гармоничными. Каким должен быть мир? Ответ: мир должен быть гармоничным.
3) Как понимали бытие элеаты?Глава элеатов Парменид. Элеаты рассуждали строго научно, они очень четко выражали логику своего времени. Парменид утверждал, что чувственный мир, на самом деле ирреальное (нереальное). Любая вещь видимость вещи.
Основные взгляды:- единое никогда не возникает и не исчезает, единое вне пространства и времени, единое не движется, единое не множественное, единое невозможно постичь чувственно, важнейшее свойство единого умопостигаемость.
Парменид считал, что единое то что существует автономно и самодостаточно и в своем существовании ни в ком и ни в чем не нуждается. Единое Парменида можно отождествлять с мышлением. Если мышление противоречивое, тогда это не относится к единому это есть ложное существование, это видимость, а не подлинность.Зенон утверждал, что невозможно попасть в соседнюю точку пространства, так как чтобы дойти надо перейти бесконечное количество отрезков за определенное время. Но мы попадаем мир видимый (видимост попадания в точку). Поэтому отрицает существование чувственного мира. Зенон говорит что мы не можем попасть, но мы попадаем противоречие, то есть чувственный мир ирреален. Видим, что элеаты не могут объяснить существование этого мира, множество и движение этого мира. Раз мы не можем объяснить, стало быть этого мира нет.
4)Как понимали элементарное атомисты?Атомисты стали подвергать критике положения элеатов. Они допускают, что существует конечный отрезок в пространстве амер. Конечная частица времени хронон, а конечная частица единичной вещи атом. Изменение мира это перераспределение атомов.Разница между подходами Анаксагора и атомистов.- у Анаксагора единичная вещь не имеет индивидуальных свойств, согласно атомистам в момент распределения атомов возникают индивидуальные свойства;- семена вещей чувственно постигаемы, а у атомистов, атом умопостигаем (сейчас уже чувственно постигаем).
5) В чем состоит особенность сократовского объяснения мира?Сократ хочет понять мир в этическом, нравственном контексте. Идея «эйдос» - прежде всего видимость, образ, форма, внешний вид. Он рассматривал субординацию, иерархию идей. Существует главная идея, которая объясняет смысл и существование других идей. Это благо высшая идея. Как найти идею? Сократ предлагал «метод индукции и определений». Сократ ставит этическое выше политического. Чем определяется этическое поведение людей. Поиск предельных оснований социального мира. Поведение людей определяется знаниями. Умеренное поведение человека человек знает, как обуздать свои страсти. Мужество человек, умеющий преодолевать свои страхи. Создал метод субъективной диалектики (учение о развитии). Этот метод состоит из 2 компонентов 1 человек скрывает, что знает истину, 2 умение задавать вопросы. Актуализация идеи. Для Сократа не важно, какая идея, важно, что идея есть, и во-вторых анализ мира. Чтобы понять этот мир мы должны отталкиваться от идеи. актуализируется задача: каким образом идея трансформируется в конкретную единичную вещь.
49) содержание обще-идейных предпосылок магии и естествознания
Сейчас магия и естествознание не признают друг друга.Человек это микрокосмос.Алхимия.
Натурфилосо́фия (от лат. natura природа) Попытка истолковать и объяснить природу, основываясь на результатах, полученных научными методами, с целью найти ответы на некоторые философские вопросы. Занимается важнейшими естественнонаучными понятиями (субстанция, материя, сила, пространство, время, жизнь, развитие, закон природы), познанием связей и закономерностей явлений природы.Конечной целью натурфилософии являются уже научно обоснованная и очищенная космология и космогония
Развитие специфических в средневековье областей знания - астрологии, алхимии, магии - привело к формированию зачатков будущих экспериментальных естественных наук: астрономии, химии, физики, биологии.
Собственно, как натурфилософия, так и европейское естествознание постулируют в качестве своей цели именно постижение 'законов природы' (демонстрируя при этом очевидную тенденцию экстраполировать последние на универсум в целом).
6) Какова взаимосвязь идей и вещей по Платону?Платон сформулировал основную парадигму философского и научного мышления европейцев: «Поиск общих закономерностей многообразия феноменов бытия». Ядро философской системы Платона объективно существующие идеи. Мир неподвижных идей существует, но почему неподвижных? Потому что они бытействуют только когда входят в какой-то предмет. Идеи своеобразные образцы, эталоны вещей чувственного мира. Говорит еще, что существует мир материальных вещей. Под «материей» понимается «апейрон», чистая возможность, воплощение потенции. Мир пассивного начала. Между этими двумя мирами существует три типа отношений:отношение причастности. Все, что может быть в этом мире, заранее предопределено. Все бытействует в виде идей. Любой предмет имеет свой мысленный аналог. Вещь чувственного мира и идея причастны.отношение присутствия. Как только вещь появляется, идея уже присутствует в нем. отношение подражания. Вещь подражает собственной идее.Что из себя представляет идея?идея начинает бытействовать в вещах чувственного мира. Идея есть проект вещи. Идея связана с родом, классом вещей. Идея способ преодоления эмпирического многообразия вещей. идея способ, метод изменения вещи.как бытействует вещь. Идея принцип бытия вещи. Руководящая идея в жизни данной вещи.Идея есть сущность вещи. Платон раскрывает природу абстрактного мышления (обладает понятийной природой).Вводит понятие мастер. У мастера есть сырье (материя). Из этого сырья строит мир, у которого антропоморфный характер. Значит мир имеет 2 начала: мужское (мир неподвижных вещей вечное, неизменное начало) и женское (материя бренное, изменчивое начало).2 причины:- целевая причина, задается эйдосом;- движущая причина определяется высшим благом.Когда эйдос исчезает, вещь исчезает. В человеке идея это душа.
7) Раскройте содержание принципа Аристотеля о текуче-сущностном становлении идеи.Его волнует вопрос что есть единичное бытие? Он актуализирует конкретное. Автор концепции текуче-сущностного становления идеи. Для него важен вопрос как происходит становление идеи? Его формула Ед.в.=f (материя, форма).Материя воплощение потенции.Форма это прежде всего активное начало, в нем содержится эйдос и +действующая причина. Материя и форма конкретной вещи находятся в диалектическом взаимодействии друг с другом. В чувственном мире форма и материя раз и навсегда не заданы. Начало, рождение идеи в первоматерии и заканчивается первоумом. Предлагает иерархию:1 уровень неорганический мир, господствует первоматерия (связь между формой и материей очень слабая)2 уровень растительный мир (связь между формой и материей более менее сильная)3уровенживотныймир4уровень человек (крайний случай, первоформа)Из первоматерии постепенно переходит в первоформу.
8)Раскройте мысль Протагора об относительности всего сущего.Софист Протагор был последовательным сенсуалистом и считал, что мир есть таким, каким он представлен в чувствах человека. К нам дошли вот такие выражения Протагора: "Человек есть мерою всех вещей существующих, что они существуют, и не существующих , что они не существуют." (Другими словами: есть только то, что человек воспринимает своими органами чувств, и нет того, чего человек не воспринимает чувствами.) "Как мы чувствуем, так оно и есть на самом деле." "Все есть таким, каким оно кажется нам."Протагор указывает на относительность нашего познания, на элемент субъективности в нём.
9)Раскройте содержание принципа абсолютной личности.
Средневековая философия глубоко и последовательно продумала принцип абсолютной личности, когда везде и во всем видели примат не природы, не человека, а Б-га. Теоцентризм это историческая форма выражения субъекта, его особого места в мироздании. В условиях, когда человек еще связан теснейшими узами со всеми природными реалиями и родовыми отношениями, но уже начинает осознавать свою специфичность, единственным приемлемым принципом оказывается принцип абсолютной личности, принцип Б-га. Роль субъекта уже выделена, но не настолько, чтобы ее в полной мере относить к отдельным людям. Принцип абсолютной личности - это результат более глубокого, чем в античности, понимания субъективного. Содержание принципа бог открывает человеку тайну мироздания. Тайное то, что бог сотворил мир из ничего, 2) изъявляет свою волю, человек адресат волеизъявления бога, должен принимать все, что идет от бога, как абсолютную истину.
10) Как креационисты объясняют творение мира из ничего?Человек образ и подобие бога, значит тоже творец. Но в реальной жизни есть раб, аристократ, богатый, бедный и т.д. Творцом в античном понимании является ремесленник. Аристократ не творец, так как он презрительно относится к процессу труда. Поэтому в средневековье вводится новое понятие авторитет. Авторитетом обладает господин. (авторитет - творец). Автоматически превращается в творца. А творчество слуги интерпретируется как богохульство, творчество прерогатива господина. Ремесленник не может сотворить из ничего. А бог конечно сотворил мир из ничего. Бердяев говорит, что началась эпоха творчества. Вопрос соотношения света и тьмы. Если вы творите свет вы творец, если творите тьму это не творчество, а антитворчество. Свет творится только любовью, а тьму творит ненависть.
11) Каково обоснование перехода о циклического времени к линейному?
В античности время было циклическое, а в средневековье стало линейное. Определенное соотношение 1000 лет 1 день святого времени. Мир сотворен за 6 дней 6000 лет. Земная жизнь развивается, законы развития человеческого общества.
12) содерж герменефтикиГерменевтика - направление в философии, которое исследует теорию и практику истолкования, интерпретации, понимания. Свое название герменевтика получила от имени древнегреческого бога Гермеса, который был посредником между богами и людьми - истолковывал волю богов людям и доносил пожелания людей богам.
Основные вопросы герменевтики:• как возможно понимание?• как устроено бытие, существо которого состоит в понимании?
Главная идея герменевтики: существовать - значит быть понятым.Предметом исследования, как правило, является текст. К фундаментальным понятиям герменевтики относятся:• "герменевтический треугольник" - взаимоотношения между автором текста, самим текстом и читателем;• "герменевтический круг" циклический характер процесса понимания.
Герменевтика возникла вместе с появлением герменевтических ситуаций - случаев, когда необходимо правильное истолкование и понимание текста.Первыми герменевтами были средневековые теологи-схоласты (Фома Аквинский и другие), которые занимались "расшифровкой" смысла божественных идей, заложенных в тексте Библии
13) В чем смысл средневекового символизма?Отличительная особенность средневековой философии широко применяется принцип символизма (сегодня этот принцип почти не работает). Все специфическое, человеческое через символ. За любым символом реальные вещи. Символ и человек неразрывно связаны. Любая земная вещь символ и символ, который указывает что божественное единство утрачено. Важнейший символ слово («В начале было слово»).
14) В чем суть спора номиналистов и реалистов?Все мыслители делятся на 3 группы:- номиналисты- реалисты - концептуалисты.
Реалисты уверены, что в словах отражается сущность вещей.Номиналисты утверждают, ничего подобного , любое имя всего лишь ярлык , можно придумать новое имя и т.д.Концепт врожденное (внеопытное, мыслительное) образование, мыслительная структура, при помощи которой людям легко постигать мир.
15) Каково соотношение града земного и града божьего?Августин Блаженный определил смысл человеческой истории град земной и град божий. Бог один а людей много проблема соотнесения единого и множественного. Когда люди перейдут в град божий люди перейдут в субстанцию, трансформируются в единое.
16) Какого соотношение антропоцентризма и теоцентризма?Теоцентризм остался, но реальным предметом для размышлений являлся человек.Философия силой мысли проникает в сущность вещей, предметов и явлений, и этот процесс можно представить совершенно адекватным образом, ничего не теряя, через анализ начала философского мышления. А началом философского мышления является человек. Но человек не только начало, но и та граница, за которой небытие, ничто.Принцип субъекта.В античности были непосредственные человеческие отношения (любит или ненавидит).В средневековье отношения стали опосредованными.
Развитие принципа субъекта неизбежно приводит к принципу антропоцентризма. А после антропоцентризма преобразуется в гуманизм.
17) .Как понимается человек в эпоху Возрождения? Б-г дал свободную волю и который сам должен решить свою судьбу, определить свое место в мире. Человек здесь - не просто природное существо, он творец самого себя и этим отличается от прочих природных существ. Он господин над всей природой. Этот библейский мотив теперь существенно преобразован: в эпоху Возрождения постепенно ослабевает характерное для средневековья убеждение в греховности человека и испорченности человеческой природы, а в результате человек уже не нуждается в божественной благодати для своего спасения. По мере того как человек осознает себя в качестве творца собственной жизни и судьбы, он оказывается и неограниченным господином над природой.
18) чем состоит благородство человека по Данте?
При всем том в "Пире" имеется ряд новых тенденций. Прежде всего Данте написал книгу на итальянском языке, тогда как в его времена все ученые произведения писались только по-латыни. В своей книге Данте, например, утверждает, что благородство человека заключается не в рождении, богатстве т титуле, а исключительно в личных достоинствах.
Прежде всего это возвеличивание человеческой личности. По глубокому убеждению поэта, благородство человека зависит не от богатства или аристократического происхождения, а является выражением мудрости и духовного совершенства. Высшей же формой совершенства души является познание, "в нем заключается наивысшее наше блаженство, все мы от природы стремимся к нему".
19) Как Кузанский объясняет непостижимость Бога?
Бог есть очень большая величина. Бог есть вместилище, пространство, в котором многообразие вещей. Не только вместилище, но и воплощение потенции; преобразование этого мира, манифестация в его силе (Анаксагор: все во всем). Бог по Кузанскому во всем, начиная от мельчайших частиц, кончая вселенной. Бог абсолютный интеграл. Важнейшее свойство а. и. его нельзя делить. Таким же свойством обладает и абсолютный дифференциал (самая малая частица). Бог есть и а. интеграл и а. дифференциал. Бог есть недостижимый предел. Круг, прямая и треугольник равняются, сливаются. Если угол треугольника равен 180, сливается с прямой, когда диаметр круга увеличивается до бесконечности, окружность стремится к прямой. Выделяет ступени теоретического познания:- чувственное познание, можно познать только единичное бытие, конечное;- рассудок, человек фиксирует противоречия, противоположность;- разум, сравниваем противоположности;- интеллектуальная интуиция, познает, что противоположности могут совпасть, выявляет совпадения противоположностей.А Бог бесконечен, стало быть его невозможно познать. А человек тот, кто стремится к богу, богочеловек.
20) В чем суть пантеизма?В средневековье бог транцендентен (запределен). Идея пантеизма утверждает, что бог тождественен природе. Бог имманентен природе. И в античности был своеобразный пантеизм. Был политеизм (язычество, многобожье), Милетская школа (Фалес, Анаксимен и др.), Элейская школа (Зенон, Парменид, Платон, Аристотель и др.). Геозоизм одушевленность мира.
О пантеизме можно говорить, когда появляется единый бог: мир и бог тождественны:- идеальный пантеизм (мир растворяется в боге);
- материалистический пантеизм (бог растворяется в мире).В новом времени развивали пантеизм Бенедикт Спиноза, Гегель, Шеллинг и др.
21) Какой смысл вкладывали в творчество возрожденцы?Творчество понималось как рукотворное. Творческий человек рукотворящий человек. Человек по образу и подобию бога, значит тоже творец. 2 темы в худ. культуре:
- библейские сюжеты (влияние теоцентризма);- автопортрет (в антропоцентризме).
Прежде всего художники рисуют себя. В наибольшей степени эффект духовности проявляется. Линейная перспектива изображение на плоскости того, что человек в пространстве. Важным теоретиком и практиком, работавшим на эту тему, был Леон Баттиста Альберти. В
22) В чем содержание линейной перспективы?
Линейная перспектива изображение на плоскости того, что человек в пространстве. Зрение функция оценивания.
23) Что означает транцендентность и имманентность бога транц- характеризующий недоступное опытному познанию, не основанное на опыте. Термин трансцендентальный употреблялся в философии Канта, в частности, для обозначения таких понятий, как Б-г, душа и другие. Иммане́нтность обозначающая неотъемлемость, внутреннюю связь в противоположность внешней. Имманентное свойство неотъемлемое свойство предмета; свойство, присущее ему по самой его природе.
Бог в античности был транцендентен запределен. А в эпохе возрождения имманентен природе, тождественен.
24) Какова процедура познавательного процесса по Ф. Бэкону?
В основе научного познания, согласно Бэкону, должны лежать индукция и эксперимент.
Индукция может быть полной (совершенной) и неполной. Полная индукция означает регулярную повторяемость и исчерпаемость какого-либо свойства предмета в рассматриваемом опыте. Индуктивные обобщения исходят из предположения, что именно так будет обстоять дело во всех сходных случаях. В этом саду вся сирень белая вывод из ежегодных наблюдений в период её цветения.
Неполная индукция включает обобщения, сделанные на основе исследования не всех случаев, а только некоторых (заключение по аналогии), потому что, как правило, число всех случаев практически необозримо, а теоретически доказать их бесконечное число невозможно: все лебеди белы для нас достоверно, пока не увидим чёрную особь. Это заключение всегда носит вероятностный характер. Пытаясь создать «истинную индукцию», Бэкон искал не только факты, подтверждающие определенный вывод, но и факты, опровергающие его. Он, таким образом, вооружил естествознание двумя средствами исследования: перечислением и исключением. Причем главное значение имеют именно исключения. С помощью своего метода он, например, установил, что «формой» теплоты является движение мельчайших частиц тела.Итак, в своей теории познания Бэкон неукоснительно проводил мысль о том, что истинное знание вытекает из опыта. Такая философская позиция называется эмпиризмом. Бэкон и был не только его основоположником, но и самым последовательным эмпириком.
25) Каков критерий истинного знания по Ф. Бэкону?
Тезис: что полезно то и достоверно. Полезные действия эксперимент. Достоверные знания обусловлены экспериментально-практической деятельностью человека. В этом новаторство Бэкона. Утверждает, что источник всех достоверных знаний есть эксперимент. довольно дерзкий, опрометчивый шаг. Определенная программа развития науки эмпиризм. Полезные действия наводят человека на истинные знания метод индукции (доведения). Сам по себе человек как бы ни при чем, в процессе полезного действия он наводится на истину. Человек, т.о. налицо имеет частную (локальную) истину. Переход от частного суждения достоверного к общему суждению. Человек охватывает бесконечное. Результат одного эксперимента применяют везде.
2 недостатка:- в процессе обобщения возможна потеря истины и это невозможно проконтролировать (например, когда человек сделал что-то плохое он плохой);- оказывается в мире идеального существуют такие предметы, которые существуют только в этом мире, которых нет в реальном мире.Если наука развивается по Бэкону, как объяснить существование в науке идеальности? (абсолютно черное тело, идеальный шарик). Т.е. в рамках программы Бэкона невозможно объяснить появление (происхождение) идеального.
26)Какова процедура познавательного процесса по Декарту Основатель практической философии. Вопрос: а что является началом философии? Ответ: человек. Он впервые воспринимает человека как мыслящее, разумеющее существо. («Я мыслю, следовательно существую», «Cogito ergo sum»).
27) Что есть критерий истинности по Декарту?Источник достоверных знаний мыслящий человек. Не рукотворный, а мыслительный процесс утверждается. Метод редукции (переход общего к частному). С точки зрения Рене Декарта человек в мыслительной деятельности всегда отталкивается от предельно общих явлений и доходит к конкретике. При переходе от общего к конкретному истина не может потеряться. Если общее положение истинное, конечный пункт тоже будет истинным. Но откуда знать, что это общее положение истинное? Вопрос открытый, но Рене Декарта этот вопрос не волнует. Р.Д.: начало, откуда происходит это общее суждение интеллектуальная интуиция (что это не известно). Если начальное положение неверно, то частное тоже неверно. Можно проверить опытом. Если неверно, можно изменить исходное положение и повторять, пока вывод не будет верным.Недостатки:
В плане осмысления идеального на 100% не решается. Связывает происхождение идеального только лишь с человеческой субъективностью, с творческой деятельностью человека. Декарт выдвигает другую программу развития науки рационализм.
28) . Как понимает единое в контексте творчества Ньютон?Ньютон считал, что в «натуральной философии» (то есть физике) допустимы только такие предположения («принципы», сейчас предпочитают название «законы природы»), которые прямо вытекают из надёжных экспериментов, обобщают их результаты; гипотезами же он называл предположения, недостаточно обоснованные опытами. «Всё…, что не выводится из явлений, должно называться гипотезою; гипотезам же метафизическим, физическим, механическим, скрытым свойствам не место в экспериментальной философии».[73] Примерами принципов служат закон тяготения и 3 закона механики в «Началах»; слово «принципы» (Principia Mathematica
29) В чем суть юридического мировоззрения? Юридическое мировоззрение, идеалистическая система взглядов, в соответствии с которыми право и государство рассматриваются как основа и главный движущий фактор общественного развития. Юридическое мировоззрение подчёркивало важность правовых начал и законности в жизни общества, выступало с антифеодальным требованием «заменить правление людей правлением закона», оно в смещенном виде изображало действительные закономерности общественного развития. Юридическое мировоззрение абсолютизировало правовую форму общественных отношений, маскируя их реальное социальное содержание: на деле буржуазный закон скрывал за юридическим равноправием фактическое неравенство, за формулой свободы договора экономическое принуждение и т. д.
30) Почему монады Лейбница бытийствуют вне пространства и времени?
Суть философии Лейбница раскрытие и конкретизация принципа предустановленной гармонии. Он объединяет в своей философской системе субъективный идеализм и объективный идеализм. Лейбниц считает, что существует мир умопостигаемый и чувственно воспринимаемых вещей. Вывод: видимый мир всего лишь видимость. Монады духовные атомы, абсолютно самодостаточные, они бытействуют не в реальном мире, а в духовном мире. Они в себе заключают прошлое, настоящее и будущее, программу развития в прошлом, настоящем и будущем. Бог первичная монада, ответственная за все, что есть. Каждая монада развивается абсолютно индивидуально, окна в мир нет. Все вещи имеют простейшие монады ---смутные ощущения. Следующая монада душа (животное и человек) --- ясные представления, есть духи.Что такое пространство (протяженность) и время (длительность) с точки зрения Лейбница?
.Л.: общение людей две монады достигли такого уровня, что могут одновременно говорить и «слушать». Каждая монада абсолютно автономна, абсолютно предустановленная гармония.
31) Существует ли связь монад с реальной действительностью?
Монады духовные атомы, абсолютно самодостаточные, они бытействуют не в реальном мире, а в духовном мире.
32) В чем состоит основная идея просветителей?17 век трансформация субъекта. Принцип разумеющего субъекта потихоньку утверждает разум. Изначально объявляется готовность принимать абсолютно любую точку зрения, лишь бы она была обоснована разумом. Просветители верили, что жизнь людей можно улучшить. Мешает: темнота людей. Задача просветить всех. Бесконечная вера в потенциал разума.---господствовала до 2й половины 19 века. В 20 веке вера в бесконечность, силу разума пошатнулась.
Прежде всего разрабатывается теория естественного человека (английскими философами Джоном Локком и Томасом Гоббсом). Сухой остаток просвещения: поднятие общего культурного уровня, уровня разума всех людей. Сила просвещения: пытались решить проблему невежества всех людей, не дифференцировали людей.
33) В чем состоит историческая заслуга просветителей Вольтера, Руссо, Гольбаха?Вольтер: философия=практика --- в этом заслуга его. «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой».Руссо: «Назад к природе». Но в зрелые годы отказался от этой идеи. Стал заниматься общественным договором, идея суверенитета народа. Законодательная власть должна принадлежать народу. Философ-практик.Гольбах: один из лидеров создания французской энциклопедии. Вершина творчества «Система природы» 1770 г. библия материализма. Анализ материи. Материя все, что дается нашим органом чувств. Самое главное в человеке это его телесное. Т. е. человек никогда не может быть свободным, он всегда зависит от материальных условий бытия. Философия 18 века реализация идей 17 века в практике.
34) Почему французские просветители поддерживали социальную революцию?
С точки зрения таких разумных и естественных начал подвергались критике все исторически сложившиеся и фактически существовавшие формы и отношения (положительная религия, положительное право и т. п.). Под влиянием идей просвещения предприняты были и реформы, которые должны были перестроить всю общественную жизнь (просвещённый абсолютизм и французская революция).
35) В чем суть тезиса «равенство без уравнивания»?В юридическом отношении все люди признавались равноправными. Совершенно непонятная для философов старых школ новая идея состояла в желании установить «равенство без уравнивания».
36) У Канта законы разума не совпадают с законами бытия. Почему?
У Канта главный вопрос вопрос человека. Духовное человека проявчерез контекстные вопросы:что я могу знать? (связан с миром сущего)что я должен делать среди себе подобных? (связан с миром долженствования) на что я могу надеяться? (мир возможного)Внешний мир, реальная действительность, чувственный мир «вещь в себе». «Вещь в себе» не познаваема внешний мир непознаваем, не является источником чувственных восприятий. Адекватным образом не передает чувственный мир. Получая информацию извне, человек строит «вещь для нас». Философия Канта сводится к технологии построения «вещи для нас». Это есть внутренний мир человека транцендентальный мир (зафизический, заопытный мир). Проблема двух миров: вещь в себе и вещь для нас. Кант рассматривает 4 типа челов суждений:аналитические суждения (в которых то, что утверждается об объекте, логически вытекает из определения, понятия этого объекта. Пример: студенты не должны опаздывать на занятия, из понятия студента автоматически вытекает, что они не должны опаздывать);синтетические суждения (то, что утверждается об объекте непосредственно, логически не вытекает из понятия данного объекта. Пример: некоторые студенты опаздывают, из понятия студента не вытекает, что они опаздывают); априорные суждения (которые не используют опытные данные, в опытах не нуждаются, заопытные. Пример: ребенок, родившись плачет, но никто ребенка не учил как надо плакать)апастереорные суждения (суждения, которые используют опытные данные).Вся теоретическая наука сводится к априорно-аналитическим суждения Синтетически-апостереорные суждения опытные знания, практика выдвигается на первый план.Априорно-синтетические суждения: как построить? Вот к чему сводится контекстная проблема, задача, которая возникает перед Кантом. Философии Канта сводится к решению этой задачи.3 универсальных закона бытия: закон сохранения субстанции.. закон взаимодействия субстанций.причинная связь субстанций.Разум способность человека делать умозаключения (по Канту). Эти умозаключения в конечном виде имеют идеи. 3 идеи:идея о миреидея о душеидея о доме (бога?)Антиномии:мир имеет начало во времени и пространстве. Мир вечен и бесконечен.в мире все просто, если есть сложное, оно сводится к простому. В мире нет ничего простого.в мире господствует причинная обусловленность вытекающая из законов бытия этого мира. Помимо причинной обусловленности существует свобода воли. Летящий снаряд не может изменить курс или остановиться, так как не имеет свободу воли. А человек имеет, поэтому его поведение непредсказуемо.есть сущность или нет сущности.
37) В чем суть априорных форм чувственности Канта?Выделяет 4 группы категорий рассудка, врожденные, априорные: 1. категории количества: множественное единичноевсеобщее2. категории качества утверждение отрицаниеограничение3. категории отношения причина следствие видоизменение4. категории модальности или способа бытия возможное необходимое действительноеПолучается 12 категорий, куда рассовывается весь массив знаний.
38) Может ли человек быть свободным с позиции трансцендентальной философии? Объясните. Человеческое существо оказывается в ситуации, которая, во всяком случае, на первый взгляд, представляется нереальной, невозможной. Человек свободен, утверждает Кант, лишь как трансцендентная “вещь в себе”, из чего, по-видимому, следует, что во всей своей эмпирической, реальной жизни он не свободен. Такой вывод был бы правильным, если бы Кант ограничивался одним лишь противопоставлением явлений и “вещей в себе”, реального и потустороннего. В действительности же Кант в известной мере снимает, преодолевает это противопоставление, поскольку, согласно его учению, человек как разумное существо, т.е. в той мере, в какой он действует разумно, находясь в рамках эмпирических обстоятельств, представляет собой не только явление, но свободно действующую “вещь в себе”.
39) Что является движущей силой трансформации Абсолютной идеи в Абсолютный дух?
Философия истории занимает важную часть философии Гегеля. Историю движут противоречия между национальными духами, которые суть мысли и проекции Абсолютного Духа. Когда у Абсолютного Духа исчезнут сомнения, он придёт к Абсолютной Идее Себя, а история закончится и настанет Царство Свободы
Мировая душа или абсолютный дух - в философии Гегеля то, что лежит в основе всего существующего. Только он вследствие своей бесконечности может достичь подлинного познания себя. Для самопознания ему необходимо проявление. Самораскрытие Абсолютного Духа в пространстве это природа; самораскрытие во времени история.
40).Какова роль человека в объективном реализме Гегеля?Человек в онтологии (бытии) Гегеля играет особую роль. Он носитель абсолютной идеи. Сознание каждого человека частица Мирового духа. Именно в человеке абстрактный и безличный мировой дух приобретает волю, личность, характер, индивидуальность. Таким образом, человек есть "конечный дух" Мирового духа.Через человека Мировой дух:проявляет себя в виде слов, речи, языка, жестов;
целенаправленно и закономерно движется действия, поступки человека, ход истории; познает себя через познавательную деятельность человека; творит в виде результатов материальной и духовной культуры, созданной человеком.
41) Наука Логики рассматрвиает динамику идей, какова движущая сила этой динамики?
Наука логики (Wissenschaft der Logik) наиболее трудная для понимания работа Гегеля, которая представляет собой изложение необходимого движения мышления в чистых категориях мысли (Абсолютная идея). Если философия духа и философия природы изображают движение Абсолютной Идеи в её инобытии - в формах движения природы и сознания, то в логике Абсолютная идея находится внутри себя в стихии своей чистоты. Царство чистой мысли есть "царство истины, какова она без покровов, в себе и для себя самой". В этом смысле, наука логики есть изложение самой Абсолютной Идеи в ее необходимом развертывании. Именно в этом смысле «Наука логики» является фундаментом всей системы гегелевской философии. Следует заметить, что "Наука логики" ни в коем случае не опровергает формальную логику, но по замыслу Гегеля, развивает понимание логического до уровня спекулятивного. Формально-логическое по Гегелю является чем-то недостаточным, рассудочным, неполным изображением Логики как жизни Идеи. Только спекулятивное, в котором формально-логическое (рассудочное) преодолевается диалектически, является истинной Логикой.
42) Б-г в системе Гегеля трнасцендентен миру или иммаментен ему,
На место трансцендентного личного Б-га здесь встает пантеистически истолкованный Абсолют - абсолютная идея, имманентная миру и составляющая основу всего существующего. Гегель соединил натуралистический пантеизм Спинозы ("субстанцию") и мистический пантеизм Фихте ("субъект"), освободив последний от остатков трансцендентного. Пересмотр значимости категории бытия осуществляется Гегелем именно для того, чтобы устранить трансцендентность Б-га: "Если Б-г - всереальнейшее существо, то он превращается для нас в нечто потустороннее, и тогда не может быть и речи о познании Его..."
43) Как интерпретирует идеальное К. Маркс?
Идеальное это субъективное бытие предмета, его небытие в себе и бытие в другом и через другое. В терминах гегелевской логики, идеальное есть инобытие (Anderssein). Маркс, описывая идеальную форму стоимости в «Капитале», воспользовался латинской идиомой quid pro quo одно вместо другого. Идеальное в марксизме субъективный образ объективной реальности, то есть отражение внешнего мира в формах деятельности человека, в формах его сознания и воли. Идеальное в марксизме есть не индивидуально-психологический, и, тем более, не физиологический факт, а факт общественно-исторический, продукт и форма духовного производства.Идеальное осуществляется в многообразных формах общественного сознания и воли человека как субъекта общественного производства материальной и духовной жизни. По характеристике Маркса, «…идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней».
44) Как преодолевается спонтанность индивидуального сознания в философии Маркса?
Индивидуальное сознание - это сознание отдельного индивида, отражающее его индивидуальное бытие и через посредство его в той или иной степени общественное бытие. Общественное сознание является совокупностью индивидуальных сознании. Каждое индивидуальное сознание формируется под влиянием индивидуального бытия, образа жизни и общественного сознания. При этом важнейшую роль играет индивидуальный образ жизни человека, посредством которого преломляется содержание общественной жизни.Индивидуальное сознание - сознание человеческого индивида (первичное). Оно определяется в философии как субъективное сознание, так как оно ограничено во времени и пространстве.
45)В чем смысл материалистического понимания истории?
Материали́зм (от лат. materialis вещественный) философское мировоззрение, в соответствии с которым материя (объективная реальность) является онтологически первичным началом (причиной, условием, ограничением), а идеальное (понятия, воля, дух и тому подобное) вторичным (результатом, следствием).В вечном споре материализм представляет собой противовес идеализму.Исторический материализм. Долгое время считалось, что ход истории обусловлен лишь субъективной волей и поступками руководителей и не имеет отдельной самостоятельной объективной направленности. Гегель в своей работе «Философия истории» предположил, что в основе исторического процесса лежит саморазвивающееся идеальное начало, высшая идея, которая становится объективной необходимостью для всех остальных. Исторический материализм окончательно отбросил опору на идеализм. Маркс считал, что причиной и движущей силой исторического развития являются внутренние противоречия в производственной сфере, которые с развитием общества приобретают форму классовой борьбы. Эта причина объективна и, фактически, не зависит от конкретных людей, участвующих в исторических процессах.
46) Почему из экономической теории Маркса следует необходимость социальной революции?
На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или что является только юридическим выражением последних с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке. При рассмотрении таких переворотов необходимо всегда отличать материальный, с естественно-научной точностью констатируемый переворот в экономических условиях производства от юридических, политических, религиозных, художественных или философских, короче от идеологических форм, в которых люди осознают этот конфликт и борются за его разрешение.
47) символическая природа человека и ее следствия «Человек, пишет Кассирер, живет отныне не только в физическом, но и в символическом универсуме. Язык, миф, искусство, религия части этого универсума, те разные нити, из которых сплетается символическая сеть, сложная ткань человеческого опыта. Весь человеческий прогресс в мышлении и опыте утончает и одновременно укрепляет эту сеть. Человек уже не противостоит реальности непосредственно, он не сталкивается с ней лицом к лицу. Физическая реальность как бы отдаляется по мере того, как растет символическая активность человека». По Кассиреру человек, вместо того чтобы обратиться к самим вещам, постоянно обращен на самого себя. Он настолько погружен в лингвистические формы, художественные образы, мифические символы или религиозные ритуалы, что не может ничего видеть и знать без вмешательства этого искусственного посредника. Так дело обстоит не только в теоретической, но и практической сфере. Даже здесь человек не может жить в мире строгих фактов или сообразно со своими непосредственными желаниями и потребностями. Он живет, скорее, среди воображаемых эмоций, в надеждах и страхах, среди иллюзий и их утрат.
48) происхождение идеи пантеизма в эпоху возрождения Джордано Бруно - пантеист. Пантеизм - учение, отождествляющее Бога с мировым целым. Термин "пантеизм" состоит из приставки "пан" (греч. - все) и корневого слова - греческого "теос" (Бог). Бесконечному пространству соответствует бесконечное число миров - такова логика Дж. Бруно. Современный ученый с такой логикой вряд ли согласится. Он будет решать уравнения и уже исходя из полученных результатов судить о свойствах пространства и численности миров. Но Дж. Бруно - не современный ученый, он представитель другой эпохи, эпохи Возрождения